солоухин о скворцах о чем стих чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Солоухин В. «О скворцах» Читательский дневник, краткое содержание
Солоухин В. «О скворцах» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Солоухин Владимир Алексеевич
Название: «О скворцах»
Жанр: Стихотворение
Тема произведения: взаимоотношения человека и птиц
Число страниц: 1
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Стихотворение о том, как скворцы каждый год на зиму улетают в тёплые края, но весной всегда возвращаются на Родину, в свои скворечники. Люди их очень любят и ждут, а мальчишки никогда их не обижают.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего понравилось, как люди с нетерпением готовятся к встрече скворцов. Они готовят для них скворечники, с радостью и криками мальчишки встречают их каждый год.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Скворцы – удивительные птицы, в России на Родине их любят и всегда с нетерпением ждут.
Чему учит эта книга:
Стихотворение учит нас любить природу, понимать её, стремиться узнавать о ней что-то новое, ведь вокруг столько всего удивительного. А ещё учит нас тому, что люди должны помогать животным и птицам, не оставлять их в беде, относиться к ним бережно.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравилось это стихотворение, хоть оно и грустное. Скворцы удивительны, потому что их Родина здесь, в России, где их никто не обижает, и очень любят, но они всё равно улетают в тёплые края, в чужие страны, где их отлавливают тысячами и едят на королевских пирах.
Новые слова и выражения:
Навострить – приготовиться, внимательно прислушиваться.
Овин – хозяйственная постройка для сушки снопов зерновых и льна.
Снасть – приспособление для рыбной ловли и лова птиц.
Пословицы к произведению:
Знает птица, что без Родины не годится.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на зелёной ветке.
Владимир Солоухин — О скворцах: Стих
Скоро кончится белая вьюга,
Потекут голубые ручьи.
Все скворечники в сторону юга
Навострили оконца свои.
В силу древних обычаев здешних
Мы жилища готовим певцам.
За морями родные скворечни
Обязательно снятся скворцам.
Здесь родились, летать научились,
Значит, родина ихняя здесь.
— Воротились! Скворцы воротились!
Раздается мальчишечья весть.
Но однажды за крайним овином
Наблюдал с удивлением я,
Как серьезный и взрослый мужчина
Прямо в стаю пальнул из ружья.
Вся окрестность ответила стоном…
— Сукин сын! Что ты делаешь тут?-
Он ответил спокойно: — А что нам,
Все равно их принцессы сожрут.
Ты-то молод, а мы, брат, бывали
И видали таких молодцов…
Помню, раз заходили в Австралию,
Там на тонны считают скворцов.
Расставляются гиблые сети,
Из капрона тончайшая снасть.
Так зачем же от нас-то летать им?
Чтобы в эти капроны попасть?
Заготовщику — денежки, дурно ли,
Не опасный, а прибыльный труд!
И везут их в столицы культурные,
В королевские виллы везут.
Соберутся высокие гости,
Драгоценные камни надев.
И ломаются тонкие кости
На жемчужных зубах королев.
…Вот и снова погода сырая,
Скоро кончится бешенство вьюг.
По России от края до края
Все скворечники смотрят на юг!
Анализ стихотворения «О скворцах» Солоухина
Стихи «О скворцах» Владимира Алексеевича Солоухина построены на контрастах отношения людей к перелетным певчим птицам.
В произведении «О скворцах» В. Солоухин обращается к своей излюбленной теме родной природы.
Вихрастым пареньком, подпоясанным лыковым ремешком, Володя Солоухин лазал по деревьям к птичьим гнёздам, чтобы стать обладателем пёстрых, белых или небесного цвета яичек птиц.
Брал по совести: только по одному яичку из кладки. Как самое дорогое сокровище он мечтал, что подарит когда-нибудь своей любимой набор птичьих яичек, положенных в хрустальную вазу.
В стихотворении «Погибшие песни», он горестно замечает:
Из них ведь птицы быть могли,
А птицы петь бы стали!
Человек вовсе не всемогущ, и многие явления природы не подвластны ему, а всё-таки:
Вот могучий лесной красавец лось, бросив на спину свои тяжелые рога, прорывается через орешник, услышав призывный голос подруги (стихотворение «Лось»).
Вот чайка, океанская вольная птица, случайно запуталась в ветвях дремучего леса. И долг человека – спасти птицу (стихотворение «Чайка»).
Я простор тебе дам. Только ты не спеши
О тяжелые ветви разбиться,
Залетевшая в дебри таёжной тиши
Легкокрылая милая птица.
Вот клин гусей в небе, летящих в неведомые страны юга, над северными сёлами. Впереди гусей ждёт ветер странствий, вольный полёт, но вот что может случиться на рассвете: птица получает «полнапёрстка дроби под крыло» (стихотворение «Гуси шли в неведомые страны»).
И повиснут крылья, а пока
Легок взмах широкого крыла.
Услышал зов свободного полёта гусей на сельском дворе краснолобый медленный гусак. До этого времени он жирел и был доволен своей участью. Но вдруг от крика вожака гусиной стаи в ожиревшем сердце гусака «дрогнул ветер странствий и полёта» и он рванулся:
В стихотворении «Журавли» слышится зов памяти поэта к свободному полёту птиц:
Годы мне для памяти оставили,
Как стоял я около реки
И, покуда в синем не растаяли,
Журавлей следил из-под руки.
Журавли!
Заваленный работою,
Вдалеке от пасмурных полей,
Я живу со странною заботою —
Увидать бы в небе журавлей!
Вот поэт в роли охотника в стихотворении «Боги» становится как бы вершителем судьбы птицы. Ловкий стрелок он может сделать так, что путь от жизни птицы до её смерти будет короче мгновенья. Но вот (как бы солнце проглянет) в охотнике появляется подспудно живущее в нём чувство сострадания:
Улетай себе, птица, оставайся жива.
Поэт подчёркивает сообразительность и хитрость наших пернатых собратьев.
Только птицы хитры, улетают заране,
Мол, на бога надейся, но лучше в кусты…
Вместе с тем птицы очень доверчивы к человеку.
Белогрудая ласточка села на провод,
Восхищённо глядит, хоть в упор её бей.
Так за что ж её бить, за доверие, значит?
Для того, чтоб она нелюдимой была,
Та, что даже детишек от взгляда не прячет
И гнездо у тебя над окошком свила?
Далее в стихотворении поэт, пораженный доверчивостью птицы, восклицает:
Ты её не убьешь и пойдешь по дороге,
Онемеет в стволе окаянный свинец…
И как призыв к общечеловеческой ценности:
Пуще глаза, о, с громом и молнией, боги,
Берегите доверие душ и сердец!
Вот стихотворение «О скворцах». Люди по древнему обычаю весной готовят скворечники.
За морями родные скворечни
Обязательно снятся скворцам.
Здесь родились, летать научились,
Значит, родина ихняя здесь.
Поэт особенно выделяет скворцов от других птиц.
Но вот что наших скворцов нередко ожидает в южных краях.
Помню, раз заходили в Австралию,
Там на тонны считают скворцов.
Расставляются гиблые сети,
Из капрона тончайшая снасть.
Потом скворцы идут на стол как деликатес.
Соберутся высокие гости,
Драгоценные камни надев.
И ломаются тонкие кости
На жемчужных зубах королев.
А вот о задиристых петушках (стихотворение «Петухи»). Цыплята бегали дружной стайкой «по зеленому лету».
Но вот к осени среди дружной ватаги цыплят выявились два драчливых петушка- соперника.
И раньше или позднее
Быть великому спору:
Который из них сильнее,
Кому вожаком быть впору.
А кому под топор на плахе…
А хорошенькие молодки наблюдая за петушиным боем даже про корм забывают. Вот сдавшийся петушок скрылся в сарае. Его окружают заботой, откармливают овсом. И весной окрепший петух берёт реванш.
Вышел, качая гребнем,
Красным, словно кирпич,
И раздался по всей деревне
Боевой петушиный клич!
Заматеревшему петуху впору бы снова сразится со старым вожаком кур, но тот струсил:
Вздрогнул вожак и даже
Не принял повторный бой.
А мой среди кур похаживал,
Покачивая головой.
А вот ощущение залихватской гонки на санях:(стихотворение «Сани»).
Но прочь страх: грубые руки уверенно держат вожжи, узда врезается в бархатные пенистые губы лошади.
Не такие шали рвали,
Рвали шелковы платки,
Не такие утихали
Вороные рысаки!
Упоённый победой седок восклицает:
Не свои я эти сани
Куда хочешь поверну.
Последние строки стихотворения носят судьбоносный смысл. Именно Солоухину, деревенскому парню из Владимирской глубинки довелось счастливо сесть «не в свои сани», и он их повернул согласно своему призванию – на писательскую стезю. Ему, как продолжателю обычного крестьянского рода была бы уготована участь рядового колхозника (в лучшем случае, сельского бригадира). Ему предстояло, например, возить в санях по слегка подтаявшему мартовскому снегу навоз для удобрения пашни.
Но Солоухин после окончания семилетней школы вырвался из сельской жизни (не вправе судить, хорошо это или плохо) но он поступил во Владимирский механический техникум, а потом после службы в армии, да ещё в комендантском полку Кремля, окончил литературный институт в Москве.
А вот стихотворение «Волки».
Мы – волки, нас мало,
Нас можно сказать – единицы.
Мы те же собаки,
Но мы не хотели смириться.
Далее в стихотворении волки продолжают измываться над собаками:
Вы смелыми были вначале.
Но вас прикормили,
И вы в сторожей измельчали.
И льстить и служить
Вы за хлебную корочку рады,
Но цепь и ошейник
Достойная ваша награда.
Дрожите в подклети,
Когда на охоту мы выйдем.
Всех больше на свете
Мы, волки, собак ненавидим.
А вот гордая свободолюбивая птица (стихотворение «Ястреб»).
В коротком стихотворении «Третьи петухи» заключается вся предрассветная жизнь села:
Но выйдет солнце непременно,
В селе,
Вокруг,
Из-за реки,
По всей предутренней вселенной
Горланят третьи петухи.
В стихотворении «Журавли улетели» солдат,прошедший войну, одногодок поэта в полупьяном подпитии поёт ресторанную песенку об улетевших журавлях, которые оставили зимовать одного из них с перебитым крылом.
Завершается стихотворение философским раздумьем о превратности судьбы многих из нас:
Иль у каждого есть улетевшая стая?
Или каждый отстал от своих журавлей?
В стихотворении «У зверей» рассказывается о зверях в зоопарке, чьё поведение как бы не дружеские шаржи, а злые шаржи на людей.
Огромный обезьяний самец застыл в неподвижности, отказывается от еды.
Он, вероятно, болен или
Погода для него не та?
Да нет. С подругой разлучили.
Для важных опытов взята.
Человекообразный самец проявляет железный характер, которому мог бы позавидовать любой человек:
Средь нас не выберешь из тыщи
Характер, твоему под стать:
Сидеть в углу, отвергнуть пищу
И даже глаз не поднимать.
В стихотворении «От меня убегают звери» поэт сожалеет о том, что всякий зверь в ужасе, не разбирая дороги, убегает прочь. Человек идёт без ружья, а звери не верят. Вот озабоченная лиса, с клочьями линючей шерсти, несмотря на добрый взгляд и улыбку человека с ужасом в звериных выразительных глазах рванулась прочь. Как будто человек семиглавое, кровожадное чудовище, готовое наброситься, разорвать и съесть.
А человек хотел только погладить её шерстку.
Вот заяц выскочил из хвороста и пустился, как от выстрела, наутёк.
Считают, что у зверей есть инстинкт – опасаться людей. В каком- то кончике наследственной хромосомы гнездится с самого рождения животного боязнь человека. На самом деле этот инстинкт скорее всего не врожденный, а просто условный, то есть приобретённый в жизни рефлекс. Сколько случаев, когда не видевшие человека птицы и звери ради своего любопытства доверчиво подступают к незнакомому существу. Не раз я замечал, как несмышленый цыплёнок смело подбегает к свирепой собаке или даже к уличной кошке, но те только отступают в недоумении.
Возможные читатели меня упрекнуть в обилии приведенных здесь отрывков из стихотворений Владимира Солоухина. Мол, где моё литературоведческое суждение о стилистике, об образности стихотворных строк поэта, посвящённых любви к животным.
Понятно, как во всех баснях Ивана Андреевича Крылова под видом домашних или диких животных подразумеваются люди с их жизнью, пороками и жизненными коллизиями, так и животные в произведениях Владимира Солоухина следуют этой линии.