сми на жд что это такое определение

Железнодорожные СМИ

Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов.
Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии.

Содержание

Международные

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

В мире

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

В России

Журналы

Газеты

Другое

Полезное

Смотреть что такое «Железнодорожные СМИ» в других словарях:

Железнодорожные хобби — собирательное название хобби, связанных с железной дорогой. В англоязычном мире любителей железных дорог называют railfan или railbuff. В русском языке никакого устоявшегося термина для обозначения различных железнодорожных хобби нет. На… … Википедия

Железнодорожные вокзалы Москвы — Основная статья: Общественный транспорт Москвы Московский железнодорожный узел. В Москве имеется 9 действующих железнодорожных в … Википедия

Крупные железнодорожные аварии и катастрофы в мире в 2005-2012 гг — Ниже приводится информация о крупных железнодорожных авариях в 2005 2012 годах. 2012 13 июля на северо востоке ЮАР в провинции Мпумаланга поезд столкнулся с переезжавшим через железнодорожные пути грузовиком, погибли более 30 человек. 31 мая… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Крупные железнодорожные аварии и катастрофы в мире в 2005-2011 годах — Это не далеко единственный случай крупных железнодорожных катастроф за последние несколько лет. 2011 год 11 августа в пяти километрах от станции Симское Куйбышевской железной дороги (Ашинский район Челябинской области) произошло столкновение двух … Энциклопедия ньюсмейкеров

Крупные железнодорожные аварии и катастрофы в мире в 2014-2015 гг — 2015 17 июля на станции Буйсенс (Booysens) в Йоханнесбурге (ЮАР) в час пик произошло столкновение двух поездов. Число пострадавших превысило 400 человек. Жертв и тяжело раненых нет. 14 июля почти 50 человек пострадали в результате столкновения… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Крупные железнодорожные аварии и катастрофы в мире в 2011-2013 годах — 2013 24 июля пассажирский поезд потерпел крушение недалеко от железнодорожной станции города Сантьяго де Компостела в Испании. Жертвами катастрофы, по предварительным данным, стали более 70 человек. 12 июля междугородный экспресс Париж Лимож… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Крупные железнодорожные аварии и катастрофы в мире в 2012-2013 годах — 2013 30 сентября два пассажирских поезда столкнулись в американском городе Чикаго. Число госпитализированных достигло 48 человек. 19 августа на железнодорожной станции Дхамара в округе Сахарса в северо восточном индийском штате Бихар пассажирский … Энциклопедия ньюсмейкеров

Крупные железнодорожные аварии и катастрофы в мире в 2012-2015 годах — 2015 20 февраля два поезда столкнулись в Швейцарии, в коммуне Рафц к северу от Цюриха. В результате столкновения несколько вагонов сошли с рельсов и перевернулись. Пострадали порядка 49 человек. Причиной инцидента свидетели называют столкновение… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Автоматика, связь, информатика — Специализация: научно технический Периодичность: 1 раз в месяц Язык: русский Главный редактор: Т.А. Филюшкина Страна: Россия, Москва … Википедия

РЖД ТВ — Страна … Википедия

Источник

Сми на жд что это такое определение

Сре́дство ма́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придает, масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

Первопроходцами в поле изучения масс-медиа считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Содержание

Данные о СМИ в различных странах

Россия

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

СМИ — это совокупность таких субъектов журналистской деятельности, как:

(Научная интерпретация крайне неудачной статьи 24 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации»)

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. [1]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.

Казахстан

По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан [2] на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодежных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %.

Беларусь

Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белоруссия», число читателей которой в августе 2007 года составило 500,7 тыс. Общий разовый тираж газеты «Звязда» составил 34,2 тыс. экз., «Рэспублікі» — 49,4 тыс. экз., «Белорусской нивы» — 25 тыс. экз., «Народнай газеты» — 30 тыс. экз., «7 дней» — 37,1 тыс. экз., «Знамя юности» — 25,7 тыс.экз.

Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединенных газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,3, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.

Также, в Беларуси существует 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.

Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.

Согласно исследованиям, проведённым американской организацией Pew Research Center for the People & the Press, в 2008 году Интернет в США стал более важным источником информации, чем ежедневные газеты. Около 40 % опрошенных этой организацией людей сообщили, что для ознакомления с новостями используют интернет-источники, такие, как электронные версии обычных газет или специализированные новостные сайты. Газеты читают лишь 35 процентов опрошенных. Тем не менее, телевидение продолжает оставаться самым популярным источником новостей: около 70 процентов опрошенных сообщили, что следят за новостями через телевидение. [4]

Особая роль во внешних американских СМИ всегда принадлежала Информационному агентству США (USIA). Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.

Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.

ЮСИА располагает 190 отделениями в 142 странах. На службе в агентстве состоят 6300 сотрудников, более 2,5 тыс. из которых наняты за рубежом для работы в местных представительствах агентства. Деятельностью зарубежных отделений управляют 520 сотрудников, командируемых из США. Наличие собственной страницы в Интернет делает данные информационные ресурсы доступными практически из любой точки мира 24 часа в сутки. В распоряжении ЮСИА находится система спутникового телевидения «Уорлднет» (Worldnet), позволяющая 24 часа в сутки передавать информационные материалы и выступления американских госдеятелей практически по всему миру, используя технические мощности в посольствах США и представительствах ЮСИА.

В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).

Телевидение для американцев представляет собой своеобразный идол, которому поклоняется страна. Именно посредством телевидения во многом формируется общественное мнение, восприятие американцами окружающего мира и происходящих событиях, как правило, под соответствующим правильным углом в «нужном» идеологическом ракурсе.

Финансирование

Традиционно, бесплатные СМИ, такие как телевидение, финансируются за счёт рекламодателей или государства. Однако с распространением Интеренета появились и финансово-независимые телекомпании, например The Real News Network.

Источник

Что такое СМИ?

В современной жизни всё чаще можно услышать аббревиатуру «СМИ». Она может возникнуть при обсуждении самых разных тем. Какие расшифровки имеет данная аббревиатура?

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Авиация и другие значения

Он является одним из элементов внешнего светотехнического оборудования. СМИ устанавливают на различные части конструкции. Это может быть крыло, фюзеляж и хвостовая часть. Как правило, такие светильники бывают с односторонними зеркальными или галогенными лампами. Наравне с импульсными маяками, очень часто используются бортовые аэронавигационные огни, сокращенно называемые БАНО. Самолеты российского производства также применяют поисково-посадочные фары.

Помимо самолетных маяков, аббревиатура СМИ использовалась в качестве наименований институтов. Однако, Сибирский металлургический институт позже был переименован в государственный индустриальный университет. Смоленский медицинский институт, из которого тоже получалось сокращение СМИ, в конце концов последовал своеобразной традиции и переименовался в государственный университет.

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Что такое СМИ?

Как правило это «средства массовой информации». Иногда данное понятие путают со «средствами массовой коммуникации», однако разобраться в разнице совершенно нетрудно.

СМИ – это комплекс средств и методов, позволяющих публично распространять разнообразную информацию. Согласно официальным документам, средствами массовой информации являются:

Появление СМИ

Впервые такой термин стал использоваться в русском языке в семидесятых годах прошлого столетия. Он образовался от подобного французского понятия, однако в своей родной стране это сочетание слов перестало использоваться ещё в шестидесятых. Подобное позволило полностью вытеснить аббревиатуру СМК. Тем не менее, она всё ещё используется в некоторых странах.

В современном мире считается, что общественное мнение формируется именно за счет средств массовой информации. Изначально СМИ были полностью однонаправленными и способными лишь информировать, однако за счет развития механизма обратной связи всё изменилось. Аудитория стала выражать собственное мнение, в какой-то мере влияя на то, о чем рассказывают СМИ.

У средств массовой информации можно выделить ряд признаков. В первую очередь, это периодичность – если что-то называет себя СМИ, оно должно предоставлять какую-то информацию не реже раза в год. Во-вторых, эта информация должна распространяться массово. В-третьих, как правило, новости исходят от одного вещателя большому количеству слушателей. Таким образом, к СМИ нельзя отнести библиотеки, форумы и конференции.

Классификация СМИ

Средства массовой информации можно классифицировать по широкому спектру факторов. Например, в зависимости от того, какую территорию охватывает СМИ, они могут быть транснациональными (международный масштаб), национальными, региональными и местными.

Если портал рассказывает об общедоступных, простых вещах, то считается, что, с точки зрения аудитории, он является общим. Если же ресурс сконцентрирован на четкой тематике, то это специализированные СМИ.

Бывают ситуации, в которых отношения между средством информации и законодательством довольно сложные. В этом случае выделяют квазилегальные (не запрещенные и не разрешенные) и нелегальные СМИ.

Также классификацию можно проводить с точки зрения качества контента. Это, в основном, связано с разницей между прессой, по большей степени, выражающей чье-то мнение, и новостной прессой.

Источник

Основные понятия СМИ: виды, формы и признаки

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Практически каждый человек легко разберется, что означает слово «СМИ». Понятие, кроющееся за аббревиатурой, которая расшифровывается как «средства массовой информации», уже много десятков лет является одним из самых значимых инструментов, обеспечивающих культурное развитие общества. Однако нередко они становятся и орудием изощренной пропаганды. Далее в статье будет раскрыто понятие СМИ, признаки, формы и виды данной системы. Кроме того, мы рассмотрим их влияние на различные области жизни населения.

Определение

Понятие СМИ рассматривается с точки зрения социологии и политологии. В первом случае принято говорить о социальных институтах, задачей которых является сбор информации, обработка и анализ полученных данных, а также последующее их распространение. Последнее при этом имеет массовые масштабы.

Что касается понятия СМИ с точки политологии, то в этом случае средства массовой информации выступают в роли инструмента. С его помощью осуществляется агитация и манипуляция населением. Это официальные основные понятия.

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Сущность СМИ заключается в том, чтобы доносить информацию не до какого-то конкретного человека или небольшой группы лиц, а до всего населения земного шара/страны/региона/города.

Процесс развития СМИ

Даже в доисторическом периоде человечество нуждалось в коммуникации. Более того, индивид сам становился его средством. При этом чаще всего информация распространялась среди людей шаманами, оракулами и вождями. Для фиксирования данных использовались скалы, дощечки, пластины и т. д. Это и было зарождением первых СМИ.

С течением времени они развивались, гонцы передавали послания, написанные на бересте или бумаге. В V веке до нашей эры в Риме появились первые печатные издания, с помощью которых население узнавало о тех или иных событиях. Существуют также сведения, что в это же время в Азии начали распространяться листовки, которые современные ученые предпочитают называть «прагазетным» явлением.

В Европе долгое время понятие СМИ подразумевало так называемые летучие листовки. А толчком к развитию системы стало изобретение процесса печати в 1440 году. Но первая полноценная газета увидела свет лишь в 1605 году в Антверпене (Бельгия). Начиная с 1702 года, первыми печатными изданиями могла похвастаться и Англия.

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

В это время произошло первое разделение прессы на жанры: хронику, памфлеты и репортаж. Впоследствии появилась журналистика. Она стала инструментом, используемым в общественно-политической сфере.

В настоящее время понятие СМИ скрывает под собой феномен, дающий возможность обращения к огромному числу людей. При этом средства массовой информации позволяют системно влиять на мнения в обществе. В современном мире под понятием системы СМИ понимается инструмент, с помощью которого оказывается воздействие скорее на потребителей. Ученые затрудняются предоставить информацию относительно того, в какой момент средства массовой информации перестали просто предоставлять людям те или иные сведения, освещать события. Но ясно одно: в современном мире СМИ также является системой, которая придумывает и распространяет различные информационные поводы с целью воздействия на мнения большинства людей.

Существует несколько форм средств массовой информации. И понятие, и виды СМИ регламентируются на законодательном уровне. Документ называется ФЗ «О средствах массовой информации». Данный закон является базовым. Именно он регулирует отношения при организации деятельности и распространении средств массовой информации, взаимодействия между системой и населением.

Виды СМИ (и понятия, соответственно):

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Это основные понятия СМИ. Но в современном мире происходит стремительное развитие социальных сетей. Некоторые ученые рассматривают их в качестве еще одной формы средств массовой информации.

Функции

Понятия и виды СМИ регламентированы на законодательном уровне. Исходя из терминов, можно сделать вывод, что средства массовой информации предназначены только для сбора и передачи данных относительно какой-либо сферы жизни. Это действительно основная функция системы. Их существует еще несколько, и при этом практически в каждой из них можно выявить признаки политической составляющей.

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Отдельно стоит упомянуть рекреативную функцию. Она не несет в себе ни политической, ни идеологической, ни образовательной составляющей. Данная функция СМИ направлена на снятие напряжение населения, развлечение и отдых большого количества людей.

Признаки

Средства массовой информации имеют некоторые отличительные особенности. Вот признаки системы СМИ (понятия, с помощью которых ее возможно дифференцировать от иных источников тех или иных сведений):

К признакам СМИ можно отнести и то, что они распространяют информацию посредством определенных механизмов. К ним относятся: продажа, доставка, подписка, вещание, раздача.

Цензура

В основе функционирования средств массовой информации лежит принцип свободы. Это также регламентировано действующим законодательством. Гарантией свободы СМИ является правило недопустимости цензуры. Другими словами, уполномоченные лица не должны предварительно согласовывать и накладывать запрет на те или иные материалы.

Важно понимать, что свобода СМИ не может быть безграничной. ФЗ четко регламентируются случаи, когда использование средств массовой информации недопустимо:

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

На законодательном уровне запрещено использовать обозначения, относящиеся к специальным средствам СМИ. Это обусловлено тем, что скрытые вставки и особые тексты способны оказывать воздействие на большое количество людей на подсознательном уровне. Кроме того, у некоторых лиц на фоне получения подобной информации ухудшается самочувствие.

Особенности освещения информации

То, что входит в понятие СМИ, имеет большое количество каналов. Например, печатные издания – это и журналы, и газеты, и иные периодические сборники. Они могут распространяться как в отдельном регионе, так и по всему миру. Каждая из данных подсистем имеет свои специфические особенности и функции.

Информация в печатных изданиях воспринимается людьми без помощи дополнительных инструментов. Каждый человек может изучить материалы как глубоко, так и поверхностно. При этом он может отложить газету и поставить цель изучить текст позже, но с большим вниманием.

Особенностью радиовещания является его оперативность. Другими словами, информация может передаваться в режиме реального времени. Первоначально на радио звучали только речевые сообщения. В современном мире осуществляется передача звуков всех типов.

Телевещание позволяет также передавать информацию, изображения и звуки в режиме реального времени. По мере развития монтажа все чаще в эфир стали выходить заранее снятые и отредактированные материалы. У телевещания имеется особенность, называемая принудительностью. Это означает, что зритель не имеет возможности перенести время показа, изменить длительность фильма или передачи.

Роль в жизни общества

В современном мире немаловажное значение имеет социальная активность каждой личности. СМИ играют определенную роль в ее формировании. Благодаря этому успешно решается ряд задач социального, экономического и политического характера.

Это понятие и сущность СМИ. Средства массовой информации являются мощным инструментом, оказывающим влияние на мнение людей, на их психоэмоциональное состояние. То есть СМИ могут эффективно убеждать.

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

В настоящее время средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование личности. При этом подавляющая часть населения доверяет информации, передаваемой с помощью телевидения. Совсем незначительно ему уступает сеть Интернет. Однако, судя по прогнозам, в ближайшие годы практически все люди на земном шаре будут искать информацию исключительно во Всемирной паутине. При этом степень эффективности деятельности СМИ напрямую зависит от потребностей населения.

Роль в современной культуре

Каждый журналист должен быть не только носителем информации. Он обязан распространять ее в соответствии с требованиями художественного слова. Так и было примерно до середины ХХ века.

Постепенно требования к журналистам стали менее строгими. Ярким примером являются теле- и радиоведущие, которые не всегда могут выражать свои мысли грамотно и корректно. Классическая журналистика отходит на второй план, все чаще СМИ освещают сенсации кратковременного характера с целью повышения своих рейтингов. Но в результате общество совершенно перестает реагировать на культурные события.

Примером являются ток-шоу и телевизионные передачи со знаменитостями. Они всего лишь освещают обыденную жизнь людей, при этом рассчитаны на широкую аудиторию. Человек, который смотрит передачу, примеряет на себя образец поведения знаменитостей или незнакомых лиц. Но при этом он никак не просвещается культурно и не получает ценную для себя информацию.

сми на жд что это такое определение. Смотреть фото сми на жд что это такое определение. Смотреть картинку сми на жд что это такое определение. Картинка про сми на жд что это такое определение. Фото сми на жд что это такое определение

Таким образом, большинство инструментов современных СМИ не выполняют своего главного предназначения. Деятельность большинства средств массовой информации направлена на манипулирование огромным количеством людей.

В заключение

Средства массовой информации – это мощный инструмент воздействия на большую аудиторию. Если речь идет о теле- или радиовещании, то это происходит одновременно. С помощью информации, которая передается посредством того или иного инструмента, возможно воздействовать на мнение большого числа людей. В основе деятельности СМИ лежит принцип свободы. Однако она не безгранична и регламентируется на законодательном уровне. С помощью СМИ запрещено осуществлять уголовную и экстремистскую деятельность, а также распространять материалы порнографического или жестокого характера.

Источник

Сми на жд что это такое определение

Главная цель информатизации железнодорожного транспорта – обеспечение информацией всех технологических процессов и сфер деятельности отрасли, создание информационной основы и автоматизированных управляющих систем для достижения максимальной эффективности работы железнодорожного транспорта в условиях рыночной экономики. Эволюция создания и развития информационных технологий – это более чем полувековой путь от существовавших с 1928 г. фабрик механизированного счета к мощным вычислительным установкам, включенным в глобальную сеть передачи данных; от отдельных расчетов – к крупным информационным и управляющим системам, обеспечивающим автоматизацию основных технологических процессов работы транспортного комплекса.

Информатизация отрасли ведет отсчет своей истории с 9 июля 1958 г., когда по поручению руководства МПС во ВНИИЖТе приказом № 909 была организована первая лаборатория вычислительной техники. За прошедшее с тех пор время создана крупная информационная сеть для обеспечения управления перевозочным процессом на железных дорогах страны. Сегодня в нее входят ГВЦ ОАО «РЖД» со структурными подразделениями – 17 ИВЦ, сотни сортировочных, грузовых станций, контейнерных терминалов, вагонных и локомотивных депо и др. Действует АСУ РЖД. В бывшем СССР насчитывалось 32 ИВЦ. Сейчас многие из них оказались за рубежом, но общая информационная сеть железных дорог сохранилась и активно развивается.

Основы информатизации на железных дорогах СССР, а ныне России были заложены и развиты коллективом руководителей и специалистов МПС, учеными отраслевых институтов. Большая роль принадлежит министрам путей сообщения Б.П. Бещеву, Н.С. Конареву, Г.М. Фадееву, Н.Е. Аксененко, их заместителям и многим другим крупнейшим организаторам производства и науки. И прежде всего А.П. Петрову – члену-корреспонденту Академии наук СССР, профессору, Герою Социалистического Труда, заведующему отделением вычислительной техники ВНИИЖТа.

Развитие вычислительной техники становилось важной задачей МПС. Управление вычислительной техники, входившее в состав Главного управления сигнализации и связи, в 1974 г. реорганизуется в самостоятельное Главное управление вычислительной техники (ЦУВТ). Оно возглавило работы по созданию и внедрению информационных технологий.

С 1961 по 1976 г. было построено 26 зданий ИВЦ железных дорог, подведены коммуникации, установлены программно-технические средства, выполнены многие другие организационно-технические мероприятия по созданию структуры вычислительных центров. С 1978 по 1988 г. строится нынешнее здание ГВЦ. Огромная заслуга в создании отраслевой вычислительной инфраструктуры принадлежит руководителям ЦУВТ К.В. Кулаеву, Ю.С. Хандкарову, их заместителям, начальнику Главного технического управления И.В. Харлановичу, а также начальникам ГВЦ и ИВЦ тех лет: Г.Л. Михайлову, Г.С. Иванникову, И.П. Никулину, Ю.И. Титову, А.В. Кураксину, П.Д. Титаренко, А.Н. Давитая, В.Г. Скобликову, В.Л. Либерману и многим другим.

Первое применение вычислительной техники на железнодорожном транспорте связано с расчетами – инженерными и по эксплуатационной работе. Первые компьютеры, большие, громоздкие, медленнодействующие и дорогие, не были предназначены для интерактивной работы с пользователем и применялись в режиме пакетной обработки. С развитием вычислительной техники появились новые способы организации вычислительного процесса. Стали развиваться интерактивные многотерминальные системы разделения времени, в которых наряду с удаленными соединениями типа «терминал-компьютер» были реализованы и удаленные связи типа «компьютер-компьютер». Появилась возможность перейти к управленческим задачам.

Для оптимизации оперативного, среднесрочного и долгосрочного планирования перевозок грузов приказом МПС № 17Ц от 11.05.71 определяются основные задачи первой очереди автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ МПС). Он предусматривал выделение 19 основных подсистем отрасли по хозяйствам: перевозок, грузовой и коммерческой работы, энергоснабжения и др. В их рамках решались отдельные задачи по созданию программно-технической среды, технологической и информационной базы. Поскольку в то время вычислительные машины были относительно слабыми, отсутствовали качественные каналы для передачи информации, решение каждой задачи вынужденно было быть автономным, далеко не всегда стыкующимся с другими задачами и подсистемами. Это был неизбежный этап, через него надо было пройти, приобрести необходимый опыт.

С 1982 г. для управления перевозками ГВЦ внедрил в промышленную эксплуатацию сменно-суточное планирование и анализ погрузки нефтеналивных грузов. В 1984 г. ГВЦ стал выпускать главный отчет отрасли – суточный отчет о работе сети железных дорог СССР и решать многие другие задачи, необходимые для управления отраслью. Данные для расчетов уже поступали в режиме телеобработки с 32 ИВЦ. Начали создаваться первые автоматизированные системы.

Постоянное внедрение все более совершенной и мощной вычислительной техники, новых системно-технических решений, прикладного программного обеспечения, а также совершенствование технологии работы пользователей информационных систем привели к тому, что в конце 1970-х-начале 1980-х годов стал появляться новый тип информационных систем – комплексные системы. Вводится понятие «модель» как способ отображения фактической работы объекта, его «жизни». Первой такой моделью стала поездная модель, отражающая формирование, движение и расформирование поездов. Параллельно появляется модель сортировочной станции – основа автоматизированной системы управления работой сортировочной станции (АСУ СС). Под руководством талантливейшего инженера и организатора Б.Е. Марчука создается первая вычислительная сеть из 15 ИВЦ и первая работающая версия отечественной системы «Экспресс».

Активизируются разработки в ГВЦ, ИВЦ Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской железных дорог, ПКТБ АСУЖТ, ВНИИЖТе. На железных дорогах создаются АСУ СС, АСОУП, внедряются единые комплексы ИОДВ, ИОММ. У истоков создания систем по управлению грузовыми перевозками стояли замечательные ученые Л.П. Тулупов, Е.М. Тишкин, Н.Д. Иловайский, начальник ПКТБ А.П. Писарев, его заместитель О.М. Рыбаков и большой коллектив ученых, разработчиков, специалистов, внедрявших эти системы.

С развитием программно-технической среды появилась возможность создания поездных и вагонных моделей сетевого уровня. В 1980-х годах началась эксплуатация на сетевом уровне системы автоматизированного диспетчерского центра управления (АДЦУ), информационной основой которой стала автоматизированная система оперативного управления перевозками (АСОУП). Создаются информационные системы: диалоговая информационная система контроля оперативного управления перевозками (ДИСКОР), контроль сменно-суточного планирования перевозок грузов (КССП), анализ погрузки нефтеналивных грузов (АПН), информационно-справочная система внешнеторговых грузов (ИСС ВТГ) и др. Разработан сменно-суточный доклад для руководителей МПС, информация из всех систем используется в практической работе функциональных служб дорог. Объем перевозок в тот период был наибольшим и значительно превышал сегодняшний уровень. Потребность в информационных системах была повсеместной.

В ГВЦ создается крупное подразделение разработчиков сетевого уровня. Возглавил работы главный конструктор АСУЖТ, начальник ГВЦ Г.С. Иванников. В качестве технологов к этой работе активно подключились руководители ведущих главков и отделов МПС.

Настоящая революция в идеологии создания информационных систем произошла с появлением персональных компьютеров. Они послужили идеальными элементами для построения сетей. Стало возможным двигаться вперед более быстрыми темпами. Несмотря на недостаточную мощность первых персональных компьютеров, к концу 1980-х годов на их базе началось создание автоматизированных рабочих мест. Появилась возможность подойти к новому этапу – агрегированию в более мощные комплексы разнородных данных автоматизированных систем ИОДВ, АСОУП и др., работающих на сортировочных и грузовых станциях, контейнерных площадках.

Первые разработки, позволившие объединить разные информационные системы, выполняли специалисты ВНИИЖТа. В ИВЦ Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской, Целинной железных дорог были достигнуты значительные результаты в создании автоматизированной системы организации перевозки грузов по безбумажной технологии.

Между тем в МПС происходили структурные изменения. В 1988 г. Главное управление вычислительной техники было реорганизовано и вошло в состав Главного управления сигнализации и связи в качестве Управления вычислительной техники. Был ликвидирован самостоятельный орган, централизующий, объединяющий и координирующий создание информационных систем отрасли. Именно с того времени главки, а затем департаменты и хозяйства МПС стали самостоятельно заключать договоры на разработку, приобретать технику и программное обеспечение, что противоречило идеологии централизации создания информационных систем. Возникло множество организаций-разработчиков, создававших по заказам департаментов независимо эксплуатирующиеся задачи. В результате данные дублировались, порой многократно, возникали параллельные потоки при сборе и передаче информации.

Был допущен ряд ошибок, в том числе реализованы разработки, использующие в обход ГВЦ информационные базы вычислительных центров при наличии аналогичной базы данных в ГВЦ. Подобные решения приводили к большим необоснованным затратам, тормозили дальнейшее развитие программно-технической среды. Информационные системы не удовлетворяли потребностям времени, наблюдалось существенное отставание от лучших мировых образцов как по программно-технической базе, так и по охвату производственных процессов.

В отрасли отсутствовала концепция информатизации, не было организации, которая занималась бы ее разработкой. Качественный скачок в развитии системотехнических решений наметился в 1992-1993 гг., когда в ГВЦ вошел в эксплуатацию комплекс из двух двухпроцессорных ЭВМ IВМ 4381.Т24 общей производительностью 9 MIPS, ставший промежуточным этапом при переходе к более совершенным ЭВМ. В ИВЦ железных дорог в то время устанавливаются и вводятся в эксплуатацию IВМ 4381.

ГВЦ становится интеллектуальным центром, организующим и направляющим работы по созданию современных программно-технических комплексов, изменению структуры управления вычислительными ресурсами отрасли, разработке новых информационных технологий. Ведущие ученые и специалисты МПС, НИИЖА (ныне ОАО «НИИАС»), ВНИИЖТа, ПКТБ АСУЖТ, МИИТа, ГВЦ и других организаций обсуждали принципы построения информационных систем, разрабатывали концепцию и программу реконструкции программно-технических комплексов ГВЦ и ИВЦ железных дорог на основе международных стандартов.

В ГВЦ прошла серия научно-технических советов. Была введена должность главного конструктора программно-технического комплекса (ПТК) ГВЦ, которым стал А.В. Корсаков. Изменилась структура ГВЦ, появились новые отделы и подразделения, в том числе современный учебный центр.

В эксплуатацию вошли новые машинные залы, центр управления производством, оснащенный новейшими системами управления вычислительными процессами ГВЦ. В начале 1990-х годов специалисты принимали активное участие в выставках, совещаниях, семинарах по новым технологиям, неоднократно проходили зарубежную стажировку по применению современных программно-технических решений. Были изучены информационные системы управления на железных дорогах США, Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Польши. Полученные знания использовались при формировании новых подходов к автоматизации управления перевозочным процессом. Было написано два учебника по информационным технологиям и по телекоммуникациям для вузов и техникумов, а в ГВЦ открыт филиал МИИТа, в котором свыше 78 сотрудников без отрыва от производства получили высшее образование.

С 1995 по 2000 г. в отрасли прошла информационно-технологическая реформа. Была осуществлена планомерная замена программно-технических средств, определены принципы новых технологий. Приступили к созданию новых информационных систем и внедрению новых информационных технологий в управление производственной деятельностью на железных дорогах. Все это вместе позволило вывести вычислительную отрасль железнодорожного транспорта на уровень мировых достижений и обеспечить дальнейшее развитие в выбранном направлении.

С начала 1995 г. в ГВЦ прошло очередное техническое переоснащение. Там появились две ЭВМ IВМ 9672 R 31 – первые машины класса mainframe, имевшие самую передовую по тем временам архитектуру. Были использованы стандартные средства СУБД и инструментальные средства SAS Institute, позволившие значительно продвинуться в разработке прикладных задач. Новый программно-технический комплекс стал базой для эксплуатации современных АСУ.

Принципиально важно, что в то время в ГВЦ начали проводить единую политику программного и технического перевооружения вычислительных центров, координировать их действия в развитии ПТК, внедрении и эксплуатации новых систем. По предложению ГВЦ и Дирекции Совета по железнодорожному транспорту выполнена основополагающая и результативная работа по созданию единого информационного пространства железных дорог государств – участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики. Организована комиссия специалистов по информатизации железнодорожного транспорта, первым председателем которой был утвержден А.П. Писарев.

В феврале 1996 г. завершается разработка и утверждаются на Коллегии МПС Концепция и Программа информатизации железнодорожного транспорта на 1996-2005 гг. Эти документы определили направления, приоритеты, средства информатизации отрасли. Структура информатизации предусматривала формирование информационной среды и инфраструктуры. На прикладном уровне предстояло создать комплексы информационных технологий по управлению: перевозочным процессом; маркетингом, экономикой и финансами; инфраструктурой железнодорожного транспорта; персоналом и социальной сферой.

Начался новый этап в развитии информационных технологий, предоставивший колоссальные возможности для совершенствования управления производственной деятельностью. Большой вклад внесли В.Е. Малявко, Ф.Д. Лист, Д.А. Соснов, Т.П. Рослова и многие другие ведущие ученые и специалисты отрасли. Совместно с Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту была проделана огромная работа по разделению вагонного парка между странами бывшего СССР, определению правил общего пользования и взимания платы. Были созданы базы данных вагонов и контейнеров, организованы взаиморасчеты за пользование вагонным парком на территории других государств. Это позволило сохранить принципы перевозочного процесса и не разрушить экономические связи между странами СНГ.

В 1997 г. была принята Программа развития систем телекоммуникаций на железнодорожном транспорте и назначен генеральный конструктор систем информатизации и телекоммуникаций.

Особую актуальность приобрела проблема подготовки кадров к работе в информационной среде. При активном участии ведущих ученых МИИТа и ПГУПСа докторов технических наук, профессоров Э.К. Лецкого и В.В. Яковлева были разработаны и реализованы концепция и программа информатизации высших и средних профессиональных учебных заведений железнодорожного транспорта.

Достигнутый уровень информатизации отрасли позволил создать систему фирменного транспортного обслуживания. Начал работать и успешно функционирует Центр фирменного транспортного обслуживания, который сейчас возглавляет Е.А. Кунаева, в свое время работавшая в руководстве ГВЦ.

К 1998 г. была реализована современная программно-техническая среда, соответствующая мировому уровню. Произошли изменения в структуре управления информатизацией. ГВЦ становится головным центром по эксплуатации информационных систем, ему в оперативном отношении подчинены ИВЦ железных дорог. В функции ГВЦ вошли новые направления по эксплуатации СПД, обеспечению информационной безопасности, по информационной поддержке железных дорог государств – участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и др.

В 1999 г. в эксплуатацию вошел экономичный сервер IBM 9672 R36 ряда G5, обеспечивающий 12-кратную масштабируемость и позволяющий наращивать мощности. Устанавливается робот-хранилище Storage Tek объемом 13 Тбайт и реализуется новая стратегия хранения данных, принятая в мировой практике построения систем внешней памяти. Освоены операционные системы 0S/390, СУБД АDABAS, ОRACLE, DВ2, новые инструментальные средства SAS Institute. Появилась возможность строить и развивать автоматизированные системы реального времени по управлению перевозочным процессом, обработке финансовых документов и др.

В 2000 г. программно-технический комплекс снова модернизируется. Осуществляется перевод производства на две машины IВМ 9672 R36, что повышает надежность и увеличивает производительность системы. Вводятся в эксплуатацию крупнейшие автоматизированные системы: ДИСПАРК, ЕК АСУФР и др., внедрение которых в значительной степени изменило технологию работы функциональных служб дорог. Осуществляется промышленная эксплуатация около 200 информационных систем. Внедрение СПД и высокоскоростных каналов позволяет перейти к сетевой структуре обработки данных и реализовать систему управления вычислительными ресурсами отрасли. Инфраструктура предоставляет большие возможности для полномасштабной реализации wев-технологий, технологий защиты и обеспечения достоверности отраслевых информационных ресурсов.

Программа информатизации железнодорожного транспорта под разными названиями постоянно развивается и находится под пристальным вниманием высших руководителей отрасли. В разное время ею руководили первые заместители министра путей сообщения А.С. Мишарин и В.И. Якунин, работающий ныне в должности президента ОАО «РЖД».

Показательным стало произошедшее три года назад переименование Департамента информатизации ОАО «РЖД» в Департамент информатизации и корпоративных процессов управления, которым руководит директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям А.В. Илларионов. Это свидетельствует о том, что информатизация рассматривается в компании как основной и действенный инструмент совершенствования и повышения эффективности технологических и бизнес-процессов.

Сегодня АСУ РЖД состоит из более 600 интегрированных автоматизированных систем и клиентских приложений, она представляет собой распределенную информационную систему по направлениям производственной деятельности компании. С помощью информационных систем осуществляется управление перевозочным процессом, сбытом и организацией грузовых и пассажирских перевозок, корпоративной инфраструктурой и подвижным составом, экономикой, бюджетированием, финансами и ресурсами, стратегическим развитием, инвестиционной и информационной деятельностью, информационной безопасностью, унификацией и интеграцией автоматизированных систем.

Современный ГВЦ является вертикально интегрированной структурой информационного обеспечения ОАО «РЖД» с региональными подразделениями на железных дорогах. Его слаженным коллективом профессионалов сегодня руководит В.Ф. Вишняков.

Несомненно, отрасль стоит на пороге создания новых автоматизированных систем, необходимых для управления современным реформируемым железнодорожным транспортом.

От редакции. В мае Эдуард Сергеевич Поддавашкин, один из опытнейших специалистов отрасли, отметил свое 70-летие. Он, как всегда, полон энергии, новых идей и планов. Редакция журнала сердечно поздравляет своего постоянного автора с юбилеем, желает ему здоровья, успехов и осуществления всего задуманного.

Аннотация к статье

Информатизация на железнодорожном транспорте. История и современность Э.С. Поддавашкин, кандидат экономических наукС. 68-72.

Представлена история информатизации железнодорожного транспорта, структура управления информатизацией, в которую входят головной центр по эксплуатации информационных систем ГВЦ ОАО «РЖД» со структурными подразделениями. Показаны этапы формирования современной программно-технической среды, соответствующей мировому уровню, становления и развития автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУ РЖД), которая состоит из более 600 интегрированных автоматизированных систем и клиентских приложений.

Ключевые слова: история информатизации железнодорожного транспорта; Главный вычислительный центр (ГВЦ) ОАО «РЖД»; ИВЦ; АСУ РЖД; АДЦУ; АСОУП; ДИСКОР; ДИСПАРК, ЕК АСУФР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *