снижение себестоимости за счет чего
Научная электронная библиотека
Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,
18.7. Пути снижения себестоимости продукции, работ и услуг
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг коммерческой организации резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг для организаций заключается в следующем:
– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;
– в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации; – в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
– в снижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. В организациях, специализирующихся на выпуск конкретной продукции с массово-поточным производством, себестоимость продукции значительно ниже, чем в организациях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между организациями.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости обеспечивает, в первую очередь, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате либо рост выработки, снижающий долю условно-постоянных расходов в себестоимости единицы продукции.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно – хозяйственной деятельности организации. Последовательное осуществление в организациях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Организация имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от организации, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.
Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.
Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Таким образом, снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда, соблюдения строжайшего режима экономии на всех участках производственно- хозяйственной деятельности организации, улучшения конструкций изделий и совершенствование технологии производства, сокращения затрат на обслуживание производства и управление, потерь от брака и других непроизводительных расходов.
1. Каково значение анализа затрат в деятельности коммерческой организации?
2. Какие основные источники информации используются при анализе затрат?
3. Какие показатели определяются для анализа затрат коммерческой организации?
4. Перечислите основные направления анализа затрат.
5. Перечислите мероприятия по оптимизации затрат.
6. Как определяются затраты на 1 рубль произведенной продукции, в чем достоинство этого показателя?
7. Перечислите факторы, влияющие на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции.
8. Назовите виды отклонений по производственным затратам.
9. Раскройте содержание анализа «затраты-объем-прибыль».
10. Что такое переменные, постоянные затраты и маржинальная прибыль?
11. Как определяют объем безубыточности и маржинальный запас прочности?
12. Что такое производственный леверидж? Для чего определяют этот показатель?
13. Перечислите пути снижения себестоимости продукции ор-
ганизации.
1. Для процесса анализа затраты организации подразделяются на:
1) обязательные и поощрительные;
2) регулируемые и нерегулируемые;
3) фактические, плановые, нормативные, полные и частичные, общие и структурные;
4) все перечисленные элементы.
2. Для исчисления себестоимости выпускаемой продукции расходы группируют:
1) по местам возникновения;
2) по элементам затрат;
3) по центрам ответственности;
4) по статьям калькуляции.
3. На какой вопрос дает ответ информация о затратах в разрезе экономических элементов:
1) какие ресурсы были использованы предприятием в ходе осуществления деятельности;
2) куда были направлены ресурсы предприятия в ходе осуществления деятельности.
4. Отклонение в стоимости потребленных материалов вследствие влияния фактора цен определяется по формуле:
1) фактическое количество потребленных материалов?(Фактическая цена материалов – Плановая цена материалов);
2) плановое количество потребленных материалов х (Фактическая цена материалов – Плановая цена материалов).
5. Понятие «отклонение в цене» означает:
1) отклонение от нормативной цены на материалы или нормативной расценки на труд;
2) отклонение в количестве использованных сырья и материалов.
6. Понятие «отклонение в количестве» означает:
1) отклонение от нормативной цены на материалы или нормативной расценки на труд;
2) отклонение в количестве использованных сырья и материалов.
7. Умножив нормативную цену прямых материальных затрат на нормативное количество прямых материальных затрат, получим:
1) отклонение по цене прямых материальных затрат;
2) отклонение по количеству прямых материальных затрат;
3) нормативные прямые материальные затраты;
4) ничего, так как оба компонента должны быть суммированы.
8. Отклонение по использованию материалов (ОИМ) определяется на основе трех показателей: нормативного количества материалов (НК), необходимых для фактического выпуска продукции; фактического количества материалов (ФК), нормативной цены материалов (НЦ). По какой формуле определяются эти отклонения:
9. Разница между нормативными затратами (НЗ) на фактический выпуск продукции и фактическими затратами труда (ФЗ) – это совокупное отклонение:
3) по накладным расходам;
4) по всем перечисленным.
10. Отклонения по цене на материалы (ОМ) определяется с помощью трех показаний: нормативной цены (НЦ), фактической цены (ФЦ), количества закупленных материалов (КЗ). По какой формуле можно определить эти отклонения:
11. Маржинальная прибыль – это:
1) превышение суммы переменных затрат над постоянными;
2) разница между выручкой и постоянными затратами;
3) сумма постоянных затрат и прибыли от продаж;
4) превышение выручки над суммой переменных затрат.
12. Маржинальный доход – это:
2) постоянные затраты плюс прибыль;
13. Взаимосвязь затрат, выручки, объема производства и прибыли лежит в основе:
1) анализа поведения затрат;
2) управления предприятием;
4) анализа формирования доходов.
14. Метод, который более полезен при решении принять специальный заказ или нет в ситуации, когда производственные мощности позволяют его выполнить:
1) учета полных затрат;
15. Уровень (эффект) производственного рычага равен 4. Что это означает:
1) при увеличении цены на 4 ед. на столько же увеличивается прибыль;
2) если объем продаж увеличится на 10 %, то увеличение прибыли будет в 4 раза больше, т.е. 40 %.;
3) если объем продаж увеличится на 10 %, то увеличение прибыли тоже будет на 10 %.
16. Производственный леверидж – это:
1) показатель, характеризующий изменение объема реализации продукции в зависимости от изменения объема прибыли;
2) показатель, характеризующий изменение объема прибыли в зависимости от изменения объема реализации продукции;
3) показатель, характеризующий рентабельность продаж в зависимости от изменения постоянных затрат;
17. Запас прочности – это:
1) процентное отношение превышения фактической выручки над пороговой;
2) процентное отношение превышения маржинального дохода над пороговой выручкой;
3) процентное отношение превышения пороговой выручки над фактической;
4) процентное отношение превышения пороговой выручки над маржинальным доходом.
18. Основные задачи анализа себестоимости отдельных видов продукции:
1) выявить факторы, повлиявшие на отклонение фактических затрат в целом и по отдельным статьям расходов относительно других периодов;
2) оценить степень выполнения плана по себестоимости продукции;
3) определить причины изменений общепроизводственных и общехозяйственных затрат.
19. Факторы первого порядка, влияющие на снижение затрат на 1 руб. товарной продукции:
1) величина коммерческих расходов и объем производства;
2) величина полной себестоимости и выручки от продаж;
3) величина издержек производства и цен на продукцию.
Расчет себестоимости продукции – как не продавать в убыток
Содержание статьи
Производственная себестоимость — это количество денег, потраченных на производство продукции. Расчет себестоимости продукции помогает компании:
Себестоимость производства и сумма расходов на реализацию составляют полную себестоимость товара.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Расчет себестоимости продукции очень важен, без него вести бизнес трудно. Пример из моей практики: компания производит мягкие стулья, эксклюзивно и в небольших количествах, около 1000 стульев в месяц. Затраты на производство стульев — 5 850 000 рублей. Если разделить эту сумму на количество продукции получим 5 850 рублей — это и есть себестоимость единицы продукции.
Теперь о том, как эту цифру применить. Дело в том, что сам предприниматель изначально формировал ценовую политику на основании цен у конкурентов. Это привело к тому, что средняя цена изделия, 7 000 рублей, едва покрывала издержки.
При такой доходности денег на развитие не оставалось. После расчета себестоимости продукции, мы решили поднять цены и таким образом подтянуть маржинальность. В количестве клиентов мы почти не потеряли, а вот прибыль подняли серьезно — у бизнеса появились деньги на развитие»
Что входит в производственную себестоимость
Себестоимость производства включает в себя:
В самом простом случае, если компания производит лишь один вид продукции, все эти расходы за месяц можно суммировать и разделить на объем выпущенной продукции. В производственные расходы включается только то сырье и материалы, которые были использованы. Если куплена тонна сырья, а в производство за месяц ушло триста килограммов, в себестоимость включается только их стоимость. Остальное — запасы, которые не влияют на расчет.
У Михаила фирма по производству пельменей, бизнес прибыльный, есть постоянные клиенты и проверенные поставщики. На определенном этапе захотелось узнать, можно ли продавать продукцию дешевле, чтобы захватить большую долю рынка и потеснить конкурентов. Для этого решили провести расчет себестоимости продукции. Михаил фиксирует все операции в сервисе ПланФакт, поэтому понять, сколько потратили на производство, оказалось легко. Расходы собрали в таблицу:
Для расчета амортизации холодильной камеры ее цену разделили на предполагаемый срок службы в месяцах.
Цена покупки — 36 000 рублей.
Предполагаемый срок службы — 3 года или 36 месяцев.
Амортизация в месяц: 36 000 : 36 = 1 000 (руб.)
За март фирма Михаила выпустила 2000 килограммов пельменей, себестоимость одного килограмма составила 164 рубля:
328 000 : 2 000 = 164 (руб.)
Эту сумму Михаил внес в калькулятор скидок, чтобы оценить, какую цену он может предложить покупателям, чтобы увеличить долю рынка.
А что делать, если часть продукции не прошла все стадии изготовления, и производство на конец месяца не завершено? Как же в таком случае рассчитывается себестоимость?
Например, на начало месяца незавершенное производство составило 50 000 рублей. За месяц потрачено 200 000 рублей, и на конец месяца размер незавершенного производства — 20 000 рублей. Выпущено 1000 единиц продукции.
Расчет себестоимости продукции в этом случае будет выглядеть так:
Зачем рассчитывать прямые и косвенные затраты
Когда компания производит только один вид продукции, расчет себестоимости продукции достаточно прост, но что делать, если товаров несколько? В этом случае поможет разделение затрат на прямые и косвенные.
Прямые затраты — то, что потрачено на производство конкретного товара. Это может быть сырье, зарплата работников-сдельщиков, страховые взносы с нее.
Косвенные расходы относятся ко всему производству в целом, например, аренда помещения, фиксированная зарплата работников производства и хозяйственные расходы.
Владислав Ильин, генеральный директор компании «Био-Веста»:
«Мы производим функциональное питание и пробиотики.
Прямые затраты — это сырье, упаковка, множество вспомогательных материалов, которые используются для производства, оплата труда людей, работающих на производстве. Косвенные затраты: аренда, обслуживание здания цеха, уборка, вывоз мусора. Как правило, при изменении объемов производства эти расходы не меняются»
Чтобы понять, сколько косвенных расходов приходится на каждый вид товара, нужно определить его долю в общем объеме производства. А потом пропорционально этой доле распределить сумму затрат.
В апреле Михаил решил производить еще один вид продукции, вареники с вишней. Для расчета себестоимости пришлось разделить расходы на прямые и косвенные. Так как все сотрудники получают фиксированную зарплату, она и страховые взносы вошли в косвенные расходы. А сырье — в прямые.
Объем производства вареников составил 500 килограммов, а пельменей — 2000. Доля вареников в общем объеме производства — 20%, следовательно, 20% косвенных расходов нужно отнести на себестоимость вареников. Себестоимость одного килограмма пельменей составила 148 рублей, а вареников — 103 рубля.
Как изменение стоимости сырья влияет на себестоимость продукции
На практике регулярно встречается ситуация, когда меняется стоимость сырья и, соответственно, себестоимость готовой продукции. Для учета изменений используются методы расчета средней стоимости, ФИФО и ЛИФО.
Метод ФИФО (FIFO, First in First out, «первым пришел ― первым ушел») подразумевает, что сначала идет на производство сырье, которое было куплено раньше. Этот метод чаще применяется для товаров с небольшим сроком годности.
Метод ЛИФО (LIFO, Last in First out, «последним пришел ― первым ушел») — в производство отпускают те запасы, которые пришли позднее. Это удобно, если объем запасов большой.
Метод средней стоимости предполагает деление общей стоимости всех запасов на их количество.
Рассмотрим эти методы на примере изменения стоимости купленной муки за апрель:
По методу ФИФО сначала будут списывать в производство муку по цене 20 рублей, когда кончится эта партия, начнут списывать вторую, стоимостью 45 рублей. По методу ЛИФО наоборот, списывать запасы в производство начнут с последней партии.
В методе средней стоимости расчет стоимости списанного материала будет такой:
(20 х 300 + 45 х 200 + 30 х 500) : 1000 = 30 (руб.)
Когда товар будет отправлен на реализацию, для определения его себестоимости можно воспользоваться любым из этих методов. Фирма сама устанавливает, какой метод расчета она применяет, в зависимости от объема производства и вида продукции. Пересчитывать среднюю себестоимость можно через равные интервалы времени, например, раз в месяц или по мере выпуска новых партий. Менять выбранный метод расчета нежелательно — может возникнуть искажение показателей.
Как снизить себестоимость продукции
Уменьшение себестоимости позволит компании работать более эффективно и, в зависимости от целей, больше зарабатывать или иметь конкурентоспособную цену. Михаил решил выяснить, может ли он снизить себестоимость своей продукции и рассчитал разные варианты экономии в таблице:
Вариант 1. Снижение стоимости сырья
Можно покупать более крупные партии, договориться на скидку или найти нового поставщика. У Михаила самая дорогая статья прямых затрат — фарш, снижение его стоимости на 5% дает уменьшение себестоимости на 3 рубля.
Вариант 2. Увеличение производительности труда
Чем больше производится продукции, тем меньше приходится косвенных расходов на единицу продукции. Можно сделать рабочие места более удобными, оптимизировать работу и мотивировать сотрудников. Если увеличить количество выпускаемых пельменей на 20%, то себестоимость упадет на 13 рублей. Плюс производство потребует больше сырья, следовательно, можно попросить поставщика о более выгодных условиях.
Вариант 3. Автоматизация производства
Этот способ позволит заменить сотрудников техникой и сэкономить на оплате труда. Конечно, нужно соблюдать баланс, слишком дорогое оборудование может не окупиться при небольших объемах.
Михаил планирует покупку автоматической машины за 150 000 рублей для лепки пельменей. Ее установка позволит отказаться от одного из кухонных рабочих. Несмотря на высокую стоимость, ее амортизация будет составлять 6 250 рублей при расчетном сроке службы 24 месяца. Это значительно меньше зарплаты сотрудника.
В результате модернизации производства, себестоимость пельменей уменьшится на 13 рублей.
Вариант 4. Экономия электроэнергии, воды, снижение аренды
Также приведут к уменьшению косвенных затрат и снижению себестоимости продукции. Сокращение этих расходов на 25% даст снижение себестоимости продукции на 5 рублей.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«С помощью себестоимости можно не только формировать ценовую политику, но и следить за успехами бизнеса. Например, если себестоимость снижается — это хороший знак. Чем больше производит бизнес, тем меньшую долю в расходах начинают занимать аренда помещения и амортизация. Также расходы снижаются и за счет повышения эффективности труда сотрудников: производят больше, а платим как раньше»
Четыре способа снизить себестоимость производства
Акционеры часто считают, что отдел продаж в ответе за все изменения рынка. Но на продажи влияет много факторов, которые не может изменить никакой продавец: валютные курсы, сезонность, изменение потребительских предпочтений, погода, изменение планов сетевого ритейла, большие складские остатки, наращивание или сокращение производственных мощностей конкурентов. Но есть хороший способ уменьшить зависимость компании от отдела продаж – снизить себестоимость. Она зависит от технологии производства, стоимости сырья и энергоносителей, фонда оплаты труда. На эти факторы у собственников и менеджмента компании больше возможностей влиять, чем на планы сетевых ритейлеров или погоду. Как снизить себестоимость?
1. Проанализируйте и улучшите технологию. Технологи и инженеры окончили вузы десятки лет назад, и большинство потом не развивались. А за эти годы технологии ушли далеко вперед. Лучше и интереснее всего топ-менеджерам будет посетить схожие производственные площадки в других городах, а еще лучше – странах. Можно перенять опыт и оптимизировать собственное производство.
Реальный пример: технологический аудит на яичной птицефабрике показал, что замена шести сортировальных машин на один комплекс с галереями для транспортировки яйца приведет к сокращению персонала более чем на 20%, а потери яйца благодаря сокращению доли ручного труда и перевалки снизятся на 8%. После замены машины, увеличения числа птицемест на квадратный метр площади и исключения ручного труда EBITDA фабрики за год выросла на 30%, фонд оплаты труда сократился вдвое. Численность штата рабочих сохранилась, но требования к квалификации существенно выросли.
Модернизация очень болезненна для технологов, инженеров, ветеринаров, агрономов – им приходится заново учиться новым технологиям, часть сотрудников приходится сокращать или заменять. Но она дает внушительный эффект. Можно привязать систему мотивации к сокращению затрат и платить премии – тогда и персонал будет бенефициаром оптимизации.
Экспериментируйте, используйте разные настройки оборудования, разные виды сырья, привлекайте внешних консультантов и собственных рационализаторов. Все это вместе даст возможность повысить отдачу от каждой производственной линии.
2. Вовлекайте персонал в процесс улучшений. У людей на производстве всегда много простых идей и предложений, как улучшить производство и сделать его более удобным для себя, а значит, и для собственников. Главным препятствием для участия персонала является страх контакта с руководством, ответственности и наказания, если что-то не получится. Убирайте ненужные уровни иерархии между руководителями и производственным персоналом, которые только затрудняют коммуникации и раздувают себестоимость. Например, на крупной птицефабрике при каждой службе существовали группы механиков, инженеров и специалистов. Например, при наличии инженерной службы на птицефабрике дополнительно имелся отдел главного механика. У главного энергетика был целый штат высокооплачиваемых заместителей. На другой птицефабрике главный инженер, полковник Инженерных войск в отставке, организовал свою службу по принципу автономности на случай войны. На каждом участке был отдельный ответственный, чтобы нажать кнопку. Все закончилось тем, что штат сократили втрое, пришлось расстаться и с главным инженером.
3. Используйте скрытые резервы. Часто отходы производства просто утилизируют, причем утилизация стоит денег. Но то, что для вас является отходами основного производства, для других может оказаться сырьем. Надо только найти покупателя – и вместо затрат на утилизацию появятся доходы от сбыта нового продукта. Например, отходы пищевого производства – это корм для домашних животных, биоматериал для вакцин, добавка в комбикорм для скота, удобрения и т. д.
4. Сделайте закупки более гибкими. Из-за риска злоупотреблений процесс закупок сильно забюрократизирован: тендеры, множество согласований цен, строгие бюджеты, проверка благонадежности поставщиков. Пока закупщики подготовят и согласуют все документы, цены могут измениться и надо начинать все сначала. В пищевой отрасли часто возникает неожиданный спрос (например, со стороны крупного ритейлера) – и производителю нужно срочно закупить сырье. Пока у вас продолжается закупочный тендер, этот спрос успевает удовлетворить другой поставщик.
Очень часто тендерный комитет отметает заявку хорошего поставщика, который работает только на условиях частичной предоплаты. Страдает прибыль, это происходит совершенно незаметно. Часто влиять на сроки поставки удается путем авансирования поставщиков. Оно увеличивает потребность в оборотном капитале, есть также риски возврата из-за ненадлежащего качества, но скидки и сокращение сроков поставок эти издержки компенсируют, и оборачиваемость запасов увеличивается.
Тендеры не настолько хорошо защищают от злоупотреблений, как принято считать. Они дают результаты только на начальном этапе, когда компания налаживает процессы снабжения и взаимодействие с ключевыми поставщиками. После этого все стороны процесса уже хорошо знакомы и нередко договариваются между собой до начала тендера. Контролировать закупки помогают продуманная система мотивации персонала и прямые контакты акционеров с ключевыми поставщиками. Закупщики будут опасаться, что акционер позвонит продавцу напрямую и спросит о цене.-