собирать горящие угли на голову что означает
Собирать горящие угли на голову что означает
В Посл. к Римлянам 12:19-21 написано:
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Павел здесь цитирует написанное в Пр.25:21-22. Стоит более детально изучить, что значит фраза «собрать на голову горящие уголья».
Если посмотреть в Расширенный перевод Библии (РПБ), то формулировка процитированного из Притч там практически не отличается, но в примечании тоже упоминается египетский обычай, когда человек нес на голове корзину с угольями, чтобы показать свой стыд и вину. На основании этого тоже делается заключение, что благотворительность врагу может привести к его посрамлению и к его покаянию. Если посмотреть на Новый живой перевод Библии (НЖПБ), то там просто говорится, что делая добро ты соберешь уголья стыда на голову неприятеля.
Вполне вероятно, что это может иметь место. Однако стоит заметить и то, что Павел цитирует это место Писания уже в первом веке нашей эры, а потому вряд ли этот древний египетский обычай мог быть широко известным римлянам и прочим христианам по всей Римской империи с греческой культурой. Если для Соломона в Притчах известность этого обычая, ритуала, еще и можно было бы считать само собой разумеющимся, то вот для современников Павла, как кажется, это уже не столь очевидно.
Возможно, по этой причине существует и много других мнений о значении этой фразы, этого наставления. Например, в Толковой Библии А.П. Лопухина приводится такой комментарий: «Соберешь горящие уголья, т.е. приуготовишь ему горькое раскаяние и стыд, который будет жечь его, как уголья (Августин, Иероним, Амвросий и др.)» [1]. Культурно-исторический комментарий рассматривает процитированное Павлом из написанного в Пр.25:21-22 и говорит, что «Соломон, вероятно, имеет в виду причинение врагу душевных страданий; в контексте наставления о мести (Рим.12:19) это выражение может означать, что враг будет наказан более сурово в день суда. В таком же смысле рассматривается непротивление в свитках Мертвого моря» [1]. Проф. Иванов А.В. говорит о том, что благодеяния врагу прожгут душу его, так что «он не будет спокоен, пока не освободится от тягостной для него необходимости жить благодеяниями врага: твое благодеяние, наконец, может возжечь и в нем уважение и любовь к тебе» [1].
Еще встречается точка зрения о том, что «дойти человеку до такой крайности, чтобы возыметь нужду в сострадании врага, тяжелее всякого бедствия и всякого наказания. Так признавали это многие, говоря: «не приму подаяния от врагов моих» (Исидор Песулиот Преподобный)» [1]. Еще есть такая позиция, что Апостол этим «как бы так говорит: ты желаешь отомстить ему? Благотвори ему; в таком случае ты отомстишь ему гораздо сильнее. Поэтому и сказал: соберешь ему на голову горящие уголья, обозначая этим сильное наказание. В этом смысле и выше сказал: дайте место гневу Божию» (Феофилакт Болгарский блаженный) [1].
А еще в источниках можно найти и такую гипотезу, что эти слова Апостола были сказаны для того, чтобы «обидчика смирить страхом, а обиженного поощрить надеждой воздаяния», при этом подмечается, что «для враждующего не столько опасен враг, причиняющий ему зло, сколько благодетель, делающий ему добро, потому что злопамятный вредит хотя немного и себе и ему, а благодеющий собирает уголья огненные на главу его»; а в добавок приписывается еще и некоторый, скажем так, психологический эффект от благотворительности для самого обиженного, что накормив и напоив врага, он уже перестает желать ему отомстить, а обидчика эта благодетель остановит тем, что он будет видеть, что тот, кого он считал врагом, не опасен ему, что и будет считаться победой над злом. (Иоанн Златоуст святитель). Есть еще точка зрения, что обидчик мог причинить зло потому, что плохо думает о тебе, а когда ты ему благотворишь, то тем самым выжигаешь эти его мысли. [1]
В общем, как видим, есть много различных мнений, и можно сказать, что в большинстве толкователи и исследователи сходятся на том, что благотворительность призвана привести к стыду и покаянию обидчика, а сам обиженный должен творить добро даже не с тем, чтобы отомстить таким способом, но чтобы явить ему любовь Христову. Да, верно то, что у нас должно быть правильное отношение, однако не стоит так уж «романтизировать», ведь Павел призывает читателей своей благотворительностью дать место суду Божьему, а это может врагу принести наказание куда хуже, чем если бы он получил месть от человека. Потому говорить о том, что мы благотворим неприятелем с тем, чтобы и вовсе не желать им наказания, не приходится, ведь мы тем самым открываем двери для наказания Божьего и даем возможность Божьей справедливости проявиться. Да, мы не сводим ни с кем счеты самостоятельно, однако все же речь идет о том, чтобы обидчику принять наказание от Бога. Да, может быть и так, что наше доброе дело побудит к раскаянию, и тогда может появиться возможность и для явления милости Божьей этому человеку; хотя посеянное плохое семя все равно может дать о себе знать.
И здесь также нужно правильно понимать и любовь Христову, ведь Писание не призывает нас буквально любить врагов, как мы любим своих близких, свои семьи, а речь идет о милосердии и о том, чтобы являть милосердие. При этом также стоит заметить, что речь идет о том, чтобы накормить и напоить врага, когда он голоден или жаждет, т.е. во время его нужды, а не благоденствия. Иначе говоря, когда враг будет в нужде, а у нас есть возможность помочь ему, нам следует это сделать, а не бросить на произвол погибать от голода или жажды. И в таком случае это будет милостью с нашей стороны, это и будет проявлением милосердия Божьего. И именно в таком случае враг и может по-настоящему оценить сотворенное ему добро, когда больше никто не пришел на помощь, а только тот, кого он однажды обидел, что, действительно, может привести его к раскаянию. Однако будет ли подобная благотворительность оценена, когда враг сыт, сложно сказать. Скорее всего, нет. Ведь если он и так сыт, а ты ему еще и свою еду предлагаешь, тогда это может вызвать у него только непонимание и насмешки.
В предыдущем исследовании на сказанное Иисусом в Мф.5 о том, чтобы любить врагов и благотворить им, была также высказана мысль и о том, что собирание угольев благотворительностью может также показывать врагу, что он не достиг своей цели, что унижение не принято, а доброе дело в ответ в очередной раз покажет ему, что мы только лучше него, раз не опускаемся до той же низости, что и он, сотворив ему зло в ответ, что вызовет раздражение у врага и тем как бы «уколет» его. И это тоже может иметь место, однако стоит здесь оговорить и то, что мы благотворим не с тем, чтобы уколоть врага или вызвать у него раздражение (хотя эта реакция может быть весьма вероятной), но чтобы дать место суду Божьему.
Во свете этого мне кажутся более точными те точки зрения, в которых говорится, что все же и обидчик потерпит некоторые душевные страдания, будучи отягощен стыдом, виной, терзаем совестью и пр., ведь все же речь идет о горящих угольях, потому вряд ли этот образ может быть столь безобидный, что просто приведет врага к раскаянию, показав, что его плохие мысли о том, кого он обидел, были неправильными, так что он прекратит делать свое зло. Ведь если посмотреть образ углей в Притчах, то он и употребляется как то, что выжигает и обжигает. Например, говорится, что кто грешит, тот собирает себе горящие уголья за пазуху. А здесь обиженный, делая добро, наваливает горящие уголья на голову врага (при этом ни о какой корзине речь не идет, а мне кажется, что это уточнение было бы важно, если бы речь шла просто о египетском обычае; да и вообще египетский обычай в контексте наставлений на страницах Писания звучит странно, потому весьма вероятно и то, что никакой такой обычай здесь и не подразумевается, ведь тогда бы Писание этими наставлениями призывало исполнить египетский обычай, что маловероятно).
И если посмотреть на эти поступки Давида, то их можно назвать добром и милосердием Саулу? Конечно, хотя он и не кормил и не поил его буквально. Собрал ли он этим ему на голову уголья? Собрал однозначно. Саула обожгло, укололо, когда Давид показал ему край его одежды, и он сказал, что раскаивается. Но на долго ли хватило этого раскаяния? Он каялся, а потом вновь обращался к преследованию Давида, пока Божий суд не прекратил это, пока Саул не погиб от руки своих врагов как возмездие и наказание за преследование помазанника Божьего. Эта история показывает, что враг может раскаяться, а может и нет; или раскаявшись, может все равно ожесточиться. Потому мы, когда творим добро, должны это понимать и потому не ожидать только раскаяния, ведь это будет зависеть от самого человека.
Итак, мы должны понимать, что нас Писание призывает благотворить неприятелям с тем, чтобы справедливость Божья в Его суде, отмщении и воздаянии могла проявиться. Потому и благотворим мы врагам именно с этой целью, а не даже чтобы «собрать уголья горящие ему на голову». Хотя наше добро и милосердие врагу во время его нужды все равно будет иметь этот некий колющий и обжигающий эффект, обличающий противника. И это может привести его к покаянию, а может и к ожесточению. Так что если человек раскается, то мы победим зло добром и, возможно даже, обретем союзника и друга. Но если человек ожесточится и не раскается, тогда суд Божий и его наказание должно будет прекратить то зло и беззаконие, от которого не желает отвращаться злодей, так что зло все равно будет побеждено силой Божьей. Как видим, Писание предлагает нам стратегию, в любом случае выигрышную. Потому этим наставлениям мы и следовать должны, стараясь со всеми поступать по милосердию Божьему, прощая и предавая всех и все в Божьи руки. И это не только даст возможность Богу вступиться за нас, но и поспособствует осуществлению Божьего плана для нас, так что мы не будем остановлены никакой провокацией на пути, как Давид. Вот почему нам важно иметь и сохранять правильное отношение ко всем и ко всему.
Горящие угли на голову.
СОБРАТЬ ГОРЯЩИЕ УГЛИ НА ГОЛОВУ ВРАГА…
Есть в Священном Писании один примечательный текст, о котором специалисты склонны поспорить. Вообще, в Писании примечательных текстов много, но я имею ввиду этот: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты соберешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе». (Притчи Соломона 25:21-22).
Как понимать эти слова из Ветхозаветной книги? Что значат горящие угли, которые человек соберет на голову своего врага? С одной стороны, покормить голодного и напоить жаждущего, даже врага, означает сделать хорошее, доброе дело. Но, разве из данного текста не выходит, что мы кормим врага совсем не для того, чтобы сделать ему хорошо? Ведь вряд ли кто-нибудь всерьез начнет говорить, что горящие угли на голову представляют собой доброе дело. Скорее они будут страшной местью, жестоким наказанием, не так ли?
Древний читатель Священных книг, не знавший ничего, кроме закона Моисея, когда видел такие слова Соломона об углях на голову врага, по всей вероятности, воспринимал их как некое специальное руководство к действию, направленное против своего врага. По-видимому, совет накормить голодного врага древними евреями понимался как дополнительный шанс одержать победу над врагом, ведь их закон повелевал врагов поражать, причем, всеми способами. Достаточно вспомнить, например, как о врагах высказывался отец мудрого Соломона, вдохновенный царь Давид, горячий сторонник закона. Приведу лишь пару стихов: «Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно». (Псл. 6:10,11).
Де-факто Закон Моисея подразумевал враждебность к врагу. По смыслу на основе Закона Израильтянину с младенчества внушалась ненависть к врагам. Это показал Сам Господь в Нагорной проповеди, когда учил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших…». (Матфея 5 гл).
У исполнителей Закона Моисея не было, и быть не могло духовного иммунитета против грехов. Их праведность строилась на внешнем исполнении буквы Закона. Закон Моисея не предполагал внутреннего изменения, или перерождения личности. Он лишь диктовал правила, постановления, которые народ обязан был выполнять. Натуру человека Закон Моисея не исправлял.
Парадоксальным образом, без ненависти к врагам древний народ Израиль не смог бы существовать. Ненависть к врагам в то время служила Израилю защитной стеной, спасением от мерзости окружающих народов. Какие-либо контакты с другими народами сразу приводили к печальным последствиям, ибо уводили народ к идолопоклонству и скотскому разврату. Достаточно вспомнить случай в Ситтиме, когда Израиль вступил в «дружеские отношения» с «дочерями Моава». Там, как известно, дело едва не закончилось гибелью всей нации. Потом, чтобы физически сохранить народ, Господь сказал Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их». (Числа 25:16,17).
Для нас, учеников Христа в данном тексте однозначно видна забота о врагах. Но, с позиции древних Израильтян, в этом параграфе Закон говорит скорее о волах и ослах, чем об их владельцах-врагах.
В целом Закон содержал немало пунктов о животных и даже о растениях. Например, запрещалось во время осады какого-то города вырубать или портить фруктовые деревья, растущие вокруг. Причем, о дереве говорилось явно в сочувственном тоне: «…Дерево не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление». (Второз. 20:19).
Нельзя было впрягать в одно ярмо быка и осла. Осел не потянул бы наравне с волом. (Второз. 22:10). В другой статье Закона говорилось: «Не заграждай уста волу, когда он молотит». (Второз. 25:4). В общем смысле Закон запрещал быть жестоким к животным.
А древним Израильтянином сотрудничество с врагом в случае помощи волам и ослам вполне могло и не восприниматься, как жест примирения с врагом, а всего лишь как предписанное Законом проявление милосердия к измученному животному.
В целом, представляется, что слова мудрого Соломона, учившего «накормить и напоить» врага, для древнего читателя могли значить, что врагу нужно сделать плохо любым способом. Таково мое предположение, которое, на мой взгляд, имеет много доказательств. В древнем Израиле, при законе Моисея, у народа не было никаких оснований для иных рассуждений о своих врагах. У ревностных исполнителей Закона в отношении врагов стучала мысль, сказанная Моисеем: «И будете прогонять врагов ваших и падут они пред вами от меча. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча». (Левит 26:7,8). Данные слова, кстати, до сих пор мучают и вводят в заблуждение ортодоксальных законников.
ПОУЧЕНИЕ СОЛОМОНА И ХРИСТИАНЕ.
В связи с приведенными словами Соломона об углях на головах врагов, для современных исследователей Писания возникла проблема. Именно эти слова Соломона, о горящих угольях, процитировал апостол Павел в своем послании к христианам в Риме. (Римл. 12:20). Но ведь ученики Христа никому не делают ничего плохого!
Апостол не просто процитировал данные слова. Он привел их как руководство к действию для учеников Христа. Одновременно, апостол Павел их разъяснил.
В отличие от Закона Моисея, запрещавшего народу контакты с другими народами, Закон Христа предписывает ученикам Христа общение с другими народами. Почему так? Ответ в Евангелии.
Учение Христа меняет человека. Христианин становится праведником не от исполнения каких-то церемоний и обрядов, а от внутреннего изменения своей личности, от рождения свыше. Учение Христа прививает человеку мощнейший иммунитет к злу, царящему в мире. Потому Христов человек может свободно проповедовать истину грешнику и сам не заразиться грехом. На него грех собеседника не передается, как он передавался на древнего Израильтянина, контактировавшего с иноверцем. Внутренне древний Израильтянин был точно таким, как и его языческий собеседник. Стоило ему чуть отклониться от буквы Закона, как он сразу же скатывался в болото идолопоклонства. Ученик Христа внутренне другой. Он жив Духом. На него грехи не верующих не влияют. Потому он может накормить голодного и напоить жаждущего врага. Но не для того, чтобы его поразить, а именно для того, чтобы попытаться врага превратить в друга.
Древний писатель Библии применил очень сильное выражение: «Соберешь ему на голову горящие угли». Мощный оборот речи! Огонь, горящий на голове, невозможно проигнорировать, оставить на потом. Он вынуждает к немедленным и решительным действиям.
Таким оборотом речи нам показана сила добра, добрых дел. Показано, как добро действует даже на врагов. Как огонь углей на голове!
…Они думали, что ученик Христа их враг, но потом они увидели, поняли, что христианин есть не враг, а друг. Для них такая информация, или такое открытие стало горящим углем на голове.
Доподлинно неизвестно, какой смысл вкладывал Соломон в свои слова. Он ведь жил по Моисееву закону и не знал Учения Христа. Он лишь говорил под вдохновением. Есть основание полагать, что Соломон отнюдь не заботился о врагах. Например, вот, что писал Соломон главой ранее: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется; иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». (Притчи 24:17,18).
То есть, мы видим, что в данном наставлении Соломон думает совсем не о моральном облике своего читателя, и не призывает его быть милосердным к врагам. У Соломона принципиально иная цель. В данном тексте Ветхозаветный проповедник призывает не радоваться падению врага не для того, чтобы помочь врагу, а для того, чтобы врагу помощь не пришла!
В глубинном смысле такие слова Соломона показывают ущербность Моисеева закона и необходимость Учения Христа. По-видимому, для этой цели Соломон и был вдохновлен их записать.
Лишь апостол Павел раскрыл нам смысл древних вдохновенных слов об углях на головах врагов. Апостол учит быть мирными с врагами. Не факт, что враги перестанут с нами враждовать. Но с нашей стороны мы должны предпринять шаги, чтобы примириться. Павел говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Римл. 12:17-21).
Тема: Что означает «соберешь ему на голову горящие уголья»?
Опции темы
А идиома греческая или еврейская?
Как я понял, греческая.
Потому что все люди созданы Богом и имеют в своей основе правила Бога, по которым грех воздается смертью. Посему враг должен сам себя судить, ибо так бюудет по-Божески, но не человек должен врага судить, ибо не человек судья, а Бог, и осуждену быть по правилам Бога, а не человека. Потому корми врага, пока судится он сам по себе по правилам Бога, которые зашиты у него внутри.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит ГОСПОДЬ». (Рим 12:19 )
кстати «горящие угли» в следующем стихе
Страшно впасть в руки Бога живого! (Евр 10:31 )
Ранее встречается в Притчах подобная фраза:
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
(Прит.25:21,22)
Насколько я поняла, в еврейской истории носили горящие угли на голове люди в том случае, если в их доме погас огонь и они ходили к соседям просить углей, чтобы развести жизненно необходимый огонь (несли его на голове не помню в чем). Исходя из этого, собрать горящие угли на голову врага тем, чтобы накормить и напоить его, означает спасти его.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит ГОСПОДЬ». (Рим 12:19 )
кстати «горящие угли» в следующем стихе
Страшно впасть в руки Бога живого! (Евр 10:31 )
Лучше врага отдать в руки Бога, но иногда человек может и сам стать рукой Бога, если уверен в этом.
пример из новозаветной истории можете привести?
Ранее встречается в Притчах подобная фраза:
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
(Прит.25:21,22)
! Значит, идиома все-таки еврейская, перенесенная в греческий текст в подражание, «под Септуагинту».
Хотя еще вопрос, присуствовал ли перевод Притч в Септуагинте на момент написания евангелий.
Ранее встречается в Притчах подобная фраза:
21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:
22 ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.
(Прит.25:21,22)
Насколько я поняла, в еврейской истории носили горящие угли на голове люди в том случае, если в их доме погас огонь и они ходили к соседям просить углей, чтобы развести жизненно необходимый огонь (несли его на голове не помню в чем). Исходя из этого, собрать горящие угли на голову врага тем, чтобы накормить и напоить его, означает спасти его.
а откуда информация?
Лично мне рассказывали евреи.
но Ваша версия интересная
но Ваша версия интересная
вот еще из интернета:
«В холодное время года иудеи носили шапки внутри которых были угли для обогрева.Потому я понимаю-собирать угли,означает делать добро.»,
» Здесь речь о том прощении, которым Иисус простил распинавших Его. А горящие угли на голову, это угли в горшочке, который носили в холодное время на голове и когда останавливались, грели руки. И призвать суд Божий надо не из чувства мести, а из того чувства при котором желается встретиться с врагом так, как встретились в раю Стефан и апостол Павел. Но здесь это хотят извратить.»
Покажите хоть один пример, когда враг стал другом. есть такие жизненные примеры.
Что значит «собирать горящие уголья» кому-то на голову?
Что означает выражение из Римлянам 12:20: «Соберешь ему на голову горящие уголья»?
В Римлянам 12:20 апостол Павел говорит:
«Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».
«Собирать горящие уголья кому-то на голову» — это средство выразительности речи, которое апостол Павел использует в контексте мести. Хотя кажется, что у фразы есть отрицательный оттенок в смысле мести, не этого результата должен добиться своими добрыми поступками тот, кого преследуют. Говорит ли Павел, что делать добро врагам — это косвенный способ наказывать их?
После того, как в первых главах апостол Павел объясняет богословскую истину о том, что «праведный своею верою жив будет», в 12 главе апостол говорит о практической части или о том, как христианин живет в праведности, которую он получил по вере в Иисуса Христа. Когда праведный живет верой, он меняется и живет по Божьей воле: благой, угодной и совершенной. (Римлянам 12:1-2) Как христианин во время выполнения этой задачи я не один. Я — часть Тела Христова, и Бог дал мне благодать для того, чтобы учить, ободрять и служить другим с любовью (Римлянам 12:3-13) Затем Павел обращает внимание на отношение, которое должно быть у верующего во враждебном мире, в котором он живет. (Римлянам 12:14-21)
Когда мы решаем отвечать на гонения добром, мы собираем «горящие уголья» на голову злоумышленникам. Радикальное мышление, к которому призывает апостол Павел, заключается не только в том, чтобы «не воздавать злом за зло», но и в том, чтобы «побеждать зло добром». В Ветхом Завете всегда говорится о Божьей награде за добрые поступки человека.
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе». (Притчи 25:21-22)
Этот анализ контекста показывает, что изображение горящих углей имеет положительный, а не отрицательный смысл. Но чего добивается христианин, «собирая горящие уголья врагу на голову?» Тот признает свой грех и освящается, как это произошло с пророком Исаией.
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». (Исаия 6:1-7)
В этом повествовании мы видим горящие уголья, покаяние и освящение. Делая добро и проявляя любовь Христа, мы можем завоевать врагов для Христа.
В культурном контексте египетских обычаев можно увидеть, что тот, кто совершил зло, носит на голове сосуд с горящими углями в знак покаяния.
В заключение можно сказать, что «собирать горящие уголья» на голову врагу значит отвечать добром на зло и тем самым побуждать злоумышленника покаяться. Воздавая добром за зло, я думаю о благе врага и о том, чтобы он стал братом во Христе.
Я советую вам изучить курс «Римлянам», части 1-4, чтобы глубже понять истину о том, что «праведный своею верою жив будет».