собеседование волонтеров что спрашивают

Как провести собеседование с волонтером-новичком

Опубликовано 4 декабря 2018

Поиск и привлечение к работе вашей НКО отличных волонтеров – дело, безусловно, важное. Ведь те, кто готов безвозмездно помогать вашему благому делу, ценятся на вес золота. Итак, потенциальный волонтер оставил заявку на участие в вашем проекте, вы пригласили его на первую личную встречу. Как правильно провести собеседование и на что обязательно обратить внимание?

Во-первых, встречу с новичком должен проводить координатор по волонтерской работе в вашей организации. Не директор, не бухгалтер, ни Людмила Никитична, занимающаяся корреспонденцией, а именно координатор – тот самый человек, который в дальнейшем будет отвечать за работу волонтера и помогать ему.

Во-вторых, объясните правила встречи. Расскажите о времени, которое займет беседа, и обо всех ее этапах (а именно: рассказ о себе и НКО, вопросы о самом волонтере, заполнение документов, проверка, подведение итогов).

В-третьих, разговор о будущей работе волонтера обязательно начинайте с себя. Любое, даже такое, как в нашем случае, неформальное собеседование, – это очень стрессовая ситуация для каждого из нас. Именно поэтому в самом начале беседы избегайте прямых личных вопросов типа «расскажите о себе» и уж тем более чего-то в духе «где вы видите себя через 10 лет». Поведайте о своем пути в НКО, расскажите о первых шагах, о целях и достижениях вашей организации. Также в ходе беседы сразу обозначьте ответы на следующие вопросы: что конкретно будет делать волонтер, сколько времени это потребует, кто будет его контактом (куратором), нужно ли пройти предварительное обучение, какой следующий шаг после этой встречи – четко и ясно. Еще один важный момент: объясните правила поведения в вашей организации – что можно и что нельзя, что вы делаете и что вы не делаете, как решаются конфликты и другие сложные ситуации.

В-четвертых, только после того, как 10-15 минут человек послушал о вас и о вашей НКО, можете переходить к вопросам (кстати, лучше заранее подготовить их список). Узнайте про опыт в релевантной сфере (не обязательно рабочий, главное – жизненный), есть ли какие-то физические и моральные ограничения (к примеру, что будущий волонтер думает про таскание стульев), отношение собеседника к важным вопросам, которые решает или затрагивает работа вашей НКО, и так далее. Также важно не стесняться задавать много вопросов и переспрашивать – столько, сколько нужно для четкого понимания того, подходит вам этот человек или нет.

В-пятых, говорите понятно. Старайтесь избегать привычных вам, но непонятных простому человеку терминов, которые ежедневно звучат в вашем офисе. Ваш собеседник на первых порах не обязан знать разницу между степенями инвалидности или юридическими обозначениями «детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях». Чем проще – тем понятнее человеку, в том числе и то, чем он будет у вас заниматься.

Источник

Собеседование с волонтерами: для чего оно нужно и как его провести? Опыт Даниловцев

собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть фото собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть картинку собеседование волонтеров что спрашивают. Картинка про собеседование волонтеров что спрашивают. Фото собеседование волонтеров что спрашивают

Что может быть проще, чем прийти к несчастному ребенку и помочь ему? Так думают очень многие, да и почти все те, кто профессионально не связан с организацией волонтерских долгосрочных и регулярных проектов. Волонтерская помощь – дело очень ответственное и непростое. И начинается оно с собеседования. Собеседование — это точка входа в волонтерскую организацию или группу. Правильное собеседование — основа для долгого и доброго партнерства с волонтером, основа для ответственного служения. От лица «Даниловцев» опытом собеседований делятся наши незаменимые сотрудники Анна Гарибян и Светлана Блинова (Перегудова).

собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть фото собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть картинку собеседование волонтеров что спрашивают. Картинка про собеседование волонтеров что спрашивают. Фото собеседование волонтеров что спрашивают

Анна Гарибян – координатор по развитию волонтерского движения «Даниловцы», создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме- интернате для умственно-отсталых детей №15 г. Москвы. Все новички волонтеры приходят в Движение только после собеседования с Анной.

Я думаю, что собеседование нужно равнозначно как волонтеру, так и волонтерской организации. Для чего волонтеру? Чтобы человек еще раз сам для себя осознал, с какой целью он отправляется в этот путь добровольной помощи, осознал свою мотивацию, понял, что все-таки эта деятельность серьезная. Это ответственность перед подопечными, перед организацией, перед Богом, а отнюдь не развлечение. Важно, чтобы кандидат в волонтеры еще раз трезво взвесил свои возможности и личные, и возможности своей семьи. Ведь волонтерство затрагивает не только волонтера, но его родных и близких тоже.

Организация, в свою очередь, несет ответственность за работу с подопечными. Волонтер оказывает кому-то помощь не сам по себе, а от имени организации и вместе с ней. Поэтому, для нас собеседование важно. В его ходе происходит знакомство, проверка и даже первичный отсев сомнительных людей. Второй этап проверки – это собеседование с координатором конкретной волонтерской группы. Бывает, что первое собеседование пройдено, а координатор не может или не хочет принять новичка. Нет доверия и нет личного расположения.

Собеседование нужно и для того, чтобы узнать первичную информацию друг о друге. Мы, как организация, открыты: есть реквизиты, есть отчеты о работе, есть ФИО и контакты руководства. А о человеке мы ничего не знаем.

На собеседовании также происходит знакомство новичка с общим фундаментом, на котором строится наша деятельность — это свод правил, который многократно проверен и составлен, исходя из нашего почти 7-летнего опыта. Правила говорят о внутренней субординации в группе, месте каждой группы в движении, свободах волонтера, его правах и обязанностях и возможностях урегулирования конфликтов.

Не менее важно в собеседовании знакомство с внутренним устройством Движения. Какие предусмотрены и возможности для обучения и личного развития добровольца в организации. «Даниловцы» – это не только добрые дела и не только служение в больницах и детдомах. Это большая закулисная жизнь, которая не видна людям со стороны, но которая важна людям на практике. Эта работа помогает учиться, помогает развиваться, расти, не выгорать, быть в позитиве, встречать новых друзей и единомышленников, открывать в себе новые таланты и грани, может, даже встретить свою любовь и создать семью (а такие случаи есть). Для нового человека все это не менее важно, чем открывающаяся возможность посещать больницу.

Кстати, я не считаю, что человек, прошедший первое собеседование — это однозначно наш волонтер. Я бы сказала, что это участник своеобразного квеста, перешедший на определенный уровень. Он тот, кто смог пройти первичный отбор, кто подтвердил свое намерение некоторыми волевыми действиями. Для начала он нас нашёл! Сейчас есть несколько вспомогательных платформ для поиска волонтерских вакансий, это ресурсы Volonter.ru, Dobro.Mail.Ru и сайт «Все вместе». И все же найти ту организацию, которая вызывает доверие, к которой ты хотел бы прикрепиться и вместе делать добрые дела, непросто. Найдя «Даниловцев», человек должен изучить деятельность наших волонтерских групп. Важно, чтобы она соответствовала его личному складу характера и запросу, чтобы работа в группе совпадала с его личным временными возможностями.

На собеседовании я рекомендую новичкам начинать непременно с одного направления. Зачастую «неофит» рвётся в бой, готов записаться сразу во все группы и чуть ли не ежедневно спасать мир. Но мы сторонники марафонского, а не спринтерского бега! Поэтому настаиваем, чтобы из имеющихся у нас 20–ти направлений доброволец подобрал для себя именно одно и самое оптимальное.

Определился с группой? Тогда переходи на следующий уровень и заполняй анкету на сайте. У нас этот процесс построен очень удобно и полностью автоматизирован. И только после этого волонтеру остаётся собрать всю свою волю в кулак и доехать на личную встречу-собеседование в офис «Даниловцев». То есть, как правило, на момент собеседования конкретный выбор волонтерской группы у волонтера уже состоялся. И это, кстати, экономит и наше время. Наш опыт говорит, что с такой задачей волонтеры прекрасно справляются самостоятельно.

Непосредственно договор с волонтером (такой внутренний и ответственный) совершается с координатором на месте. Ответственное взаимное решение может быть только после того, как сам волонтер попробует и пощупает само дело, познакомится с группой. Большинство людей приходят без малейшего представления о том, что им предстоит. Люди приходят нередко со своими во многом эмоциональными мотивами, со своими ожиданиями и опасениями. И поэтому важен первый опыт. Опыт и самого волонтера, и опыт работы с ним со стороны координатора.

Во время собеседования у меня конечно складывается определенное отношение к человеку, возникает сомнение, тревога или, наоборот, чувство встречи серьезного достойного человека. Мне всегда очень импонирует, когда человек приходит на собеседование осознанно, подготовлено и взвешено. Предварительная работа хорошо характеризует новичка волонтера. Иное дело, когда человек приходит под влиянием каких-то сильных эмоций, которые даже во время разговора не может превратить в свое ответственное решение. Настораживает и позиция эдакого «супермена», когда волонтер приходит, по меньшей мере за тем, чтобы спасти мир, просит непосильной нагрузки или требует назначить его на самый сложный участок волонтерской работы.

Меня всегда несколько отпугивает и сконцентрированность человека на себе. К примеру, соискатель сразу говорит, что идет в учреждение реализовывать собственные сольные проекты и идеи. Мы работаем в группах, при том, что самореализация волонтера очень важна, все же ответственность лежит на группе в целом и на координаторе в частности. Нежелание помогать в составе группы, найти и занять там свое место — это тревожный знак.

Но, при всем сказанном, очень важно, что у нас с новичками проводятся два собеседования и есть даже испытательный срок.

Несмотря на мой опыт, иногда первое впечатление меня подводит. После общения с координаторами волонтерских групп, бывают, хоть и редко, приятные, а порой и неприятные открытия. Вроде бы человек тебе понравился, он горит, он увлечен, он в теме, он сразу погрузился в работу. И ты уже думаешь, что перед тобой настоящий бриллиант, будущий координатор, а выясняется, что после двух посещений волонтер исчез. Но случается и иное. На собеседовании впечатление очень скромное, даже серое… Думаешь, хорошо, если новенький хотя бы дойдет до группы. А на практике получается, что со временем он становится ее украшением, преображается, начинает излучать такое душевное тепло, любовь и заботу о подопечных и других волонтерах, со временем группа без этого волонтера уже немыслима.

Текст записал и подготовил к публикации Юрий Белановский

собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть фото собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть картинку собеседование волонтеров что спрашивают. Картинка про собеседование волонтеров что спрашивают. Фото собеседование волонтеров что спрашивают

Светлана Блинова (Перегудова) — психолог по образованию и профессии, автор и ведущая учебного курса «Православная семья в современном мире», создатель и руководитель направления «Даниловцев» по работе с сиротами «Дорога к дому», в рамках которого была организована работа в 6-ти социальных учреждениях. Создатель и координатор волонтерской группы в Детском доме- интернате для умственно-отсталых детей №24 г. Москвы. По субботам Светлана ведет встречи психологической поддержки для волонтеров.

Предлагаемая инструкция была составлена для работы Движения «Даниловцы», прежде всего в помощь координаторам волонтерких групп.

Порядок проведения собеседования кандидатов в волонтеры

I. Общая часть собеседования

1. Познакомиться, представиться.

2. Спросить, что привело на собеседование?

3. Спросить, откуда узнали о нашей волонтерской организации (или группе)?

4. Рассказать кратко об истории создания, названия и деятельности волонтерской организации.

5. Рассказать о том, кто такие волонтеры, о смысле и значении этой деятельности.

6. Рассказать о задаче и работе координаторов волонтерских групп, а также о различных специалистах и психологах организации.

7. Спросить о наличии в прошлом опыта добровольческой деятельности: когда, где и чем кандидат занимался? Что понравилось? Были ли трудности? Что ожидает от участия в нашей организации?

8. Если опыта волонтерской деятельности нет, спросить, как представляет свою деятельность в качестве волонтера?

9. Рассказать о направлениях деятельности нашей организации, о волонтерских группах и их особенностях.

10. Познакомить с картой и календарем работы, то есть рассказать что, где и когда происходит.

11. Спросить волонтера, какое направление и какую группу он выбрал.

12. Спросить, как будущий волонтер представляет себе людей, которых он будет посещать? Почему?

13. Рассказать о людях, с которыми ведется работа в выбранном им направлении.

14. Узнать, есть ли опыт общения или совместной деятельности с такими людьми в его жизни (сестры, братья, другие родные, соседи, знакомые и т.п.), расспросить об этом.

15. Рассказать о волонтерах: возраст, пол, студенты, работающие, интересы, совместное общение и т.д.

16. Спросить, чем кандидат в волонтеры занимается в жизни: учится, работает, какой график? Где живет? Где учится, где работает? Где живут родители? Есть ли друзья? Как знакомые и близкие относятся к идее служения, добровольческой деятельности? Может ли кто-то из них заинтересоваться?

17. Спросить, что человек предполагает получить от участия в нашей волонтерской организации? Чем обогатиться, как к этому относится? Каков его личный смысл участия?

18. Познакомить волонтера с правилами работы волонтеров (дать прочитать и дать время на осмысление) и ответить на возникшие вопросы. Пример правил можно посмотреть тут: http://www.danilovcy.ru/dokumenty/pravila-deyatelnosti-volonterov/

19. Важно сказать волонтеру, что он должен соблюдать режим работы и правила работы конкретной волонтеркой группы и придерживаться того графика своего присутствия, который согласует с координатором волонтерской группы.

20. Так же следует напомнить, что волонтер вправе прекратить свое служение, когда сочтет нужным. Но мы просим его уведомить координатора волонтерской группы об этом заранее.

21. Рассказать о возможностях, которые открывает перед человеком служение и участие в добровольческой деятельности: получение опыта работы в команде, участие в жизни большого молодежного сообщества, возможность обучения, получение психологической поддержки, развитие собственных способностей – коммуникативных навыков, творческих, педагогических умений, практика христианской жизни.

22. Надо обсудить идею того, что участие в волонтерской организации может не только отнимать у человека его силы и время, но и давать очень многое: чувство сопричастности доброму делу, утверждение, самоуважение, духовное развитие и т.п.

23. Если сомнений в человеке не появилось, если он определился с направлением (учреждением), то необходимо заполнить и подписать анкету и направить волонтера на собеседование с координатором конкретной волонтерской группы.

25. Необходимо предупредить волонтера, что координатор группы вправе отказать новичку без объяснения причин.

26. Если появились какие-либо сомнения, но вы не готовы отказать волонтеру, то следует направить его к координатору того направления, которым он интересуется. При этом надо предупредить волонтера, что координатор несет личную ответственность за благополучное осуществление добровольческого служения перед людьми и администрацией учреждений, которых мы посещаем, и может по своему усмотрению отказать в приеме кандидата в свою волонтерскую группу, порекомендовав консультацию у психолога или беседу с иным специалистом.

II. Собеседование по направлениям

1. Подробно рассказать о конкретном учреждении, где работает волонтерская группа и где новичку придется помогать: название, ближайшая станция метро, сколько времени уходит на дорогу от метро. Кто наши подопечные? Каковы особенности людей, которых навещаем? Что за персонал? Дни и время посещения? Формы работы в будни и праздники? Специфика учреждения, основные требования, запреты, возможные трудности?

2. Ответить на все вопросы кандидата по представленной информации.

3. Спросить про тревоги, опасения, сомнения кандидата в связи с услышанным, ответить поддержкой и прояснением, что считаете оправданным, что – нет. Рассказать, какой опыт преодоления подобных тревог и сомнений был у самого координатора или других волонтеров.

4. Пообещать свою поддержку и помощь, поддержку других волонтеров, обучение, рассказать о возможности психологической помощи в организации.

5. Попросить не скрывать возникающие трудности и в случае проблем ставить в известность координатора. Важно, чтобы была возможность оперативно оказать помощь, положительно изменить ситуацию. Достигнуть договоренностей.

6. Рассказать о возможности посещений с учетом жизненной ситуации, с той частотой, какую человек может себе позволить не в ущерб семье, здоровью.

7. Подчеркнуть необходимость избегать ложного чувства вины, неловкости, если человек не может присутствовать каждое посещение: ходите по возможности, главное – ставить координатора в известность о своем желании пойти или отмене бывшей договоренности. Обсудить, каким образом извещать координатора: sms, звонок, через других волонтеров.

8. Спросить, какие дни и какое время человек сможет посвящать волонтерской деятельности? Согласовать возможный график.

9. Рассказать о ближайших днях посещения и предполагаемых занятиях.

10. Если возможно, договориться о времени и месте встречи, достигнуть конкретных договоренностей.

Источник

Лайфхак: как волонтёру пройти собеседование на крупное событие

собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть фото собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть картинку собеседование волонтеров что спрашивают. Картинка про собеседование волонтеров что спрашивают. Фото собеседование волонтеров что спрашивают

Беседы с кандидатами в волонтёры всегда проходят дружелюбно и в комфортной обстановке, поэтому волноваться не стоит. Фото: Предоставлено организацией «Волонтёры Урала»

Желающих стать волонтёром на международных мероприятиях обычно очень много, конкуренция высокая. Да и требования к кандидатам предъявляются высокие. Мы уверены, что чемпионат мира по футболу – это не последний масштабный праздник для России, поэтому решили разобраться, на что же интервьюеры обращают внимание во время собеседований с потенциальными волонтёрами. Как попасть в «команду мечты», «СверхНовой Эре» рассказала Александра КИМ, руководитель блока отбора волонтёров международного чемпионата молодых профессионалов «WorldSkills Russia».

Прежде всего, у волонтёра должна быть мотивация. Он должен чётко понимать, куда и зачем подаёт заявку, а главное, почему хочет стать волонтёром. Также человек должен уметь общаться, работать в команде, быть организованным, ответственным, пунктуальным, стрессоустойчивым, ведь ситуации бывают разные. Если на собеседовании волонтёр продемонстрирует лидерские качества, то его, скорее всего, порекомендуют на роль руководителя команды.

Волонтёрский опыт является для кандидата большим плюсом. Однако даже если человек никогда не участвовал ни в каких мероприятиях, это совсем не значит, что он не сможет попасть в команду.

Хорошо, если волонтёры крупных мероприятий знают иностранный язык. Но если даже вы не говорите на английском – не страшно. Есть функциональные направления, на которые иностранный не нужен. Вам могут предложить работу в волонтёрском штабе – например, организовывать питание для других добровольцев. В любом случае, всегда можно выучить несколько основных фраз.

На встречу лучше не надевать яркие вещи, стоит прийти в своей повседневной одежде. Но на самом деле, наряд не особо влияет на итог собеседования. Само собой, кандидат должен выглядеть опрятно, не очень приятно беседовать с человеком в грязной одежде. Кстати, некоторые волонтёры сразу приходят в форме.

Во время интервью лучше вести себя естественно. Главное, не нервничайте и честно отвечайте на вопросы. Сразу видно, когда человек ведёт себя как-то не так: мешкает, дёргается… Большинство волонтёров говорят о себе банальные вещи: «Я ответственный, коммуникабельный…». Лучше расскажите о себе что-нибудь интересное – о жизни, об увлечениях. Тогда тебя обязательно запомнят.

К любому собеседованию обязательно нужно готовиться. Почитайте о мероприятии, на которое подаёте заявку, узнайте, что требуется от волонтёров. Зачем приходить неподготовленным? И своё время зря потратите, и чужое.

Лучше записываться на собеседования в начале отборочного этапа. Если кандидат стремится попасть на интервью как можно быстрее, мы понимаем, что он заинтересован в том, чтобы стать волонтёром, больше, чем другие. Кроме того, это показатель того, что человек ответственный и действительно хочет попасть в команду.

Источник

Прием новых волонтеров: анкетирование, собеседование, распределение, отказ. Опыт движения «Даниловцы»

собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть фото собеседование волонтеров что спрашивают. Смотреть картинку собеседование волонтеров что спрашивают. Картинка про собеседование волонтеров что спрашивают. Фото собеседование волонтеров что спрашивают

Зачем нужно собеседование новых волонтеров?

Профиль «Даниловцев» – социальное волонтерство, т.е. организованная безвозмездная помощь людям в трудной жизненной ситуации. Социальные волонтеры помогают самым уязвимым людям – детям и подросткам в домах-интернатах для детей с особенностями развития и приютах, детям в больницах и реабилитационных центрах, одиноким пожилым людям в домах престарелых, людям с инвалидностью в психоневрологических интернатах, бездомным людям, заключенным. Волонтеры встречаются со своими подопечными, общаются, проводят вместе творческие занятия, гуляют, пьют чай, играют в настольные игры. Мы часто говорим, что главное для нас – это встреча человека с человеком, что личное общение и внимание необходимы каждому человеку. У многих волонтеров складываются по-настоящему теплые, доверительные, дружеские отношения со своими подопечными – детьми и взрослыми, к которым они регулярно, обычно каждую неделю, приезжают.

В такой ситуации отбор волонтеров должен проводиться «ручным образом», в личном общении. Во время собеседования у человека, который его проводит (будем называть его дальше для краткости – сотрудник), есть возможность лично поговорить с кандидатом в волонтеры (дальше – кандидат), понять его мотивы, соотнести его ожидания с реальностью конкретной волонтерской организации.

Можно выделить 3 задачи проведения собеседования:

Откуда приходят волонтеры?

Большинство людей, которые всерьез задумываются о волонтерстве, находят подходящие организации через поисковые запросы в интернете. И дальше смотрят их сайты и принимают решение – идти или нет к ним на собеседование.

Поэтому организации, которая хочет привлечь новых членов, необходимо иметь:

Некоторые организации размещают на сайте очень подробную анкету волонтера с большим количеством вопросов, надеясь сразу отсеять «неподходящих» кандидатов и привлечь для дальнейшей работы уже «отобранных» кандидатов. Но если организации действительно регулярно нужны новые волонтеры, подобная стратегия не будет эффективной по ряду причин:

В большинстве случаев кандидат не будет заполнять подробную анкету, а перейдет на сайты похожих организаций.

Поэтому оптимальнее всего на сайте в анкете оставить буквально 3-4 основных вопроса (ФИО, контакты, дата рождения). А все личные вопросы приберечь для собеседования, когда у сотрудника и кандидата будет возможность обстоятельно поговорить.

Раз в месяц или реже волонтерам, которые заполнили анкету на сайте, но так и не пришли на собеседование, желательно отправлять «догоняющие» письма. В них кандидату напоминают о собеседовании, о том, что его ждут в организации.

Таким образом, путь кандидата от сайта до собеседования можно охарактеризовать так:

Этапы собеседования

Собеседования в организацию групповые и по четкому расписанию. В «Даниловцы» на каждую такую встречу приходит от 1 до 12 кандидатов. Собеседование идет 1 час. Соответственно, чем больше кандидатов на собеседовании, тем менее подробный разговор с каждым из них возможен.

Я выделяю 5 основных этапов собеседования:

2. Правила деятельности волонтеров.

3. Анкета волонтера (заполнение подробной бумажной анкеты).

4. Рассказ о волонтерской организации.

5. Выбор конкретной волонтерской группы.

За что в процессе собеседования отвечает сотрудник, и за что отвечает кандидат?

Ответственность сотрудника в процессе собеседования заключается в следующем:

Ответственность кандидата в процессе собеседования заключается в следующем:

Первый этап собеседования – знакомство

В начале собеседования я сразу предлагаю кандидату рассказать о себе. Почему не начинаю с лекционной части и не рассказываю об организации? Чтобы человек не успел «настроиться на волну», не успел коммуникативно «мимикрировать» под сотрудника. В таком случае последний получает возможность познакомиться с кандидатом непосредственно, услышать, с чем человек на самом деле пришел. Кто-то очень подробно, откровенно рассказывает о себе и о своей мотивации. Другие ограничиваются буквально парой фраз «Меня зовут Иван Иванов, мне 30 лет, я программист, хочу помогать людям».

Исходя из того, что и как кандидат рассказывает о себе, я задаю дополнительные и уточняющие вопросы.

Есть ряд обязательных вопросов, которые необходимо задать:

И есть еще 2 вопроса, на которые кандидату бывает непросто ответить, но они помогают увидеть более полную картину как сотруднику, так и самому кандидату:

Важен ли опыт волонтерства у кандидатов?

Есть мнение, что наличие волонтерского опыта крайне желательно. Наш опыт говорит, что это не обязательно. Бывает, что человек, имеющий волонтерский опыт, сразу занимает покровительственное положение по отношению к другим кандидатам на собеседовании, а потом и к волонтерам в выбранной группе. У такого человека могут быть потом конфликты с координатором из-за различного видения ситуации и нежелания кандидата приобщиться к опыту организации, в которую он вступил.

Бывает, что в организации, в которой волонтер до этого состоял, он получил некий отрицательный опыт, и теперь с настороженностью относится к другим волонтерским организациям. Бывает, что человек попробовал себя в нескольких организациях, но из-за неумения работать в команде, неуживчивости, конфликтов с другими волонтерами, раз за разом пробует новые и новые организации.

Но, конечно, есть и случаи, когда человек, получивший опыт социального волонтерства, потом с успехом приумножает его и развивает у нас.

О мотивации кандидатов

Для того, чтобы стать социальным волонтером, у кандидата должно быть:

Но желание помогать людям – очень общее, широкое понятие, в котором, или помимо которого, есть еще и другие мотивации. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:

Самая оптимальная мотивация для волонтерства – это желание помогать людям, делиться внутренними ресурсами от избытка. Это наиболее благоприятная ситуация как для самого волонтера, так и для подопечных. Собственно, при такой мотивации – мы говорим об адекватных людях. Остается только направить стремление кандидата в нужное русло и даже, если есть необходимость, немного ограничить размах предполагаемой деятельности. Бывает, что человек хочет помогать несколько раз в неделю, а мы по опыту знаем, что он через некоторое время эмоционально выгорит. Оптимальный режим для нового волонтера, желающего навещать подопечных регулярно, – 1 раз в неделю.

Бывает, что социальное волонтерство привлекает людей, которые сами нуждаются в помощи, находящихся в «дефиците», иногда с расстройствами психики. Тут для нас важно, насколько человек сам осознает собственные ограничения, имеет ли ресурсы, и адекватен ли в общении. Ситуации возможны самые разнообразные. Но тут необходимо провести профессиональные и человеческие границы. Волонтерская организация – это не реабилитационный центр. Организация отвечает за людей, которых она принимает в свои ряды и затем допускает к подопечным, и не может идти на риск.

Отдельный вопрос про волонтеров, которые приходят из-за профессионального интереса. Тут возможны разные варианты:

Если мы говорим о первом и втором варианте, то это замечательная мотивация, я всегда восхищалась врачами, которые находили желание и силы на волонтерство, на простое общение и творческие занятия с детьми и подростками. Если речь идет о третьем варианте, то для нас это неприемлемо. Подопечные не могут быть средством для достижения какой-либо цели, не могут быть «объектами» для наблюдений.

Что касается pro bono, то есть профессионального волонтерства, то, конечно, если человек предлагает оказать профессиональную помощь на безвозмездной основе, и такой запрос есть у благотворительной организации, то возможно хорошее сотрудничество.

Бывает у кандидатов и корыстный интерес. Тут речь идет о случаях, когда кандидату нужна справка об участии в социальном волонтерстве, которая дает какие-либо бонусы для кандидата (например, баллы для поступления в институт). В этом случае нужно прояснить, есть ли у человека желание помочь другим людям, или вся мотивация сводится только к получению справки. Если у кандидата есть желание, интерес помочь людям, то это вполне рабочая ситуация. А вот если у человека вся мотивация сводится к корыстной цели, то мы отказываем.

Второй этап собеседования – правила деятельности волонтеров

Правила волонтеров обязательно содержат следующие пункты:

На собеседовании я часто говорю о том, что правила написаны нашей «кровью» за годы волонтерской деятельности, это действительно так. Часто волонтеры, прочитав некоторые пункты (особенно из раздела «Категорически запрещено»), изумляются – а что, и такое было? Кажущиеся странными для внешнего человека пункты правил обоснованы правилами учреждений, внутренней логикой, прецедентами. Практически по каждому пункту правил можно вспомнить соответствующие прецеденты.

Одно из ключевых правил движения, например, – ни в коем случае нельзя приходить к подопечным, если есть хотя бы незначительное недомогание (насморк, или кашель, или т.п.), потому что это может обернуться для подопечных самыми тяжелыми последствиями.

Правила нашей деятельности открыты. Кандидат может посмотреть их на сайте «Даниловцев» заранее. На самом собеседовании я всегда даю прочитать правила в бумажном виде, даже если кандидат говорит, что уже прочел. Нам важно быть уверенным, что волонтер их действительно прочитал. И если что-то непонятно, задал вопросы.

Вопросы, которые задает кандидат, очень важны. Они хорошо характеризуют человека: как именно он задает вопросы (даже с какой интонацией), как реагирует на полученный ответ, как реагирует на вопросы от других кандидатов, что его беспокоит, возмущает, волнует.

Третий этап собеседования – анкета волонтера

На сайте кандидат уже заполнил очень короткую анкету. Придя на собеседование, он получает полноценную бумажную анкету волонтера, где содержатся пункты согласия с некоторыми условиями или требованиями.

Наша анкета для волонтера содержит следующие пункты:

Обязательный пункт анкеты волонтера – предоставление паспортных данных. Это необходимое условие. Для обеспечения безопасности подопечных организация должна иметь паспортные данные своих членов, которые ходят в государственные социальные и медицинские учреждения, где предоставление паспортных данных также необходимо для пропуска на территорию. Если кандидат отказывается предоставлять свои паспортные данные, он, соответственно, не может стать волонтером.

Важный вопрос в анкете – наличие психических, инфекционных заболеваний; химических зависимостей. Здесь сотруднику необходимо иметь определенный минимум знаний или иметь возможность проконсультироваться), чтобы понимать, о чем говорит кандидат, и осознавать степень серьезности того или иного расстройства или заболевания.

Если человек упоминает на собеседовании о чем-то подобном, его лучше оставить на дополнительный личный разговор после собеседования, когда остальные кандидаты уйдут, и все прояснить.

Если человек называет серьезные диагнозы, то сотрудник, если он не является клиническим психологом и не обладает соответствующей компетенцией, в большинстве случаев вынужден отказать в участии в социальном волонтерстве, поскольку не в праве брать на себя подобную ответственность. Волонтеры посещают самых незащищенных, прежде всего, в эмоциональном, психическом плане, людей, и здесь не место потенциальным рискам.

Если человек объясняет, что он находится под наблюдением врача, проходит соответствующее лечение, и если в организации есть сугубо практические, прикладные формы деятельности, не связанные непосредственно с общением с подопечными, то таким волонтерам (при их общей адекватности, естественно), можно предложить данные формы работы. И, конечно, порекомендовать обратиться к психологу организации.

Если же речь идет о таком распространенном, к сожалению, в наше время заболевании, как депрессия, то здесь опять-таки необходимо уточнить, проходит ли человек лечение и находится ли на данный момент в ремиссии. Если да, то препятствий к участию в волонтерстве обычно нет.

Обо всех особенностях кандидата, прошедшего собеседование, сотрудник обязательно сообщает координатору выбранной волонтерской группы. Потому что итоговое решение – всегда за координатором выбранной группы.

Часто вопросы вызывает пункт, где нужно указать свою религиозную принадлежность. Для чего это необходимо? Мы светская организация, и у нас есть волонтеры христиане, и мусульмане, и буддисты, и атеисты. Мы с уважением относимся к личному выбору каждого человека. Но религиозные практики бывают очень разные, в том числе и деструктивные, и тоталитарные. Вред подопечным могут нанести лженаучные, народные, оккультные практики.

В рамках волонтерской деятельности волонтёры не могут заниматься проповедью каких-либо религиозных или псевдорелигиозных взглядов (включая астрологию, нумерологию, хиромантию и т.п.). Адепты нетрадиционных. В том числе оккультных религий могут нанести непоправимый вред подопечным или другим волонтерам.

Четвертый этап собеседования – рассказ о волонтерской организации

Следует рассказать кандидату основную информацию про организацию, про обучение и возможности, которые предоставляются волонтерам.

Я рассказываю о действующих волонтерских группах и сразу показываю на мониторе соответствующие страницы сайта. Говорю о Школе социального волонтерства, о возможности любого волонтера обратиться к психологу движения и о Медиатеке на сайте Школы социального волонтерства, где собраны все наши видео и тексты обо всех аспектах волонтерской деятельности.

Очень важно донести до кандидата, как устроена структура волонтерской группы и каков порядок работы. Важно рассказать, что все волонтеры посещают подопечных только в составе волонтерских групп, в определенные дни и часы, что во главе каждой группы стоит координатор, и именно он является тем человеком, которому волонтеры в процессе деятельности задают свои вопросы, делятся переживаниями, спрашивают совета и т.п.

Пятый этап собеседования – выбор волонтерской группы

Как будущему волонтеру выбрать подходящую группу для деятельности?

Здесь 3 ключевых аспекта:

Конечно, если кандидат хорошо прошел собеседование, выбрал конкретную группу и она подошла ему по расписанию – это идеальный вариант. Остается только объяснить следующие шаги и пожелать доброго волонтерского пути. Но бывают разные случаи.

Часто кандидаты спрашивают, можно ли походить в несколько разных групп, чтобы выбрать наиболее подходящую? Строгого запрета на такой выбор у нас нет. Но я всегда рекомендую выбрать для начала одну группу и попробовать походить только в нее. Почему? Есть ряд причин для того, чтобы не посещать несколько групп «в экскурсионном режиме»:

Если кандидату после нескольких посещений не нравится какая-либо волонтёрская группа, он может вполне выбрать другую.

Как кандидаты выбирают волонтерскую группу?

Обычно люди выбирают конкретную группу по местоположению учреждения (кандидат, например, живет в этом же районе) или по расписанию посещений.

В «Даниловцах» сейчас 30 волонтерских групп разной направленности, поэтому практически каждому человеку можно подобрать подходящее направление деятельности. Мы предлагаем следующий алгоритм, который отражен в таблице:

Конечно, самая популярная аудитория – это дети. Большинство кандидатов четко проговаривают, что хотят помогать именно детям. Оставшиеся несколько процентов выбирают помощь одиноким старикам в домах престарелых (сейчас они называются ПВТ – пансионаты для ветеранов труда), и многие выбирают прицельно направление помощи бездомным людям (изредка заключенным).

Реже всего кандидаты выбирают помощь одиноким взрослым с особенностями развития в ПНИ. Абсолютное большинство людей при упоминании «психических заболеваний» до сих пор представляют себе какие-то страшные картины, практически ничего общего с реальностью не имеющие. ПО нашему опыту в ПНИ не боятся идти те, кто так или иначе уже имел в своей жизни опыт подобных встреч, общения с такими людьми, и знает, насколько им нужно внимание, общение, совместные занятия, и сколько благодарности, заботы и добрых чувств они дарят своим друзьям-волонтерам, и насколько значимые улучшения в их состоянии производят волонтерские посещения.

Когда кандидат определяется с выбором конкретной волонтерской группы, я оставляю ему свои контакты на случай, если человек захочет поменять группу, и даю контакты координатора выбранной группы, чтобы он с ним связался.

После собеседования я пишу координаторам о кандидатах, перечисляю фамилии и контакты тех, кто выбрали конкретные группы. Если по поводу кандидата есть некие сомнения – я всегда сообщаю координатору.

Согласно правилам Движения «Даниловцы», следующий шаг для кандидата, который прошел вступительное собеседование, это личное собеседование с координатором выбранной группы. Это решающий этап, на котором координатор, естественно, имеет полное право отказать волонтеру и сообщить мне об этом. В зависимости от причины отказа, я дальше или полностью отказываю волонтеру, или предлагаю посетить другую группу. Собеседование с координатором крайне важно, я ниже отмечу самые основные пункты.

Отказ волонтеру

Бывает, что во время собеседования кандидат начинает вести себя неадекватно, агрессивно, или отказывается предоставлять паспортные данные, или говорит, что является членом какой-либо деструктивной религиозной организации – в таких случаях я отказываю непосредственно во время собеседования, мы прощаемся сразу, чтобы не терять ничье время.

Если человек ведет себя немного, скажем так, «нестандартно», или что-то отмечает в пункте анкеты «наличие психических, инфекционных заболеваний; химических зависимостей; судимостей; постановки на учёт в каком-либо диспансере»; или происходит что-то еще, из-за чего у меня возникают личные вопросы, я обычно прошу человека остаться на небольшой дополнительный разговор после общего собеседования, когда остальные кандидаты уйдут. Тогда у нас происходит более подробный и личный разговор, на котором принимается соответствующее решение. Бывали случаи, когда я колебалась и просила волонтера немного подождать «за дверью», а сама звонила координатору той группы, которую выбрал человек, объясняла ситуацию и спрашивала, готов ли координатор потенциально взять кандидата к себе.

В «Даниловцах» решение о принятии кандидата в организацию принимается непосредственно на собеседовании, поэтому отказывать глаза в глаза действительно непросто. Здесь, как и на протяжении всего собеседования, сотруднику очень важно выдерживать профессиональную позицию. Кандидаты могут очень агрессивно реагировать на то, что им отказывают. И здесь полностью оправдывает себя пункт правил, где проговаривается возможность отказать «без объяснения причин».

Наиболее оптимальным при отказе будет сказать в разных вариациях следующее:

Понятно, что многое зависит от конкретных обстоятельств и конкретного человека, но общая тональность примерно такова.

Очень важный аспект – если вы понимаете, что с человеком что-то серьезно не в порядке, не нужно «подкладывать свинью» коллегам – другим волонтерским организациям – и рекомендовать другие организации «мол, вы нам не подходите, но попробуйте себя там-то и там-то». Важно вежливо, но твердо отказать, не ссылаясь на коллег.

Собеседование, которое проводит координатор волонтерской группы

Часто кандидаты в волонтеры относятся к первому, общему собеседованию в движение, чуть ли не как к приему на работу, и поэтому ведут себя соответственно – официально и в рамках приличий. Но ко второму собеседованию – с координатором выбранной волонтерской группы – люди расслабляются и показывают себя как есть. И это очень хорошо! И если координатор и кандидат искренне поговорили, и кто-то из них понял, что совместное сотрудничество вряд ли получится, в этом нет никакой трагедии. Возможно, человек найдет себя в другой группе, а возможно, волонтерская деятельность в конкретном движении ему не подходит, и в этом, опять же, нет ничего страшного. У каждого человека свой путь.

Очень важно координатору встретиться с потенциальным волонтером в спокойной обстановке, не торопясь. Лучше координаторам встречаться в кафе. Хорошо проведенное собеседование – это залог и фундамент дальнейшего сотрудничества, а часто – и дружбы.

Основное содержание данного собеседования обычно следующее:

Крайне важно кандидату объяснить, что для всех вопросов, проблем, переживаний и инициатив волонтеров – есть координатор.

Завершение

Конечно, быть ведущим собеседований в волонтерскую организацию социальной направленности очень непросто. Это серьезная ответственность. Сотрудника порой можно сравнить со стражем у ворот за которыми волонтеры посещают самых уязвимых и незащищенных в эмоциональном плане людей.

Абсолютное большинство кандидатов в социальные волонтеры – очень хорошие, добрые люди, искренне желающие помочь детям, старикам, одиноким несчастным людям, но каждый раз, на каждом собеседовании ведущий не знает, что за человек перед ним, с какими целями и внутренними сложностями он пришел, будет ли он искренним.

Однозначных отказов, когда понимаешь, что человеку точно не место в социальном волонтерстве – к счастью, немного (хотя, нужно сказать, за последние пару лет такие случаи участились – возможно, это неизбежный эффект популяризации волонтерства).

Все люди очень разные, порой возникают неоднозначные ситуации, и сотруднику, с одной стороны, всегда необходимо помнить о главном волонтерском принципе – не навреди, с другой стороны – очень не хочется ошибиться и отказать человеку, который пришел с открытым сердцем и добрыми намерениями.

Вопрос не только в безопасности, но еще и в том, как именно помочь человеку определиться с конкретной группой, потому что мало кто из кандидатов точно знает, куда хочет, и формальные способы выбора (местоположение учреждения, дни и время посещения) не всегда работают, а искренне желаешь, чтобы человек попал именно в ту группу, к тем подопечным, к тому координатору, с кем сложатся самые добрые и сердечные отношения.

Годы собеседований были уникальным, очень важным опытом общения и ответственности для меня, я не перестаю восхищаться и радоваться удивительным людям, которые приходят бескорыстно, с открытой душой и сердцем помогать нашим подопечным, которым это бесконечно нужно.

Алена Характерова – куратор волонтерской деятельности Добровольческого движения «Даниловцы», экс-координатор волонтерской группы в отделении микрохирургии РДКБ; экс-координатор волонтерской группы в отделениях нефрологии и гинекологии РДК.

Беседовала Анастасия Кузина — журналист, пресс-секретарь ДД «Даниловцы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *