собственник является страхователем что это

Страхователь — кто это такой (определение)

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

В РФ постоянно действует федеральный закон № 40 15-1 (“Об организации страхового дела”). Основными фигурантами этого закона являются страховщики и страхователи – участники процесса страхования. К каждому термину дается подробное разъяснение с описанием прав и обязанностей по закону и (или) по договору.

Кто такой страхователь

В соответствии со ст. 5 указанного федерального закона, страхователями признаются юридические лица и граждане, заключившие со страховыми компаниями договор страхования. Страхователь и страховщик заключают между собой страховое соглашение.

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

Brobank: при этом в отношении физических лиц закон указывает на обязательное наступление дееспособности. К юридическим лицам каких-либо требований в этом плане закон не описывает. Следовательно, страхователем является клиент страховой компании, заключивший соглашение о страховании.

К примеру, в самом популярном и обязательном виде страхования, каким признается ОСАГО, страхователем в большинстве случаев выступает владелец транспортного средства. Страховщиком в этом случае признается страховая компания, выдавшая полис обязательного страхования.

Страховщиком всегда выступает юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на право осуществления страховой деятельности. В этом отношении закон четко указывает на недопустимость оказания страховых услуг без включения в специальный реестр организаций, который ведет Российский Союз Страховщик (СРО страховщиков).

Кто может быть страхователем

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

Если рассматривать физических лиц, то страхователями могут быть только полностью дееспособные лица. По законодательству РФ полная дееспособность лица наступает одновременно с совершеннолетием. Следовательно, заключать сделки со страховыми компаниями, брокерами и прочими операторами рынка могут только граждане, которым на момент подписания договора уже исполнилось 18 лет.

В возрасте 14-17 лет гражданин признается частично дееспособным. В определенных видах страхования он может действовать от своего имени, но с письменного разрешения своих законных представителей. В качестве законных представителей чаще всего рассматриваются родители несовершеннолетнего лица или его действующие опекуны.

Помимо этого, выступать в роли клиента компании могут иностранные граждане и организации, временно или постоянно пребывающие на территории РФ. Не имеющие российского гражданства лица пользуются всем набором прав и обязанностей в страховании наравне с гражданами Российской Федерации без каких-либо ограничений.

Также страхователем может быть любое лицо, не являющееся собственником имущества, и имеющее на руках соответствующие документы, доказывающие наличие полномочий действовать в интересах собственника объекта страхования. Здесь ключевое значение имеет также и вид страхования: для определенных видов страхования клиенты должны отвечать некоторым дополнительным требованиям.

Кто не может быть страхователем

Исходя из вышеописанного, страхователем не может выступать несовершеннолетнее лицо. Также ограничения накладываются на лиц, признанных в законном судебном порядке ограниченно дееспособными или полностью недееспособными. Такие лица не могут заключать гражданско-правовые соглашения, так как не могут давать объективную оценку своим решениям и действиям. Помимо указанных случаев, законодательство предусматривает следующие:

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

Страховая компания вправе отказать в заключении соглашения и по иным причинам, не идущим вразрез с действующим законодательством. Но отказывают компании редко, только в исключительных случаях. Любое отрицательное решение сказывается на размере получаемой прибыли, поэтому отказы в первую очередь не выгодны для самих страховщиков.

Права и обязанности страхователя

Страхователь – то клиент компании, желающий застраховать свое имущество, ответственность, жизнь и здоровье, и прочие материальные и нематериальные ценности. Законодательство не указывает на какие-либо ограничения в плане объектов страхования. Страховые компании в этом отношении имеют полную свободу действий. Фактически объектом страхования может быть любое материальное или нематериальное благо, которое представляет для страхователя определенную ценность. Помимо этого, страхователь обладает следующим набором прав и преференций:

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

Отдельным договором могут устанавливаться дополнительные права. В списке указаны только основные преференции страхователя, которые не могут пересматриваться или сокращаться страховой компанией, независимо от предмета страхового соглашения. В число основных обязанностей страхователя входят:

Для каждого вида страхования могут устанавливаться дополнительные обязанности. К примеру, в случае с ОСАГО страхователи обязаны соблюдать сроки заключения соглашения. В противном случае владельцы транспортных средств подвергаются административному штрафу. При ипотечном страховании раздел с обязанностями может состоять из огромного количества пунктов договора, каждый из которых должен соблюдаться в обязательном порядке.

Страхователь, собственник, выгодоприобретатель – одно лицо или нет

В соответствии с действующим порядком, страхователем может выступать и не собственник объекта страхования. Достаточно рассмотреть пример ОСАГО, когда в страховую компанию может обратиться любое лицо, у которого есть документы на автомобиль. Доверенности и прочих дополнительных документов не потребуется – только стандартный пакет на машину и документы лица, обратившегося к страховщику.

Выгодоприобретатель – лицо, которое получает возмещение в случае наступления страхового случая. Им является собственник застрахованного объекта, если законом не предусмотрено иное. Следовательно, выгодоприобретателем может быть как сам страхователь, так и лицо, на законных правах обладающее застрахованным имуществом.

Возможные схемы страхования

В подавляющем большинстве случаев страхователь, собственник и выгодоприобретатель – это одно лицо. Человек (организация), являющийся собственником объекта, от своего имени обращается в компанию, заключает договор, вносит сумму страховой премии. Этот же гражданин впоследствии будет иметь право на получение страхового возмещения.

Реже наблюдается схема, по которой страхователь – не собственник, а выгодоприобретателем и собственником является другое лицо. И совсем редко может встречаться схема, по которой предусматривается три разных лица. В большинстве случаев лишение собственника имущества права на получение страхового возмещения связано с законодательными ограничениями.

Пример: в страховую компанию обращается гражданин, обладающий правом на управление транспортным средством, но не являющийся собственником. При наступлении страхового случая данный страхователь не получит никакого возмещения, так как он, по сути, от имени собственника заключил соглашение с компанией. При оформлении ОСАГО подобная практика считается крайне распространенной.

Источник

Кто такие в полисе ОСАГО страхователь и собственник – это разные лица или нет?

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

Статистика на сегодняшнем рынке страхования гражданской ответственности владельцев ТС показывает, что не всегда непосредственный владелец машины пользуется своим транспортом как реальный владелец.

Очень часто бывает так, что покупает автомобиль один человек, а пользуются данным транспортом другие (дети, внуки, родственник, сослуживцы и т.д.).

Именно такую ситуацию мы и разберем в статье представленной ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Разные ли это лица или всегда одно?

Очень часто наши автолюбители путают два понятия – собственник авто и страхователь. Многие также задаются вопросом, а возможно ли оформить сделку по страхованию гражданской ответственности без участия владельца авто. Принято считать, что такая сделка заключается страховой компанией лишь в присутствии хозяина машины.

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что этоНо данное мнение в корне неправильно. Собственником авто и человеком с кем страховая заключает договор, может быть одно и то же лицо, а могут быть и разные лица.

Для владельца авто и для лица, заключающего договор страхования с СК в бланке договора предусмотрены разные графы.

И это в свою очередь, значит, что оформить договор с СК может другое лицо, без присутствия владельца.

Кто может быть страхователем по ОСАГО?

Лицом, заключающим договор с СК, может стать абсолютной любой из водителей, который имеет право управлять данным автомобилем, т.е. вписан в страховку. Присутствие самого владельца автомобиля при оформлении договора вовсе не обязательно, но его имя нужно будет вписать в договор автогражданской ответственности.

Тот, кто вносит плату за заключение данного договора автогражданской ответственности, тот и становится страхователем.

На человека, заключившего со страховой договор также распространяется страховое покрытие в случае ДТП.

Для человека, который является владельцем транспортного средства, вписываться в полис автогражданской ответственности в качестве водителя необязательно.

Следует учитывать, что все последующие корректировки в полис автогражданки будет вносить лишь страхователь, владелец авто в этом случае сделать этого не сможет. Т.е. если понадобится вписать в страховку еще одного водителя, то в страховую компанию следует ехать не собственнику авто, а именно страхователю.

При оформлении страховки человек, не являющийся собственником авто, обязан иметь доверенность от собственника, такой документ понадобится и для внесения последующих изменений.

Вы можете оформить страховку не на владельца машины и в случае оформления полиса в электронном виде (об электронных полисах можно почитать тут).

Роль в оформлении полиса

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что этоОдной из сторон сделки, является страхователь, а второй стороной является СК.

Именно страхователь (либо лицо, которому была выдана доверенность от имени страхователя) имеет право вносить поправки в договор и расторгать его (о нюансах досрочного расторжения договора мы писали здесь).

Собственник авто, в отношении которого заключался договор между страхователем и СК, такими полномочиями не обладает, несмотря на тот факт, что авто находится в собственности у данного гражданина.

Да, данные владельца авто также указываются в бланке ОСАГО, но сама страховка принадлежит страхователю, так как он за нее заплатил (о том, для чего эта страховка нужна, мы рассказывали тут).

Какими правами обладают?

В компетенции владельца машины, находятся все действия, которые связаны с получением страховой выплаты в случае ДТП.

Процесс по восстановлению поврежденного имущества основывается на действиях того, кому это имущество принадлежит на правах собственности.

Права этих двух лиц, можно поделить таким образом:

Если владелец авто и лицо, заключившее сделку, это одно и то же лицо, то такого рода разделение становится, как вы понимаете, неактуальным.

Но если владелец машины и страхователь это разные люди, то данные позиции необходимо учитывать при заключении договора автогражданской ответственности.

Кто такой собственник?

В графе собственник в документе ОСАГО указывается то лицо, которое приобретало данное имущество. Собственником является человек, который приобрел данное имущество в собственность.

Основное отличие

Отличие собственника от страхователя заключается в следующем:

В заключение, хочется затронуть тему относительно несправедливых претензий в адрес СК. Очень часто встречаются ситуации, когда люди пытаются побудить страховщиков к неправомерным действиям. Иногда представлять интересы лица, которое осуществляло страхование, пытаются его родственники или третьи лица.

Даже при наличии полиса страхования у человека, вписать его в страховку в качестве водителя страховщик не имеет права без разрешения страхователя.

Источник

ВСЕГДА ЛИ ПОТЕРПЕВШИЙ ПО ОСАГО ДОЛЖЕН БЫТЬ СОБСТВЕННИКОМ?

Для опровержения этого тезиса представлю Вашему вниманию одно любопытное дело из своей практики.

Начнем с законодательного определения понятия самого «потерпевшего».

Были времена на моей памяти, когда потерпевшим в судебной практике признавался и арендатор и лицо, которое собственник на основании генеральной доверенности уполномочивал на управление, отчуждение, получение ущерба и страховых выплат.

Но с некоторых пор после разъяснений Верховного Суда потерпевшим стал признаваться исключительно собственник имущества, которому был причинен вред. Такой вот стереотип сформировался и прочно засел в голову.

Тем интереснее оказалось представлять интересы моего доверителя в следующем деле:

Мой клиент являлся собственником Газели, которую использовал для перевозки грузов по заказам клиентов. В один из рейсов, когда на Газели перевозились коробы с инкубаторским яйцом, автомобиль попал в ДТП. Его виновником был водитель другого транспортного средства, ответственность которого была застрахована по договору ОСАГО.

Актом ГИБДД было подтверждено, что в результате ДТП поврежден груз, а именно такое-то количество коробок с яйцом, которые находились в грузовом отсеке Газели. Собственником груза являлась птицефабрика.

Грузоотправителя яиц (птицефабрику) и моего клиента связывал договор об оказании транспортных услуг, по которому перевозчик несет полную ответственность за сохранность груза. Клиент добровольно возместил птицефабрике весь ущерб, причиненный уничтожением груза, на что получил от птицефабрики подтверждающие документы.

Клиент обратился к страховщику виновника ДТП с заявлением о выплате, приложив в том числе товарную накладную и квитанции о возмещении ущерба. В заявлении было указано на то, что к клиенту перешло право требования выплаты страхового возмещения в связи с повреждением груза, поскольку он полностью возместил стоимость груза грузоотправителю (собственнику).

Страховщик отказал в выплате, мотивировав отсутствием у заявителя права собственности на поврежденный груз.

Далее приходится опустить подробности, связанные с обращением к омбудсмену, банкротством самой птицефабрики, правопреемством на стороне истца. Последовало обращение в суд.

После была подана, наверное, самая короткая апелляционная жалоба, увенчавшаяся отменой решения и полным удовлетворением нашего иска.

Истец никогда не утверждал о переходе к нему каких-либо вещных прав на имущество; переход вещных прав в настоящем деле был априори невозможен, поскольку имущество, принадлежавшее птицефабрике (инкубаторское яйцо), было полностью уничтожено; а так как право собственности на имущество прекращается при его гибели/уничтожении (п.1 ст. 235 ГПК РФ), то и право собственности на него не может к кому-либо перейти. У бывшего собственника уничтоженного имущества появляется обязательственное право требования возмещения вреда и иных убытков (ст.ст. 15, 1064 ГК РФ) к виновному лицу/страховщику.

Имущественный вред, причиненный бывшему собственнику уничтоженного имущества, был возмещен третьим лицом, а именно – перевозчиком.

Птицефабрика не может требовать повторного возмещения вреда, причиненного утратой груза, ни с виновного лица, ни со страховой компании (в силу принципа недопустимости неосновательного обогащения).

Возникает вопрос: к кому же перешло обязательственное право требования возмещения вреда к виновному лицу/его страховщику, если не к этому третьему лицу, возместившему вред бывшему собственнику?

Это вытекает из общих принципов гражданского права.

Даже в самом ФЗ «Об ОСАГО» на этот случай предусмотрительно есть норма, которую возможно применить к рассматриваемым правоотношениям. Это п.23 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО»: “ лицо, возместившее потерпевшему вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пределах выплаченной суммы. Реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений настоящего Федерального закона, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком”. То есть. Это лицо приравнивается к потерпевшему.

Аналогичное право возникает у такого «возместившего потерпевшему вред лица» к страховщику, которую застраховал ответственность виновника ДТП, в случае, если уполномоченным на выплату он (страховщик виновника) являлся в силу причинения вреда здоровью участников ДТП и факта причинения вреда не только транспортным средствам.

Вопреки выводам суда для возникновения такого права не требуется оформления передачи прав потерпевшего договором цессии либо иным соглашением; достаточно самого юридического факта возмещения третьим лица вреда потерпевшему.

Птицефабрика как третье лицо самостоятельных требований относительно предмета иска не заявляло (в т.ч. по причине отсутствия на то права, вред ему уже возмещен), не оспаривало наличие права требования клиента к страховой компании, не оспаривало и переход права требования к клиенту.

Источник

КБМ считается по страхователю или собственнику

У страховщиков существует два показателя КБМ – это КБМ «страхователя», когда, к примеру, лицо осуществляет управление ТС по доверенности, и КБМ «собственника». В этой связи появляется множество вопросов – а по кому же считается коэффициент, по водителю или по собственнику.

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

КБМ собственника и КБМ водителя

Итак, определимся с теми понятиями, которые существуют у страховщиков.

В случае с оформлением полиса ОСАГО все гораздо проще, и не возникает вопросов, кто из них двоих может оформить полис. Так, собственник и страхователь – это в полисе два совершенно разных лица. Соответственно, и в самом бланке для них выделены 2-е разные графы. Это значит, что ОСАГО без собственника может оформить и другой человек. К примеру, это может быть любой из водителей, который допущен к транспортному средству. Из этого можно сделать вывод, что при оформлении страхового полиса присутствие собственника совсем не обязательно. Однако имя такового обязательно вписывается в полис автогражданки. Страхователем же становится тот человек, который оформляет полис и вносит оплату. Такое лицо автоматически становится водителем, которого вписывают в полис, то есть на него так же распространяется страховое покрытие.

С оформлением мы разобралась, но как же определить КБМ, если в страховой полис вписано сразу несколько водителей, либо он и вовсе оформлен «без ограничения лиц, допущенных к управлению»?

Так, если в полис прописывается сразу несколько водителей, то для расчета КБМ берется тот водитель, чей КБМ самый максимальный. Поэтому, когда к опытным водителям, у который до сих пор не было аварийных ситуаций, прикрепляется в страховом полисе «новичок», нужно быть готовым к тому, что страховка существенно возрастет в цене.

Важен и еще один момент. Так, при аварии коэффициент увеличится лишь у того водителя, который попал в ДТП, и действительно был признан виновным. Все же остальные лица могут быть спокойны – на их КБМ это никак не повлияет и, соответственно, свои скидки они сохранят. Поэтому если на будущий год вы решите не вписывать «виновника торжества», то вам, как и положено, будет скидка в размере 5% от суммы.

Если же страховка оформляется при условии, что к управлению ТС допущены любые водители, то показатель будет учитываться по собственнику ТС. Именно такая информация указана на сайте РСА http://www.autoins.ru/ru/help/bonusmalus.wbp.

собственник является страхователем что это. Смотреть фото собственник является страхователем что это. Смотреть картинку собственник является страхователем что это. Картинка про собственник является страхователем что это. Фото собственник является страхователем что это

Помимо всего прочего, при оформлении страхового полиса не на собственника все дальнейшие изменения вносит именно страхователь, а не владелец транспортного средства. То есть когда, к примеру, в страховой полис нужно вписать еще несколько водителей, в страховую компанию нужно ехать именно страхователю, а не собственнику машины. Но при этом на руках нужно обязательно иметь доверенность на изменение сведений в полис, который выписывается владельцем транспортного средства. Точно такой же документ страхователю понадобится и при оформлении ОСАГО.

К слову, если в этот раз вы решили оформить полис на неограниченное количество лиц, хотя ранее он оформлялся на ограниченное количество водителей, то КБМ все равно будет считаться по собственнику. Более подробно вся информация указана на сайте РСА.

Источник

Как устроено ОСАГО

И от чего нельзя застраховаться по такому полису

Я считаю, что лучший оберег для машины — полис ОСАГО.

Он не уберегает от ДТП, но экономит деньги. Теперь я точно знаю, что ущерб до 400 тысяч рублей из своего кармана оплачивать мне не придется.

Я расскажу, что такое ОСАГО и как оно позволяет сэкономить деньги, если вдруг вы окажетесь виновником ДТП. А еще поясню, как можно экономить на покупке полиса и не стать жертвой мошенников.

Что такое ОСАГО

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, такой полис покроет нанесенный машинам ущерб и виновному не придется возмещать его из своего кармана. А пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины лично. Все это сделают за них страховые компании.

Стоимость полиса зависит от стажа вождения, мощности машины и региона, в котором зарегистрирован ее владелец. Например, в Москве владелец Лады Калины 2013 года выпуска заплатит около 4 тысяч рублей, а в Республике Тыва за такой же полис — 2 тысячи рублей.

Обязательно ли оформлять ОСАГО

Выбора, оформлять полис или не оформлять, в России не существует: эксплуатировать автомобили без действующего полиса ОСАГО запрещено. Полис обязательно должен быть у любого человека, кто управляет автомобилем.

Если водитель не пользуется машиной, а просто держит ее в гараже или на стоянке, оформлять полис необязательно. Еще можно не страховать выставочные экземпляры автомобилей и музейные экспонаты. То есть к ответственности привлекут, только если ездить на машине и не страховать ее.

Но штраф — это не худшее, что может ожидать водителя. Если он окажется виновным в ДТП, ему придется и штраф оплатить, и ущерб возместить из собственного кармана. Если откажется — пострадавший может взыскать ущерб через суд. И судебная практика в данном случае будет на его стороне. Пример из суда: с виновника ДТП взыскали не только стоимость ремонта, но и деньги за утрату товарной стоимости автомобиля, расходы за экспертизу и на представителя. В судебных решениях удалены сведения о взысканной сумме, но она явно выше, чем стоимость полиса.

Нужен ли ОСАГО, если есть каско. Полис ОСАГО нужен всегда. А вот страхование по каско — дело добровольное. Между собой они никак не связаны. Полис каско может застраховать все риски, за исключением одного — гражданской ответственности. А гражданская ответственность возникает за нарушение обязанностей, которые предусмотрены гражданским правом — например, за нарушение правил дорожного движения. Если такое нарушение приведет к ущербу — его можно компенсировать по полису ОСАГО.

Чем отличается ОСАГО от каско. Полис ОСАГО не страхует ни вас самого, ни ваш автомобиль. Он работает только в том случае, если вы виноваты в ДТП и пострадали другие люди или их имущество. В этом случае вам платить за ущерб из собственного кармана не придется — его возместит страховщик.

Разница между ОСАГО и каско

ОСАГОКаско
Что страхует полисТолько гражданскую ответственностьАвтомобиль от ущерба и от других рисков
Условия страхованияУказаны в законе. Страховая компания не может их менять по своему усмотрениюСтраховая компания может предлагать свои условия
Можно ли отказаться от страхованияНельзя. Иначе — штраф от 500 РПолис не обязателен
Стоимость полиса и размер выплатУстанавливает государствоЗависит от страховой компании
Кто получает выплатыТолько пострадавшие в ДТП. Владелец автомобиля по своему полису выплаты получить не можетВладелец автомобиля получает выплаты по своему полису
Может ли страховая компания отказаться продать полисНетДа

Зачем нужен полис ОСАГО

Проще всего это объяснить на примере.

Например, водители неудачно запарковались на стоянке и один из автомобилей пострадал. Если оба участника имеют действующий полис ОСАГО, оба водителя получают преимущества.

Если ущерб не более 400 тысяч рублей, водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД при нескольких условиях: пострадало всего две машины, нет раненых или погибших, обстоятельств ДТП не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещении о ДТП. А если вызывают, то зафиксированы в некорректируемом виде с привязкой по ГЛОНАСС. Тогда водителям достаточно заполнить извещение о ДТП и направить в страховую компанию.

Если сумма ущерба будет больше, 400 тысяч все равно компенсирует страховая компания. А вот все, что свыше этого лимита, — виновный оплачивает из собственного кармана.

При этом выигрывают оба участника ДТП. Невиновному в ДТП водителю не придется взыскивать ущерб в суде. Виновному не придется компенсировать нанесенный ущерб. Если в ДТП пострадают еще и пешеходы, они тоже имеют право на компенсацию. Если пострадает дорожный знак или ограждение — страховая оплатит и этот ущерб.

От чего страхует ОСАГО. Полис покрывает ущерб, если будет причинен вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших в ДТП. Вместо владельца автомобиля ущерб возместит страховая компания.

От чего не страхует ОСАГО. По полису не возмещают моральный вред и вред, причиненный в ходе учебной езды или соревнований. Если из машины выпадет груз и повредит другую машину или сломает ногу случайному пешеходу — выплат тоже не будет.

За повреждение антиквариата или культурных ценностей страховая компания тоже платить не будет — так что рядом с музеями за рулем нужно быть особенно осторожным.

Полный перечень причин рисков, которые не страхуют по ОСАГО, есть в статье 6 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». Это не значит, что в таких случаях вред возместить невозможно. Сделать это можно двумя способами:

Условия страхования по ОСАГО

По закону условия страхования по ОСАГО устанавливает Банк России.

Основные условия обязательного страхования такие:

Стороны договора страхования

В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:

Страховщик — это организация, которая имеет право страховать гражданскую ответственность. У нее должна быть специальная лицензия Центрального банка РФ.

В договоре страхования в данном случае всегда две стороны:

Страхователь — человек, который заключил со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключает владелец автомобиля или один из водителей, допущенных к управлению. Если автомобиль еще не поставлен на учет в ГИБДД, ему придется подтвердить право собственности на него — например, показать договор купли-продажи.

Как и когда оформлять ОСАГО

В какой срок необходимо застраховать купленный автомобиль. Закон устанавливает срок в 10 дней с момента покупки автомобиля, чтобы владелец мог оформить полис ОСАГО.

Пока 10 дней не истекли — на нем можно ездить без страхового полиса. К административной ответственности за это не привлекут. Но и ущерб, который может причинить автомобиль за эти 10 дней, владельцу придется возместить из собственного кармана.

Период использования и срок страхования. В правом верхнем углу полиса ОСАГО есть графа «Срок страхования». Этот срок — 1 год.

Период использования обозначен в следующей графе. В нем указаны месяцы в течение срока действия договора, когда автовладелец будет пользоваться своим автомобилем.

Работает это следующим образом: если водитель планирует пользоваться автомобилем весь год, период использования совпадает со сроком страхования.

Но бывает ситуация, когда водитель эксплуатирует машину летом, весной и осенью, а на зиму ставит на стоянку и на дорогу не выезжает. Или планирует уехать в середине года в отпуск на месяц. В этом случае он может сэкономить. При заключении договора ему нужно указать, в какие периоды он не планирует использовать автомобиль. Стоимость полиса в этом случае уменьшится.

Заключить договор по ОСАГО можно минимум на три месяца.

Документы для оформления полиса

Владелец обязан предоставить страховщику следующие документы:

Что такое диагностическая карта. Это бланк формата А4, на котором в виде таблицы изложены результаты проверки технического состояния автомобиля. Выдают его операторы технического осмотра. Это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые аккредитованы и могут проводить техосмотр.

В ней содержится следующая информация:

Составляют диагностическую карту на бумаге в двух экземплярах. Один выдают владельцу машины или его представителю. Второй — хранится у оператора технического осмотра в течение трех и более лет. Есть еще один экземпляр диагностической карты — электронный. Его направляют в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Он хранится в ней в течение пяти лет и больше.

Карта составляется не на владельца, а на автомобиль. Если владелец изменился — диагностическая карта действует, пока не закончится срок. Если ее потерять или испортить, а срок действия не вышел, проходить техосмотр снова не придется. Любой оператор технического осмотра может предоставить ее дубликат в день обращения. Это платная услуга — 10% от предельного размера платы за проведение технического осмотра.

Техосмотр нужен не всем. Новые автомобили в течение первых трех лет освобождаются от ТО — полис ОСАГО для них оформят без диагностической карты.

Машины в возрасте от трех до семи лет проходят техосмотр раз в два года. Автомобили старше семи лет — ежегодно. А легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более восьми, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов — проходят ТО раз в шесть месяцев.

Правила оформления е-ОСАГО

Раньше ОСАГО оформляли только на бумажных бланках. Чтобы его оформить, нужно было самому идти в офис, стоять в очередях и тратить время.

С 1 января 2017 года все изменилось: теперь полис оформляют через интернет. Е-ОСАГО имеет такую же силу, как и полис на бланке строгой отчетности. Стоимость электронного полиса не отличается от полиса, который оформили на бумажном бланке.

Вся разница — в процедуре. Можно самостоятельно заполнить форму на сайте страховой компании и никуда не ходить.

Страховщик проверит правильность введенных данных, посчитает стоимость полиса и выставит счет. Оплатить его тоже можно без визита в офис с банковской карты. А после оплаты полис отправят на электронную почту.

Раньше распечатку этого полиса нужно было возить с собой и предъявлять по требованию сотрудников ГИБДД. С 29 октября 2019 года возить с собой распечатку необязательно — полис можно предъявить в электронном виде. Сотрудники полиции сами смогут проверить, действителен ли он. Но в правила дорожного движения еще не внесли соответствующие изменения — там по-прежнему сказано, что водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников предъявить им либо полис на бланке, либо его распечатку на бумаге. Поэтому не торопитесь выбрасывать бумажные версии полиса — иногда они помогут избежать конфликтов с сотрудниками ГИБДД.

Как не купить фальшивый полис ОСАГО

Фальшивые полисы бывают как на бумажных бланках, так и в электронном виде.

Раньше часто возле подразделения ГИБДД можно было встретить автомобили с логотипами известных страховых компаний. Водители оформляли там полисы, а потом выяснялось, что получить по ним возмещение невозможно — страховая компания бланки с такими номерами не оформляла.

Когда начались продажи электронных полисов, мошенники тоже начали продавать их в интернете. Они подделывали сайты, отправляли покупателю недействительный бланк на электронную почту, а деньги присваивали.

Многие водители узнают о том, что их полис недействителен, только после ДТП. В этом случае им приходится и ремонт из своего кармана оплачивать, а иногда еще штраф — за то, что не было полиса ОСАГО.

Чтобы этого избежать, нужно сделать следующее:

Если использовать заведомо поддельный полис ОСАГО и предъявить его сотрудникам ГИБДД, могут привлечь к уголовной ответственности за подделку или оборот документов. Санкция — ограничение свободы либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до года.

Если предъявить заведомо поддельный полис ОСАГО в страховую для получения страхового возмещения, могут привлечь к уголовной ответственности за мошенничество в сфере страхования. Санкция тут еще серьезнее — от штрафа до 120 000 Р до ограничения свободы на срок до двух лет.

А вот добросовестных водителей, которые, сами того не зная, приобрели поддельный полис, закон защищает. Если выяснится, что поддельный бланк был утрачен страховщиком, а потом его использовали, чтобы оформить поддельный полис, — отвечать придется не водителю, а страховщику.

Пример из суда. Два автомобиля попали в ДТП. В выплате страховая отказала — заявила, что полис с таким номером она человеку не продавала. И вообще, такой полис продали другому человеку и в другом городе. Пострадавший попытался взыскать ущерб через суд напрямую с виновника, но ничего не вышло. Суд решил, что раз у водителя был полис, значит, он был застрахован и все вопросы — к страховой компании.

Дело дошло до Верховного суда. Он решил: то, что бланки кто-то несанкционированно использовал, не освобождает компанию от исполнения условий заключенного договора. Если бы компания подала заявление в полицию по утере бланков — никаких вопросов бы не было. А нет заявления — значит, ущерб оплачивать придется страховой компании. В результате дело направили на новое рассмотрение.

Что делать с ОСАГО после покупки

Лучше всего распечатать бланк полиса и возить его с собой. По закону это необязательно, но может возникнуть ситуация, когда вы не сможете воспользоваться электронной версией полиса.

Можно сохранить электронную версию полиса в телефоне, и нарушением это не будет. Но если попадете в ДТП, а телефон забудете дома, он будет разряжен или разобьется — вспомнить все его реквизиты сложно. А без них невозможно заполнить извещение о ДТП.

Как формируется цена на ОСАГО

Стоимость полиса ОСАГО зависит от базовых ставок и коэффициентов.

Базовые ставки устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств.

Базовые ставки страховых тарифов

Минимальная базовая ставкаМаксимальная базовая ставка
Мотоциклы и мопеды694 Р1407 Р
Легковые машины, принадлежащие юридическим лицам2058 Р2911 Р
Легковые машины, принадлежащие физическим лицам и ИП (это 90% автопарка граждан России)2746 Р4942 Р
Легковые такси4110 Р7399 Р
Грузовики массой до 16 тонн2807 Р5053 Р
Автобусы с числом мест до 162246 Р4044 Р
Автобусы с числом мест более 162807 Р5053 Р

Коэффициенты зависят от следующих условий:

Что такое КБМ. Это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от аварий по вине водителя. Если аварий не было, по КБМ дается скидка. Если аварии были, по КБМ устанавливается надбавка. Если хотя бы у одного из водителей, допущенного к управлению, были аварии по его вине — полис обойдется дороже.

Каждый год безаварийной езды дает скидку на приобретение полиса ОСАГО в следующем году. Максимальная скидка на полис, которую можно получить с учетом КБМ, — 50%.

КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.

С 1 апреля 2020 года поменяется порядок подсчёта года для КМБ. Это будет не год действия конкретного полиса, а период с 1 апреля одного года по 31 марта следующего.

Будет ли увеличение стоимости ОСАГО в 2019 году. В 2019 году стоимость ОСАГО уже менялась — базовые тарифы и коэффициенты увеличились с 9 января 2019 года. В текущем году изменения больше не планируются. Если они будут в следующем году — мы обязательно об этом расскажем.

Но это не значит, что для всех водителей стоимость полиса всегда будет неизменной. Для кого-то полис может стать дешевле — если, например, человек ездит без аварий.

А для кого-то дороже — если попал в ДТП по своей вине, приобрел более мощную машину или допустил к управлению автомобилем человека с маленьким стажем.

Как сэкономить на ОСАГО

Методика расчета стоимости полиса жесткая. Но все равно есть способы сэкономить деньги:

Отправляйте детей получать права как можно раньше

С 2019 года можно сэкономить на ОСАГО, учитывая коэффициент возраста, — стажа, или КВС. Работает это так. Чем старше водитель и чем больше у него водительский стаж — тем дешевле полис.

А еще подорожала открытая страховка с неограниченным количеством водителей. По ней отменили все скидки. ОСАГО на легковую машину в Санкт-Петербурге с неограниченным числом водителей теперь обойдется дороже 20 тысяч рублей.

Мой совет: если есть возможность, откажитесь от оформления открытых страховок, и вписывайте в полис только тех, кто реально пользуется машиной.

А еще отправляйте детей учиться в автошколу как можно раньше — водительский стаж считается не с того момента, когда человек сел за руль, а с даты выдачи первого водительского удостоверения. Например, если заранее отправить ребенка в автошколу, он может уже получить права с 18 лет. Когда он вырастет и сможет приобрести автомобиль — полис для него обойдется дешевле.

Что делать, если случилось ДТП

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.

На самом деле такого документа, как «европротокол» не существует. Участники ДТП заполняют извещение о ДТП, чтобы получить выплаты у страховых компаний, и самостоятельно в эти компании обращаются.

Если ДТП соответствует всем этим пунктам — сотрудников ГИБДД можно не вызывать.

Чтобы оформить ДТП по европротоколу, нужно заполнить только один документ — извещение о ДТП. Его можно бесплатно получить в страховой компании, когда покупаете полис. А еще извещение можно скачать с официального сайта РСА и распечатать на принтере.

Порядок возмещения по ОСАГО

Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.

Что такое «прямое возмещение убытка» по ОСАГО. Это означает, что обращаться за возмещением ущерба надо в свою страховую компанию, если соблюдаются следующие условия:

С 2007 года искать страховую компанию виновника и подавать туда документы не нужно.

Что относится к страховому случаю. Происшествие относится к страховому случаю, когда нанесен ущерб автомобилем, застрахованным по договору, и присутствуют как виновник, так и пострадавший. Это обязательное условие.

Сколько ущерба покрывает ОСАГО. Выплаты зависят от причиненного ущерба. Если в ДТП пострадали люди, выплаты могут быть до 500 000 Р каждому пострадавшему. В этом случае ДТП оформляют только через ГИБДД. А если люди не пострадали — сумма выплат по европротоколу в 2019 году составляет 400 000 Р при фиксации данных о ДТП в электронном виде.

Как получить деньги по ОСАГО

С 2017 страховые компании имеют право направлять потерпевших в ДТП на ремонт вместо выплаты деньгами. Если автомобилю менее двух лет, страховая компания обязана отправить ее только к официальному дилеру.

В каких случаях выплачивают деньги. Денежная выплата будет положена в следующих случаях:

Максимальная сумма страховой выплаты. Максимальная страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

Эта сумма не зависит от числа страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования.

Ремонт автомобиля за счет страховой компании

Можно ли выбрать автосервис самому. Если есть письменное согласие страховщика, потерпевший может самостоятельно выбрать автосервис или организовать ремонт.

В этом случае потерпевшему в заявлении о возмещении убытков нужно указать полное наименование СТО, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты. Страховщик при этом выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает его.

Что делать, если качество ремонта не устраивает. В этом случае ответственность за срок ремонта на СТО и его качество несет страховщик, выдавший направление на ремонт. Он не сможет сказать — вам слесарь ремонт плохо сделал, к нему и обращайтесь.

А если Банк России будет получать от граждан жалобы и по ним либо самостоятельно более двух раз в течение года выявит нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту — он может ограничить возмещение причиненного вреда в виде ремонта. Страховщику в этом случае придется возмещать вред только деньгами.

Отказ от компенсации по ОСАГО

Когда страховая компания может отказать. Страховщик может не платить в следующих случаях:

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Куда жаловаться в случае проблем со страховой компанией. С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным. Иногда его называют финансовым омбудсменом.

На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения, но не спешите писать ему напрямую. Если есть разногласия — направьте страховщику письменное заявление. Страховщик его рассмотрит и сам передаст на рассмотрение в службу финансового уполномоченного.

Финансовый уполномоченный занимается досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. В этом случае можно избежать обращения в суд. Обращения потребителей финансовый уполномоченный рассматривает бесплатно.

Он может рассмотреть следующие вопросы:

По результатам рассмотрения финансовый уполномоченный принимает решение, и страховщик должен его обязательно исполнить. Но если страховщик или страхователь не согласны с решением — они могут оспорить его в суде.

Что делать, если страховая компания развалилась. В этом случае вы все равно получите страховые выплаты. Для этого нужно обратиться в РСА — Российский союз автостраховщиков. Он берет на себя ответственность по компенсационным выплатам пострадавшим в ДТП в счет возмещения жизни или здоровья в следующих случаях:

Выплаты в этих случаях сделают из специального резервного фонда, в который члены союза платят по 3% от собранных ими премий.

Обращаться за выплатой можно лично или по почте. Вот список адресов, по которым можно обратиться.

Продление ОСАГО

Чтобы продлить ОСАГО, обратитесь в свою страховую компанию. При необходимости не забудьте пройти технический осмотр и возьмите с собой водительское удостоверение и документы на машину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *