сор что это в школе
Довольно часто в разговоре мы употребляем слово «сор». Этот термин имеет несколько значений и используется в различных ситуациях. В настоящее время слово не очень популярно, но все же используется в лексиконе людей. О том, что такое сор, толкованиях данной лексемы подробно будет рассказано в предлагаемом очерке.
Значения
Что такое сор? У слова «сор» имеется несколько трактовок:
На этом значения изучаемого слова не заканчиваются, существует еще множество других.
Другие определения «сора»
Это слово можно увидеть в следующих вариациях:
Как видно из примеров, значений у слова «сор» довольно много. Далее будут более подробно рассмотрены некоторые из них.
Пират Жак де Сор
Этот французский пират, жил XVI веке. Кроме того, что он напал и захватил Гавану, о нем до наших дней сохранилось не очень много сведений. Известно, что он носил прозвище Ангел-разрушитель. Он получил его после сожжения Гаваны.
Сор являлся предводителем достаточно большой банды пиратов-гугенотов, а также помощником (в какой-то период) другого известного пирата, Франсуа ле Клерка Деревянная нога. Последний получил это прозвище, как не трудно догадаться, из-за деревянного протеза.
Немногие знают, но большая часть пиратов грабила попадавшиеся им на пути суда с одобрения своих монархов. Грешили этим абсолютно все европейские властители, они давали негласное разрешение капитанам на грабеж кораблей из других стран. Взамен короли получали большую часть пиратской добычи, тем самым пополняя казну.
Так, в 1553 году, с разрешения короля Франции Франциска I, Ле Клерк и Де Сор отправились в сторону Нового Света в предвкушении хорошей добычи. В результате этого плавания они добрались до Кубы, которую сначала полностью разграбили, а затем и сожгли ее столицу. Известно, что Сор являлся безжалостным и беспринципным человеком. При каких обстоятельствах он умер, сведений нет.
Солончаки
Продолжая рассматривать, что это такое сор, следует рассказать о солончаках. Сор или, как его еще называют, шор – это одна из разновидностей солончака, который встречается в пустынях Центральной Азии, Африки, Австралии и Северной Америки. На нашем континенте они присутствуют, например, в Туркменистане и Казахстане.
В случае с солончаком сор представляет собой корку соли либо достаточно толстый слой солевой пыли на поверхности почвы. Солончаковому сору присущ запах сероводорода. Рядом с ним ничего не растет, а в почве отсутствует какая-либо форма жизни.
Солончаковый сор появляется в результате испарения или понижения уровня воды в соленых озерах, находящихся неподалеку. Также его появление возможно из-за близко расположенных минерализованных соленых грунтовых вод в почве. Солончаки имеют широкую классификацию, разделяющую их на различные виды и типы.
Мелководный залив
Рассматривая, что такое сор, необходимо упомянуть и об озере Байкал. В этих местах сором называют мелководные заливы озера, которые отделяются от основной его чаши косами или небольшими островами.
Предположительно, название появилось примерно в XVII веке, во время освоения Прибайкалья русскими землепроходцами. Изначально термин «сор» появился в говоре жителей западной части Сибири, обозначал он залив, а также заливаемое во время половодья место.
В настоящее время на Байкале существует пять соров, являющихся достаточно крупными по своему размеру:
Все они располагаются в восточной и северной частях озера Байкал. Зачастую сор отделяется от глубоководной части озера отмелями, косами или островками. По мере того как отмель размывается водами Байкала, сор вполне может постепенно превратиться в настоящий полноценный залив.
Композитор Сор
Фернандо Сор родился в Испании, в Барселоне, в 1778 году. С раннего возраста он обучался игре на различных музыкальных инструментах, таких как виолончель, гитара и скрипка. Обучаясь при монастырской школе Монсеррат, он получил музыкальное образование. Сор достаточно рано показал свои возможности как композитор. Уже в 13 лет он создал свою первую Торжественную (парадную) мессу для органа, хора и солиста. В год своего совершеннолетия он сочинил оперу «Телемах».
За свою жизнь композитором было создано большое количество музыкальных произведений. От либретто для балета, опер, вокальных сочинений до специальных сборников, посвященных обучению и произведениям для игры на гитаре.
Фернандо Сор – это также виртуозный гитарист, слава о котором гремела по всей Европе. Его можно поставить в один ряд с Паганини, разница лишь в том, что последний играл на скрипке, а Сор виртуозно владел гитарой.
Аббревиатура СОР
Это аббревиатурой обозначается Севастопольский оборонительный район. Битва за Крым и оборона Севастополя происходили с конца октября 1941-го до начала июля 1942 года в ходе войны Советского Союза с нацистской Германией.
Севастопольский оборонительный район – СОР – это одновременно и формирование, и сооружение. В качестве сооружения СОР к началу войны являлся практически самым укрепленным местом не только в СССР, но и мире. Сооружения и постройки СОРа включали в себя десятки особо укрепленных позиций с различными видами орудий. Также в него входили минные поля и другие устройства.
Однако, несмотря на это, Севастополь был захвачен фашистами. Основной причиной поражения стало отсутствие боеприпасов у артиллеристов, так как город был блокирован немецко-фашистской армией как с моря, так и суши. Также препятствовали доставке боеприпасов летчики Люфтваффе, которые имели численное превосходство в воздухе. Они пресекали все попытки Красной Армии доставить необходимые для обороны города снаряды.
Рассмотрев, что такое сор, становится понятным, какое большое количество значений, у такого короткого и, казалось бы, такого простого слова.
Значение слова «сор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сор — пыль, мелкий бытовой мусор; в переносном смысле — то, что лишено всякой ценности, незначащая мелочь.
Сор (шор) — тип почвы, разновидность солончака, характерная для пустынь Центральной Азии.
Сор — мелководный залив Байкала, отделённый от него песчаной косой или островом.
Сор, Жак де — французский пират, который захватил и сжёг Гавану в 1555 году.
Сор, Фернандо (1778—1839) — испанский гитарист-виртуоз и композитор, супруг балерины Фелицаты Гюллень-Сор.
Сор — коммуна в департаменте Арьеж, регион Юг — Пиренеи, Франция.
Сор — село в Уватском районе Тюменской области, Россия.
Сор — река в Томской области России, приток Верхней Анмы.
Сор — река в Великобритании, правый приток Трента.
Сор — река во Франции, левый приток Агу.
Севастопольский оборонительный район — система оборонительных укреплений Севастополя, разрушенная во время Второй мировой войны.
Свидетельство о рождении — свидетельство о государственной регистрации факта рождения ребёнка.
«Союз Отечества и Res Publica» — эстонская политическая партия.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. река в России ◆ Сор — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.
1. мелкий мусор, пыль, грязь ◆ Гляжу, это вот такохонький махонький-махонький кусочек сахарцу, и весь в сору, видно оттого, что там долго валялся. Обобрал он с него коготками этот сор, пообдул и говорит: — Раскрой рот. Н. С. Лесков, «Очарованный странник», 1873 г. ◆ По настилке чердака, вздымая пыль и сор, неуклюже-проворно двигалась исчерна-серая масса и то раскачивала оставшуюся, из кирпича сложенную, трубу (другая уже повалилась), то отдирала тесину и бросала её книзу, то хваталась за самые стропила. И. C. Тургенев, «Степной король Лир», 1870 г. ◆ Грязь такая была кругом… Скорлупа, сор… пахло… мерзко было. Ф. М. Достоевский, «Записки из подполья», 1864 г. ◆ Он был чрезвычайно уныл, и вдобавок все его изнеможденное болезнью лицо было исцарапано и испачкано, а платье его было в сору и в пуху; очевидно, он был в большой переделке. Н. С. Лесков, «Дама и фефёла», 1894 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. разг. что-либо ненужное, лишнее, являющееся помехой ◆ Здесь, кажется, каждая щепка, камешек, сор — всё имеет свое назначение и идет в дело. И. А. Гончаров, «Фрегат «Паллада»», 1855 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пускатель (существительное):
СОЧ и СОР – это хорошо, а оценки травматичны для человека любого возраста
Реформы образования – больное место для казахстанцев. Любая попытка модернизировать систему обучения воспринимается в штыки, выливается в бесконечные дискуссии на телевидении и плодит истеричные посты в соцсетях. И, собственно, возмущающиеся правы во многом, но не во всём. К примеру, пытаться ввести трёхъязычное обучение, по моему мнению, это как переносить воду решетом: результата ноль, усилий и бюджета потрачено неимоверное количество.
А вот вопли по поводу Пусек бятых и новых видов оценивания – для меня показатель того, как много и долго мы должны учить и воспитывать, в первую очередь, наших взрослых. К сожалению, казахстанские родители не готовы к переменам. Реакция на безобидную лингвистическую сказку Л.Петрушевской оказалась такой бурной, что мне стало страшно за школьников: как же они, бедные, достигают учебных целей и вообще учатся, если дома у них только и разговоров, что все учителя – дебилы, а новая программа страшнее атомной войны?
Нынешнее поколение родителей – микс детей 1990-х, которые застали старые советские учебники, и детей 2000-х, познавших ЕНТ. И тем, и другим сложно понять, что происходит сейчас в казахстанском образовании. Попробую объяснить на пальцах, что такое суммативное и формативное оценивание, и почему СОЧ и СОР – это хорошо.
Представьте себе, что вы варите суп по новому рецепту. И в процессе варки вы пробуете этот суп на соль, думаете, что бы добавить из приправ, размышляете, как бы его улучшить и что в следующий раз лучше не сыпать. Это формативное оценивание для чайников.
Суть его в том, что учитель в процессе обучения даёт обратную связь ребёнку, подбодряет и помогает формировать навык самооценивания. Поэтому вы видите в дневниках и тетрадках смайлики и бабочки. Это способ снизить тревожность ученика, вовлечь его в процесс обучения. Оценки травматичны для человека любого возраста, у учителей же при ежедневном выставлении отметок формируется автоматизм и часто практикуется формальный подход. Проще говоря, цифры в журнале и дневниках часто просто рисуются и берутся с потолка. Кроме того, оценка очень часто превращается в инструмент манипуляции ребёнком со стороны родителей. Так что да, формативное оценивание – во благо и хватит придираться к ромашкам в дневниках.
Но вернёмся к нашему супу. Вот вы его доварили, наконец, и теперь самое время решить, удался ли он, достигли ли вы цели. Вы его налили в тарелку, попробовали и решили, что суп удался и теперь вы умеете его варить. Это суммативное оценивание. Формативное – оценивание процесса, суммативное – результата.
Чтобы сварить суп по нормам ГОСТа, вам необходимо соблюдать нормы закладки ингредиентов. В школе это СОР и СОЧ, суммативное оценивание раздела и за четверть. Это ваш ГОСТ. В СОР и СОЧ каждый параметр учебного стандарта заложен в дескриптор – его описание, что делает жизнь вашего ребёнка заметно легче. Ему нужно знать стандарт темы, как его достичь и иметь в виду, что он будет проверяться на суммативном оценивании.
Много жалоб на то, что дети-отличники не справляются с заданиями СОР и СОЧ, в то время как троечники выполняют их на 100%. Почему? Одна из причин – у троечников сильнее развиты навыки обработки информации, тогда как отличник просто старается её запомнить. Не за те навыки мы ставили 4 и 5 в своё время. Воспроизведение материала, то есть обычное запоминание, – это только первая ступень учебных навыков. Согласитесь, многие становятся отличниками потому, что легко воспроизводят зазубренный материал. Высшая ступень – это синтез и анализ знаний. И СОЧ и СОР как раз по дескрипторам определяют, на каком уровне находится ученик.
Многие родители проклинают школу и её реформу потому, что не в состоянии отследить успеваемость своих детей. Например, любимая фишка особо истеричных индивидуумов в Фейсбуке – жаловаться, что они часами сидят и делают домашнее задание и всё равно ничего не понимают, или что отдают бешеные тысячи на репетитора. Можно спросить, зачем? Зачем вы сидите с детьми и делаете за них уроки? Вы всё равно другие, вы не умнее своих детей. Вы не сможете им помочь, да и не нужно. Всё, что нужно вашему школьнику – научиться добывать и обрабатывать информацию, анализировать её и синтезировать новую. Хватит жаловаться, что ваш учитель не учит, он и не обязан учить.
В новой действительности учитель – проводник. Он не должен рассказывать часами об Африке. Ваш учитель расскажет, как и где добыть информацию об этой Африке, обучит способам её обработки, покажет, как синтезировать текст, таблицу, графики. Перестаньте кричать: «За что учитель получает зарплату, если мой ребенок сам все учит?!». А кому нужно ваше образование, если не вам в первую очередь? И потом, научить ребёнка функциональной грамотности тоже дорогого стоит, и ваш учитель делает это. Вы только не мешайте ему делать свою работу. Не знаете, что такое функциональная грамотность? Конечно, не знаете. Нас такому не учили, не готовили к жизни в цифровую эпоху. Мы понятия не имели, что такое интернет, что на нас нахлынет информационный шквал. Пора принять факт, что наши дети рождены в 21 веке. Это другое поколение, им жить в другой реальности. Так зачем вы возмущаетесь учебниками русского языка, где упоминается «Юфрейм»? А что там должно упоминаться? Лапти и пионерия?
Конечно, авторитет и репутация казахстанской школы подорваны давно. Но ведь там ваши дети. Не надо тащить их с собой в пучину невежества, неврастении, истерии. Перестаньте контролировать детей и их оценки. Лучше разговаривайте с ними. И вы будете поражены: какое это удивительное новое поколение, и как много они знают. И примите уже наконец как данность, что на дворе 21 век.
Не так страшен СОР, как родителям казалось
Баталии вокруг обновленного образования, исключившего из дневников учеников 1, 2, 5 и 7-го классов ежедневные оценки, не утихают в социальных сетях и на форумах в Интернете.
Однако, когда родители учеников шахтерской столицы решили высказать претензии работникам образования “лицом к лицу”, скандал перешел в мирный диалог, итогом которого стало понимание: не так уж, оказывается, и страшны реформы в образовании.
Отмена оценок = переход на хозрасчет?
На “круглый стол” по теме: “Проблемы педагогов и современного образования”, организованный по инициативе местного филиала Коммунистической народной партии Казахстана, родители детей, начавших с этого года обучаться по программе обновленного образования, пришли в боевом настрое.
Одна из мам даже зачитала набравший рекордное число лайков в “Фейсбуке” пост: “Когда запретили продавать лекарства без рецептов, я сразу сказала: ждем перехода на платную медицину. Сегодня я поняла, к чему вводится новая система образования, где учебник и учитель – всего лишь навигаторы. Сделал или не сделал домашнюю работу – твои проблемы. Оценки за нее не ставят. Главное сдать СО – суммативное оценивание. Итак, что мы имеем? При такой безоценочной системе с учебником и учителем-навигатором успеваемость однозначно упадет. Но СО нужно сдать, иначе ученик не будет аттестован. Зачем такая многоходовочка? Школы переходят на хозрасчет. То есть теперь школы должны сами себя окупать. Если поликлиники продают полисы, то школа на хозрасчете будет продавать репетиторство, ведь с таким школьным обучением без него никак. Плюс ко всему за внедрение данной системы образования министерство образования получит деньги”.
– Насколько все описанное имеет место быть? – закидали вопросами работников отдела образования, директоров школ и педагогов возмущенные родители. – Вы ведь наверняка знаете, что данная тема сегодня активно обсуждается в соцсетях, вызывая ажиотаж. Объясните, что такое это “суммативное оценивание”? Каковы его плюсы и минусы для ученика и преподавателя? И про хозрасчет – это правда или домыслы? Чем помогут детям и их родителям школьные психологи
Первой взяла огонь на себя заместитель директора лицея № 2 по учебной работе Елена СОН:
– Плюс суммативного оценивания заключается в том, что ученик, родитель и учитель заранее знают все критерии, по которым будет вестись оценивание. Высчитывать же итоговый балл будет не учитель, а электронный журнал – на основе занесенных в него баллов, набранных ребенком. Родители получают формативный отзыв, который определяет зону ближайшего развития конкретного ученика. То есть ученик сделал работу, учитель ее проверил, выявил какие-то западающие моменты. Допустим, у него слабая арифметика, он плохо складывает, невнимателен. Педагог предоставляет рубрику для родителя.
– Это что, концентрация на самообучении? – зашумели родители.
– Почему? В период изучения раздела ведется определенная работа для того, чтобы ученик написал суммативную работу по ее итогам. После этого будет получен определенный результат, с которым познакомят и ученика, и родителей. Здесь большой плюс в том, что родители вовлечены в этот процесс. Другое дело, если не все они готовы войти с нами в это профессиональное общение и разделить ответственность.
Домашнее задание – только для детей!
– У меня сын пошел в первый класс, – конкретизировала общее настроение родителей карагандинка Виктория КИМ. – Я работаю с 9 утра до 8 вечера. Ребенок приходит из школы с домашним заданием, но я не могу проверить его на знания, так как оценок нет. Но мне хочется знать минусы и плюсы своего ребенка. Освоил он или не освоил тему. Понять, где ему подсказать, а где он не нуждается в помощи. Как мне быть? Как проверить своего ребенка?
Родительнице на примере своей практической работы попыталась дать ответы заместитель директора гимназии № 1 филолог Татьяна ШНЕЛЬ:
– Суммативное оценивание за раздел (СОР) – это оценка навыков ребенка, которые он приобрел в процессе его изучения, – терпеливо объяснила она. – Я разрабатываю дискрипторы, то есть определяю навыки, которые должны выработаться у ребенка в процессе изучения данного раздела. Например, применение цитирования, определение основной идеи и темы текста. В процессе изучения раздела я этому обучаю своих учеников. Для чего я даю задание на дом? Чтобы дома ребенок закрепил навык, который я с ним развивала на уроке, а затем принес мне выполненное задание, и я увидела, освоил он это или нет.
– Почему бы в таком случае не поставить оценку за домашнее задание? – заволновались родители.
– Проблема в том, что многие родители выполняют домашнее задание за свое чадо, – парировала педагог. – Представьте мое состояние, когда я работаю с ребенком, а он приносит мне домашнее задание, в котором просматривается взгляд в лучшем случае 40-летней женщины на данную проблему, в худшем – 70-летней.
Как я могу оценить деятельность, которую я на уроке не давала? Получается, и саму идею ребенок не уловил, потому что ему дома помешали.
Ведь в чем прерогатива непосредственно обновленного образования? В осуществлении обратной связи – ребенка и учителя. Я увидела, что ученик не определил идею произведения, поэтому возвращаюсь с ним к теме снова и работаю индивидуально. И когда начинаю идти к суммативному оцениванию, понимаю, что такие-то навыки с ним отработала.
– А почему мы говорим о суммативном оценивании за раздел?
– Суммирование оценок не должно для родителей иметь такого большого значения. Для родителей мы даем обратную связь в качестве рубрикаторов, где пишем, на каком уровне навыки ученика и над чем ребенку надо поработать. Обратная связь в начальной школе обязательно дается через тетради. Вот проверил учитель работу и пишет: “Молодец, справился!” или “Тебе необходимо повторить такое-то правило”, “Обрати внимание на такие-то ошибки”. То есть сейчас не будет: “Ставлю “два”, иди и исправляй! Нанимай репетитора!”.
Наоборот, значение репетитора как раз сводится к нулю. Репетитор, который не прошел обновленное образование, не сможет помочь ребенку. Он только нанесет вред.
Ведь что такое репетитор? Если он выполняет за ребенка домашнее задание и говорит о том, что ваш учитель в школе ничего не делает, я бы вообще поставила под сомнение эту деятельность. Во-первых, репетитор должен вести за собой, как тренер, научить ребенка мыслить и работать самостоятельно. А если он просто выполняет домашнее задание за ученика, таких репетиторов нужно гнать.
Мыслить, а не заучивать…
По словам педагогов, обновленное образование обнажило главную проблему: старые методы образования вбивали знания в головы детей, но не приучали мыслить нестандартно и применять знания на практике.
– Вот недавно у меня пятиклашки написали работу, – подкрепила это утверждение примером из практики Татьяна Шнель. – Двое отличников написали ее на два балла из шести, а дети, которые считались троечниками, написали на четыре. “Суммативка” очень простая, с ней справится любой ребенок. Давался текст, нужно было определить его тему, выписать ключевые слова и по ним воспроизвести близко к оригиналу.
У троечника способность “выживания” больше, он быстро ухватил, понял, какие именно слова ему помогут восполнить текст, выписал их, а потом по этим словам воспроизвел. А ребенок, который привык заучивать дома, судорожно пытался заучить текст. Слова выписал первые попавшиеся, потому и воспроизвел только начало первого абзаца.
Пришла возмущенная мама: “Как это так, она у меня всю жизнь была отличницей!”. Да, но на пьедестал теперь ставится умение ребенка свои теоретические навыки применить на практике. Это называется “функциональная грамотность”.
Педагоги объяснили: поменялись не учебники и не программа, а содержание образования в целом.
– Если в прошлом году в 5-м классе, проходя “Бородино”, я потратила целый час, чтобы объяснить детям, что такое “редут”, “лафет”, “кафтан” и т. д., в этом году дети уже пришли с этими знаниями. Они знают, что война ХVIII века – это не война с фашистами, как отвечали в прошлом году. Сейчас на уроках истории они изучают то, что помогает им в освоении программы русской литературы. То есть теперь идет межпредметная связь, интеграция – как вертикальная, так и горизонтальная. И в этом также преимущество обновленного образования.
По поводу ажиотажа вокруг лингвистических сказок Петрушевской педагоги только руками всплеснули: “Да эти сказки мы 10 лет изучали в казахстанской школе в качестве разминки, и все было тихо! А детям так они вообще очень нравились”. Авторы казахстанских учебников по русскому языку выступили в свою защиту
– Поймите, эти сказки формируют логику, языковое чутье, – пояснили филологи. – И откуда взялся ажиотаж, непонятно.
– Любое новшество подвергается сомнениям, – подытожила Елена Сон. – Но нужно попытаться понять, зачем ввели обновленное образование. Критиковать можно всё, но надо с доверием относиться к школе и к учителям, которые там работают. Мы ведь не враги, мы союзники и делаем одно дело с вами, родителями. Воспитываем грамотных, умных граждан Казахстана.
Вопреки ожиданиям учителям удалось убедить родителей, присутствующих на мероприятии, в необходимости нынешних реформ. Остальных убедит время и результат, считают они.