собственная тень темнее чем падающая
Урок 5. Светотень.
Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Упражнение 5.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.
Законы живописи. Лекция
З А К О Н Ы Ж И В О П И С И
Эта лекция написана методом реферирования многих источников и имеет своей задачей лаконичное, сжатое и конкретизированное изложение законов живописи, которые приведены в различных учебниках по этой теме. При её написании ставилась цель избежать того пространного эмоционального многословия, характерного для многих теоретических трудов по живописи, а также формулирование законов в сжатом виде с приведением их в систему.
А. З а к о н ы п о с т р о е н и я п е р с п е к т и в ы
Перспектива – «хорошо видеть, видеть насквозь» (лат.)
1. Геометрическая (линейная) перспектива.
1.1 Все параллельные линии натуры сходятся в определённой точке на изображении (точке схода). Эта точка лежит на горизонте изображения, если изображаемые линии в натуре лежат в горизонтальной плоскости.
1.2 Все предметы при удалении уменьшаются, а при приближении увеличиваются в пропорциональном соответствии со схождением параллельных линий.
1.3 Чертёжные проекции. В живописи имеют ограниченное применение.
2. Цветовая перспектива.
2.1 При удалении объекта его цвета нейтрализуются (приближаются к серому, уменьшается цветовой контраст). Точки этого цвета располагаются ближе к центру на круговой цветовой диаграмме.
2.2 При приближении объекта его цвета становятся насыщеннее, контрастнее. Точки этих цветов располагаются ближе к окружности на круговой цветовой диаграмме.
2.3 При солнечном освещении предметы 1-го плана изображаются тёплыми по цвету, а предметы 2-го и 3- го планов – холодными. Также холодными изображаются падающие и собственные тени предметов. Напротив, при рассеянном освещении (в пасмурную погоду) света изображаются холодными, а тени – тёплыми.
3. Воздушная перспектива.
3.1 Удалённые предметы имеют более размытый контур. Размытость контуров удалённых предметов усиливается в условиях тумана, дыма или пыли.
3.2 Удалённые объекты по цвету приближаются к белому, светло-голубому. Цвет «скрадывается» толщиной воздушного слоя. В основной цвет объекта добавляется цвет слоя воздуха (от синего до голубого).
3.3 При удалении предметы теряют свою объёмность, кажутся более плоскими, менее детализируются. Их светотень менее контрастна. Ближние предметы изображаются контрастно и детально, подробно.
Б. Ц в е т о в ы е с о ч е т а н и я
1. Цветовая диаграмма. Закономерности реального зрительного восприятия сочетаний спектральных цветов в натуре и на изображении легче всего понять, используя графические схемы (диаграммы). Они дают возможность разобраться в зависимостях зрительного восприятия цветов от различных соотношений длин волн и яркостей светового излучения. Наиболее употребимым типом диаграммы следует считать «Цветовой круг». Все объяснения далее даются на его примере (смотри иллюстрацию).
Диаграмма «Цветовой треугольник» может быть приведена в качестве дополнения (здесь отсутствует). Такая цветовая система нашла более широкое применение в цветном телевидении. В отличие от круговой диаграммы в ней отсутствует голубой цвет.
Дополнительные цвета на диаграммах расположены напротив основных.
1.1 Известно из физического опыта по преломлению света в прозрачной призме, что белый свет разлагается на спектральные составляющие. При этом красные лучи отклоняются меньше, а фиолетовые больше всего. Каждая точка окружности цветовой диаграммы представляет собой реальный спектральный (хроматический) цвет от красного до фиолетового в соответствии с их расположением в радуге (Считалка «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидят Фазаны»). Пурпур здесь является условным цветом (математически суммарно-разностным). В спектре радуги его нет, но в жизни он формируется смешением соответствующих цветов.
1.2 Насыщенность цвета.
1.2.1 Каждая точка окружности на диаграмме символизирует собой максимальную насыщенность спектрального цвета.
1.2.2 Центр круга, точка «О» соответствует нулевой насыщенности цвета, то есть белому (серому) цвету.
1.2.3 Любая точка, лежащая внутри круга являет собой цвет с насыщенностью, пропорциональной её удалению от центра круга.
1.3 Цвет точки, лежащей внутри круга соответствует либо цвету её радиуса, либо смеси цветов, лежащих на концах её хорды. При этом точка смешения цветов, лежащая на этой хорде делит её на отрезки. Длина этих отрезков пропорциональна доле каждого из смешиваемых цветов.
1.4 Любой реальный цвет в природе либо на картине характеризуется тремя составляющими параметрами:
— цветовой тон (по закону цветового круга),
— яркость (светлота), изменения цвета по светлоте в цветовом круге не учитываются (для этого необходимо применение объемной диаграммы типа «Цветового тела»),
— насыщенность цвета (доля цветовой окраски относительно содержания белого либо чёрного цвета).
1.5 Дополнительными цветами называются диаметрально противоположные по круговой диаграмме цвета, дающие в сумме ахроматический цвет.
1.6 Ахроматическими цветами называются цвета с нулевой насыщенностью (белый, серый, чёрный).
2. Цветовой контраст.
Изменение зрительного восприятия цвета под влиянием соседнего цвета. Цветовой контраст есть закономерность работы глаза, «требующего целостности и завершающего в себе цветовой круг».
2.1 Любое цветовое пятно на изображении воспринимается в его связи с цветом и величиной соседних пятен, окружающего поля.
2.2 Цвет соседнего пятна, окружающего поля смещает цвет рассматриваемого пятна в сторону, диаметрально противоположную от него (соседнего) по цветовой диаграмме. То есть, на жёлтом фоне другие цвета будут выглядеть фиолетовее, а на красном фоне – голубее (зеленее).
2.3 Интенсивность этого воспринимаемого смещения пропорциональна величине пятна-фона.
2.4 Контраст может быть хроматическим (цветовым) или ахроматическим (яркостным, светлотным). На тёмном фоне светлое – светлее.
2.5 Контраст может быть последовательным и одновременным.
3. Локальный (предметный) цвет – существующий только теоретически «собственный» цвет предмета. В природе не существует в чистом виде никогда, так как предметный цвет в реальном наблюдении всегда зависит от цвета и силы освещения, от условий наблюдения предмета (расстояния, соседства с другими предметами), что составляет собою понятие обусловленного цвета.
4. Передача общего тонового и цветового состояния освещенности изображаемого объекта натуры достигается смещением гаммы предметных цветов натуры по светлоте, цвету и насыщенности с учётом желаемого эффекта. Так изображаются сумерки, восход, закат, серый или солнечный день, искусственное или естественное освещение, прямое или рассеянное освещение.
5. Валёр – это подцвет внутри цветового пятна на картине; обогащение и уточнение цветового пятна при его детализации; подчинённый цветовой оттенок на главном цветовом пятне.
6. Смешение цветов может быть:
— полное или неполное,
— оптическое (одновременное или последовательное наложение лучей в природе), а также пространственное (лессировка или сочетание мелких цветовых пятен) или механическое (физическая смесь красок) на изображении.
В. К о м п о з и ц и я
1.1 Композиция создаётся такими изобразительными средствами: рисунок, светотень, цвет, линейная и воздушная перспектива.
1.2 Составные элементы (этапы) композиционного построения:
— выбор темы, разработка сюжета, подбор и расстановка объектов,
— определение формата и размера картины, формы и цвета рамы,
— учёт масс предметов и их силуэтов, выявление композиционного центра и подчинённых ему второстепенных частей изображения, определение ритма размещения предметов и контрастных пятен,
— определение закона перспективы и точки зрения на изображаемое, размещение линии горизонта на картине,
— определение колорита картины, гаммы цветов; определение типа, цвета и направления общей освещенности, контрастности светотени,
— определение характеристик действующих лиц, их поз, жестов, направления взглядов.
1.3 Центр в композиции.
1.3.1 Смысловой центр – главный объект по смыслу изображения.
1.3.2 Геометрический центр – точка пересечения диагоналей плоскости картины.
1.3.3 Визуальный центр – точка, расположенная чуть выше геометрического центра (исходя из условий восприятия).
1.3.4 Тональный центр – самое светлое или самое тёмное пятно картины.
1.3.5 Цветовой центр – самое насыщенное по цвету пятно.
1.4.2 Одним из главных законов композиции является равновесие её элементов в пространстве, на плоскости, и по отношению друг к другу. Необходимо избегать неоправданной скученности предметов в углах картины, асимметрии, излишней укрупнённости или измельчания предметов. Симметрия – равновесие, похожесть правой и левой частей картины. Необходимо, по возможности, избегать точной вертикальной осевой симметрии в расположении объектов на картине, а также совпадения вертикальных осей разных предметов. Полная идентичность правой и левой частей картины делают её скучной.
1.4.3 Ритм – повторяемость одного или нескольких элементов изображения через определённые интервалы. Характеризует изображаемое движение.
1.4.4 Закон архитектоники (соподчинённости) в композиции – соразмерность расположения главных и второстепенных частей изображения. Главное изображается более контрастным по размеру, тону, цвету, фактуре мазка, деталировке относительно второстепенного.
1.4.5 Закон разнообразия однородных предметов – все предметы (даже полностью идентичные в натуре) должны изображаться с максимальным разнообразием (хотя бы по тону или цвету). Это относится к стволам деревьев, листьям, веткам, столбам и т.д.
1.5 Принижение линии горизонта на изображении приводит к эффекту превышения угла зрения на натуре, а «высокий горизонт» даёт эффект низкого направления взгляда зрителя.
1.6 Размер картины напрямую влияет на её необходимую детализацию, пропись элементов. При уменьшении формата становится необходимой более мелкая пропись деталей.
1.7 Композиционные способы передачи движения и времени.
1.7.1 Создание ряда (серии) композиций, показывающих разновременные события.
1.7.2 Показ разновременных моментов в разных частях одной картины (композиции).
1.7.3 Показ времени (четвёртой координаты) в одной композиции посредством изображения физического движения.
1.7.4 Соединение разновременных моментов в одном изображении, предполагая механическое соединение двигательных функций с нарушением законов биомеханики и логики движения.
Г. С в е т о т е н ь
1. Основные градации светотени: блик, свет, полутень, тень собственная (на самом предмете), рефлекс, тень падающая (на окружающих предметах).
1.1 При этом полутень существует главная и второстепенная. Полутень главная находится между светом и собственной тенью. А второстепенная полутень расположена на предмете со стороны источника света на краю формы предмета, она даёт возможность устранить в изображении аппликативность, «обрезанность» формы. Полутень второстепенная темнее, чем свет, но светлее, чем главная полутень, которая, в свою очередь, светлее, чем рефлекс.
1.2 Блик – самое светлое пятно освещённого участка предмета, то есть то место предмета, которое отражает освещающий луч прямо на зрителя. Его яркость зависит от зеркальных свойств поверхности предмета.
1.3 Светлотная контрастность между самым светлым и самым тёмным участком картины свидетельствует о типе и интенсивности общей освещённости натуры.
1.4 Метод тоновых отношений – это передача градации освещённости натуры пропорциональными градациями светотени на картине. Здесь самое освещённое место натуры будет соответствовать самому светлому пятну на картине (самое тёмное – аналогично). При этом соблюдается лишь пропорция, а не абсолютная светлота. То есть, возможно масштабирование плотности светотени и смещение её насыщенности в светлую либо тёмную сторону, транспонирование яркостей натуры в светлоты изображения.
2. Дифракция – это волновое свойство светового луча огибать препятствие на своём пути.
2.1 Чем ближе падающая тень к тенеобразующему объекту, тем она гуще, имеет более чёткие границы.
2.2 Чем дальше падающая тень от тенеобразующего объекта, тем она становится слабее, контуры её становятся более расплывчатыми, теряется контрастность тени.
Д. О т р а ж е н и я
1. Рефлекс – это световой и цветной отсвет на предмете из-за отражения света от других, окружающих предметов (результат вторичного освещения).
1.1 На любом предмете есть рефлексы (отражения), так как любой предмет обладает свойствами зеркала в большей или меньшей степени.
1.3 Цвет рефлекса зависит от цвета самого предмета и цвета зеркально отражаемого предмета (соседнего тела, подложки), являясь их пропорциональной суммой, а также от коэффициента отражения, который определяет процент добавления отражаемого цвета в основной (предметный).
2. Отражение в воде.
2.3 Геометрия отражения такова: высота объекта на изображении берётся от его верхней точки до точки мнимого пересечения вертикали от неё с плоскостью воды. Это расстояние откладывается 1:1 вниз от этой же точки мнимого пересечения. Это соотношение не зависит от угла зрения (смотри иллюстрацию).
Е. Т е х н и к а ж и в о п и с и
1. Живопись по технике исполнения (виду связующего вещества и материала) бывает:
масляная (масло); темперная (яичный желток); фресковая (известь); восковая (энкаустика); мозаичная (непрозрачные материалы); витражная (прозрачное стекло); акварельная (прозрачная водная краска); гуашевая (непрозрачная воднодисперсная краска); пастельная (цветные карандаши или мелки).
2. Живопись по предмету изображения бывает:
портрет, натюрморт, пейзаж, сюжетная картина (историческая, религиозная или батальная).
3. Живопись по характеру изображения бывает реалистической, абстрактной, плакатной, карикатурой или шаржем.
4. По масштабам применения живопись бывает станковая, монументальная, декоративная, театрально-декорационная, миниатюрная.
5. Графика (графо – «пишу», лат.) – однотонное (без полутонов) изображение. Бывает станковая, книжная и плакатная (массово-полиграфическая), оригинальная (художественная).
6. Рисунок – вид графики, который (в отличие от живописи) исполняется твёрдым красящим веществом (карандаш, уголь, сангина) посредством штриха и линии при незначительной роли цвета.
7. Гризайль – монохромная, одноцветная живопись одной (чёрной, коричневой) краской. Черно-белое изображение, но с полутонами.
8. Гравюра – печатное воспроизведение рисунка, вырезанного или вытравленного на деревянной доске (ксилография), линолеуме (линогравюра), металлической пластинке (офорт), камне (литография). При этом каждый оттиск называется эстампом. Гравюра бывает выпуклая или углубленная (высокая или глубокая) по характеру обработки печатной формы.
9. Алла прима (a la prima) – технический приём в живописи, когда этюд или картина пишутся в один приём без прописи и без подмалёвка.
10. Лессировка – тонкий, прозрачный способ наложения красочного слоя. Прокладка краски для оптического смешения цвета верхнего слоя (лессировки) и подложки (подмалёвка). Применяется в противовес пастозной, корпусной, рельефной (толстой, непрозрачной) прокладке краски. Вид мазка.
11. Жанр – тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.
12. Эскиз – вспомогательный, подготовительный набросок этюда или картины, беглая карандашная зарисовка. Служит для выработки или уточнения композиционного решения.
13. Этюд – (штудия), вспомогательное изображение в материале, ограниченного размера, выполненное с натуры с целью её изучения.
Какая тень темнее падающая или собственная – Что темнее: собственная или падающая тень?
Как нарисовать куб? Часть 2
Теперь, зная, как правильно построить куб, мы будем разбираться, как сделать его объёмным.
Чтобы правильно нарисовать даже простейшие геометрические фигуры, нам понадобится немного теории.
Мы видим предметы, если они освещены. Лучи света по-разному попадают на разные участки поверхности предметов и вы видим его форму, сам предмет закрывает собой доступ для лучей света на какую-нибудь поверхность и образуется падающая тень. Светотеневые участки на любом предмете можно представить в виде нескольких градаций:
На стыках по-разному освещенных граней можно наблюдать так называемый
После того, как вы сделаете куб из бумаги, поставьте его на ровную горизонтальную поверхность справа от настольной лампы так, чтобы свет от нее был направлен на куб немного сверху и слева. Желательно, чтобы поверхность стола и фон сзади куба были однотонными, чтобы не отвлекать ваше внимание. Рассмотрите куб в различных положениях, о которых мы говорили в первой части этого урока, И подробнее остановимся на том положении, которой нам предстоит нарисовать. Обратите внимание, как распределяются светотеневые участки на гранях, как ведет себя падающая тень, если приближать или удалять куб от источника света, постарайтесь увидеть краевой контраст и рефлекс.
Теперь мы приступим, собственно, к рисованию куба. Начинать нужно с общей массы. Общая масса — это область на рисунке, в которой будут располагаться Ваши предметы, в данном случае куб. Она нужна для того, чтобы не нарушить компоновку на листе, чтобы она оставалась грамотной и красивой.
Для лучшей компоновки на листе, расстояние от левого и правого краёв до общей массы должно быть приблизительно равным, а расстояние от верхнего края до общей массы должно быть меньше чем от нижнего края.
Для того чтобы построить общую массу, нужно измерить предмет. Как правильно измерять предмет Вы можете узнать в этом уроке — Что такое метод визирования?
Теперь, построив общую массу нам нужно уместить в ней предмет. Так как Вы уже измерили его, это не составит труда. Начинать нужно с передней грани, которая ближе всего находится к нам. Потом следуют все остальные грани, включая те, которые мы не видим. Рисовать их нужно для того чтобы не допустить ошибок в перспективе. Если Вы ещё не знакомы с перспективой, для Вас статья — Что же такое перспектива?
Все внутренние линии на стадии штриховки мы сотрём, останутся только видимые линии. На стадии построения получается приблизительно так:
Теперь стираем все ненужные линии (на рисунке сверху — это все тонкие линии) и приступаем к штриховке. Вот простая тоновая схема:
Самое тёмное — это падающая тень, за ней идёт задняя грань, потом боковая, и, наконец, верхняя.
Вот готовый рисунок:
Спасибо за внимание!
Rating: 8.8/10 (10 votes cast)
Rating: +4 (from 4 votes)
Как нарисовать куб? Часть 2, 8.8 out of 10 based on 10 ratings
Собственная и падающая тени | Начертательная геометрия
Собственная и падающая тени образуются при естественном или искуственном освещении предмета. Построение теней на чертеже обогащают его, делают более выразительным объемным. Затемненная часть освещенного предмета называется собственной тенью предмета. Падающей называется тень, отбрасываемая предметом на плоскости проекций, или возникающая на поверхности предмета из-за того, что на пути лучей света расположен другой предмет. Падающая тень предмета получается в результате пересечения касательной плоскости к предмету с той или иной поверхностью.
Собственная и падающая тени
Очертание падающей тени зависит от формы освещенного предмета, а также от рельефа поверхности на которую падает тень. Касательные к предмету лучи образуют касательные поверхности, которые принято называть лучевыми. Они определяют границу собственной тени предмета, а следы касательных поверхностей определяют границу падающей тени. Внутри лучевой поверхности образуется неосвещённое пространство, называемое пространственной тенью. На любом предмете, попавшем в неосвещённое пространство, возникает падающая тень. А линия пересечения поверхности этого предмета с обёртывающей лучевой поверхностью есть контур падающей тени. Между контуром собственной тени предмета и контуром его падающей тени существует взаимосвязь, а именно: контур падающей тени есть тень от контура собственной тени. Следовательно, для построения падающей тени какого-либо предмета необходимо сначала определить его контур собственной тени. Исключение составляют точка и прямая. Для призматической формы предмета граница падающей тени представляет собой ломанную линию E MA MB MC D: — падающие тени от прямых линий представляет собой также прямые линии; — падающая тень от точки A — это точка пересечения луча, проходящего через нее с плоскостью H, или след прямой проходящей из светового источника через точку A. Если предмет освещается источником света, находящимся на конечном расстоянии от него (факелом, лампой, свечой), то совокупность световых лучей, падающих на предмет, образует конус или пирамиду. Такая тень называется факельной. Если же источник света находится в бесконечности, то совокупность световых лучей образует цилиндр или призму. Тень при этих условиях называется солнечной.
Светотень в рисунке: законы и основы
Особенность визуального восприятия человека состоит в определении формы и размера предмета в зависимости от степени его освещенности. Светотень в рисунке создает иллюзию трехмерного пространства на двухмерной поверхности с помощью светлых и темных форм. Так как свет, попадая на объект, распределяется неравномерно и под разными углами, степень освещенности различных его сторон также сильно различается. Светотень в рисунке – это совокупность объективных условий, на основе которых на поверхности предмета возникает градация светлых и темных оттенков света. Создавать реалистичные изображения можно, лишь научившись понимать и видеть, как распределяется свет и тень по форме предмета в окружающем мире. От правильной работы со светотенью в рисунке зависит восприятие массы, объема, расположения объекта. Но одного этого недостаточно – также важна и практика. Начните с изучения основных составляющих светотени в рисунке карандашом, но не останавливайтесь на этом — продолжайте рисовать, совершенствуя свои навыки.
Светлая и темная сторона объекта
Предмет всегда делится на две большие части: зона света и зона тени. Зона света или светлая сторона – часть предмета, расположенная ближе к источнику света и принимающая на себя большую часть освещения. У плоского объекта тень отсутствует. Создавая рисунок, художник должен сразу же определить, где будет находиться самая светлая часть предмета, а где – самая темная. Белизна бумаги и самый насыщенный тон карандаша – это две предельные точки для тональной растяжки. Бывает растяжка контрастная, когда берется очень светлый и очень темный тон. При нюансной растяжке берется два очень близких тона. В хорошей работе всегда есть только одно место, где есть точка максимально светлая и одна – максимально темная. Это камертоны света. Все остальное – растяжка. Освещенность зависит от угла падения света – чем меньше угол, тем меньше света попадает на поверхность.
Насыщенность светотени
Насыщенность различается в зависимости от структуры поверхности и количества света, который на нее попадает. Если несколько объектов находятся на разном расстоянии от источника света, светотень в рисунке будет изменяться в зависимости от их удаленности. К тому же свет может быть рассеянным и концентрироваться в одной точке. В первом случае контрасты будут более выраженными и отчетливыми. Близко расположенные предметы обладают более контрастной светотенью, чем те, что находятся в отдалении. Из-за особенностей человеческого восприятия различные по цвету объекты и их светотень тоже могут визуально отличаться.
Полутень и ее особенности
На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной, являющийся промежуточным состоянием между светом и тенью – полутень. Именно в этой зоне можно увидеть собственный тон предмета. На предметах, в основе которых лежат четкие прямоугольные формы, эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами. Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть очень по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.
Что такое зона тени?
Зона тени или темная сторона – часть предмета напротив источника света. Собственная тень – место, на которое не попадает освещение. Существует еще и падающая тень – это самая темная зона, она образуется на поверхностях. В зависимости от расположения источника, она может попадать на плоскость, где находится предмет, фон или другие предметы. Ее форма зависит от самого предмета и может меняться из-за структуры поверхности, на которую она направлена. Особенность падающей тени в том, что она всегда немного темнее, чем собственная. Так как свет может отражаться от соседних предметов, то структура у нее неоднородна. У падающей и собственной тени необязательно должны быть четкие границы – они состоят из плавных переходов тона. Свет, отражающийся от поверхности предмета, частично высветляет теневую часть и создает рефлекс. Рефлекс – это своеобразная подсветка тени, но он всегда светлее нее и темнее света. На краю формы всегда будет такая зона. Рефлекс присутствует и на стороне объекта, которая расположена ближе к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным. Сама тень не является сплошным пятном с одинаковым тоном. Работа с ней в рисовании – это особое искусство.
Светлая сторона объекта и ее составляющие
Из каких частей на рисунке со светотенью будет состоять светлая сторона? Место, куда попадает и от которого отражается максимальное количество света, называется бликом. Наиболее ярко он выражен на глянцевых и выпуклых поверхностях. Далее свет будет как бы угасать, и снижать интенсивность до тех пор, пока не уйдет в зону полутени. Медленный переход от одного оттенка к другому называется градацией. Многое зависит от количества света и от отражающей поверхности. Но в любом случае движение тона по форме будет плавным, а не с резкими переходами. Правильная тоновая растяжка – именно то, что помогает передать в рисунке светотень. Свет постепенно будет переходить в теневую зону, после которой возникнет рефлекс. Стоит отметить одну особенность – при работе со светотенью линии предмета исчезают. Все переходы между светлой и темной стороной предмета создается при помощи тоновой растяжки.
Законы светотени в рисунке
Для того чтобы проследить развитие света и тени на форме, создадим эскиз сферы. Вы можете выбрать объекты самостоятельно, скомпоновав их на листе произвольным образом, но проще начать с округлой формы. Проведем линию горизонта и наметим на листе круг. Выберем направление света, отметив его на листе. Затем на окружности проведем приблизительную границу разделения света и тени. Помните, что на финальном этапе работы все линии исчезнут. Определив угол падения света, отметим примерное расположение падающей тени. Правильное определение источника света – одна из основ светотени в рисунке.
Рисунок со светотенью пошагово
Теперь нанесем на шар средний тон – он не должен быть слишком темным или слишком светлым, иначе будет сложно сделать плавную тоновую растяжку. Если начать со среднего тона, на рисунке не будет белых пятен, можно будет просто добавлять тон и менять градацию в сторону более темного или светлого оттенка. Затем создадим собственную и падающую тень. Добавляем тон выше линии горизонта. Горизонтальная поверхность, на которой находится шар, должна быть более светлой, чем вертикальная. Теперь создаем градацию от теневой к светлой стороне. Этот переход должен быть мягким, с плавной градацией по окружности. На пятом шаге затемним глубину падающей и собственной тени. Не забывайте о рефлексе и создайте иллюзию отражения света у основания сферы. На финальном этапе наметьте блик на стороне, которая находится ближе всего к источнику света. Помните, что не нужно создавать градацию до чисто белого цвета. Если все сделать правильно, линии, нанесенные на первом шаге, должны исчезнуть, а объем будет передаваться только за счет изменения глубины тона.
Работа со светом и тенью: заключение
Разобравшись с тем, как создается светотень на простой форме, будет легче понять и то, как это происходит и с более сложными объектами. Однотонный круг без тени воспринимается как плоский. Но стоит добавить хотя бы две тени: собственную и падающую, и восприятие тут же меняется. Блик, полутень, рефлекс добавляют плоскому кругу объемности и придают ему эффект трехмерного пространства. Основа светотени в рисунке карандашом – это тоновая растяжка. В процессе создания рисунка важно помнить о том, что в зависимости от структуры поверхности, цвета и степени отдаленности от источника света градация тона будет различаться. Глянцевые ровные предметы со светлой поверхностью лучше отражают свет, и построение светотени на них будет отличаться от матовых и затемненных. Работа в тоне подразумевает отсутствие линии. Если что-то темнее, а что-то светлее – появляется тон.
Светотень | Рисуем вместе
Как вы понимаете, чтобы рисунок был реалистичным, нужно не только правильно построить предметы, но и придать им объем.
Поскольку все что мы видим — это световые лучи, отраженные от предметов, степень реалистичности рисунка зависит прежде всего от распределения на нем света и тени. То есть, объем и форму предмета мы воспринимаем только в том случае, когда объект освещен. На круглой поверхности свет распределяется иначе, чем на плоскости. Если у тела выражены грани — переходы от света к тени будут четкими, если форма сглаженная — плавными.
Кроме того, на распределение светотени влияет фактура — бархат и стекло отражают свет по-разному; удаленность источника света, его направленность и интенсивность — представьте, какие тени от костра или свечи, и как выглядят предметы при дневном свете; удаленность самого предмета — вдали тени будут более размытыми, а контраст не таким ярким.
Итак, речь сегодня пойдет о светотеневой моделировке.
В тональном рисунке разделяют свет, блик, полутона, тень и рефлекс. Это именно те выразительные средства, с помощью которых художник передает объем предмета. От того, как распределяются эти элементы светотени на рисунке зависит восприятие формы и объема изображенных предметов.
Свет — ярко освещенная поверхность. Однако, как бы ярко она не была освещена, свет все равно тонируется, хоть и достаточно легко. Чтобы определить, насколько интенсивной должна быть штриховка, можно поставить, например, в натюрморт, лист белой бумаги для сравнения.
Блик — светлое пятно на освещенной поверхности — чистый, отраженный свет. Блик — самое яркое пятно в рисунке, он может быть цвета бумаги (хотя, если вы рисуете натюрморт из нескольких предметов, на каждом из них могут быть блики разной интенсивности. А может и вообще не быть — в зависимости от освещения и материалов).
Полутон — пограничная освещенность, переход от света к тени. Полутона появляются там, где есть непрямое освещение, лучи падают на поверхность предмета под углом. Как вы понимаете, таких переходных тонов может быть множество. И в литературе могут попадаться разные названия: полусвет, полутень. Это связано с тем, что глаз воспринимает очень большое количество тонов — следовательно, шкала полутонов, которые вы используете, может быть очень широкой. На круглых поверхностях переход между полутонами будет мягким и незаметным, без резких границ. На предметах прямоугольной формы свет и тень могут лежать на соседних гранях, безо всякого перехода между ними (вспомните, как мы рисовали куб).
От того, насколько много полутонов используется в рисунке, напрямую зависит его реалистичность. 1 полутон — стилизованный объем, 20 — уже ближе к реальности.
Тень — не освещенная, или слабо освещенная поверхность. Тени также могут быть более или менее интенсивными. Различают собственные и падающие тени. Падающая тень — это то же, что мы называем тенью в быту, предмет отбрасывает ее на другие поверхности. Собственная тень — неосвещенная сторона самого предмета. Обычно в рисунке собственная тень темнее, чем падающая. Даже, если настоящее освещение слабое, и тени не слишком интенсивные, художник часто усиливает собственную тень для того, чтобы форма предмета лучше читалась.
Рефлекс — появляется в собственной тени. Рефлекс — это отраженный свет от соседних предметов. В живописи рефлексы будут цветными, отражающими цвет предметов вокруг. Но, независимо от цвета, по тону рефлекс будет обязательно светлее тени. Яркость рефлекса также будет разной, в зависимости от поверхности. На глянцевых предметах могут быть очень яркие и светлые рефлексы, на матовых — почти не заметные.
Но, даже если вы не видите рефлекс, он обязательно будет. Глухая тень без рефлексов выглядит скучно, поэтому постарайтесь все же найти его. Или представить себе и нарисовать)
Итак, на каждом изображаемом предмете должны присутствовать:
свет, блик, полутень, тень, рефлекс
Именно в таком порядке. Запоминается как гамма. И у каждого элемента светотени своя роль.
Свет и тень — самые выразительные средства рисунка. Они одинаково важны для общего результата. По ходу работы нужно все время контролировать, не пропали ли из рисунка свет или тень, не превратились в полутона. Если это произойдет, рисунок будет казаться серым. Хотя, это может быть именно тем эффектом, который вам нужен — к примеру, если вы рисуете дождь или туманный пейзаж.
Полутона важны для объема. Чем больше полутонов, тем объемнее предметы. Хотя, использовать полутона или нет — опять же, зависит от задачи. Скажем, плакаты, комиксы или рисунки граффити могут спокойно обходиться вообще без полутонов.
Блики и рефлексы оживляют изображение. В зависимости от того, как вы их используете, они могут или придать реалистичность изображению, или наоборот. Неправильно поставленный блик или рефлекс может разрушить форму, даже если другие элементы светотени лежать правильно.
При этом, каждый предмет не существует в изображении сам по себе. Важно распределить свет и тень по всему рисунку. Чтобы определить, где будут лежать основные света и тени, попробуйте посмотреть на то, что вы рисуете, прищурившись, как бы из-под ресниц. Предметы, которые находятся ближе обычно освещены больше, на них самые яркие контрасты. Дальние — в большей степени будут состоять из полутонов.
Этих знаний о распределении светотени в рисунке, достаточно для того, чтобы рисовать объемные предметы не только с натуры, но и, что еще более важно, по представлению, ведь необходимые предметы не всегда есть в наличии.
Вернуться на главную страницу
Еще почитать:
Светотень и объем в постановке » DaraSims.com
1. Немного о светотени.
Любая фигура и персонаж в вашей картине, отражает свет и отбрасывает тень. В зависимости от того, с какой стороны расположен источник света, будет зависеть и расположение света и тени. Рассмотрим на примере простых фигур.
Блик — самая освещенная и яркая часть светотени. На глянцевых и гладких поверхностях блик яркий и четкий, на матовых он приглушен и плавно переходит в свет. Учитывайте это при рисовании бликов на поверхностях с разной фактурой.
Свет — область, на которую падает свет, самая освещенная часть после блика. Цветовой тон света состоит из цвета освещения и цвета самого предмета. Чем ближе фигура к источнику освещения, тем ярче и контрастнее свет предмета.
Полутень — переход от света к тени, более темная часть, чем свет и имеет более приглушенную цветовую насыщенность.
Собственная тень — неосвещенная, самая темная часть на предмете. В этой области цвет самого предмета теряется. Наше зрение окрашивает тени предметов в дополнительные цвета освещения (если свет желтый – тени будут холодных синих оттенков, если свет синий — то в теплые желтые тона).
Рефлекс — область, на которую отражается свет от окружающих предметов. Многие забывают о рефлексах или не знают о них, а ведь они играют большую роль в создании объема фигур. Рефлекс играет роль связующего звена, сочетая и смешивая все окружающие цвета предметов друг в друге, что дает целостность восприятия изображения. Рефлексы находятся в теневой части предмета, за собственной тенью, он приглушен и по тону освещенности должен быть не ярче, чем область света, но и не темнее, чем область тени.
Падающая тень — образуется при пересечении фигуры или плоскости другой, которая перекрывает источник света. Падающая тень темнее собственной тени предмета, чем ближе тень к предмету, тем она четче и темнее, чем дальше, тем рассеянней и светлее. Таким образом падающая тень под самим предметом самая четкая и темная. Обычно рисуют падающую тень с оттенком предмета, который создает эту тень, тем самым падающая тень выступает как бы в роли рефлекса.
2. Анализ над ошибками.
Используя теорию выше, рассмотрим главные ошибки при рисовании светотени в фан-арте.
Неправильно определенный источник света.
А может быть его никто и не собирался определять? Просто нарисовали тени со всех сторон, создав тем самым ненатуральную глянцевость и нереалистичность изображения.
На деле вы должны сразу определять ваш основной источник освещения, а также дополнительные, если они присутствуют. Это всегда можно сделать в игре с помощью ламп или дневного освещения, которые всегда можно подкрепить дополнительными тенями и бликами в Фотошопе.
Как видите, слева неправильный пример — источник света потерян, тени лежат хаотично и неуверенно, теряется объем, падающие тени от персонажа лежат с обеих сторон и выглядят размытыми, что явно неправильно.
Справа — более верный вариант, источник света находится справа, это хорошо заметно по теням и бликам, которые к тому же подкрепляют объем и форму, падающая тень лежит слева, как и должно быть.
Тени и блики — цвет и насыщенность.
В природе не бывает чисто белого и чисто черного цвета. Все, даже самые яркие и темные цвета состоят из смешения цветов. Поэтому если вы используете чисто белые и черные цвета для передачи бликов и теней, ваш рисунок будет выглядеть «тяжелым» и неестественным. Старайтесь использовать цвета и оттенки из предмета и окружения для передачи бликов и теней.
Как видите, слева вариант с использованием черных теней, выглядит довольно грубо, тело персонажа выглядит «утяжеленным», неживым и неестественным.
Теперь посмотрим на вариант справа — используя цвета из окружения и цвета скинтона, мы получаем более приятную и мягкую картину, персонаж смотрится более натуральным, а цвета более легкими и воздушными.
Также не забывайте о том, что перенасыщать тени и блики не рекомендуется, дополнительного объема вашей работе это не придаст, а персонажи и фигуры будут выглядеть грязно и некрасиво.
Слишком резкие тени и свет могут использоваться только в очень темном помещении при направленном близком источнике света. В обычном рассеянном освещении такие контрасты неуместны.
Не забываем о рефлексах.
Многие фан-артисты не всегда помнят или знают о том, что в светотени еще присутствуют и рефлексы.
Смотрим на ножки и на освещение. Слева есть свет и тени, а где же рефлексы? Упс, забыли! Справа рефлексы добавлены, уже лучше!
Цвет рефлекса зависит от цвета окружающих предметов. Он не такой насыщенный по цвету, как сам цвет отражаемых предметов, но и не настолько тусклый, чтобы сливаться с цветом самого предмета, на котором он находится.
Например, если вокруг персонажа имеется яркий предмет или цветное освещение, на его лице всегда будут рефлексы с таким же оттенком, как у отражаемого предмета или освещения. Если вы нарисуете рефлексы белым цветом или цветом, которого нет ни в одном из окружающих предметов, ваш персонаж или фигура сразу же будет выпадать из общей картины и будет смотреться не целостно по отношению к окружению.
Слева мы видим вполне объемное и реалистичное лицо персонажа, но ее волосы и лицо слегка выпадают из общей картины, на волосах справа цвет волос слишком холодный, хотя освещение с этой стороны красновато-теплое. С левой стороны волос мы видим странные желтоватые рефлексы, хотя с этой стороны у нас холодное синеватое освещение. Отражение в очках слишком контрастное и холодное для нашего комнатного освещения, скорее подходит для ярко освещенной дневной улицы.
Справа мы видим красноватые рефлексы справа на волосах и холодные синие рефлексы слева, очки отражает приближенные оттенки окружения.
Также не забывайте, что рефлекс не должен быть ярче, чем свет, падающий на фигуру.
Слишком яркие рефлексы сбивают объем и делают изображение неестественным.
О падающих тенях тоже частенько забывают или неправильно их рисуют.
Одна из самых грубых и распространенных ошибок, когда берут персонажа, ставят его на фон, и вместо того, чтобы увести падающую тень в перспективу, рисуют ее плоской прямо за персонажем.
Это крайне грубая ошибка, из-за которой ваш фон будет восприниматься не как объемное пространство, а как плоская стена или плакат.
Также нужно помнить, что чем ближе к предмету падающая тень, тем она четче и ярче, чем дальше, тем слабее. Многие забывают об этом.
Мы видим, что первые два варианта неправильные, имеют одинаковую насыщенность тени и четкости вне зависимости от расстояния, последний правый вариант верный, чем ближе тень к персонажу, тем она четче и темнее, чем дальше она уходит на задний план, тем она слабее и менее четкая.
Это используется во всех ситуациях, даже в падающих тенях на персонаже.
Мы видим, что слева тени слишком насыщенные, однообразные и длинные, хотя ткань прилегает почти вплотную к руке персонажа. Справа верный вариант, тень короткая и четкая, там где ткань плотно прилегает к руке и более слабая и отдаленная, где ткань отходит от руки.
Помимо этого, старайтесь не делать тени чисто черным цветом, подмешивайте цвета из окружения и предмета, от которого падает тень.
Тогда ваша тень будет более мягкой и не будет вырываться из общей картины.
Надеюсь, что советы, описанные в данном уроке, помогут вам сделать вашу постановку более реалистичной и освоиться в навыке рисования светотеней. Удачи вам и творческих успехов!
Другие новости по теме:
Светотень в живописи
Светотень – градации светлого и тёмного, распределение различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющее воспринимать изображаемый предмет объёмным, окружённым световоздушной средой. Светотень условно можно разделить на несколько частей. Рассмотрим это положение на примере обычного цилиндра и призмы. Если его искусственно осветить, то станет отчётливо видна градация светотени: блик на глянцевой поверхности или яркий свет на матовой, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Рефлекс светлее собственной тени и темнее полутени.
Насыщенность (густота) падающей и собственной тени предмета зависит от многих факторов. Существенную роль здесь играет расстояние между предметом и источником света, яркость света, цвет и тональность окружающих предметов в пространстве, чистота воздуха, время дня и пр.
В реальных условиях собственная тень никогда не бывает абсолютно черной, так как в этой части поверхность освещается отраженным светом от других предметов. Некоторое влияние на освещенность оказывает окружающий воздух, насыщенный пылинками, рассеивающими лучи света во всех направлениях. Отраженный свет в теневой части предмета называется рефлексом.
Интенсивность освещенности поверхности предмета, обращенной к источнику света, также зависит от разных условий, например от угла наклона световых лучей к поверхности, от насыщенности слоя воздуха, от физических свойств освещаемой поверхности (матовая или блестящая), от материала, из которого сделан предмет, и др. Практически невозможно полностью учесть все явления, влияющие на интенсивность света и тени.
Можно лишь выделить ряд общих положений (правил) в изображении светотени и падающей тени предмета, которые следует учитывать при рисовании с натуры или по представлению, при составлении композиции. Собственные тени на предметах обычно изображают более светлыми, чем падающие, из-за отражений (рефлексов) от земли и окружающих предметов. По той же причине верхняя часть собственной тени немного светлее, чем нижняя.