снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Определение ирритативных изменений на ЭЭГ в Юсуповской больнице

Ирритативные изменения на ЭЭГ – это форма общих нарушений биопотенциалов. Они чаще наблюдаются при менингососудистых новообразованиях, которые интимно связаны с сосудами оболочками головного мозга. Для регистрации электрической активности мозга нейрофизиологи Юсуповской больницы выполняют ЭЭГ с помощью новейшей аппаратуры мировых производителей.

Расшифровку результатов исследования проводят кандидаты медицинских наук. Ведущие специалисты в области неврологии и нейрофизиологии анализируют данные ЭЭГ с помощью компьютерной программы. При наличии изменений ЭЭГ, которые могут трактоваться неоднозначно, на заседании экспертного совета профессора и врачи высшей категории обсуждают результаты исследования, коллегиально принимают решение в отношении диагноза и тактики лечения пациента.

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Ирритативные изменения на ЭЭГ

При наличии ирригативных изменений на фоне дезорганизации альфа-ритма с заострённой формой и неравномерной амплитудой альфа-колебаний в 2—3 раза увеличивается вольтаж бета-колебаний. Патологические изменения могут проявляться в сочетании с диффузной эпилептоидной активностью. У некоторых пациентов устойчиво регистрируются острые волны на ЭЭГ, которые совпадают с ритмом электрокардиограммы. Совокупность данных изменений ЭЭГ, выраженных одинаково во всех областях полушарий, отражает ирритативные явления в коре головного мозга. Они обусловлены чрезмерным притоком афферентных импульсов от ангиорецептивных зон и от богато иннервируемых оболочек мозга, которые подвергаются постоянному воздействию со стороны медленно растущей опухоли.

При регистрациях ЭЭГ у таких пациентов в динамике по мере роста новообразования снижается амплитуда частых ритмов, появляются низкоамплитудные дельта-волны, одинаково выраженные во всех областях обоих полушарий мозга. Стадия ирритативных общемозговых нарушений биопотенциалов чаще наблюдается при расположении сосудистых новообразований в сагиттальных, околосагитальных и переднебазальных отделах мозга. В этих участках опухолевые узлы непосредственно связаны с венозным синусом.

При наличии у пациентов, страдающих новообразованиями головного мозга, симптоматической эпилепсии, в ЭЭГ на ранних стадиях болезни также регистрируются ирритативные общемозговые изменения. Они проявляются комбинацией заострённых волн альфа-ритма, увеличенных бета-колебаний и эпилептоидных диффузных потенциалов. На фоне общего нарушения корковой ритмики на ЭЭГ может регистрироваться эпилептогенный фокус в зоне коры, которая подвергается непосредственному воздействию опухоли. Нерезко ирритативный тип ЭЭГ свидетельствует о незначительном поражении структур мозга.

Функции мозговых волн

Мозг является электрохимическим органом. Электрическая активность головного мозга проявляет себя в виде мозговых волн. На ЭГГ регистрируются волны четырёх видов:

Если частота тета волн на ЭКГ опускается до нуля, это означает, что произошла гибель головного мозга. Глубокий сон без сновидений характеризуется частотой тета волн 2-3 Гц. Когда человек ложится в кровать и читает несколько минут перед сном, он находится в состоянии «низкое бета». В момент, когда мы откладываем книгу, выключаем свет и закрываем глаза, мозговые колебания последовательно проходят стадии бета, альфа, тэта, и в конечном итоге дельта.

Четыре типа мозговых колебаний являются общими для всех людей, независимо от пола, возраста, национальности, культурной и национальной принадлежности. Результаты ЭЭГ исследования показывают, что хотя в мозговых колебаниях всегда доминирует одна частота, оставшиеся три, в зависимости от уровня активности человека, также всегда присутствуют.

Расшифровка ЭЭГ

Расшифровка электроэнцефалограммы – это процесс её интерпретации с учётом клинических симптомов, которые имеются у пациента. Во время анализа ЭЭГ нейрофизиологи Юсуповской больницы учитывают:

Итоговый диагноз неврологи-нейрофизиологи выставляют только с учётом определённых клинических признаков заболевания, которые беспокоят пациента.

Изменениями альфа-ритма на ЭЭГ являются следующие признаки:

Выраженная межполушарная асимметрия может быть свидетельством опухоли, кисты мозга, инфаркта, инсульта или рубца на месте старого кровоизлияния. Высокая частота и нестабильность альфа-ритма может появиться после черепно-мозговой травмы. Дезорганизованный тип ЭЭГ (нарушение организации альфа-ритма или его полное отсутствие) говорит о приобретённом слабоумии.

У детей о задержке психомоторного развития свидетельствуют:

Уменьшение амплитуды альфа-ритма на ЭЭГ, слабая реакция активации, перемещение фокуса активности из области затылка и темени являются признаками психиатрической патологии. Возбудимая психопатия проявляется замедлением частоты альфа-ритма на фоне нормальной синхронности. Для тормозной психопатии характерна десинхронизация ЭЭГ, низкая частота и индекс альфа-ритма. Усиленная синхронность альфа-ритма во всех частях мозга, короткая реакция активации являются признаком неврозов.

У пациентов нейрофизиологи определяют следующие патологические типы бета-ритма:

Нарушения бета-ритма на ЭЭГ говорят о патологии головного мозга. Наличие диффузных бета-волн с амплитудой не выше 50-60 мкВ свидетельствует о сотрясении мозга. Короткие веретёна в бета-ритме указывают на энцефалит. Бета-волны частотой 16 – 18 Гц и высокой амплитудой в центральных и передних и отделах мозга являются признаками задержки психомоторного развития ребёнка.

В норме тета-ритм и дельта-ритм могут фиксироваться на ЭЭГ только спящего человека. В состоянии бодрствования такие медленные волны появляются при наличии дистрофических процессов в тканях мозга, которые сочетаются со сдавлением, высоким давлением и заторможенностью. Пароксизмальные тета и дельта волны у пациента в состоянии бодрствования регистрируются при поражении глубоких частей мозга.

Дельта волны с высокой амплитудой являются свидетельством опухоли. Преобладание тета и дельта волн на ЭЭГ с максимальной активностью в области затылка, вспышки двухсторонне-синхронных волн, количество которых увеличивается при гипервентиляции, являются признаком задержки психомоторного развития ребёнка.

Биоэлектрическая активность мозга

Биоэлектрическая активность головного мозга по ЭЭГ является комплексной описательной характеристикой, которая касается ритмов головного мозга. В норме биоэлектрическая активность мозга должна быть синхронной, ритмичной, без очагов пароксизмов. Умеренные изменения ЭЭГ регуляторного характера свидетельствует о наличии участка в ткани мозга, где процессы возбуждения превышают торможение. Данный тип ЭЭГ встречается при мигрени и головных болях. Если врачи не выявляют никаких других нарушений, диффузные изменения в биоэлектрической активности мозга могут быть вариантом нормы.

При умеренных изменениях биоэлектрической активности мозга в сочетании с пароксизмами или очагами патологической активности нейрофизиологи определяют наличие эпилепсии или склонности к судорогам. Сниженная биоэлектрическая активность мозга выявляется при депрессии. Дисфункция средних структур мозга представляет собой неярко выраженное нарушение активности нейронов мозга, которое часто встречается у здоровых людей. Она может свидетельствовать о функциональных сдвигах после стресса.

Диффузная дезорганизация альфа-ритма, активация диэнцефально-стволовых структур мозга на фоне тестов при отсутствии жалоб у пациента является нормой. Очаг патологической активности – свидетельство повышенной возбудимости указанного участка мозга. Его наличие говорит о склонности пациента к судорогам или эпилепсии.

Ирритация различных структур мозга чаще всего связана с нарушением мозгового кровообращения. Пароксизмы говорят об усилении возбуждения и уменьшении торможения. Снижение порога судорожной активности свидетельствует о предрасположенности к судорогам. Наличие эпилептиформной активности является свидетельством повышенной склонности к судорогам.

Нарушение волновой активности головного мозга (появление бета-активности во всех частях мозга, тета волны, дисфункция срединных структур) встречается после травматических повреждений. Регуляторные общемозговые изменения регистрируются на ЭЭГ при гипертонической болезни. Наличие активных разрядов в отдельных частях мозга, которые усиливаются при нагрузках, означает, что в ответ на физическое напряжение у пациента может развиваться реакция в виде потери сознания, нарушения слуха, зрения.

Нарушение синхронности ритмов, уплощение кривой ЭЭГ развивается при патологии сосудов головного мозга. При инсульте регистрируются тета и дельта ритмы. Степень нарушений электроэнцефалограммы полностью соответствует тяжести заболевания и стадии его развития. Появление эпилептоидной активности на фоне травмы головного мозга может привести к развитию эпилепсии в будущем. Значительное замедление альфа-ритма встречается при паркинсонизме. При не резко ирритативном типе ЭЭГ неврологи Юсуповской больницы проводят динамическое наблюдение пациента. Нейрофизиологи выделяют 3 класса нарушений корковой ритмики в зависимости от степени информативности: нарушения ЭЭГ локального характера, нарушения ЭЭГ пароксизмального характера и диффузные нарушения ЭЭГ.

При умеренных изменениях ЭЭГ регуляторного характера врачи коллегиально примут решение о целесообразности медикаментозной терапии. Для лечения пациентов в Юсуповской больнице используют современные препараты, обладающие высокой эффективностью и минимальным спектром побочных эффектов. Сделать ЭЭГ можно, записавшись на приём к неврологу-нейрофизиологу по телефону Юсуповской больницы.

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Ночевкина Алёна Игоревна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Детский психолог Горина Екатерина

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог Светлана Ткачева

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга. Биоэлектрическая активность мозга

4.2.3. Биоэлектрическая активность мозга

Специфика пространственно-временной организации ритмических составляющих ЭЭГ, анализ фоновой и вызванной электрической ак­тивности мозга позволяют выявить характер функционального созре­вания подкорковых структур, определенных отделов коры в разные возрастные периоды. Так, снижение с возрастом тета-ритма в ЭЭГ свидетельствует об уменьшении роли неспецифических подкорко­вых структур в генезе биоэлектрической активности. Увеличение вы­раженности основного ритма биоэлектрической активности — альфа- ритма и формирование его пространственной организации отражает созревание коры больших полушарий.

Анализ электрической активности мозга выявил, что в раннем постнатальном периоде наиболее функционально зрелыми являются мезодиэнцефальные структуры мозга, относящиеся к первому функцио­нальному блоку мозга (Новикова Л. А. и др., 1975).

Основные периоды, которые можно охарактеризовать как пере­ломные в динамике изменений альфа-ритма — это 6 лет, 9-10 лет. В период полового созревания (12-14 лет) возникают регрессив­ные отклонения в ЭЭГ за счет усиления мощности тета-активности. Пространственная синхронизация ритмов ЭЭГ покоя, свойствен­ная взрослым, формируется по завершении этого периода. Это отражает становление зрелого типа структурно-функциональной организа­ции мозга, характерной для состояния спокойного бодрствования (Алферова В. В. и др., 1990).

Работа первого функционального блока мозга связана с двумя ос­новными видами активации:

1) общей, генерализованной, адресованной ко всему мозгу (обеспе­чивается подкорковыми отделами первого блока мозга и лежит в основе функциональных состояний);

2) специфической, локальной, направленной к конкретным струк­турам (обеспечивается корковыми отделами первого блока мозга и выступает основой для осуществления психических функций) (Хомская Е.Д., 2002).

Основные изменения в системе активации мозга также происходят постепенно. Первоначально фиксируется общая генерализованная форма активации мозга. К 7-10-летнему возрасту происходит пере­ход от генерализованной к регионарно-специфической форме актива­ции. В 11-14 лет наблюдается регрессивная динамика в функциониро­вании регуляторной системы, связанная с изменением гормонального профиля организма. С 14-15 лет происходит восстановление реактив­ности активационной системы и приближение характера ее функцио­нирования к взрослому уровню (Горев А. С., 1990).

Центральные отделы анализаторных систем располагаются во вто­ром функциональном блоке мозга. Все анализаторные системы способ­ны к функционированию с первых дней жизни ребенка, но к моменту рождения наименее готовыми оказываются дистантные анализаторы.

Наиболее хорошо в настоящее время проанализировано становле­ние зрительной системы.

Согласно психофизиологическим данным, существенные перестрой­ки зрительного восприятия происходят в период от 3-4 к 6-7 годам.

Вызванные потенциалы (ВП) в проекционной корковой зоне на про­стые и оформленные зрительные стимулы, которые обнаруживаются у новорожденного ребенка, сначала носят локальный характер и мо­гут расцениваться как сенсорно-специфический ответ. Они отражают наличие ощущения и возможность первичного анализа стимула.

К концу первого года жизни структура ВП становится близкой к та­ковой у взрослого, к пятилетнему возрасту сокращаются и временные параметры вызванного ответа (латентный период и длительность от­дельных фаз).

В 3-4-летнем возрасте структура ВП в каудальных областях коры имеет сходный характер в ответ на сложно структурированные стиму­лы. Это может свидетельствовать об одинаковой задействованное™ проекционной коры и заднеассоциатпивных областей (зона ТГЮ) в их анализе, то есть заднеассоциативные отделы, также как и первичные поля, выполняют сенсорную функцию, дублируя функцию проекци­онной зоны.

После 5-6 лет структура вызванного потенциала в ТПО становится не всегда сходной со структурой ВП в проекционной зоне. Это соот­ветствует психологическим и психофизиологическим данным, в соот­ветствии с которыми в 5-7 лет происходят существенные сдвиги в зри­тельном восприятии, связанные с облегчением процесса выработки эталонов, в том числе на сложные, ранее незнакомые стимулы.

После 9-10 лет происходит удлинение времени обработки сложных сенсорных стимулов, которое следует рассматривать как результат со­вершенствования межцентральной интеграции в отдельных звеньях зрительной системы.

В 9-11-летнем возрасте отмечается вовлечение в опознание лобной области (третий функциональный блок мозга), которое сохраняется в ходе дальнейшего онтогенеза.

Созревание передней ассоциативной области коры создает возмож­ность регуляции сенсорных процессов (А. Р. Лурия) при решении пер­цептивной задачи. Так, в возрасте 3-4 года, несмотря на усвоение деть­ми словесной инструкции, выполняющей регулирующую роль, она не выполнялась и ее введение не влияло на параметры ВП. Изменения возникали начиная с 4-5-летнего возраста, а существенные измене­ния в произвольной организации отмечены с 6-7 лет. Начиная с 9- 10 лет введение мобилизующей инструкции приводит к четким из­менениям параметров ВП в ассоциативной и проекционной зонах. Возможность избирательного вовлечения корковых зон в процессы восприятия совершенствуется до 14-15-летнего возраста.

Важную роль в зрительном восприятии имеют не только внутриполушарные особенности реализации зрительных операций, но и межполушарные взаимодействия. Интенсивное развитие мозолистого тела начинается в дошкольном возрасте, и, по некоторым данным, су­щественные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а теменных зон с перед нецентральными структурами. В 6 лет отмечается усиление межполушарных функциональных связей заты­лочных и височных областей, специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциативных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лоб­ной корой (Развитие мозга ребенка, 1965; Бетелева Т. Г., 1975, 1990; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990,1997,1998).

Формирование функциональных систем подразумевает наличие связей между различными мозговыми центрами.

В работах А. Н. Шеповальникова и др. (1997) сформулирована ги­потеза об относительно независимом и гетерохронном становлении в ходе онтогенеза у детей двух функционально различных систем свя­зей коры больших полушарий. На начальных этапах развития мозга ребенка координированная деятельность кортикальных структур обеспечивается в значительной мере за счет наличия к моменту рож­дения относительно зрелых, генетически детерминированных связей.

Они ответственны за процессы дистантной (связывают отдаленные центры) интеграции нервной активности кортикальных полей в целост­ную деятельность мозга, то есть формируют основной «каркас» единой распределенной системы мозговой активности. Это система «длинных» связей.

Другая система представлена относительно короткими межкорти­кальными взаимосвязями («короткие» связи). По-видимому, именно эта, менее жесткая и более пластичная, система связей ответственна в большей мере за обеспечение процессов обучения и гибкого приспо­собления организма к окружающей среде.

Полученные ими результаты позволяют оценить роль церебраль­ных структур и связывающих их волокон, которые уже на ранних стадиях постнатального развития оказываются наиболее существенны­ми для обеспечения устойчивой интеграции биоэлектрической актив­ности в целостную динамическую систему.

Система «длинных» связей, в первую очередь, через комиссуральные структуры соединяет билатерально, симметрично расположенные отделы неокортекса. Во вторую очередь, она обеспечивает продольные взаимосвязи структур, расположенных в пределах каждого из полу­шарий (рис. 4.2)

В частности, у младенцев с врожденным отсутствием мозолистого тела отмечается низкий уровень межполушарной когерентности. У детей 10- 14 лет с таким дефектом при сохранной способности к обучению и небольшом снижении IQ наблюдается компенсаторное развитие гиперфункции левого полушария и повышение внутриполушарной когерентности ЭЭГ в левом полушарии при выраженном снижении в правом полушарии.

Наличие действующих межполушарных связей на ранних этапах онтогенеза является, таким образом, важным условием для обучения и развития познавательных способностей младенцев. Возраст 6-7 лет рассматривается как переходный к стадии «полноразмерного» межполушарного взаимодействия.

В целом можно говорить, что в ходе постнатального онтогенеза происходит опережающее развитие не только определенных цереб­ральных структур, но и тех волокнистых систем, которые формиру­ют процессы глобальной интеграции деятельности мозга в единую распределительную систему. В первую очередь это «длинные», ассо­циативные и транскаллозальные волоконные системы, составляющие своеобразный продольно-поперечный «каркас» неокортекса. Вероят­но, определенная зрелость этих путей существует уже в первые дни жизни ребенка.

Наиболее жестким и специализированным звеном в коре больших полушарий являются проекционные зоны, осуществляющие анализ сенсорной информации. Ассоциативные отделы коры, наряду с пере­работкой, хранением информации, формированием планов и про­грамм деятельности играют важную роль и в организации межцент­рального взаимодействия, в особенности его динамической формы. Обладая широкой системой афферентных и эфферентных связей с другими корковыми структурами и лимбико-ретикулярным комп­лексом, ассоциативные отделы принимают участие в регуляции фун­кционального состояния и реактивности различных мозговых образо­ваний и являются’организующим звеном в системе межцентральной интеграции. Особенно велика в этом роль переднеассоциатнвных от­делов (Фарбер Д. А., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1998).

Источник

Легкие диффузные изменения биоэлектрической активности (БЭА) головного мозга

Легкие диффузные изменения биоэлектрической активности — диагноз, который может застать врасплох после прохождения обследования с помощью электроэнцефалографа. Все явления, происходящие в коре полушарий, фиксируются на бумаге в виде кривой, после чего оцениваются специалистом.

снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Смотреть картинку снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Картинка про снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит. Фото снижение биоэлектрической активности головного мозга что значит
Чем опасны диффузные изменения БЭА?

Изначально такой диагноз звучит устрашающе, но при правильном и своевременном лечении больной может в ближайшее время вернуться к нормальной жизни. Известно, что при недостатке кислорода нейроны в ЦНС начинают хуже функционировать. В данном случае происходит разрушение связей, снижается активность и нарушается метаболизм. Все это может способствовать ухудшению работы головного мозга и частичному его отмиранию.

Причинами появления органического диффузного поражения могут быть патологии с отеками и воспалительным процессом. Этому способствуют менингиты, энцефалиты, отравление химикатами и прочее. В таком случае врач незамедлительно отправит пациента на диагностику и ЭЭГ. При расшифровке данных обращают внимание на ритмы, которые отвечают за мозговую активность (альфа, бета, гамма, каппа, лямбда, мю). В зависимости от степени разрушения мозга данные будут фиксироваться при помощи специального датчика. В случае каких-либо нарушений специалист укажет диагноз.

При этом недуге могут наблюдаться частые головные боли, резкая смена настроения, ирритативный эффект, общее плохое самочувствие. На скорость мозговой активности влияет исключительно скорость лечения. Чаще всего к диффузному аксональному повреждению приводят черепно-мозговые травмы или сотрясения.

Причины диффузных изменений и последствия

Данное заболевание не может появиться просто так. Обычно предшественниками являются:

Очень часто разрыв длинных функциональных отростков нервных клеток имеет характер травмы головы. В подобных ситуациях у пациента отмечается диффузная травма головного мозга. Одной из особенностей подобных общемозговых травм является бессознательное состояние. При этом степень последствий зависит от времени, которое человек провел без сознания.

Легкое поражение не несет больших последствий и проходит бесследно в течение нескольких месяцев. Умеренные диффузные изменения могут привести к выраженному нарушению работы мозга в отдельных структурах. Выраженные изменения часто фиксируются при тяжелых травмах головы и длительного бессознательного состояния.

Длительное бессознательное состояние может даже привести к смерти, так как происходит угасание функционирования отделов регуляторной формации.

Успех в лечении диффузного изменения биоэлектрической активности зависит от скорости диагностики и степени болезни. При этом отказ от лечения может привести к негативным последствиям. Обычно план лечения составляется неврологом, который подбирает правильную терапию, медикаменты. Для того чтобы добиться максимально положительного результата, необходимо все делать вовремя и согласовывать действия с врачом.

Чтобы как можно дольше сохранять здоровье мозга и эффективно развивать интеллект, необходимо давать мозгу полезную нагрузку. Всего 10-15 минут в день с тренажерами Викиум помогут значительно улучшить когнитивные функции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *