софиты это что на сцене
Софит
Софит — это сварная металлическая многоярусная конструкция для подвеса осветительных приборов, освещающих сцену.
Софиты подвешивают под колосниками сцены (по-итальянски слово soffito означает «потолок») и перемещают в вертикальной плоскости с помощью электрических лебёдок. В современных театрах обычно устанавливается 4-5 софитов, в зависимости от глубины сцены.
Ближайший к порталу софит считается первым, следующий — вторым и т. д. На софитах могут монтироваться любые приборы и в любых количествах. Самые большие и насыщенные оборудованием софиты находятся в оперных и балетных театрах.
Конструкция софита зависит от размеров сцены и потребностей театра, но в любом случае должна обеспечивать возможность размещения любого прибора в любой точке и удобный доступ к светильникам для их обслуживания. Безопасную эксплуатацию подвешенных на софите приборов обеспечивают отбойные дуги — приваренные к ферме трубчатые отражатели.
Прожекторы на софитах направлены вниз и вперёд к середине сцены. Исключение составляет последний по счёту софит, используемый для контражурного освещения. Для фронтального освещения актёров и декораций на авансцене и первом плане сцены используют выносной софит (вынесенный в зрительный зал). А чтобы висящие на этом софите приборы не попадали в поле зрения зрителей, его размещают за уступом потолка или в специальных технических помещениях.
Варианты освещения сцены: какой должна быть подсветка, схемы
Искусство сегодня проявляется в самых разнообразных формах. Одним из его частых атрибутов является цена, на которой, к примеру, ставятся спектакли в театре или группа играет свой концерт. И здесь само освещение становится частью искусства, оно может влиять и влияет на силу восприятия зрителями увиденного.
Освещение сцены требует грамотного и профессионального подхода, который включает не только правильное размещение светильников, но и выбор требуемого оборудования (прожекторы, софиты и т.д.). Без этого не получится создать своими руками подсветку сцены ни в театре, ни для актового зала или всего дома культуры. О том, чем нужно руководствоваться при самостоятельной организации освещения сцены самых разнообразных сооружений, расскажет наша сегодняшняя статья.
Принципы, которым необходимо следовать
Сценическое освещение представляет собой искусственный тип подсветки, но здесь существует большое количество нюансов, о которых стоит знать. Для того чтобы освещение на сцене дома культур или концертного зала соответствовало нормам и правилам, существуют конкретные принципы, которым нужно следовать. К ним относятся:
Обратите внимание! Освещения сцены всегда должно отражать происходящее на ней. Иначе оно будет неуместным и не сможет в полном объеме осветить происходящее. Например, для рок-концерта и выступления народных артистов нельзя использовать одну и ту же схему освещения.
Освещение концертной сцены
Стоит отметить, что для дома культуры и актового зала, освещение может быть как главным, так и дополнительным элементом. К примеру, при выступлении музыкантов большее значение будет играть акустика помещения, а световое сопровождение будет лишь дополнением.
Назначение сценической подсветки
Ориентируясь на приведенные выше принципы, можно своими руками организовать правильное световое сопровождение для различного рода представлений, театральных выступлений или концертов.
Прежде всего нужно знать, что используемое оборудование (прожекторы, софиты и прочее) должно отвечать определенным требованиям:
Осветительное оборудование сцены
При этом все оборудование, включая софиты и прожекторы, должны выполнять соответствующие функции:
Обратите внимание! Световое освещение на сцене и в зале должно иметь возможность по мере разворачивания действия смещать световые акценты.
Как видим, большую роль в организации освещения на сцене играет именно оборудование и все, что касается его размещения и использования.
Варианты освещения
Сегодня, в зависимости от различных факторов, световое оформление может реализовываться следующими способами:
Использование того или иного способа подсветки определяется несколькими параметрами:
Освещение актового зала
Рассмотрим каждый вариант подсветки более детально
Освещение одним источником света
Освещение одним источником света
Данный вариант имеет достаточно сложную реализацию, так как требует щепетильного подбора оборудования по мощности.
Для того чтобы полноценно осветить площадь любого зала, осветительное оборудование в виде одного светильника (к примеру, прожектора) должно размещаться на значительном расстоянии от него. При этом световой поток, который излучает такой светильник, будет неуправляемым. Поэтому ни о каких световых акцентах в данном случае говорить не приходиться.
Обратите внимание! Максимально эффектно прием с использованием одного источника света будет смотреться, когда на площадке присутствует один исполнитель. В такой ситуации удастся акцентировать весь свет на нем, реализуя все задачи.
Но более актуальным и распространенным вариантом организации подсветки концертного или актового зала является использование нескольких источников света.
Освещение несколькими источниками света
Главным принципом сценического освещения является правильное соотношение размера осветительного прибора с получающейся от него тенью. Этого, в максимально полном объеме, можно добиться лишь в ситуации с использованием в системе освещения нескольких видов осветительного оборудования (например, софиты и прожекторы).
Обратите внимание! Чем меньше будет источник света, тем более резкой получится тень и наоборот. Резкость тени будет повышаться при увеличении расстояния от источника света.
Освещение несколькими источниками света
Полноценное освещение сцен имеет несколько планов:
Каждый план системы освещения может быть реализован следующими видами осветительного оборудования:
Работа художника по свету
Использование нескольких типов светильников дает возможность художнику по свету создать определенную схему подвески для каждого конкретного случая. Благодаря подвижности осветительных приборов он может быстро менять акценты, создавать тени или наоборот, освещать все пространство и т.д. Такие возможности являются незаменимыми практически при всех сценических действах.
Подходы к использованию светильников
Для того чтобы создать полноценное освещение на сцене, существует несколько подходов к использованию сразу нескольких типов осветительных приборов:
Вариант сценического освещения
Использование разных вариантов светильников позволит подобрать художнику по свету оптимальный вариант подсветки.
Кого и что необходимо освещать
На сценах, в зависимости от типа помещений, в которых они установлены (дом культуры, концертный или актовый зал), могут происходить различные действия. Но, несмотря на это, обязательно нужно освещать:
Обратите внимание! Схемы освещения солистов и исполнителей для концертов, актовых залов и театров будут различными, так как они предназначаются для разных целей.
Подсветка солиста на сцене
Наряду с этим необходимо создание раздельного освещения сцены. Она включает в себя переднюю часть площадки, а также ее среднюю и заднюю часть. Очень часто они дополнительно разбиваются на отдельные участки.
Обратите внимание! Желательно, чтобы количество этих участков было нечетным.
В результате такого деления получается матричная структура, которая может состоять из 9 и более участков. Все зависит от площади пространства — количество участков может доходить до нескольких сотен. Такое деление необходимо для того, чтобы каждый световой прибор мог освещать свой конкретный участок.
Варианты схем сценического освещения
Как уже отмечалось ранее, схема освещения сцены может быть различной. Все зависит от размеров помещения, где она располагается, а также от количества установленных светильников. В качестве примера основного типа освещения может использоваться следующая схема.
Схема организации основного освещения сцены
Как видим, в данной ситуации использовались такие варианты светильников:
А боковое освещение может организовываться по такой схеме:
Схема для бокового освещения
Данная схема реализуется следующим оборудованием:
Это основные, базовые варианты, но наряду с ними есть и другие схемы, которые также с успехом используются.
Заключение
Для того чтобы качественно и, главное, правильно организовать освещение на сцене, необходимо придерживаться определенных принципов и также рекомендаций. Также стоит правильно подобрать осветительное оборудование и расположить его по определенной схеме. Только таким образом можно добиться качественной подсветки сцены в любой ситуации.
Описание и особенности театрального освещения сцены
Освещение сцены имеет ряд особенностей. Чтобы сделать его правильно, стоит предварительно изучить тему и понять, какие принципы используются для организации сценического света.
Основные особенности
Театральное освещение имеет свои отличия и организовывается с учетом нескольких основных принципов, которые всегда неизменны:
Неважно, где делается освещение – в театре, на школьной сцене и т.д., надо учитывать динамику действия, чтобы обеспечить нужный эффект. Желательно, чтобы была возможность внесения изменений, так как статичный свет не дает должного эффекта.
Виды освещения
В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.
Одиночный источник света
Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.
С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.
Если человек отойдет вглубь сцены, то освещенность резко снизится.
Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.
Использование нескольких источников света
Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:
Кстати! Если сцена используется для разных целей, лучше отдавать предпочтение движущемуся оборудованию или светильникам, которые можно отрегулировать как угодно.
Как выбрать угол падения света
От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:
Эффект от каждого из вариантов отличается на разных сценах.
Как совмещать разные углы сценического освещения
Подсветка сцены – сложная система, в которой невозможно добиться хорошего эффекта, не совмещая различные углы освещения. При этом нужно помнить целый ряд особенностей:
Для театральных постановок часто нужно имитировать реальные источники света на сцене – фонари, светильники и т.д. В этом случае подбираются решения, которые не будут слепить зрителей, но при этом обеспечат реалистичность.
Что надо учесть при создании схем сценического освещения
Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:
Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.
В завершении рекомендуем видео по теме:
Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата. Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.
Софит
Софи́т, соффит (итал. soffito потолок) — многозначный термин:
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Софит» в других словарях:
софит — а, м. soffite <ит. soffitto потолок. 1. спец. Видимая снизу поверхность какой л. архитектурной детали. БАС 1. Нижняя сторона короны называется соффитом, т. е. узким потолком. Свиязев. 2. Часть декорации на сцене, изображающая потолок или небо … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СОФИТ — (от итал. soffitto потолок) обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и т. д … Большой Энциклопедический словарь
СОФИТ — СОФИТ, софита, муж. (ит soffitto). 1. Нижняя часть арки (архит.). 2. Декорация, изображающая потолок (театр.). 3. Ряд ламп для освещения сцены сверху (театр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СОФИТ — СОФИТ, а, муж. (спец.). Светильник рассеянного света, освещающий сцену спереди и сверху. | прил. софитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Софит — (от итал. soffitto потолок), обращённая книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и других деталей, часто декоративно обработанная. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.:… … Художественная энциклопедия
софит — сущ., кол во синонимов: 3 • поверхность (32) • светильник (27) • соффит (2) … Словарь синонимов
СОФИТ — осветительная установка с несколькими источниками света (до нескольких сотен ламп) в общем рефлекторе и возможностью регулировки светового потока (реостатом или автотрансформатором). По длине С. распределены светофильтры, объединённые в отдельные … Большая политехническая энциклопедия
софит — (ит. soffitto потолок) 1) театральная осветительная аппаратура, укрепленная на металлических фермах и предназначенная для освещения сцены спереди и сверху; 2) обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза, часто имеющая… … Словарь иностранных слов русского языка
софит — а; м. [от итал. soffitto потолок] 1. Архит. Обращённая книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и т.п. 2. обычно мн.: софиты, ов. Светильники рассеянного света, освещающие сцену, арену и т.п. спереди и сверху. ◁ Софитный, ая,… … Энциклопедический словарь
Софит — I Софит (от итал. soffitto потолок) обращенная книзу поверхность потолочной балки, арки, выносного карниза и др. архитектурных деталей; часто имеет декор. С. называется также изображение любого фрагмента потолка в проекции снизу. II Софит … Большая советская энциклопедия
ПРИБОРЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Приборы сценического освещения имеют целый ряд подразделений. В одном случае их делят по месту их нахождения (приборы верхнего света, выносной софит и т. д.), в другом случае по характеру крепления (постоянные, переносные и т. д.), в третьем — по их функции (общее и локализованное освещение). Все эти деления крайне условны, и поэтому, не останавливаясь на них, мы перейдем непосредственно к описанию их устройства.
Общее пожелание, которое обычно высказывается в отношении всех приборов сценического освещения, чтобы они были достаточно гибки с точки зрения художественной работы, приводит в первую очередь к трем обязательным свойствам каждого прибора: возможности изменить направление и ширину луча, его окраску и интенсивность. Даже из такого, казалось бы, малоподвижного прибора, каким является рампа, сценическая практика стремится извлечь те же качества путем различных приспособлений. Осуществление этих трех требований зависит, конечно, не только от осветительных приборов или, как чаще всего говорят, — «световой аппаратуры», но и от ряда других приборов (например, тех же темнителей); тем не менее каждый сценический прибор должен быть построен с таким учетом, чтобы он сам по себе помогал осуществлять эту обязательную для сценического освещения задачу.
Каждый осветительный прибор состоит из следующих основных частей: корпуса, источника света и оптических приспособлений (куда входит и система смены цвета). При этом все эти части находятся в теснейшей зависимости и взаимна обусловливают действие каждой из тшх.
РАМПА
Но мы уже встречались с нападками на рампу и со стороны представителей реалистического направления, поэтому, казалось бы, рампа могла бы быть объявлена целиком устаревшей системой сценического освещения. Однако практика многих театров указывает на совершенно иное к ней отношение.
Прежде всего рампа во многих случаях сохраняется как прибор для вертикального освещения первых планов. При одном верхнем и боковом освещении мы никогда не получим полного равномерного освещения по вертикальной плоскости, и потому в тех случаях, когда неравномерность такой освещенности мешает показу исполнителя или художественного оформления сцены, приходится прибегать к рамповым или аналогично установленным другим приборам. С точки зрения реалистического использования рампы обычно приводится сопоставление ее с действием отраженного дневного света от пола и земли, который, освещая рассеянным светом лицо человека, смягчает тени, падающие от света солнца или неба (при облачном дне или после заката
Рис. 44. «Утопленная» рампа.
В свое время Херкоммер в одном из английских театров ввел боковые группы осветительных приборов, расположенных в зрительном зале на уровне лица исполнителя; американский театр широко использует лобовое освещение из глубины зрительного зала; в практике наших театров достаточно широко используется «выносной» софит. Все эти виды приборов (не отменяя и освещения рампы в необходимой дозе) при одновременном и умелом применении могут в ‘значительной мере уничтожить недостатки рампы как основного освещения. Затруднения ‘в таком комбинированном использовании света часто идут не от осветителей, художников и режиссеров, которые в своей работе постоянно сталкиваются с вполне очевидной неприятностью рампового освещения, а от тех архитектурных условий зрительного зала, которые не позволяют «навешивать» приборы на своих строго законченных лепных и живописных стенах и потолке. Здесь мы уже сталкиваемся со взаимоотношением светооформления спектакля с архитектурой театра, о чем речь будет идти ниже.
Световые группы Херкоммера в настоящее время имеют повседневное применение во многих наших театрах. Распространение их объясняется теми изменениями в художественном оформлении спектакля, при которых вопрос о применении ровнового освещения опять принял некоторую обостренность. Речь идет об архитектурных декорациях. Смена старого павильона и кулисной лесной декорации, установленных непосредственно на планшете, на архитектурную декорацию, при которой действие происходит на нескольких планах по вертикали, привело к тому, что рампа могла освещать толъко самое подножье станка (и освещать при этом подчеркнуто сильно), а лица исполнителей и верхняя часть установки продолжали освещаться только верхним светом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы в таких условиях снова «уравновесить» свет, пришлось прибегнуть к боковым группам освещения, расположенным и в зрительном зале на высоте примерно человеческого роста над планшетом сцены. Войдя в систему выносного освещения, эти группы не только возмещают рамповое освещение, но и принимают на себя в дальнейшем новые задачи художественного освещения сцены.
Обратимся теперь непосредственно к; самому оборудованию рампового света.
Для управления рампу обычно делят на три, четыре
секции (по числу тонов цветного освещения) и на пра
вую и левую стороны с самостоятельным включением. По
следнее деление дает возможность при помощи рампы до
стигать ряда световых эффектов вечернего освещения. Haпример, костер, зажженный на одной из сторон сцены, в таком случае вводят на реостате прилегающую часть рампы (красный цвет) и выключают другую половину; точно так же «подсвечивают» стол с лампой под абажуром (но в таких случаях ножки стола и ноги исполнителей оказываются неестественно ярко освещенными). Наконец, к основным эффектам такого частичного включения рампы относятся появления исполнителя из боковой двэри павильона с зажженной лампой, свечой или факелом. Остановимся на последнем эффекте, так как он не только имеет почтенную историческую давность, но в некоторых случаях может быть применен и в современном театре. При появлении исполнителя в дверях (или немного ранее, с момента открытия дверей) с зажженной хотя бы лампой начинают вводить на реостате ту половину рампы, со стороны которой появился исполнитель. По мере приближения исполнителя к середине сцены начинают вводить и вторую половину рампы; обе части вводятся до нужной степени освещенности на сцене. Естественно, что вместе с рампой вводится и верхнее освещение, но опять в ‘Зависимости от характера того источника света, с которым исполнитель вышел на сцену. Если это лампа под абажуром, то считается, что вначале лучше дать большее усиление рампой, имитируя характер освещения, создаваемого такой лампой, а уже потом постепенно и незаметно уравновесить освещение сцены другими приборами. Такой же эффект можно достичь и другими видами включений рампы.
В больших театрах открытая рампа уступила свое место так называемой камерной рампе, представляющей значительно большие удобства при работе. Открытая рампа так же, как и софиты подобного типа, о чем уже упоминали выше, в условиях современной театральной светотехники! должна быть признана архаическим прибором, так как, несмотря на все меры предосторожности, она. засвечивает верх и бока авансцены и, кроме того, требует для цветного освещения окрашенных ламп, которые быстро, а главное, неравномерно выгорают и дают крайне неопределенное «цветное» освещение. Тем не менее рампы открытого типа можно еще встретить в наших крупных театрах. Сравнительно недавно такие же открытые корыта красовались на сценах Московского Большого оперного театра и Ленинградского театра Оперы и Балета им. С. М. Кирова.
Камерные приборы, а вместе с ними и камерная рампа, появились в театре, с одной стороны, вместе с переходом его на лампы большой мощности, не допускающие их окрашивания, и, с другой стороны, из-за необходимости получить более четко направленное освещение сцены.
Камерная рампа представляет собой металлический продолговатый кожух, разделенный плотными перегородками на отдельные камеры, снабженные вентиляционными отверстиями.
Рис. 45. Рампа для прямого и отраженного света.
В качестве отражателей применяются: белая матовая окраска внутренних частей камеры и различные рефлекторы, построенные с таким «расчетом, чтобы они давали диффузное освещение.Последнее достигается в наибольшей мере в камерных рампах с комбинированным освещением, у которых по желанию можно получить как прямой, так и отраженный свет. Достигается это тем, что рампа снабжается особым подвижным щитком, который может откидываться за рампу, тогда она работает прямым светом на сцену, и, наоборот, закрывать рампу от. сцены, тогда весь свет падает на укрепленную за рампой (к зрителю) отражающую поверхность и уже от нее диффузно на сцену. Такая рампа придает максимальную равномерность освещения и минимальное количество теней от исполнителей и вещей на декоративных полотнах и установках. Эта рампа, действительно, создает имитацию характера дневного отраженного света и у некоторых последователей такого освещения вызывает восторженное наименование «идеальной рампы». Кроме того, эта рампа позволяет более мягко смешивать отдельные тона цветного освещения. Камерная комбинированная рампа получила сравнительно еще небольшое распространение в Западной Европе и Америке, но тем не менее из практики ее применения уже можно указать на некоторые приемы чередования в использовании прямого и отраженного света комбинированной рампы. В Венском оперном театре, где оборудована рампа такого типа, используют ее отраженный свет при неглубоких «лесных» и павильонных декорациях и, наоборот, прямой свет, когда действие развертывается на сцене на большую глубину. Поворот щита, открывающего и закрывающего лампы для смены характера освещения, чаще всего делается из регуляторного помещения при помощи тросовой передачи.
Рис. 46. Рампа, собранная из линзовых приборов.
В некоторых театрах, где рампового освещения требуют только отдельные постановки, такие приборы делаются накладными, то есть устанавливающимися на обрезе авансцены в каждом отдельном случае. Для этого в планшете авансцены делают специальные колодцы (углубления, закрывающиеся сверху крышкой, иначе — «выпуска», в которых помещаются штепсельные гнезда) для присоединения приборов к осветительной сети, а сами приборы, по одному метру длины каждый, соединяются болтами или вставляются при помощи штырей в отверстия, специально сделанные для этого в планшете.
СОФИТЫ
Софиты являются приборами верхнего освещения. Обязанные своим происхождением арочной системе декораций, они до сих пор продолжают сохранять расположение но отдельным планам сцены и обозначаются по номерам, начиная счет от портальной арки. Боковые софиты, находившиеся ранее за каждой кулисой с обеих сторон сцены, ныне сохранились в некоторых театрах только как портальное освещение и вместе с первым софитом и рампой составляют традиционную «световую рамку». Но за последнее время и портальныйбоковой софит начинает заменяться приборами прожекторного типа (просцениумшейнверферами).
|
Софиты и рампа, представляя по существу прибор одного и того же порядка, имеют значительное различие в своей конструкции благодаря месту и приему своего крепления на сцене, а также и характеру их использования. Свет от софитов, накладывая на исполнителей и вещи на сцене такие же тени, как и рампа (но в обратном направлении), создает менее контрастные границы, почему мы выше и указывали, что достаточно уже незначительного по сравнению с софитами освещения рампы, чтобы сгладить излишек теней от верхнего света.
Рис. 47. Боковой софит открытого типа. |
Софиты, применявшиеся при арочной системе как осветительные приборы для живописных декораций, на которых художником заранее «прописывались» все тени, без учета сценического освещения, должны были давать только достаточную освещенность декораций и исполнителей и выполнять функции цветного освещения для ночных сцен, пожаров, закатов и т. д. В условиях современного театра они уже потеряли признав универсального прибора, освещающего каждую сцену в каждой постановке, а применяются только тогда, когда сценическое оформление требует рассеянного освещения. Отсюда мы замечаем, что в тех театрах, где контрастность и локализация в освещении занимают доминирующее положение в световой композиции спектакля, софиты либо играют крайне незначительную роль (ряд постановок в Ленинградском Академическом театре Драмы), либо совершенно отсутствуют (Московский Камерный театр).
Софиты открытого типа, доживающие на сцене свои последние дни так же, как и рампа, состоят из железного кожуха (в виде жолоба), внутри которого укрепляются электрические лампы, окрашенные в разные цвета, для смены цветного освещения сцены. Наружное отверстие закрывается рамкой, затянутой редкой проволочной сеткой, предохраняющей лампы от повреждения при подъеме и спуске декораций или самих софитов. Подвешиваются софиты к металлическим штангам (чаще всего трубы) или (реже) к деревянным реям и поднимаются на больших сценах при помощи противогрузов. Для свободного подъема и спуска проводам, идущим к софиту, дается запасная петля, а сами провода заключаются т» мягкую резиновую трубку или обшиваются кожей, холстом. Софиты так. же, как и рампа, разделяются на правую и левую стороны и отдельные секции для цветного освещения. Внутренняя часть кожухов софитов открытого типа покры-
Рис. 45. Софит камерного типа.
вается белой матовой краской для получения рассеянного-света.
В большинстве театров софиты открытого типа по той же причине, как и рампа, уступили свое место камерным софитам.
Камерные софиты строятся по тому же принципу, как и одноименные рампы.
Источником света для них служат лампы накаливания в 200—300 ватт; в больших софитах мощность ламп доходит до 500 ватт. В качестве отражающих поверхностей служит окраска внутренней части камеры в белый матированный цвет, зеркала из ребристого стекла, металлические зеркала с волнистой поверхностью (посеребренные или хромированные) и эмалированные отражатели. Во всех случаях эти отражатели предназначены для диффузного отражения света.
Креплшие камерных софитов производится так же, как и. открытых, или на штанкетах или на особых фермах, к которым могут быть подвешены и другие осветительные приборы.
В некоторых театрах такие камерные софиты представляют собою значительные сооружения как по их механическому устройству, так и по той мощности электроэнергии, которую они потребляют. К таким при/борам надо, например, отнести софиты в Метрополитэн-Опера в Нью-Йорке.
Всего в этом театре имеется 8 рядов софитов, из которых первый имеет длину 15 метров, а остальные около 19 метров.Все софиты камерные с алюминиевыми отражателями, на 500-ваттные лампы. Укреплены они на особых мостиках шириною около 0,40 метра, на которых смонтированы мощные штеп-‘селъные гнезда для ламповых и дуговых прожекторов и других ‘приборов. Эти мостики позволяют также ооветителю ра-•ботать с ник вертикальным лучом, благодаря чему отпадает
Рис. 49. Софит. В общем кожухе смонтированы отдельные приборы.
Рис. 50. Освещение сцены отраженным светом при помощи экранов. Часть приборов снабжена рассеивающими светофильтрами.
внешнее отверстие софита во избежание механических повреждений закрывается предохранительной сеткой.
Рис. 51. Система софитов отраженного света у Д. Беласко,
тунга, как мы видели, не удовлетворяло художественных требований театра и економичеоки было невыгодно. Но принцип диффузного осветления сцены еще крайне мало изучен и освоен, чтобы его можно было отвергнуть раз навсегда как один из технических и художественных приемов освещения сцены.
Кроме камерных софитов диффузного освещения, мы встречаем та.кже ‘Софиты и с концентрированным лучом. В таких случаях применяются: во-первых, зеркальные отражатели, как, например, в Венском Бургтеатре, причем, благодаря подвижному патрону, лампы фокусируются с таким расчетом, чтобы софиты в общем давали равномерное распределение све-
Рис. 52. Софит, собранный из прожекторов «Бэби». Каждому из приборов можно придать любое направление.
Число софитов определяется обычно количеством планов на сцене, при этом первый софит делается несколько меньше, «чем ширина портального ‘раскрытия, с тем чтобы при па-
Рис. 53. Софиты и горизонтные батареи (приспущены).
вильонных установках с потолком он мог продолжать освещать сценическую площадку, остальные же софиты строятся по длине с таким расчетом, чтобы они могли заходить за принятую линию, по которой устанавливаются кулисы, и равномерно освещать и кулисные установки. На штанкетах софитов обычно в театре укрепляются и лампы для рабочего 1 освещения.
Подъем и спуск софитов имеют значение не только для чисто технической цели — замена перегоревшей лампы или перестановка светофильтров, но и в отношении художественного освещения сцены. Благодаря подъему и спуску можно регулировать характер освещенности декораций, а отсюда — достигать и новых эффектов. Отрегулированная высота софита, обычно маркируется на ото подъемах.
Для освещения авансцены и усиления общего освещения сцены в зрительном зале перед портальной аркой зачастую
навешивается так называемый выносной софит, который обычно собирается из отдельных приборов. Иногда выносной софит составляется из линзовых приборов, что в данном случае безусловно повышает его качество в светооформлении спектакля.
ПОДСВЕТКИ
Рис. 54. «Подсветка» на 200 ватт (Мастерские Московского Дома Культуры в Ленинграде).
Бережки по существу представляют, собою маленькие рам-почки, которые ранее делались по образцу открытых приборов, а в настоящее время мы встречаем их уже камерного-тнла. Назначение бережков—’Подсвечивать отдельные декорации, создавать различные имитационные эффекты (например, закат солнца, для чего бережок с красными лампочками или светофильтрами кладут около горизонта или задаика и направляют его свет снизу вверх), осуществлять транспарант-ное освещение, помогать выявлению сценического объема и-перспективы и т. д. С этой целью бережок кладут непосредственно на планшет или станок (по театральной терминологии бережок «закладывают», так как он, как травило, почти всегда маскируется от зрителя, лежит за какой-либо декорацией или отдельным предметом на сцене). Такие бережки в современном театре можно встретить 1—-1,5-метровой длины 117 с лампами накаливания в 200—300 ватт до самых малых размеров в 20—25 ‘Сантиметров с лампочками в 25—50 ватт. Маленькие бережки очень часто употребляются для шдовечива-
дня лица исполнителя, сидящего за столом, стоящего около конторки, и т. д.; в таких случаях бережок помещается непосредственно перед актером на том же столе или конторке.
Изменение окраски света в старинных открытых бережках достигалось путем лакировки ламп, а в современных камерных бережках—при помощи кассет со светофильтрами, вставляемых в специальные пазы в кожухе бережка.
|
|
Рис. 56. «Подсветки» наиболее простой конструкции.
Старинный вид щитка представлял собою открытый плоский железный ящик, в котором помещались лампочки накаливания небольшой мощности. Щиток укреплялся на метал-
Современные подсветки, заменившие открытые щитки, представляют собой камерные приборы очень разнообразной фор-
|
|
Рис. 57. Различные «вилм подсветок». |
Рис. 58. «Подсветка» («фурка») для нижнего освещения.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.