соискатели не приходят на собеседование что делать
Почему соискатели не приходят на собеседование
Передумал
Самая распространенная причина — «передумал». К сожалению, так сложилось, что кандидаты не всегда внимательно читают вакансию и уж тем более невнимательно слушают рекрутера. И тогда получается, что кандидат встречу подтвердил, а только потом понял свою ошибку — либо офис далеко, либо не сможет быть в назначенное время, либо не все в вакансии устраивает… а перезвонить и отказаться вроде как неудобно.
Перепутал
Некоторым из соискателей (которые по сути своей являются визуалами) удобнее воспринимать информацию в печатном виде, но они стесняются просить потенциального работодателя продублировать информацию о встрече на электронную почту. Из-за недопонимания случаются недоразумения — то время или дату встречи перепутают, то номер офиса запомнят неправильно. Кстати, про «запомнят» — достаточно большая часть соискателей, будучи пойманной при телефонном собеседовании на улице или в других неподходящих местах, опрометчиво полагается на свою память. А когда приходит время записать запомненную информацию, выясняется, что запомнено немного и неправильно. То, что неправильно запомнят ФИО рекрутера, — наименьшее из зол. Хуже, когда неправильно запомнен адрес или название работодателя.
Принял предложение от другого работодателя
Еще один вариант — кандидат находится в активном поиске, и ваш звонок принимает буквально по дороге с одного собеседования на другое. Существует 99% вероятность того, что если он примет предложение работодателя, успевшего с ним встретиться раньше вас, ни кандидата, ни звонка от кандидата вы не дождетесь.
Как правило, обзвон кандидатов, не дошедших до собеседования, не приводит их на собеседование. В большей части ответы на вопрос «Скажите, пожалуйста, а почему вы не пришли на собеседование, которое подтвердили?» носят неуверенный и иногда достаточно невежливый характер. Вариантов несколько — от банального «забыла, не смог» до агрессивных «я что, нанялась к вам на собеседование приходить, да кто вы такая!»
Еще одна закономерность
Чем ниже должность, тем больше вероятность «безответных приглашений». По собственному опыту скажу — вероятность неявок кандидаток в секретари на два порядка выше неявки, например, кандидата на должность директора департамента. При этом если кандидат опаздывает, то в «секретарском» случае он, как правило, делает вид, что ничего не произошло (за редким исключением). А в случае директора департамента достаточно распространен вариант контрольного созвона кандидата с рекрутером перед выездом на встречу для подтверждения, что все в порядке, и еще звонок или СМС в случае возможного опоздания. Опять-таки из собственного опыта могу сказать, что мой рекорд — из восьми встреч с секретарями, запланированных на один день (вакансия была срочной), не пришел ни один кандидат. И, конечно, никто не перезвонил и не извинился.
Возвращение «пропавшего» кандидата
Попытка вернуть непришедшего кандидата на собеседование в большинстве случаев провальна. Я пользовалась этим методом в случае, если вакансия была специализированная или срочная. Как правило, повторно вызвоненный кандидат, даже если подтверждает, что вакансия ему по-прежнему интересна и он все же готов встретиться, в 2/3 случаев снова на нее не приходит. А если приходит, зачастую ведет себя в стиле «вам это нужнее, чем мне, уговаривайте меня, уговаривайте». Многие после всех этих мероприятий рекрутера не отвечают на электронную почту или сбрасывают звонки. В общем, пользы от такого повторного собеседования мало.
Эта закономерность касается только первичных собеседований. На встречу с руководством большая часть кандидатов приходит и ведет себя в коммуникации значительно более пунктуально и вежливо.
Как добиться 100% явки кандидата?
Как же добиться того, чтобы кандидаты приходили на собеседование? К сожалению, нет универсального рецепта, гарантирующего 100% результат. Но есть факторы, позволяющие снизить процент неявки.
Фактор № 1. Одним из главных факторов привлечения кандидатов является репутация работодателя, его авторитет перед соискателями (сейчас этот фактор называют «бренд работодателя»). Когда кандидат выбирает между вакансией от известной украинской либо международной (которая постоянно говорит о себе как о надежном и интересном работодателе) и небольшой малоизвестной фирмы — в большинстве случаев репутационный фактор сыграет в пользу более известного работодателя. Причем положительно известного работодателя. Сколько бы компания не называла себя на собственном сайте «амбициозной командой», «динамически развивающейся компанией», если на остальных сайтах о ней пестрят самые негативные отклики ее бывших или нынешних сотрудников, ожидать повальную явку кандидатов на собеседование бессмысленно.
Фактор № 2. Второй важный фактор — если компании не повезло с «родословной», нужно вычленить из компонентов вакансии самые привлекательные для соискателей (вашей целевой аудитории) факторы и акцентировать на них внимание. Зарплата выше рыночной, возможность карьерного роста, офис в центре города, абонемент в спортзал и на массаж, бесплатные плюшки в соцпакете — любые реально работающие «фишки» вашей компании нужно проговаривать с кандидатами и получать обратную связь — насколько это им важно и нужно. Но учтите: если вы рассказываете кандидатам про замечательную зарплату, а ваши сотрудники трубят на весь интернет о невыплате зарплаты — грош цена вашему энтузиазму.
Фактор № 3. Третий фактор — попытка поднять приоритетность собеседования: например, фраза «Мы с директором департамента продаж ждем вас завтра в 16:00» несколько повышает статус вакансии и явку на встречу. Но только для кандидатов, понимающих, кто такой директор департамента. При этом директор департамента таки должен быть — хоть на пять минут для общего знакомства. Если из директора департамента рекрутер никакой, либо предварительно передайте ему, либо напишите три умных вопроса на бумажке, возьмите ее на собеседование и незаметно подсуньте.
На заметку
Самое главное — не делать из неявок соискателей на собеседование трагедию. Еще раз пересмотреть требования вакансии и уровень оплаты, промониторить зарплатные ожидания специалистов интересующего вас сегмента, возможно, подкорректировать информацию — и снова в бой! Когда проблема становится задачей — решать ее несоизмеримо легче.
Гостинг: почему соискатели исчезают без предупреждения
Термин «гостинг» произошел от английского слова ghost — призрак. Опрос работодателей, проведенный на hh.ru в феврале 2019 года, показал, что лишь 10% работодателей ни разу не сталкивались с этим явлением. Остальным понятие гостинга знакомо не понаслышке.
Почему они не приходят на собеседование?
Из 4128 соискателей, которых Исследовательская служба HeadHunter опросила в апреле 2019 года, только 28% признались, что не приходили на назначенное собеседование, не предупредив об этом потенциального работодателя. Правда, среди соискателей с небольшим опытом работы (от года до трех лет) доля признавшихся, что они не приходили на собеседование без предупреждения, выше — 40%.
При этом больше половины (60%) считает, что предупреждать о неявке на собеседование обязательно нужно, и 72% респондентов на вопрос «Если вам назначено собеседование, но вы понимаете, что не придете, предупредите ли вы потенциального работодателя о своей неявке?» ответили, что предупредят обязательно
Самым популярным ответом на вопрос о причинах, почему соискатели не приходили на собеседование, не предупредив об этом, стала потеря интереса к вакансии. Четверть респондентов сослалась на экстренные обстоятельства, 10% ответили, что изначально не планировали приходить, и 19% забыли либо про встречу, либо о том, что о неявке стоило бы предупредить заранее.
Но самый интересный ответ — «Не считаю нужным предупреждать об этом, так как рекрутеры тоже часто пропадают и не дают обратной связи». Так ответил 21% респондентов, не являвшихся на собеседование. Так что в каком-то смысле соискательский гостинг — своеобразная «месть» за обиды, накопившиеся в процессе поиска работы.
Свободный вариант ответа выбрали 11% респондентов, и их пояснения во многом тоже свидетельствуют о том, что иногда в неявке кандидатов без предупреждения виноваты сами работодатели. Например, среди этих ответов были такие:
Право на выбор или безответственность?
Соцсети изменили правила коммуникации, считает психолог Константин Почтенный. В мессенджерах не обязательно отвечать мгновенно, а нежелательное общение легко прервать, заблокировав навязчивого собеседника. Так же случается, когда кандидат понимает, что вакансия ему неинтересна — он избегает прямого отказа и исчезает без всякого предупреждения.
«Зрелая позиция — это способность сделать выбор и понимать ответственность за него, — поясняет психолог. — Не ответить можно по разным причинам. Это позиция «я ничего не должен» или неуверенность в себе, когда трудно сказать нет. Не прийти — это не то же самое, что отказаться. Так проявляется избегание ответственности за решение. Если человек избегает ответственности — это уже не взрослая позиция».
Поиск лучшего варианта и желание понравиться
Если кандидат просто не пришел на собеседование — это полбеды. Хуже, если он пришел, убедил в своей заинтересованности, понравился вам и заказчику подбора, а потом пропал, или перестал выходить на связь после получения оффера. С такими проявлениями гостинга, согласно опросу работодателей на hh.ru, сталкивались 66% и 49% респондентов соответственно.
«Чаще всего договоренности нарушают те кандидаты, которые поначалу демонстрируют высокую заинтересованность в вакансии, — делится опытом начальник отдела развития персонала ООО «Завод приборных подшипников» и психолог Сергей Рогулев. — Парадокс в том, что идеальный, на первый взгляд, кандидат, в итоге не устраивается на позицию. Он приходит на собеседование, всячески демонстрирует расположение и интерес, а потом исчезает, как призрак. Я наблюдал такие примеры еще в самом начале своей карьеры, поэтому не стал бы приписывать явление гостинга исключительно миллениалам».
После собеседования у человека появляются тревога и желание посмотреть другие варианты, повыбирать. И, конечно, в детской позиции звонить и сообщать рекрутеру неприятную новость о своем отказе, да еще как-то объяснять причины, не хочется. Поэтому для меня то, что кандидат говорит ровно то, что я хочу услышать, и не особенно интересуется условиями работы — первый признак «призрака».
Кроме того, не стоит забывать о том, что ценные кандидаты так же, как и работодатели, могут просто «прощупывать рынок». Человек вполне может не искать новую работу всерьез, а присматриваться и прицениваться, на какие условия он может рассчитывать, хуже они или лучше нынешних.
Можно ли распознать ненадежного кандидата?
Это главный вопрос, который волнует рекрутеров в связи с гостингом. Понять, что человек не придет на собеседование, конечно, невозможно. Но можно ли «просчитать» во время собеседования, что вот этого кандидата, несмотря на то что он по всем критериям устраивает, в финальный список включать не стоит — он, скорее всего, перестанет выходить на связь?
К сожалению, секретного способа нет. Даже если поведение кандидата вызывает сомнения, рекрутер будет стремиться закрыть вакансию, хотя и рискует столкнуться с гостингом, считает Сергей Рогулев. Тем не менее психолог советует обратить внимание на следующие плохие «звоночки»:
Кандидат, который на первых этапах демонстрирует сомнительное поведение, с большей вероятностью подведет и в финале. Но в то же время не стоит придавать им решающего значения. Обстоятельства действительно могут сложиться таким образом, что у соискателя не будет возможности вовремя предупредить о форс-мажоре. «Сколько бы признаков ни видел рекрутер, он будет «отрабатывать» кандидата до конца. Здесь совет один: нужно быть готовым к возможному гостингу и в гонке за кадрами не особенно расстраиваться из-за таких «призраков», — считает Сергей Рогулев.
О чём молчат соискатели: почему они не приходят на собеседования?
Согласиться на встречу и не явиться — поступок скорее грузчика, а не топ-менеджера, убеждены работодатели.
Фото: © Shutterstock, Inc.
Представьте ситуацию: вы согласились на интервью на вакансию продавца-консультанта в спортивный магазин, а позже узнали, что там будут проверять вашу физкультурную подготовку. Или вы решили пойти в крупнейшую компанию, торгующую сигаретами, но вдруг поняли, что ваши моральные принципы не позволят продвигать табак на рынке. Предупреждать о неявке вы не считаете нужным, в то время как потенциальному работодателю остаётся только догадываться о том, почему соискатель не пришёл на согласованную встречу.
«Домашнее задание съела собака»
По мнению некоторых работодателей и рекрутеров, причины для немого отказа от уже запланированного собеседования чаще носят спонтанный характер.
— Причин, по которым человек реально не пришёл на собеседование, может быть очень много, и у каждого она своя. Большинство на прямой вопрос «Почему вы не пришли в оговорённое время на встречу?» расскажет историю про сломавшийся каблук и заглохшую машину. Сказать честно: «Я в последний момент понял, что это не моё» — многие постесняются, — рассуждает Иван Кузнецов, руководитель пресс-службы портала по поиску работы Superjob.ru. — Но даже если кандидат всю ночь выталкивал застрявшую в лесу машину, проснулся с похмелья или его собака съела последнюю пару приличных туфель «на выход», он не должен пропадать без связи. Единственный правильный вариант поведения позвонить и перенести встречу. Либо отменить, если вы передумали. Подойдёт любой общепринятый предлог.
Однако некоторые причины просто сами по себе могут показаться нетактичными, считают опрошенные Лайфом спикеры, побывавшие по обе стороны баррикад. Например, многим соискателям стыдно признаться, что очередное интервью рассматривается ими исключительно чтобы «размяться», то есть потренировать свои навыки в интервьюировании, познакомиться с обстановкой в конкретном секторе, в котором работает пригласившая компания. Ещё один повод — осознание, что компания тебе не интересна и тратить силы на собеседования не имеет смысла.
— Однажды мне сделали предложение представители крупной табачной компании. В обязанности сотрудника входило продвижение продукции бренда среди покупателей, разработка стратегий и организация различных кампаний. Признаюсь, что голову вскружил масштаб и статус потенциального работодателя, однако день спустя, взвесив все за и против, я поняла, что вряд ли ввиду своих убеждений смогу пропагандировать курение, — рассказывает соискатель Алина.
Бывшая сотрудница студенческого центра развития карьеры НИУ ВШЭ Александра рассказала о своём опыте. Структура оказывала содействие в поиске работы и мест прохождения учебной практики, организовывала различные семинары и тренинги от ведущих компаний.
Фото: © Flickr / werbelaeufer
— Мы бесплатно организовывали для студентов консультации по составлению резюме и прохождению интервью. Грубо говоря, это была имитация собеседования, после которой студенту давались ценные рекомендации. Часто бывало, что студенты в итоге не приходили, хотя заранее подтверждали участие по почте или телефону (как правило, за день мы обзванивали каждого). Естественно, никто из них не извинялся за своё отсутствие. Причиной такого поведения служило то, что студенты были несильно заинтересованы ни во встрече, ни в нашем центре (вероятно, в их глазах центр развития карьеры не выглядел чем-то авторитетным и сильным в области подготовки и консультации), — говорит Александра.
Дорогу молодым
Некоторые объясняют неявку на запланированное собеседование развитием тренда в поведении молодого поколения.
— Я отказывалась от собеседований довольно часто, — рассказывает соискатель Яна. — Дело в том, что в сегодняшних реалиях мы часто меняем работу, сферу деятельности, а сам поиск компании мечты воспринимаем как перманентный процесс с временными передышками в очередном опенспейсе. Сейчас стыдно признаться, но я предупреждала о своём нежелании посетить очередную компанию крайне редко. Всегда находила этому оправдание: то несметное количество плохих отзывов будто давало мне право не ввязываться в это болото; то равнодушие других рекрутеров, которые не отвечали после тестового задания, позволяло стричь всех специалистов этой области под одну гребёнку; то условия вакансии, показавшиеся изначально заманчивыми, вдруг вызывали чувство недовольства.
Яна рассказала о случае, который с ней произошёл, когда она планировала временно поработать на один крупный немецкий холдинг по продаже спортивных товаров. Девушка откликнулась на вакансию продавца-консультанта и получила приглашение в виде групповой рассылки. До последнего момента она планировала посетить собеседование, но предварительно решила всё-таки почитать, как проводятся подобные встречи.
— Оказалось, что это групповое собеседование с демонстрацией своих физических способностей, поэтому решила не ходить. Предупреждать о том, что передумала, я не стала, потому что в приглашении не было и намёка на индивидуальность, — вспоминает Яна. — Думаю, что HR-менеджер из службы ничего обо мне не подумала, потому что таких писем она рассылает тысячи.
Фото: © flickr.com/Maryland GovPics
Виноват работодатель
Среди немых причин отказа прийти на собеседование могут быть и те, которые происходят по вине принимающей стороны. Потенциального сотрудника может смутить что угодно, например, заочное знакомство с корпоративной жизнью будущих коллег (легко узнать по фото с геолокацией офиса или через аккаунты сотрудников) или слишком скорое приглашение кандидата на интервью.
— Несколько месяцев назад мы искали выпускающего редактора. Как всегда, среди приглашённых на собеседование были заочные фавориты, с которыми хотелось поговорить в первую очередь. Одна девушка как раз из таких перспективных кандидатур дважды переносила время встречи: первый раз звонила сама, второй раз уже звонили ей, чтобы уточнить детали за пару часов до собеседования. Когда она повторно попросила перенести время собеседования из-за того, что не успевает приехать, стало понятно, что ждать её не стоит, — рассказывает Светлана Золотар, главный редактор портала New-retail.ru. — Возможно, повлияло приглашение на собеседование вечером в тот же день. Кандидат может представить два варианта: что вакансия «горит» и возьмут первого более-менее адекватного человека или что ждут именно его, а значит, могут и подождать. Хотя на самом деле всё было гораздо прозаичнее: два следующих дня уже были расписаны собеседованиями почти на каждый час, день после был занят другими встречами и мероприятиями, а затем уже наступали выходные — не хотелось терять практически неделю.
По мнению топ-менеджмента розничной сети Sela, плохая репутация на рынке может сильно напугать соискателей на ту или иную должность, поэтому важно работать с отзывами в Интернете.
— Самая эффективная стратегия — когда положительное мнение о компании создаётся самими сотрудниками на специализированных форумах в отзывах. Большинство соискателей проверяет эту информацию перед тем, как идти на собеседование, если отзывы отрицательные или репутация компании в целом вызывает сомнения, кандидат может не прийти на собеседование, — констатирует Эдуард Остроброд, вице-президент корпорации. — Мой совет: хорошо относитесь к сотрудникам, давайте им возможности для развития, и тогда отменённых интервью будет меньше.
Свой ответ на вопрос, почему та или иная компания получает немые отказы и массовую неявку кандидатов на свои вакансии, даёт Иван Кузнецов из Superjob.ru. По мнению эксперта, главная проблема — отсутствие деловой культуры в отношениях работодателя и соискателя и то, что многие потенциальные работники недооценивают важность индивидуальной стратегии построения собственной карьеры.
Фото: © flickr.com/NEC Corporation of America
— Если вы претендуете на интересную, высокооплачиваемую, ответственную работу, то глупости из серии назначить встречу и не прийти без предупреждения недопустимы. Это удары по персональной репутации. Рекрутеры всё помнят и постоянно делятся своим мнением с коллегами и заказчиками, — говорит Кузнецов.
Кнопка «Не пришел»: отмечайте тех, кто не пришел на интервью
Когда кандидат пропускает интервью, многие работодатели отмечают в комментариях, на какую вакансию и по какой причине соискатель не пришел. Теперь для этого есть удобный и простой формат — кнопка «Не пришел».
Используйте кнопку, и запись о пропуске интервью сохранится в истории соискателя. О «забывчивости» кандидата будете помнить не только вы, но и коллеги из вашей компании.
Благодаря отметке «Не пришел» hh.ru сможет:
— оценить масштабы и причины «недоходимости» кандидатов — и поделиться с вами статистикой;
— создать инструменты, которые будут напоминать кандидату о собеседовании — например, уведомления и сообщения.
Сейчас мы только начинаем работу и призываем использовать кнопку каждый раз, когда кандидат не дошел до интервью. Мы сделали эту отметку удобной и простой.
Как это работает
Кнопка «Не пришел» появилась у резюме на всех страницах и на вкладке перевода отклика с этапа на этап.
Чтобы сделать запись о пропуске собеседования, нажмите «Не пришел» и выберите причину из списка.
Комментарий сохранится в истории кандидата — вместе с датой и названием вакансии, на которую он претендовал.
Из списка резюме вместе с отметкой «Не пришел» можно сразу отправить ответ соискателю.
Используйте этот функционал и храните историю по каждому из соискателей. Это поможет понять, почему кандидаты не доходят до собеседования, — и решить, как мы можем с этим бороться.
Вы приняты! 15 лайфхаков, которые помогут успешно пройти собеседование
⏱ Время прочтения — 7 минут
Спокойствие, только спокойствие
Подобная история не редкость, ведь собеседование — сильный стресс даже для кандидата с большим опытом. Волнение в такой ситуации естественно, однако оно не должно мешать мыслить конструктивно и вести диалог.
Предлагаем три способа, которые помогут быстро успокоиться.
Глотательные движения помогают нам прийти в себя — это физиология. Лучше всего сделать несколько глотков воды непосредственно перед встречей. Если вы почувствовали сильное волнение уже в процессе беседы, а воды с собой нет, попросите ее у рекрутера / нанимающего менеджера — в этом нет ничего страшного. Если воды не нашлось, просто несколько раз сглотните слюну.
«У меня как будто земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сильно волнуемся. Чтобы избежать потери контроля, сильно прижмите стопы к полу — это позволит в прямом смысле почувствовать под собой опору.
Возьмите с собой на собеседование вещь, которая связана с приятными воспоминаниями, карьерными или личными успехами. Это может быть ручка, часы, блокнот, браслет или какой-то небольшой сувенир, который можно зажать в руке или положить в карман. Такой якорь позитивных эмоций позволит чувствовать себя увереннее.
«Вижу цель, верю в себя»
Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее подготовьте и отрепетируйте небольшую самопрезентацию — это не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию.
Не углубляйтесь в детские и юношеские годы — рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансии. Для этого до интервью выясните как можно больше об организации, изучите требования вакансии и постройте свой рассказ с учетом этой информации.
Рассказывая о себе, дайте понять нанимателям, что вы разделяете миссию и ценности организации. Например, если вы устраиваетесь в компанию по продаже товаров для кошек и собак, не лишним будет упомянуть о своей любви к домашним животным.
Выберите из своего профессионального багажа те навыки, качества и кейсы, которые сочетаются с требованиями вакансии. И позаботьтесь, чтобы ваши слова были подкреплены фактами. Например, если должность предполагает наличие лидерских качеств, расскажите о своем опыте руководства коллективом или проектом и приведите конкретные измеримые показатели, которых удалось достичь.
В завершение самопрезентации расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании и на этой должности. Примеры подходящих ответов: «доверяю продуктам компании», «цели компании сочетаются с моими внутренними целями», «хотел бы вместе с вами трудиться над улучшением процессов» и т. п.
Не «что», а «как»…
По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Сюда относятся внешний вид, язык жестов, мимика и особенности речи. Поэтому для успешного прохождения собеседования стоит уделить особое внимание этим аспектам.
Излишняя торопливость либо медлительность речи может создать негативное впечатление. Поэтому говорите четко, спокойно и уверенно, сохраняя средний темп. Полезно накануне встречи отрепетировать свои ответы перед зеркалом или записать их на диктофон и послушать — так будет проще понять, что нужно подкорректировать в своей манере говорить.
Собеседник, тем более такой опытный, как рекрутер или HR-специалист, легко почувствует ваше состояние, особенно если вы волнуетесь. Поэтому важно настроиться на позитив: сделайте так, чтобы улыбка шла изнутри. В то же время важно не перестараться: улыбка на лице должна быть только тогда, когда она уместна.
Значение невербальных сигналов сложно переоценить: один неуместный жест может поставить крест на успешном исходе собеседования. Перед тем как отправиться на встречу с нанимателем, попробуйте найти позу, в которой вам будет комфортно вести длительную беседу и в которой вы будете чувствовать себя максимально уверенно.
Также не лишним будет посмотреть на свою мимику и жестикуляцию со стороны: запишите репетицию самопрезентации на видео. Не стоит ломать свою индивидуальность и пытаться вести себя на собеседовании как британские монархи — оставайтесь собой, ведь нанимать будут вас! Достаточно убрать суетливые движения, выдающие волнение.
«Назовите ваши слабые стороны»
На собеседовании могут задавать каверзные вопросы, единственно правильных ответов на которые не существует, — они призваны выявить именно ваши качества, лучше вас понять и узнать, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Список таких вопросов ограничен только фантазией интервьюера, но есть самые популярные. Чем руководствоваться при ответе на них?
Если вас попросили рассказать о своих слабых сторонах, неверно будет ответить «У меня их нет» — это свидетельствует об отсутствии объективности к себе и стремления к развитию. Назовите одну-две слабые стороны, не несущие критической угрозы для рабочего процесса, и обязательно расскажите о том, как вы работаете над их устранением.
Скажем, вы признались, что иногда в процессе работы слишком погружаетесь в нюансы и отходите от основной задачи. Тогда дополните рассказ вашим секретом преодоления этого «недуга» — например, вы приклеиваете стикер с главной целью проекта на видном месте — и он возвращает вас на нужный вектор.
На просьбу рассказать о каком-либо вашем профессиональном промахе тоже не стоит отвечать: «У меня их не было». Действуйте по принципу из пункта № 10: сперва — про ошибку, неудачу, провал, и сразу же — про то, как всё исправили. А в завершение отметьте, чему вас научила эта ситуация и какие личностные и профессиональные качества помогла развить.
Пример: «На прошлой работе я не смог вовремя сдать проект, поскольку не рассчитал свои силы и время. Не спал ночь, но — хоть и с опозданием — закончил работу. Я проанализировал ситуацию и сделал выводы, что нужно развить навыки управления временем, чем и занялся: стал тщательно планировать дела, увлекся тайм-менеджментом. После этого случая я всегда сдаю работу в срок».
«Какую зарплату вы хотите получать?» — такой вопрос интервьюер может задать, если в описании вакансии не указан размер вознаграждения. Если вы откликнулись на такую позицию, перед собеседованием выясните, сколько в среднем получают специалисты вашего уровня на аналогичной должности. В зависимости от опыта и знаний вы можете варьировать сумму. Например, назвать размер оплаты на 5−10% больше, чем в среднем по рынку, если у вас большой опыт, или, напротив, немного меньше, если опыта мало или совсем нет. Также зарплатные ожидания стоит немного снизить, если по компетенциям и навыкам вы немного недотягиваете до требований вакансии.
Будь готов! Всегда готов!
HR-специалисты используют различные методы проведения собеседования. Самый распространенный из них —структурированное интервью по стандартным вопросам. Однако вы можете столкнуться и с другими вариациями интервью. Что же делать?
Суть метода в том, что вам предлагается решить какую-то ситуационную задачу — кейс, подобранный с учетом вакансии, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам, то вас могут попросить решить следующую задачу: «Важный клиент просит сделать скидку, а вы не можете ее дать. Как себя поведете?»
Для того чтобы подготовиться к подобным кейсам, изучите внимательно требования вакансии, попробуйте предположить, какую задачу вам предложат, поищите в Сети примеры и рассказы других соискателей. Но и будьте готовы решать задачу в моменте — всего не предугадаешь!
Этот довольно жесткий метод используют, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя. Например, рекрутер может спросить: «Почему вы еще не замужем?» или «Почему у вас перхоть?» Также он может начать курить в вашем присутствии, отвлекаться на телефонные звонки или перебивать.
Как вы будете вести себя — зависит только от вас и от предлагаемых обстоятельств. Но помните, что ваша задача в такой ситуации не отшучиваться и не огрызаться, а перевести разговор в конструктивное русло, напомнив о цели вашей встречи.
Данный метод немного напоминает дружеский разговор: рекрутер может попросить рассказать про детство, школьные и студенческие годы. Цель такой беседы — понять, есть ли у соискателя предрасположенность к решению требуемых вакансией задач. Например, на должность психолога в детский сад охотнее примут кандидата, который расскажет, что с детства любил помогать другим людям, а в старших классах с удовольствием нянчился с маленькой двоюродной сестрой.
Для того чтобы успешно пройти такой тип собеседования, рекомендуем внимательно изучить вакансию и найти подтверждение нужных качеств в своей биографии.
Во многом результат собеседования зависит от качества вашей подготовки. Однако есть такие ситуации, на которые невозможно повлиять и о которых вы можете даже не узнать. Например, в компании приняли решение не вводить должность, на которую вы претендовали, и передать эти функции одному из сотрудников.
Отказ потенциального работодателя — не повод считать себя плохим кандидатом. Анализируйте ошибки, готовьтесь к собеседованию, тренируйтесь. Прохождение собеседования — это полезный навык, который приобретается с опытом. Верьте в себя и в свои силы!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫