снасти на корабле что это
Словарь яхтсмена – состоит из наиболее употребляемых терминов в морской практике.
Ахтерштаг – штаг, идущий от топа мачты к корме судна.
Бакен – плавучий знак на якоре для обозначения навигационных опасностей, ограждения фарватера реки (судового хода), указания точек поворота.
Бакштаг – курс судна относительно ветра, между галфвиндом и фордевиндом.
Бакштаги – снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков мачту.
Бегучий такелаж – подвижный: шкоты и фалы, контролирующие натяжение, поднятие и спуск парусов.
Береговой – 1) находящийся рядом с берегом; 2) направленный в сторону берега.
Буек – поплавок, установленный на якоре. Обозначает границу какой-либо акватории, положение затопленного предмета, знак гоночной дистанции и т. п. Может иметь различные форму и окраску, но не должен напоминать бочку или буй.
Буй – плавучий навигационный знак для обозначения фарватеров, опасных для судоходства участков, мест затонувших судов и др. Представляет собой большой поплавок конической или шаровидной формы, окрашенный в яркие цвета и устанавливаемый на якоре. Может иметь световые, звуковые и радиосигнальные устройства.
Бушприт – рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг мачты, а также такелаж косых парусов – кливеров.
Ванты – тросы, поддерживающие мачту.
Ватерлиния – линия, образованная пересечением плоскости водной поверхности и корпуса судна. Конструктивная ватерлиния – линия, образованная пересечением корпуса судна и плоскостью, которая перпендикулярна ДП и плоскости миделя. Конструктивная ватерлиния соответствует ватерлинии при полной загрузке судна и обычно обозначается на корпусе границей двух цветов.
Вести прокладку – отмечать местоположение лодки на карте.
Взять рифы – уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху к лееру на рее у прямых парусив.
Водоизмещение – вес или объем воды, вытесняемой плывущим судном.
Вперед – в сторону носа судна.
Выбирать слабину троса – подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.
Галс – расположение судна относительно ветра.
Галсовый угол (паруса) – нижний передний угол паруса.
Галфвинд – курс судна относительно ветра, при котором угол между курсом судна и направлением ветра составляет 90°.
Генуэзский парус – большой передний парус, простирающийся далеко за грот-мачту.
Гик – элемент рангоута. К нему обычно крепится нижняя шкаторина. Гика-шкот — трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.
Гика-шкот – трос для управления гротом, обычно пропущен через несколько блоков грота.
Грот – главный парус на судне, при продольной оснастке лодки всегда направлен в сторону кормы от грот-мачты.
Диаметральная плоскость – воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через ахтерштевень и форштевень судна.
Дифферент – разница осадок судна носом и кормой. Угол дифферента — угол отклонения плоскости мидель-шпангоута от вертикали.
Дрейф корабля в подветренную сторону – происходящий под действием ветра.
Задняя шкаторина – задняя кромка косого паруса.
Истинный ветер – скорость и направление ветра, определяемые без учета движения судна.
Кокпит – площадка в кормовой части яхты, на которой рулевой управляет румпелем, а команда работает с парусами.
Колдунчики – индикаторы ветра, используются для точной настройки парусов. Тонкие нити (легкие ленточки) длиной 10-25 сантиметров, прикрепляются к парусу там, где необходимо видеть как ведет себя поток воздуха.
Корма – задняя часть судна.
Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.
Корпус – основная часть лодки, то есть днище и борта.
Кранец – предмет, смягчающий удары корпуса судна о причал или другое судно, расположен на внешней поверхности борта.
Краспица – парная распорка по обе стороны мачты, служит для увеличения угла между мачтой и вантой и, таким образом, улучшения крепления мачты.
Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.
Крен – наклон на бок. Крениться – наклоняться (о судне).
Крейсерская скорость – условное название наиболее экономичной скорости судна.
Крутой бейдевинд – курс судна относительно ветра, когда оно движется так круто к ветру, как только возможно.
Курс – направление по компасу, которое указывает нос лодки.
Курс яхты относительно ветра – термин (например, лавировка, движение галсами, движение при попутном ветре), означающий угол между направлением движения лодки и ветром.
Лавировка – движение под парусом против ветра, выполняется неоднократной сменой галса.
Лаг – прибор для измерения скорости лодки и пройденного расстояния.
Лебедка – приспособление для выбирания шкотов или якорных тросов.
Левентик – зона, в которой лодка останавливается или движется назад, так как она направлена прямо против ветра.
Левый борт – левая часть судна, если стоять лицом к носу.
Левый галс – яхта идет левым галсом, когда ветер дует в левый борт.
Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.
Леерная стойка – опора для лееров и страховочного троса.
Лечь в дрейф – фактически остановить судно, обычно закрепляя передний парус с наветренной стороны.
Лоция – пособие по навигации.
Мачта – вертикальный элемент рангоута для установки парусов.
Меридиан – воображаемая окружность, проходящая через Северный и Южный полюса. Меридианами называются все линии долготы.
Местоположение – местонахождение судна, определенное с помощью точных пеленгов по компасу, секстанту или другим приборам.
Мидель – максимальная ширина судна.
Монотип – лодка, построенная с соблюдением строгих правил для получения целого флота судов, имеющих одинаковую скорость.
Мористее – дальше от берега. Выражение, указывающее, что судно или плавающий предмет находится дальше от берега чем кто-либо другой. Фраза «пойдем мористее» означает «пойдем дальше от берега».
Морская миля – единица измерения длины, равная 1852 м (607 футов).
Муринг – так называют “мертвый якорь”.
Наблюдаемое местоположение – координаты, полученные непосредственно по объектам на карте или по секстанту при наблюдении небесных тел.
Наветренная сторона – сторона, в которую дует ветер.
Нижняя шкаторина – нижняя кромка паруса.
Нирал – трос, оттягивающий парус вниз.
Нос – передняя часть судна.
Носовой релинг – перила в носовой части лодки.
Нуль глубин (на карте) – уровень воды при самом низком отливе, относительно которого измерены все глубины, указанные на карте.
Оверштаг – поворот лодки, выполняемый так, чтобы при смене галса она пересекла линию направления ветра носом.
Оснастка – мачта, рангоут и паруса.
Осадка – расстояние от поверхности воды до самой нижней точки корпуса судна.
Отливное течение – поток воды, понижающий ее уровень.
Относительный (вымпельный) ветер – направление ветра над палубой; рассчитывается как сумма направления и скорости истинного ветра и направления и скорости судна.
Оттяжка – трос для контроля над рангоутом или гафелем; оттяжка спинакер-гика часто служит для контроля над спинакер-гиком.
Оттяжка гика – препятствует задиранию нока гика вверх при вытравливании гика-шкота или при попутном ветре.
Пеленг – местоположение объекта, выраженное в градусах; определяется по компасу. Различают истинный и магнитный пеленг.
Передний парус – треугольный парус, установленный впереди мачты.
Передняя шкаторина – основная (ведущая) кромка косого паруса.
Погон – направляющее устройство, позволяющее регулировать шкотовый угол.
Подветренная сторона – защищенный участок судна (в стороне, противоположной направлению, из которого дует ветер).
Правый борт – правая часть судна, если стоять лицом к носу.
Правый галс – лодка идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт.
Прибрежный – находящийся на небольшом расстоянии от берега.
Приводить к ветру – идти курсом, близким к направлению ветра.
Приливное течение – поток воды, поднимающий ее уровень от низкого до высокого.
Против ветра – нос судна направлен прямо навстречу ветру.
Рангоут – общее название мачт, гиков, реев и т. п.
Рифить – уменьшать размер (площадь) паруса.
Румпель – рычаг у руля для управления им.
Руль – подвижное подводное крыло, используемое для управления судном.
Рундук – ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.
Рыскать – сворачивать в сторону от курса (под воздействием внешних сил). Лодка резко поворачивает, может накрениться под опасным углом.
Свертывать – свернуть грот и закрепить его завязками на гике, или свернуть передний парус с помощью закрутки.
Сделать галс – повернуть парусную лодку так, чтобы она носом пересекла линию направления ветра, то есть сменить левый галс на правый или наоборот.
Спинакер – большой легкий передний парус, используется при попутном ветре.
Стаксель – треугольный парус, крепится к форштагу.
Стояние (уровня) прилива – короткий период во время прилива и отлива, когда приливного течения нет.
Стоячий такелаж – неподвижный: ванты и штаги, поддерживающие мачту.
Страховочный трос – трос, закрепленный вокруг палубы, носовой или кормовой части, для обеспечения безопасного движения по палубе.
Сходный трап – главный вход во внутренние помещения, обычно через люк, ведущий к лестнице.
Счисление пути – ведение записей о взятом курсе, ветровом дрейфе, скорости и т. д. во время движения. Записи делаются, начиная с известного местоположения.
Травить – постепенно ослаблять натяжение троса или якорного каната.
Такелаж – все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй – для уборки и постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута.
Toп – верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.
Траверз – направление на какой-либо предмет, перпендикулярное курсу судна (диаметральной плоскости). В зависимости от расположения предмета от судна (с правого или с левого борта) различают правый и левый траверз. Расстояние от судна до предмета на траверзном расстоянии называется траверзным расстоянием.
Уваливать под ветер – изменять курс в сторону от ветра.
Узел – единица измерения скорости: один узел равен одной морской миле в час.
Утка – специальная двурогая отливка или поковка, закрепленная на фальшборте или в другом месте судна и служащая для крепления на ней тросов.
Фал – трос для поднятия парусов.
Фальшборт – легкий пояс бортовой обшивки, возвышающийся над верхней палубой. Служит для ограждения палубы и зашиты ее от заливания.
Фордевинд – 1) курс яхты, совпадающий с направлением ветра; 2) поворот судна, при котором корма пересекает линию направления ветра; продольный парус переместится с левой стороны лодки на правую или наоборот.
Швартов – трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).
Шверт – доска, расположенная в щели, проходящей через середину плоскодонки; используется для уменьшения бокового дрейфа при движении против ветра.
Шкаторина – кромка паруса, обшитая ликтросом.
Шкот – трос, прикрепленный к шкотовому углу паруса или гику, через таль.
Шкотовый угол (паруса) – нижний задний угол косого паруса, где встречаются нижняя и боковая (или задняя) шкаторины.
Шлаг – один оборот троса вокруг чего-либо.
Шпринг – швартовы, идущие от носа к корме или от кормы к носу для предотвращения перемещений в направлении вперед-назад во время стоянки.
Штаги – тросы, прикрепленные к мачте для ее поддержки.
Якорная цепь – цепь для крепления якоря.
Якорный трос – используется для швартовки или крепления судна.
Оснастка корабля
Смотреть что такое «Оснастка корабля» в других словарях:
Оснастка корабля — (судна) 1) устройства, изделия и приспособления для постановки парусов и управления ими 2) Система снастей парусного судна 3) Крепление такелажа к мачтам и проводка снастей. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь
Оснастка корабля — устройства и приспособления для постановки парусов и управления ими … Словарь военных терминов
ОСНАСТКА корабля (судна) — 1) система снастей, устройств и приспособлений, стоячего и бегучего такелажа для крепления рангоута, постановки парусов и управления ими; у промысловых судов снасти для управления орудиями лова, у… … Военный энциклопедический словарь
ОСНАСТКА — ОСНАСТКА, оснастки, мн. нет, жен. 1. Действие по гл. оснастить оснащать оснащивать. Оснастка корабля длилась неделю. 2. Такелаж, вся палубная снасть. Корабль в новой оснастке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Вооружение корабля — установка на места рангоута (мачт, реев и т. п.), оснастка, укладка трюма и снабжение судна всем нужным для плавания, нападения на неприятеля и обороны против него. Одновременно с установкой рангоута и тягой такелажа, производится сборка… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
РАНГОУТ — (голл., морск.). Все деревянное, входящее в состав вооружения какого либо судна. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАНГОУТ все деревянные предметы над палубой, части корабельной оснастки мачты, реи,… … Словарь иностранных слов русского языка
HMS Captain (1869) — «Кэптен» HMS Captain … Википедия
Николаевский судостроительный завод — Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) Год основания 1897 Прежние названия Наваль Завод № 198 имени Андре Марти Завод имени Ивана Носенко Ключевые фигуры Илья Григорьевич Горн Владимир Петрович Мовчан Расположение … Википедия
ЧСЗ — Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) Год основания 1897 Прежние названия Наваль Завод № 198 имени Андре Марти Завод имени Ивана Носенко Ключевые фигуры Илья Григорьевич Горн Владимир Петрович Мовчан Расположение … Википедия
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Морской словарь для сухопутных читательниц
И если бы только это! Женщин больше на любой выставке, любой театральной постановке, на любой экскурсии. В любом концерте. В любой библиотеке. В любой литературной аудитории. Даже на сайте проза.ру большинство составляют женщины. И только среди моих читателей преобладают мужчины. Эту несправедливость я и собираюсь исправить.
Ведь читательниц у меня было много, пока не разбежались. Несколько раз перед этим они жаловались, что в моих рассказах слишком много непонятных им морских терминов. Некоторые советовали даже написать специальный словарик. Я знаю, что на нашем сайте есть много старых моряков, опытных капитанов, которые составили бы такой словарь лучше меня.
Ясно, что разъясняя многие понятия, я иногда прибегал к помощи морских словарей и учебников. Очень надеюсь, что составители этих словарей не станут со мной судиться. Хотя бы из любви к тем, для кого предназначен мой словарик.
Что такое «узел»? Нет-нет, не морской такелажный узел, а что-то совсем другое. А что? Что такое дедвейт судна? Тоннаж? Водоизмещение? Сколько груза может взять на борт современное грузовое судно? Почему на маленьком траулере работает больше людей, чем на огромном океанском танкере? Что такое ватерлиния? Что такое каботаж? Зачем на судне танки? Что такое порт приписки судна? По какому времени живут моряки, странствуя по свету?
Что такое «вышка», «середуха», ШМО, ТФ? «Рыбка», «тюлька», «централка»? Вряд ли вы даже слышали о них, если не живёте в портовом городе. Что такое ТУС, или, более благозвучное, ТУК, вы, конечно, тоже не знаете. А, между прочим, это – именно то, что я и собираюсь вам рассказать.
Конечно, не теорию и устройства судна, или корабля, но – некоторые основные морские понятия и жаргонные словечки для детей и взрослых, желающих выучить еще один язык. На это раз – морской. Итак, приступим в алфавитном порядке.
АВРАЛ- срочные судовые работы, требующие участия всего экипажа.
АРТЕЛКА – помещение для хранения судовой провизии.
БАКЛАН – голодный человек на судне который постоянно хочет есть и находится в районе камбуза.
БЛЭКАУТ – (англ. BLACK OUT) – полное обесточивание теплохода.
БРАШПИЛЬ- палубный механизм с горизонтальной осью вращения, предназначенный для подъёма якоря и выбирания тросов при швартовке. Обычно устанавливается в носу судна, на баке.
БУКВАРЬ – книга, инструкция.
ВАЙПЕР – моторист 2-ого класса (от англ. – wiper – уборщик). Он же ВАЙПЕРЕНЫШ.
ВАХТИТЬ – нести вахту.
ВЗЯТЬ ЗА НОЗДРЮ – шутл. – взять на буксир.
ВООРУЖИТЬ – изготовить для действия
ГАЗ – крепкие алкогольные напитки.
ГОЛУБЯТНЯ – навигационный мостик.
ГОЛУБИЦА- отверстие между килем,шпангоутом и обшивкой корпуса судна.
ГРОТ-МАЧТА- вторая от носа мачта. На современном судне находится на пеленгаторном мостике.
ДЕЙДВУД- подводная часть кормового заострения судна в месте прохода гребного вала. Вал в этом месте лежит на дейдвудном подшипнике.
ДИФФЕРЕНТ- наклон судна в продольной плоскости. Обычно бывает на корму.
ДНИЩЕ- заглублённая, подводная часть обшивки корпуса судна.
ИЛЛЮМИНАТОР- застекленное отверстие в борту или надстройке.
КАМБУЗ- кухня на судне.
КАЧКА- колебания судна под воздействием волн, бывает килевой, бортовой, днищевой и смешанной.
КЛЮЗ- отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для проводки троса или цепи.
КНЕХТ- деталь швартовного устройства в виде парных металлических тумб на общем фундаменте, прикрепленном к палубе. Швартовы накладываются восьмёрками.
КОНЕЦ- так называется любая верёвка на судне.
КРАНЕЦ- приспособление, служащее для амортизации ударов и защиты борта судна о причал или другое судно на швартовках и стоянках. Часто используют автомобильные покрышки.
КУБРИК- помещение на судне для размещения экипажа. В отличие от кают, многоместный.
ЛАГ- прибор для измерения пройденного расстояния судна.
ЛОТ- устройство для измерения глубин с борта судна.
ЛОЦМАН- специалист по проводке судов в определенном районе, порту, канале или проливе. Бывает обязателен к приему на борт, но ни в коем случае не подменяет капитана и не снимает с него ответственности за безопасность судна.
МАСТЕР – (англ. master) капитан теплохода. Он же Папа, Дядя.
МАШКА – судовая швабра.
МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (МИДЕЛЬ)- средний по длине судна шпангоут.
НА ХОДУ- термин означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. То есть, либо в походе, либо в дрейфе.
НАБОР КОРПУСА СУДНА- совокупность поперечных и продольных балок, составляющих остов судна.
НАДСТРОЙКА- закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта. Может быть на корме, в середине судна, и в носу.
НОС- передняя оконечность судна.
ОБСЕРВАЦИЯ- определение места судна по наблюдениям объектов с известными географическими координатами (береговые ориентиры, радиомаяки, звёзды и т.д.).
ОБШИВКА- стальная поверхность борта судна.
ОСТОЙЧИВОСТЬ- способность судна, получившего по какой-либо причине крен, выпрямляться. Недостаточная остойчивость, происходящая от слишком высокого центра тяжести, делает судно валким, склонным к опрокидыванию. Чрезмерная остойчивость приводит к очень резкой и быстрой качке, опасной для корпуса и оборудования.
О.С., ОСЛИК – матрос 2-ого класса, младший матрос (от англ. OS – ordinary seamen)
ПОДВАЛ – машинное отделение.
ПОСУДИНА – лодка, судно.
ПРИВЯЗАТЬСЯ – пришвартоваться, завести швартовые концы. Например: привязаться к стенке – пришвартоваться к причалу.
ПРИСПОСОБА – приспособление, любая вещь, которую можно приспособить для проведения какой-либо работы.
РОГАТЫЕ – матросы, штурмана.
СТАРМЕХ – сокращенно СТАРШИЙ МЕХАНИК, он же ДЕД.
СТАРПОМ – сокращенно СТАРШИЙ ПОМОШНИК КАПИТАНА, он же ЧИФ.
СТЕНКА – причал, пирс.
СТРИНГЕРЫ — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — КИЛЬСОНЫ.
ПАЙОЛ- настил палуб и платформ машинного отделения. Как правило, делается полностью или частично съёмным.
ПАЛУБА- горизонтальное перекрытие корпуса судна. Палуба может быть главная, шлюпочная, палуба мостика и так далее.
ПЛАНШИРЬ- планка (брус), ограничивающий фальшборт по верхней кромке.
ПЛАСТЫРЬ- облицованный, многослойный, прямоугольник из парусины с коушами по периметру, для закрытия пробоины в борту. Был обязательным на советских судах дальнего плавания.
ПОДВОЛОК- зашивка потолка во внутреннем помещении.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПОДЗОР- свес кормы судна.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления вращения двигателя на противоположное.
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе, огражденный комингсом.
СЕКСТАН- угломерный инструмент для измерения высот небесных светил и углов на земной поверхности.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой, бортовой и палубный стрингер.
СТРОП- Приспособление из тросов для захвата и подвешивания к гаку грузов.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными и должностями на судне.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которые должны нести все суда в море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый, когда судно находится на одном уровне с причалом.
ТАЛИ- грузоподъёмное устройство с ручным приводом.
ТРАП- любая лестница на судне. Бывает парадный, наружный, внутренний, лоцманский.
ТУГРИКИ, Х*ЯБРИКИ – любая местная валюта.
ТРЕВОЖИТЬСЯ – выполнять учения по тревогам (Человек за бортом, Пожар, Оставление судна и т.п.).
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля, лебёдки, на который наматывается трос.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
ФАЛЬШБОРТ — ограждение по краям наружной палубы судна, пояс выше главной палубы, выполненный как продолжение борта судна. Заканчивается планширем.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ХОДИТЬ (на судне)- находиться на борту судна во время плавания.
ЧЕРДАК – навигационный мостик.
ЧИРИК – четвертый механик.
ШВАРТОВ- швартовный трос, предназначенный для закрепления судна у причала или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению судна к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, предназначенное для швартовки.
ШЛЮП-БАЛКА- устройство в виде двух балок с механизмом для спуска за борт шлюпки, и подъёма её. Применяется для спасательных шлюпок.
ШПАНГОУТ- основная балка поперечного набора судна, основа для обшивки судна.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды.
ШПИЛЬ- вертикально расположенный механизм для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ЮТ- надстройка в кормовой части судна. Наиболее часто встречающаяся у грузовых судов.
ЯМА – машинное отделение.
ЯШКА – якорь. Обычно говорят встать на ЯШКУ или кинуть ЯШКУ.
ЯХТА- судно для отдыха (парусное или моторное). Яхты могут быть громадными, как у Романа Абрамовича и совсем крохотными, на одного-двух человек.