смеяться право не смешно над тем что кажется смешно автор
Послание к Александру Алексеевичу Плещееву
Мой друг! вступая в шумный свет
С любезной, искренней душею,
В весеннем цвете юных лет,
Ты хочешь с музою моею
В свободный час поговорить
О том, чего все ищут в свете;
Что вечно у людей в предмете;
О чем позволено судить
Ученым, мудрым и невежде,
Богатым в золотой одежде
И бедным в рубище худом,
На тронах, славой окруженных,
И в сельских хижинах смиренных;
Что в каждом климате земном
Надежду смертных составляет,
Сердца всечасно обольщает,
Но, ах. не зримо ни в одном!
О счастьи слово. Удалимся
Под ветви сих зеленых ив;
Прохладой чувства освежив,
Мы там беседой насладимся
В любезной музам тишине.*
Мой друг! поверишь ли ты мне,
Чтоб десять тысяч было мнений,
Ученых философских прений
В архивах древности седой**
О средствах жить счастливо в свете,
О средствах обрести покой?
Но точно так, мой друг; в сем счете
Ошибки нет. Фалес, Хилон,
Питтак, Эпименид, Критон,
Бионы, Симмии, Стильпоны,
Эсхины, Эрмии, Зеноны,
В лицее, в храмах и садах,
На бочках, темных чердаках
О благе вышнем говорили
И смертных к счастию манили
Своею… нищенской клюкой,
Клянясь священной бородой,
Что плод земного совершенства
В саду их мудрости растет;
Что в нем нетленный цвет блаженства,
Как роза пышная, цветет.
Слова казалися прекрасны,
Но только были несогласны.
Один кричал: ступай туда!
Другой: нет, нет, поди сюда!
Что ж греки делали? Смеялись,
Ученой распрей забавлялись,
А счастье… называли сном!
И в наши времена о том
Бывает много шуму, спору.
Немало новых гордецов,
Которым часто без разбору
Дают названье мудрецов;
Они нам также обещают
Открыть прямой ко счастью след;
В глаза же счастия не знают;
Живут, как все, под игом бед;
Живут, и горькими слезами
Судьбе тихонько платят сами
За право умниками слыть,
О счастьи в книгах говорить!
Что ж делать нам? Ужель сокрыться
В пустыню Муромских лесов,
В какой-нибудь безвестный кров,
И с миром навсегда проститься,
Когда, к несчастью, мир таков?
Увы! Анахорет не будет
В пустыне счастливее нас!
Хотя земное и забудет,
Хотя умолкнет страсти глас
В его душе уединенной,
Безмолвным мраком огражденной,
Но сердце станет унывать,
В груди холодной тосковать,
Не зная, чем ему заняться.
Тогда пустыннику явятся
Химеры, адские мечты,
Плоды душевной пустоты!
Чудовищ грозных миллионы,
Змеи летучие, драконы,
Над ним крылами зашумят
И страхом ум его затмят…***
В тоске он жизнь свою скончает!
Каков ни есть подлунный свет,
Хотя блаженства в оном нет,
Хотя в нем горесть обитает, —
Но мы для света рождены,
Душой, умом одарены
И должны в нем, мой друг, остаться.
Чем можно, будем наслаждаться,
Как можно менее тужить,
Как можно лучше, тише жить,
Без всяких суетных желаний,
Пустых, блестящих ожиданий;
Но что приятное найдем,
То с радостью себе возьмем.
В лесах унылых и дремучих
Бывает краше анемон,
Когда украдкой выдет он
Один среди песков сыпучих;
Во тьме густой, в печальной мгле
Сверкнет луч солнца веселее:
Добра не много на земле,
Но есть оно — и тем милее
Ему быть должно для сердец.
Кто малым может быть доволен,
Не скован в чувствах, духом волен,
Не есть чинов, богатства льстец;
Душою так же прям, как станом;
Не ищет благ за океаном
И с моря кораблей не ждет,
Шумящих ветров не робеет,
Под солнцем домик свой имеет,
В сей день для дня сего живет
И мысли в даль не простирает;
Кто смотрит прямо всем в глаза;
Кому несчастного слеза
Отравы в пищу не вливает;
Кому работа не трудна,
Прогулка в поле не скучна
И отдых в знойный час любезен;
Кто ближним иногда полезен
Рукой своей или умом;
Кто может быть приятным другом,
Любимым, счастливым супругом
И добрым милых чад отцом;
Кто муз от скуки призывает
И нежных граций, спутниц их;
Стихами, прозой забавляет
Себя, домашних и чужих;
От сердца чистого смеется
(Смеяться, право, не грешно!)
Над всем, что кажется смешно, —
Тот в мире с миром уживется
И дней своих не прекратит
Железом острым или ядом;
Тому сей мир не будет адом;
Тот путь свой розой оцветит
Среди колючих жизни терний,
Отраду в горестях найдет,
С улыбкой встретит час вечерний
И в полночь тихим сном заснет.
* Сии стихи писаны в самом деле под тению ив.
* * Десять тысяч! Читатель может сомневаться в
верности счета; но один из древних же авторов пишет,
что их было точно десять тысяч.
* * * Многие пустынники, как известно, сходили
с ума в уединении.
«Смеяться, право, не грешно!Над всем, что кажется смешно. »Н. М. Карамзин
Битва на реке Пьяне – знаковое событие в истории Московии
Во второй половине ХІV века, а именно с 1359 по 1380 годы, народ Золотой Орды погряз в распрях и братоубийстве. За время «Великой замятни» на престоле сменилось 25 ханов, а некоторые улусы даже попытались разбежаться по национальным квартирам! Люди как будто обезумели, утратив понимание того, что только вместе, триединый золотоордынский народ (тюрки, угро-финны и московиты) может предотвратить крупнейшую геополитическую катастрофу средних веков – распад Золотой Орды. Только опираясь на духовные скрепы исповедующие ислам тюрки, пребывающие в язычестве финно-угорские народы, и славяноязычные христиане-московиты могут поднять с колен великий Улус Джучи.
Одним из эпизодов «Великой замятни» стало сражение произошедшее на реке Пьяне 2 августа 1377 года. Во время борьбы за престол Великого хана Золотой Орды, хан Араб-шах Муззаффар, прозываемый в московских летописях ханом Арапшей, решил провести миротворческую операцию против Нижегородского княжества. Это был ответ на действие московско-нижегородской коалиции, которая годом ранее, в ходе подобной миротворческой миссии в Волжской Булгарии знатно пограбила и вернулась восвояси отягощенная большим гумконвоем, собранным непосильным ратным трудом.
Желая воспрепятствовать миротворческим усилиям хана Арапши, организаторы похода в Булгарию: князь Московский Дмитрий Иванович (прозванный впоследствии почему-то «Донским») и его тесть князь Суздальско-Нижегородский Дмитрий Константинович стали собирать войско для отпора братскому народу, ведомому Араб-шахом.
Оба князя Дмитрия, решили, что сражение с Арапшей ниже достоинства таких великих стратегов как они, и что бы всех переиграть назначили командующим своих ратей сына Дмитрия Константиновича – князя Ивана Дмитриевича.
«И собралось великое войско, и пошли они за реку за Пьяну. И пришла к ним весть о том, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни — доспехи свои на телеги сложили, а другие — держали их во вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мед или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине — за Пьяною пьяные! А старейшины, и князья их, и бояре старшие, и вельможи, и воеводы, те все разъехались, чтобы поохотиться, утеху себе устроили, словно они дома у себя были.
А в это самое время поганые князья мордовские подвели тайно рать татарскую из Мамаевой Орды на князей наших. А князья ничего не знали, и не было им никакой вести об этом. И когда дошли (наши) до Шипары, то поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне, а татары преследовали их и избивали.
И тогда убили князя Семена Михайловича и множество бояр. Князь же Иван Дмитриевич, жестоко преследуемый, прибежал в оторопи к реке Пьяне, бросился на коне в реку и утонул, и с ним утонули в реке многие бояре и воины и народа без числа погибло. Это несчастье свершилось второго августа, в день памяти святого мученика Стефана, в воскресенье, в шестом часу пополудни.
Татары же, одолев христиан, стали на костях и весь полон и все награбленные богатства здесь оставили, а сами пошли изгоном, не подавая вестей, на Нижний Новгород. У князя же Дмитрия Константиновича не было войск, чтобы выйти на бой с ними, и он побежал в Суздаль. А новгородские жители убежали на судах вверх по Волге к Городцу.
Татары же пришли к Нижнему Новгороду пятого августа, в среду, в день памяти святого мученика Евсигния, накануне Спасова дня, и оставшихся в городе людей перебили, а город весь, и церкви, и монастыри сожгли, и сгорело тогда в городе тридцать две церкви. Ушли же поганые иноплеменники из города в пятницу, разоряя нижегородские волости, сжигая села, и множество людей посекли, и бесчисленное количество женщин, и детей, и девиц повели в полон.
В том же году пришел прежде названный царевич Арапша, и повоевал, и пожег тогда Засурье».
Смеяться, право, не грешно.
Смеяться, право, не грешно.
(серьёзное рассуждение о несерьёзном)
Олег Кашин
olegkaspi@gmail.com
Принято считать, что чувством юмора обладают только люди, что юмор – это что-то несерьёзное, что-то из области досуга, отдыха, дружеского, неофициального общения, что юмор – это что-то лёгкое, весёлое, безобидное, не могущее иметь сколь-нибудь серьёзных последствий ни для отдельного человека, ни, тем более, для общества. И вообще, «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно» [1]. А всегда ли … не грешно? А вообще, что такое «смешно» и что такое «не смешно»? Что значит юмор в нашей жизни? Можно ли воспитать чувство юмора? И каково место «индустрии» юмора в современном обществе?
Действительно, улыбка и смех – в самых разных проявлениях – сопровождают нас всю жизнь с самых первых дней… Если уж природа одарила нас, людей – единственный биологический вид – способностью понимать юмор, шутить и смеяться, значит, это зачем-то было нужно?
Для начала определим само понятие «юмор». Психология считает, что «чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире» [2]. А американский композитор Нед Рорем выразил ту же мысль ещё проще: «Юмор — это способность видеть три стороны одной медали» [3].
По-видимому, чувство юмора сформировалось у человека в процессе эволюции и потому оно должно было способствовать развитию у людей интеллекта. «Юмор приводит в действие механизм мысли,» — считает Марк Твен [4]. — И вообще, «Мир уцелел потому, что смеялся».
На мой взгляд, юмор – это своеобразный «индикатор» ума, доброты, образованности, уровня культуры и даже искренности человека. То, что человек считает смешным, позволяет достаточно хорошо понять его характер. Помню, в одном очень старом фильме герой спрашивает девушку:
— «Что смешнее: человек упал в лужу или корова растянулась на льду?».
— «Это совсем не смешно. Это очень грустно,» — отвечает девушка.
Всего две короткие фразы, а психологический портрет обоих! – уже нарисован!
Если посмотреть на вопрос о природе юмора чуть глубже, то, наверное, можно прийти к выводу о том, что точно так же, как чувство юмора характеризует отдельного человека, его общественное проявление характеризует состояние общества. Вполне вероятно, что чувство юмора возникло у людей в процессе эволюции как некая защитная реакция, способ подавить чувство страха, снизить уровень тревожности, создать ощущение (хотя бы и мнимое) некоего единения, возможности сообща противостоять силам природы. Что интересно, на таком – генетическом –уровне чувство юмора проявляется и у современных людей в случае опасности, внутренней несвободы. Например, в стране с тоталитарным режимом в народе всегда «гуляют» анекдоты про вождей и про все негативные стороны общественной жизни (например, фраза «На дверях КГБ висит табличка: «Без стука не входить!» родилась в период сталинских репрессий, а загадка «Летит зелёный, бешеный, мешками весь обвешанный» (скорый поезд «Москва-Казань») – в брежневскую эпоху дефицита). Пресловутый «чёрный юмор» (из цикла «Мальчики в поле нашли пулемёт – Больше в деревне никто не живёт»), по-видимому, есть проявление того же «психотерапевтического» воздействия юмора на наши умы…
В минуты суровых испытаний юмор подчас остаётся едва ли не единственной ниточкой, связывающей человека с мирной жизнью. Казалось бы, что может быть ужаснее войны? Но, оказывается, и на войне есть место юмору.
«Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой,»
– так говорил Александр Твардовский словами своего героя Василия Тёркина [5]. Может быть, именно благодаря этому, животворному свойству юмора, в самых нечеловеческих условиях порой рождаются необычайно светлые, добрые, жизнеутверждающие произведения, пронизанные тонким, ироничным юмором? Трудно поверить, например, что пронзительно трогательный рассказ «Дары волхвов» американского писателя О’Генри был написан в каторжной тюрьме, где заключённых изнуряли непосильной работой, морили голодом, жестоко пытали, а при малейшем неповиновении забивали насмерть. Кстати, там же, в тюрьме, О’Генри, прежде успешный журналист, принял решение стать писателем…[6] В тюрьме же у испанского писателя Мигеля де Сервантеса родился образ «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» [7]. Можно привести и другие примеры…
Очень показателен, как мне кажется, народный юмор. Анекдоты, байки, частушки, поговорки, рождённые в народе, — это кладезь исторических, социологических культурологических знаний об укладе жизни народа, о его традициях, обычаях, национальном характере, менталитете … Отгадайте, например, в каком народе могла родиться частушка:
Лучшие произведения отечественного комедийного кинематографа – «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев» и другие — пронизанные очень тонкой сатирой – были созданы в 60-е – 70-е, когда в «стране победившего социализма» нельзя было даже полунамёком бросить тень на незыблемость политического строя… А когда стало всё можно, такие «бриллианты», к сожалению, уже не рождались… «Я тайно страдаю без фильмов Гайдая», – напишет тогда Андрей Макаревич [8]. Думаю, не он один страдал…
Если говорить о русском юморе, то я считаю, что одной из характерных его особенностей является самоирония. Умение посмеяться над собой, над своими недостатками, наверное, требует большого мужества – и от отдельного человека, и от целого народа. И нет, наверное, никого, кому такая самоирония не пошла бы на пользу… Помните ставшее крылатым восклицание городничего в «Ревизоре» Н.В.Гоголя: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» [9].
А теперь мне хотелось бы остановиться на вопросе о «чувстве юмора», которым обладает наша страна сегодня. Думаю, сегодня можно говорить об «индустрии юмора» (аналогично тому как существуют «индустрия моды» или «индустрия красоты»). Сегодня в России выпускается великое множество развлекательных изданий, юмористических теле- и радиопередач, комедий, проводится масса всевозможных юмористических действ (например, стэнд-апов)… Я уже не говорю о необъятном числе Интернет-ресурсов, выдаваемых поисковыми системами по запросу «Юмор». Казалось бы, при таком обилии источников юмора, мы должны быть самой весёлой страной на планете (как когда-то были самой читающей). Но…как и героине того фильма (Вспомнил! Он называется «Городской романс»!) мне всё чаще хочется сказать: «Это совсем не смешно. Это очень грустно!».
Мне, почему-то очень грустно, когда я вижу, как люди хохочут до упада, например, от шутки «новых русских бабок», где весь «юмор» состоит в рифме «кекс» и «секс». Хохочут так радостно, словно впервые узнали о существовании и того, и другого… А ведь «бабок» таких – сотни, и шуток (того же пошиба) у них немеряно, и хохочут над этими глупыми шутками («тиражируемыми» в прайм-тайм на всю страну) – миллионы. Неужели нам так мало надо для радости? Мне вспоминается, как Марина Цветаева когда-то писала о том, что ни с чем не сравнимую радость ей доставляет редкая и полная рифма. Что тут скажешь… Возможно, хороший психолог объяснил бы это тем, что люди лишь «отрабатывают» затраченные на билет деньги. Деньги «уплОчены» – значит, надо веселиться! Вот и пытаются убедить себя в том, что им смешно… А вдруг…не убеждают? Вдруг… им и вправду весело? Возможно, Марк Твен ошибался насчёт «механизма мысли», который, как он считал, «запускается юмором»…
Допускаю, что кто-то мне возразит: «Смеются – и ладно. Не дерутся ведь, не убивают никого. Какая разница – над чем смеются? Пусть смеются – «Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно…»
Что скажете, читатель? Я боюсь, что такое благодушие чревато очень серьёзными последствиями для нашего общества. «Смех без причины – признак дурачины,» – гласит народная мудрость. Я считаю, что юмор – в смысле «индустрии» – индикатор психологического (возможно, даже психического) здоровья общества. Бездумная «ржачка» вместо тонкого, глубокого юмора отупляет людей, а эффект толпы лишь усиливает этот процесс. Смех может быть очень разным – он может быть добрым, поднимающим настроение, объединяющим людей, делающим их умнее и чище душою. Может быть злым и даже жестоким, нацеленным на высмеивание недостатков – физических и умственных, реальных и кажущихся. Такой смех порождает злобу, нетерпимость, неуважение людей друг к другу, вызывает агрессию. (Надеюсь, все хорошо помнят трагедию, к которой привела публикация карикатур на пророка Мухаммеда во французском журнале «Charlie Hebdo» в январе этого года?) А Вы говорите: «Смеяться не грешно….»
Вижу ли я какие-то «рецепты» по оздоровлению российского юмора? Конечно, готовых рецептов у меня нет. Но я уверен, что здесь огромную роль играет творчество российских писателей (и классиков, и наших современников) и российских журналистов, каждодневный труд преподавателей вузов и учителей русского языка и литературы в школе…
Я думаю, что здоровое чувство юмора можно и нужно воспитывать, ему нужно учить… Только не очень понятно как. Вряд ли можно обучать детей юмору в школе, как, например, учат математике, физике, химии, биологии…
Хотя…
Игорь Губерман — Смеяться вовсе не грешно над тем: Стих
…что вовсе не смешно
Бог в игре с людьми так несерьёзен,
а порой и на руку нечист,
что похоже — не религиозен,
а возможно — даже атеист.
Как новое звучанье гаммы нотной,
открылось мне, короткий вызвав шок,
что даже у духовности бесплотной
возможен омерзительный душок.
Здесь, как везде, и тьма, и свет,
и жизни дивная игра,
и, как везде, — спасенья нет
от ярых рыцарей добра.
Зачем евреи всех времен
так Бога славят врозь и вместе?
Бог не настолько неумен,
чтобы нуждаться в нашей лести.
Здесь разум пейсами оброс,
и так они густы,
что мысли светят из волос,
как жопа сквозь кусты.
Я Богу докучаю неспроста
и просьбу не считаю святотатством:
тюрьмой уже меня Ты испытал,
попробуй испытать меня богатством.
Чтоб не вредить известным лицам,
на Страшный суд я не явлюсь:
я был такого очевидцем,
что быть свидетелем боюсь.
Навряд ли Бог назначил срок,
чтоб род людской угас, —
что в мире делать будет Бог,
когда не станет нас?
У нас не те же, что в России,
ушибы чайников погнутых:
на тему Бога и Мессии
у нас побольше стебанутых.
Всегда есть люди-активисты,
везде суются с вожделением
и страстно портят воздух чистый
своим духовным выделением.
Испанец, славянин или еврей —
повсюду одинакова картина:
гордыня чистокровностью своей —
святое утешение кретина.
Еврею нужна не простая квартира:
еврею нужна для жилья непорочного
квартира, в которой два разных сортира:
один для мясного, другой для молочного.
Вчера я вдруг подумал на досуге —
нечаянно, украдкой, воровато, —
что если мы и вправду божьи слуги,
то счастье — не подарок, а зарплата.
Устав от евреев, сажусь покурить
и думаю грустно и мрачно,
что Бог, поспеша свою книгу дарить,
народ подобрал неудачно.
Для многих душ была помехой
моя безнравственная лира,
я сам себе кажусь прорехой
в божественном устройстве мира.
Часто молчу я в спорах,
чуткий, как мышеловка:
есть люди, возле которых
умными быть неловко.
Человек человеку не враг,
но в намереньях самых благих
если молится Богу дурак,
расшибаются лбы у других.
Это навык совсем не простой,
только скучен и гнусен слегка —
жадно пить из бутылки пустой
и пьянеть от пустого глотка.
Нечто тайное в смерти сокрыто,
ибо нету и нету вестей
о рутине загробного быта
и азарте загробных страстей.
Дети загулявшего родителя,
мы не торопясь, по одному,
попусту прождавшие Спасителя,
сами отправляемся к нему.
И смешно и грешно
Смотреть что такое «И смешно и грешно» в других словарях:
СМЕШНО — И смешно и грешно. Новг. Ирон. О чувстве досады, разочарования. НОС 10, 54 … Большой словарь русских поговорок
Смеяться, право, не грешно / Над всем, что кажется смешно — Из стихотворения «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» (1796) писателя и историка Николая Михайловича Карамзина (1766 1826): Кто муз от скуки призывает И нежных граций, спутниц их; Стихами, прозой забавляет Себя, домашних и чужих; От… … Словарь крылатых слов и выражений
смеяться не грешно над тем, что смешно — Ср. Смеяться не грешно над тем, что смешно. Лесков. Зимний день. 5. Ср. Николай Петрович даже тут нашел время и место вставить маленькую мудрость: Смеяться, право, не грешно Над тем, что кажется смешно! и внушительно добавил: но много смеяться… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Что грешно, то и смешно. — (или: потешно). См. ВЕРА ГРЕХ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Смеяться не грешно — над тем, что смешно — Смѣяться не грѣшно надъ тѣмъ, что смѣшно. Ср. Смѣяться не грѣшно надъ тѣмъ, что смѣшно. Лѣсковъ. Зимній день. 5. Ср. Николай Петровичъ даже тутъ нашелъ время и мѣсто вставить маленькую мудрость: Смѣяться право не грѣшно Надъ тѣмъ, что кажется… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ГРЕХ — муж. поступок, противный закону Божию; вина перед Господом. Наследный грех. Кто грешит, тот раб греха. Грехи любезны, доводят до бездны. | Вина или проступок; ошибка, погрешность; более грешок, грешки. За ним есть этот грешок, водится грех. Плохо … Толковый словарь Даля
Этого ни спеть, ни сказать. — Сказать смешно, утаить грешно. Этого ни спеть, ни сказать. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа