сохранная расписка что это
Расписки
Расписка представляет собой документ, на основании которого предоставляется гарантия на что-либо. К примеру, это может быть гарантия на возврат задолженности, различных документов, на отсутствие претензий.
Особенности документа
Составляется расписка в одностороннем порядке. После оформления документ передается второму участнику сделки. У последнего он будет храниться до исполнения условий гарантия. На основании расписки устанавливается начало и завершение юридических отношений. Ее требуется составлять тогда, когда требуется удостоверение на какое-либо действие или событие. С момента оформления у лица появляются обязанности.
Расписка составляется в письменном виде. В ней должны быть все сведения, относящиеся к делу. В некоторых случаях бумагу нужно удостоверить у нотариуса. Актуально это тогда, когда передается большая сумма денег. Однако удостоверение происходит по желанию участника сделки. Расписка по своим функциям и предназначению схожа с договором займа.
Законами не утверждены образцы расписок. Однако документ обычно имеет устойчивую структуру. В нем содержатся эти обязательные реквизиты:
Если в бумаге не будет всех необходимых реквизитов, она не признается действительной.
Разновидности расписок
Расписка – универсальный документ, который может составляться во множестве ситуаций. А потому различают много его видов. Рассмотрим все их.
О возврате займа
Самый распространенный вид документа – это расписка о возврате денег, которые ранее предоставлялись в качестве займа. Функция ее – официальное подтверждение того, что деньги были возвращены. Автоматически документ подтверждает отсутствие претензий со стороны кредитора. Последний не сможет предъявить заемщику претензии в дальнейшем. То есть, расписка позволяет защитить права заемщиков. Она имеет юридическую силу. То есть, документ может быть представлен в суде при возникновении конфликтов.
Расписка – это не основной, но дополнительный документ. То есть, сам по себе он значения не имеет. Он является приложением к основной бумаге – к соглашению о предоставлении денег. В расписке должны быть эти сведения:
Как правило, именно заемщик предлагает составить расписку, так как он больше заинтересован в ее наличии. Такой документ подтвердит, что у дебитора больше нет долговых обязательств.
О получении займа
Если предыдущий документ подтверждал возврат денег, то этот подтверждает их получение. Рассмотрим пример. Один знакомый занимает деньги у другого. Составлять договор, идти к нотариусу – все это лишняя трата времени. Большинство людей не готово озадачиваться бумажной волокитой. Проще составить расписку. Этот документ быстро оформляется и не требует заверения у нотариуса. Однако, если требуется, участники сделки могут обратиться к нотариусу.
В любом случае, документ имеет юрсилу. То есть, если заемщик не вернет деньги, кредитор сможет обратиться в суд. Подтверждением факта займа будет расписка. На основании ее у дебитора появляются обязательства по возврату средств. Расписка – это дополнительная страховка на случай того, что заемщик не будет возвращать деньги. В ней нужно отразить эти положения:
Если есть договор займа, нужно указать дату его составления.
О получении документов
Документы могут передаваться третьим лицам для временного пользования или для ответственного хранения. Имеет смысл составить расписку о получении документов. Законом не установлены строгие требования к документу. Однако в нем должны быть обязательные реквизиты: ФИО участников сделки, их паспортные данные, список бумаг, которые переданы третьему лицу. Имеет смысл привести подробные сведения о каждом документе: реестровый номер, название, число листов в одном экземпляре, подписи сторон, дата формирования бумаги.
К СВЕДЕНИЮ! В расписке не должно быть исправлений. Если они все-таки присутствуют, каждая поправка заверяется.
Об отсутствии претензий
Между юридическими и физическими лицами могут возникать различные конфликты. Они могут решаться как в судебном, так и в досудебном порядке. Второй вариант является более простым и быстрым. Если стороны смогли урегулировать между собой конфликт, имеет смысл задокументировать это. Расписка позволяет подтвердить, что стороны не имеют претензий друг к другу. Она может составляться в следующих обстоятельствах:
Документ будет действителен только при наличии в нем подписи и даты.
Сохраненная расписка
Сохраненная записка оформляется при направлении на хранение материальных ценностей. Является гарантом того, что объекты будут сохранены и возвращены в сроки, оговоренные в документе. За составление документа отвечает принимающая ценности сторона.
Сохранная расписка — особенности написания и применения
Физические лица, предприятия, индивидуальные предприниматели могут передавать на хранение или во временное пользование товарно-материальные ценности.
Юридической гарантией соблюдения сторонами всех договоренностей выступает сохранная расписка. Этот документ играет важную роль в поддержании честных партнерских отношений.
Что это такое и когда применяют?
Передача ценного имущества на хранение другим лицам должна определяться в соответствии с правовыми нормами. Существует специальная унифицированная форма фиксации ценностей, принятых на ответственное хранение. В документе указываются условия хранения, его сроки, информация о грузе. Он станет страховкой для передающего от незапланированных рисков, убытков.
Сохранная расписка составляется при передаче товара, материалов, техники, оборудования, документов, недвижимости, денежных средств, другого имущества на хранение. Она фиксирует факт приема грузов, их получение. Расписка составляется в письменной форме. Пишет ее тот, кто выступает принимающей стороной. Это может быть физическое лицо, представитель юридического предприятия.
Сохранный документ важен не только для передающего лица, но и для ответственного за хранение. В акте указываются характеристики имущества, определяется его ценность, фиксируются номера денежных знаков. Подписывают его обе стороны. Нормативно-правовой документ– страховка от неправомерных обвинений в хищении, порче переданного имущества.
Сохранная расписка очень важна для каждой стороны. Она дает уверенность в надлежащем хранении груза, становится основой для назначения меры ответственности в случаях несоблюдения согласованных условий.
Что можно передавать на хранение и на какой срок?
Когда одна сторона передает другому лицу товары, то между ними обязательно должен оговариваться их перечень.
Среди товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение могут быть:
Временные рамки – необходимое условие, требующее неукоснительного выполнения каждым участником.
Кто должен писать расписку?
Сохранную расписку также называют договором хранения. Это документ, удостоверяющий правовые отношения в ходе передачи груза от одной стороны другой. Факт фиксации нюансов этого процесса весьма важен. На основе согласованных пунктов осуществляется процесс хранения, использования. Документ должен быть составлен в соответствии со всеми законодательными нормами. Одна из них – сторона, которая оформляет договор.
Расписка может быть написана от руки или напечатана. Ее формулирует тот, кто принимает ценности. Это может быть физическое лицо, предприниматель, предприятие. Последних представляет специальный уполномоченный. Если по каким-то причинам принимающая сторона не может написать документ, то за нее это сделает официальный доверенный.
В нормативно-правовом акте прописываются положении по хранению товаров, меры ответственности за нарушение оговоренных условий. Закрепляется расписка подписями сторон. Предприятие или организация, индивидуальный предприниматель должны поставить свои печати. Подписи, печати – основа для юридической силы расписки.
Грамотно сформулированный документ – гарантия сохранности переданных объектов.
Требования и правила составления документа
Большинство документов-расписок не имеют стандартного нормативного бланка. Они пишется в произвольной форме. Унифицированный тип может быть только у фирм, которые на профессиональном уровне занимаются хранением чужого имущества. Рукописная расписка считается предпочтительней. При возникновении судебных споров доказательство ее подлинности устанавливается проще. Достаточно провести графологическую экспертизу.
Существует ряд требований к документу о хранении. При написании расписки очень важно указать:
Обязательные правила, которые необходимо выполнить при составлении подобного договора:
Составление сохранной расписки – кропотливая работа. Важно выполнить ее тщательно, соблюдая многочисленные нюансы. Это позволит каждой стороне избежать ущерба.
Порча или утрата во время хранения
Материальные ценности, оставленные на хранение подвержены риску порчи, утраты. Ущерб от нанесенного вреда, как и наказание за наступление неблагоприятных условий для хранения, могут понести оба участника соглашения. Для урегулирования возможного конфликта в тексте расписки определяются штрафные санкции за нарушение ее положений. Если одна из сторон не согласна, то она имеет право подать судебный иск.
Законодательная база гарантирует защиту, реабилитацию от неправомерных обвинений. Исковое заявление о нарушении оговоренных пунктов расписки, которое должно удовлетворять известным формальным требованиям, подает любая сторона. Его можно подкрепить вещественными доказательствами в виде ценностей с дефектами.
Согласно расписке ответственным за целостность вещей утверждается принимающее лицо. Оно обязуется предоставить груз владельцу, если это возможно без ущерба. При наличии умысла, грубой неосторожности, повлекших за собой повреждение, утрату товара, вина полностью возлагается на хранителя.
Существуют события, которые снимают ответственность с хранителя:
Законодательство распространяется на все виды товарно-материальных ценностей, переданных на ответственное хранение.
Полезные советы
Избежать негативных последствий во время передачи материальных ценностей поможет сохранная расписка, составленная без ошибок. Грамотный документ способствует качественному выполнению предписанных сторонам обязательств. Специалисты юридической сферы советуют пользоваться услугами профессионалов при подготовке формы и текста документа.
К основным ошибкам сохранного нормативно-правового акта большинство практикующих юристов относят:
Сохранная расписка – важный документ. Он регулирует отношения между физическими, юридическими лицами, которые возникают в рамках передачи на ответственное хранение товарно-материальных ценностей. Наличие грамотной расписки способствует обязательному выполнению указанных пунктов. Она устанавливает меры ответственности при нарушении договора.
Передающая ценности сторона получает гарантию того, что груз будет храниться в необходимых условиях. Принимающая сторона получает четкие предписания для выполнения. Правильно составленный нормативно-правовой акт поможет избежать судебных притязаний между ними.
Расписка в получении денежных средств
Передача наличных денежных средств от одного человека другому должна сопровождаться составлением специальной расписки. Чаще всего этот документ используется в отношениях между физическими лицами, но иногда возможно его применение и между обычными гражданами и организациями (например, когда речь идет о банках или микрофинансовых компаниях).
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Для чего нужна расписка
Расписка – документ, который подтверждает то, что деньги были переданы от одного физического или юридического лица какому-либо человеку в долг или по другим основаниям.
Расписка содержит информацию о том, сколько денежных средств, на каких условиях было отдано и в какой период они должны быть возвращены займодавцу.
В случаях, когда между кредитором и должником возникают разногласия и кто-либо из них решает обратиться в судебную инстанцию, именно расписка становится той официальной бумагой, которая доказывает факт передачи денег, а также показывает условия их использования и сроки, в которые они должны были быть отданы обратно.
Расписка не относится к числу обязательных документов, которые должны сопровождать передачу наличности (к слову, в отношениях между гражданами таких документов вообще нет), но является рекомендованной.
Когда чаще всего используется документ
Поводов для формирования расписки в получении денежных средств много:
Следует отметить, что в ситуации, когда речь идет о долговом обязательстве, стороны иногда заключают между собой договор займа – он серьезнее с точки зрения закона, т.к. содержит более полную и подробную информацию, но должен составляться по определенный схеме и структуре, тогда как расписка — проще с точки зрения оформления и при этом имеет практически равную юридическую силу (при условии, конечно, что она содержит некоторые обязательные сведения).
Кто пишет расписку
ВАЖНО! Расписка всегда пишется от лица человека, который принимает наличность.
Однако, в некоторых случаях граждане, не имеющие возможности взять деньги лично, прибегают к помощи представителей. В этом случае в расписке обязательно должен быть указан тот факт, что деньги приняты по доверенности, с указанием даты, места ее выдачи, номера и прочих индивидуальных параметров.
Надо ли заверять у нотариуса
Обязанность по заверению расписки у нотариуса в законодательстве РФ не прописана, т.е. каждый займодавец сам вправе решать, заинтересован ли он в том, чтобы расписка была удостоверена подписью работника нотариальной конторы, или нет.
Тем не менее, сам факт наличия автографа нотариуса придает расписке более весомое значение, поэтому пренебрегать ею не стоит.
Единственный минус здесь, точнее, даже два – временные затраты и дополнительные финансовые расходы.
Для чего нужны свидетели
Некоторые займодавцы при передаче денег предусмотрительно заручаются поддержкой свидетелей. В качестве них могут выступать незаинтересованные лица, сведения о которых также в обязательном порядке вносятся в расписку (их ФИО, паспортные данные и адрес места жительства).
Своими подписями они подтверждают факт того, что деньги были переданы именно в том размере, о котором говорится в расписке и на обозначенных в ней условиях.
По сути дела, неким образом свидетели выполняют функцию нотариуса.
Правила составления расписки
Данный документ формируется в простой письменной форме в произвольном виде на обычном листе бумаги. Допускается печатать расписку и на компьютере, но такой вариант не считается лучшим, поскольку в случае, если возникнет необходимость в проведении графологической, почерковедческой экспертизы, такая расписка станет не самым удобным объектом исследования.
В тексте обязательно должны быть указаны:
В завершение расписка должна быть заверена подписью человека, который принимает деньги (при этом желательно, чтобы подпись соответствовала той, что стоит в его паспорте) и автографами свидетелей, если таковые были при процедуре передачи денег. При желании займодавец также может расписаться в документе.
Расписка составляется в единственном экземпляре и передается на руки займодавцу.
После составления расписки
Когда дело дойдет до возврата денег, это тоже нужно оформить документально. Существуют два способа для подтверждения возврата долга:
Расписка на ответственное хранение
Сохранная расписка — это обязательный в силу закона документ, без которого простая письменная форма договора хранения считается несоблюденной. Составляется в свободной форме с указанием обязательных реквизитов:
Путеводитель КонсультантПлюс
Что передают на хранение под расписку
Под гарантию расписки передается любое имущество, вещи, ценности. В передаче вещей принимают участие как физические, так и юридические лица. Передается все что угодно:
В простых случаях, во взаимоотношениях между физическими лицами, факт передачи оформляется без расписки. Один человек пишет письмо приблизительно такого содержания: «Прошу принять на ответственное хранение такие-то вещи». Другой эти вещи принимает. Какой-либо установленной формы образец письма об ответственном хранении товара не имеет, бумагу пишут в свободной форме.
Составление простого письма допустимо между хорошо знакомыми людьми. Но что делать, если обстоятельства требуют передать ценности незнакомым лицам? В этом случае придется требовать расписку, и лучше оформить ее правильно. Чтобы составить простой образец расписки о получении ноутбука во временное пользование, воспользуйтесь нашим примером.
ИП Ибрагимов Рашид Ахметович
Санкт-Петербург, ул. Звездная, д. 5, пом. 301
Сохранная расписка о передаче материальных ценностей во временное пользование
Санкт-Петербург | 01.07.2020 |
1. Ноутбук Acer Predator Orion 3000 DG.E14EG.029, 2019 года выпуска, серийный номер 123456789.
2. Зарядное устройство для ноутбука Acer Predator Orion 3000 DG.E14EG.029, 2019 года выпуска, серийный номер 123456789.
3. Кейс для хранения ноутбука и зарядного устройства черного цвета без наименования из черной экокожи с двумя ручками.
Внешнее состояние компьютера, зарядного устройства и кейса без повреждений, дефектов и царапин. Техника принимается на хранение в исправном состоянии. Комплектация Acer Predator Orion 3000 DG.E14EG.029 — 128 Гб оперативной памяти, видеокарта встроенная, HDD 500 Гб.
ИП Ибрагимов Рашид Ахметович.
Если вам нужна расписка на взятие ноутбука с работы, сначала поинтересуйтесь у руководства, пойдет ли оно на такой шаг. Если начальник согласится, напишите расписку по предложенному нами примеру и отдайте ее руководителю.
Зачем нужна расписка
Ответственное хранение регулируется следующими нормативными документами:
С учетом указанных норм составлен образец расписки о передаче имущества во временное пользование, предложенный выше. Если вы собираетесь писать по иной форме, проверьте, чтобы в ней оговаривались условия хранения, количество и состояние передаваемых вещей.
Кто и когда составляет
Расписку составляет принимающее товар лицо — физическое или юридическое. Пишется документ непосредственно при принятии вещей. Бланк законом не утвержден, разрабатывается самостоятельно.
Важно, чтобы в процессе написания сохранной расписки на ответственное хранение проводился тщательный осмотр принимаемого, записывалось состояние, количество и сроки хранения. При приеме, к примеру, скоропортящихся продуктов особенно важны сроки. Обе стороны оговаривают все детали, а принимающая сторона записывает:
Если оформляется расписка о передаче оргтехники, то указываются все идентификационные признаки передаваемого имущества во избежание недоразумений при возврате.
ООО «Склады и Амбары»
Санкт-Петербург, ул. Звездная, д. 15
Сохранная расписка на хранение ценностей
Санкт-Петербург | 01.07.2020 |
Общество с ограниченной ответственностью «Склады и Амбары» (ОГРГ 123456789, ИНН 1234789) в лице генерального директора Аганесяна Армена Исмаиловича, действующего на основании Устава, приняло на хранение материальные ценности, принадлежащие Обществу с ограниченной ответственностью «Телефоны и факсы» (ОГРН 5478965231, ИНН 546321):
1. Копировальные аппараты Xerox RT21-0134 в количестве 50 штук (серийные номера с 1234567890 по 1234567940), 2020 года выпуска.
2. Фотоаппараты Nikon D30 в количестве 10 штук (серийные номера с 123456 по 123466), 2020 года выпуска.
Внешнее состояние передаваемых вещей без повреждений, техника передается в исправном состоянии в индивидуальных заводских упаковках, которые не имеют следов вскрытия и повреждений.
Общество с ограниченной ответственностью «Склады и Амбары» (ОГРГ 123456789, ИНН 1234789) в лице генерального директора Аганесяна Армена Исмаиловича, действующего на основании Устава, обязуется возвратить указанные выше материальные ценности в том состоянии, в котором они были приняты, не позднее 15.09.2020.
Генеральный директор ООО «Склады и Амбары» А.И. Аганесян
Документ важен при возможных судебных разбирательствах и установлении подлинности вплоть до проведения графологической экспертизы.
Порядок оформления расписки
Оформляется документ в свободной форме, в напечатанном виде или собственноручно. От руки более предпочтительная форма, потому что при судебных разбирательствах проще установить подлинность документа. В печатном виде или в рукописном написанный документ обязательно визируется подписью и датой. В законах не уточняется, как правильно написать расписку о передаче компьютера на время пользования при самоизоляции, считаем, что никаких отличий составления документа в период режима повышенной готовности нет.
Необходимо все проверить с обеих сторон и произвести запись принимаемого имущества без ошибок и помарок. Оформляется расписка в таком порядке:
Требования к документу
Нормативных требований к оформлению документа нет, составляется он в произвольной форме. Но есть определенные требования, которые следует соблюдать, чтобы в дальнейшем не было проблем. В записке важно указать:
Правильно и тщательно составленный документ поможет обезопасить вещи от порчи, повреждений и утери.
Составление
Составить сохранную расписку несложно. Необходимо изучить правила, по которым она пишется, и ознакомиться с образцами:
После написания необходимо все проверить обеими сторонами, поставить подписи и печати (при участии юридического лица или частного предпринимателя).
Какой срок действительна
При составлении документа обе стороны обязательно оговаривают сроки, фиксируют и заверяют подписями. Передача товара происходит на определенный временный промежуток, и это обязательное условие. Минимальный и максимальный сроки законодательством не оговариваются. Передающее товар лицо и принимающее его оговаривают сроки самостоятельно. Необходимо учитывать и просчитывать сроки хранения продуктов и продовольствия. Возврат необходимо производить строго в указанное время. Ответственность за соблюдение сроков лежит на обеих сторонах.
Что делать, если произошла порча и утеря имущества, переданного под расписку
В соответствии с заключенным договором на хранение имущества, ответственность за порчу несет принимающая сторона. В соответствии с распиской, ответственное лицо обязано передать товар в указанные сроки в надлежащем виде, без потери качества. Порча, потеря, повреждение вещей лежит на лице, которое взяло на себя обязательство за сохранность имущества. Нарушивший договор возмещает полностью убытки потерпевшей стороне либо в добровольном порядке, либо через суд. Чтобы вести учет поэтапной компенсации ущерба, иногда ведут ведомость на сбор денежных средств за порчу имущества, в которой фиксируют выплаченную сумму и сроки ее перечисления.
Ответственность снимается в таких случаях:
В таких ситуациях при наличии доказательной базы лицо, ответственное за товар, не оплачивает его порчу. Расписка необходима в случае повреждения хранимого товара, потому что является доказательством правоты сторон при судебном разбирательстве.
Сохранная расписка на ответственное хранение
Документ под названием «Сохранная записка» формируется в тех случаях, когда одно предприятие, ИП или физическое лицо передает другому какие-либо товарно-материальные ценности на определенный промежуток времени.
Зачем нужен документ, его значение
Роль сохранной записки довольно проста: она фиксирует факт передачи какого-либо имущества от одного лица другому под ответственное хранение или во временное пользование. При помощи этого документа принимающая сторона гарантирует, что вверенные ей товарно-материальные ценности будут возвращены в целости и сохранности. Таким образом, в период хранения или пользования всю ответственность за количество и качество имущества несет тот, кто его принял.
Что можно передавать под расписку
Под гарантии сохранной расписки можно передавать любое имущество, том числе технику, оборудования, товарно-материальные запасы и даже какую-либо документацию.
При этом участвовать в передаче могут как физические лица, так и юридические.
На какой срок можно передавать
Передача всегда ограничена по срокам — до заключения договора купли-продажи или последующего возврата товарно-материальных ценностей собственнику.
Максимальный период временного перехода имущества от одного лица другому законодательно не установлен, то есть стороны могут определять его произвольно. Единственное, что при этом стоит учитывать: скоропортящиеся товары надолго отдавать в чужие руки не следует.
Кто пишет расписку
Сохранная расписка всегда пишется тем лицом, которое принимает товарно-материальные ценности на хранение. В расписке регистрируется, сколько и какие вид товаров или иного имущества были взяты на хранение, в каком состоянии, и в каких условиях они будут находиться.
К расписке при желании сторон может быть приложена опись имущества, а также акт приема-передачи материальных ценностей по унифицированной форме.
Если в период ответственного хранения произойдет порча или утрата имущества
Если в то время, когда товарно-материальные ценности будут находиться на ответственном хранении, с ними произойдет какая-то неприятность: повреждение, порча, частичная или полная утрата и т.п., всю ответственность за это будет нести тот, кому они были доверены.
Это значит, что данное лицо обязано будет в полном объеме возместить нанесенный ущерб или же отремонтировать, восстановить чужое имущество за свой счет.
В случае, если вдруг между сторонами возникнут какие-то разногласия или споры, в поисках решения которых они дойдут до суда, грамотно составленный пакет документов поможет их правильно и с соблюдением всех интересов разрешить. Именно поэтому к составлению сохранной расписки стоит относиться крайне внимательно и учитывать все нюансы, касающееся товарно-материальных ценностей и условий их хранения.
Как писать расписку
Как любой другой подобный документ, сохранную расписку можно писать в произвольной форме – унифицированного ее бланка сейчас нет. Исключение составляют только те случаи, когда компания профессионально занимается предоставлением услуг по временному сохранению чужого имущества — в таких организациях обычно есть стандартный образец документа, рекомендованный к применению.
Особенности оформления расписки
Точно так же как и формат расписки, ее оформление может быть абсолютно свободным, в частности, ее можно напечатать или написать от руки. Второй вариант является предпочтительнее первого, поскольку, в случае каких-либо спорных моментов, в последующем рукописная расписка может сыграть свою роль при установлении факта ее подлинности (например, при графологических и почерковедческих экспертизах). В любом случае независимо от того, от руки написана расписка или в печатном виде, ее надо подписать (обязательно с расшифровкой подписи) и датой, когда она была сформирована.
При составлении записки надо тщательно описать все детали товара.
При этом избегайте малейших неточностей и ошибок. Даже небольшая помарка в случае «разборок» в судебной инстанции может сыграть свою отрицательную роль в деле определения виновных и ответственных лиц.
Образец сохранной расписки
Если вам понадобилось составить сохранную расписку, а вы ее раньше никогда не писали, изучите вышеприведенную информацию и ознакомьтесь с образцом документа – с его помощью вы без особого труда сформируете то, что вам нужно.