согласие не подтверждено пк что это значит
Для чего регистрировать корпоративную карту на Госуслугах
Что такое корпоративная сим-карта
Так как плюсов у корпоративных симок много, организации с удовольствием их используют.
Кроме того, сейчас сим-карты повсеместно используются в стороннем оборудовании: системах навигации и слежения, системах ГЛОНАСС, в модемах, вендинговых аппаратах, системах автоматических ворот и шлагбаумов, онлайн-кассах и т. д.
В таких сторонних устройствах также используются корпоративные сим-карты со специальными тарифами.
Что изменилось для владельцев корпоративных сим-карт
Об изменениях было известно уже давно, но в силу они вступили с 1 июля 2021 года. Суть новшеств — обязательная регистрация корпоративных сим-карт на портале «Госуслуги» начиная с 1 июля 2021 года.
Это означает, что все корпоративные карты:
Как видим, регистрация корпоративных симок относится ко всем видам корпоративных карт. То есть подлежат регистрации на Госуслугах корпоративные симки, оформленные как на сотрудников, так и установленные в оборудовании. Единственное отличие — сроки, в которые необходимо подать сведения.
ВАЖНО! Нормативная база — федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ и постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 844.
Что будет, если не активировать корпоративную сим-карту на Госуслугах? Такие корпоративные симки заблокируют, если не уложиться с активацией в срок.
Один из основных вопросов у пользователей: зачем корпоративные симки регистрировать на Госуслугах? Объясняется новшество борьбой с мошенничеством.
Алгоритм действий по регистрации сим-карт на Госуслугах
Итак, покажем на примерах, как зарегистрировать корпоративную симку на Госуслугах.
Чтобы подтвердить корпоративную симку на Госуслугах, необходимо иметь там подтвержденную учетную запись юрлица. Это лучше сделать заранее через подтвержденную учетную запись гендиректора.
О том, как получить ЭЦП для Госуслуг, узнайте из материала.
Допустим, такая запись подтверждена. Как зарегистрировать корпоративную симку:
ШАГ 1. Входим в учетную запись, находим регистрацию корпоративных карт и нажимаем «Начать».
ШАГ 2. Выбираем, как используются сим-карты: в устройствах или непосредственно людьми. Допустим, мы выбираем, что людьми.
ШАГ 3.Переходим к формированию заявления, нажав на кнопку «Перейти к заявлению».
ШАГ 4.Появляются данные организации или ИП. Подтверждаем их корректность нажатием кнопки «Верно».
ШАГ 5. Также подтверждаем юридический адрес кнопкой «Верно».
ШАГ 6. Выбираем из списка нужного оператора сотовой связи и нажимаем «Продолжить».
ШАГ 7. Можно ввести данные вручную либо списком. Вручную имеет смысл вводить несколько номеров. Если же номеров много, то в личном кабинете оператора сотовой связи можно скачать файл в формате csv и загрузить. Посмотрим, как выглядит ручной ввод.
ШАГ 9. Когда все сотрудники внесены, нажимаем «Отправить заявление».
ШАГ 10. Заявление отправлено.
В личный кабинет должно прийти подтверждение.
Вопросы, которые могут возникнуть при регистрации сим-карт
Рассмотрим некоторые нюансы, которые возникают при решении вопроса, как на Госуслугах привязать корпоративную симку.
Надо ли что-то делать с корпоративной симкой ее непосредственному пользователю?
Да, нужно. Здесь есть два варианта:
Можно ли корпоративную симку оформить на себя и не регистрировать?
Да, можно перерегистрировать симку. Для этого понадобится согласие юридического лица, на которое оформлена сим-карта изначально. Какие документы для этого понадобятся, надо узнавать у операторов связи.
Как упростить регистрацию сим-карт, если их много?
Как уже было сказано, загружать данные на Госуслуги можно не вручную, а сразу файлом. Многие операторы сотовой связи, во-первых, высвечивают предупреждение в личном кабинете о том, что сим-картам необходимо подтверждение и надо заполнить персональные данные владельцев корпкарт. Во-вторых, они позволяют выгрузить все данные в нужном формате — csv.
Требования к загружаемому файлу можно узнать на Госуслугах при выборе способа загрузки не вручную, а файлом.
Здесь же можно скачать шаблон файла и внести туда свои данные. Это более надежный способ, так как формат файла точно будет таким, как положено.
Что делать, если невозможно точно определить место положения устройства, где установлена сим-карта?
Обязательными реквизитами, которые следует передать по корпкартам, установленным в устройствах, являются наименование и ИНН владельца сим-карты, а также ее номер. Остальные реквизиты заполнять необязательно. Или, например, в поле адрес можно проставить юридический адрес организации, на которую они оформлены.
Нужно ли согласие работников на передачу персональных данных при регистрации корпкарт?
Нет, не требуется, так как работодатель при регистрации сим-карт на Госуслугах выполняет требования законодательства.
Не знаете, как работать с персональными данными работников? Куда их можно передавать, а куда — нет? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите гайд по работе с персональными данными сотрудников.
Итоги
С 1 июля 2021 года введена обязательная регистрация корпоративных сим-карт на Госуслугах. Карты, которыми пользуются сотрудники, необходимо зарегистрировать до 30 ноября 2021 года. Для карт, вставленных в различные устройства, срок продлен — до 1 марта 2023 года. Если не активировать сим-карту, то она будет заблокирована.
Что нужно знать о согласии на обработку персональных данных
Каждый человек сообщает свои Ф.И.О., реквизиты паспорта, адрес, информацию о здоровье и т.п. множеству организаций. В большинстве случаев на обработку данных нужно согласие физлица. Разберемся, что это такое, в какой форме его можно дать, как происходит получение согласия.
1. Что такое согласие на обработку персональных данных и когда оно нужно
Согласие на обработку персональных данных — это ваше разрешение совершать с персональными данными любые действия. Например, собирать данные, хранить их, изменять, использовать, распространять, удалять (абз. 6 ст. 1, п. 1 ст. 5 Закона о защите персональных данных).
Примечание
Персональные данные — это любая информация, касающаяся физлица. В первую очередь, это данные паспорта: Ф.И.О., пол, дата и место рождения, идентификационный номер, адрес регистрации. К персональным данным также относится информация о родителях/детях, образовании, роде занятий, здоровье, национальности, религиозных убеждениях и др.( п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона N 418-З, абз. 12 ст. 1 Закона о защите персональных данных).
Ваше согласие должно быть (п. 1 ст. 5 Закона о защите персональных данных):
Ваши данные могут обрабатывать, в частности, при:
— приеме на работу и в процессе трудовой деятельности;
— обращении в медучреждения;
— заключении договора в банке, страховой компании;
— заказе товаров в интернет-магазине;
— регистрации на сайтах различных организаций.
Обратите внимание!
Объем данных, которые вас просят предоставить, должен соответствовать целям их обработки (п. 2, ч. 1 п. 4 ст. 4 Закона о защите персональных данных). Иными словами, от вас не могут потребовать больше данных, чем нужно в конкретном случае. Например, информация о состоянии вашего здоровья нужна медцентру для оказания медуслуг, но не нужна интернет-магазину для доставки вам товаров.
По общему правилу ваши персональные данные можно получать и обрабатывать с вашего согласия (ч. 1 п. 3 ст. 4 Закона о защите персональных данных). Исключение составляют случаи, прямо установленные законодательством.
Примечание
Подробнее о случаях, когда согласие на обработку персональных данных не нужно, см. в разделе 5.
2. В какой форме можно дать согласие
Согласие может быть дано в одной из следующих форм (п. 2 ст. 5 Закона о защите персональных данных):
1) в письменной форме, т.е. вы подпишете «бумажный» документ, в котором выражено ваше согласие на обработку персональных данных;
2) в форме электронного документа. Такой документ создают с помощью специальных программ. Подписать его можно только электронной цифровой подписью, если она у вас есть (ст. 16, 17 Закона об электронном документе и ЭЦП);
3) в другой электронной форме. Такое согласие вы можете дать (п. 3 ст. 5 Закона о защите персональных данных):
— путем введения кода, полученного в СМС-сообщении или в письме на электронную почту.
Пример
При регистрации на сайте интернет-магазина нужно заполнить анкету, указав в ней персональные данные: Ф.И.О., пол, дату рождения. Чтобы зарегистрироваться, пользователям сайта предлагается получить код по СМС и ввести его в специальное окошко. При этом на сайте указано, что введение кода является согласием на обработку персональных данных физлица. Ввод кода физлицом будет выражением его согласия на обработку данных;
— путем проставления соответствующей отметки на интернет-сайте.
Пример
На сайте интернет-магазина размещено согласие покупателя сообщить свой адрес для доставки товаров. Если вы проставите галочку в графе «Согласен», это будет считаться согласием, которое получено в электронной форме;
— другими способами. Главное, чтобы такой способ позволял установить факт получения согласия.
Типовой формы или бланка согласия законодательство не содержит. Полагаем, организации, которые хотят получить ваши данные, будут самостоятельно разрабатывать формы согласия. Следовательно, вам составлять согласие не придется, достаточно будет подписать или проставить отметку в предложенной организацией форме.
3. Какие права есть у физлица в связи с обработкой персональных данных
В отношении своих данных вы вправе:
1) в любое время отозвать свое согласие на обработку данных. При этом вы не должны объяснять причины отзыва согласия (п. 1 ст. 10 Закона о защите персональных данных);
2) получить информацию об обработке ваших данных. В частности, вы можете узнать, какие из ваших персональных данных обрабатывает организация, откуда они получены и с какой целью обрабатываются (ч. 1 п. 1 ст. 11 Закона о защите персональных данных);
3) требовать внести изменения в ваши данные, если они неточные, неполные или устарели (ч. 1 п. 4 ст. 11 Закона о защите персональных данных).
Примечание
Для внесения изменений в данные нужно предоставить документ, который подтверждает, что данные не верны. Вместо оригинала такого документа можно предоставить его заверенную копию (ч. 1 п. 4 ст. 11 Закона о защите персональных данных);
4) получить информацию о предоставлении ваших данных третьим лицам (ч. 1 п. 1 ст. 12 Закона о защите персональных данных).
Обратите внимание!
Вы вправе получить информацию о передаче ваших данных третьим лицам бесплатно один раз в календарном году (ч. 1 п. 1 ст. 12 Закона о защите персональных данных);
5) требовать прекратить обработку ваших данных и/или удалить их. Такое требование вы можете заявить, если для обработки ваших данных нет законных оснований (ч. 1 п. 1 ст. 13 Закона о защите персональных данных). В этом требовании вам могут отказать, если обработка данных производится на законном основании (п. 3 ст. 13 Закона о защите персональных данных).
Пример
Цветков М.М. сообщил свой адрес и Ф.И.О. интернет-магазину для доставки товара. После доставки Цветков М.М. вправе потребовать, чтобы магазин удалил его данные, ведь цель, для которой они были предоставлены, уже выполнена. В этом случае интернет-магазин обязан удалить персональные данные Цветкова М.М.
Чтобы воспользоваться указанными правами, вам нужно подать заявление в организацию, которая работает с вашими данными. Заявление можно подать в письменной форме или в форме электронного документа (п. 1 ст. 14 Закона о защите персональных данных).
В заявлении вам нужно (п. 2 ст. 14 Закона о защите персональных данных):
— указать ваши Ф.И.О., адрес, дату рождения и идентификационный номер.
Примечание
Если идентификационного номера нет, нужно указать номер документа, удостоверяющего личность, который вы указывали при даче согласия (абз. 4 п. 2 ст. 14 Закона о защите персональных данных);
— изложить суть ваших требований, например, указать, что вы отзываете свое согласие или требуете удалить ваши данные;
— проставить личную подпись или электронную цифровую подпись, если она у вас есть и вы подаете заявление в форме электронного документа (п. 2 ст. 14 Закона о защите персональных данных).
После получения заявления организация должна выполнить ваше требование и сообщить вам об этом или сообщить о причинах невыполнения требования. Срок ответа на заявление зависит от сути ваших требований (ч. 1 п. 2 ст. 10, п. 2, ч. 2 п. 4 ст. 11, п. 2 ст. 12, ч. 1 п. 2 ст. 13 Закона о защите персональных данных):
Суть требования | Срок ответа |
Отзыв согласия | 15 дней после получения заявления |
Получение информации об обработке данных | 5 дней после получения заявления |
Внесение изменений в персональные данные | 15 дней после получения заявления |
Получение информации о предоставлении данных третьим лицам | 15 дней после получения заявления |
Прекращение обработки данных/их удаление | 15 дней после получения заявления |
Примечание
Организация обязана ответить на ваше заявление в той же форме, в которой оно было подано, если в самом заявлении вы не указали другой способ ответа (п. 3 ст. 14 Закона о защите персональных данных).
Решение организации вы вправе обжаловать. Для этого нужно подать жалобу в Национальный центр защиты персональных данных (далее — НЦЗПД). В свою очередь решение НЦЗПД можно обжаловать в суд (ст. 15 Закона о защите персональных данных, п. 1, ч. 1 п. 27 Положения от 28.10.2021 N 422).
4. Каков порядок получения согласия
До получения ваших данных организация, которая хочет их получить, обязана:
1. Предоставить вам необходимую информацию.
Организация должна сообщить вам (ч. 1 п. 5 ст. 5 Закона о защите персональных данных):
— свое название и местонахождение;
— с какой целью будут обрабатываться ваши данные. Например, магазин может собирать данные покупателей для изучения спроса, а медучреждение — для формирования статистики;
— перечень персональных данных, на обработку которых вы даете согласие.
Обратите внимание!
У вас не вправе потребовать больше данных, чем нужно для указанной цели (ч. 1 п. 4 ст. 4 Закона о защите персональных данных). Например, чтобы изучать спрос на товары, магазину не нужна информация о состоянии здоровья покупателей. В то же время медцентр может попросить вас предоставить данные о перенесенных заболеваниях и т.п., чтобы точно поставить диагноз;
— срок, на который вы даете согласие. Законодательством такой срок не определен. На практике он будет зависеть от цели, для которой обрабатываются данные.
Пример
Ромашкин А.А. заключил кредитный договор с банком сроком на 5 лет. Для исполнения этого договора банку нужны персональные данные Ромашкина А.А. Срок согласия, которое Ромашкин А.А. дал банку, равен сроку договора.
Интернет-магазин попросил у Ромашкина А.А. согласие на обработку его данных с целью организации доставки товара. Срок согласия — 3 месяца, т.к. магазин осуществляет доставку в трехмесячный срок;
— действия, которые организация будет совершать с вашими данными. Например, данные можно собирать, хранить, систематизировать, изменять, распространять, предоставлять, блокировать и т.п.
Пример
Магазин получает данные покупателей для организации рекламной СМС-рассылки. Он проинформирует покупателей, что их данные будут собираться и систематизироваться и уничтожаться. Это значит, что других действий магазин с данными совершать не будет, например, не передаст их другим организациям;
— общее описание способов обработки персональных данных в этой организации. Например, данные могут обрабатываться вручную или автоматизированно;
— информацию о лицах, которым организация поручила обработку ваших данных по договору, если такой договор заключен;
— другую информацию, если это необходимо.
Обратите внимание!
Указанную информацию вам должны предоставить в той же форме, в которой вы будете давать согласие на обработку персональных данных (абз. 1 ч. 1, ч. 2 п. 5 ст. 5 Закона о защите персональных данных). Например, если согласие будет дано путем проставления отметки на сайте, то информация или ссылка на нее должна быть размещена на этом же сайте.
2. Разъяснить вам ваши права.
Вам должны пояснить, какие у вас есть права и что нужно делать, чтобы их реализовать. Также вам обязаны разъяснить последствия дачи согласия на обработку данных или отказа в даче согласия (ч. 2 п. 5 ст. 5 Закона о защите персональных данных).
Примечание
Такое разъяснение должно быть изложено простым и понятным языком (ч. 2 п. 5 ст. 5 Закона о защите персональных данных).
Форма разъяснения должна соответствовать форме, в которой будет дано согласие (ч. 2 п. 5 ст. 5 Закона о защите персональных данных). Иными словами, если ваше согласие будет дано в виде документа на бумажном носителе, разъяснение должно быть изложено на бумаге. Если согласие будет оформлено в электронном виде, например, на сайте интернет-магазина, то и разъяснение должно быть размещено на этом сайте.
5. В каких случаях персональные данные можно обрабатывать без согласия физлица
Такие случаи прямо установлены законодательством. Ваше согласие не нужно, если ваши персональные данные используют при (ст. 6 Закона о защите персональных данных):
— оформлении трудовых отношений и в процессе работы у нанимателя;
— ведении персонифицированного учета застрахованных лиц;
— назначении и выплаты пенсий и пособий;
— начислении платы за жилищно-коммунальные услуги, в т.ч. при предоставлении льгот на оплату таких услуг;
— обращении к нотариусу за совершением нотариальных действий;
— рассмотрении уголовных и административных дел;
— исполнении судебных постановлений и других исполнительных документов;
— проведении выборов и референдумов;
— в научных целях и при сборе и обработке статистических данных;
— защите жизни, здоровья, жизненно важных интересов ваших или других лиц, если получение согласия невозможно;
— в других случаях, прямо предусмотренных законодательством. Например, при работе журналистов и СМИ, если такая работа направлена на защиту общественных интересов.
В любом случае объем данных, которые обрабатывают без вашего согласия, должен соответствовать целям их обработки (п. 2, ч. 1 п. 4 ст. 4 Закона о защите персональных данных). Иными словами, без вашего согласия можно обрабатывать только те данные, которые необходимы в конкретном случае.
Пример
При трудоустройстве на должность инженера наниматель затребовал у Ромашкина А.А. информацию о его образовании. Наличие образования обязательно для работы инженером, поэтому на получение этих данных согласие Ромашкина А.А. не нужно.
Одновременно у Ромашкина А.А. затребовали данные о его детях для вручения новогодних подарков. Для работы инженером такие данные не являются необходимыми, следовательно, для их получения нужно согласие Ромашкина А.А.
Госуслуги соглашаются за нас?
Доброго дня всем! Я давненько уже на Пикабушечке, но сижу ради чтения интересных постов и ленивого комментирования. Но сегодня у меня взбомбило.
И вот тут уже начинает припекать. Т.к. запрос и согласие проходят одним днем, и дальше мы просто об этом не узнаем, согласовывай что угодно, потому что драгоценные госуслуги сделают правильный выбор за нас. А потом расскажут, как все мы дали свое добровольное согласие. Вот так и победили, видимо, поправки к Конституции.
данный механизм запущен в целях реализации и исполнения Постановления Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 710 “О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах”.
«условия появления запроса согласий: авторизация с подтвержденной УЗ через ЕСИА; авторизация в ИС Банков-участников эксперимента.»
По итогу беседы в чате выяснилось следующее:
Согласие на отправку Порталом госуслуг запросов в ведомства на получение и последующее хранение и обновление Ваших персональных данных в личном кабинете было реализовано после создания для пользователей цифрового личного кабинета. Это новая версия, доступная в настоящее время.
Вы можете отказаться от предоставления согласия, на оказание услуг на Портале это никак не повлияет.
В случае, если в дальнейшем Вы перейдете через ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) в информационную систему, запрашивающую согласия, помимо запроса согласия сторонней информационной системы Вам будет отправлен повторный запрос для работы с цифровым профилем и платформой согласий.
На данный момент нет возможности отозвать данное согласие в личном кабинете на самом Портале госуслуг. Возможность отзыва согласия будет реализована в ближайшее время.
Согласие у нас спрашивать никто не будет и далее, потому что так работает цифровой профиль. Отказаться, конечно, можно, но нельзя. Возможность отказа на госуслугах когда-нибудь появится, а пока можно временно отказаться, сформировав запрос на контактные адреса Минсвязи с просьбой отозвать выданное согласие с приложением копий СНИЛС и паспорта.
Подтверждение согласия одной из сторон в электронном виде
абонент подписывается в личном кабинете оператора методом проставления галочки да, согласен и нажатия кнопки «подписаться».
То есть абонент заходит в личный кабинет, путем ввода логина и пароля, указывает номер телефона для смс информирования, ставит галочку и нажимает подписаться.
Учитывая положения п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, установившего презумпцию добросовестности лиц в гражданском обороте, на основании которой в отсутствии доказательств обратного считается доказанным, что участники гражданских правоотношений полностью и добросовестно исполняют условия заключенных между собой договоров.
То есть необходимо считать что, указав свой номер мобильного телефона, указав логин и пароль и тд, абонент подтвердил согласие на оказание ему услуги смс информирование.
То есть простыми словами, а пусть абонент докажет обратное,
оператор всегда может иметь внутренние механизмы проставления галочек
А на самом деле имеет эти механизмы?
Считаю, что оператор доказывать не должен, доказывать должна другая сторона, которая оспаривает факт постановки галочки.
Обычно для подтверждения согласия на какое-либо действие, абоненту приходит смс: «Действительно ли Вы хотите подключить услугу? Если да, отправьте ответное смс с кодом ****». При отправке ответной смс, вопросов уже не возникает, что абонент действительно согласился на подключение. Доказать наличие галочки или простановки галочки оператором, это уже технический вопрос, а не юридический.
Добрый вечер Андрей. Чаще всего доказывается факт того, что если «галочку» о согласие не поставить, то дальше пользователь технически не смог осуществить какое либо действие, не поставив «галочки»о согласии.
В данном случае, нетрезвое/неадекватное состояние не будет иметь значение при «возможном» рассмотрении спора в суде в силу принципа добросовестности поведения сторон (ст. 10 ГК) (если только у него не будет справки о недееспособности).
Ссылка: An error occurred.
Sorry, the page you are looking for is currently unavailable.
Please try again later.
If you are the system administrator of this resource then you should check the error log for details.
Faithfully yours, nginx.
Решение в приложении.
На самом деле, проблема более чем серьезная.
Не случайно недавно во втором чтении гос.думой был принят Проект Федерального закона N 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», который вроде бы и должен был в том числе и каким-то образом урегулировать вопросы, упомянутые Вами.
Но та формулировка дополнительного абзаца к п.1 ст.160 ГК РФ, которая была принята, а именно:
Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, письменная форма считается соблюденной также в случаях выражения лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем передачи сигнала, в том числе при заполнении формы в сети «Интернет»), если по условиям принятия такого волеизъявления совершения указанных действий достаточно для выражения воли или если из сложившегося в соответствующей сфере деятельности обычая следует, что совершение указанных действий признается соблюдением письменной формы сделки.
не очень-то, на мой взгляд, урегулирует данный вопрос, поскольку все равно остается вопрос оспаривания того, было ли на самом деле выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств, или такого выражения воли не было, а наличие в базе данных соответствующей «галочки» — не более чем наличие.
С Уважением,
Рябинин Олег
Олег, я очень рад тому, что Вы уловили суть вопроса. Теперь хотелось бы из этого если не решение сообразить, то, хотя бы, найти направление, в котором искать дальше.
В подтверждение этой мысли могу продемонстрировать всем желающим, как некий жёльто-полосатый оператор сотовой связи, или некие организации, так или иначе с ним связанные, в течение 4 дней подряд по 5 раз в день подписывали меня (и некоторых моих друзей и коллег) на платные сервисы (пусть не смс но какая разница) (о чём есть соответствующие СМС), после чего я звонил в калл-центр, и после долгой беседы меня отписывали от этих сервисов (о чем тоже есть соответствующие СМС). При этом, представитель оператора сотовой связи каждый раз меня уверял, что, несомненно, это сделал я лично.
Спасибо за интересный вопрос. Попробую поразмышлять с другой стороны.
Прежде всего отмечу, что отношения физ.лица и оператора проводной связи в данном случае будут регулироваться Законом «О защите прав потребителей»
В данном случае, согласно п. 3 ст. 16
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
1. Согласие оформляется тем, кто оказывает услугу.
2. Согласие оформляется в письменном виде. Здесь можно применить по аналогии нормы с требованием о письменной форме договора:
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Таким образом, по моему мнению, касательно оператора проводной связи, никакие галочки не могут считаться достаточным подтверждением согласия абонента. Только оформленное письменное согласие, полученное в виде документа, факса, и прочего, либо с помощью электронного документооборота.
Подделать любую электронную подпись возможно, но довольно сложно, заниматься этим ради того, чтобы оформить вам услугу стоимостью 100-200 рублей никто не будет.
Некоторое время назад были прецеденты, когда некто подделывал электронные подписи юрлиц и таким образом получал деньги, но там суммы шли на десятки и сотни тысяч рублей в каждом эпизоде.
Кроме того, любое указание в договоре пункта в стиле «в дальнейшем согласен на все» не имеет силы, поскольку, согласно вышеприведенной норме, на каждую доп. услугу необходимо свое отдельное согласие.
А перед тем, как получить согласие, потребителю должна быть предоставлена информация из ст. 10 Закона «О защите прав потребителей».
Изготовитель (исполнитель, продавец)обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Не была предоставлена информация полно и своевременно? Нарушено право потребителя на информацию и нарушен порядок оказания услуги.
Таким образом, первое, что спросят с оператора в суде или ФАС, если вы будете утверждать, что согласия не давали: «Предъявите доказательство, что потребителю была предоставлена вся информация перед оказанием услуги и что потребитель дал согласие в той форме, в которой установлено законом». Галочки будут выглядеть как минимум неубедительно там, где закон требует письменной формы согласия.
Если же говорить о сотовых операторах, то с ними немного иначе и письменное согласие не требуется.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 ФЗ «О связи»
Оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
Таким образом, законодатель закрепил порядок оказания контентных услуг с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
Здесь важно три момента:
1. С согласия абонента.
2. Способом, позволяющим однозначно идентифицировать абонента.
3. До получения согласия оператор должен предоставить всю необходимую информацию.
Таким образом, только при совпадении всех трех элементов подключение услуги может быть признано законным.
1. Оператор в обязательном порядке предоставляет полную информацию об услуге.
2. Происходит идентификация пользователя. Она может происходить разными способами. Если вам отправляют СМС с информацией об услуге, то отправляют на ваш номер. По умолчанию считается, что все действия с номера абонента совершает абонент. Поэтому, если вы в ответном СМС отправляете код для оказания услуги, то считается, что вы идентифицированы должным образом.
Если речь о веб-интерфейсах, то происходит вход в ЛК по логину/паролю/другому идентификатору, который вы должны хранить только у себя и не передавать третьим лицам. Это указано в подавляющем большинстве всевозможных Правил оказания услуг. Таким образом, если кто-то входит в ваш ЛК по вашим идентификаторам, то по умолчанию считается, что это вы.
3. Согласие. Галочка в данном случае является технической формальностью, ее может не быть. Согласие на оказание услуг может быть считаться полученным, если вы зашли в свой ЛК по своему идентификатору, выбрали услугу и нажали кнопку «Купить/Подписаться/Оплатить».
По поводу технической стороны вопроса, возможно ли «проставление галочек задним числом».
Это возможно, но не везде и не всегда бесследно, зависит от реализации: что за система, кем изготовлена, по каким стандартам сертифицирована, есть ли процедуры внешнего аудита, каковы бизнес-процессы, функционал логирования внесения изменений в БД и т.д.
По поводу последнего: операторы, скорее всего, ведут подобные логи, чтобы как раз в дальнейшем иметь возможность предоставлять данные, когда данная галочка была поставлена, с какого устройства и ip произошел сеанс. Причем не должно быть никакой фактической возможности эти логи подправить, иначе их смысл и объективность, как доказательства, пропадает.