соблюдение фактологической точности в фоновом материале что это
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале что это
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале также оценивается по особому критерию.
Фактические ошибки — ошибки, связанные с тем, что учащийся или неточно знает информацию, о которой дальше пытается рассуждать, или путается в датах исторических событий, в названиях произведений, в их жанре, в именах героев, фамилиях их авторов, демонстрирует неточности при цитировании, неверно или неточно использует термины и понятия. Например: В поэме «Герой нашего времени» Лермонтов рассказывает о декабристах.
Выделяются две категории фактических ошибок.
1. Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала (искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т.д.
2. Ошибки в фоновом материале — различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.
Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором «Станционного смотрителя» является Н.В. Гоголь, или называет Татьяну Ларину героиней романа И.А. Гончарова «Обломов» — это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Бэла» выпускник написал «Бэлла», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.
Общие причины фактических ошибок:
• недостаточное знание описываемых событий;
• неверная оценка поступков и характеров героев;
• бедность жизненного опыта.
Примеры типичных фактических ошибок:
1. Неверное употребление фамилии, имени и отчества писателя, названия произведения, незнание жанра произведения: поэма «Герой нашего времени» (вместо роман), Николай Алексеевич Гоголь (вместо Васильевич), «Стационарный смотритель» (вместо «Станционный смотритель»).
2. Неверное употребление формы имени персонажа: Елизавета (вместо Лиза из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Екатерина (вместо Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза»), Максим Максимович (вместо Максим Максимыч из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3. Неверное толкование исторических, историко-литературных фактов и литературоведческих терминов, непонимание особенностей эпохи: 30-е годы XIX века — это время, когда ещё не пришли декабристы, и поэтому все молодые люди считались «лишними» в эту эпоху.
4. Незнание, когда было написано то или иное произведение, когда произошли какие-либо изменения в жизни писателя или исторические события: Толстой написал роман сразу после войны с Наполеоном.
6. Незнание хронологии и фактографического материала: Во время гражданской войны Наполеон вторгся в пределы России, но мы ему дали достойный отпор на Бородинском поле.
7. Ошибки при цитировании: Красота спасёт мир (вместо фразы Ф.М. Достоевского из романа «Братья Карамазовы» «Красотою мир спасётся»).
Ошибки такого рода отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение таких ошибок связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2022 по русскому языку
Оценка сочинения на ЕГЭ 2022 по русскому языку. Критерии ФИПИ опубликованы совместно с демоверсией текущего года.
Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом
Критерии оценивания ответа на задание 27
Баллы
Формулировка проблем исходного текста
Одна из проблем исходного текста (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
Проблема исходного текста не сформулирована ИЛИ сформулирована неверно.
* Если экзаменуемый не сформулировал ИЛИ сформулировал неверно (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны.
Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны.
Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны.
Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам- иллюстрациям нет.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания
сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.
Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены.
В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста.
Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.
Вместо комментария дан простой пересказ текста.
Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста
Отражение позиции автора исходного текста
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора исходного текста не сформулирована
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано
Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано.
Формулировка и обоснование отношения (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного
текста не соответствуют сформулированной проблеме.
мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором»)
Речевое оформление сочинения
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка.
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ошибок нет
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки
Точность и выразительность речи
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.
Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (ИЛИ допущена одна негрубая ошибка)
Допущены одна-две ошибки
Допущены три-четыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет (ИЛИ допущена одна негрубая ошибка)
Допущены одна-три ошибки
Допущены четыре-пять ошибок
Допущено шесть и более ошибок
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
Допущены одна-две ошибки
Допущено три и более ошибок
Соблюдение речевых норм
Допущено не более одной речевой ошибки
Допущены две-три ошибки
Допущено четыре и более ошибок
Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе отсутствуют
Допущены одна и более этических ошибок
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
Допущены одна и более фактических ошибок в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено не более двух ошибок;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7– К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки ( К1− К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
1 При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, « М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
2 Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.
Критерий 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
К нарушению фактологической точности относится неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. п.: «Гете – французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»); – приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников». |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | |
допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале |
Фактические ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).
Контрольные задания
Критерии К5 – К 12.
Укажите номера всех предложений, в которых допущены грамматические ошибки
1 | Те, кто думает, что хорошие манеры даются с рождения, ошибается. |
2 | Теперь в нашей печати значительное пространство занимает реклама, и это нам не импонирует. |
3 | В тексте автор комментирует об этой проблеме. |
4 | Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность. |
5 | Имя этого поэта знакомо во многих странах. |
Укажите номера всех предложений, в которых допущены речевыеошибки
Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. | |
2 | Существуют три основных группы свойств личности, благодаря которых можно повысить качество общения: коммуникабельность, рефлексия, красноречие. |
3 | Его храбрость, постоять за честь и справедливость привлекают автора текста. |
4 | В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься. |
5 | В конечном предложении автор применяет градацию. |
Укажите ответ(-ы), в котором(-ых) допущена лексическая ошибка.
1) | Конец первого десятилетия XXI века знаменует тренд тенденций в мировой архитектуре: на смену громким проектам «звёздных» архитекторов приходят здания, которые спроектированы для комфортной жизни в здоровой и экологичной среде. |
2) | На сегодняшний день власти Москвы делают всё возможное, чтобы сократить количество школ, которые входят в «зону риска». Ведётся работа по выявлению таких школ. |
3) | Традиционный народный календарь предрекает, что перед праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января, следует ждать сильных морозов. Народная примета, как сообщают синоптики, в полной мере реализуется на Урале. |
4) | В Ярославле, отмечающем своё тысячелетие, происходит Мировой политический форум, в котором принимают участие более 500 человек, в том числе члены дискуссионного клуба «Валдай». |
5) | Лучшие силы творческой молодежи представят жителям и гостям столицы различные виды искусства. |
6) | Новый учебный год, возможно, не будет переломным в системе российского школьного образования. Но именно в этом году будут сделаны серьёзные изменения в программе обучения, которые в ближайшем будущем должны будут привести к полной трансформации учебного процесса и самого понятия школьного образования. |
Укажите ответ(-ы), в котором(-ых) допущена лексическая ошибка.
Укажите ответ(-ы), в котором(-ых) допущена лексическая ошибка.
1) | Девятая торжественная церемония вручения национальной премии академии кинематографических искусств и наук «Золотой орёл» состоялась в Москве. |
2) | Уходящая рабочая неделя запомнится неутешительным прогнозом по пожарам будущим летом и законопроектом по взиманию с предприятий платы за загрязнение воздуха. |
3) | Ценовое ралли конца лета – начала осени сделало проблемы продовольственного рынка одними из самых обсуждаемых и животрепещущих. Ответить на вопрос, почему растут цены, нелегко, поскольку все заинтересованные стороны сваливают вину друг на друга. |
4) | Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по сокращению расходов и времени, поспособствовавших в конечном итоге крупномасштабной катастрофе. |
5) | Историческое наследие Москвы в последнее время одерживает всё большие потери. Один за другим уходят в прошлое памятники и объекты рядовой застройки, на смену которым является обновлённая и сверкающая столица. Побеждает прогресс, однако какими жертвами? |
6) | Бронзовый памятник первопечатнику Ивану Фёдорову был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина – художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике. |
В каком(-их) варианте (-ах) ответа все примеры содержат ошибку в образовании формы слова?
1) | талантливейший живописец, жемчуга слов, рок-опера создана |
2) | терпел крайнюю нужду, самый популярный, момент её наивысшей одухотворенности. |
3) | создать прецедент, художник-пейзажист Мария Вишняк написала, российская рок-группа «Черный кофе» |
4) | пресс-служба сообщила, более ритмичный, обеих книг |
5) | сообщил генеральный директор кинофорума Галина Романова, постигнула математику, более три тысячи различных мероприятий |
6) | театр «Школа современной пьесы» открыл сезон, выборы намечены, постичь уникальность страны |
В каком(-их) варианте (-ах) ответа все примеры содержат ошибку в образовании формы слова?
1) | писал о великости, надо иметь мужество, преследовало раскаивание |
2) | пачка макаронов, опытные бухгалтерá, могущий бы помочь человек |
3) | двухличный человек, жгёт костёр, более худшего примера |
4) | робость молодого преподавателя, бороться с нахальностью, проявляли упорность |
5) | с трехметрового столба, одна шестая суши, к восемнадцати миллионам граждан |
6) | стать известнейшим пианистом, наступить на больную мозоль, наказан за взятничество |
Укажите ответ(-ы), в котором(-ых) НЕТ плеоназма (от греч. pleonasmós — излишество, многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности).
1) | Учёные обнаружили, что хищные птицы – чёрные коршуны – научились использовать белый пластик, выбрасываемый людьми, для «украшения» собственных гнезд с целью обозначения территории и устрашения соседей. |
2) | Учёные в рамках программы исследования ресурсов Японского моря обнаружили крупнейшие за 20 лет скопления рыбы в заливе Петра Великого у берегов Приморья. |
3) | Леса являются не только источником чистого воздуха, они дают людям пищу, топливо, кров, играют огромную роль в формировании климата планеты. |
4) | Поделись праздником со всеми – таков ведущий лейтмотив персональной выставки «Россия – Родина моя» художника Михаила Молодцова. |
5) | Страшно, когда человек не помнит своего родства, не знает своих истоков, от которых он произошел. |
Проверьте фрагмент сочинения экзаменуемого по критериям К7 – К12. Заполните таблицу. Используйте соответствующие знаки при оценивании работы.
Критерий | Баллы | Комментарий |
К7 | 3 орфографические ошибки: | |
К8 | Допущено более 5 пунктуационных ошибок: | |
К9 | Допущено более 2 грамматических ошибок: … | |
К10 | Есть 1 речевая ошибка: употребление слова-паразита как бы. | |
К11 | Этические ошибки в работе … | |
К12 | Допущена фактическая ошибка в фоновом материале: … |
Проверьте сочинение экзаменуемого по критериям К7 – К12. Заполните таблицу. Используйте соответствующие знаки при оценивании работы.
Критерий | Баллы | Комментарий |
К7 | ||
К8 | ||
К9 | ||
К10 | ||
К11 | ||
К12 |
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.