смк и смбпп что это
Практическое пособие «11 ШАГОВ по созданию СМБПП на основе принципов ХАССП»
Разработка и внедрение ХАССП и ГОСТ Р ИСО 22000 с экспертной поддержкой
Пользуясь нашим Пособием и консультационной поддержкой, вы сможете самостоятельно создать Систему менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) на основе принципов ХАССП в соответствии с требованиями стандартов:
Результатом вашей работы будет создание работающей системы менеджмента, соответствующей требованиям ТР ТС 021/2011.
Преимущества Пособия
Консультационная поддержка
Заказать пособие «11 Шагов по созданию СМБПП»
Есть вопросы? Позвоните нам!
8 (495) 777-54-96
Содержание Пособия «11 ШАГОВ по созданию СМБПП»
Пособие, в полном соответствии со своим названием, состоит из 11 основных шагов. Для создания системы на своем предприятии Вам достаточно будет последовательно их реализовать. Эти шаги покрывают все 4 основные стадии создания системы:
Основные шаги и их результаты:
Стоимость Пособия составляет 85 000 рублей.
Заказать ПОСОБИЕ «11 ШАГОВ ПО СОЗДАНИЮ СМБПП»
Есть вопросы? Позвоните нам!
8 (495) 777-54-96
Выдержки из Пособия:
Заказать или задать вопросы о Пособии вы также можете по телефонам:
8 (495) 777-54-96
8 (800) 333-36-77
(бесплатный звонок со всех регионов России).
«Система», «менеджмент», «качество»: какое из этих слов ключевое в СМК?
Какие простые истины стоит осознать менеджерам по качеству и другим управленцам на производстве, чтобы СМК перестала быть формальностью, а превратилась в рабочий процесс.
Я часто делаю опросы: какое слово в выражении «Система менеджмента безопасности пищевой продукции» (СМБПП) имеет большее значение? В ответ чаще всего звучит: «продукция», «безопасность». Если прошу ответить в отношении «Система менеджмента качества» (СМК) – «качество», а в «Системе экологического менеджмента» (СЭМ) – «экология». В большинстве своем принято привязываться к области применения системы. Кстати, слово «система» также часто звучит. Однако, опора любой системы менеджмента, будь то СМБПП, СМК, система менеджмента экологической безопасности – это менеджмент.
Менеджмент в СМК и СМБПП
На мой взгляд, по этой причине на предприятиях одни и те же проблемы – качество «не дружит» с производством, продажи и маркетинг «не дружат» с производством, логистика не дружит с маркетингом, и все «дружат» против качества. И они правы – если для человека, который управляет системой менеджмента «чего либо», ключевое слово не менеджмент, он будет заниматься отдельно безопасностью, отдельно экологией, отдельно качеством, опираясь на требования законодательства или рекомендации международных стандартов. Но из его поля зрения будет уходить понимание того, что любая система это, в первую очередь, менеджмент.
Если исходить из того, что задача любого директора или менеджера по качеству – снижение переменных затрат и минимизация потерь, а не документирование деятельности (конечно, необходимый этап его работы) при распределении ресурсов – всем станет проще жить под надзором и контролем служб обеспечения качества. Опираться не исключительно на стандарты и процедуры, а на финансовые показатели и текущие прогнозы, которые могут предоставить смежные службы. Которые можно проанализировать и предложить на основе фактов решения генеральному менеджеру. Опираться не на то, что «несоответствие» случилось, а на последствия, иначе, говоря, полноценный Root Cause Analysis (RCA) или анализ основной причины в действии. Опираться не на то, что есть несоответствия какому-либо внутреннему документу, а на то, чем для компании это чревато в потери прибыли – штрафы, остановки оборудования, «Черные списки» ритейлеров…
Как только категория «мыслить документами» перейдет в категорию «мыслить цифрами», удастся избежать массы проблем. И системы перестанут быть формальными и мешающими всем жить. Системы перестанут быть «стандартизованными пустышками».
Без стандартизации никуда
Стандартизация и степень вовлеченности персонала также связаны. Интересен факт, что многие компании тратят ресурсы на разработку методологий по повышению уровня мотивации персонала: платят бизнес-тренерам, устанавливают ПО службе развития персонала, выделяют отдельные структуры. Все вышеперечисленное присуще организациям с развитой корпоративной культурой, где тимбилдинги, корпоративные мероприятия, поддержка сотрудников осуществляются на постоянной основе. И дело не в мотивации как в управляемом процессе, а в решении акционеров выделять средства на стабилизацию этой культуры.
Что касается мотивации и стандартизации. Сотрудники работают по нормативной документации, и первостепенно вопрос их мотивации – это адекватность установленной нормативной документации. Одна из причин (я их по своей практике выделила три): персонал не понимает вовсе, либо с большим трудом, что от него хотят.
Часто слышу, консультируя компании: «Да вы что! Не сможет заполнять чек-лист кутеровщик или замешиватель специй». «Ну а работать по длиннющим инструкциям и продолжать косячить он может и дальше?».
Дело же не в том, что люди «низкоквалифицированы», и чего-то в принципе не понимают, а в том, чтобы упростить стандартизацию их действий. Сделать понятные стандартные операционные процедуры (Standard Operating Procedure – SOP) и чек-лист. Отойти от журналов по максимуму, чек-листы сделать «рабочими». Правда, напрячься для разработки «рабочей» формы придется менеджерам по качеству или пищевой безопасности. Не усложнять производству жизнь, а, напротив, упрощать.
Есть требование – надо выполнять, говорят департаменты качества. Они, само собой, правы. Но возникает резонный вопрос: не по причине ли такой категоричности СМК и СМБПП превратили в кучу никому не нужных бумаг? Рабочие группы существуют не зря, без кросс-функционального взаимодействия система превратится в «стандартизованную пустышку», и менеджмент снова отойдет на второй план.
Первый пример из практики
В производственной компании используется один вход и выход для ввоза и вывоза готовой пищевой продукции и отходов – перекрестное загрязнение «налицо». Что обычно делает служба качества? Вменяет производству проводить санитарную обработку после каждого вывоза контейнера с отходами и мусором. Производство не может выполнить эту задачу, потому что это затраты времени, и в штате нет такого количества работников. Естественно, начинается «сопротивление». Права ли в данном случае служба качества? Да, необходимо выполнять требования к безопасности пищевой продукции и убирать риски. Право ли производство? Конечно, ведь расширять штат не будут. Какой выход? Конкретно в данной ситуации: разделить время ввоза и вывоза контейнеров с отходами, при необходимости докупить дополнительные, если оборот большой и мест для складирования не хватает, думать над перепланировкой.
Второй пример из практики
Производство делает брак. Причины анализируются, и находится корневая – закупаемое сырье не всегда соответствует требованиям. Снова возвращаемся к кросс-функциональному взаимодействию – передала ли технологическая служба четкие спецификации службе закупок, включила ли служба закупок спецификации приложением к договорам закупки сырья, осуществляет ли производство входной контроль при запуске сырья в производственный цикл? Какие критерии установлены к оценке поставщиков? Если меняется рецептура, меняются ли спецификации? Это целый процесс взаимодействия, это менеджмент. И задача департамента качества: не только фиксировать факты нарушений, а налаживать и контролировать этот процесс.
Цикл SPDCA
Цикл, на который следует опираться – «Plan-Do-Check-Act» (PDCA) или «Планируй – Делай – Изучай – Действуй», в который со временем добавляется буква «S» – стандартизация.
При внедрении и ведении документации по СМК важно помнить, что задача – не разработать формальные документы (их пакет иногда необходим, например, если СМК сертифицировано и «формально для клиента»), а сделать их «рабочими».
К примеру, прежде чем вводить KPI по процессам, необходимо убедиться, что схема взаимодействия установлена адекватно и владельцы определены верно (топ-менеджеры, которые могут принимать решения и распоряжаться ресурсами) и что KPI не высосаны из пальца, а установлены на основе анализа среды организации и связаны со стратегическими целями. Тогда процедура мониторинга не будет выглядеть формальностью, а показывать динамику развития. Либо управление документированной информацией должно для начала четко интерпретировать – чем надо управлять.
«Перечни» должны создаваться не для присутствия, но и анализироваться на предмет – есть ли у формы записи вход (нормативный документ), и есть ли у нормативного документа выход (форма записи). Бывает, что к внутреннему нормативному документу нет форм записей (зачем он тогда нужен?). Либо есть несколько схожих форм записей от разных подразделений к одному и тому же нормативному документу. Частая практика, что подобных перечней в компании нет, но с них начинается стандартизация. Ведь если они созданы по факту, возможно, нужно провести полноценный анализ документированной информации.
СМК, СМБПП начнут работать, когда менеджмент, опирающийся на принципы, будет охватывать все связки взаимодействий процессов, когда стандартизованная, цикличная система будет контролироваться и оптимизироваться своевременно. Когда менеджеров по качеству и пищевой безопасности, директоров по качеству начнут учить менеджменту. Тогда «качество» и «пищевая безопасность» перестанут ассоциироваться с массой никому ненужных документов.
Новое Руководство к ИСО 22000:2018
Помощь пищевым предприятиям при внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции
Для обеспечения безопасности продуктов питания требуются совместные усилия всех участников цепочки производства – от фермы до вилки. Это означает, что все участники процесса должны говорить на одном языке и придерживаться одинаковых правил. ИСО 22000 является международно признанным стандартом в пищевой промышленности, а теперь опубликован новый документ, цель которого – помочь предприятиям получить от внедрения стандарта максимальную пользу.
Новое руководство к ИСО 22000:2018 было опубликовано в марте 2021 года совместно ИСО и ЮНИДО – Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию. Документ содержит применимую практически информацию, которая поможет наиболее эффективно внедрить систему управления безопасностью пищевых продуктов в соответствии со стандартом.
Наличие такой системы может принести огромную пользу любой компании, занимающейся производством продуктов питания, поскольку она помогает снизить риск заражения и нанесения вреда конечному потребителю. Однако ее внедрение не всегда является простой задачей и может потребовать значительных затрат времени и усилий.
Область применения ИСО 22000:2018
Этот документ определяет требования СМБПП, выполнение которых позволит компании, прямо или косвенно вовлеченной в производство продуктов питания:
Планировать, внедрять, применять, поддерживать и обновлять СМБПП, предоставлять безопасные продукты и услуги;
Демонстрировать соответствие действующему законодательству в рамках требований к безопасности пищевых продуктов;
Соответствовать требованиям к безопасности продуктов питания, согласованным с клиентами;
Эффективно доводить до сведения заинтересованных сторон вопросы безопасности продуктов питания;
Обеспечивать соответствие компании утвержденной политике безопасности пищевых продуктов;
Демонстрировать соответствие ожиданиям заинтересованных сторон;
Проходить сертификацию или самооценку на соответствие данному документу.
Основные обновления в ИСО 22000:2018
Применение структуры высокого уровня позволяет легче совместить ИСО 22000 с другими стандартами: ИСО 9001: 2015, ИСО 14001: 2015 и ИСО 45001: 2018;
Введено понятие процессного подхода;
Цикл PDCA представлен на двух уровнях: организационном и рабочем. Циклы работают один внутри другого: первый покрывает систему управления, второй – операции;
Введено понятие концепции рисков и возможностей. В стандарте теперь проводится различие между риском на операционном уровне системы менеджмента и на стратегическом, где возможности являются частью концепции;
Сфера действия стандарта расширена и теперь также включает корма для животных;
Термин «продукт» уточнен и теперь также включает понятие обслуживания;
Введено определение новых терминов, например, «приемлемый уровень», «значительная угроза безопасности пищевых продуктов»;
Некоторые определения пересмотрены и улучшены;
Разграничены ключевые термины, включая конкретное описание критических контрольных точек, производственной программы обязательных предварительных мероприятий и программы обязательных предварительных мероприятий ;
Введено понятие понимания потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;
Усилена лидирующая роль высшего руководства;
Введено понятие документированной информации;
Введена концепция плана управления опасностями.
Краткий обзор руководства
Чтобы обеспечить безопасность продуктов питания, нужно организовать контроль и снижение опасностей на всех этапах производства и реализации.
Безопасность пищевых продуктов обеспечивается совместными усилиями всех сторон, принимающих участие в производственной цепочке, от производителей кормов и сырья до изготовителей продуктов питания, операторов транспорта и складских помещений, субподрядчиков, точек розничной торговли и общепитов. Это также результат совместной работы с подрядчиками, например, производителями оборудования, упаковки, средств для мойки, а также с поставщиками услуг.
ИСО 22000:2018 признан на международном уровне наиболее актуальным документом, поддерживающим разработку СМБПП. Стандарт определяет, что именно компания должна делать, чтобы продемонстрировать свою способность контролировать риски, связанные с безопасностью продуктов питания, и давать соответствующие гарантии потребителю.
Стандарт включает в себя новейшие знания о безопасности продуктов питания. Но не все так идеально.
В ответ на эту потребность была сформирована рабочая группа, которая и работала над созданием руководства.
Задача этого документа – оказать поддержку предприятиям пищевого сектора при подготовке к внедрению СМБПП в соответствии с требованиями ИСО 22000:2018: сделать процесс более плавным, помогая в задачах. Также документ детально описывает процесс сертификации. Приобрести его можно у национального члена ИСО (в РФ это Росстандарт ) или в магазине ИСО.
Руководство предлагает практический подход и широкий спектр информации для разработки, документирования, внедрения и поддержания надежной СМБПП в соответствии с ИСО 22000:2018. Читатели получат глубокое понимание целей и результатов различных требований стандарта.
В руководстве рассмотрены следующие темы:
Риск-ориентированное мышление в контексте ИСО 22000;
Понимание организации и ее контекста;
Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;
Определение области применения СМБПП;
Как разработать политику в области безопасности пищевых продуктов, цели СМБПП и план для их достижения;
Как определить роли, обязанности и полномочия персонала, как управлять их навыками и компетенциями;
Как предоставить ресурсы для СМБПП;
Использование внешне разработанных элементов для СМБПП;
Контроль процессов, продуктов или услуг, предоставляемых извне;
Установление и поддержание внешних и внутренних коммуникаций;
Что делать в случае чрезвычайных ситуаций и потенциальных инцидентов;
Как разработать, внедрить и тестировать отзыв и изъятие товара;
PRP: как определить, внедрить, проводить мониторинг PRP и как убедиться, что установленные PRP эффективно применяются;
Как внедрить систему прослеживаемости;
Создание группы по безопасности продуктов питания;
Как предоставить информацию, необходимую для проведения анализа опасностей;
Как подготовить блок-схему процесса;
Как определить опасности, связанные с продуктами питания;
Как провести анализ опасностей;
Как выбирать, классифицировать, управлять, отслеживать, документировать и подтверждать меры контроля;
Как определить и внедрить корректирующие действия;
Как провести внутренний аудит;
Анализ со стороны руководства: как оценить общую результативность организации и решения, принятые для улучшения СМБПП;
Как улучшать систему
Каждая тема разделена на задачи и представлена следующим образом:
Задача XX: описание необходимых действий
Ссылка: ИСО 22000:2018, раздел/подпункт XX
Вашей главной целью должно быть:
Описание действий, которые необходимо выполнить
Практические объяснения того, почему или как эти действия могут быть реализованы
Типы документированной информации, поддерживающие реализацию
СМБПП и сопутствующие задачи: примеры
Какие вопросы вам нужно задать себе перед тем, как продолжить
Чем отличаются СМБПП и ХАССП
Что такое СМБПП?
СМБПП (Система Менеджмента Безопасности Пищевой Продукции) – это система на соответствие требованиям стандарта ISO 22000.
И единственный документ, который должен с этим вопросом ассоциироваться у Вас, как только появляется такой вопрос по типу «Как установлена у Вас СМБПП» либо «Установлена ли у Вас СМБПП»– это Руководство по системе менеджмента и пищевой безопасности.
Самое важное, что следует осознать и запомнить – это то, что стандарт говорит, ЧТО должно быть, но, не говорит КАК. Многие пугаются аудитов и стараются подстроиться в процессе под их видение, но, важно не забывать, что на все вопросы «ЧТО» Вы можете ответить «Как» и, самое главное, предоставить свидетельства этого самого «КАК».
Только Вы это определяете, только Вы можете знать, как Вам это сделать комфортнее и удобнее. Не надо никогда ни по кого подстраиваться, Вам работать по этим документам с этими подходами, и только Вам.
Если совсем по-простому, с одной стороны есть стандарт ISO 22000 с пунктами требованиями (назовем их «ЧТО»), а с другой – Руководство по системе менеджмента и пищевой безопасности, которое повторяет те же пункты стандарта с той важной разницей, что содержит в пунктах ответы, ссылки, примеры и т.п. (необходимое нам «КАК»). И это Руководство разрабатывает сама компания. Под себя. Не под аудиторов и инспекторов.
Я часто сталкиваюсь с тем, что многие компании внедрение системы начинают с написания Руководства, но, на самом деле, это завершающий этап. Потому что Руководство в полной мере дает представление всем заинтересованным сторонам и, в первую очередь, вам самим, о том, в каком состоянии находится система менеджмента безопасности пищевой продукции. Сначала мы строим систему, а потом «записываем» ее.
Самое главное, помните, что для построения системы у нас – пункты стандарта со своими «ЧТО», для описания – Руководство со своими «КАК».
Чем отличается СМБПП от ХАССП?
ХАССП- это тоже система со своими инструментами контроля, но не такая «широкая» как требования стандарта.
Она затрагивает систему контроля непосредственно производства. Стандарт ISO 22000 включает в себя процедуры и принципы ХАССП. Если совсем по-простому, то ISO 22000= ISO 9001 + ХАССП. Именно по этой причине есть большая разница между ISO 22000( ISO 9001 + ХАССП) и ГОСТ Р 51705.1 (только ХАССП). Не путайте их, если у Вас стоит цель построить именно систему менеджмента
Чем отличается ПОПМ от ППОПМ?
ПОПМ – Программы Предварительных Обязательных Мероприятий – отдельный документ, который необходимо внедрить. В нем описываются все предварительные условия, которые компания создает для производства пищевой продукции. Можете оформить в виде документированной процедуры.
ППОПМ – Производственные Программы Предварительных Обязательных Мероприятий. Это уже меры контроля, которые осуществляются на все «слабые» места. Если нет возможности или надобности установить ККТ, устанавливаются ППОПМ.
Делитесь вашим мнением и общайтесь с коллегами в комментариях. Следить за выходом новых статей и общаться с коллегами можно в нашем ЧАТЕ. Напоминаем, что вы можете предложить тему для публикации в разделе “Хочу статью” и обменяться опытом в разделе “Вопрос специалисту“. Если вы хотите поделиться вашим опытом, у вас есть полезный материал для публикации – напишите нам 3q@3quality.ru
Любите социальные сети? Присоединяйтесь к команде единомышленников. Мы в Facebook, Vk, Instagram
Смк и смбпп что это
Отвечать на эти вопросы следует с напоминания требования ч. 2 статьи 10 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011): «при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points)».
Обратите внимание, что в ТР ТС 021/2011 не говорится о «Системе ХАССП». Этот термин употребляется для описания систем менеджмента качества, где требуется сертификация. А т.к. в общественном питании сертификация не обязательна, этот термин применять здесь не совсем корректно.
В общественном питании контроль осуществляется за соблюдением процедур, основанных на принципах ХАССП, а не за разработкой системы менеджмента качества по ГОСТ Р 51705.1-2001 или ГОСТ Р ИСО 22000-2019.
Поэтому для общественного питания предпочтителен термины «программа ХАССП» или «процедуры ХАССП», иначе происходит путаница. НО! ГОСТы все равно понадобятся, т.к. в них более подробно описано КАК эти самые процедуры, основанные на принципах ХАССП, разрабатывать и внедрять.
ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) — концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
Система ХАССП – Совокупность организационной структуры, документов, производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации ХАССП. Разрабатывается на основе ГОСТ Р 51705.1-2001. «Система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП».
Система менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) – Включает в себя элементы, позволяющие обеспечить безопасность пищевой продукции во всей цепи ее создания вплоть до стадии конечного употребления пищевой продукции в пищу. Направлена на повышение удовлетворенности потребителя за счет процессов ее постоянного улучшения, обеспечения соответствия требованиям потребителей, а также законодательным и нормативным правовым требованиям. Разрабатывается на основе ГОСТ Р ИСО 22000-2019. «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции».
Если все-таки Вы решили сертифицироваться, то обратите внимание на таблицу сравнения ГОСТ Р 51705.1-2001 и ГОСТ Р ИСО 22000-2019.
Параметр | ГОСТ Р 51705.1-2001. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (Система ХАССП) [1]. | ГОСТ Р ИСО 22000-2019. Системы менеджмента безопасности пищевой продукции (СМБПП) [2]. |
Простота /сложность разработки и внедрения | Предполагает внедрение системы управления качеством, на основе принципов ХАССП. В отличие от СМБПП, требуется меньший объем документации, проще для разработки и внедрения. | |
Основные отличия | Система управления качеством должна быть разработана в соответствии с принципами ХАССП. | |
Стоимость разработки. | Меньшая стоимость, т.к. предполагает меньший объем документации. | Более дорогой вариант. Выше требования, больший объем документов. Т.к. внедряют, чтобы в дальнейшем пройти сертификацию. |
Кому рекомендуется внедрять | Часто берется за основу для предприятий, оказывающих услуги общественного питания. | |
Соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» | При внедрении полностью соответствует требованиям, предъявляемым ТР ТС 021/2011 к предприятиям, оказывающим услуги общественного питания. | При внедрении полностью соответствует требованиям, предъявляемым ТР ТС 021/2011 к предприятиям, участвующим в цепи создания пищевой продукции. |
Достаточна ли для прохождения проверки Роспотребнадзора | Организации внедрившие и поддерживающие процедуры ХАССП, отвечают требованиям Роспотребнадзора в части соответствия предприятия требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности пищевой продукции [3]. | Организации внедрившие и поддерживающие СМБПП, отвечают требованиям Роспотребнадзора в части соответствия предприятия требованиям нормативных документов по обеспечению безопасности пищевой продукции [3]. |