смирение что это психология
Почему мы противимся смирению и в чем его настоящая ценность
Как часто вы сталкиваетесь с проблемами, неприятностями? Случаются ли в вашей жизни конфликты с другими людьми?
Наверняка есть и такие, которые длятся годами. Уже испробовано множество методов для их решения. Но безуспешно.
Вам кажется, что вы в тупике, в безвыходном положении. Вас это удручает, но вы все равно продолжаете бороться.
Вы отчаянно сопротивляетесь тому, чтобы смириться с ситуацией, ведь существует мнение, что это проявление слабости, безнадежность.
В статье вы узнаете, что сделать, чтобы разрешить проблемную ситуацию, и как вам в этом поможет смирение.
Что такое смирение
“Смиренный – кто смирился, кто живет в смирении,
в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества.”
Толковый словарь Даля
Что вы знаете о смирении?
Это понятие несет в себе религиозный подтекст на уровне массового сознания и в традиционном понимании имеет оттенок слабости:
Не правда ли, выглядит все это безнадежно?
Как сказала клиентка проекта “Ключи Мастерства”: “Смирение – это когда ты соглашаешься со всем ворохом проблем, со всем тяжелым грузом и даешь себе обещание тащить его до конца жизни.”
На самом деле те, кто проживал истинное смирение, находят в этом слове иной смысл.
Смирение – прекращение борьбы, это слагание с себя ответственности за разрешение ситуации и доверие высшим силам в том, что ситуация разрешится наилучшим образом для всех.
Вы сидите в лодке и плывете против течения. Вы гребете и гребете веслами, пока есть силы.
Наступает момент, когда руки немеют, и вы бросаете весла.
Вас сносит течением, и вы понимаете, что оказались там, где вам нужно быть.
В чем ценность смирения
Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то оказывается, что бояться его наступления не нужно.
В момент смирения приходит облегчение, освобождение.
Оно позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы обретаете поддержку высших сил.
Смирение – не слабость, не состояние жертвы.
Смирение это освобождение от борьбы.
Как прийти к смирению
5 этапов проживания проблемной ситуации
#1 Возникновение ситуации
Первый этап – возникновение неприятной ситуации, вызвавшей бурный протест.
А он(а) еще больше злится, не верит. Вы доказываете, доказываете, но ваши доводы для него(ее) неубедительны.
#2 Попытки решить проблему своими силами
Это фаза безудержной активности. Для людей, занимающихся саморазвитием, подкрепленная верой, что я – Творец, что все в моих силах.
Вы толкаетесь во все двери, пробуете всевозможные способы, которые подкидывает ум. Но ум исходит из жизненного опыта, из тех сценариев жизни, которые он видел.
На этом этапе духовный компонент отсутствует.
Есть только физические 3D-действия, которые диктуются и управляются либо развитым эго, либо личностью человека.
Вы не ищете новые возможности. На этом уровне они недосягаемы.
#3 Отчаяние
В момент, когда вы понимаете, что никакие способы не работают, вы впадаете в глубокое отчаяние. Вы поверили, что вы это можете, а в результате полный ноль.
Когда вас накрывает отчаянием, что-то внутри щелкает. И вы понимаете, нужно просто смириться, что это есть. Хватит! Будь что будет!
Вспомним наши примеры из жизни:
#4 Смирение
“Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.”
На этапе смирения все движущие мотивы, которые заставляли биться во все эти двери, они пропали, они больше не работают.
Вы изымаете из этого процесса свою личность, эго. Убираете мощную привязку к результату, каким хотите его видеть.
Передаете на разрешение высшим силам для наивысшего блага всех участников ситуации. И далее все начинает разворачиваться.
Так действует смирение.
Пока вы не дошли до этой точки отчаяния, не смирились, ситуация не разрешится.
Вот тогда и наступает этот момент просветления сознания.
Сложность смирения в том, что вы не знаете, каким будет результат без вашего участия. Готовы ли вы к неожиданному развороту событий?
Позволить этому произойти – проявление силы, мудрости и наступления следующего этапа – принятия.
#5 Принятие и его отличие от смирения
Когда вы забираете бразды правления у эго и передаете на разрешение высшим силам, вы осознаете, что ситуацию нужно принять такой, какая она есть.
Сначала вы учитесь смиряться с тем, что вы никак не можете повлиять на ситуацию, а потом наступает момент принятия.
Отличается смирение от принятия по ощущениям:
То есть смирение – это еще не удовлетворение, но уже и не страдание.
Принятие – более продвинутый вариант.
Если смирение приходит от безысходности, то принятие – осознанное чувство.
Скорее всего, одним усилием воли к смирению вы не придете, но, зная этот алгоритм, вам будет проще отпустить ситуацию.
Алена Старовойтова о смирении
Как разрешить ситуацию с помощью смирения
№1. Переключение внимания
Оно может быть двух видов:
1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств
Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.
Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание.
За это время ситуация разрешится сама собой.
Это происходит в том случае, если вы:
Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.
Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.
2. Осознанное переключение внимания
У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.
За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.
№2. Пирамида Силы и Света
Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.
Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.
Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации.
№3. Практика “Махнуть рукой”
Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.
Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”
Только усовершенствуем его.
Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:
“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.
Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.
Ваша задача – позволить высшим силам сделать всю работу за вас.
Умение смириться – это новый виток вашей духовной эволюции.
Что такое смирение
В нашей культуре сложно найти людей, которые будут безоговорочно смиряться. Что такое смирение простыми словами? Это понятие подразумевает покорность, послушность, безропотность, которая проявляется в отношении человека к кому-либо. В своей основе оно имеет слово «мир», что означает пребывание в ладу с окружением, с собой и Всевышним. Рассматриваемое слово означает достоинство, противоположное гордыне, а также считается в христианском вероисповедании главной добродетелью и благом. Смирение является трезвым видением самого себя. Проще говоря, смиренный человек не превозносит себя над другими и не унижает окружающих его людей. При этом нужно понимать, что любая добродетель, вознесённая до крайнего проявления, трансформируется в недостаток.
Что это такое
Смирение можно считать многогранным процессом, затрагивающим все аспекты человеческого бытия и продолжающимся на протяжении всего существования индивида.
Если рассматривать смирение, исходя из обстоятельств жизни в качестве внешнего отражения душевного состояния субъекта, то оно является жизненной философией. Раскрывается эта добродетель в ходе духовного саморазвития и выхода за границы собственного Я, которое активно управляет душой индивида и ограничивает её проявления посредством использования негативного реагирования в качестве способа самозащиты.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое смирение простыми словами, можно заключить, что это понятие, прежде всего, является морально-нравственной чертой, характеризующей отношение человека к своей личности. Это сдержанность духа, безропотность, отсутствие гордыни. Смиренный человек – это скромный, вежливый, почтительный индивид, несклонный к гордыне.
Если говорить о том, что такое смирение кратко, то это существование в гармонии, прежде всего, с собственной персоной и средой.
Многие отождествляют смирение со слабостью характера. Однако подобная трактовка ошибочна. В действительности описываемое качество способствует адекватной оценке собственного места в Мироздании: по отношению к окружению и Создателю. Смирение считается великой добродетелью, которая без показных эффектов часто незаметно для окружения происходит в душе человека.
Рассматриваемое качество для облегчения понимания условно можно разделить на 3 категории: смирение в христианстве, в отношении других лиц и собственной персоны.
Покорность Всевышнему подразумевает видение собственных грехов, упование лишь на милосердие Создателя, а не на личные заслуги, включает безусловную любовь к Творцу вкупе с безропотным перенесением житейских трудностей и невзгод.
Итак, отвечая на вопрос, что такое смирение в православии, можно заключить, что это качество означает стремление подчинить собственную волю – Божественной, воле благой и всесовершенной. Поскольку считается, что в основе любой добродетели стоит Создатель, то со смирением Творец поселяется в душе настоящего христианина.
Описываемое качество смирение по отношению к окружению проявляется в отсутствии раздражения, агрессии, гнева, даже на тех лиц, которые якобы заслуживают. Подобная незлобивость обусловлена тем, что Всевышний любит всех, и того индивида, с которым произошла конфронтация тоже, а также основывается на умении не отождествлять других с их прегрешениями.
Человек, смиренно относящийся к собственной личности, не следит за недостатками окружения, поскольку прекрасно осознаёт свои. Кроме того в любой конфронтации он обвиняет лишь себя. На любой упрёк или даже явное оскорбление смиренный индивид готов искренне произнести «прости».
Вся христианская литература утверждает, что доброе деяние невозможно без смирения. А большинство святых считали, что для того, чтобы оказаться рядом с Всевышним, достаточно обладать из всех добродетелей лишь смирением.
Кроме того, нередко люди задаются вопросом, что такое скромность и смирение, ошибочно отождествляя эти два понятия. Ведь они считаются благородными качествами и важной составляющей духовности. Однако нельзя считать эти две черты синонимами. Поскольку скромность – это, прежде всего, умеренность, сдержанность, спокойствие, способность держаться в рамках, равнодушие к излишествам и роскоши, отсутствие властолюбия и стремления первенствовать, следование рамкам приличия, степенность во взаимодействии с окружением, порядочность.
Отличительными чертами смирения являются отсутствие жажды наживы, эгоистичности, тщеславия. Смирение нельзя представить в виде действия или бездействия. Оно представляет собой осмысленное понимание и принятие духовной мудрости.
Как его обрести
Люди привыкли противиться смирению, поскольку воспринимают это понятие в качестве унижения достоинства, отсутствие гордости, согласие покоряться чужой воле. Однако если рассматривать описываемый феномен под иным углом, подразумевающим обретение освобождения и облегчения, то возникает вопрос, как обрести смирение?
Прежде всего, чтобы стать смиренным, необходимо расширять мировоззрение и стремиться к лучшему, прекратить жаловаться на бытие, стараться принимать всё происходящее без осуждения и придания негативного окраса.
Нужно пытаться меньше говорить и делать свою работу, не вмешиваясь в чужую. Любую критику или замечания необходимо принимать позитивно, с радостью и благодарностью. А вот обращать внимание на чужие промахи и, тем более, указывать на них не стоит.
Кажущиеся несправедливости необходимо принимать безропотно и не таить обиды. К любому пренебрежению нужно относиться спокойно.
Не следует стремиться нравиться всем вокруг, вызывать восхищение окружения, лучше вести умеренную, непритязательную жизнь. Когда кто-то пытается разозлить, вывести из равновесия рекомендуется сохранять кротость, благодушие, спокойствие и доброту.
Во всех делах и заботах необходимо сохранять оптимизм. Смиренные лица по своей сути являются оптимистами, поскольку не расходуют собственное время на стенания, обиды, жалобы на прошедшие события, страхи касаемо собственного будущего. Они просто испытывают искреннюю непритворную благодарность за всё, что имеют, за прожитые моменты, за людей, которые окружают, а от собственного будущего ожидают лишь хорошего.
Смиренные индивиды не дожидаются земных благ, которые им преподнесут на блюдце с золотой каёмкой, однако они истинно верят в труд, считая, что лишь трудясь можно обрести блага цивилизации.
Они работают, чтобы с предвкушением ожидать дары будущего, вместо траты времени на постоянную тревогу из-за возможности возникновения промахов или каких-то других неурядиц.
Необходимо избавиться от гордыни. Поскольку люди, страдающие непомерной гордостью, полагаются лишь на себя, что постоянно приводит к ошибкам, а смиренные – управляются Всевышним. Кроме того горделивые индивиды склонны к чрезмерной обидчивости, что также негативно сказывается на их бытие.
Нужно принять в качестве факта то, что невозможно во всём быть лучшим. Всегда отыщется тот, кто сможет сделать это лучше. Поэтому правильнее тратить время на саморазвитие и не стыдиться учиться новому у окружения, а не на самовосхваление и гордость за собственные умения.
При этом необходимо понимать, что ложная скромность не является смирением. Похвалу тоже нужно уметь принимать, не прибегая к ненужной скромности и не завышая собственные достижения.
Кроме того смиренный человек осознаёт, что он не совершенен и знает собственные недостатки, над которыми старается работать. Истинно безропотный индивид знает свои изъяны и прилагает усилия к их искоренению.
Однако перед тем, как приступать к обретению истинного смирения, необходимо чётко уяснить, что рассматриваемое качество не является слабостью. Это не состояние жертвы. Это освобождение от любого противостояния, соперничества, стремлений кому-то что-то доказать.
Проще говоря, смирение заключается в прекращении борьбы, это снятие ответственности за решение проблем и разрешение сложных ситуаций с собственной персоны, а также доверие Всевышнему в том, что жизненные условия сложатся наилучшим образом.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психология смирения
Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется.
С точки зрения современной психологии – смирение это не заниженная самооценка, и не представление себя бесконечно «греховным» по любому поводу, как иногда любят представлять смирение своей пастве в проповедях священники любой конфессии, слишком буквально понимающие религиозные учения. В результате, такое упрощенное понимание смирения, уничижительные формулировки догматических религиозных учений способствует разрушению самооценки людей, формированию чувства вины, способны вызывать тревожные и депрессивные реакции и расстройства, приводить к пассивной позиции и недостаточной жизненной самореализации, снижению качества жизни, страданиям не только самого человека, но и его близких и окружающих.
Сознательное смирение снижает подверженность человека тревоге и беспокойству по поводу недостаточно высокого статуса в любом общественном или личном измерении, так как он способен реально оценивать свои способности, возможности и достижения в отношении той ситуации, в которой он оказался. Также, благодаря смирению, человек освобождается от манипулятивного контроля своей личности со стороны религиозных или политических деятелей, чаще всего прибегающих к запугиванию и разрушению самооценки людей для предложения своих версий «спасения» или «безопасности» со «стабильностью».
С другой стороны сознательное смирение позволяет контролировать гордость – одно из самых негативных качеств, приводящих к значительным проблемам, как в межличностных отношениях, так и в профессиональной деятельности. Чувство гордости или гордыня есть у каждого человека, и является проявлением врожденного конкурентного рефлекса: подсознательного интуитивного импульса противостояния другим, обеспечение превосходства над ними и автоматическая реакция на воспринимаемые угрозы своей самооценке. Как понимаете, избавиться от врожденных стремлений невозможно, но возможно научиться их контролировать, примерно так же, как и другие врожденные, инстинктивные реакции и стремления, такие как инстинкт территории, принадлежности и агрессии.
Главным проявлением и последствием чувства гордости является неадекватная оценка себя, своих возможностей и положения в обществе. Гордость является, пожалуй, самым негативно оцениваемым другими людьми личностным качеством. При этом испытываемая гордость приводит к значительным ошибкам прогнозирования развития ситуации (завышение вероятности успешных исходов), искажает оценку действий других людей, что в целом ведет к принятию ошибочных решений, как на личном, так и на профессиональном или общественно-политическом уровне. Смирение же – то есть, адекватное восприятие себя, позволяет людям, несмотря на свои особые достижения, понимать, что они такие же, как и все, имеют множество недостатков, слабостей и способны совершать ошибки, приводящие к неудачам. Смиренные люди не становятся жертвами деструктивных межличностных отношений, потому что они не ожидают от других людей дополнительного внимания, интереса, благосклонности или любого рода особого отношения.
Важно, что адаптивное смирение позволяет человеку вывести себя из-под разрушительного воздействия одного из самых негативных чувств – зависти. Исследования показывают, что в каждый момент времени до 30% всего населения Земли находится именно в состоянии зависти, которое активно культивируется СМИ и рекламой, так как является основным мотивом избыточного потребления. Чаще всего, психологически деструктивная реклама внушает мысль о том, что человек идентичен тому, чем владеет. Зависть – самое часто испытываемое чувство, которое основывается на негативной и, чаще всего, неадекватной самооценке при сильном неконструктивном желании изменить текущую ситуацию. Чаще всего это желание питается как раз чувством гордости, искажающим оценку реальности. Зависть и гордость являются одним из основных движущих механизмов криминальной и другой деструктивной деятельности.
Смирение и профессиональный психологический отбор
Смирение («humility», англ.) является важной частью комплексного конструкта личностной прочности сотрудника или военнослужащего (Doty J., Gerdes D., 2000). Более точным переводом этого термина является «мудрое» или «сознательное» смирение или, говоря библейским языком, «смиренномудрие»[1]. Это означает отсутствие ложной гордости, стремления казаться иным, чем человек является на самом деле (истинная скромность), неприхотливость, простота (естественность) (Gayton S., Kehoe E.,2016)
Такая система самовосприятия является важным фактором для усиления личной силы военного или гражданского специалиста, потенцирования механизмов его психологической устойчивости (Devenish-Meares P., 2016). Смиренномудрие состоит в последовательном осознании собственной смертности и невозможности противостоять факторам и силам, которые человек не в силах изменить. Однако данная черта не является пассивной покорностью и смирением, но активной позицией в создании лучшей из возможных жизненных перспектив в каждый момент времени, без сожаления и рефлексии по поводу возможных неблагоприятных исходов. Смиренномудрый человек адекватно принимает свою смертную человеческую природу, проявляет неприхотливость и небрезгливость, которые являются проявлениями как неосознанного глубинного страха смерти, так и врожденной защитной психологической реакцией отвращения на потенциально опасные предметы (трупы, продукты разложения), события или явления (сцены смерти, увечий, издевательств).
Morris, Brotheridge и Urbanski (2005) определяют три измерения, которые определяют осознанное смирение или смиренномудрие:
Как и в движении воина по «пути самурая», в жизни людей случаются ситуации, которые подвергают человека экстремальному стрессу, становясь естественными триггерами, способствующими развитию осознанного смирения. После таких событий человек приобретет глубокую благодарность за то, что он потерял, мог потерять или сумел пережить. Достижение подобной перспективы обусловлено обретением осознания, что события могут быть значительнее самого человека. Это может быть вызвано следующими причинами (Peterson C., Seligman M., 2004):
Осознанное смирение приводит к формированию лучшей из возможных позиций в воинском или деловом коллективе, когда сотрудник (в том числе руководитель, начальник или командир) начинает служить организации или подразделению, а не использовать ее в эгоистичных карьерных целях, или как копинг-механизм внутренней дисгармонии или патопсихологических проявлений (Sendjaya S., Sarros J., 2002). Осознанное смирение является лучшей профилактикой таких разлагающих воинский коллектив личностных качеств, как высокомерие, гордыня, нездоровая конкуренция, карьеризм, обеспечивая высокую личностную прочность:
1. Способность решать проблемы (отвечать на вызовы) – способность подходить к проблемам или стрессорам как к вызовам и возможностям. Люди с этой чертой принимают изменения и проблемы как часть жизни и не ожидают, что жизнь будет легкой, имеют определенную склонность к испытанию жизни на прочность, обладают авантюрным, исследовательским подходом к жизни.
2. Способность контролировать ситуацию. Это подразумевает внутренний локус контроля, способность самостоятельно влиять на ход жизни и предпринимать действия, которые повысят шансы на достижение целей. Эта черта связана с оптимистичностью и чувством личной силы.
3. Приверженность и целеустремленность включает в себя чувство цели и смысла в жизни. Умение ориентироваться на будущее, учиться на прошлом для достижения успеха в будущем.
Литература
Devenish-Meares, P. (2016). Humility as a force enhancer: Developing leaders and supporting personal resilience and recovery. Australian Defence Force Journal, (200), 68.
Doty J., Gerdes D. Humility as a leadership attribute.// Military Review, Sept.-Oct., 2000
Gayton S., Kehoe E. The Character Strengths of Special Forces Personnel:
Insights for Civilian Health Care Practitioners //MILITARY MEDICINE, 181, 9:996, 2016.
Morris, J. A., Brotheridge, C. M., & Urbanski, J. C. (2005). Bringing humility to leadership: Antecedents and consequences of leader humility. Human relations, 58(10), 1323-1350.
Peterson, C., & Seligman, M. E. (2004). Character strengths and virtues: A handbook and classification (Vol. 1). Oxford University Press.
Sendjaya, S., & Sarros, J. C. (2002). Servant leadership: Its origin, development, and application in organizations. Journal of Leadership & Organizational Studies, 9(2), 57-64.
Yamamoto Ts. Hagakure, The Book of the Samurai, Translated by William Scott Wilson, Kodansha International Ltd., 1979. (Partial translation) ISBN 4-7700-1106
[1] Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза./ М.: Изд. Костюков, 2017
Если Вам может быть трудно самостоятельно справляться с имеющимися проблемами, всегда можно обратиться за профессиональной психологической помощью.