смбд в оао ржд что это простыми словами
На сети РЖД идёт сертификация системы менеджмента безопасности движения
Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца
Как стало известно «Гудку», в Департаменте безопасности движения подвели промежуточные итоги ежегодной корпоративной сертификации системы менеджмента безопасности движения (СМБД). К середине ноября проведено 234 аудита СМБД. Успешно прошедшие его предприятия получат сертификат соответствия обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса, на три года освобождающий от технических ревизий и контрольных проверок комиссиями главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и его заместителей. Аудит подавших заявки предприятий продолжится до конца месяца. Итоги нынешней сертификации будут подведены в декабре.
В Департаменте безопасности движения «Гудку» пояснили, что в ежегодной сертификации могут добровольно участвовать все подразделения филиалов ОАО «РЖД». Цель сертификации – подтверждение организации работы в соответствии с нормами СМБД.
«Сертификат подтверждает высокую степень организационного развития предприятия, говорит о том, что его коллектив работает как единое целое, имея общие ценностные ориентиры. Его получение – своего рода знак качества управления, причём не только в сфере безопасности движения. Руководитель предприятия, способный выстроить чёткую работу СМБД, и все остальные процессы организует на высоком уровне», – считает главный инженер службы пути Московской дирекции инфраструктуры Роман Клёсов, имеющий положительный опыт проведения сертификации.
Процедура сертификации действует с 2018 года и с каждым годом привлекает всё больше участников. По данным заместителя начальника отдела технического аудита Департамента безопасности движения Дениса Лаврёнова, в этом году руководителями функциональных филиалов утверждены и рекомендованы к аудиту 893 заявки. Это на 183 заявки больше, чем в минувшем году.
«Таким образом, с учётом 436 подразделений, уже получивших сертификаты в 2018 и 2019 годах, в корпоративную сертификацию оказываются вовлечены 1329 предприятий РЖД, или 70,3% от имеющих право участия», – говорит Денис Лаврёнов.
При этом, если в течение года, включая период после утверждения заявки, предприятием будут допущены грубые нарушения безопасности движения, оно отстраняется от сертификации, так же как и при невыполнении целевых показателей по безопасности движения и снижению количества отказов технических средств, невыполнении мотивационного задания. Кстати, если серьёзное нарушение будет допущено уже имеющим трёхгодичный сертификат подразделением или будет выявлено скрытое от учёта – сертификат также аннулируется.
Окончательное решение о выдаче или невыдаче сертификата принимается первыми заместителями начальников железных дорог на основании результатов сертификационного аудита, проверяющего соответствие заявленных параметров реальному положению дел. В состав группы аудита включаются ревизоры, работники управления железной дороги, а также представители соответствующего филиала.
Аудиторы исследуют соответствие организации работы предприятия критериям, определяющим наличие и функционирование СМБД. Перечень проверяемых параметров состоит из восьми общих для всех разделов, каждый из которых содержит несколько пунктов. Кроме того, по каждому хозяйству проверяется функционирование основных производственных процессов, связанных с обеспечением безопасности движения поездов. На основании оценки критериев определяется степень соответствия организации работы предприятия СМБД в процентах – от 0% до 100%. Сертификат выдаётся при оценке соответствия от 91% и более.
Денис Лаврёнов назвал несколько наиболее характерных ошибок, выявляемых аудиторами в прошлые годы.
Так, в разделе «Политика в области безопасности движения» работники в отдельных подразделениях линейного уровня бывают не ознакомлены ни с политикой, ни с декларацией о политике в области безопасности движения своего филиала. Декларацию утверждает руководитель филиала ОАО «РЖД» и знакомит с ней всех подчинённых, включая работников линейных подразделений.
Ещё одной распространённой причиной снижения оценок при аудите является несоответствие результатов деятельности по целевым показателям в области безопасности движения и невыполнение плана по их достижению. В этом случае чаще всего бывает, что невыполнение показателей и планов происходит уже после подачи заявки, в течение текущего года.
Контроль за функционированием элементов СМБД должен быть распределён между руководителями предприятия, дирекций. «При проведении аудитов выявляются случаи, когда функционал перекладывается на инженера, допустим, технического отдела или отдела эксплуатации. А должны этим заниматься руководитель и все его заместители, каждый из которых отвечает за функционирование своего элемента», – рассказывает Денис Лаврёнов.
Сложным в части понимания для линейных предприятий остаётся вопрос управления рисками. «Некоторые работники ещё не до конца понимают, как измерить риск, как повлиять на риск, как составлять карты рисков, как разрабатывать под них мероприятия или оценить эффективность разработанных мероприятий», – констатирует Денис Лаврёнов.
Также бывает, что обнаруживается необходимость актуализации и утверждения реестра записей поступления и учёта документов, регламентирующих вопросы безопасности движения, определения перечня источников информации и автоматизированных систем для работников, ведения реестра регламентов взаимодействия со смежными подразделениями и ознакомления с ними непосредственных исполнителей.
В Департаменте безопасности считают, что уже само принятие решения об участии в сертификации говорит о том, что руководитель планирует вывести своё подразделение на более высокий организационный уровень. А результаты аудита помогают увидеть слабые места, ликвидировав которые можно получить сертификат в будущем году.
Презентация «Система менеджмента безопасности движения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система менеджмента безопасности движения Выполнил студент группы 2опп-542: Гарькавый К.А.
Безопасность движения Безопасность движения на железнодорожном транспорте — комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, сохранности объектов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта, экологической безопасности окружающей среды.
Система менеджмента безопасности движения, представляет собой часть общей системы менеджмента в организациях холдинга «РЖД», реализующая управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью движения, способствующая достижению целей и решению задач безопасности движения, включающая в себя оценку риска возникновения транспортных происшествий и их последствий, распределение ответственности и полномочий, правила и процедуры, а также процессы мониторинга и оценивания.
Процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском Риск – «влияние неопределенности на цели» (международный стандарт ISO 31000). Управление рисками – это скоординированные действия для того, чтобы направлять и контролировать организацию в отношении рисков. Управление рисками осуществляется по принципу, согласно которому работа с рисками сопряженными с большими убытками и высокой вероятностью реализации проводится в первую очередь, а работа с рисками с более низкой вероятностью реализации и меньшими убытками проводится в порядке убывания их важности.
Действующие в настоящее время системы дополнительного профессионального и бизнес-образования руководителей и специалистов холдинга «РЖД», профессионального обучения рабочих кадров и технической учебы работников ОАО «РЖД» должны развиваться в направлении повышения уровня знаний в области безопасности движения и их результативности для практической деятельности. В развитие общих для всех организаций холдинга «РЖД» нормативной документации в области поддержания компетентности руководителей всех уровней и профессионального мастерства работников в каждой организации холдинга «РЖД» следует разрабатывать и вводить в действие собственные документы по вопросам взаимодействия персонала внутри организации холдинга «РЖД», а также между организациями, если от этого взаимодействия зависит безопасность движения поездов и маневровой работы Поддержание компетентности персонала и готовности выполнения им своих задач
Меры по выполнению требований регистрации и документирования информации Данный элемент означает, что в организации холдинга «РЖД» должно быть четко зафиксировано, какая установленная в нормативной документации информация в области безопасности движения регистрируется и какими средствами (например, устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов, системами документированной регистрации переговоров, комплексной автоматизированной системой анализа надежности технических средств КАСАНТ и др.). При этом перечень источников информации, состав этой информации, порядок обращения с ней, порядок контроля за техническим средствами регистрации информации документируются независимо от того, в ведении какой организации холдинга «РЖД» находятся части систем регистрации данных (например, они могут быть в ведении ОАО «РЖД» (как, например, комплекс технических средств КТСМ) или других сторонних организаций, но, если осуществляют регистрацию важных для какого-либо филиала или ДЗО ОАО «РЖД» данных, то указанные сведения должны найти отражение в документации этого филиала или ДЗО).
Доклад «МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад студента группы 2ОПп – 542 Французова Дениса
«МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
В целях обеспечения полноты охвата всей деятельности, связанной с перевозками и эксплуатацией железнодорожного транспорта, организации холдинга «РЖД» при создании СМБД должны:
• выявлять процессы, необходимые для включения их в сферу СМБД;
• определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
• определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов
Организация должна создать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно повышать её результативность в соответствии с требованиями данного международного стандарта
идентифицировать процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение по всей организации (см. 1.2) [т.е. при анализе необходимости в каких-то процессах (с последующей идентификацией таких выявленных процессов и мест их применения) указанным анализом должны быть охвачены все виды деятельности и все подразделения организации, на которые будет распространяться создаваемая система менеджмента качества],
установить последовательность этих процессов и их взаимодействие,
установить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими
обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для осуществления этих процессов и их мониторинга,
осуществлять мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также
предпринимать действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 01.01.2001 N 1498р «Об утверждении Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» (Вместе с Руководством) (стр. 6 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
Для достижения соответствия мер по обеспечению обмена информацией требованиям, предъявляемым к данному элементу СМБД, необходимо, чтобы в организации холдинга «РЖД» на первом этапе создания СМБД указанные процедуры документировались (в любой форме, введенной в действие, доступной для работников и изучаемой ими в процессе технической учебы).
Обмен информацией внутри холдинга «РЖД» по вопросам, связанным с СМБД, осуществляется на основании и в порядке, устанавливаемом регламентами взаимодействия между ОАО «РЖД» и ДЗО и между ДЗО.
11.2. При наличии процедур, приведенных в пункте 11.1 настоящего Руководства, главной тенденцией развития данного элемента СМБД должен стать переход в холдинге «РЖД» к такому доверительному и открытому обмену информацией, при котором работники, особенно работники исполнительского звена, не испытывали страха наказания за сведения о недостатках как в своей работе, так и в смежных видах деятельности или деятельности организации в целом.
Это затрагивает всю систему взаимоотношений работников между собой и между всеми уровнями управления организации холдинга «РЖД», а также заставляет выйти на привитие каждому работнику нового, более высокого уровня его отношения к безопасности движения и понимания проблем в этой области.
11.3. Создание позитивной культуры безопасности должно стать задачей второго этапа создания СМБД, однако, планы и программы ее развития должны быть приняты уже на первом этапе, а их составление отражено в Плане создания СМБД (см. пункт 2.3 приложения 2 к настоящему Руководству).
Для понимания предмета планирования в приложении 8 к настоящему Руководству приведены основные направления деятельности по развитию культуры безопасности в организации холдинга «РЖД».
11.4. Примерный план развития культуры безопасности и контроля ее состояния приведен в приложении 9 к настоящему Руководству. К началу выполнения этого плана разрабатывается единый нормативный документ для всех организаций холдинга «РЖД», который должен содержать методологию развития культуры безопасности, определяющую порядок реализации признаков культуры безопасности, оценки степени их достижения и подтверждения соответствия требуемому уровню.
12. Меры по выполнению требований регистрации и документирования информации
12.1. Данный элемент СМБД означает, что в организации холдинга «РЖД» должно быть четко зафиксировано, какая установленная в нормативной документации информация в области безопасности движения регистрируется и какими средствами (например, устройствами автоматической записи графика исполненного движения поездов, системами документированной регистрации переговоров, комплексной автоматизированной системой анализа надежности технических средств КАСАНТ и др.).
При этом перечень источников информации, состав этой информации, порядок обращения с ней, порядок контроля за техническим средствами регистрации информации документируются независимо от того, в ведении какой организации холдинга «РЖД» находятся части систем регистрации данных (например, они могут быть в ведении ОАО «РЖД» (как, например, комплекс технических средств КТСМ) или других сторонних организаций, но, если осуществляют регистрацию важных для какого-либо филиала или ДЗО ОАО «РЖД» данных, то указанные сведения должны найти отражение в документации этого филиала или ДЗО).
12.2. Установленные в нормативной документации и не регистрируемые с использованием технических средств показатели или иные данные в области безопасности движения должны регистрироваться в виде записей, которые ответственный персонал заносит в журналы или книги установленных форм.
Информация в области безопасности движения, подлежащая учету, должна документироваться, храниться и архивироваться на бумажных или иных носителях в соответствии с разрабатываемыми регламентами или требованиями системы менеджмента качества, если она имеется в организации холдинга «РЖД».
12.3. В связи с созданием СМБД целесообразно принятие решения о разработке, вводе в действие и ведении системы стандартов организации в области учета регистрируемой информации (как с использованием технических средств, так и регистрируемой в виде записей).
При этом следует различать документы, устанавливающие требования к СМБД, и документы, устанавливающие требования к продукции (услугам) организации холдинга «РЖД». Документы, устанавливающие требования к СМБД, охватывают те требования, которые предъявляются к СМБД в целом и ее элементам. К документам, устанавливающим требования к продукции (услугам) относятся, например, Руководство по ремонту пассажирских вагонов (033 ПКБ ЦЛ-04 РД), различного рода правила, в которых изложены требования к услугам, предоставляемым производственным комплексом (хозяйством) пользователям этих услуг, и т. п.
13. Процедуры расследования транспортных происшествий и событий и принятия мер по их предупреждению
В настоящее время служебные расследования на путях общего пользования проводят комиссии Ространснадзора и ОАО «РЖД» в соответствии с 1.6.23. В развитие этого документа ОАО «РЖД» разработало и ввело в действие внутренний документ 1.6.24.
В целом целесообразно разработать специальное положение о составлении и использовании анализов эффективности созданной СМБД со стороны руководства всех уровней управления организации холдинга «РЖД».
В настоящее время такие процедуры частично предусмотрены создаваемыми в организациях холдинга «РЖД» системами менеджмента качества и изложены в ряде документов, устанавливающих порядок проведения корректирующих и предупреждающих действий, а также стандартов в области управления несоответствующей продукцией (услугами). Однако с вводом в действие СМБД эта документация должна быть пересмотрена и дополнена на предмет учета в ней не только требований системы менеджмента качества, но и требований СМБД (если система менеджмента качества и СМБД будут интегрироваться), или разработана новая документация, распространяющаяся только на СМБД.
14. Обеспечение ликвидации последствий транспортных происшествий и событий, информирования о них и действий в нестандартных ситуациях
14.1. В организациях холдинга «РЖД» должны быть установлены процедуры, обеспечивающие уверенность в том, что:
при возникновении транспортных происшествий или событий будут выполнены планы действий, адекватные возникшим транспортным происшествиям или событиям;
в случае возникновения этих транспортных происшествий или событий и в ходе ликвидации их последствий будет соблюден установленный порядок информирования и информационного реагирования на случившееся;
при возникновении нестандартных ситуаций персонал будет соблюдать установленный для таких ситуаций порядок действий.
Обеспечение выполнения данного элемента СМБД предполагает как минимум заблаговременную разработку:
соответствующих планов действий применительно к различным видам транспортных происшествий и событий;
порядка информирования и информационного реагирования на транспортные происшествия и события и на ход ликвидации их последствий;
порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций, транспортных происшествий и событий.
14.2. Первая составляющая этого элемента СМБД заключается в обеспечении выполнения планов действий при возникновении транспортных происшествий и событий и наличии установленного порядка информирования в случае их возникновения и в ходе ликвидации их последствий.
Типовые требования к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»
2. Цели и задачи создаваемой СМБД
2.1. Основными целями создания СМБД являются:
повышение уровня безопасности движения и надежности перевозочного процесса;
обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми филиалами, структурными подразделениями, ДЗО холдинга «РЖД», участвующими в перевозках или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;
реализации подходов и требований, гармонизированных с подходами и требованиями международных стандартов, применяемых на зарубежных железных дорогах.
2.2. Руководители организаций внедряющих СМБД должны обеспечить, чтобы цели создания СМБД были доведены до сведения причастного персонала, а также понятны ему.
2.3. Для достижения целей создания СМБД, в организации необходимо установить и обеспечить решение следующих задач:
— управление безопасностью движения на основе правил, ограничений и требований эксплуатации объектов движения;
— управление операционными процессами с целью снижения рисков для безопасности движения;
— проведение мониторинга системных процессов СМБД, предупреждение случаев, угрожающих безопасности движения при осуществлении операционных процессов;
— разработка, внедрение и поддержание в рабочем состоянии СМБД, обеспечение ее целостности, управления рисками и улучшения результативности в области безопасности движения.
3. Общие требования к СМБД
3.1. СМБД должна быть разработана, задокументирована, внедрена и поддерживаться в рабочем состоянии, а также постоянно улучшаться.
3.2. Должен производиться через запланированные интервалы времени мониторинг состояния СМБД.
3.3. Внедряющая СМБД организация должна:
— обеспечивать управляемость на любых уровнях всеми, связанными с обеспечением безопасности движения, процессами деятельности, с распределением ответственности за выполнение этих процессов;
— способствовать вовлечению персонала в соблюдение установленных требований по безопасности движения в отношении выполнения процессов текущего содержания и ремонта объектов инфраструктуры, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организации движения поездов и маневровой работы;
— обеспечивать своевременное обновление и пополнение нормативными документами СМБД;
— обеспечивать непрерывное улучшение СМБД;
— определять процессы, необходимые для системы менеджмента безопасности движения, и их применение во всей организации;
— определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
— определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими;
— обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и их мониторинга;
— осуществлять мониторинг, измерение, там, где это возможно, и анализ этих процессов;
— принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
3.4. СМБД должна содержать процедуры для:
— идентификации и оценки всех рисков для безопасности движения, которые появились или могут появиться вследствие выполнения операционной деятельности;
— определения мер управления, применяемых для управления рисками для безопасности движения, а также для мониторинга состояния безопасности движения на основе оценки риска;
— мониторинга эффективности мер управления риском для безопасности движения.
4. Разработка и внедрение СМБД
4.1. Разработка и внедрение в СМБД состоит из нескольких этапов, включающих:
— идентификацию законодательных и других обязательных требований в области безопасности движения применительно к конкретным видам деятельности. Учет требований в области безопасности движения;
— разработку политики и целей в области безопасности движения;
— установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области безопасности движения. СМБД должна распространяться на операционные процессы деятельности, связанные с обеспечением безопасности движения;
— выявление недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД, адаптированных к особенностям, масштабу и другим условиям деятельности организации;
— определение необходимых ресурсов (информация, финансы, материалы, персонал, оборудование, инфраструктура, производственная среда, программное обеспечение) и своевременное и в необходимых объемах обеспечение ими для достижения установленных целей в области безопасности движения и реализации недостающих или не полностью реализованных элементов СМБД;
— разработку методов измерения показателей критически важных для безопасности движения операций процессов деятельности и показателей их результатов в области безопасности движения;
— определение корректирующих и предупреждающих мер для устранения причин выявленных несоответствий и предупреждения возникновения потенциально возможных несоответствий, важных для безопасности движения;
— разработку и применение мер постоянного улучшения СМБД, в том числе за счет развития культуры безопасности движения, являющейся неотъемлемой составной частью корпоративной культуры и характеризующей качество СМБД в целом и ее отдельных элементов.
5. Основные функции и принципы построения СМБД
5.1. СМБД включает в себя следующие основные управленческие функции:
— планирование и прогнозирование безопасности движения;
— управление безопасностью движения;
— обеспечение безопасности движения;
— улучшение показателей безопасности движения.
5.2. Создание СМБД базируется на следующих основных принципах:
— принцип всестороннего и бесперебойного обеспечения безопасности движения;
— принцип планирования СМБД;
— принцип предвидения и предупреждения;
— принцип презумпции ответственности в области, внедренной СМБД.
6. Элементы СМБД
6.1. СМБД организации должна включать следующие элементы или управляемые виды деятельности:
— формирование политики в области безопасности движения;
— установление качественных и количественных целей, принятие планов и процедур для достижения этих целей;
— учет требований законодательных актов, стандартов, иных нормативных документов;
— процедуры менеджмента риска и выполнение мер по управлению риском;
— меры по обеспечению обмена информацией;
— процедуры расследования транспортных происшествий и событий, их учета и принятия мер по предупреждению;
— поддержание компетентности персонала и готовности выполнения
задач;
— выполнение требований регистрации и документирования информации;
— предупреждение нарушений безопасности движения,
информированность о них и действий в нестандартных ситуациях
— проведение внутренних и внешних аудитов СМБД, дополняющих проведение технических ревизий, проводимых филиалами ОАО «РЖД».
6.2. Требования к элементам СМБД изложены в соответствующих разделах Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 апреля 2013 г. № 1498р.
9. Контроль за созданием и функционированием СМБД
9.1. Общий контроль за созданием и функционирование СМБД в организациях осуществляется уполномоченным подразделением аппарата управления ОАО «РЖД», а в их территориальных и структурных подразделениях, уполномоченным подразделением железных дорог.
9.2. Контроль за созданием и функционирование СМБД внутри организаций осуществляют их руководители.
10. Полномочия и ответственность за исполнение требований к СМБД, ее внедрение и поддержание в рабочем состоянии
10.1. Руководство организации должно обеспечивать внедрение СМБД, ее соответствие установленным требованиям, а также постоянное улучшение ее результативности посредством:
— доведения до сведения персонала организации важности выполнения требований СМБД;
— разработки политики и целей в области безопасности движения, гармонизированных с политикой в области безопасности движения холдинга «РЖД»;
— проведения анализа состояния безопасности движения в организации со стороны руководства;
— обеспечения необходимыми ресурсами для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМБД.
10.2. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы политика в области безопасности движения:
— соответствовала целям организации;
— включала в себя обязательство соответствовать установленным требованиям и постоянно повышать результативность СМБД;
— создавала основы для постановки и анализа целей в области безопасности движения;
— была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;
— постоянно обновлялась и анализировалась, осуществлялся регулярный мониторинг проводимой политики в области СМБД.
10.3. Руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области безопасности движения были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области безопасности движения должны быть измеримыми и согласуемыми с проводимой политикой в области безопасности движения.
10.4. Руководство организации должно обеспечивать:
— планирование создания, поддержания и улучшения СМБД для достижения целей в области безопасности движения;
— сохранение целостности СМБД при планировании, внедрении и внесении в нее изменений.
10.5. Руководство организации должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.
10.6. Руководство организации должно обеспечивать установление в организации соответствующих процессов обмена информацией, включая информацию, относящуюся к результативности СМБД.
10.7. Руководство организации и назначенный им представитель должны анализировать через запланированные интервалы времени, но не реже одного раза в квартал, функционирование СМБД на предмет ее постоянной пригодности, достаточности и результативности.
Для анализа функционирования СМБД со стороны руководства организации должны быть установлены входные данные, такие как:
— анализ функционирования производственных процессов со стороны их руководителей;
— результаты аудитов СМБД;
— результаты проверок состояния обеспечения безопасности движения в организации, проведенных государственными надзорными органами и уполномоченными подразделениями владельца инфраструктуры;
— фактические показатели состояния безопасности движения;
Данный анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в СМБД, в том числе в политике и целях в области безопасности движения.
11. Идентификация и оценка рисков в области СМБД
11.1. Для идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками:
— организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации рисков, оценки рисков и определения, необходимых мер управления рисками в определенной области применения СМБД;
— процедуры идентификации рисков и оценки рисков должны принимать во внимание системные факторы, влияющие на безопасность движения;
— в результате выполнения работы по идентификации рисков, оценки рисков и определения мер управления рисками в области безопасности движения должны быть выявлены опасности и факторы риска, которые оказывают или могут оказывать значимое влияние на риски в области безопасности движения;
— организация должна выполнять процедуры идентификации рисков и оценки рисков в области безопасности движения в случаях, когда в деятельность организации предполагается внести изменения, способные привести к новым рискам в этой области;
— для менеджмента изменений организация должна обеспечить проведение переоценки рисков в области безопасности движения, связанной с предполагаемыми изменениями в своей деятельности;
— на этапе идентификации рисков организация должна определить возможные аварийные ситуации и связанный с ними масштаб рисков причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу юридических и физических лиц, окружающей среде. Эти действия необходимы для разработки и внедрения процедуры реагирования на данные ситуации;
— методология по идентификации рисков и оценке рисков должна быть определена с учетом области ее применения, характера и времени применения, чтобы обеспечить ее предупредительный характер, а также обеспечивать идентификацию, ранжирование по степени значимости и документирование рисков, а также применение соответствующих мер управления ими;
— организация должна документировать и поддерживать в рабочем состоянии результаты идентификации рисков, оценки рисков и разработки мер управления рисками в области безопасности движения. Необходимо принимать меры, чтобы идентифицированные значимые риски в области безопасности движения, а также соответствующие им меры управления были приняты во внимание при разработке, внедрении и поддержании СМБД в рабочем состоянии.
12. Организация разработки и документирование СМБД
12.1. Руководство организации должно принять на себя общую ответственность за разработку, внедрение, поддержание функционирования и постоянное улучшение СМБД.
12.2. Функции общего руководства и оперативного управления СМБД определяются требованиями к СМБД, установленные настоящими требованиями ко всем элементам СМБД.
12.3. Функциональные обязанности, ответственность, подчиненность и полномочия должны быть документированы и доведены до сведения всех лиц, которых они касаются;
12.4. Руководство организации должно назначить своего представителя, который независимо от других функциональных обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:
— обеспечение разработки, внедрение и поддержание функционирования СМБД в рабочем состоянии в соответствии с требованиями настоящего документа;
— представление руководству организации для анализа отчетов о результативности СМБД, включая рекомендации по ее улучшению.
12.5. Руководство организации должно обеспечить и документально оформить ответственность работников на рабочих местах за те аспекты СМБД, которыми они управляют, включая соблюдение обязательных требований, правил и норм в области безопасности движения.
13. Проверка и мониторинг результативности СМБД
13.1. Организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры регулярного мониторинга и измерений результативности мер и методов управления рисками в области СМБД, которые должны предусматривать:
— качественные и количественные измерения, необходимые для обеспечения безопасности движения;
— выполняется ли политика, и достигаются ли цели в области безопасности движения;
— внедрено ли и насколько результативно управление рисками в области безопасности движения;
— существуют ли и насколько результативны действия по обеспечению осведомленности и подготовки персонала, по выполнению программы консультирования.
14. Оценка соответствия
14.1. Руководство организации должно:
— разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру периодической оценки соответствия своей деятельности применимым законодательным и нормативным требованиям по безопасности движения;
— периодически оценивать соответствие своей деятельности другим требованиям, с которыми оно согласилось и обязалось выполнять.
15. Аудит СМБД
15.1. Организация должна проводить аудиты СМБД.
15.2. Основными функция аудита СМБД являются:
— осуществление проверок систем управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных несоответствий в СМБД и производственных процессах входящих в ее область, а также предоставление рекомендаций по повышению эффективности управления;
— осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.
15.3. При аудите СМБД проверяют соответствие выполняемых процессов, связанных с обеспечением безопасности движения требованиям нормативных документов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих работу проверяемых подразделений по обеспечению безопасности движения.
15.4. Руководство организации должно обеспечить проведение с запланированной периодичностью внутренних аудитов, чтобы определить:
— соответствует ли СМБД запланированным мероприятиям в области
СМБД;
— должным ли образом СМБД внедрена и поддерживается ли в рабочем состоянии;
— результативна ли СМБД в части реализации политики и достижения целей в области безопасности движения.
15.5. Руководство внедряющей СМБД организации должно планировать программы аудитов, определять критерии, область применения, частоту и методы проведения аудитов.
15.6. Объектами аудитов СМБД являются производственные процессы и
СМБД.
15.7. Руководство организации должно обеспечить наличие
необходимых дополнительных компетенций у персонала ответственного за организацию и проведение аудитов СМБД.
15.8. Выбор аудиторов и проведение аудитов должны обеспечивать объективность и беспристрастность процесса аудита СМБД.
15.9. В организации должна быть разработана документированная процедура распределения ответственности и требований, связанных с планированием и проведением аудитов СМБД, ведением записей, составлением и хранением отчетов о результатах проведенных аудитов СМБД.
15.10. Руководство организации, ответственное за проверяемые области
деятельности, должно обеспечивать разработку и осуществление
корректирующих действий для устранения обнаруженных несоответствий и вызвавших их причин. Последующие действия должны включать в себя верификацию принятых мер и подготовку отчета о результатах верификации.
16. Действия по улучшению СМБД
16.1. Организация должна разработать документированную процедуру
работы с выявленными и потенциально возможными несоответствиями, важными для безопасности движения, а также осуществления
соответствующих корректирующих и предупреждающих действий. Указанные процедуры должны быть разработаны для определения требований по:
— анализу несоответствий, определению их коренных причин и осуществлению корректирующих действий для исключения их повторений;
— оценке необходимости принятия и внедрения адекватных
предупреждающих действий для предотвращения возникновения
несоответствий;
— записям результатов выполнения принятых корректирующих и предупреждающих действий;
— анализу результативности выполненных корректирующих и предупреждающих действий.
16.2. Все корректирующие и предупреждающие действия, осуществленные для устранения причин реальных и потенциальных несоответствий, должны соответствовать значимости проблем и быть соразмерными рискам в области безопасности движения.
16.3. В случаях, когда осуществление корректирующих и предупреждающих действий может привести к новым или измененным рискам или к необходимости разработки новых или измененных мер управления рисками, процедура должна предусматривать в качестве обязательного требования проведения оценки рисков до внедрения разработанных мер.
16.4. По результатам выполнения предупреждающих действий внедряющая СМБД организация должна обеспечить внесение необходимых изменений в соответствующую документацию СМБД.
17. Непрерывное улучшение СМБД
17.1. Постоянное повышение уровня безопасности движения осуществляется на основе регулярного менеджмента непрерывно функционирующей СМБД и реализации цели постоянного улучшения СМБД. Действия по улучшению должны включать:
— анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;
— установление целей улучшения;
— поиск возможных решений для достижения целей;
— оценивание и принятие решений;
— выполнение принятых решений;
— измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения принятых решений для определения того, достигнуты ли цели;
— оформление изменений.
17.2. Результаты анализируются с целью определения дальнейших возможностей для улучшения. Улучшение является постоянной деятельностью.
17.3. Руководство организации должно постоянно повышать результативность СМБД путем использования результатов внутренних аудитов, технических ревизий, проверок, анализа данных, информации о результативности корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа СМБД в целом.