снк для чего был создан
Совет Народных Комиссаров РСФСР
Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) — название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров — фактически министров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами) — аналогами министерств. После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне.
Содержание
Общая информация
СНК сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.
Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.
СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.
Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.
Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.)
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.
Законодательная база СНК РСФСР
Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:
Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).
О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).
Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года [2] :
При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).
С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.
С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:
В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)
С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета РСФСР.
С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):
Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.
Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
Народные комиссары
По военным и морским делам:
Государственного призрения (с 26.4.1918 — Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):
По делам национальностей:
Торговли и промышленности:
Государственного контроля РСФСР:
По местному самоуправлению:
Высший совет народного хозяйства (председатели):
Совет Народных Комиссаров СССР
15 марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в правительство СССР — Совет Министров СССР.
Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти — правительство Советского государства в 1917-1946 годах.
За исключением периода января — марта 1918 года имел однопартийный состав.
Совнарком впервые был избран на Втором Всероссийском съезде Советов 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1917 года под председательством Владимира Ленина как временное рабочее и крестьянское правительство (до созыва Учредительного собрания). Заведывание отдельными отраслями государственной жизни осуществлялось комиссиями. Правительственная власть принадлежала коллегии председателей этих комиссий, то есть Совету Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежал Всероссийскому съезду советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и его Центральному исполнительному комитету (ЦИК).
После роспуска Учредительного собрания Третий Всероссийский съезд Советов 31 января (18 января по старому стилю) 1918 года постановил отменить в наименовании советского правительства слово «временное», назвав его «Рабочее и Крестьянское правительство Российской Советской Республики».
Согласно конституции РСФСР 1918 года, принятой Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, правительство именовалось Совет Народных Комиссаров РСФСР.
В связи с образованием Союза ССР в декабре 1922 года было создано союзное правительство — СНК СССР под председательством Владимира Ленина (впервые утверждено на второй сессии ЦИК СССР в июле 1923 года).
В соответствии с Конституцией СССР 1924 года СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, образовывался постановлением ЦИК СССР на срок полномочий ЦИК, СНК союзных и автономных республик — ЦИК соответствующих республик. СНК СССР должен был регулярно отчитываться о проделанной работе на съездах Советов СССР и сессиях ЦИК СССР.
К компетенции СНК СССР была отнесена организация непосредственного руководства народным хозяйством и всеми другими отраслями государственной жизни. Это руководство осуществлялось через центральные отраслевые органы — необъединенные (союзные) и объединенные (союзно-республиканские) наркоматы СССР. СНК СССР руководил деятельностью наркоматов, рассматривал их отчеты, улаживал разногласия между отдельными ведомствами. Он утверждал концессионные договоры, разрешал споры между Совнаркомами союзных республик, рассматривал протесты и жалобы на постановления Совета труда и обороны СССР и других учреждений при нем, на распоряжения наркомов, утверждал штаты общесоюзных учреждений, назначал их руководителей.
К ведению СНК СССР относилось принятие мер по осуществлению народно-хозяйственного плана и государственного бюджета и по укреплению кредитно-денежной системы, по обеспечению общественного порядка, осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами и др.
На СНК СССР возлагалась и законодательная работа: он предварительно рассматривал проекты декретов и постановлений, которые затем представлялись на утверждение ЦИК СССР и его президиума, с начала 1930-х годов все законопроекты должны были предварительно вноситься на рассмотрение СНК СССР, хотя это и не предусматривалось конституцией.
Конституция 1936 года внесла дополнение в определение места правительства в государственном механизме. Совет Народных Комиссаров СССР определялся, как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти». В Конституции 1924 года слово «высший» отсутствовало.
По Конституции СССР 1936 года СНК СССР, СНК союзных и автономных республик образовывались соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик.
СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР (ВС) и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС — ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.
Распоряжения, как государственные акты, стали издаваться СНК СССР с 1941 года.
Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе комитеты, управления, комиссии и другие учреждения.
Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления, действовавших при СНК СССР.
В послевоенный период с целью введения общепринятых в международной государственной практике наименований законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, наркоматы — в министерства.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
СОВЕ́Т НАРО́ДНЫХ КОМИССА́РОВ
Том 30. Москва, 2015, стр. 541
Скопировать библиографическую ссылку:
СОВЕ́Т НАРО́ДНЫХ КОМИССА́РОВ (Совнарком, СНК), высший исполнительный и распорядительный орган власти в РСФСР в 1917–46 (правительство РСФСР) и в СССР в 1923–46 (правительство СССР). До 1936 оба органа издавали также декреты, имевшие силу закона. 1) СНК РСФСР образован в ходе Окт. революции 1917 декретом 2-го Всерос. съезда Советов от 26.10(8.11).1917. Был подотчётен Всерос. съезду Советов (в 1917–36), ВЦИК и Президиуму ВЦИК (1917–38), ВС РСФСР и его Президиуму (1938–46). Состав СНК (формировался ВЦИК, с 1938 ВС РСФСР): председатель, его заместители, наркомы РСФСР, уполномоченные общесоюзных наркоматов (с 1926), уполномоченный ОГПУ СССР (1929–34), а также иные лица по постановлению ВЦИК или его Президиума (с 1929). Решения принимались коллегиально. В первый состав Совнаркома вошли только большевики: В. И. Ленин, А. И. Рыков, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин, В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко, П. Е. Дыбенко, А. В. Луначарский, А. Г. Шляпников, В. П. Милютин, В. П. Ногин, И. И. Скворцов-Степанов, И. А. Теодорович, Н. П. Авилов (Глебов), Г. И. Ломов (Оппоков). В нояб./дек. 1917 – марте 1918 в составе СНК были также левые эсеры (вышли в знак протеста против подписания Брестского мира 1918 ): А. Л. Колегаев, И. З. Штейнберг, П. П. Прошьян, В. Е. Трутовский. Для оперативного решения вопросов, не требовавших коллегиального рассмотрения, в нояб. 1917 был сформирован «Малый совнарком ». СНК РСФСР с образованием СССР руководствовался в своей деятельности декретами и постановлениями союзного СНК. В 1946 преобразован в Совет Министров РСФСР.
Совет народных комиссаров РСФСР
Содержание
Происхождение названия
В своих мемуарах член Политбюро Троцкий приписывает название «Совет народных комиссаров» себе [4]
В то же время из заметок Ленина, написанных не позднее 25 октября 1917 года:
История
Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с « Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров », принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года. Декрет начинался словами:
Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.
Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 — 20.).
Законодательная база СНК РСФСР
Согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года деятельность СНК заключалась в:
О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщал ВЦИК (ст.39), который имел право приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).
Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года [9] :
При каждом народном комиссаре и под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК (ст. 44).
Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).
С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С этого момента состав СНК был изменён в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 республиканских народных комиссариатов:
В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.). С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имели единое Управление делами (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.).
С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года СНК РСФСР был подотчётен лишь Верховному совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного совета РСФСР.
С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывал 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):
В состав СНК были включены также председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.
Первый состав Совета народных комиссаров Советской России
Наркомат по военным и военно-морским делам был сформирован, как коллегия, в составе Антонов-Овсеенко, Крыленко, Дыбенко. На апрель 1918 года этот комитет фактически прекратил своё существование.
По воспоминаниям первого наркома просвещения Луначарского А. В., первый состав Совнаркома был во многом случаен, а обсуждение списка сопровождалось комментариями Ленина: «если окажутся негодными — сумеем переменить». Как писал первый нарком юстиции, большевик Ломов ( Оппоков Г. И. ), его познания в юстиции включали себя главным образом детальные познания о царских тюрьмах с особенностями режима, «мы знали — где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством».
Председатели Совета народных комиссаров РСФСР
Народные комиссары
По военным и морским делам:
Государственного призрения (с 26.4.1918 — Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):
По делам национальностей:
Торговли и промышленности:
Государственного контроля РСФСР:
По местному самоуправлению:
Высший совет народного хозяйства (председатели):
Подведомственные органы
Оценки
Социальный состав
Исследователь М. С. Восленский в своей фундаментальной работе «Номенклатура» отмечает, что «социальное происхождение» первого состава Совнаркома мало подходило для большевистской партии, объявившей себя «авангардом рабочего класса». На самом деле первый состав Совнаркома был практически поголовно интеллигентским, а собственно рабочих в нём насчитывалось из 16 человек всего двое: Шляпников А. Г. и Ногин В. П. Кроме того, в первом составе Совнаркома насчитывалось три дворянина: Ленин (Ульянов) В. И., Луначарский А. Г. и Оппоков (Ломов) Г. И. Отец Троцкого был, по советской классификации, « кулаком », а Сталина — ремесленником, то есть они оба принадлежали, в советской классификации, к «мелкобуржуазным элементам». Подобное положение дел создало почву для появления в конце Гражданской войны так называемой « рабочей оппозиции », выражавшей в том числе раздражение, что рабочими фактически правят от их имени интеллигенты; оппозиционеры выдвигают обвинения в «перерождении партийных верхов» и их «отрыве от партийных масс» [13] (см. также Махаевщина ). На X Съезде РКП(б) «рабочая оппозиция» была обвинена в том, что:
Национальный состав
Национальный состав Совнаркома советской России до сих пор является предметом спекуляций.
Андрей Дикий в своей работе «Евреи в России и СССР» утверждает, что состав СНК якобы был следующим:
Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд, еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей.
Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.
И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов. В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.
Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность. Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь — «Протиан») приписано руководство «земледелием».
Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.
Литературный критик Вадим Кожинов писал по поводу членства в СНК одного из немногих там евреев Льва Троцкого, возражая философу Вадиму Роговину :
— Вадим Кожинов. «Какова была роль евреев в послереволюционной России?» [22]
— « Ведомости » от 17.06.2013
Вооружённая борьба немедленно после взятия большевиками власти:
Кризис новой власти:
Первые шаги новой власти:
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Шаблон:Структура органов государственного управления (1917—1946)
Выделить Совет народных комиссаров РСФСР и найти в:
Снк для чего был создан
Недавно отмеченные памятные даты, а именно – 100-летия со дня свершения февральской и октябрьской революций, начала гражданской войны – вновь возродили интерес к событиям той далёкой эпохи, одним из которых является создание и деятельность первого советского правительства.
В ночь с 7 на 8 ноября (по новому стилю) 1917 года 2-й Всероссийский Съезд Советов, проходивший в Петрограде, принял три важнейших исторических документа, в числе которых было и Постановление об образовании Совета Народных Комиссаров.
В первый состав Совета Народных Комиссаров (СНК) было включено всего 15 человек, при этом должность 16-го народного комиссара – по делам железнодорожным – в этом постановлении была указана вакантной. Фактически было создано 13 отраслевых комиссий (комиссариатов), по аналогии с царскими министерствами, причем одну из важнейших комиссий – по военным и морским делам – возглавило аж три человека.
Надо сказать, что национальный состав первых народных комиссаров страны Советов, уровень их образования и сословное происхождение всегда были темой для различных обсуждений, домыслов и даже возникновения разнообразных мифов. А ведь, если более внимательно покопаться в этой исторической страничке нашего государства, то для многих станет удивительным, что после во главе советского рабоче-крестьянского государства встали неплохо образованные люди, среди которых было немало дворян, а по национальности большинство из них были русскими. Единственное, что их объединяло кроме партийной принадлежности и революционного прошлого – это отсутствие опыта государственного управления, что и привело впоследствии к кадровым перестановкам.
Для того чтобы получить более полное представление о руководителях государства той эпохи, представляем вашему вниманию список членов первого советского правительства с краткими сведениями о персоналиях.
Справедливости ради стоит отметить, что многие «старые» большевики в результате своего активного участия в революционной деятельности не смогли окончить свои университеты, поэтому иногда сложно установить – законченное высшее образование у того или иного деятеля или нет, к тому же многие революционеры замалчивали эти вопросы в своих автобиографиях. У некоторых ситуация с образованием ещё сложнее, например: известно, что нарком почты и телеграфа Н.П. Авилов с 12 лет работал в типографии, но окончил ли он хотя бы пару классов начальной школы – не известно, а высшая партийная школа, занятие которой он посещал в Болонье, вузом считаться не может, однако, этот малограмотный большевик первым возглавил, как бы сейчас сказали, «министерство связи и информатики».
Как бы то ни было, высшее или незаконченное высшее образование в первом составе СНК имело 10 человек, среднее (полный курс реального училища) – 2, начальное или самообразование – 3.
Что касается национальностей, то картина сложилась такая: 9 русских, 3 украинца (или как тогда называли – малоросса) и по 1-му поляку, еврею и грузину. Пять народных комиссаров (⅓) имели дворянское происхождение.
Немногим позже – в конце 1917 и в начале 1918 года – в состав СНК вошли новые люди, в т.ч. сменившие первых народных комиссаров, которые были не согласны с политической линией председателя – В.И. Ленина, а поэтому сложили свои полномочия в качестве протеста.
Надо отметить, что 1918 год стал годом самой большой кадровой чехарды в Совнаркоме. В нём происходила не только ротация кадров, но и приходило пополнение, т.к. в июле, после принятия Конституции РСФСР, количество народных комиссариатов увеличилось до 18-ти. В рядах народных комиссаров ненадолго появились временные союзники большевиков – левые эсеры.
Как видно, пополнение в СНК также было неплохо образовано: из 31 человека, пришедших в него на работу до 1919 года, 24 (77%) имели высшее или незаконченное высшее образование. Как минимум, 8 из них имели дворянское происхождение.
Интересен и национальный состав вновь прибывших: русских – 18 человек; украинцев (малороссов) и поляков – по 3 человека; немцев, латышей и евреев – по 2 человека; армянин – 1 человек.
Теперь подведём общие итоги анализа кадрового состава Совета Народных Комиссаров в период с ноября 1917 года по декабрь 1918 года:
— всего в СНК в результате ротации прошло 46 человек;
— из них 34 человека, т.е. 74% (почти ¾), имели высшее или незаконченное высшее образование;
— из них 27 человек, т.е. 59%, по национальности были русскими;
— из них 13 человек, т.е. 28%, имели дворянское происхождение;
— из них только 39 человек были большевиками.
Интересно взглянуть и на возраст народных комиссаров. Самым старшим был народный комиссар путей сообщения М.Т. Елизаров, которому было в момент назначения 54 года, самым молодым – народный комиссар госимущества В.А. Карелин, 26 лет. Средний возраст комиссаров составлял 37,7 лет – достаточно зрелый для управленца возраст.
В заключении необходимо констатировать следующее: безусловно, первые кандидаты в народные комиссары отбирались по принципу преданности революции, умению работать с массами людей, личной репутации, но отсутствие опыта государственного управления, стратегического мышления или наличие политических амбиций привело к тому, что почти половина из них была на посту весьма непродолжительное время. Только этим можно объяснить кадровую чехарду 1918 года в главном исполнительном органе молодого Советского государства.