сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть картинку сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Картинка про сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

Особенности и своеобразие басен Крылова

Иван Андреевич Крылов – самый знаменитый русский баснописец. Неслучайно он останавливает свой выбор на этом жанре. Дело в том, что именно он ближе всего и понятнее народу, а ведь именно для народа трудился писатель. «Мужицкое» отношение к окружающему миру и высмеивание недостатков человека – вот, в чем состоят особенности басен Крылова.

Художественные и жанровые особенности басен Крылова

Обычно Иван Андреевич в качестве образов выбирал животных. Основные его персонажи – Лиса, Волк и другие. За образами животных скрывались конкретные лица, отличавшиеся жадностью, глупостью, злобой и другими пороками, которые больше всего раздражали автора. Именно их он изобличал и высмеивал в своих произведениях.

сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть картинку сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Картинка про сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

Основные художественные особенности басен Крылова – приближение произведений к большим жанрам, а именно – к роману и комедии, при этом характерный стиль сохранился – поучение и мораль.

Роль автора в произведение принадлежит рассказчику. Персонажи басни создают историю, и тут же происходит ее развязка. Мораль текста Иван Андреевич преподносит в виде пословиц и поговорок, которые близки и понятны простому народу.

Одна из основных тем произведений автора – труд. Он считает, что только профессионализм и взаимопонимание в коллективе могут дать положительный результат. Особенно четко эта мысль прослеживается в мини-рассказах «Квартет» и «Лебедь, рак и щука».

сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть картинку сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Картинка про сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

Еще одна излюбленная тема Ивана Андреевича – слабых и сильных. Обычно в таких произведениях он высмеивает власть. Фраза из одного произведения стала «крылатой» — «у сильного всегда бессильный виноват!».

Еще одна особенность басен Крылова – просто язык изложения, который близок простому народу. По этой причине его произведения легко читаются «на одном дыхании».

Насилие, взяточничество, продажный суд – эти темы также автор активно освещает в своих произведениях. Иван Андреевич с помощью художественных образов изобличает представителей власти, которые «вершат суд» не по справедливости, а по принципу – у кого больше денег, тот и прав.

Художественные особенности басни Крылова можно перечислять бесконечно. Это и неудивительно, ведь автор в своих произведениях всего за несколько строк может обличить все пороки человека. Несмотря на то, что написаны они в 19 веке, басни актуальны и в наши дни.

Источник

Особенности жанра басни

Басни И. А. Крылова

Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”, “Мартышка и Очки”, “Волк на псарне”, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Демьянова уха”, “Свинья под Дубом”, “Кукушка и Петух”; подчеркнуть ставшие крылатыми выражения, сделать закладки.

Класс должен работать

I. Особенности жанра басни (Работа по карточкам в группах.)

Общее задание. Сравните басни, написанные тремя разными авторами. Перечислите основные особенности жанра басни.

Сравните три басни.

“Ворон и Лисица”. Авторы: Эзоп (примерно VI век до нашей эры), древнегреческий баснописец; Жан де Лафонтен (1621-1695), французский баснописец.

“Ворона и Лисица” русского баснописца Ивана Андреевича

Карточка № 2 (сведения о баснописцах повторяются на всех карточках – А. Г. )

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

“Лисица и Виноград” Эзопа, Жана де Лафонтена, Ивана Андреевича Крылова.

Сравните три басни. Перечислите основные особенности жанра басни.

Эзоп – “Старик и Смерть”.

Жан де Лафонтен – “Смерть и Бедствующий”.

Иван Андреевич Крылов – “Крестьянин и Смерть”.

Ученики выделяют следующие особенности басен:

1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей.

Иногда в баснях действуют и люди.

2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.

3. В басне часто высмеиваются поступки героев.

4. В конце или в начале басни часто бывает мораль. Иногда она только подразумевается.

Учитель. Сравним наши выводы о жанре басни со словарным определением: ” Басня – жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера. В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

Введение в басню диалога придает ей оттенок комедийности. В начале басни иногда бывает вступление, подготавливающее читателя к дальнейшему изложению; в конце басни обычно дается краткое резюме, раскрывающее ее замысел и называемое “моралью”… Персонажи басни, помимо людей, чаще всего – животные, птицы, рыбы, насекомые, растения…

Язык басни всегда простой”.

– Что нового мы узнали о басне из определения, приведенного в “Поэтическом словаре”?

Басня – жанр сатирической поэзии. В ней аллегорически (иносказательно, не прямо) изображаются люди и общество. Басня обычно состоит из трех частей: вступления, описания событий и морали.

II. Особенности басен И. Крылова (Работа с текстом по плану.)

1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом, принадлежащие перу Эзопа, Лафонтена и Крылова.

2. Указать, что в них общего.

3. Подчеркнуть типично русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова.

Учитель. На вопрос, почему он пишет именно басни, Крылов ответил: “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети”. Обратитесь к своим карточкам.

Сравните крыловские басни с баснями Эзопа и Лафонтена, найдите в баснях Крылова народные мотивы.

– Чем отличаются басни Крылова от басен Эзопа и Лафонтена?

Сразу бросается в глаза отличие в названии крыловской басни – “Ворона и Лисица”. Крылов, традиционно изображая Лису хитрой, изворотливой и находчивой, как в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов именно ее красоте. При этом финальный эпитет – Царь-птица – свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать “царем над птицами” (об уме Вороны и Лиса ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.

Лексика крыловской басни полна народных выразительных слов и выражений, обращений, поговорок: Все не впрок; взгромоздясь; близехонько; плутовка; голубушка; перушки; носок; светик; в зобу дыханье сперло. Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.

В этой басне Крылова мораль находится не в начале, а в середине текста. Мы встречаем знакомую нам по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую. Здесь много народных высказываний, пословиц, поговорок: Кумушка; глаза загорелись; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймет; пробившись попусту; оскомину набьешь. Крыловская басня иллюстрирует пословицу, включенную в текст: “Видит око, да зуб неймет”.

У Эзопа мораль более пространна: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен, наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы – поэтому гордый отказ ему понятней.

В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. В крыловском варианте очень узнаваемы проблемы русского крестьянина: Подушное, боярщина, оброк – все эти социальные беды названы в тексте.

Лексика тоже узнаваема: Валежник; тащился; лачужка; кряхтя и охая; долой; она у нас не за горами, а за плечами; оторопев; вязанку; тошно.

Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого жизненного уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный или нравоучительный характер.

III. Герои басен Крылова

Задание. Соединить стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют.

Волк и Ягненок Льстивые друзья

Волк на псарне Неблагодарный человек

Стрекоза и Муравей Несговорчивые друзья

Слон и Моська Несоизмеримость

Лебедь, Щука и Рак Легкомыслие и серьезность

Свинья под Дубом Коварный человек

Кукушка и Петух Хищник и жертва

– Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях, которые вы читали дома?

(Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.)

– Какие словосочетания и предложения крыловских басен стали крылатыми выражениями?

(“В сердце льстец всегда отыщет уголок”, “Вороне где-то Бог послал кусочек сыру”, “Спой, светик, не стыдись”, “От радости в зобу дыханье сперло”, “У сильного всегда бессильный виноват”, “Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза”, “Ты все пела? Это дело: так поди же попляши!”, “Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на слона” и другие.)

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение басни Крылова (на выбор).

Related posts:

Источник

Сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы. В сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений.

5.1. Какую роль в «Слове о полку Игореве» играют образы растений и животных?

5.2. Какие черты классицизма присущи комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

5.3. В чем состоят особенности жанра басни (на примере 2−3 басен И. А. Крылова)?

5.4. Как раскрывается в лирике А. С. Пушкина тема творчества, поэта и поэзии (на примере 2-3 стихотворений)?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Эпиграф к первой главе повести, из которой взят приведенный отрывок, заканчивается таким вопросом: «Да кто его отец?» Как бы вы ответили на этот вопрос, опираясь на текст отрывка?

1.1.1. Отец Петруши Гринева — отставной военный, «старой закалки», воспитанный в духе лучших армейских традиций. Сам служил верой и правдой, оставаясь верен присяге. Понятия чести, долга для него священны. Поэтому он хочет, чтобы его сын стал настоящим человеком, настоящим мужчиной. А добиться этого можно лишь в том случае, если «послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

1.2.1. В сентябре 1941 года Ахматова пишет одно из первых своих стихотворений «Первый дальнобойный в Ленинграде». Первые месяцы войны. Первые бомбежки. Поэтесса показывает смятение людей, которым за один миг пришлось жить совершенно по другим законам.

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Героиня стихотворения пытается понять, какой звук вызывает среди населения такую суету. Она мысленно пытается перебрать все то, что могло стать причиной подобного странного звука. Но приходит к выводу, что это не городской и не сельский шум, ведь даже с громом его нельзя сравнить. В стихотворении «Первый дальнобойный в Ленинграде» врагом стал шум от бомбежки, который разорвал жизнь на «до» и «после» начала войны. Поэтому стихотворение датировано довольно точной датой, а название определяет основную тему стихотворения.

1.1. Эпиграф к первой главе повести, из которой взят приведенный отрывок, заканчивается таким вопросом: «Да кто его отец?» Как бы вы ответили на этот вопрос, опираясь на текст отрывка?

1.2. Выполнит ли Петруша Гринев данный ему при расставании отцовский наказ (при ответе на этот вопрос приведите примеры из других фрагментов повести)?

1.1. Отец Петруши Гринева — отставной военный, «старой закалки», воспитанный в духе лучших армейских традиций. Сам служил верой и правдой, оставаясь верен присяге. Понятия чести, долга для него священны. Поэтому он хочет, чтобы его сын стал настоящим человеком, настоящим мужчиной. А добиться этого можно лишь в том случае, если «послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

1.2. Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды дворянину Гриневу. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Он смело вступается за честь Маши, решаясь на конфликт со Швабриным. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья».

Комментарии к сочинениям

5.1. Какую роль в «Слове о полку Игореве» играют образы растений и животных?

Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.

Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву. Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему. Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства. Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.

Знание степной природы сказывается и там, где автор «Слова» говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке. Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи «тект» дятлов.

Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой.

Союз природы и человека, с такою силою развернутый в поэме, — союз поэтический. Природа для автора «Слова» — гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание его действию.

5.2. Какие черты классицизма присущи комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

Классицизм — литературное направление, основанное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении нормативности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование «говорящих» фамилий, правила «трех единств», соблюдение иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая направленность произведений, преобладание национально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачиваются в доме госпожи Простаковой и действие происходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два конфликта: бытовой и социально-политический. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, господин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — говорят правильным литературным языком, их речь поучительна; отрицательные же герои используют просторечные слова, бранную лексику, их речь более живая

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важ-нейшие вопросы воспитания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободневный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяготы крепостного права, недостатки обучения. Эта пьеса стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

5.3. В чем состоят особенности жанра басни (на примере 2−3 басен И. А. Крылова)?

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Волк на псарне» героем становится Волк, но это, конечно, аллегория. Аллегория – иносказание – одна из характерных особенностей басни. В образе Волка высмеиваются человеческие пороки: хитрость, жадность, плутовство, лживость и другие. Разве мало похожих на Волка людей, которые не прочь полакомиться за чужой счет, но в случае опасности будут любыми способами выкручиваться и пытаться избежать наказания. В басне «Ворона и Лисица» высмеиваются лицемерие, подхалимство, неумение отличать искренние чувства от напускных.

Особенности жанра басня:

а) главные герои басни — представители животного мира, названия животных пишутся с большой буквы, таким образом, автор проводит параллель с миром людей и прибегает к такому приему, как олицетворение;

б) в названии басни чаще всего заключено противопоставление, отсюда четкое деле-ние героев на положительных и отрицательных;

в) автор не описывает персонажей, потому что сам персонаж говорящий и излишняя характеристика не требуется, это настраивает читателя на определенное развитие сюжета и формирует у него определенный читательский горизонт ожидания, поэтому уже в начале произведения читатель отдает свои симпатии какому-либо персонажу;

г) язык басен прост и близок к разговорному, это делает басню доступной широ-кому кругу читателей;

д) в басне используется аллегория; такой язык басен в литературоведении был назван «эзопов язык» (по имени родоначальника басни древнегреческого философа Эзопа);

е) в начале произведения либо в конце обязательна мораль, которая оформляется либо как вывод автора и, следовательно, стоит особняком от самого текста басни, либо мораль заключена в словах одного из персонажей.

Тема поэта и поэзии была ведущей в творчестве Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, вдохновения, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни. В стихотворении «Поэт и толпа» (1828) проводится мысль об избранности, отверженности и неподкупности творца, обличается стремление неблагодарной толпы повсюду искать практическую пользу («печной горшок тебе дороже»). Мотив избранничества поэта звучит и в стихотворении «Арион» (1827), в основе которого лежит известный античный миф о древнегреческом певце Арионе. Та же идея, но более поэтически четко выражена в стихотворении «Пророк» (1826). Лирический герой «влачится» в «пустыне мрачной», «томим духовной жаждой», жаждой творчества. Вдруг появляется серафим, посланник Бога, наделяющий поэта сверхслухом, сверхзрением, что символизирует напряженную духовную жизнь поэта, муки его совести и творчества.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2
Допущены три-четыре речевые ошибки1
Допущены пять или более речевых ошибок0
Максимальный балл13

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Источник

Басня

теория по литературе 📖 формы произведений

Басня – это небольшое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера (в стихах или прозе), героями в котором выступают животные, предметы или растения.

История возникновения (зарождения) басни

Жанр басни зарождается в V в. до н. э.

В Древней Греции к этому жанру обращается Эзоп. Древнегреческий поэт пишет сборник басен в прозе, который состоит из 426 басни («Две лягушки», «Курица и Яйцо», «Олень и Лев», «Собака и Волк» и др.).

Ещё один древнегреческий поэт-баснописец Бабрий (II век н. э.) известен стихотворным переложением басен Эзопа и написанием собственных («Зевс и дубы», «Мул», «Собака и повар», «Старый конь» и др.). В своих баснях Бабрий пишет об олимпийских богах с иронией. Нравоучительность и обличение пороков в его произведениях практически отсутствует.

В Древнем Риме разрабатывает жанр басни Федр (I в. н. э.). Он переводит произведения Эзопа, подражает им и пишет собственные («Корова, Коза, Овца и Лев», «Воробей и Заяц», «Лиса и Аист», «Орёл и Ворона» и др.).

В начале V в. в этом жанре работает римский поэт Авиан. Его перу принадлежат 42 басни, из которых 37 восходят к Бабрию («Краб и его мать», «Верблюд и Юпитер», «Козёл и Бык», «Дуб и Тростник» и др.). В основе произведений Авиана лежит не нравоучение, а развлечение. Он пишет: «…пришёл мне на ум басенный слог: ведь басни не чуждаются изящного вымысла и не обременяют непременным правдоподобием».

Во многих странах Европы, начиная с XVI века, писатели увлекаются переводами античной литературы. С начала XVII века басня активно развивается и переходит в разряд литературного жанра. К известным европейским баснописцам причисляют немецкого поэта Г. Лессинга и Х. Геллерта, французского поэта Ж. де Лафонтена, английского поэта Т. Мура.

сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть картинку сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Картинка про сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

И. А. Крылов, портрет

Французский баснописец Нового времени (XVII в.) Ж. де Лафонтен создал новый жанр, заимствуя содержание произведений у древних авторов («Кузнечик и муравей», «Заяц и Черепаха», «Лягушка и Крыса», «Шершни и Пчёлы» и др.).

Первые попытки писать басни в России делают С. Полоцкий (XVII в.), А. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский (начало XVIII в.). Однако развитие басни приходится на середину XVIII – начало XIX вв. К этому жанру обращаются А. Е. Измайлов, А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер.

Русский поэт А. П. Сумароков заложил основы национальной басенной традиции. Его поэтическим девизом становятся следующие слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…».

Вершиной в развитии жанра благодаря произведениям И. А. Крылова становится XIX в. Басни писателя вобрали в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Он написал 236 басен, которые вошли в 9 сборников, опубликованных ещё при жизни автора.

По словам критика В. Г. Белинского: «Басни Крылова – это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня».

Вслед за И. А. Крыловым создают басни B. А. Жуковский, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, К. Прутков и др.

В советский период басня не утратила своей популярности. Известны революционные басни Д. Бедного, который высмеивал остатки буржуазного менталитета.

Позднее к басенному жанру обращается С. В. Михалков. Писатель находит собственный интересный стиль современной басни. Он наделяет своих героев выраженным сатирическим характером, который направлен на разоблачение подхалимства и других низких с точки зрения нравственности поступков.

Основоположники басни

Основоположником басни считается легендарный древнегреческий поэт Эзоп (ок. 600 г. до н. э.). Его произведения дошли до нас в позднейших поэтических переработках Федра, Бабрия и Авиана. Иносказательная форма повествования Эзопа получила название «эзопов язык».

Характерные особенности басни

сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть картинку сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Картинка про сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

Басня имеет ряд характерных особенностей:

Особенности построения сюжета и композиции в басне

Композиция басни включает две части: рассказ и моральный вывод (мораль, назидание). По объёму эти части могут быть разными. Мораль может располагаться как в конце (С. В. Михалков «Две подруги»), так и в начале произведения (И. А. Крылов «Ворона и Лисица»).

сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Смотреть картинку сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Картинка про сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни. Фото сочинение 200 слов в чем состоят особенности жанра басни

И. А. Крылов, «Ворона и Лисица», иллюстрация

В басне авторская речь обращена к читателю. Диалог между героями присутствует почти всегда. Обычно в таких произведениях высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни (жадность, трусость, невежество и т.д.).

Художественные приемы в басне

Самым частым приёмом в басне является аллегория, с помощью которой баснописец изображает какие-либо понятия через образы растений, животных или других неживых существ. Например, за образом Лисы часто угадывается хитрость, ложь и коварство, а за образом Свиньи – невежество.

Кроме того, в баснях нередко используются народный разговорный язык с обильным включением просторечий, фразеологизмы. Баснописцы умело включают в произведения сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, уменьшительно-ласкательные слова и преувеличения.

Также многим басням свойственна ирония – тонкая скрытая насмешка. Например, в басне И. А. Крылова «Лисица и Осёл» Лиса спрашивает Осла: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?». Однако на самом деле Лиса считает Осла глупым.

Аудитория жанра

Впервые дети знакомятся с басней в начальной школе. Благодаря чтению произведений этого жанра они учатся отличать плохие поступки от хороших, начинают понимать юмор и делать выводы.

Чтение басен интересно и взрослым. Ведь в современном мире люди не избавились от пороков, описанных в баснях прошлых веков.

Схожесть с другими жанрами

Своей повествовательной манерой басни сближаются со сказками, анекдотами и новеллами, а моралистической частью басни схожи с пословицами. Также басни имеют такие общие черты с притчами и сказками: поучительный характер, аллегорическая форма, главными героями могут быть животные, растения.

Яркие представители

Мастерами басенного жанра являются: Эзоп, Федр, Авиан, Бабрий, Ж. де Лафонтен, Л. Хольберг, А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, И. И, Хемницер, А. Е. Измайлов, И. И. Дмитриев, В. К. Тредиаковский, И. А. Крылов, Л. Н. Толстой, Д. Бедный, С. В. Михалков.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу включены многие басни И. А. Крылова: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Чиж и голубь», «Свинья под дубом», «Кукушка и петух», «Волк на псарне», «Зеркало и обезьяна», «Ларчик», «Слон и Моська», «Обоз», «Квартет», «Волк и журавль», «Осёл и соловей», «Кукушка и петух», «Два мальчика», «Волк и ягнёнок», «Лисица и виноград» и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *