снятие прс что это
Форум для экологов
Форум для экологов
Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Модератор: Ecolog-Julia
Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение geoprom » 18 июн 2010, 10:09
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение smold » 18 июн 2010, 13:25
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение geoprom » 18 июн 2010, 15:56
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение ЮВ » 18 июн 2010, 17:38
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение geoprom » 21 июн 2010, 09:01
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение ЮВ » 21 июн 2010, 18:19
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение geoprom » 22 июн 2010, 14:17
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение ЮВ » 22 июн 2010, 18:42
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение geoprom » 23 июн 2010, 07:24
Re: Снятие ПРС с площадок под временные сооружения
Сообщение Heleny » 09 июл 2010, 10:16
Ответственность
Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:
— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения
и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.
Наш email: eco@integral.ru
ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.
Bau-enginer
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Май | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Снятие растительного грунта и подготовка основания земляного полотна
Снятие растительного грунта. Плодородный слой почвы, включая дерново-растительный слой, должен быть снят на всей площади, занимаемой насыпями, выемками, резервами, карьерами и другими сооружениями дорожного комплекса. Границы в плане, толщина снятия и места складирования грунтов плодородного слоя почвы определяются проектом. Качественные показатели и нормы снятия плодородного слоя почвы установлены ГОСТ 17.5.3.06-85.
Разбивка работ по снятию почвы заключается в выноске в натуру границ срезки и контуров штабелей складирования. Для разбивки границ срезки используют вешки высотой 1,0-1,5 м, устанавливаемые через 20-25 м. Контуры валов складирования обозначают кольями; границу срезки до начала работ — бороздой (плугом или рыхлителем).
В целях предупреждения поломки или засыпки установленные ранее знаки выноса проекта на местность следует защитить ограждениями из трех реек, скрепленных верхними концами «в шатер», или обозначить специальными вешками. После окончания снятия плодородного слоя почвы установленная для этой работы разбивка снимается.
Если подлежащий снятию слой имеет высокую плотность или в нем остались корни после удаления леса, до начала срезки рыхлят слой или вспахивают многокорпусными плугами.
Плодородный слой почвы снимают, как правило, в талом состоянии. При затрудненной проходимости машин допускается снимать почву в весенний период при оттаивании грунта на соответствующую глубину.
Плодородный слой почвы срезают и перемещают в места складирования бульдозерами или автогрейдерами, применяя следующие схемы работ:
при возведении насыпей из привозного грунта, когда ширина полосы, с которой должен быть срезан слой почвы, не превышает 25 м, используют челночную схему поперечного перемещения грунта по отношению к оси дороги;
при возведении насыпей из боковых резервов или высоких насыпей, а также при разработке глубоких выемок, когда дорожная полоса имеет ширину 30-40 м и более, срезку и перемещение почвы следует производить сначала с одной половины полосы, начиная зарезание от оси, а затем с ее другой половины, по так называемой, поперечной или поперечно-участковой схеме движения;
при больших объемах работ по снятию почвенного слоя (толстый слой, большая ширина дорожной полосы) сначала производят срезку почвы с перемещением автогрейдером или бульдозером с поворотным отвалом в продольные валы, из которых позднее грунт перемещают бульдозерами за пределы дорожной полосы. При этом поперечное перемещение почвы на половине ширины дорожной полосы производят косыми проходами бульдозера (под углом к продольной оси дороги), чтобы при каждом проходе обеспечивалась полная загрузка бульдозера, соответствующая его мощности. Такая схема называется продольно-поперечная.
При удалении почвенного грунта с площадей большой ширины используется схема с образованием валов-штабелей в контуре сооружения. До начала последующего вида работ почвенный грунт должен быть вывезен в установленные проектом места складирования автотранспортом с погрузкой погрузчиками.
При вертикальной планировке площадей и полос с травяным покровом шире 50 м допускается сбор почвенного грунта в поперечные валы в пределах контура с последующим распределением по спланированной захватке.
Штабели почвенного грунта размещаются с учетом рельефа местности и других местных условий при ширине полосы до 25 м, как правило, с одной стороны; при большей ширине — с двух сторон с разрывами для проезда строительных машин, стока поверхностных вод. В лесных массивах, на пашнях и других ценных землях хранение почвенного грунта осуществляют на специально выделяемых для этих целей площадях.
При снятии, складировании плодородного слоя почвы должны быть приняты меры, предотвращающие его потери (размыв, раздувание), а также снижение его качества (смешивание с подстилающими слоями, корнями, лесоотходами, загрязнение и т. п.). При сроке складирования более года поверхность валов почвенного грунта укрепляют посевом трав или другими способами, предусмотренными проектом.
Основные мероприятия по подготовке основания земляного полотна. До начала возведения насыпи подготовленная поверхность основания должна быть спланирована бульдозером. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные заглубления, в которых может застаиваться вода, заполняют послойно с уплотнением до требуемой плотности для основания ( СНиП 2.05.02-85, табл. 22). Для обеспечения водоотвода на горизонтальных участках придается поперечный уклон от оси не менее установленного для поверхности покрытия.
При использовании в качестве основания сильносжимаемых недренирующих грунтов (торф, ил, глины малой плотности и др.), а в насыпи — дренирующих грунтов — при выравнивании следует создавать в средней части строительный подъем, величина которого должна быть больше величины расчетной осадки основания, предусмотренной проектом.
Уплотнение грунтового основания низких насыпей и грунтовых слоев под низом рабочего слоя дорожной одежды в выемках и нулевых местах выполняется в случаях, предусмотренных СНиП 2.05.02-85 и СНиП 3.06.03-85. Грунты основания уплотняют непосредственно перед отсыпкой вышележащих слоев грунта или слоев дорожной одежды (аэродромного покрытия).
Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого применяемыми средствами, излишний слой грунта следует удалить бульдозером и проводить уплотнение нижележащего слоя. После уплотнения и разравнивания нижнего слоя удаленный грунт возвращают и уплотняют до требуемой плотности.
При реконструкции дорог с использованием существующей насыпи растительный грунт с обочин и откосов реконструируемой насыпи удаляют и перемещают на границу полосы отвода для последующей рекультивации. При невозможности использования его биологических свойств распределяют в основании дополнительной части. Перед отсыпкой дополнительных слоев поверхность старой насыпи должна быть разрыхлена на глубину 10-15 см с уплотнением совместно с последующим слоем. Необходимость разборки и удаления слоев старой дорожной одежды устанавливается проектом.
До начала работ по возведению насыпи водопропускные и коммуникационные трубы, как правило, должны быть закончены полностью и засыпаны с обеих сторон на ширину не менее 4 м с каждой стороны, сверху — слоем толщиной, не менее указанной в проекте, с послойным уплотнением до требуемой плотности. При этом перемещение и разравнивание грунта, а также уплотнение катками выполняется продольными по отношению к трубе проходами машин при одновременном наращивании насыпи с обеих сторон. Необходимо постоянно осуществлять контроль за приближением машины к стенке трубы с целью избежания ее сдвига или возможного разрушения. Толщина слоя грунта поверх трубы, при которой возможно уплотнять грунт засыпки и пропускать машины и транспорт, должна быть указана в проекте трубы, но не менее предусмотренной действующими нормами.
Ширина подошвы насыпи (Вниз,м) определяется по формуле:
m-заложение откосов земельного полотна;
площадь планировки и уплотнения (S, м ) определяется так:
Работы по планировке основания насыпей выполняется так же бульдозером. Уплотнение естественного основания насыпей производится катком на пневмашинах ДУ-16 массой 25 т (с балластом ) за 10 проходов по одному следу.
3.1. Расчет состава МДО на выполнение подготовительных работ
Определяем площадь разрубки просеки для участка дороги II технической категории протяженностью 100 м:
, где
длина участка дороги,
ширина просеки.
м 2
га
При среднем запасе древесины на 1 га (q=125 м 3 ) объем вырубаемой древесины (Q, м 3 ) составит:
м 3
На прорубку просеки потребуется рабочих дней (Тр):
, где
сменная производительность бригады, м 3 /см.
Производительность бульдозера на снятие растительного слоя определяется по формуле:
, где
продолжительность рабочей смены, час;
объем работ,
норма времени на выполнение данной работы, маш/час;
фактическая толщина слоя снимаемого грунта на данном участке, м;
расчетная толщина слоя снимаемого грунта, м.
Продолжительность снятия растительного слоя определяется по формуле:
, где
объем работ, выполняемый на снятии растительного грунта, м 2 ;
производительность машины, м 2 /см.
Длина захватки определяется по формуле:
, где
объем работ, выполняемый на снятии растительного грунта, м 2 ;
производительность машины, м 2 /см.
длина участка, на котором выполняется данный вид работ.
На участке с луговой растительностью работы выполняются двумя бульдозерами ДЗ-25, его производительность равна:
м 2
Продолжительность снятия ПРС на данном участке равна:
см
Длина захватки на данном участке равна:
м
На пашне работы выполняются бульдозером ДЗ-25, производительность равна:
м 2
Продолжительность снятия ПРС на данном участке равна:
см
Длина захватки на данном участке равна:
м
Планировка основания насыпи выполняется бульдозерами в двух направлениях, на участках:
— с ПК 0+00 по ПК 19+58 (луг) – ДЗ-25:
м 2 /см
Объем работ на захватке:
м 2
— с ПК 19+58 по ПК 100+00 (пашня) – ДЗ-25:
м 2 /см
Объем работ на захватке:
м 2
Уплотнение основания насыпи производится катком на пневмошинах ДУ-16В массой 25 т за 10 проходов по одному следу, производительность катка равна:
м 2 /см
м 2
Таблица 8 – Расчет МДО на выполнение подготовительных работ
Снятие прс что это
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Ведение вскрышных работ
СОДЕРЖАНИЕ
Требования данной технологической карты распространяются на ведение вскрышных работ при разработке месторождения строительного камня.
Принятые в технологической карте технические решения соответствуют рабочему проекту, техническим регламентам РФ, отраслевым руководящим документам и Регламентам ПАО «Транснефть», обеспечивают безопасные условия производства работ, исключают нанесение ущерба окружающей природной среде, обеспечивают пожаро- и взрывобезопасность, надлежащее качество работ и эффективное использование всех видов ресурсов.
Технологическая карта предназначена для инженерно-технических работников, принимающих участие в работах на Объекте. Определённые Контрактом, законодательством РФ и нормативно-техническими документами обязанности заказчика.
Лица, ответственные за производство работ, должны быть ознакомлены с данной технологической картой под подпись и несут персональную ответственность за выполнение содержащихся в ней указаний.
При выполнении работ следует руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
– СНиП 49.13330.2012 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
– СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
– ВСН 004-88. Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация;
– ВСН 31-81. Инструкция по производству строительных работ в охранных зонах магистральных трубопроводов министерства нефтяной промышленности;
– РД-11-02-2006 Требования к составу и ведению исполнительной документации;
– РД-11-05-2007 Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;
– ОР-91.010.00-КТН-175-12 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ПАО “Транснефть”;
– ОР-13.100.00-КТН-030-12 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно-эксплуатационным нуждам объектов ОАО «АК «Транснефть»
– ОР-91.040.00-КТН-097-18 Требования к службам качества строительных подрядных организаций на объектах ПАО «Транснефть»;
– ОР-91.200.00-КТН-108-16 Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Порядок осуществления строительного контроля заказчика при выполнении строительно-монтажных работ на объектах организаций системы «Транснефть»;
– Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (с изменениями на 21 ноября 2018 года) (редакция, действующая с 17 марта 2019 года)
Разработка карьера должна быть выполнена в границах строительной площадки установленной проектом.
Технологическая карта разработана на комплекс работ по вскрытию карьера общераспространенных полезных ископаемых.
Работы по вскрытию карьера общераспространенных полезных ископаемых, выполняются в одну смену.
В состав работ, последовательно выполняемых при вскрытии карьера общераспространенных полезных ископаемых, входят следующие технологические операции:
– срезка растительного слоя грунта с перевозкой его во временные отвалы;
– рыхление вскрышного (мерзлого) грунта бульдозером;
– разработка вскрышного грунта экскаватором;
К основным операциям относится:
– срезка растительного грунта;
Заготовка грунта в карьерах производиться в теплое время года для обеспечения обезвоживания грунта в буртах. При этом разработка грунта производится послойно, по мере оттаивания грунта, с последующей укладкой в бурты. Время от времени грунт следует перемешивать для лучшей просушки. Разработка мерзлого грунта в карьере в зимний период может производиться с предварительным рыхлением буровзрывным или механическим способами.
В условиях наличия поверхностных и грунтовых вод до начала разработки карьера должен быть организован водоотвод с целью исключения попадания воды в котлован карьера.
При накоплении воды в котловане карьера следует организовать водоотлив с помощью насосных установок. При этом вместимость зумпфов должна быть не менее объёма пятиминутного притока воды к ним.
К периоду подготовительных работ относятся работы, производящиеся непосредственно перед разработкой грунта в карьере, а именно:
– расчистка поверхности карьера от снега;
– устройство временных землевозных дорог.
Срезка растительного грунта
Перед началом работ по срезке грунта с площади карьера её необходимо расчистить от валунов, камней и других посторонних предметов, которые могут помешать дальнейшим работам по разработке грунта в карьере для отсыпки насыпи.
Растительный слой грунта на временно занимаемых землях до начала основных работ должен быть предварительно снят в размерах, установленных проектом, и уложен во временные отвалы для использования его в последующем для укрепления откосов и дна резерва, откосов земляного полотна автомобильной дороги или для повышения плодородия малопродуктивных сельскохозяйственных земель. Снятие растительного слоя должно быть выполнено до наступления морозов.
Срезка растительного слоя грунта I-й группы производится бульдозером с перемещением на расстояние до 50 м в промежуточные отвалы. Из промежуточных отвалов растительный грунт грузится фронтальным колесным погрузчиком в автомобили-самосвалы для перевозки на расстояние до 1,0 км в места временного хранения для последующего использования при рекультивации карьера.
При срезке грунта растительного слоя заполнение отвала грунтом, его перемещение производится при движении бульдозера вперед, а холостой ход – при движении бульдозера задним ходом по той же прямой. Полный цикл работы бульдозера состоит из операций:
– опускание отвала и установка его в требуемое положение;
– резание и заполнение отвала грунтом;
– перемещение грунта растительного слоя к месту укладки;
– разгрузка (укладка) грунта растительного слоя в отвал;
– возвращение бульдозера в забой.
Резание и перемещение грунта растительного слоя производится на первой передаче трактора, а при более значительных расстояниях – на второй передаче.
Разгрузка растительного слоя грунта производится резким поднятием отвала в конце транспортировки на расстоянии от 1,0 до 1,5 м при движении бульдозера вперед и последующим разравниванием отсыпаемого грунта тыльной стороной отвала при заднем ходе бульдозера. Разгрузку грунта растительного слоя следует производить на скорости той передачи, на которой выполняется перемещение грунта бульдозером.
Обратный (холостой) ход бульдозера выполняется задним ходом на второй или третьей передачах без разворота бульдозера.
Подъем ножа необходимо совмещать с разгрузкой грунта, а опускание его – с переключением передачи трактора и началом движения бульдозера задним ходом. Совмещение отдельных рабочих операций сокращает продолжительность цикла и повышает производительность бульдозера.
Отвалы, в которых растительный слой хранится более двух лет, должны засеваться травой для предотвращения потерь грунта и ухудшения его качества от водной и ветровой эрозии.
По характеру движения бульдозера к месту разгрузки и обратно возможны челноковая и кольцевая схемы. При челноковой схеме бульдозер возвращается в забой задним ходом. При кольцевой схеме бульдозер к месту работ возвращается прямым ходом, разворачиваясь на месте разгрузки на 180°. Кольцевую схему целесообразно применять при расстоянии транспортирования более 50 м.
Выполненные работы по срезке растительного слоя грунта с поверхности карьера, необходимо предъявить представителю строительного контроля Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, и получить разрешение на производство последующих работ по рыхлению грунта в карьере.
Вскрышные работы
Рис.1. Схема разработки растительного слоя грунта
1 – экскаватор; 2 – автомобиль-самосвал; 3 – бульдозер; 4 – отвалы из снятого растительного слоя грунта; 5 – ось кавальера; 6 – ось водоотводной канавы
Водоотвод
Для отвода поверхностных и подземных вод выполняется зумпф.
Запрещается производить сброс (сток) поверхностных и карьерных вод в отвалы.
Геодезическая разбивка зумпфа заключается в обозначении её профиля на местности. Разбивку ведут в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной. При горизонтальной разбивке определяют и закрепляют на местности положение углов зумпфа, а при вертикальной – расчетную глубину зумпфа.
От границы карьера откладывают расстояние, указанное в проекте, и в полученных точках забивают колья. Закрепительные знаки (колышки с отметками) сохраняются до сдачи зумпфа Заказчику. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить.
Разработку грунта зумпфа выполняют экскаваторным ковшом с обратной лопатой. Резание грунта производится способом “на себя”, с копанием грунта ниже уровня его стоянки. Глубину зумпфа определяют с помощью визирок. Разработанный грунт укладывают в отвал с внутренней стороны контура карьера на расстоянии 1,0-1,5 м от зумпфа.
Вскрытие карьера
При вскрытии карьера производят следующие технологические операции:
– механическое рыхление вскрышных пород;
– отвальные работы (вскрыша);
– планировка поверхности карьера;
Рыхление грунта вскрышных пород
Способ подготовки вскрышных пород к выемке включает: предохранение мягких горных пород от промерзания, их оттаивание, разрыхление, которое осуществляется механическим способом.
Рыхление грунта осуществляют в двух взаимно перпендикулярных направлениях, по всей ширине карьера. Грунт рыхлят слоями за 1-2 прохода с постепенным заглублением зуба рыхлителя в начале прохода и подъемом к концу. Для рыхления используется бульдозер с переменным трехзубым рыхлителем. Глубина рыхления составляет 450 мм и шириной полосы 1900 мм.
Рабочий цикл бульдозера-рыхлителя состоит из операций:
– рыхления при движении передним ходом;
– остановки для переключения передачи назад и выглубления рабочего органа;
– обратного хода машины;
– остановки для включения передней передачи.
После каждого прохода рыхлитель разворачивается для рыхления в обратном направлении так, чтобы его следующий проход был смещен по отношению к предыдущему. Длина захватки принимается 50 м. По окончании рыхления, грунт перемещают бульдозером во временный отвал.
После перемещения разрыхленного грунта первого слоя во временный отвал, приступают к рыхлению второго слоя грунта.
Мерзлый вскрышной грунт в отвале разрабатывают одноковшовым экскаватором, оборудованным обратной лопатой, грузят в автомобили-самосвалы, отвозят в отвал на расстояние до 1,0 км. Автомобили-самосвалы подходят на погрузку в одном уровне с экскаватором по естественной поверхности земли.
Вскрышные работы
Рис.2. Схема производства работ при рыхлении грунта
1 – талый грунт; 2 – мерзлый грунт; 3 – временный отвал разрыхленного грунта; 4 – разрыхленный грунт.
Выполненные работы по рыхлению грунта вскрышных пород карьера, необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, и получить разрешение на производство последующих работ по разработке грунта в карьере.
Отвальные работы
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых связана с необходимостью выемки и перемещения значительных объёме вскрышных пород, покрывающих, а иногда и подстилающих (при разработке крутых месторождений) залежь.
Перемещаемые объёмы вскрышных пород размещаются (складируются) на специально отводимых для этой цели площадках. Насыпь, образующаяся в результате складирования вскрышных пород, называется отвалом, а совокупность производственных процессов по размещению вскрышных пород в отвал – отвальными работами.
Технология, механизация и организация отвальных работ составляют сущность и содержание процесса отвалообразования. Отвалообразование является завершающим этапом в технологической цепи производства вскрышных работ.
Высота отвального уступа зависит в основном от физико-технических свойств складируемых пород и пород, лежащих в основании отвала а также от средств механизации отвальных работ. Увеличение высот отвального уступа и отвала в целом ведет к уменьшению занимаемых площадей под отвалы, объема работ по строительству и содержаний транспортных коммуникаций и к увеличению производительности отвального оборудования. Число отвальных уступов определяется в зависимости от площади, отводимой под отвалы, и общего объема вскрышных пород.
В зависимости от места расположения отвала по отношению к конечному контуру карьера различают внутренние отвалы, располагаемые в выработанном пространстве, и внешние отвалы, располагаемые за конечным контуром карьера.
Использование выработанного пространства карьеров для размещения вскрышных пород позволяет сократить расстояние перемещения вскрыши. При этом отпадает необходимость в дополнительных площадях для размещения отвалов и сокращаются объемы работ по рекультивации земель, нарушенных горными работами, однако создание внутренних отвалов возможно при разработке горизонтальных залежей и пологах, вынимаемых на всю мощность.
При выборе мест расположения внешних отвалов руководствуются следующими положениями. Отвалы должны располагаться по возможности ближе к карьеру, чтобы свести к минимуму затраты на перемещение вскрыши из забоя в карьере до пункта разгрузки на отвале. Подступы к отвалам должны быть удобными и не иметь крутых подъемов и спусков. Под отвалами не должно быть запасов полезного ископаемого, пригодных к разработке открытым способом в ближайшее время. Для складирования пород в первую очередь следует занимать площади непригодные или малопригодные для использования в сельском хозяйстве (болота, овраги и др.). Положение отвалов не должно мешать развитию горных работ на карьере. Отвалы целесообразно располагать на склонах гор, холмов, чтобы обеспечить минимум затрат на их сооружение. Приёмка способность должна обеспечивать размещение отвалов вскрыши, удаляемой из карьера за весь период его работы.
Высота отвального уступа зависит в основном от физико-технических свойств складируемых пород и пород, лежащих в основании отвала, а также от средств механизации отвальных работ. Увеличение высоты отвального уступа и отвала в целом ведет к уменьшению занимаемых площадей под отвалы, объема работ по строительству и содержанию транспортных коммуникаций и к увеличению производительности отвального оборудования.
Число отвальных уступов определяется в зависимости от площади, отводимой под отвалы, и общего объема вскрышных пород. Ограничивающим фактором возможного числа уступов на отвале является общая рациональная высота отвала и несущая способность пород, лежащих в основании отвала. Угол откоса отвальных уступов обычно равен углу естественного откоса пород, размещаемых в отвале. Он зависит от физико-технических свойств пород, их степени разрыхления и влажности.
Вскрышные работы заключаются в удалении пустых пород, покрывающих карьерный грунт, в результате чего открывается доступ к месторождению. Объем породы от вскрышных работ зависит от глубины залегания разрабатываемого грунта.
Вскрышные работы включают следующие процессы:
– экскавация и погрузка пород вскрыши в автосамосвалы;
– перемещение вскрышных пород из забоя до зоны разгрузки на отвалах;
– приемка вскрышных пород в рабочих зонах отвала и формирование отвала;
– зачистка кровли грунтового пласта.
Экскавацию и погрузку пород вскрыши выполняют экскаватором, оборудованным обратной лопатой.
Вскрышу начинают от разрезной траншеи разработанной экскаватором на полную глубину поперек карьера. Разработанный вскрышной грунт грузят в автомобили-самосвалы, отвозят во временные отвалы. Приёмка вскрышных пород и формирование отвалов выполняется бульдозером.
Выполненные работы по срезке с поверхности горного отвода карьера вскрышных пород необходимо предъявить представителю строительного контроля Заказчика для осмотра, и документального оформления путём подписания Акта освидетельствования скрытых работ, и получить разрешение на производство последующих работ по планировке поверхности карьера.
Планировка поверхности карьера
Для обеспечения проектного уклона, поверхность земли по всей площади карьера должна быть спланирована на ширину, обеспечивающую свободный проход по ней ходовой части экскаватора. Планировка поверхности горного отвода карьера выполняется бульдозером или автогрейдером путем срезки неровностей до 15 см и перемещением срезанного грунта на расстояние до 50 м. Планировка ведётся полосами, равными ширине отвала автогрейдера, при рабочем ходе в одном направлении. Планировку поверхности горного отвода карьера выполняют рабочими проходами в обоих направлениях за три цикла. В начале каждого прохода отвал автогрейдера устанавливают в рабочее положение, а в конце – поднимают в транспортное положение и производят поворот автогрейдера для выполнения следующего рабочего хода.
За первый цикл (проходы 1-6) производят грубую планировку. В процессе выполнения этого цикла должна быть проведена в основном срезка бугров и заравнивание впадин, лишний грунт передвинут к оси земляного полотна (см. Рис.3).
Вскрышные работы
Рис.3. Схема проходов автогрейдера при первом цикле (проходы 1-6):
а – схема проходов; б – углы установки отвала в рабочее положение
За второй цикл (проходы 7-12) производят окончательное выравнивание верха земляного полотна и образование вчерне проектного поперечного профиля. После этого цикла восстанавливают плановую и высотную разбивку работ (см. Рис.12).
Вскрышные работы
Рис.4. Схема проходов автогрейдера при втором цикле (проходы 7-12):
а – схема проходов автогрейдера; б – углы установки отвала в рабочее положение
За третий цикл (проходы 13-17) производят окончательную планировку земляного полотна под отметки с удалением лишнего грунта на откосы насыпи.
Вскрышные работы
Рис.5. Схема прохода автогрейдера при третьем цикле (проход 13):
а – схема прохода автогрейдера; б – углы установки отвала автогрейдера в рабочее положение
Вскрышные работы
Рис.6. Схема проходов автогрейдера при третьем цикле (проходы 14-17):
а – схема проходов; б – углы установки автогрейдера в рабочее положение
Выполненные работы по планировке поверхности карьера, необходимо предъявить представителю строительного карьера Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта освидетельствования скрытых работ, и получить разрешение на производство последующих работ по разработке грунта в карьере.
Вскрышные работы
Рис.7. План карьера на момент горно-подготовительных работ
1 – отвал; 2 – экскаватор; 3 – автосамосвал; 4 – добычной уступ; 5 – уступ растительного грунта; 6 – контур подсчета запасов; 7 – бульдозер
Потребность в основных строительных машинах и механизмах на основании физических объёмов работ и эксплуатационной производительности машин и приведена в таблице 1.
№п/п | Машины и механизмы | Кол-во, шт. |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Потребность в технологической оснастке приведена в таблице 2.
Потребность в кадрах и состав бригад определён, исходя из проектных решений, технологии и условий строительства и приведён в таблице 3
№ | Состав бригады | Количество человек |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
При устройстве насыпи необходимо руководствоваться правилами охраны труда, изложенными в:
Перед началом работ по устройству насыпи ответственный за проведения работ обязан провести инструктаж с машинистом бульдозера, выдать ему наряд-допуск, схему производства работ.
Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.
В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.
Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разрешения на это ответственного за эксплуатацию машин.
Нельзя оставлять без наблюдения машину при работающем двигателе. Если необходимо поставить машину на местности с уклоном, то следует выключить двигатель машины, затормозить, отвал опустить на землю. под гусеницы подложить упоры.
В кабине необходимо соблюдать чистоту.
При одновременной работе двух бульдозеров между ними следует соблюдать интервал не менее 5 м.
Перед тем, как сойти с машины, машинист должен поставить все рычаги в нейтральное положение и выключить все приводы.
Пожарная безопасность
Освещение рабочих площадок должно производиться светильниками и прожекторами во взрывозащищенном исполнении, для местного освещения необходимо применять светильники во взрывозащищенном исполнении, напряжением не более 12 В.
На территории строительной площадки устанавливается необходимое количество пожарных щитов укомплектованных необходимым перечнем противопожарного инвентаря в соответствии с приложением №5 и №6 Правил противопожарного режима в РФ ППР утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г (огнетушитель порошковый, лом, багор, ведро, покрывало для изоляции очага возгорания).
Все работники должны проходить противопожарный инструктаж, а при необходимости обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Утвержденных Приказом МЧС России 12.12.2007г. №645, с обязательной записью в журнале инструктажа под роспись.
На месте производства работ запрещается курение, курение разрешено только в специально оборудованных и отведенных местах с обязательной установкой урн для окурков.
Охрана окружающей среды.
При выполнении работ необходимо выполнять требования по охране окружающей среды, предусмотренные ВСН 014-89 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды», РД-13.020.00-КТН-007-14.
В целях охраны окружающей среды при проведении выше указанных работ запрещается:
Требования к подрядным организациям по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух:
-Запрещается использование неисправных транспортных средств, машин и механизмов;
-Запрещается использование техники, не прошедшей технический осмотр с контролем токсичности и дымности выхлопных газов;
-Запрещается перевозка сильнопылящих грузов при отсутствии тентов для укрытия кузовов машин;
-Запрещается длительная необоснованная производственной необходимостью работа техники на холостом ходу.
Требования к подрядным организациям по организации работ в области обращения с отходами:
Наибольшая крутизна откосов котлованов
Виды грунтов и их состояние | Глубина выемки, м | |||||
до 1,5 | до 3 | до 5 | ||||
угол в град. | крутизна откоса | угол в град. | крутизна откоса | угол в град. | крутизна откоса | |
Насыпной | 56 | 1:0,67 | 45 | 1:1,00 | 1 | 1:1,25 |
Песчаный и гравийный влажный (ненасыщенный) | 63 | 1:0,50 | 45 | 1:1,0 | 45 | 1:1,0 |
Глинистые: | ||||||
Супесь | 76 | 1:0,25 | 56 | 1:0,67 | 50 | 1:0,85 |
Суглинок | 90 | 1:0,00 | 63 | 1:0,50 | 53 | 1:0,75 |
Глина | 90 | 1:0,00 | 76 | 1:0,25 | 63 | 1:0,50 |
Лессовидный сухой | 90 | 1:0,00 | 63 | 1:0,50 | 63 | 1:0,50 |
Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок (котлованов, канав и т.п.) с незакрепленными откосами разрешается при соблюдении расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры машины не менее указанного в таблице 5:
Расстояния по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайшей опоры
Глубина выемки | Грунт не насыпной | |||||
песчаный и гравийный | супесчаный | суглинистый | глинистый | лессовый сухой | ||
расстояние по горизонтали подошвы откоса до ближайшей опоры, м | ||||||
1 | 1,9 | 1,9 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | |
2 | 3,4 | 3,4 | 2,4 | 2,4 | 2,4 | |
3 | 4,9 | 4,9 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | |
4 | 6,4 | 6,4 | 4,4 | 4,4 | 4,4 | |
5 | 7,9 | 7,9 | 5,6 | 5,4 | 5,4 |
Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций с целью обеспечения своевременного выявления дефектов и принятия мер по их устранению и предупреждению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологий выполнения работ, соответствие выполнения работ рабочим проектом и нормативными документами.
Контроль осуществляется измерительным методом (с помощью измерительных инструментов и приборов) или техническим осмотром под руководством прораба (мастера).
Инструментальный контроль разработке карьера должен осуществляться систематически от начала до полного его завершения.
При приемке карьера следует проверять:
– правильность расположения и оформления берм, нагорных канав, въездов в котлован и др.
Отклонение отметок дна котлована от проектных допускается после доработки не более чем на ±5 см.
Уменьшение поперечных размеров водоотводных кюветов не допускается.
Результаты операционного контроля фиксируются в Общем журнале работ
При приемочном контроле надлежит проверять качество работ выборочно по усмотрению Заказчика с целью проверки эффективности ранее проведенного операционного контроля и соответствия выполненных работ проектной и нормативной документации с составлением актов освидетельствования скрытых работ. Этот вид контроля может быть проведен на любой стадии работ.
Приемочный контроль – контроль, выполняемый по завершении работ по разработке грунта в карьере с участием Заказчика.
Приемка земляных работ должна состоять в проверке размеров и отметок дна карьера крутизну и укрепление откосов.
Результаты контроля качества, осуществляемого СКК Заказчика и замечания лиц, контролирующих производство и качество работ, должны быть занесены в Общий журнал работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).
Качество производства работ обеспечивается выполнением требований к соблюдению необходимой технологической последовательности при выполнении взаимосвязанных работ и техническим контролем за ходом работ, изложенным настоящей технологической карте и Схеме операционного контроля качества (табл.6).
Таблица 6 Схема операционного контроля качества
Наименование контролируемых показателей | Допустимы контроля | Объем и периодичность контроля | Кто контролирует | |
Подготовительные работы (летний период) | Качество срезки растительного грунта | Визуально | 100% | Прораб, СКК |
Глубина рыхления грунта | Метр стальной | 100% | Прораб, СКК | |
Боронование разрыхленного грунта | Визуально | 100% | Прораб, СКК | |
Подготовительные работы (зимний период) | Устройство землевозных дорог и уход за ними | Визуально | 100% | Прораб,СКК |
Очистка от снега и перемещение снега | Визуально | 100% | Прораб,СКК | |
Вынос осей и контуров карьера, захваток | Теодолит, лента стальная | До начала работ | Геодезист,СКК | |
Основные работы | Вертикальные отметки | Нивелир | В процессе работ | Геодезист,СКК |
Размеры в плане | Лента стальная | В процессе работ | Геодезист,СКК | |
Величина заложения откосов | Шаблон | В процессе работ | Геодезист,СКК |
Приемка разработанного карьера, производится путем его осмотра и освидетельствования технадзором Заказчика. По результатам освидетельствования принимается решение о приемке карьера путем документального оформления и подписания Акта освидетельствования скрытых работ, в соответствии с РД 11 02-2006. К данному акту необходимо приложить:
На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ, Журнал авторского надзора проектной организации, Журнал инженерного сопровождения объекта строительства и Оперативный журнал геодезического контроля.
Требования к порядку проведения строительного контроля подрядной организации
Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.
Датой начала выполнения работ по строительному контролю СКК является дата начала выполнения СМР подрядной организацией в соответствии с графиком производства СМР.
СКК должен проводить строительный контроль в процессе каждого технологического этапа работ. Результаты выполнения строительного контроля ежедневно фиксируются в журнале работ и журнале замечаний и предложений. Журнал строительного контроля подрядной организации оформляется в соответствии с приложением Б ОР-91.040.00-КТН-109-16.
Требования к организации службы контроля качества подрядной организации
Письменное уведомление со стороны начальника участка (потока) строительного подрядчика ответственных представителей заказчика и органа СК на месте производства работ за время, достаточное для мобилизации специалистов СК заказчика, но не менее чем за 1 календарный день, о начале выполнения новых этапов и видов строительно-монтажных работ, об изменении количества бригад (колонн), выполняющих работы, сменности выполняемых работ, о необходимости проведения освидетельствования скрытых работ, а также о других случаях, требующих изменения численного и/или квалификационного состава специалистов СК заказчика, с указанием ответственных представителей органа строительного подрядчика и представителей службы контроля качества строительной подрядной организации.
Проверка наличия своевременного оформления соответствующих изменений рабочей документации, проведения соответствующей экспертизы изменений рабочей документации в соответствии с ОР-03.100.50-КТН-056-16, ОР-03.100.50-КТН-004-15, ОР-91.200.00-КТН-080-16.
Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения по форме приложения Б в случаях, указанных в п.7.2.16, выданного специалистом СК заказчика. В остальных случаях – после оформления и подписания АОСР (если это предусмотрено проектной/рабочей документацией), с указанием разрешения на выполнение последующего этапа работ.
Запрещается выполнение следующих этапов работ без разрешения СК, без предъявления предыдущего этапа, без АОСР.
Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.
Функции строительной подрядной организации
1) Уведомление заказчика и органа СК о необходимости проведения контрольных
мероприятий по приемке выполненных работ за 3 рабочих дня в случае необходимости предъявления работ, которые требуют наличия специализированного контрольно измерительного оборудования.
3) Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения по форме приложения Б
Своевременное и качественное оформление исполнительной документации согласно составленному заказчиком на основании ОР-91.010.30-КТН-156-15 перечню.
7. СХЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Вскрышные работы
Рисунок 1а. Схема снятия ПРС и вскрышных пород месторождения.