соленоид slu за что отвечает
ru_tranny
Автоматические трансмиссии в России
По материалам статьи «Aisin AF-17: Good Things Can Come in Small Packages», журнал «Джирс Мэгэзин» декабря 2010 года.
Вы часто слышите фразу «мал золотник, да дорог». Малолитражки в мире прочно занимают своё место. Да и вообще, большой автомобиль — суть аномалия для многих стран. Касается это, и Дженерал Моторс, и прочих производителей. И само собой — если машина невелика, то и её трансмиссия стремится в размерах к минимуму. А как же, при этом, её возможности и запас прочности?
Хоть Aisin AF-17 (AW60-42LE) — это всего лишь очередная модель автоматической коробки, но её фишка — малый размер при большом функционале.
Впервые её опробовали на Сатурне «Астра». Сатурн — типичный глобалист. Будучи уроженцем Опеля, он продаётся под своей международной дженералмоторсовской маркой в Австралии, Европе, Азии и Южной Америке. Имя меняется, но АКПП остаётся той же и того же типа — четырёхступечнчатой, управляемой электроникой. Это делает её идеально адаптированной для большого числа базовых платформ малого размера от Дженерал Моторс.
Передачи и тормозные ленты
В AF-17 четыре многодисковых группы сцепления, две муфты одностороннего хода (обгонные муфты) и два тормоза, представленных тормозными лентами: один держит, пока другой болтается и даёт работать сцеплению. Схему этой кутерьмы несложно найти в сети, хотя лучше скачать с «Джирс Мэгэзин» родную версию этой стать: там много визуальной информации. На схемах можно ознакомиться и с распределением динамики по всей трансмиссии.
Блок управления и соленоиды
В блок включены три корпуса клапанов: верхних (2 клапана), средних (7) и нижних (9). На корпус установлены пять соленоидов. Все соленоиды на верхней части циркуляции. Состоят под управлением трансмиссионного контроллера (TCM), получая от него напряжение.
Неисправность какого-нибудь компонента поставит АКПП в сохранный режим, «fail-safe mode». Контроллер выключит все соленоиды, что застопорит шестерни высоких скоростей. При этом автомобиль останется управляем первой и второй передачами.
S1 — управляет передачами «2-3» по принципу «вкл/выкл». В обычном состоянии закрыт. Нормальное сопротивление в диапазоне 11–15 Ом при 20 градусах по Цельсию.
S2 — управляет передачами «1–2» и «3–4» по принципу «вкл/выкл». В обычном состоянии закрыт. Нормальное сопротивление в диапазоне 11–15 Ом при 20 градусах.
SLU — пульсовый соленоид с широкой модуляцией, отвечающий за переключения гидротрансформатора. Нормальное сопротивление в диапазоне 5–5,6 Ом при 20 градусах.
SLT — отвечает за линейное давление. Контроллер TCM подаёт цикличные команды на соленоид, а он регулирует давление. Нормальное сопротивление в диапазоне 3,2–3,8 Ом при 20 градусах.
NS (Neutral Switch) — соленоид нейтралки. В нормальном состоянии открыт. Работает как «вкл./выкл.» Нормальное сопротивление в диапазоне 12–16 Ом при 20 градусах.
Другие компоненты
AF-17 включает в себя части, которые мы привыкли видеть и у других коробок.
Датчик входной скорости (ISS) — постоянный магнит, генератор AC, создающий по 20 импульсов за один оборот корпуса муфты переднего хода «C1».
Датчик выходной скорости (OSS) — такой же магнит, но создающий по 12 импульсов за оборот ведомого (выходного) вала.
Датчик температуры масла (TFT) — вмонтирован в проводку корпуса коробки. Снимает показания с линейного давления, сцепления гидротрансформатора и с точек переключения режимов. По сути является терморезистором на отрицательном температурном коэффициенте (NTC), получающим пятивольтовый сигнал от контроллера. Нормальное сопротивление в диапазоне 5800–7090 Ом при 10 градусах по Цельсию и 115—117 Ом при 145 градусах.
Переключатель «парковка/нейтраль» (PNS) — переключатель с контактом скользящего типа, смонтированный снаружи трансмиссии — на рычаг ручного переключения. Четыре входных параметра для него — это A, B, C и PA. Их и использует контроллер для определения положения рычага переключения.
Особенности системы
В автомобиле, оснащённым AF-17, водитель получает массу возможностей от управления функциями этой коробки. В то же время, многие из них намеренно переведены на полную автоматику.
Режим «экономия / мощность». В AF-17 контроллер запрограммирован на изначальное управление автомобилем в экономичном режиме. Он характерен тем, что срабатывание точек переключения режимов происходит в нём раньше, чем в режиме мощности.
Контроллер автоматически переключит АКПП в мощный режим, либо при резком нажатии на педаль газа, либо на большой скорости. Вот тут уже точки переключения режимов задираются повыше, а движку даётся побольше жизни на каждой из передач.
Автоматическое переключение между этими двумя режимами и является особенностью AF-17.
Зимний режим. Такой режим — не новинка на рынке функций АКПП. И активируется он как и прежде — кнопкой на рычаге переключения режимов АКПП. В зимнем режиме коробка стартует на третьей передаче, уменьшая боковой юз по льду. И как только автомобиль трогается, АКПП включает передачу, соответствующую скорости. Отключается зимний режим при ручном переводе режима на первую или на вторую передачу.
Контроль нейтралки. Это уже эксклюзив AF-17. Разработана для экономии топлива. Режим активируется при боле чем двухсекундном простое на нейтралке со включенным движком и на тормозе. Ещё одно условие включения контроля нейтралки — температура масла должна быть выше ноля по Цельсию.
Чем же достигается экономия? AF-17 управляет нейтралкой при помощи ранее упоминавшихся компонентов — переключателя нейтралки (NS) и соленоида линейного давления (SLT). Это отпускает корпус переднего хода «C1» и оптимально ведёт машину в нейтральном режиме: гидротрансформатор схватывается, уменьшая нагрузку на двигатель.
После отпускания тормоза, контроллер отдаст сигналы на NS и SLT. Включится C1, а АКПП будет готова работать в режиме первой передачи.
Контроль AF-17 за нейтралью уже вызвал массу вопросов у спецов, которые ещё молоды для того, чтобы помнить старые Фольксвагены. Дело в том, что на них та же функция работала в механическом режиме. Фольксу не удалось реализовать тему в полном объёме из-за проблем с ремонтом.
Остаётся лишь надеятся на прочтение механиками этой статьи. Быть может тогда вы не станете связываться с восстановлением этих блоков, вываливающихся на остановке.
Фиксатор качения (Hill Hold). При остановке на склоне, контроллер определяет — изменилась ли скорость автомобиля прежде, чем мы нажали на тормоз. Норма скорости замеряется её датчиком — Vehicle Speed Sensor, VSS. Так как на склоне эта норма всегда выше, то по этому факту контроллер и делает вывод о том, что автомобиль встал на холме.
Когда это происходит, фиксатор включается автоматически. При этом, контроллер активирует соленоид S2, а он включает B1 (тормоз «2–4»), что и препятствует скатыванию автомобиля. А раз с остановки мы собираемся трогаться, то далее S2 отпустит B1 и автомобиль тронется с первой, такая автоматика. И ещё: как только контроллер определит активность фиксатора качения, то выключится контроль нейтралки.
Торможение на склоне (Grade Braking). Контроллер AF-17 способен управлять нагрузкой на двигатель при транспортировке груза в тот момент, когда определяется движение под уклон. Сигналом ко включению этого режима является частое нажатие на тормоза. После этого АКПП понижает передачу, что обеспечит подтормаживание двигателя.
***
В общем, AF-17 не сильно отличается от других современных АКПП. Если бы не несколько особенностей работы своего контроллера TCM, делающих эту переднеприводную трансмиссию более, чем её предшественницы, адаптированной для комфортного вождения малолитражек. Всё это ставит малышку на достойное место в один ряд с большими многоскоростными братьями. Это гарантирует, как ей, так и её форм-фактору, место не менее прочное, чем имеющееся у самих малолитражных автомобилей — её клиентов.
Соленоиды АКПП
Данные являются справочными и не исключен процент неточностей. Перепроверяйте в других источниках.
Замена соленоида
Какой соленоид отвечает за 4 (заднюю, 1-2) передачу? Определить можно по мануалу для своей коробки … подробнее
Частые вопросы
Заменой соленоида иногда можно временно решить проблемы автомата, чаще всего с коробками DP0, где … п одробнее
Проверка соленоидов
Проверить исправность соленоида можно омметром (для он-офф соленоидов) и … подробнее
Самый частый вопрос владельцев АКПП: «АКПП стала плохо переключаться, Компьютер показывает проблему в соленоиде В (С, D. ). Скажите какой соленоид мне заменить, чтобы все опять заработало?» Кажется, что стоит заменить какой-то небольшой клапан-соленоид и можно опять ездить. Правда или нет? — здесь.
Что такое Соленоид?
Соленоид в АКПП это электромеханический кран-регулятор в АКПП, который в ответ на электроимпульс компьютера открывает или закрывает канал в гидроплите для управления потоками гидравлической жидкости.
Соленоиды управляют гидравлическими переключениями режимов работы современных АКПП, вариаторов и ДСГ. (Исключениями являются электрический Степ-мотор JF011 и Электроприводы некоторых ДСГ с сухим сцеплением)
Конструкция соленоидов использует школьный опыт с магнитным стержнем внутри медной обмотки, по которой пропускается постоянный ток.
Где находятся соленоиды в АКПП
Соленоид вставлен в канал гидроблока, крепится болтом (или прижимной пластиной) а с другого конца через штекер электропроводки (шлейф) подсоединяется к электронному блоку управления АКПП (слева ниже).
Штекер и шлейф-проводка, кстати, во многих автоматах довольно часто являются причиной неисправной работы соленоидов и являются такими же расходниками, как и сам соленоид.
Конструкция
On-Off Соленоиды.
Первые соленоиды для американских АКПП стали массово использоваться с 80-х годов и выглядели именно как соленоид, то есть: катушка с медной обмоткой. (слева вскрытый блок электроклапанов от Крайслера, до сих пор устанавливаемый на джипы и пикапы.)
В таких системах встречались проблемы КЗ или обрыва обмотки, ломалась возвращающая пружина. И ремонт старых соленоидов обычно заключался в перемотке оборванных или сгоревших проводов, пропайке, чистке или замене ослабевших пружин.
Такой соленоид сам уже является гидравлическим клапаном. Гидравлика и электрика в одном приборе. Этот тип соленоидов стали называть «электромагнитный клапан». Его уже гораздо легче менять, отсоединив от гидравлической системы, в которой он держит давление за счет резиновых колец-прокладок и от электического питания, отсоединив штекер (тоже иногда находят здесь проблему).
Следующее поколение, появившееся в 90-х:
3-way соленоиды
Первые соленоиды были только «включателем» ON-OFF. Но довольно быстро авто-дизайнеры создали 3-WAY соленоиды, которые работают «переключателями».
Все ON-OFF соленоиды проверяются омметром на сопротивление катушки и если сопротивление соответствует норме (см. мануалы) то считается, что электрика соленоида работает штатно. После этого подачей бортового напряжения проверяется работа механической части. Если клапан срабатывает на закрывание — открывание, то и механическая часть считается исправной. |
PWM- пропорциональные соленоиды, VBS, VFS
В середине 90-х у конструкторов разгорелся аппетит и они потребовали еще более интеллектуальных инструментов управления гидравликой. Были разработаны соленоиды-регуляторы.
Конструктивно «электро-регуляторы» работают по принципу: «Вентиля». В отличии от принципа «Крана» он-офф соленоидов, у которых есть или полностью открытое или полностью закрытое положение.
Такие соленоиды-регуляторы приоткрывают или призакрывают канал по кривой в зависимости от характера поступающего импульсного напряжения от компьютера. (Ток подается прерывисто, с разной длительностью этого прерывания)
Профессиональное тестирование соленоидов
соленоиды проверяются по двум параметрам: Давление\герметичность клапанов и электроуправление, закрывающее и открывающее клапан.
Промывка соленоидов от грязи может устранить проблемы, но если это не помогло, то соленоид или бракуется, или опытный мастер может определить, что задержки связаны с износом узлов или втулок и заменить втулки некоторых соленоидов Айсин, что может дать таким соленоидам до пары лет жизни.
Непрофессиональное тестирование соленоидов
Если мастер ставит диагноз только по показаниям кодов неисправности («неисправен соленоид В»), то это либо настолько опытный мастер, что видит вашу коробку насквозь либо это мастер, который имеет опыт в ремонте других узлов автомобиля, но только учится на ремонте вашей АКПП.
Также отсутствие опыта ремонта гидроблоков АКПП выдает такой диагноз как: «После замены того соленоида на этот машина не едет, значит ваш соленоид неисправен!!».
Так же ненадежен мастер, который пытается менять соленоиды «методом тыка» в надежде, что коробка поедет, если угадать с соленоидом.
Если мастер перекладывает ответственность на клиента или продавца соленоидов, задумайтесь, есть ли у вас лишние деньги и время?
Вначале были запущены в серию PWM соленоиды с клапаном шарикового типа (слева), которые довольно просты, надежны и дешевы в изготовлении.
Пропорциональные (линейные) Соленоиды
Именно такова особенность ремонта гидроблока современной 6-ти ступенчатой трансмиссии японской Aisin A960E:
VFS, VBS (Various Bleed) Соленоиды
На следующем этапе были разработаны VFS (Variable Force Solenoid) соленоиды. Их очень полюбил немецкий ZF.
Их конструкция относительно простая и дешевая. Но простота в изготовлении компенсируется чрезвычайно сложной системой управления и высочайшими требованиями к маслу, чистоте и износу.
Клапан по мере повышения давления и из-за износа (небольшого собственного веса) меняет степень открытия канала. И требуется точная обратная связь компьютеру, чтобы под эти изменения подстраиваться. Поэтому капризность тонко настроенных соленоидов VFS значительно выше и ресурс короче, чем срок службы пропорциональных соленоидов Айсин.
Материалом гидроплиты (и соленоидов) в последние десятилетия служит легкий и мягкий алюминиевый сплав. (Вместо вечного чугуна на старых добрых гидроплитах «золотого века» Америки). А когда под давлением через эти «краны»-регуляторы гонится горячая смесь масла и фрикционной грязи и канал открывается не сразу на полное сечение, как раньше, а частично, то в этой узкой щели и происходит самый быстрый износ металла.
Для механической части (манифольда и золотника/плунжера) соленоидов здесь стали применять алюминиевый сплав, анодированные высокопрочными и грязеотталкивающими материалами.
Функциональные различия соленоидов
Соленоиды классифицируют еще и по своему назначению.
Наиболее распространены такие функции соленоидов:
— Соленоид EPC или LPC (Line Pressure Control). Соленоид контроля линейного давления.
Самый первый и главный из появившихся в гидроплите электроклапанов. Это соленоид-«вождь», который единолично распределяет все масло на остальные соленоиды и каналы. И в 4-х ступках ЕРС соленоид первым выходит из строя.
Для переключения скоростей работают одновременно сразу несколько соленоидов. Например в классических 4-х ступках 2 соленоида шифтовика, и мануалы выдают такие комбинации:
Новые типы соленоидов:
Управляющий (клапанами гидроблока) соленоид. Функционально соленоиды могут управлять клапанами плиты как транзистор в электросхеме.
Такие соленоиды только подают управляющее давление (с низким расходом) на клапан гидроблока, который уже сам подает или сбрасывает давление на поршни и фрикционы и служат для незаметного переключения передач.
— «Соленоид управления охлаждением масла» (как термостат открывает канал для охлаждения масла через внешний радиатор), и др.
Специфика и конструкция соленоидов постоянно расширяется и усложняется, а диагностика и ремонт соленоидов упрощается до банальной замены.
Типичные проблемы соленоидов. Срок службы
Поэтому мастера очень не любят, когда фрикционная накладка бублика съедается до клеевой основы и добавляет клеющие смолы в эту горячую масляную взвесь.
Для устранения нагара соленоиды-клапана (и детали гидроблка) промывают в различных растворителях и прочищают разными хитрыми способами с использованием ультразвука или переменного тока 12в. Рекомендовано при капремонте также проводить демагнетизацию (размагничивание) стальных деталей соленоида.
Проблема №2 Механическая
Износ деталей плунжера, манифольда, входного отверстия, протечки, связанные с износом.
PWM соленоиды имеют «умное управление». Компьютер учитывает «старость» соленоида №1 и увеличивает с помощью управляющего соленоида №2 расход масла для открытия канала такого изношенного соленоида №1. Но когда износ и «старческая деменция» достигают предела давления, клапан не закрывается или не открывается полностью. Компьютер бракует такой соленоид, что проявляется кодом ошибки. Естественно, что чем грязнее масло, тем быстрее изнашиваются каналы соленоидов, и тем напряженнее насос гонит через гидробок масло ATF, тем интенсивнее работают и изнашиваются клапана. Цепная реакция.
— Ослабление возвращающей пружины, трещины корпуса, поломки конструкции,
Из электрических проблем наиболее популярная — падение сопротивления обмотки (обрыв или КЗ). Здесь популярны пропайка контактов, перемотка, замена втулок, деталей.
Это начинается с засорения плунжера продуктами износа. Плунжер сначала клинит, что приводит к проблемам переключения (в зависимости от функции первого засорившегося соленоида), а затем этот нагар начинает истирать трущиеся поверхности плунжера, втулок плунжера и клапанов. После 2003-2004 годов и клапана и манифольды обычно делаются из анодированных сплавов, которые выдерживают большие истирающие нагрузки. Истираются в основном бронзовые втулки соленоидов.
Иногда мастера ремонтируют изношенные линейные соленоиды, «перевтуливая» плунжер. Выпускаются наборы 136419 для замены втулок соленоидов, что дает им еще жизни на 30-60 ткм (в зависимости от состояния остальных компонентов электрорегулятора).
Ресурс качественных соленоидов измеряется количеством циклов открывания-закрывания. По этому показателю например «хендаевские» соленоиды привычно стоят чуть позади соответствующих американских соленоидов и еще подальше от продуктов лидеров Aisin, Jatco или ZF.
Американский авторемонтный мир предпочитает планово ремонтировать соленоиды, заменяя втулки и очищая все внутренности соленоидов и гидроблока от нагара при каждом капремонте АКПП. Своевременная чистка и «перевтуливание» линейных соленоидов увеличивает ресурс соленоидов и гидроблока на 40-70%. Но обязательно при этом заменяются все изношенные уплотнения, кольцы и втулки, через которые теряется давление масла, иначе соленоиды сразу начинают работать на полное сечение.
Существует всего несколько АКПП с проблемами соленоидов, которые можно решить, лишь заменив соленоиды:
Например DP0, у которой срок жизни соленоидов EPC и TCC достаточно короток по сравнению с остальными расходниками. В некоторых случаях ремонта 4-х ступок замена обоих соленоидов ( 144431 ) может оживить машину и на некоторое время (пока скопятся деньги и желание на капремонт и установку кулера) позволит забыть о причинах выхода из строя трансмиссии (замена тефлоновых колец и втулок)
В эту же группу входят некоторые АКПП Хёндай-Мицубиши, Лексуса и даже 6-ти ступки ZF.
Как идентифицировать-заказать-купить соленоиды?
Нажав на номер соленоида на оранжевом фоне, вы узнаете его цену, наличие на складе и полное описание детали, с указанием- для каких авто она используется. Но часто приходится подбирать соленоиды по ВИН-коду авто. Звоните и заказывайте.
Тест. Как проверить исправность соленоидов?
Даже если коды неисправностей указали на какой-то соленоид, его нужно проверить с использованием диагностического оборудования. И лучше, если этим займется специалист.
Причина: От времени и из-за агрессивных условий работы метал проводов стареет, сопротивление обмотки увеличивается и когда омметр показывает, что сопротивление обмотки вышло за пределы максимально допустимого, то компьютер обнаруживает такой соленоид и «требует» его замены с помощью кода ошибки.
Если соленоид-электроклапан показывает нормальное сопротивление и щелкает при подаче на него напряжения, то мастера чистят-промывают его и оставляют служить дальше.
Современные соленоиды-электрорегуляторы уже невозможно «на коленке» проверить с помощью омметра и «пощелкиваний». PWM соленоиды уже требуют компьютера для проверки кривой, по которой меняется давление в зависимости от подаваемого тока, а с этим и квалифицированного электрика. И уже неразумно приговаривать соленоиды к замене по одним только кодам ошибок OBD-II. Если это, конечно, не типичные для данной АКПП проблемные соленоиды, которыми являются описанные ниже соленоиды-бестселлеры.
Что будет, если вовремя не заменить выработавшие свой ресурс соленоиды?
Соленоиды закрывают или открывают канал, блокирующий сцепление фрикционов. Не так страшно, если передачи переключаются с толчками. Это даже может быть полезным как «маркер», указывающий на необходимость делать ремонт АКПП.
Хуже, если канал недозакрыт или недооткрыт, что можно сравнить с недоотжатым сцеплением в МКП. Такой недовключенный пакет сцепления начинает проскальзывать от недостатка давления и жечь фрикционы и масло. Или недостаток давления приводит к работе всухую, от которой изнашивается «железо» и втулки, которые к этому времени уже изношены и травят масло и убьют новые соленоиды тем, что будут заставлять их сразу же работать на полное сечение.
В чем заключается «ремонт» соленоидов:
ATPshop.ru — запчасти для ремонта АКПП всех легковых автомобилей
Мы работаем на рынке запчастей АКПП с 2006 года