снузелен терапия что это
Сенсорные комнаты: расслабление, лечение и обучение
Первое применение
Сенсорные комнаты появились в Нидерландах в 70-х годах прошлого века в качестве инструмента работы с тяжёлыми пациентами, которые страдали ДЦП и другими психоневрологическими заболеваниями. Такая терапия получила название «снузелен» — от сочетания нидерландских слов “snuffelen” (узнавать, открывать) и “doezelen” (дремать). Слово прижилось и в русском языке, поэтому вместо термина «сенсорная комната» часто можно услышать или прочитать «комната снузелен». В отличие от современных сенсорных комнат, в которых используется большое количество стороннего оборудования, первые снузелен-комнаты представляли собой помещения с мягким светом, панелями с мерцающими лампочками, мягкими массажными креслами и живыми растениями. Всё это использовалось для искусственной стимуляции всех органов чувств в целях релаксации. Впрочем, именно релаксация по сей день является основной задачей при работе с сенсорными комнатами. Позднее снузелен стали использовать в работе и с обычными детьми. Впервые такой подход использовали в Великобритании. Наибольшую распространённость сенсорные комнаты получили в Германии: на сегодняшний день их количество достигло 1200 на всю страну.
Процесс терапии
Снузелен является недирективной формой терапии. Это означает, что пациента не лечат напрямую, а создают условия полного комфорта для мобилизации им собственных сил для того, чтобы справиться со своими психологическими либо иными проблемами. Всё освещение, звуки, окружающая среда, текстуры предметов адаптируются под конкретные задачи терапии. Главное — помочь человеку получить максимальное удовольствие от времяпрепровождения в комнате. Одно из её преимуществ — отсутствие необходимости в вербальной коммуникации, что является важным фактором для некоторых пациентов, например, тех, кто страдает тяжёлыми формами аутизма.
В сенсорной комнате ребёнок получает практически полную свободу действий, что позволяет ему вести себя как можно раскованнее. Это положительно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, расслабляет напряжённые мышцы, позволяет почувствовать себя в полной безопасности. Стимулируется большинство человеческих органов чувств: глаза, уши, кожа и вестибулярный аппарат. Таким образом достигается эффект не только расслабления, но и развития мелкой моторики, навыка визуализации и ориентации в пространстве.
Оборудование сенсорной комнаты
Для того, чтобы создать обстановку для полного расслабления и при этом добиться терапевтического эффекта, применяется большое количество специального оборудования. Все сенсорные комнаты отличаются друг от друга, вряд ли среди них можно найти идентичные, потому что каждая из них собирается отдельно в зависимости от потребностей в использовании. Одна из главных составляющих снузелен-комнаты — это свет. Он должен быть мягким, приятным для глаз и приглушённым. Для этого используются светящиеся нити, различные лампы, а также подсветка тех или иных частей комнаты, например, бассейна с шариками. Для развития тактильных ощущений и вестибулярного аппарата применяются массажные инструменты, такие как ручные пластичные мячики, сенсорные тропы с наполнителями, имитирующими натуральные поверхности (к примеру, морские камешки), массажные кресла и кровати, всё те же бассейны с шариками, в которых дети любят «плескаться» ничуть не меньше, чем в настоящем бассейне с водой. Расслабление слуха обеспечивается однотонной и негромкой фоновой музыкой и различными предметами, которые издают приятные звуки, например, шуршания или переливания воды. Также в сенсорной комнате обязательно присутствуют зоны, в которых ребёнок может отгородиться ото всех и побыть в одиночестве. Это особенно важно для детей с расстройствами аутического спектра.
Снузелен: сенсорная комната как «приятный» терапевтический подход
В Центре Реабилитации «Эвексия» появилась дополнительная реабилитационная процедура для терапии расстройств, связанных со стрессом, нарушениями со стороны нервной системы и психики. Ее действие основано на воздействии на наши чувства: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Это комната Снузелен.
В методике снузелен для воздействия на чувства используются цвета, звуки и музыка, запах, световые эффекты и не только. Комбинация текстуры стен дает разнообразные тактильные ощущения, а пол спроектирован для стимулирования равновесия. Занятия в таких комнатах проводятся в сопровождении специально обученного терапевта.
Среди показаний для использования этой методики:
Снузелен может назначаться и детям, и взрослым.
Во время занятий терапевт наблюдает за пациентами, прислушивается к их потребностям и к особенностям их восприятия. Исходя из этого, он подбирает интенсивность и виды стимулов. Предполагается, что среда, создаваемая в комнате снузелен, помогает человеку находить уместные реакции на различные стимулы: ведь он может ощутить себя в безопасности и имеет свободу выбора. Далее специалист помогает пациенту осмыслить этот опыт, рассказывает, как можно перенести его в ежедневную жизнь.
Специалисты считают, что описанная сенсорная среда позволяет человеку некоторое время жить в окружении, которое не требует соответствия нереалистичным ожиданиям других людей: ориентироваться на свой собственный ритм, пользоваться личным временем и пространством.
Какие цели преследует снузелен
Конечная цель терапии – нормализация способности центральной нервной системы к адаптации. Окружающая среда, в которой нет неудач, помогает расслабиться, отдохнуть и просто получить удовольствие. Достижению лечебного эффекта способствует активация чувств.
Терапевты Центра Реабилитации Эвексия прошли сертификацию ISNA (Международной ассоциации Снузелен). Они самостоятельно разрабатывают индивидуальные программы терапии для пациентов и воплощают их.
Мультисенсорная среда может стать дополнением к общей программе реабилитации при нервных и психических расстройствах. Есть мнение, что терапия в комнате снузелен обязательна при реабилитации, поскольку как самые маленькие, так и взрослые пациенты имеют право на приятное и в то же время полезное времяпровождение.
Пять процедур на приеме ЛОР-врача, которые, как правило, вам не нужны
Почему доказательные ЛОР-врачи не рекомендуют «кукушку», промывание миндалин и мазки на флору? Давайте разберемся вместе.
Промывание лакун небных миндалин
Рекомендуется врачами при хроническом тонзиллите, в том числе для профилактики обострений заболевания. Может проводиться шприцем со специальной насадкой — канюлей или вакуумным методом.
Небные миндалины представляют собой скопления лимфоидной ткани в глотке, их важной анатомической особенностью являются крипты. Крипты — это ветвящиеся углубления в миндалинах, благодаря которым увеличивается площадь соприкосновения лимфоидной ткани с инфекционными агентами и, как следствие, быстрее осуществляется иммунный ответ.
В криптах также образуются тонзиллолиты — казеозные пробки, представляющие собой плотные образования, состоящие из слущенного эпителия и остатков пищи. Обычно пробки мелкие и выводятся сами, для человека этот процесс протекает незаметно. В ряде случаев пробки задерживаются в криптах, а когда к ним присоединяются бактерии и лейкоциты, они увеличиваются в размерах и становятся более плотными. С наличием тонзиллолитов связывают ощущение дискомфорта в горле, першение, рефлекторный кашель и очень редко, лишь в 3% случаев — галитоз (неприятный запах изо рта). Среди нормальной микрофлоры крипт отдельно выделяются анаэробы, вырабатывающие летучие соединения серы, именно из-за них пробка приобретает характерный неприятный запах.
Считается, что у казеозных пробок нет негативного влияния на здоровье, а значит опасности они не представляют. Только в России и на постсоветском пространстве выявление пробок ассоциировано с наличием хронического тонзиллита. В других странах это заболевание классифицируют как стойкое воспаление и отек в горле, сопровождаемые болевым синдромом, в ряде случаев требующие назначения системной антибактериальной терапии.
В нашей стране врачи обычно рекомендуют курс промываний, состоящий из 5 процедур, которые проводятся через день или реже. Данный подход основан не на доказательствах эффективности, а на предпочтениях конкретного специалиста, «его личном опыте» и желании пациента. Растворы для промывания используются самые разнообразные — начиная от фурацилина, заканчивая системными антибиотиками и бактериофагами.
Зарубежные врачи предлагают пациентам удалять пробки самостоятельно самыми различными способами. Не доказано, что курсовое промывание миндалин уменьшает частоту образования тонзиллолитов. Если казеозные пробки доставляют человеку выраженный дискомфорт, или его беспокоит неприятный запах изо рта, предлагается обсудить с лечащим врачом возможность тонзиллэктомии (удаления миндалин). Иногда, увы, это единственный способ избавления от пробок. Допускается разовое промывание миндалин для удаления тонзиллолитов (не в период обострения хронического тонзиллита!), если они доставляют сильный дискомфорт, в том числе психологический, а у пациента не получается это сделать самостоятельно.
Лечебный эффект промывания небных миндалин при профилактике обострений хронического тонзиллита не доказан. Четких рекомендаций, определяющих количество процедур, тоже нет.
Важно знать: промывание лакун миндалин — не лечебная и не профилактическая процедура.
«Кукушка» или промывание носа методом перемещения жидкости по Проетцу
Метод, разработанный американским оториноларингологом Артуром Проетцом более века назад. Много лет использовался ЛОР-врачами для лечения острых заболеваний носа и околоносовых пазух.
Российскими ЛОР-врачами «кукушка» назначается практически при любых жалобах пациентов, начиная с острого ринита и синусита, заканчивая острым аденоидитом и евстахиитом. Техника промывания: пациент лежит на спине (реже сидит), в одну половину носа нагнетается антисептический раствор, из другой удаляется при помощи отсоса. Во время процедуры его просят произносить слово «ку-ку», чтобы снизить вероятность попадания раствора в горло и гортань (при этом мягкое небо поднимается, закрывая носоглотку). Однако все равно существует высокий риск попадания жидкости в дыхательные пути, особенно у детей, которые не всегда понимают, что от них требуется, и ведут себя беспокойно.
Из-за создания отрицательного давления в полости носа «кукушка» может быть травмирующей для воспаленной слизистой оболочки полости носа, а при наличии сильного отека в носу и носоглотке — болезненной для ушей.
Использование «сложных составов» для промывания менее предпочтительно, чем физиологический раствор. Антисептики могут дополнительно высушивать воспаленную слизистую оболочку полости носа. Добавление в раствор антибиотиков также не дает лечебного эффекта (в «кукушке» это зачастую антибиотик резервного ряда диоксидин, его побочные действия опасны: экспериментальные исследования показали, что он оказывает мутагенное и повреждающее действие на кору надпочечников). Добавление таких гормональных препаратов, как дексаметазон или гидрокортизон также не оправдано — есть более подходящие гормоны для использования в полости носа (мометазон, флутиказон, будесонид и др.). При наличии показаний эти спреи могут успешно применяться, при этом они обладают низкой биодоступностью, то есть, действуют только в носу, не оказывая системного влияния на организм и не проявляя значимых побочных эффектов.
Доказано, что промывание носа с положительным давлением (баллон Долфин, Нети пот) более действенно. Такие промывания особенно эффективны при аллергическом рините и хроническом синусите.
Важно знать: при остром бактериальном синусите имеет смысл обсуждать применение только оральных антибиотиков. Ни местные антибиотики, ни местные антисептики не показаны, даже в качестве дополнения к лечению.
Пункция верхнечелюстной пазухи
Практически не применяется в современной оториноларингологии. При остром бактериальном синусите показаны системные антибактериальные препараты широкого спектра действия, которые успешно справляются с бактериальным процессом без пункций и «кукушек».
Пункции при бактериальном процессе в верхнечелюстных пазухах в основном показаны, если нужен посев содержимого пазухи — как правило при неэффективности 1-2 курсов антибактериальной терапии.
Очень редко такие пункции проводят с диагностической целью, когда нет возможности выполнить рентгенографию или компьютерную томографию околоносовых пазух. Еще одним показанием является выраженный болевой синдром, связанный с давлением содержимого на стенки пазухи. Пункция при этом делается однократно на фоне основного лечения. Несколько пункций показаны только в случае нестихающего бактериального процесса при двух и более курсах антибиотиков, при этом возможности провести эндоскопическое хирургическое вмешательство на пазухах нет.
Доказано — пункция верхнечелюстной пазухи не ускоряет процесса выздоровления.
Важно знать: пункция, как и любой инвазивный метод, может иметь осложнения, среди них — травма медиальной стенки орбиты, носослезного канала, мягких тканей щеки, носовое кровотечение.
Эндоларингеальные вливания
Рекомендуются при остром ларингите, наравне с небулайзерами, муколитиками и многим другим.
Причиной острого ларингита в большинстве случаев является вирусная инфекция. Поэтому основное лечение здесь — время. Применение антибиотиков не показано даже при легких бактериальных инфекциях в гортани, которые встречаются существенно реже, чем вирусные.
При эндоларингеальном вливании раствор попадает непосредственно на голосовые складки в момент фонации, а значит очень высок риск его попадания в нижние дыхательные пути. В случаях, если гортань видно плохо и техника процедуры не соблюдается, врач вливает раствор в пищевод, пациент его проглатывает, положительного эффекта после процедуры, даже временного, не происходит. В то же время такое «слепое» вливание раствора повышает риск аспирации (попадания в дыхательные пути).
Для вливаний в гортань используются антибиотики, которые при местном применении не обладают бактерицидным эффектом. Могут использоваться масляные растворы, положительный эффект от которых легко заменяется домашним увлажнителем и проветриванием. Эффект от применения гормональных средств (дексаметазона или гидрокортизона) очень кратковременный. При этом в экстренных ситуациях, например, у певцов перед концертом, предпочтение стоит отдать системному применению гормональной терапии. Применение гормонов приводит к быстрому исчезновению воспаления голосовых складок и улучшению качества голоса, но приходится мириться с возможными побочными эффектами данной группы лекарств, поэтому в стандартных ситуациях потенциальный риск при их использовании превышает возможную пользу.
В ряде исследований было доказано, что голос восстанавливается в равные сроки — при лечении антибиотиками и при приеме плацебо.
Важно знать: вирусный ларингит длится обычно 7-10 дней и проходит самостоятельно.
Мазки на флору (из носа, зева, ушей)
В подавляющем большинстве случаев в них нет необходимости. По каждому заболеванию известны наиболее частые возбудители, и эмпирическая терапия хорошо справляется со своими задачами.
Острый бактериальный синусит. Забор материала должен быть выполнен либо непосредственно из пазухи (во время пункции), либо из среднего носового хода под контролем эндоскопа. При этом тампон, которым выполняется забор, не должен касаться окружающих структур. Иногда это сложно осуществить, особенно у детей, поэтому техника нарушается, что приводит к попаданию в материал «путевой» микрофлоры, а истинный возбудитель остается на втором плане.
Острые тонзиллиты. Рекомендованы два исследования. Стрептатест — экспресс-диагностика на β-гемолитический стрептококк группы А (БГСА). И, если он отрицательный, — мазок из зева непосредственно на БГСА. Только при БГСА-тонзиллите есть абсолютные показания к проведению антибактериальной терапии, потому что только в этом случае есть риск развития острой ревматической лихорадки, ведущей к грозным осложнениям.
Обострение хронического тонзиллита. В этом случае бактерии, полученные в посеве с поверхности миндалин, не соотносятся с теми, что находятся внутри, а значит посевы «на флору» также неинформативны для определения тактики лечения.
Острый наружный или средний отиты. Мазок показан при тяжелом течении, неэффективности назначенного лечения через 48-72 часа, частых рецидивах отита, иммунодефиците, при воспалении после хирургического вмешательства на ухе.
В подавляющем большинстве случаев в мазках на флору нет необходимости.
Важно знать: бактериологическое исследование показано только при неэффективности базового лечения, осложненном течении заболевания, нетипичной клинической картине болезни.
Лечение аутизма у детей
Аутизм считается одним из сложных психических заболеваний, при котором определенные участки мозга работают неправильно. Однако ранняя диагностика и правильно назначенная система восстановления позволяют добиться значительных успехов: ребенок лучше обучается, активнее социализируется, начинает с интересом общаться, снижается уровень агрессии и тревожности. Очень важно не упустить драгоценное время и обратиться к специалисту как можно раньше. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» занимается лечением раннего детского аутизма на протяжении длительного времени.
Центр лечения детей с аутизмом в Москве проводит комплексную диагностику и назначает индивидуальную терапию в зависимости от тяжести заболевания и особенностей организма пациента.
На что обратить внимание родителям
Почему возникает аутизм у детей, какие причины этой болезни и по каким признакам определить, что есть проблема?
Родители должны насторожиться, если замечают такие моменты:
Эти симптомы — еще не показатель того, что у малыша имеются серьезные проблемы. Возможно, он просто устал или копирует чье-то поведение. Поставить точный диагноз может только врач. В любом случае, если причины для беспокойства имеются, необходимо прийти на консультацию.
Специалисты нашего центра с помощью УЗИ головного мозга, электроэнцефалограммы, специального опросника и других методов диагностики смогут дать ответ, временные ли это нарушения в поведении или все-таки речь идет о заболевании. В случае постановки диагноза доктор предложит различные методы лечения аутизма и подберет необходимые препараты.
Что эффективнее и надежнее
Лечение детского аутизма зависит от того, в какой степени поражен головной мозг. При симптомах высокофункционального аутизма в качестве лечения достаточно будет специальной коррекционной программы и психотерапии. При атипичном аутизме разной степени тяжести доктор может назначить лечение гомеопатией или прием медикаментов. В отдельных случаях рекомендовано применение стволовых клеток.
В любом случае методы терапии должны проводиться комплексно и последовательно и включать в себя несколько направлений:
Медикаментозное лечение аутизма у детей еще недавно включало в себя большое количество антипсихотических средств. Применялись нейролептики, противосудорожные средства, антидепрессанты. Но доказать их эффект именно против расстройств аутистического спектра (РАС) не удалось, хотя проводились масштабные исследования. Это не означает, что такие лекарства не нужны: часто РАС протекает параллельно с другими заболеваниями, бывают нужны средства, помогающие снизить агрессию, наладить сон. Назначая фармпрепараты, врач должен суметь четко объяснить, для чего они нужны и какого эффекта он планирует добиться.
Психотерапевтические методики, направленные на социализацию ребенка, все шире распространяются при терапии детей с РАС. Наиболее популярные методы с доказанной эффективностью – это АВА-терапия и сенсорная интеграция.
АВА (эйбиэй) терапия – это метод, в основе которого лежит прикладной анализ поведения ребенка. Это обучающая программа, цель которой – научить малыша самостоятельно исследовать мир. Для этого берется сложное, но необходимое действие, которое не дается ребенку. Это может быть речь, самостоятельная творческая игра или даже просто умение смотреть в глаза – это не так просто, как кажется. Большое действие разбивается на множество мелких. Мелкие действия педагог разучивает с ребенком, закрепляя правильность их выполнения и доводя их до автоматизма. Затем мелкие действия, которым ребенок обучен, собираются в цепочки, а в результате малыш сам научается выполнять задачу, которая ставилась в начале занятий, не реже, чем в 80% случаев.
АВА-терапия подразумевает анализ успехов и неудач конкретного ребенка и индивидуальную программу его обучения.
Проблему отсутствия или недостаточного развития речи у детей с РАС решает обучение их общению с помощью карточек (PECS). Аутичные дети мыслят не словами, а образами, и порой это единственная преграда для их общения с родителями и педагогами. В ряде случаев методика РЕСS не только дает возможность общаться, но и стимулирует развитие речевых навыков.
Методика DIR помогает наладить контакт с детьми, имеющими нарушения эмоциональной сферы. Это комплекс игровых заданий, которые подбираются отдельно для каждого ребенка и помогают решить именно его проблемы: способность выстраивать приятные отношения, полноценно общаться, как минимум жестами, развивают творческие и логические способности.
Сенсорная интеграция – еще один психотерапевтический метод, который помогает ребенку научиться правильно воспринимать информацию от органов чувств. Расстройства сенсорной интеграции часто встречаются при РАС и проявляются в том, что ребенок не воспринимает сигналы (звуковые, световые, тактильные), либо наоборот, реагирует на них агрессивно, поскольку ощущает их как сверхсильные. Лечение проходит в игровой форме. В результате терапии восприятие выравнивается, и, если проблема была не только в РАС, но и в сенсорной дезинтеграции, до ребенка становится проще достучаться, у него реже возникают всплески агрессии.
Метод дает результат только в тех случаях, когда у ребенка есть расстройства сенсорного восприятия, против самих РАС он бессилен. Но значительно облегчить состояние малыша он может.
При назначении диетотерапии крайне важен индивидуальный подход. Дети с РАС часто проявляют пищевую избирательность, которую следует учитывать при разработке меню. Для таких пациентов отказ от отдельных продуктов (в большинстве случаев – от мяса) – это не каприз, а не до конца изученная реакция организма. Поэтому нет смысла учиться «маскировать» мясо кулинарными способами. Нужно думать, чем его заменить.
Многие родители замечают у своих детей улучшения на безглютеновой и безказеиновой диете. Но исключение из меню значительного количества продуктов может привести к нехватке в рационе витаминов и минеральных веществ, необходимых для развития и здоровья организма. Поэтому, если ребенок придерживается диеты, важно решить вопрос о введении в рацион витаминов и минеральных веществ в виде препаратов.
Снузелен – это воздействие внешних раздражителей на органы чувств (различные камни, песок, вода, а также музыка, звуки). Метод помогает вызывать у ребенка эмоции и раскрыть его внутренний мир. Применение метода возможно, если у ребенка нет нарушений сенсорной интеграции или они уже скорректированы.
Пэт-терапия – это широкий спектр методик, построенных на общении с животными. Плавание с дельфинами, катание на лошадях, игры с кроликами и хомячками позволяют снять у ребенка тревожность и убрать агрессивность, а главное – наладить контакт между ребенком и окружающим миром.
Определить наиболее эффективные методы терапии этого заболевания может только специалист. Лечение аутизма у детей 2-3 лет будет отличаться от схемы терапии детей более старшего возраста. В каждом случае применяется индивидуальный подход.
Применение стволовых клеток в лечении
В последние годы хорошо зарекомендовала себя практика применения стволовых клеток, которые вводятся в организм малыша. Они помогают быстро восстановить те участки мозга, которые были повреждены. Это помогает:
Лечение аутизма стволовыми клетками в России, судя по отзывам, достаточно распространено и демонстрирует хорошие результаты. Такая терапия способствует улучшению общей регуляции иммунной системы, нейроны в мозге начинают взаимодействовать более активно.
Специалисты Центра имеют отличные наработки и готовы предложить:
Пока наука не создала универсального метода лечения РАС. Но тщательная диагностика позволяет выстроить план лечения, позволяющий сэкономить время малыша. Время – самый важный и ценный ресурс: чем быстрее удастся помочь ребенку убрать наиболее тормозящие его развитие факторы, тем лучшего результата можно добиться. Поэтому так важна квалификация психиатров и нейропсихологов, с визита к которым начинается работа с самим маленьким пациентом и его родителями.
Аутизм – проблема, требующая участия не только врачей и педагогов. Залог наилучшего результата из возможных – участие семьи. Важно, чтобы родители понимали, зачем их дети посещают те или иные процедуры и занятия, и в контакте со специалистами выстраивали оптимальные условия для ребенка дома.