сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано

Оперуполномоченный, он же следователь?

ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ, ОН ЖЕ СЛЕДОВАТЕЛЬ?

Еще раз к вопросу о недопустимости доказательств, полученных с нарушением порядка их собирания и закрепления

сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Смотреть фото сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Смотреть картинку сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Картинка про сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Фото сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентированоВ № 23 (160) «АГ» за 2013 г. опубликована статья коллеги Бориса Абушахмина «Ненадлежащее лицо», в которой мотивированно, со ссылкой на УПК РФ и Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», доказана недопустимость производства следственных действий по делу оперативными сотрудниками правоохранительных органов. Практически полностью соглашаясь с доводами уважаемого автора, полагаю необходимым дополнить их и поделиться своими наработками и практикой.

Случаи допустимого участия

Наверное, всем юристам, участвующим в досудебном производстве по уголовному делу, известен непроцессуальный термин «оперативное сопровождение». Ни для кого не секрет, что за этим понятием скрывается использование возможностей оперативного аппарата правоохранительных органов в формировании доказательной базы по делу.

Однако порядок сбора и оценки доказательств строго регламентирован главами 10 и 11 УПК РФ, статьи которых не предусматривают такой возможности для должностного лица правоохранительного органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия.

Статья 89 УПК РФ обязывает проверять результаты оперативно-розыскных мероприятий в досудебном производстве путем осуществления следственных действий, причем проверке следственными действиями подлежат в первую очередь результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных до возбуждения уголовного дела. На практике данное требование влечет за собой обязательный допрос в качестве свидетелей лиц, осуществлявших эти мероприятия.

Как известно, после возбуждения уголовного дела результаты оперативно-розыскных мероприятий рассекречиваются и передаются следователю в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными инструкциями. В переданных следователю материалах содержатся данные о конкретных штатных сотрудниках правоохранительных органов, лично проводивших оперативно-розыскные мероприятия или непосредственно участвовавших в них.

Дальнейшее взаимодействие следователя и должностного лица правоохранительного органа, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия, определяется содержанием п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Согласно этой норме следователь имеет право давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Таким образом, в данной части придерживаюсь несколько иного мнения, нежели Борис Абушахмин, говорящий о полной невозможности проведения следственных действий оперативными работниками, являющимися сотрудниками органа дознания. Как мы видим, указанная норма ст. 38 УПК РФ позволяет сотруднику органа дознания произвести следственные действия по отдельному поручению следователя. А ст. 157 УПК РФ прямо обязывает орган дознания в определенных случаях проводить неотложные следственные действия. Полагаю, существо вопроса несколько в другом.

Источник

Чем регламентируется присутствие оперативного сотрудника на допросе подозреваемого у дознавателя или следователя?

Здравствуйте! Чем регламентируется присутствие оперативного сотрудника на допросе подозреваемого у дознавателя или следователя?

сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Смотреть фото сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Смотреть картинку сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Картинка про сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано. Фото сопровождение уголовного дела оперативным сотрудником чем регламентировано

Адвокат Антонов А.П.

Согласно ст.164 Уголовно-процессуального кодекса, следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 настоящего Кодекса, производятся на основании постановления следователя.
В случаях, предусмотренных пунктами 4 — 9, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, следственные действия производятся на основании судебного решения.
Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.
При производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями первой — четвертой, 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 159 частями пятой — седьмой, 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 164.1 настоящего Кодекса.
Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 — 8 настоящего Кодекса, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если в производстве следственного действия по уголовному делу в отношении соучастников преступления участвует лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, то оно предупреждается о предусмотренных главой 40.1 настоящего Кодекса последствиях несоблюдения им условий и невыполнения обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, в том числе в случае умышленного сообщения ложных сведений или умышленного сокрытия от следствия каких-либо существенных сведений.
При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Перед началом следственного действия следователь предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.
Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Таким образом, участие оперативного сотрудника регулируется нормами УПК РФ.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Источник

Приказ МВД Росси от 19 июня 2012 года № 608 » О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»

ПРИКАЗ МВД России от 19 июня 2012 г. N 608

«О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности

в системе МВД России»

в ред. приказов МВД России от 04.08.2016 N 452,

от 29.09.2016 N 599, от 14.08.2018 N 522, от 01.07.2019 N 439)

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1997, N 29, ст. 3502; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3707; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011; 2008, N 18, ст. 1941; N 52, ст. 6227, 6235; 2016, N 27, ст. 4238.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

2. Установить, что в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации к оперативно-розыскной деятельности допускаются по должности :

Подпункт 11 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1334).

(подпункт 2.1 в ред. приказа МВД России от 04.08.2016 N 452)

2.2. В территориальных органах МВД России :

За исключением Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

(сноска в ред. приказа МВД России от 14.08.2018 N 522)

2.2.1. Начальники территориальных органов МВД России и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе.

За исключением территориальных органов МВД России на районном уровне.

(подпункт 2.2.2 в ред. приказов МВД России от 04.08.2016 N 452, от 14.08.2018 N 522)

При наличии штатных должностей оперативных сотрудников.

2.2.4. Начальники линейных отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на межрегиональном и районном уровнях, при отсутствии в них штатных должностей оперативных сотрудников.

(подпункт 2.2.4 дополнен приказом МВД России от 29.09.2016 N 599)

3. Установить, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности (за исключением руководителей подразделений, указанных в подпункте 2.2.4), а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.

(пункт 3 в ред. приказа МВД России от 29.09.2016 N 599)

4. Разрешить руководителям органов внутренних дел, уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в пределах своих полномочий расходование денежных средств, выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность оперативных подразделений.

Зарегистрирован в Минюсте России 7 сентября 2011 года, регистрационный N 21746.

к приказу МВД России

ПЕРЕЧЕНЬ

оперативных подразделений системы МВД России, правомочных

осуществлять оперативно-розыскную деятельность

Источник

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 августа 2018 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В целях совершенствования организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, приказываем:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемую Инструкцию по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем.

2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителям директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, заместителям руководителя Федеральной таможенной службы, заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации организовать ознакомление подчиненных должностных лиц с настоящим приказом и обеспечить контроль за его исполнением.

Директор Федеральной службы

по финансовому мониторингу

Министр внутренних дел

приказом Генеральной прокуратуры

Росфинмониторинга, МВД России,

ФСБ России, ФТС России,

21.08.2018 N 511/244/541/433/1313/80

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 31, ст. 4398.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2014, N 11, ст. 1094.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. 1), ст. 3418.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349.

4. Основными принципами информационного взаимодействия являются законность, уважение и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.

5. Информационное взаимодействие осуществляется на федеральном уровне, на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

6. Вопросы информационного взаимодействия относятся к компетенции:

6.1. Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, начальников главных управлений, управлений, отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах и их заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и их заместителей, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур и их заместителей.

6.3. Министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, начальников подразделений центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и их заместителей, начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу и его заместителей, начальников управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам и их заместителей, начальников линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и их заместителей, министров внутренних дел по республикам и их заместителей, начальников главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации и их заместителей.

6.5. Руководителя ФТС России, его заместителей, начальников главных управлений, управлений ФТС России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание, их заместителей, начальников региональных таможенных управлений, таможен и их заместителей.

6.6. Председателя Следственного комитета Российской Федерации, его заместителей, руководителей подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации и их заместителей.

7. Информационное взаимодействие осуществляется в следующих формах:

7.2. Исполнение запросов Росфинмониторинга, предоставление информации, содержащейся в базах данных правоохранительных органов, обеспечение автоматизированного доступа Росфинмониторинга к базам данных правоохранительных органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7.3. Обеспечение доступа правоохранительных органов к Единой информационной системе, создаваемой Росфинмониторингом, в порядке, определяемом двусторонними соглашениями между Росфинмониторингом и правоохранительными органами.

7.4. Информирование Росфинмониторингом правоохранительных органов о выявленных фактах нарушений законодательства Российской Федерации, а также о причинах и условиях, им способствующих.

7.5. Обмен статистическими, аналитическими и справочными материалами, методическими рекомендациями, представляющими взаимный интерес.

8. Механизм информационного взаимодействия в электронной форме определяется межведомственным соглашением, заключаемым Росфинмониторингом с заинтересованными правоохранительными органами.

9. Запросы, направляемые в рамках информационного взаимодействия, подписываются должностными лицами, указанными в пункте 6 настоящей Инструкции.

10. Должностные лица правоохранительных органов и Росфинмониторинга, участвующие в информационном взаимодействии, обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, составляющих государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

II. Информационный обмен между Росфинмониторингом

и правоохранительными органами

11. Информационный обмен между Росфинмониторингом и правоохранительными органами включает:

11.1. Выявление и проверку первичной информации о фактах легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, а также о предикатных преступлениях.

11.2. Направление Росфинмониторингом на основании статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ информации и материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

11.3. Взаимодействие при производстве предварительного расследования уголовных дел.

12. Основными задачами информационного обмена на стадии выявления и проверки первичной информации о фактах легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества являются:

12.1. Для Росфинмониторинга:

12.1.1. Проверка информации, получаемой от организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и других лиц, в соответствии с действующим законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и выявление операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества.

12.1.2. Идентификация лиц, проходящих по материалам финансового мониторинга операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и проверяемых Росфинмониторингом по подозрению на причастность к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, их представителей и (или) выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

12.1.3. Получение имеющихся в правоохранительных органах данных, указывающих на возможное преступное происхождение денежных средств или иного имущества, операции с которыми проверяются Росфинмониторингом, а также сведений о проверяемых лицах, их представителях и (или) выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах.

12.1.4. Обеспечение взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и выполнения обязательств по соответствующим международным договорам Российской Федерации (при наличии международного поручения или письменного запроса).

12.2. Для правоохранительных органов:

12.2.1. Проверка лиц на причастность к совершению преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, а также связанных с ними предикатных преступлений.

12.2.2. Выявление признаков совершения предикатных преступлений посредством установления наличия (отсутствия) в базе данных Росфинмониторинга сведений о совершении лицами, проверяемыми на причастность к таким преступлениям, их представителями и (или) выгодоприобретателями, бенефициарными владельцами операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества.

12.2.3. Установление имущества, подлежащего аресту в целях обеспечения возможной конфискации.

13. В целях решения задач, указанных в подпункте 12.1 настоящей Инструкции, Росфинмониторинг направляет запрос в правоохранительные органы о предоставлении информации и документов.

Правоохранительные органы в пределах своей компетенции предоставляют следующие данные:

13.1. О лицах, объявленных в местный, федеральный и международный розыск.

13.2. О владении автотранспортными средствами и их регистрации.

13.4. О возбужденных, прекращенных, направленных в суд уголовных делах о преступлениях, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, а также о предикатных преступлениях.

13.5. Иную информацию и документы, необходимые Росфинмониторингу для осуществления возложенных на него федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций.

14. При наличии в правоохранительных органах сведений о возможной причастности лиц, информация о которых запрашивается Росфинмониторингом, к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества или о совершении этими лицами предикатных преступлений в Росфинмониторинг направляются соответствующие сведения с учетом требований Закона Российской Федерации N 5485-1 и иных нормативных правовых актов о защите государственной и служебной тайны.

15. В целях реализации задач, указанных в подпункте 12.2 настоящей Инструкции, правоохранительные органы направляют в Росфинмониторинг соответствующие запросы с изложением оснований проверки и по возможности полных установочных данных о проверяемых юридических и физических лицах. Требования к запросу о предоставлении информации, порядок заполнения запроса и его образец приведены в приложениях N 1 и N 2 к настоящей Инструкции.

Запросы, поступившие из правоохранительных органов (структурных подразделений правоохранительных органов) и подписанные должностными лицами, к компетенции которых не относятся вопросы информационного взаимодействия (пункт 6 настоящей Инструкции), а также запросы, не удовлетворяющие требованиям, установленным настоящей Инструкцией, не подлежат рассмотрению и возвращаются инициатору запроса.

16. При отсутствии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции (сделки) связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, но при наличии сведений о сделках, имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствии сделок целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, неоднократном совершении операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, Росфинмониторинг направляет в правоохранительный орган запрос для получения дополнительной информации. Запрос должен содержать:

16.1. Сведения о наличии в информационных базах Росфинмониторинга информации об операциях (сделках) проверяемых лиц, приблизительных суммах и периоде совершения операций, их характере.

16.2. Указание на характер и объем дополнительной информации, необходимой Росфинмониторингу для дальнейшего анализа операций (сделок) проверяемых лиц на предмет установления достаточных оснований, свидетельствующих о связи операций (сделок) с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества.

Указанный запрос правоохранительных органов должен содержать:

17.1. Данные, позволяющие идентифицировать проверяемых юридических и физических лиц.

17.2. Изложение существа запроса и его обоснование с указанием информации (при ее наличии) об операциях (по возможности вид операции, способ осуществления, а также сведения о счетах, по которым проводились операции).

17.3. Данные, указывающие на связь операций с государством, где находится запрашиваемое ПФР.

Информация, полученная от ПФР иностранного государства, может быть использована исключительно в целях оперативной проверки или оперативного сопровождения по уголовному делу и в дальнейшем без надлежащего оформления и предварительного получения согласия соответствующего ПФР иностранного государства не может быть приобщена к материалам уголовного дела и использована в суде в качестве доказательства.

18. Взаимодействие между правоохранительными органами и Росфинмониторингом на стадии расследования уголовных дел включает:

18.1. Со стороны Росфинмониторинга:

18.1.1. Продолжение сбора, обработки и анализа информации о финансовых операциях (сделках), совершаемых проверяемыми лицами, по ранее переданным в правоохранительные органы информации и материалам.

18.1.2. Исполнение запросов, касающихся мониторинга операций, совершенных вновь выявленными лицами, проверяемыми на причастность к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества.

18.1.3. Подготовку по запросам правоохранительных органов дополнительных выборок, схем и аналитических документов с использованием информационно-технологических ресурсов Росфинмониторинга.

18.1.4. Подготовку, в том числе по запросам правоохранительных органов, информации и материалов, необходимых для принятия органами предварительного расследования мер по обеспечению возможной конфискации путем наложения ареста на денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, предикатных по отношению к ним преступлений, а также на доходы от этого имущества.

18.1.5. Обеспечение взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.

18.2. Со стороны правоохранительных органов:

18.2.1. Информирование Росфинмониторинга о результатах использования полученной информации.

18.2.2. Направление уточняющих или проверочных запросов для проведения дополнительного финансового анализа с использованием информационных ресурсов Росфинмониторинга и возможностей ПФР иностранных государств (при обосновании в запросе такой необходимости).

19. Предусматриваются следующие ограничения по исполнению Росфинмониторингом запросов, поступивших из правоохранительных органов:

19.1. В базе данных Росфинмониторинга отсутствуют сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, совершенных до вступления в силу Федерального закона N 115-ФЗ, то есть за период до 1 февраля 2002 г., и он не вправе запрашивать эти сведения, за исключением информации, предоставленной на основании международных договоров.

19.2. Не подлежат предоставлению сведения о финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом, совершенных до вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», то есть до 30 июня 2013 г., которые связаны с легализацией денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ.

20. Запросы, поступающие в Росфинмониторинг из правоохранительных органов, исполняются в течение 30 дней со дня их получения. По согласованию между должностными лицами, уполномоченными осуществлять информационное взаимодействие, может быть установлен иной срок исполнения запроса.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 28, ст. 4070.

При невозможности предоставить ответ на запрос стороны информируют друг друга в те же сроки.

III. Направление информации и материалов

Росфинмониторингом в правоохранительные органы

в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ

21. Росфинмониторинг при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ.

Решение о направлении информации и материалов в правоохранительные органы принимается должностными лицами, указанными в подпункте 6.2 настоящей Инструкции.

22. Направлению в правоохранительные органы (как в инициативном порядке, так и по запросам правоохранительных органов) в силу статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат:

22.1. Письмо, адресуемое должностным лицам, указанным в пункте 6 настоящей Инструкции, с изложением сведений о том, что операция либо сделка связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества.

22.2. Информационная справка, в которой излагаются результаты анализа операций (сделок) проверяемых лиц на предмет связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и содержатся следующие сведения:

22.2.1. О поводе для проведения финансового расследования: запрос правоохранительного органа, иное (в том числе инициативное расследование на основе анализа и оценки рисков); о характере и об источнике поступления в Росфинмониторинг (его территориальные органы) информации о финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом.

22.2.2. Об установочных данных, позволяющих идентифицировать юридических и физических лиц, совершающих (или совершавших) финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, возможно связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, их представителей и (или) выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев.

22.2.3. О финансовых операциях (сделках), совершенных в рамках предикатных по отношению к легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества преступлений.

22.2.4. О периоде, общем количестве и суммах совершенных финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом с целью легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества.

22.2.5. О выявленной схеме легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества и признаках, свидетельствующих о том, что совершенные финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом могут быть связаны с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества.

22.2.6. О денежных средствах, ценностях и об ином имуществе (включая сведения о местонахождении имущества), полученных лицами, указанными в подпункте 22.2.2 пункта 22 настоящей Инструкции, в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, связанных с ними предикатных преступлений, а также о доходах от этого имущества.

22.3. Материалы, то есть информация и документы, получаемые Росфинмониторингом от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, налоговых, таможенных и иных государственных органов, а также от Банка России, сведения о финансовых операциях проверяемых лиц, схемы финансовых операций, выписки из государственных реестров и регистров, иная информация, подтверждающая доводы, изложенные в информационной справке.

22.5. Информация, в отношении которой, по мнению Росфинмониторинга, необходима дополнительная проверка посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

22.6. Сведения об ответственном исполнителе от Росфинмониторинга.

23. При отсутствии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция либо сделка связана с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, но при наличии сведений об операциях (сделках), имеющих запутанный или необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствии операций (сделок) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, неоднократном совершении операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, Росфинмониторинг информирует правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией о факте совершения таких операций (сделок) и лицах, их совершивших.

24. О результатах использования полученной информации и материалов правоохранительные органы информируют Росфинмониторинг в течение 10 рабочих дней с момента завершения дела оперативного учета, принятия соответствующего процессуального решения по итогам проверки сообщения о преступлении, а также предварительного расследования уголовного дела. Образец справки по результатам использования правоохранительными органами информации и материалов, полученных из Росфинмониторинга или его территориальных органов, приведен в приложении N 3 к настоящей Инструкции. О направленных в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ информации и материалах финансовых расследований Росфинмониторинг информирует уполномоченные подразделения центральных аппаратов правоохранительных органов до 1 февраля и 1 августа за истекшее полугодие.

Сведения о результатах рассмотрения правоохранительными органами указанных информации и материалов уполномоченными подразделениями центральных аппаратов правоохранительных органов направляются в Росфинмониторинг не позднее 1 марта и 1 сентября за истекшее полугодие.

25. При передаче дел оперативного учета (уголовных дел), в рамках которых рассматривается информация из Росфинмониторинга, для продолжения проверочных мероприятий (предварительного расследования) в другой правоохранительный орган или структурное подразделение (территориальный орган) правоохранительного органа об этом в течение 10 рабочих дней сообщается в Росфинмониторинг (его территориальный орган), направивший данные материалы в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ.

26. После направления информации и материалов Росфинмониторингом и его территориальными органами в правоохранительные органы и их территориальные органы дальнейшая переписка по переданным материалам, в том числе связанная с направлением дополнительной информации, осуществляется на уровне соответствующих подразделений и территориальных органов Росфинмониторинга и правоохранительных органов.

Контроль за результатами рассмотрения информации и материалов, направленных в правоохранительные органы, осуществляется соответствующими подразделениями их центральных аппаратов согласно ведомственным правовым актам.

27. Сведения о направленных в правоохранительные органы информации и материалах в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ направляются Росфинмониторингом (территориальными подразделениями Росфинмониторинга) в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах для обеспечения надзора за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов.

Сведения за истекший год направляются ежегодно, не позднее 15 февраля.

О направлении в правоохранительные органы в порядке статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, совершенных иностранными публичными должностными лицами, должностными лицами публичных международных организаций, лицами, замещающими (занимающими) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, а также иными лицами от имени и в интересах вышеуказанной категории лиц, Генеральная прокуратура Российской Федерации информируется Росфинмониторингом незамедлительно.

IV. Направление информации и материалов

Росфинмониторинга в правоохранительные органы

в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ

28. В случае если Росфинмониторинг в результате реализации своих полномочий обнаружит наличие причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, информацию, свидетельствующую о фактах совершения преступлений и иных правонарушений, а также о потенциальной возможности их совершения, рисках и угрозах, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, он немедленно направляет такие сведения в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

29. Правоохранительные органы сообщают в Росфинмониторинг о результатах рассмотрения вышеуказанной информации в течение 30 дней с момента ее получения.

к Инструкции по организации

в сфере противодействия легализации

(отмыванию) денежных средств

или иного имущества, полученных

преступным путем, утвержденной

приказом Генеральной прокуратуры

Росфинмониторинга, МВД России,

ФСБ России, ФТС России,

от 21.08.2018 N 511/244/541/433/1313/80

К ЗАПРОСУ В РОСФИНМОНИТОРИНГ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ,

ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПРОСА

1. При составлении запросов о предоставлении информации о сделках и финансовых операциях необходимо руководствоваться следующим:

1.1. Запрос должен содержать сведения, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества или связаны с ней. В запросе кратко излагаются обстоятельства проверяемого события или расследуемого преступления и иные сведения, с учетом которых Росфинмониторинг мог бы установить и обосновать возможную связь имеющихся данных об операциях (сделках) с расследуемым или проверяемым фактом.

1.2. Запрос должен содержать указание на период времени, в течение которого совершались интересующие операции с денежными средствами или иным имуществом.

1.3. Запрос не должен содержать каких-либо ссылок на сведения, касающиеся оперативно-розыскной деятельности, которые составляют государственную тайну. Вопрос о засекречивании запроса решается в каждом конкретном случае на основании законодательства Российской Федерации и соответствующих нормативных правовых актов.

1.5. Если основанием для направления запроса является оперативное сопровождение уголовного дела, запрос должен содержать следующие сведения:

1.5.1. Номер уголовного дела.

1.5.2. Когда, кем и по каким статьям УК РФ возбуждено (расследуется) уголовное дело.

1.5.3. Краткую фабулу уголовного дела с указанием на то, каким образом могла осуществляться легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества.

1.6. Если основанием для направления запроса является проводимая правоохранительными органами проверка, в запросе следует указывать:

1.6.1. Область экономических отношений, в которой оперируют интересующие объекты.

1.6.2. Предмет преступных посягательств.

1.6.3. Способ совершения предикатных преступлений.

1.7. В случае если основанием для направления запроса является необходимость получения дополнительных сведений по ранее направленному запросу, в нем должны быть указаны дата и исходящий номер ранее направленного запроса.

2. На каждый объект проверки заполняется отдельное приложение «Сведения о физическом лице (ФЛ)» либо «Сведения о юридическом лице (ЮЛ)».

3.1. Фамилия, имя, отчество (полностью).

3.2. Дата и место рождения.

3.3. Данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа.

3.4. Сведения о гражданстве.

3.5. Адрес регистрации.

Один из пунктов 4, 8 и 9 обязателен для заполнения.

Пункт 10 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения адреса регистрации и адреса фактического места жительства.

В пункте 11 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, сведения о реквизитах выданных загранпаспортов, известные адреса связей с контрагентами по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, о том, учредителем каких организаций является физическое лицо, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Все известные установочные данные иностранных физических лиц следует указывать латинскими буквами.

5.1. Организационно-правовая форма и полное наименование.

5.2. ИНН, ОКПО, основной государственный регистрационный номер (ОГРН).

5.3. Место нахождения в соответствии с учредительными документами (юридический адрес).

6. В каждом из приложений «Сведения о юридическом лице (ЮЛ)» пункты 1 и 5 обязательны для заполнения.

Один из пунктов 2, 4 обязателен для заполнения.

Пункт 6 в обязательном порядке заполняется в случае несовпадения юридического и фактического адресов.

В пункте 7 указываются сведения о банковских счетах и движении денежных средств по ним, информация об учредителях и руководителях организации, адреса связей и партнеров по бизнесу в Российской Федерации и за рубежом, иные сведения, имеющие отношение к осуществляемой преступной деятельности. Наименования иностранных юридических лиц следует указывать латинскими буквами. Заполнение пункта 7 (при наличии соответствующей информации) рекомендуется в целях более результативного исполнения запроса.

7. Дополнительные установочные сведения о фигурантах запроса:

7.1. Для физических лиц:

7.1.2. Реквизиты выданных загранпаспортов.

7.1.3. Место работы, должность.

7.1.4. Данные о наличии в собственности или пользовании объектов недвижимости и/или автотранспортных средств.

7.1.5. Сведения о наличии судимости и/или привлечении к административной ответственности.

7.2. Для юридических лиц:

7.2.1. Данные об учредителях и руководителях.

7.2.2. Дата и место регистрации.

7.2.3. Фактическое место нахождения.

8. Для физических и юридических лиц в запросе при наличии сведений также необходимо указывать:

8.1. Сведения о банковских счетах и движении денежных средств.

8.2. Данные о деловых партнерах на территории Российской Федерации и за рубежом.

10. Все реквизиты и пункты титульного листа запроса обязательны для заполнения.

11. При заполнении реквизита запроса «Направляется в» в зависимости от уровня взаимодействия указывается соответствующее структурное подразделение или территориальный орган Росфинмониторинга.

12. В пункте 3 отмечается одно из следующих оснований для направления запроса:

12.1. Расследование уголовного дела.

12.2. Проверочные мероприятия (заполняется в случае нахождения в производстве материалов проверки сообщения о преступлении, подборки оперативных материалов, дела оперативного учета).

12.3. Необходимость уточнения или дополнения ранее направленного запроса.

13. В пункте 4 сообщаются сведения о причастности либо о возможной причастности проверяемых лиц к совершению преступления, а также предполагаемый механизм легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества.

14. В пункте 5 отражается период времени, в течение которого предположительно совершались противоправные действия.

15. При заполнении реквизита запроса «Приложение» указываются наименование каждого приложения, регистрационный номер, общее количество прилагаемых листов и гриф секретности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *