смысл фильма чтец в чем

Рецензия на фильм Чтец

Один из понедельников у меня был день одного актера – Ральфа Файнса. Я посмотрела всего лишь три фильма с его участием: «Английский пациент», «Список Шиндлера» и «Чтец».

Речь пойдет именно о последнем фильме. На самом деле это экранизация, снятая по мотивам романа немецкого профессора, юриста и писателя Бернхарда Шлинка «Чтец» режиссёром Стивеном Долдри.

Фильм был удостоен многими номинациями 2009 года, но что самое интересное, победителем во всех конкурсах была британская актриса театра и кино Кейт Уинслет «За лучшую женскую роль» в Оскаре, Премии канала «MTV», Европейской киноакадемии, Британской академии, и «За лучшую женскую роль второго плана» в Золотом глобусе и Премии Гильдии актеров.

Я не читала книгу и не могу сказать, может ли фильм тягаться с тем, что было написано в ней, но всё же я довольна игрой актёров и тем, что фильм заставляет о многом задуматься.

Мне очень сложно сейчас сказать о чём именно кинокартина, ибо она затрагивает многие проблемы: любви, войны, семьи, учёбы, прощения, правосудия, справедливости. Но после краткого пересказа сюжета, я думаю можно найти отражение слогана фильма: «А ты умеешь хранить тайны?»

Перед нами адвокат Михаэль Берг, который очень задумчив и мысленно пребывает где-то в своём прошлом. Еще в школьные годы, когда ему было 15 лет, одно знакомство круто меняет его жизнь. Это была молодая женщина лет 36-ти, звали её Ханной Шмиц… Их роман бурлит несколько месяцев и не по-детски. Михаэль проводит в её квартире чуть ли не каждый день, дома среди родной семьи его уже не бывает. Самое интересное это то, как любовники проводят своё время: они занимаются любовью чередуя это занятие с чтением самых различных книг. Меня очень сильно удивило, почему эта молодая особа не интересуется, сколько лет ее избраннику?

У меня была одна догадка, которая подтвердилась, когда они путешествовали на велосипедах. Остановившись пообедать возле какой-то деревушки, Ханна очень занервничала, взяв меню и ничего не заказав, сказав при этом, что будет то же, что и Михаэль. В общем ловкий ход… для человека, который не умеет читать. Да! Она увы, была безграмотной.

Показав блестящие успехи на своей работе (она была кондуктором трамвая) и имея хорошие отклики от своих товарищей, её повышают и просят начать работать в конторе! Главная героиня в замешательстве, ведь она не умеет ни читать, ни писать… Не зная, как поступить далее, она пакует свои вещи, не объяснив ничего Михаэлю, покидает квартиру. В день её повышения по службе (и по совпадению его день рождения) они поругались. Потом вновь помирились, но он ушел к друзьям, приготовившим ему сюрприз. Зная, что его любимая была очень расстроена он бежит к ней на квартиру, но находит её совсем пустой и мрачноватой.
Ничего не понимая, главный герой приходит к себе домой, где его ждут мамка с папкой, и брат с сестрой.

Спустя десять лет, уже разведенный с дочкой на руках, он возвращается в родной город, где всё ему напоминает о ней. Он окончательно понимает, что любит её несмотря ни на что, ему странно до сих пор понять, что на суде ей было настолько стыдно, что она взяла всю ответственность за деяние на себя. И что же он делает? Он берёт магнитофон, микрофон и книги, которые ей читал в юности и записывает свой голос на кассеты, подписанные, а позже упакованные в коробку и отправленные ей в тюрьму. Ханна слушает эти записи, с каждым днём она расцветает на глазах, и когда уже на полке не хватает места, ей в голову приходит замечательная идея: брать книги из библиотеки и учиться читать по записям. Проходит некоторое время, она уже умеет и читать, и писать. Главная героиня начала отправлять ему короткие записки, на которые он увы, не отвечал. Позже мы узнаем, что он никогда не верил, что она научится писать и читать, и лишь по этой причине ей не отвечал.

Суд принимает решение о досрочном освобождении его возлюбленной. Они встречаются в тюремной столовой, после долгой разлуки. Ханна хочет понят, как он к ней относится, а Михаэля гложут противоречивые чувства: его любимая рядом, прямо перед ним, но она же и преступница. Главный герой говорит, что заберет её через неделю и уходит. Чувствуя, что он к ней холоден, в день, когда он должен был за ней приехать, она вешается в своей камере, оставив прощальную записку, в которой завещала свои деньги единственной выжившей в ту ночь бомбёжки – Илане Мазер.

Он лично едет в Нью-Йорк к этой женщине, с целью объясниться и передать ей деньги от Ханны. Но дочь умершей Иланы Мазер их не принимает, так как их принятие означало бы прощение, а такого не прощают. Главный герой предлагает отдать эти деньги в какой-нибудь фонд по борьбе с неграмотностью от имени Ханны, на что женщина согласилась.

Последняя сцена фильма: навещающие могилу Ханны Шмиц Михаэль с дочерью, где отец решается рассказать о своей любви.

Слоган фильма всё-таки: «А ты умеешь хранить тайны?» На протяжении всего фильма тайной можно считать то, что главная героиня была безграмотная. Но она ведь никому об этом не говорила. О чём всё же этот фильм? О любви? Да, он её любил, и она его тоже. О тайне? Он её сохранил, так как промолчал в суде, а она не призналась в своей неграмотности, но в тюрьме избавилась от неё. О прощении? Единственная выжившая со своей матерью миссис Мазер, написавшая книгу о концлагерях, не смогла её простить. О раскаянии? Ханна Шмиц, копила деньги и все их завещала Илане Мазер.

Как бы то ни было, фильм скорее всего о выборе: он мог сказать на суде, что она не писала рапорт. Он мог и не вмешиваться в процесс, а прийти к ней на свидание и сказать ей об этом. Он мог бы забрать её в тот же день, а не через неделю. Он мог бы писать её письма. Он мог бы понять, что она раскаивается и начать любить её как прежде… А она? Она работав кондуктором, могла бы посещать школу. Она могла бы признаться начальнику, что она не умеет ни читать, ни писать. Она могла бы и не устраиваться работать в концлагерь. Она могла бы открыть ту горящую Церковь и спасти тех женщин. На суде она могла бы признаться, что неграмотная. Она могла бы поверить Михаэлю и не заканчивать жизнь самоубийством…

Источник

Смысл фильма «Чтец»: борьба закона и морали

Повествование начинается в 1950-е годы, когда пятнадцатилетний Михаэль внезапно заболевает скарлатиной, и ему помогает девушка на 20 лет его старше. Ханна- замкнутый человек, но несмотря на разницу в возрасте, между ними начинается роман. Очень часто Ханна просит юношу почитать ей, но сама этого не делает. Роман заканчивается неожиданно, но спустя несколько лет Михаэль, студент юридического факультет, видит Хану на суде над несколькими надзирательницами небольшого концентрационного лагеря, откуда заключенных отправляли в Освенцим.

Женщин судят за то, что они не выпустили заключенных из горящей церкви, в результате почти все погибли. Во время суда другие надсмотрщицы пытаются свалить вину на Хану, говорят, что она была их начальницей и доказывают это рапортом, якобы написанным Ханной. Но Михаэль знает, что женщина безграмотна, а значит, ее вины в трагедии не больше, чем у других надсмотрщиц. Но сказать этого он не может, так как понимает, что опозорит Ханну, если расскажет, что она безграмотна. В итоге, Ханна получает пожизненный срок. Чувствуя свою виню, Михаэль отправляет ей аудиозаписи книг, благодаря которым женщина осваивает в тюрьме грамоту. Параллельно он женится, заводит дочку, разводится.

Проходит 20 лет, суд принимает решение освободить Хану досрочно, но у нее никого нет на свободе. Руководство тюрьмы просит помочь ей, но незадолго до освобождения женщина сводит счеты с жизнью и просит в посмертной записке передать деньги одной из заключенных, Илане, которая тогда выжила в горящей церкви. Михаэль едет в США, но узнает, что Илана давно умерла. Дочка отказалась принять деньги, но забрала коробочку – точно такую же у нее отняли в лагере. Деньги она решила передать фонду по борьбе с неграмотностью.

Тема фильма сложная. Во-первых, вина и раскаяние. Чувствует ли героиня свою вину за массовое убийство? Она просто делала то, что ей говорили, и выполняла свою работу также, как и во взрослом возрасте выполняла работу водителя трамвая.

Во время семинара преподаватель Михаэля говорит, что существует закон и мораль. И закон во все времена оказывается выше, чем мораль. Героиня просто действовала по закону тех времен, к тому же, была молода и неумна. Она считает, что была лишь охранником, и если бы выпустила заключенных из церкви, начался бы беспорядок. Это немецкий менталитет и для них дисциплина и порядок превыше всего. Для нее закон рейха был обязательным к выполнению и неоспоримым.

Чувствует ли свою вину перед Ханной главный герой. Он прекрасно понимает, что она преступница, но ее вины в трагедии намного меньше, чем у других надзирательниц. Тогда он мог бы сказать, что Ханна безграмотна и опозорить ее, но на суде он этого не сделал, тем самым спровоцировав пожизненное заключение героини. Он мог бы это сделать и перевернуть дело, но мораль тех времен осудила бы и роман между школьником и взрослой женщиной. Но он пытается искупить вину, отправляя ей книги и помогая в зрелом возрасте научиться грамоте.

Еще один вопрос, поднимающийся в фильме – развитие подростка. Юноша. Который не любил читать вслух, делал это для своей любовницы. Так он научился красивой речи и это помогло ему в карьере адвоката. Помогла ли ему первая любовь, пусть и такая нестандартная? Да.

Фильм о разницы поколений. Если юный Михаэль делает выбор, родственники говорят, что все будет так, как захочет он, то Ханна жила как все и особого выбора не имела – в 18 лет работала на заводе, в 20 – в концлагере, потому что предложили, в 36- водителем трамвая. Между этими поколениями возможна любовь, но помочь они друг другу не могут. Это любовь разных законов и времен, но они несоединимы.

История завершается грустно – взрослый Михаэль привозит юную дочку на могилу Ханы и рассказывает, что когда ему было пятнадцать лет, эта женщина помогла ему. Действительно ли помогла? Вполне, он нашел у себя талант. Помог ли он ей? Возможно, ведь она благодаря ему научилась читать, что во взрослом возрасте уже непросто.

Фильм не только о всепрощении, но и о разнице времен.

Источник

«То, чего мы боимся — не важно. Вопрос в том, что мы делаем»: суть фильма «Чтец»

смысл фильма чтец в чем. Смотреть фото смысл фильма чтец в чем. Смотреть картинку смысл фильма чтец в чем. Картинка про смысл фильма чтец в чем. Фото смысл фильма чтец в чем

Страны: Германия, США

Жанр: мелодрама, драма

Режиссёр: Стивен Долдри

Актёры: Рэйф Файнс, Кейт Уинслет, Дэвид Кросс и другие

Экранизация романа немецкого писателя Бернхарда Шлинка «Чтец», состоявшаяся в 2008 году, стала большим событием благодаря известности самой книги (один из мировых бестселлеров, переведён на десятки языков) и отличным работам актёров, сценариста и режиссёра. Однако смысл фильма «Чтец» («The Reader») для многих остался загадкой. Разберёмся, какие мысли хотели донести до зрителя создатели.

Сюжет

Сюжет фильма «Чтец» повествует о пятидесятидвухлетнем адвокате Михаэле Берге, который зациклился на своём прошлом, стал холодным и замкнутым в себе. Впрочем, содержание фильма — это почти полностью рассказ о прошедших событиях. О настоящем героя мы мало что узнаем, кроме того, что у него есть взрослая дочь, а сам он постоянно меняет женщин, не открываясь никому из них по-настоящему.

Память героя возвращает его на 30 с лишним лет назад, когда он, будучи подростком, познакомился с кондуктором трамвая Ханной Шмиц. Михаэль внезапно заболел скарлатиной на улице, а она предложила ему помощь и довела до дома. Через некоторое время Михаэль выздоравливает и приходит к своей спасительнице, чтобы её поблагодарить. В дальнейшем герой всё чаще появляется у Ханны дома — между ними, несмотря на почти двадцатилетнюю разницу в возрасте, вспыхивает роман.

Герой становится одержим этой женщиной. Ханна же, кажется, просто использует Михаэля. Они занимаются любовью и читают книги. Точнее, Михаэль читает вслух Ханне — та говорит, что восхищена его талантом чтеца. Но, похоже, дело в том, что женщина просто неграмотна и не хочет в этом признаться.

Юноша почти не обращает внимания на своих сверстников и сверстниц. Он хочет проводить с Ханной всё больше времени — даже приглашает её в длительную поездку на велосипедах. Михаэль не стесняется близости с ней, целуя Ханну на людях в уличном кафе во время путешествия.

Постепенно становится ясно, что с Ханной не всё в порядке: её явно что-то гложет. Она часто провоцирует ссоры, а во время путешествия стремится в церковь, где поёт детский хор — на её лице буря эмоций. Через некоторое время Ханну повышают по службе и она, не прощаясь с Михаэлем, сбегает от него, отчего тот страдает.

Проходит восемь лет — нам показывают повзрослевшего Михаэля, студента юридического факультета. Вместе с другими студентами он присутствует на показательном судебном процессе и видит там Ханну. Она — подсудимая. Оказывается, что Ханна во время войны работала надзирательницей в фашистском концлагере. Её обвиняют в том, что она дала погибнуть мучительной смертью 300 еврейским женщинам, находившимся в церкви: когда произошёл пожар — не открыла им дверь. Главной уликой против Ханны служил рапорт, якобы написанный её рукой.

Михаэль не решается дать показания в пользу Ханны или хотя бы поговорить с ней. В итоге женщину приговаривают к пожизненному пребыванию в тюрьме, другие надзирательницы в качестве наказания получают небольшие сроки заключения.

Ещё через десять лет Михаэль, разведясь с женой, решается дать Ханне знать о себе. Он делает аудиозаписи, надиктовывая книги, которые когда-то читал Ханне, и отправляет их ей в тюрьму. Ханна с упоением слушает присланные ей записи и начинает учиться читать. Она пытается переписываться с Михаэлем, но тот не отвечает на письма.

Спустя долгие годы, несмотря на пожизненный срок, принимается решение об освобождении Ханны. Единственный, кто может её встретить на свободе, помочь с работой и жильём, это Михаэль. Он решается на встречу, ведёт себя холодно, пытаясь увидеть раскаяние в содеянном — ждёт от неё объяснений. Ханну же волнует отношение к ней Михаэля.

В концовке Михаэль вместе со своей дочерью посещает могилу Ханны и рассказывает свою историю.

Это кино не основано на реальных событиях, хотя судебных процессов, подобных описанному в фильме, в Германии наверняка было немало. Послевоенная история является здесь скорее фоном для личной драмы. Но во многом именно благодаря ей «Чтец» имел большой резонанс.

На неудобную правду здесь указывает многое. Например, сокурсник Михаэля рассуждает о том, что судебный процесс над Ханной не имеет смысла и представляет собой фарс. Ведь о преступлениях нескольких человек стало известно благодаря книге выжившей. А тех, кто работал на фашистов и остался безнаказанным за свои преступления — тысячи.

Смысл фильма

Фильм «Чтец», как и книга, ставят огромное количество вопросов, но на большинство из них не отвечает и уж точно не предоставляет подробных объяснений. Зрителю и читателю дают наблюдать за метаниями персонажей, но чёткий посыл за всем этим разглядеть непросто. Поэтому каждый видит здесь что-то своё.

Одни за откровенные сцены оценивают фильм как эротическую драму и считают исторический контекст не более, чем рекламным ходом. Другие пытаются в своих рецензиях сделать подробный разбор мотивации героев, найти в них глубину. Третьи ставят на первое место совокупность политических, философско-правовых и моральных составляющих. Кто-то ищет скрытые смыслы и метафоры. Последние там точно есть — взять хотя бы художественные произведения, которые читает Михаэль.

Прежде всего, стоит отметить, что несмотря на живость персонажей и их способность вызывать у многих зрителей сочувствие, серой морали в «Чтеце» практически нет. Ни писатель, ни создатели фильма не оправдывают Ханну Шмиц. Более того, многие эпизоды призваны подчеркнуть её эгоизм. Он проявляется и во взаимоотношениях с Михаэлем, и при ответе на вопросы в суде (взять хотя бы её реплику «И что я, по-вашему, не должна была идти работать в «Сименс»?» как реакцию на обвинения в работе на нацистов).

Даже в момент последней встречи с Михаэлем она ни о чём не сожалеет. Это ясно по содержанию их разговора, ключевой фразой которого является: «Мёртвые всё равно мертвы». Как последнюю соломинку Михаэль бросает ей: «Я ведь не знаю, чему ты научилась…», надеясь на раскаяние. Но в ответ он слышит лишь гордое: «Я многому научилась. Научилась читать…». И похоже, что та же гордыня явилась причиной принятия на себя всей вины — Ханна просто не хотела (Боялась? Стеснялась?) показать на суде, что не умеет читать.

Впрочем, что на самом деле творится в душе героини фильма «Чтец», так и остаётся загадкой. Словами персонажа нам дают понять: это не важно. Важно, что, как и многие сограждане, служившие Гитлеру, она просто вела себя, как все — «следила за порядком». Люди из-за неё сгорели заживо, лишь потому что «иначе возник бы хаос». Ужас фашизма заключается не только и не столько в причинённых зверствах, сколько в том молчаливом согласии, которое давали на них «добропорядочные граждане».

В фильме ставится акцент на фразе «То, чего мы боимся — не важно. Вопрос в том, что мы делаем». В книге эта мысль тоже звучит в разных вариациях. Например, Шлинк пишет: «Если правда того, что говорится, заключается в том, что делается, то разговоры и вовсе не нужны».

В пользу этой идеи говорят и действия Михаэля. На протяжении всей своей жизни он постоянно думает о Ханне, переживает и остаётся несчастным. Он не дал показания в суде и в течение десятилетий после этого продолжал сомневаться в правильности своего поступка. Неважно, что он хотел дать показания. Неважно, что он всегда хотел встретиться и поговорить с Ханной. Всё это не имеет смысла — важно, что он сделал.

Смысл концовки фильма «Чтец», когда Михаэль приводит дочь на кладбище и начинает обо всём рассказывать, в некоем подобии катарсиса для героя. После долгих лет молчания он решается наконец открыться близкому человеку. Это не отменяет прошлого, но должно дать ему облегчение. Смысл концовки и в том, чтобы оставить зрителя в размышлениях, не давая явных подсказок.

Актёры и роли

Говоря об актёрах и ролях в фильме «Чтец» и их значении, имеет смысл рассуждать только о двух персонажах и сыгравших их Кейт Уинслет (Ханна), Дэвида Кросса и Рэйфа Файнса (соответственно молодой и взрослый Михаэль). Действие держится на них, остальные выполняют функцию окружения. Пожалуй, все трое справились с ролями отлично. А Кейт Уинслет, благодаря фильму даже получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль.

Похожие фильмы

В качестве фильмов, похожих на драму «Чтец», можно назвать следующие:

Источник

Фильм «Чтец»: а что делали бы вы?

Психологически запутанный сюжет вызывает у зрителей массу вопросов. Что связывает таких разных людей на долгие годы? Она же добрая, почему так поступила? Он же порядочный, почему не спас любимую женщину? Красной лампой мигает, сиреной звучит главный вопрос, заданный Ханной судье и в его лице каждому из нас: «А что делали бы вы?»

Мне было плохо. Одна женщина помогла мне…

В фильме «Чтец» показана страстная любовь 15-летнего Михаэля и 36-летней Ханны. Она длилась всего несколько месяцев, но прошла через всю их жизнь.

Психологически запутанный сюжет вызывает у зрителей массу вопросов. Что связывает таких разных людей на долгие годы? Она же добрая, почему так поступила? Он же порядочный, почему не спас любимую женщину? Красной лампой мигает, сиреной звучит главный вопрос, заданный Ханной судье и в его лице каждому из нас: «А что делали бы вы?»

Все нутро переворачивается от стремления найти для себя ответы.

1958 год. Германия

Ханна работает кондуктором трамвая. Жизнь научила ее держать свое тело в оковах строгого костюма, волосы — в пучке, а свои чувства — под замком. Она — за порядок. На первый взгляд Ханна суха и безэмоциональна. Но жалость к молодому человеку, который от болезни плачет под дождем возле ее дома, будто вытаскивает из нее замерзшие чувства.

Она помогает ему. И позволяет своему замурованному сердцу выглянуть наружу. Михаэль тут же откликается на этот самый привлекательный для мужчины запах — запах чувственности.

Окрыленный страстью, теперь после школы он всегда бежит к ней. Первая женщина в его жизни открывает ему мир максимального телесного наслаждения. Он же заполняет ее душевную нехватку. С ним она позволяет себе на какое-то время не быть сильной и железной, а учится сопереживать, разделять чьи-то надежды, чье-то горе, чью-ту судьбу.

Погружение в мир других людей, проживание с ними всей палитры чувств — то, чего лишена душа Ханны. То, что она закупорила в себе в суровых реалиях жизни в фашистской Германии. Но она в этом остро нуждается и получает с Михаэлем в… чтении.

Теперь он читает ей. Каждый день. Гомер, Чехов… Она смеется и негодует, радуется и плачет. Ее душа живет вместе с героями книг. Но жизнь диктует свои правила. Ханна сама себе добывает чувство защищенности. Ни на кого, тем более на «малыша», она в этом не рассчитывает. И скрепя сердце через несколько месяцев их романа лишает себя его объятий и чтения, лечащего ее душу. Повышение на работе заставляет ее переехать из той крохотной квартирки, в которую каждый день к ней прибегал Михаэль с новой книгой.

смысл фильма чтец в чем. Смотреть фото смысл фильма чтец в чем. Смотреть картинку смысл фильма чтец в чем. Картинка про смысл фильма чтец в чем. Фото смысл фильма чтец в чем

1966 год. Германия

Пятеро надзирательниц отрицают свою вину, и только Ханна подтверждает этот факт. «Мы все делали это. Это была наша работа. Женщины все прибывали и прибывали, надо было освобождать места».

Чувство безопасности и защищенности — это базовая потребность людей для жизни и развития. Дети получают его от родителей, взрослые мужчины — от социума, включаясь в него своим вкладом, своей работой, женщины — от мужчин. А если социум вокруг сошел с ума? Если война? Если начальство дает приказ убивать? Если ты не знаешь другого способа, чтобы выжить самой, кроме как подчиниться?

Высоко развитые чувственно женщины и на войне находили в себе силы спасать других, тем самым не давая хода страху смерти за себя. Хрупкие и бесстрашные фронтовые медсестры, связистки, разведчицы и пулеметчицы, снайперы и летчицы, саперы, минеры, фронтовые певицы — это ответ наших женщин войне за русский народ, за русскую землю. Уретрально-мышечный менталитет в каждой и в каждом из наших бабушек и дедушек пророс готовностью отдать свою жизнь, лишь бы сохранить страну для будущих поколений. Наши женщины всем существом героически включались в дело общей победы не для сохранения себя, а чтобы жили дети и внуки. Их дело было правое — защищать свой народ.

А женщины Германии? Им что было делать в стране, охваченной фанатичной идеей уничтожения других народов? Что делать, если ты — винтик в машине смерти? На вопрос судьи о связи с СС Ханна отвечает: «Мне просто нужна была работа. Не надо было на нее переходить, да?»

Режиссер показывает нам людей, которые просто хотели жить и любить. Но стали убивать.

Приговор

Михаэль попадает на это заседание суда в составе студентов юридического факультета. Он видит Ханну на скамье подсудимых. Не находит себе места, нервно курит, то опускает голову, то пытается пристальным взглядом на нее найти хоть какую-то опору в понимании происходящего. И находит.

Все, кроме Ханны, отрицают обвинения. Только она говорит все как есть. Остальные женщины решают переложить большую часть вины на нее — утверждают, что Ханна была их начальницей и принимала все решения.

смысл фильма чтец в чем. Смотреть фото смысл фильма чтец в чем. Смотреть картинку смысл фильма чтец в чем. Картинка про смысл фильма чтец в чем. Фото смысл фильма чтец в чем

В качестве главного доказательства выступает рапорт, который все шестеро подписали после случая со сгоревшими узницами. В нем говорилось о том, что пожар произошел случайно и никто не знал об этом, а когда узнали, было уже поздно — все сгорело, все сгорели. Тем самым эта бумага снимала с них ответственность за умышленное убийство людей.

Ханна рассказывает, как было на самом деле, и признается в том, что она не стала открывать двери потому, что в этом хаосе огня, бомбежки и паники все бы узницы разбежались. А ее задача была охранять заключенных.

Тогда судья выдвигает ей обвинение в ложных показаниях, содержащихся в рапорте. И в том, что по показаниям остальных надзирательниц рапорт составила Ханна, а остальные женщины только подписали его.

Судья предлагает Ханне написать что-то на листе бумаги, чтобы сличить почерк с почерком в рапорте, и этим подтвердить или опровергнуть страшные обвинения. Но Ханна отказывается.

В памяти Михаэля проносятся эпизоды их встреч, где Ханна отклоняет его предложения прочесть что-либо: «Лучше ты почитай», откладывает меню со словами: «Я буду то же, что и ты», и его озаряет спасительная для нее мысль!

Зритель ждет, что сейчас он вскочит со своей скамьи и крикнет правду, и спасет Ханну. Но он молчит, по-прежнему стыдливо прячась за спинами людей.

Его мучает эта ситуация, он обсуждает ее с преподавателем, и тот советует ему поговорить с Ханной. «Если ваше поколение не извлечет все ошибки и не исправит то, что натворило наше поколение, то зачем вообще все это? У человечества нет шансов».

Его сокурсник кричит о виновности надзирательниц своему профессору:

— Я бы их всех расстрелял!

— За что? Они делали свою работу. Там работало более 8000 человек.

— Их всех надо расстрелять! Они все виновны! ВЫ ВСЕ ВИНОВНЫ! Вы все знали о том, что творится в лагерях, и вы ничего не сделали! Почему никто из вас не застрелился?!

Михаэль вроде бы думает не так категорично, но своим бездействием и он вершит свой собственный бессловесный суд над Ханной, выносит приговор любимой женщине. Она получает пожизненный срок.

Повернуть заслонку, спасти людей и сделать по совести, а не по приказу — страшно. Заступиться и очернить свою репутацию связью с надзирательницей Освенцима — не менее страшно. Каждым своим поступком и словом мы делаем выбор, который влияет не только на нас самих. Каждый наш шаг меняет мир.

Последняя надежда

Михаэль женится, у него рождается дочь. Но он не может быть счастлив. После развода он приезжает с маленькой дочкой в дом к своим родителям, где не появлялся со времен тех событий.

Михаэль отыскивает в родительском доме книги, которые читал Ханне, начинает начитывать их на диктофон и отправлять кассеты с записями в тюрьму. Ханна вновь живет этими книгами. Благодаря им она снова чего-то ждет, радуется, чего-то хочет.

смысл фильма чтец в чем. Смотреть фото смысл фильма чтец в чем. Смотреть картинку смысл фильма чтец в чем. Картинка про смысл фильма чтец в чем. Фото смысл фильма чтец в чем

Совместное проживание сильных эмоций во время чтения — это база для крепкой эмоциональной связи между людьми. Читая чувственно заряженные произведения классической литературы, мы поднимаемся над своими интересами. Мы вместе, одним порывом хотим счастья героям произведения. Мы начинаем чувствовать сильнее, ярче, глубже и учимся вербализовывать то непонятное, что творится в душе. Слова от сердца к сердцу объединяют людей крепче любых других уз. Именно поэтому Михаэль столько лет живет с образом Ханны в памяти, и она хранит надежду на счастье с ним до глубоких седин.

Но осуждение и попытка убежать от собственного малодушия становятся непреодолимой преградой для двоих.

«Мне было очень плохо. Одна женщина помогла мне…»

— начинает Михаэль свой рассказ дочери. С надеждой, что следующее поколение людей прервет этот немыслимый круг ненависти, трусости, молчаливого согласия, преступного безразличия, предательства…

А есть ли смысл перекладывать ответственность за собственное несчастье на других? Пришло время не осуждать, а понимать. Осознать то зло в нас самих, которое сражает самых любимых и нам же не дает радоваться. Понять, что каждый человек — любой национальности, положения в обществе, вероисповедания, возраста, с уже совершенными поступками и сделанными ошибками — это часть мозаики общечеловеческой психики, это все мы. И тогда есть шанс, что стена непонимания не будет разделять двоих и разрушать жизни миллиардов. Мы больше не выживем, не осознавая себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *