солженицын матренин двор чему учит
О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение
Уже с самого начала мы узнаём о нелегкой жизни главной героини. Она вышла за брата своего возлюбленного до повествования, а также потеряла шестерых своих детей в течение всей книги. Окружающие люди недолюбливали ее и часто обзывали. Трудно остаться человеком после такого отношения к себе. Да и сложно быть собой. Сложно держать себя в руках и мыслить здраво. Об этих всех вещах нас заставляет задуматься произведение «Матренин двор».
Несмотря на все невзгоды, Матрёна всё также улыбается жизни и находит в себе силы помочь своим врагам.
Рассказ Солженицына поставил много вопросов, вызвал эмоциональный отклик. Матрёна это тот персонаж, с которого стоит брать пример. В современном мире всё меньше людей способны найти в себе силы и продолжить свой путь после поражение в жизни, Именно поэтому книга не теряет своей актуальности и до сих пор. Читая рассказ снова и снова, каждый раз можно открыть для себя что-то новое, потому что это произведение наталкивает человека на различные важные размышления. В книге затрагиваются такие вопросы как: «Стоит ли вообще быть добрым к людям? Как себя вести после смерти любимых людей? Как найти в себе силы жить дальше?» На все эти вопросы читатель найдет ответы, что в дальнейшем поможет сформировать свое собственное мировоззрение и, на примере Матрёны научит противостоять жизненным невзгодам, не останавливаться и двигаться только вперед не смотря ни на что.
2 вариант
Александр Исаевич Солженицын написал множество произведений, которые затрагивают философские вопросы и вечные проблемы человечества. Особенно ярко его идеи проявились в рассказе «Матренин двор».
С первых страниц перед читателем возникает образ старухи Матрены, прожившей трудную жизнь. Она вышла замуж не за любимого человека, а за его брата, потеряла шесть детей, затем и мужа. Всю свою молодость и здоровье она потратила на колхозных полях, но в старости за эту работу она долго не получала даже заслуженную пенсию. Хоть Матрена и взяла на воспитание девочку Киру, под конец жизни она осталась одна.
Произведение Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» никого не оставит равнодушным. Матрена во многом является образцом для подражания, ее часто сравнивают с женщинами, на которых держится вся русская земля. Однако те философские вопросы и вечные проблемы, которые можно найти в рассказе «Матренин двор», каждый читатель должен решить самостоятельно.
Также читают:
Картинка к сочинению О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор
Популярные сегодня темы
Произведение носит автобиографический характер. В повести «Детство» автор рассказал о собственных детских годах. В детстве для писателя главным являлась его бабушка. В повести каждый герой играет особую роль.
Повествование о том, что происходит в достаточно старом доме, а также о тех, кто живет в его стенах. Благодаря повествованию мы узнаем, что у дома достаточно обитателей, а множество проблем доставлял дом и его постоянные жители
Великий русский художник-пейзажист И. И. Шишкин написал картину Cосны, освещённые солнцем в 1886 году.
10.12.1821 г. (по нов.ст.) Родился в г. Немиров Винницкого уезда в семье поручика А.С. Некрасова и Е.А. Закревской.
Матренин двор Солженицын А.И. — читательский дневник
Рассказ Солженицына «Матренин двор» стал доступен для аудитории после долгих лет цензурных гонений. Благодаря документальному повествованию автор передал суровую правду о жизни русского народа в послевоенный период. Читательский дневник помогает оценить глубину авторского замысла в рассказе.
Время создания — 1859.
Время в книге — 1853 год.
Место действия — деревня Тальново, станция Торфопродукт.
Матрена — пожилая крестьянка, у которой останавливается жить главный герой. Скромная работящая женщина, помогавшая всем, кто обратится. Потеряла мужа на войне, похоронила шестерых детей, вышла замуж за нелюбимого человека, работала в колхозе за трудодни. Вырастила Киру, дочь Фаддея, за которого когда-то чуть не вышла замуж и которого любила. Погибла под поездом, когда помогала перевозить часть дома Кире в наследство.
Игнатич — постоялец Матрены, ставший «свидетелем» ее жизни. Бывший заключенный, который после ссылки поселился в Тальново. Работает учителем математики. Становится близким человеком для Матрены.
Фаддей Григорьев — бывший жених, за которого Матрена не вышла замуж, так как его считали погибшим. Любил Матрену и с трудом смирился, что на ней женился младший брат. Суровый, алчный человек. Позже женился на другой Матрене, но так и не смог ее полюбить. Предлагает при жизни Матрены отдать наследство своей дочери Кире (часть дома). Из-за жадности, торопливости и невнимательности Фаддея погибают Матрена, его сын и тракторист.
Ефим Григорьев — брат Фаддея, женившийся на Матрене без любви, желая привести хозяйку в дом. Во время ВОВ пропал без вести.
Кира — дочь Фаддея и его жены, которую воспитала Матрена. Косвенная виновница того, что пришлось разобрать дом Матрены, чтоб отдать ей наследство. Любит и горько оплакивает тетю после гибели.
Матрена — жена Фаддея. Женщина, ставшая заменой «любимой» Матрене. В браке несчастна, нелюбима и постоянно бита. Родила шестерых детей. Часто жалуется Матрене на тяжелую жизнь.
Сестры Матрены — претендентки на наследство старшей сестры. Деловитые хваткие женщины.
После на войне пропал ее муж Ефим, а дети умерли в младенчестве. Спасаясь от одиночества, Матрена попросила взять на воспитание дочь Фаддея, Киру. Девушка выросла, вышла замуж и уехала. Матрена завещала ей часть дома, горницу. Фаддей настаивает, чтобы наследство при жизни Матрены было передано Кире. Горницу начинают перевозить, но делают это торопливо и непродуманно. При переправе через железную дорогу имущество разваливается, а Матрена и еще два человека гибнут.
Начинается расследование, а Фаддей думает только об уцелевших бревнах. Он не приходит на похороны Матрены, безучастен и к гибели сына.
Деревенские даже после смерти осуждают Матрену – за равнодушие к вещам, бескорыстную помощь другим, неумение толково жить.
Игнатич же уверен, что Матрена – праведная душа.
Рассказ заставляет задуматься о том, в чем состоит смысл человеческой жизни. Матрена видит смысл в самопожертвовании и служении людям. Она не хочет и не умеет жить ради материальных вещей. Матрене не довелось испытать счастья: замуж выдали не по любви, дети умерли, родня и соседи относятся к ней как к паре рабочих рук. Но, несмотря на все жизненные трудности и непонимание со стороны людей, Матрена остается чистой сердцем и душой. Женщина не озлобилась, не отказалась от своего предназначения.
Жизнь праведника зачастую остается незамеченной обществом, ведь она проживается на более высоком, духовном уровне. Окружающие видели в Матрене немощную бестолковую старуху, которая не сумела даже нажить добра. Но судьба Матрены была наполнена ежедневным трудом, любовью ко всему живому, тонкой жизнью души. Вроде бы у Матрены ничего не было, но ей всегда было чем поделиться с миром. Именно в таких людях и сосредоточена нравственная сила общества.
✓Фигура автора видна в герое, от имени которого ведется рассказ. Но Игнатич не главный герой, он наблюдатель, который призван рассказать историю Матрены. Женщина постепенно раскрывается перед ним, а читатель видит лишь трактовку событий Игнатича.
✓Герои-антиподы: Матрена является неким воплощением духовной, светлой стороны, а Фаддей – олицетворением темной силы, которая противоположна Матрене. К ней же относится большинство жителей деревни.
✓ На стороне героини находятся персонажи, понявшие праведность Матрены: полувековая подруга Мария, приемная дочь Кира, «другая» Матрена, жена Фаддея, Игнатич.
Утрафить — угодить.
К ужоткому — к вечеру, к ужину.
Любота — то же, что красота, благость.
Обапол — боковая часть бревна
Беспритульная — одинокая, бесприютная.
Порция — порча.
* Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю.
* Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти.
* Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Проблематика рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына
Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» впервые был опубликован на страницах журнала «Новый мир». Он основан на реальных событиях. В этой работе писателя все внимание направлено на человека. В рассказе «Матренин двор» повествуется о нелегкой сельской жизни пятидесятых годов. Анализ произведения поможет при подготовке к ЕГЭ, а также в работе на открытом уроке по литературе.
История создания и критика
Солженицын в рассказе четко передаёт говор Курловского района, особенности быта деревенских обитателей, обряд похорон и народные плачи.
В этом произведении отображена жизнь русской деревни, а в судьбе героини — эпоха страны.
Автору понадобился один год для написания рассказа (1959). Потом Солженицын сталкивается с проблемой публикации, потому что первоначальное название — «Не стоит село без праведника» — цензура сочла слишком религиозным. Вскоре работа получила имя «Матренин двор». В жанре значилось — «монументальный рассказ».
Однако опубликовать сразу его не получилось, так как Твардовский, который был на тот момент редактором журнала «Новый мир», сомневался в возможности выхода в свет подобной работы. Но как только огромный успех получило другое произведение Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича», все опасения пропали и рассказ был напечатан. Только вот люди смогли прочитать его лишь в момент перестройки в 1989, когда в СССР вступил принцип гласности.
Произведение очень оценили современники. Рассказ удивил сюжетом и своим содержанием (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд). Он поразил всех и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста мгновенно по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.
Основная идея
Главная мысль в рассказе «Матренин двор» — необходимость правиднечества в повседневной жизни. Люди не смогут жить без моральных ценностей — доброты, милосердия, щедрости и взаимовыручки. Даже если все теряют их, должен быть хотя бы один хранитель сокровищницы души, который будет напоминать всем о важности нравственных качеств.
Композиция произведения
Эта работа Солженицына о судьбе людей послесталинских времен. Повествование идет от лица Игнатича, он рассказывает историю, как бы глядя на нее со своей стороны. Само произведение поделено на три смысловые части.
Первая повествует о том, что Игнатич — бывший заключенный — вернулся в Россию для спокойной жизни. Человеку после ссылки во времена Сталина найти себе новое рабочее место было невозможно. Но после его смерти очень многие интеллигенты пошли в преподаватели, так как профессия была в дефиците.
Получается так, что Игнатич становится постояльцем у пожилой женщины по имени Матрена. Они достаточно быстро находят общий язык, да и вообще рассказчик обретает в том доме спокойствие. Даже несмотря на то, что избушка у Матрены бедная, в ней было тепло и уютно. Конечно, в деревне есть места и побогаче, но в доме женщины им было хорошо в ту осень и зиму.
Вторая часть — история Матрены. Юность героини уже была трагична. Она любила Фаддея.
В процессе повествования читатель узнает, что его забрали на войну, и он пропадает безвести. Однако девушка не могла в это поверить и ждала его еще 3 года. Потом пришлось принять мысль о его гибели. Тогда она выходит замуж за его брата, потому что жена Ефима умерла, а на руках у него остались дети. Вот и пожалела их, хотя ни капельки не любила его. А Фаддей вернулся, увидел, что Матрена замужем за братом, и не смог принять эту мысль.
Матрене детей своих вырастить не удалось, всех шестерых похоронила. Однако это не смогло искоренить в женщине доброту. Вскоре Матрена погибает не своей тихой смертью, а из-за жадности, алчности и чёрствости Фаддея. Она помогает перевозить через железнодорожные пути часть дома, которую она завещала своей преемнице Кире. Но леса зацепляются за рельсы, она вместе с трактористом и сыном Фаддея попадает под поезд.
Третья часть повествует о похоронах женщины. И читатель узнает, что все окружающие, которые пришли на поминки Матрены, никак не печалятся о ее смерти.
Они довольны тем, что предстоит раздел имущества. В их планы входит набрать всего и побольше. Автор корит себя за то, что слишком поздно осознал всю широту души этой женщины.
Первая глава является экспозицией всего рассказа, здесь происходит знакомство с его персонажами. Вторая — это завязка, читатель узнает о героине и видит основной конфликт, который постепенно нарастает в кульминацию и разрешается в третьей.
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.
Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.
В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.
Проблематика рассказа
Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:
Каждая из них — это беда не только станции Торфопродукт. Солженицын повествует о всеобщей трагедии страны, а эта история является собирательной. Читатель видит, что Матрена всю жизнь трудилась за «палочки», и за всю свою многолетнюю работу она не получает пенсии.
В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа. Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека. Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.
Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.
Чему учит?
Рассказ «Матренин двор» пропагандирует христианское смирение и самопожертвование, которые продемонстрировала Матрёна. Он показывает, что такая жизнь не каждому под силу, однако подчёркивает, что именно так и должен жить настоящий человек. Это и есть мораль, заложенная Солженицыным.
Солженицын осуждает жадность, грубость и эгоизм, царящие в деревне, призывает людей быть добрее друг к другу, жить в мире и согласии. Такой вывод можно сделать из рассказа «Матренин двор».
Главные персонажи
Матрена Васильевна Григорьева — пожилая женщина, которая по своему состоянию здоровья была освобождена от работы в колхозе. Когда ее сокращают, у нее забирают часть участка земли. Это светлый, праведный человек, который был готов помогать всем, даже чужим людям, хотя никто из них не ценил этой помощи. Так, она берет к себе в квартиранты Игнатича — рассказчика.
У автора было свое восприятие быта женщины, он говорит о том, что богатством ее были:
Она никогда не искала достатка, заработка и не наживалась на том, на чем бы могла.
Рассказчик Игнатич — прототип самого автора. Он отбыл ссылку в Азии и возвратился в Россию. Остановился на станции Торфопродукт, нашел свое пристанище у Матрены. Он добрый человек, но не любит большого скопления людей и радио, рассказчик ищет тихую жизнь. С Матреной у них как-то все по-родственному выходило. Она уважала его, помогла ему стать частью коллектива в поселке. Игнатич переживал за эту женщину, которая трудилась не покладая рук. Но даже он не смог понять всю суть и смысл жизни Матрены. Его глаза открылись только после ее трагической смерти.
Фаддей — возлюбленный Матрены. Читатель видит его уже шестидесятилетним мужиком, который все еще не мог простить ей предательства. Старость Фаддею незнакома, он до сих пор здоров, и седина его не тронула. Своей наглостью доводит Матрену до смерти. Даже когда ее не стало, мужчина не отступился от своего и в день поминок пришел за частью имущества.
Мария. Нельзя пропустить эту фигуру. Хоть Маша появляется только эпизодично, все же играет большую роль. Она единственная настоящая подруга Матрены. Тот человек, который действительно ее очень ценил и понимал.
Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор»
В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына. В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья. Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты». Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»). В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной». Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»). Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет». Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену». Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!» Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село». В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
Анализ рассказа «Матрёнин двор» (А. И. Солженицын)
Фамилия Солженицына в наши дни ассоциируется исключительно с его романом «Архипелаг ГУЛАГ» и его скандальной славой. Однако свой путь писателя он начинал, как талантливый новеллист, изобразивший в своих рассказах судьбу простых русских людей середины двадцатого века. Рассказ «Матрёнин двор» является наиболее ярким примером раннего творчества Солженицына, в котором нашли отражение лучшие его писательские таланты. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
История написания рассказа «Матренин двор» — это череда интересных фактов:
Направление и жанр
Рассказ «Матрёнин двор» был написан в рамках реалистического литературного направления. Писатель стремится к достоверному изображению окружающей действительности. Созданные им образы, их слова и действия дышат достоверностью и натурализмом. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.
Жанр данного произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя минимальное число персонажей. Проблема носит локальный характер и никак не влияет на мир в целом. Отсутствие какой-либо конкретики только подчёркивает типичность показанных событий.
Смысл названия
Изначально Солженицын дать своему рассказу заглавие «Не стоит село без праведника», которое подчёркивало основную мысль писателя о высокодуховной главной героине, которая бескорыстно жертвует собой ради окружающих и этим скрепляет ожесточенных нищетой людей вместе.
Однако в дальнейшем, чтобы избежать советской цензуры, Твардовский посоветовал писателю заменить название на менее провокационное, что и было сделано. «Матренин двор» — это и отражение развязки произведения (смерти героини и раздела ее имущества), и указание на основную тему книги — жизнь праведницы в деревне, истощенной войнами и грабительской политикой власти.
Композиция и конфликт
Рассказ делится на три главы.
Конфликт в произведении носит локальный характер между праведной старушкой Матрёной и окружающими, пользующимися её добротой в своих целях. Однако художественные особенности рассказа создают ощущение типичности данной ситуации. Таким образом, Солженицын придаёт этому конфликту всероссийский философский характер. Люди ожесточились из-за невыносимых условий жизни, и лишь единицы способны сохранить в себе доброту и отзывчивость.
Суть: о чём?
Повествование начинается с того, что рассказчик, проведя десять лет в ссылке в трудовом лагере, селится в деревне Торфопродукт, в доме Григорьевой Матрёны Васильевной.
Постепенно главный герой узнаёт всю историю жизни Матрёны, о её неудачном замужестве, о смерти детей и мужа, о её конфликте с бывшим женихом – Фаддеем, о всех трудностях, через которые ей пришлось пройти. Рассказчик проникается уважением к старушке, видя в ней ту опору, на которой держится не только местный колхоз, но и вся Россия.
В конце рассказа Матрёна под давлением семьи Фаддея отдаёт его дочери Кире, которую она воспитывала, как свою часть своей избы, завещанной ей. Однако, помогая перевозить разобранную горницу, погибает. Родственники Матрёны грустят лишь напоказ, радуясь возможности разделить наследство старухи.
Главные герои и их характеристика
Система образов в рассказе «Материнин двор» изложена Многомудрым Литреконом в формате таблицы.
герои рассказа «материн двор» | характеристика |
матрёна | обычная русская крестьянка. добрая, отзывчивая и покорная старушка, всю свою жизнь жертвовавшая собой ради других. после того, как её жених – фаддей, без вести пропал, под давлением семьи вышла за муж за его брата – ефима. к сожалению, все её дети умерли, не прожив и трёх месяцев, так что многие начали считать матрёну «порченной». тогда матрёна взяла на воспитание киру – дочь фаддея от второго брака, и искренне полюбила его, завещав ей часть своей избы. она работала задаром и посвящала всю свою жизнь людям, довольствуясь малым. |
кира | простая деревенская девушка. до замужества воспитывалась матрёной и жила вместе с ней. единственный человек, кроме рассказчика, который искренне скорбит по погибшей. она благодарна старушке за любовь и доброту, а вот к своей семье относится холодно, ведь ее просто отдали как щенка чужой женщине. |
фаддей | шестидесятилетний русский крестьянин. был любимым женихом матрены, но попал в плен во время войны, и долгое время о нём ничего не было слышно. после возвращения возненавидел матрену за то, что та не дождалась его. женился во второй раз на женщине, которую также звали матрена. авторитарный глава семейства, не стесняющийся использовать грубую силу. жадный человек, стремящийся к накоплению богатств любой ценой. |
рассказчик игнатьич |