смарт проект что это значит
Как правильно ставить SMART-цели, развивая проект
Андрей Степанов, специалист по коммуникациям сервиса по построению диаграмм Ганта для управления проектами GanttPRO, рассказывает про SMART-концепцию постановки целей.
Если вы хотите прожить счастливую жизнь, привязывайтесь к цели, а не к людям или вещам.
Как улучшить результаты в бизнесе? Очень часто это зависит от того, как вы планируете свои цели. Хорошо сформулированная цель — это первый шаг на пути к успеху. Цели двигают нас вперед и постоянно напоминают о том, чего мы хотим и должны достичь.
Цели ставят по-разному. Однако, правильно поставив цель, вы повышаете шансы на успешное ее достижение.
В этой статье расскажу о концепции SMART-целей и как их ставить, развивая проект. Smart в переводе с английского переводится как «умный». Поэтому SMART-цели могут еще называться «умными» целями.
PROJECT
MANAGER
Что такое SMART-цели
Аббревиатура SMART впервые была использована в ноябре 1981 года в США Джорджем Т. Дораном — консультантом и бывшим управляющим процессами стратегического планирования в одной из компаний Вашингтона. Он опубликовал статью с названием «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач».
SMART — это аббревиатура из первых букв английских слов:
SMART-цели могут быть использованы всеми и везде, без какой-либо подготовки и специальных инструментов.
Люди используют эту технику не только в бизнесе, но и в частной жизни для решения конкретных проблем. Концепция SMART может быть использована при любых обстоятельствах. Скажем, вы хотите сэкономить 1000 долларов к августу 2017 года, писать 2–3 статьи в день для нового сайта, читать по одной книге каждый месяц, открыть два региональных представительства летом и т. д.
Итак, рассмотрим каждую букву аббревиатуры и шаблоны умных задач на конкретном примере — развитии проекта при помощи контента.
S — Конкретизируйте свои задачи
Не забывайте записывать их.
Включите в ваши задачи ответы на конкретные вопросы: кто, что, когда, где, который и почему.
Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.
Правильная цель: подготовить пять образовательных статей, которые будут опубликованы в блоге сайта с интервалом в три дня.
М — Определите меры
Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.
Правильная цель: подготовить пять образовательных статей для блога сайта, каждая из которых привлечет до 1000 читателей в день.
А — Убедитесь, что цель достижима
Неправильная цель: поручить маркетологу написать пять статей в блог.
Правильная цель: поручить написание пяти текстов в блог копирайтеру.
R — Убедитесь, что ваша цель релевантная, реалистичная и ориентированная на результат
Неправильная цель: важен сам факт написания статей в блог, качество и ценность не имеют значения.
Правильная цель: необходимо написать такие статьи, которые увеличат трафик и конверсию.
T — Установите время и сделайте цель отслеживаемой
Неправильная цель: создать несколько статей для публикации в блоге сайта.
Правильная цель: подготовить пять образовательных статей, которые будут опубликованы в блоге сайта до 1 июля 2017 года.
SMART, MARTS или как-то еще?
Этот 5-уровневый процесс не ограничен конкретной последовательностью. Вы можете использовать пять шагов в любом порядке. MATRS или TRASM — это не имеет значения. Самая важная часть процесса — определить методы измерения.
Простой пример составления SMART-цели
Независимо от того, определяете ли вы цели для бизнеса или личной жизни, просто запишите их и следуйте им.
Вы можете записать цели вот в таком виде:
___________________________________________________________ [когда и где],
___________________________________________________________ [кто/что, включая цифры],
___________________________________________________________ [как и почему].
SMART-цели для менеджеров проектов
С помощью концепции умных задач менеджеры могут фокусироваться на долгосрочных и краткосрочных проектах.
5 образцов SMART-целей для менеджеров проектов:
SMART-цели для сотрудников
Сотрудники могут использовать SMART-методы для повышения собственной производительности.
5 образцов умных целей для сотрудников:
Подведем итог
Будьте уверены, хорошо продуманные цели помогут вам достичь наилучших результатов. Если у вас есть какие-либо задачи, которые вы действительно хотите решить, начните думать в соответствии с концепцией SMART.
Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
SMART проекты – новый тренд современности
В 2017 году маленький город Альметьевск в республике Татарстан победил во всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское поселение России» и стал стартап-столицей России 2017. В чем секрет привлекательности небольшого татарского городка? В инновационных проектах, которые активно реализуются в регионе последние два года.
SMART проекты совмещают в себе коммерческую и инновационную составляющую. Технологии выходят на новый уровень: теперь они служат на благо людей и делают их жизнь проще и комфортнее. Так рождаются города будущего, откуда не хотят уезжать люди, куда тянутся туристы, и где обосновывается бизнес.
SMART (или умные) проекты — высокотехнологичные решения на страже бизнеса. Это когда технологии выходят за рамки исследовательских институтов и появляются в повседневной жизни людей в виде удобных гаджетов и городских локаций. Это порождает новый облик регионов, когда города преображаются в имиджевые и технологичные мегаполисы, где каждый объект инфраструктуры направлен на комфорт и безопасность жителей. В сущности, SMART проекты — это бизнес для людей, не лишенный инвестиционной привлекательности. Здесь соединяются социальная и коммерческая составляющие и получается выгодный с точки зрения бизнеса, и полезный, с точки зрения социума, проект.
— Основная цель SMART проекта — польза для людей. От этого и стоит отталкиваться в создании очередного решения. Если это остановка, то как сделать ее интерактивной с подробным расписанием автобусов и картой. Если это велодорожка SMART TRACK, то как сделать ее максимально удобной для использования в любую погоду и время суток. Так родилось решение о применении светящегося полотна. Велосипедисты видят границы дорожки в сильный туман или ночью. Перекрестки и опасные участки подсвечены красным, чтобы водители могли без труда ориентироваться в сложном городском движении. Чтобы людям было комфортно передвигаться на велосипедах, вдоль дорожек установлены урны, кафе, парковки и медпункт. При таком подходе житель мегаполиса с большей вероятностью пересядет с авто на велосипед. Ведь выполнены два главных условия — безопасность и комфорт.
— Инвестиционная привлекательность. SMART проект — это бизнес-идея, которая несет в себе не только социальную направленность, но и прибыль. Часто предприниматели не хотят связываться со сферой благоустройства в силу того, что это неприбыльные проекты. Но если посмотреть с другой стороны, то окажется, что интерактивные решения для города рождают массу возможностей для инвестирования. Например, оригинальная арт-скамейка скорее привлечет внимание рекламодателей для брендирования. Вдоль “умной” велодорожки малые предприниматели разместят кафе, сувенирные лавки и магазины, если будут видеть, что проходимость на этом участке высокая. Вдоль всей длины “умной” велодорожки установлены камеры, которые считывают движение по трассе и выдают четкую статистику по количеству водителей, проезжающих по ней за выбранный промежуток времени. Эти цифры могут стать базой для инвестиционного плана.
— Креативные арт-объекты. Дизайн в современной городской среде играет большую роль. Каждая деталь имеет значение, поэтому очень важно до мельчайших подробностей продумывать каждый проект. Так у города появляется имидж, свое лицо, бренд. Туда начинают тянуться бизнесмены и молодежь. Два года назад в городе Альметьевске республики Татарстан был реализован первый проект по благоустройству территорий: проложена “умная” велодорожка и светофор, полностью реконструирован центральный парк, который преобразился в дизайнерское пространство с большой уткой в тюбетейке посреди водоема, ставшей настоящей визитной карточкой региона. Был полностью изменен облик города, составлен план по реконструкции основных пространств в нем. Как результат, в 2017 году Альметьевск признан стартап-столицей Татарстана и победил во Всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское поселение России».
— Высокотехнологичные разработки. SMART проекты — это сложные объекты, которые требуют новых решений. В стремлении сделать городскую инфраструктуру удобной и безопасной, был создан уникальный материал Селин, на основе которого появились световые бордюры и интерактивные детские площадки с мониторами под ногами. Человек идет по городу, уткнувшись в телефон. Подходит к светофору и у него под ногами загорается зеленый или красный свет. Такой знак сложно пропустить, даже погрузившись в гаджет. “Умные” светофоры уже показали свою эффективность в Москве, где на проспекте Мира, 49 за два года существования проекта не произошло ни одного ДТП со смертельным исходом.
Высокие технологии сегодня служат не только безопасности, но и помогают возродить памятники архитектуры, которые со временем потерялись среди небоскребов. В Чечне существует древнее поселение Хой, руины которого спрятались в скалах и мало кто знал его историю. Благодаря специальной светодиодной подсветке древний город превратили в музей под открытым небом. Теперь там галерея, кинотеатр и интерактивная площадка, где любой желающий может узнать историю памятника архитектуры. Здесь же в Чеченской Республике будут подсвечены 90 башен — жемчужин древней архитектуры, которые расположены на многочисленных скалах. Каждый из этих объектов — культурное наследие нашей страны. Если к памятникам применять высокие технологии, то они становятся более интересны для молодежи. Подобные проекты повышают туристическую привлекательность региона, привлекают творческих людей — художников, фотографов, архитекторов. Так город получает новую культурную жизнь.
Мы верим в то, что за новыми решениями в области благоустройства территорий будущее. Жизнь человека станет комфортнее и интереснее. Такой сильный скачок в развитии технологий и интернета обязательно приведет к тому, что облик городов будет меняться. Пространство вокруг станет интерактивным и понятным для любого пользователя. Людям будет легко перемещаться между странами. Можно даже без знания языка ориентироваться в “умном” пространстве, ведь игру света и цветовые сигналы понимают все.
Города преобразятся внешне, станут ярче и привлекательнее. С каждым годом декор становится более сложным, креативным, дизайнерским. Сегодня банальная новогодняя елка — это целое произведение искусства со светодиодной подсветкой и настоящим запахом хвои. Оригинальные решения по украшению улиц преображают города, делают их популярными в социальных сетях, увеличивают поток туристов. Измениться сфера благоустройства парков, появится больше площадок для активного отдыха, зон для чтения или работы. Раньше была скамейка, а теперь интерактивная лавка с возможностью зарядить телефон.
Детские площадки будущего станут полностью интерактивными и легкими в управлении. Качели будут переливаться сотней цветов, под ногами у детей появятся мониторы с множеством игр. Отдых на свежем воздухе превратится в настоящий аттракцион для всей семьи.
И так постепенно города в стране станут тем местом, откуда не захочется уезжать, где люди будут жить и работать с комфортом. В глобальном смысле, возможно, это даже решит проблему миграции населения в крупные города или за границу. Ведь когда делаешь что-то для людей, то в ответ получаешь благодарность и бережное отношение, желание сохранить то, что есть.
Цели SMART: 10 примеров + инструкция от ТОП-менеджера
SMART – это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определённость по срокам.
И чтобы Вам было понятнее, я сразу перейду к примерам постановки целей по модели SMART. Они в таблице.
Неправильно | Правильно (цель по SMART) |
Открыть новый магазин | Открыть новый магазин по адресу: Красногвардейский бульвар, к августу 2020 г. не превышая бюджет в 1 млн. руб. |
Написать книгу | Выпустить книгу на тему “Миграция Хомячков” объёмом не меньше 300 страниц, к августу 2020 г. |
Увеличить продажи | Увеличить годовой объём продаж на 10 % к декабрю 2019 г. за счёт увеличения среднего чека |
Увеличить конверсию лидов | Поднять конверсию (обработку) лидов до 15%, с помощью повышения профессионализма продажников |
Увеличить количество сделок | За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров на 20% от новых клиентов через внедрение CRM-системы |
Цель – это понимание конечного результата Ваших действий. И чем подробнее Вы представляете этот результат, тем лучше и легче сможете достичь цель. Как раз в этом и помогает SMART технология.
SMART критерии
Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровка ниже) ставит каждой букве одно из требований оценки цели. Далее подробнее о SMART критериях.
Критерий 1. S – Specific
В переводе: Конкретность и ясность
Цель по системе SMART должна быть ясной, учитывать специфику, актуальной и имеющей отношение к делу, бизнесу.
Вопросы: что именно мы хотим достичь/улучшить/изменить? Наша ли это цель?
Пример: “Увеличить количество продаж”, “Выйти на новый рынок”, “Реанимировать клиентскую базу”.
Критерий 2. M – Measurable
В переводе: Измеримость
Здесь нужно обозначить число. Числовое определение, количество в абсолютном или процентном виде.
Вопросы: Какие результаты покажут завершение цели? Сколько и чего мы хотим приобрести? Какие факты подтвердят, что цель по SMART оказалась достигнута?
Пример: “250 миллионов рублей”, “5 семинаров в месяц”, “15% конверсии”.
Критерий 3. А – Achievable
В переводе: Достижимость
Заявленные в подходе SMART цели должны быть одновременно и достижимы, и амбициозны. Даже несколько на грани возможностей. И не забывайте про имеющиеся ресурсы, а то их может попросту не хватить на Ваши амбиции…
Вопросы: Сможем ли мы достичь эту цель по SMART? Не слишком ли она сложная или лёгкая? Что может помешать, а что помочь?
Пример: “Наши конкуренты имеют 15% доли рынка, мы, обладая лучшими ресурсами, можем занять все 20%”.
Критерий 4. R – Relevant
В переводе: Согласованность, важность
Цель должна быть согласована с основными целями компании и планами. Действия цели по методу SMART должны помогать выполнению главной миссии предприятия. Важна также согласованность по ресурсам и сотрудникам.
Вопросы: Для чего нам нужен этот результат? Мы это делаем для того, чтобы что? Соответствует ли эта цель стратегическим целям и миссии компании? Не противоречит ли эта цель другим задачам?
Пример: ”Именно отдел сопровождения договоров способен помочь исследовать клиентов, чтобы повысить вторичные обращения в отдел продаж”.
Критерий 5. T – Time bound
В переводе: Определённость по срокам
Должен быть установлен конечный срок для промежуточных и для конечных итогов, по истечению которого будет ясно, насколько мы близки к запланированному.
Вопросы: Сколько времени нам нужно для того, чтобы прийти к успеху? Когда должен быть получен запланированный результат?
Пример: “К 31 декабря 2019 года”, “к дате экзамена”, “за 4 месяца”, “за 1 год”.
примеры
Теперь, когда Вы уже знаете, что такое SMART по буквам, разберём подробнее правильно структурированные цели по принципу СМАРТ и составим анализ на каждую букву.
Пример 1.
SMART формулировка для бизнес-тренера: “Записать два вебинара на тему “Постановка целей по системе SMART” до 31 марта 2019 г. для привлечения новых клиентов.”
Пример 2.
Техника постановки SMART для руководства отдела: “Внедрить CRM-систему “Мегаплан” в отдел продаж к 20 апреля 2020 г. для автоматизации процессов и контроля.”
Пример 3.
Технология SMART для отдела продаж: “За 6 месяцев увеличить количество заключаемых договоров с новыми клиентами на 20% за счет внедрения скриптов продаж.”
Пример 4.
Глобальная цель предприятия по продаже чая в формате SMART: “По истечении 5 лет занимать 40% доли рынка г. Новосибирск по продаже чая.”
Пример 5.
Для студента формат постановки такой: “Купить квартиру не дороже 3 млн.руб. в районе своего вуза к концу 4 курса, чтобы переехать от родителей.”
неправильные примеры
На практике часто цели и задачи компаний, даже будучи условно структурированными, формируются неправильно. И сейчас я Вам расскажу про самые типичные ошибки формулировок.
Пример 1.
Долго размусоливать не буду и сразу продемонстрирую Вам список целей, формулирование которых является неправильным:
Эти формулировки цели не отвечают ни одному из критериев SMART. И как бы утрировано это ни выглядело, но многое из перечисленного – это реальные примеры.
Пример 2.
И еще один пример (какой не должна быть цель), Вы можете увидеть на рисунке ниже.
Неправильная формулировка цели
Хорошо видны намерения компании стать лучше, чем она есть, но совершенно не понятно что, как и в какие сроки будет выполняться.
На основании этих планов сложно формировать инструкции к действию для конкретного сотрудника или всего отдела, и курс компании больше всего похож на “вырулить куда-то туда”.
Особенности метода
У метода SMART, как и у любого другого инструмента, есть свои правила, которым нужно соответствовать, а также плюсы и минусы. И далее расскажу о них подробнее.
Как поставить бизнес-цель и достичь ее: методика СМАРТ
Методика СМАРТ помогает руководителю компании поставить конкретную и реальную цель.Рассказываем, как ее использовать.
Маркетологи Тинькофф
Продвигают продукты банка
Методика СМАРТ помогает собственнику или руководителю компании поставить конкретную и реальную цель. После формулировки цели у компании появляется предварительный план, как и когда эту цель достичь.
Эта методика — не волшебная таблетка. Мало просто сформулировать цель, ее нужно еще реализовать. А еще СМАРТ работает в спокойные времена, когда можно планировать вдолгую.
Что такое система СМАРТ
СМАРТ (SMART) — система постановки целей в менеджменте. Слово SMART — английская аббревиатура от названий критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель.
Критерии СМАРТ-целей на примерах
У каждого критерия есть особенности. Давайте сразу на примерах
Конкретная. Ваша цель максимально очевидная, ее можно представить и проверить. В правильно сформулированной цели по СМАРТ вы легко сможете ответить на вопросы: что? кто? где? как? когда? и зачем?
Конкретная цель однозначна в понимании: ясно, зачем она нужна. А после формулировки цели у вас возникает образ результата.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Усовершенствовать систему сбыта товара, чтобы максимально эффективно развить бизнес |
Такую формулировку можно трактовать : подключить онлайн-каналы, начать продавать за рубеж, может быть, вообще уволить половину менеджеров по продажам
Формулировка конкретна
Понятие максимума у каждого разное. Руководитель отдела продаж и рядовой сотрудник могут не сойтись во мнении, где же этот максимум.
И еще не ясно, что такое «выйти». Каким образом: нанять новых сотрудников, открыть магазины или расширить базу клиентов?
Тут уже яснее, что плитку продают в магазине, а не через интернет, что вырасти нужно в два раза
Здесь очень много вопросов: федеральный — это какой? Во всех городах России? Или выйти на пределы одного города? Или это объем денег?
Тут появляется образ, что нужны офисы в конкретных городах
При формулировке цели используйте глаголы-действия: «привлечь», «продать», «закупить», «опубликовать» и другие. Глаголы-абстракции «оптимизировать», «усовершенствовать», «улучшить», «развить» лучше забыть.
Измеримая. Важно определить показатели, по которым будет ясно, что вы достигли цели. Это могут быть оборот, охват, конверсия, число новых покупателей, упоминание в рейтинге или еще, что можно проверить и сравнить с первоначальным значением.
Когда появятся цифры, цель можно будет разбить на подцели, назначить исполнителей и составить график.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Привлечь в интернет-магазин максимальное число новых покупателей в месяц |
Допустим, руководителю отдела продаж поставили цель — «привлечь максимальное число клиентов, оставаясь в рамках положительного LTV». Для наброска это нормальная формулировка, но дальше ее нужно конкретизировать и принести руководителю конкретную цифру — сколько именно можно привлечь клиентов, оставаясь в рамках LTV.
Есть риск, что в конце периода нашего руководителя продаж могут и уволить: потому что представления о максимуме у всех разные, и даже уточнение про LTV тут не спасет. Люди концентрируются на значимых для себя вещах, а не на ограничениях
Хорошо, что есть конкретная цифра, ее невозможно трактовать иначе
Не для всех целей можно найти количественные показатели. Например, измерить репутацию бизнеса в деньгах сложно, но можно найти косвенные показатели, что репутация становится лучше. Это может быть тональность поисковой выдачи, рейтинги или доля негативных отзывов в интернете.
Если для цели невозможно найти количественные показатели, можно договориться о качественных показателях. Например, у маркетингового агентства может быть цель договориться о сотрудничестве с наиболее влиятельными блогерами. То, что Заключение партнерского контракта будет сигналом, что цель выполняется.
Допустим, сотрудники из разных отделов периодически задают одни и те же вопросы друг другу, на ответы уходит время. Понятно, что нужно написать регламент, который будет регулировать взаимодействие отделов. Но если не вести почасовую статистику времени работы каждого сотрудника, измерить количественный результат от внедрения регламента будет практически невозможно. В таком случае достаточно зафиксировать цель на качественном уровне: раньше не было регламента, а теперь есть.
Если нельзя найти количественный критерий, нужно договориться о качественном
«У нас далеко не с первого раза получилось перевести компанию на работу в CRM-системе. Несколько переходных месяцев мы, по сути, вели двойную отчетность: в старых табличках гугл-документов и в новой CRM-системе.
Тогда мы решили, что цель следующего квартала — полностью перейти на работу в системе и избавиться от двойной отчетности. Критерий достижения был простой: мы достигнем цели ровно в тот день, когда без страха и сожаления сможем удалить старые гугл-таблицы. Получилось».
Алексей Башук, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»
Достижимая. В постановке цели важно руководствоваться здравым смыслом и ресурсами компании: сотрудниками, деньгами, знаниями, опытом, репутацией на рынке, связями. Если цель глобальная, а достаточных ресурсов на нее нет, такая цель может демотивировать сотрудников и будет только во вред бизнесу.
Здесь суть не в формулировке цели, а в том, насколько она соответствует реальным ресурсам компании. Одна и та же цель может быть достижима для одной компании и недостижима для другой. Если у компании только три курьера на самокатах в Брянске, цель выйти за 12 месяцев на прибыль федеральной Яндекс.Доставки будет недостижимой.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Привлечь 200 новых покупателей в интернет-магазин в следующем месяце |
Если у компании вообще нет интернет-магазина или до этого в месяц приходило только по 10 новых клиентов, резкий рост в 20 раз маловероятен
Если в интернет-магазине уже ежемесячно по 100 новых клиентов. Вырасти в два раза — вполне реальная цель
Тут есть нюанс: цели руководителя и линейного сотрудника будут разными.
Сотрудник отдела продаж мыслит категориями «выполнить план по продажам и получить премию». Руководитель ставит перед собой более амбициозные цели. Если компания хочет увеличить оборот или открыть новую точку, она может найти новые ресурсы. Например, взять кредит или нанять новых сотрудников. Линейный сотрудник такие решения принять не может.
Актуальная. Цель по СМАРТ должна соответствовать планам развития бизнеса и не должна конфликтовать с другими целями и тенденциями на рынке.
Например, личные цели предпринимателя могут коррелировать с бизнес-целями. Грубо говоря, он ставит цель бросить курить, в результате работоспособность повысится и бизнесу от этого только лучше. С другой стороны, если ИП хочет с семьей уехать зимовать за границу, то он не сможет расширить производство, закупить оборудование и наладить поставки своего товара в крупные сети в ближайшие полгода.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Если в период локдауна рынок масштабно переходит в онлайн, а компания планирует расширять сеть ресторанов — эта цель не актуальна для текущих тенденций на рынке. Люди не ходят в рестораны, и, скорее всего, он прогорит | В период локдауна владелец ресторана ставит целью создать собственную службу доставки |
Ограниченная во времени. У каждой цели должен быть срок. Четкие сроки заставляют действовать и проверять промежуточные результаты в процессе.
Если в формулировке цели есть слова «когда-нибудь», «в будущем», «в ближайший год», это не СМАРТ-цель.
Плохо | Хорошо |
---|---|
Привлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц | Привлекать в интернет-магазин по 200 новых покупателей в месяц с 1 января по 30 мая 2021 года |
Реализация СМАРТ-цели
Мало правильно сформулировать цель. Самое сложное начинается потом — цель нужно реализовать. После того как определили цель, ее нужно декомпозировать на более мелкие цели и задачи, разделить на сотрудников и контролировать процесс выполнения. Можно пользоваться методиками ведения проекта, программами типа Monday или Trello. Но это тема отдельной статьи.
Кому подходит техника
СМАРТ-методику считают эффективной почти везде: в личном планировании, в бизнес-управлении. СМАРТ хорошо подходит для компаний и ситуаций, когда можно прогнозировать результат. Например, в продажах — спланировать объем продаж, в производстве — партию, в рекламном агентстве — количество выпущенных рекламных роликов.
Считается, что для креативных проектов СМАРТ не эффективен, творческим работникам нужно давать больше свободы и не регламентировать каждый их шаг.
СМАРТ дает адекватное понимание, куда двигаться
«Думаю, что для творческого бизнеса тоже подходит структурный подход и цели по СМАРТ. Нельзя просто взять и сказать сотруднику: придумай креативное, чтобы у нас повысились продажи. Как минимум у него снизится мотивация, как максимум — бизнес никуда не придет.
Раз мы говорим о бизнесе, то мыслим прибылью и у нас обязательно будут количественные показатели и дедлайны. СМАРТ не регламентирует каждый шаг, но дает адекватное понимание направления движения».
Юлия Бюрг, основательница репутационного агентства MRF
На практике заказчики могут ставить креативным сотрудникам задачи с формулировкой: «Вот бы нам креатив». В редакции Тинькофф Бизнеса с подобной постановкой задачу просто не берут в работу. Заказчика просят обязательно конкретизировать задачу. Например, описать продукт, для какой цели и рекламной кампании нужен креатив, какая целевая аудитория, дедлайн — все, что может помочь творческому работнику, да и самому заказчику уже во время формулировки задачи представить результат.
Карточки, в которых нет сроков или четкого описания, авторы просто не берут в работу.
Недостатки целей по СМАРТ
Как и любая другая методика, СМАРТ не даете гарантий и не обещает выполнить цель за вас. Сначала вы составляете план действий, понимаете сроки, оцениваете ресурсы, а потом доносите цель до сотрудников и запускаете процесс.
На достижение цели может много что повлиять: снизится мотивация, сыграет человеческий фактор, всплывут новые факты или цель просто станет менее приоритетной.
Например, руководитель хочет найти нового сотрудника в отдел — это его цель. Он определяет для себя критерии подходящего сотрудника: опыт, портфолио, образование. По всем формальным параметрам — резюме, тестовому заданию — кандидат подходит. В личной беседе же выясняется, что кандидат идет в компанию, чтобы украсть информацию.
Преимущества целей по СМАРТ
Гарантий выполнения ни одна методика не дает. Но СМАРТ дает определенность планирования, структуру, четкое видение результата и временные ограничения. По сути, это обычная гигиена целеполагания в бизнесе.
СМАРТ помогает даже в тех задачах, которые не знаешь, как делать
«Для меня СМАРТ — это не методика, а просто здравый смысл. Я могу написать какую угодно амбициозную цель, но это не значит, что я или моя команда сможем ее реализовать. Поэтому цель должна быть конкретная и реальная, соответствовать нашим ресурсам, у нее должен быть срок. Понятно, что, если есть потребность через два дня сделать вебинар, мы не успеем подготовить все материалы и за такую задачу не возьмемся. Как я уже и сказала, это здравый смысл — ориентироваться на ресурсы и реальные сроки.
В редакции мы принимаем задачи по определенной форме, в критериях — четкое описание самой цели, результата, срока, ресурсов и прочее. Если стандартная задача приходит вне этих критериев, мы не берем ее в работу. Заказчику приходится лучше проработать цель.
Бывает, что приходят задачи, которые мы еще никогда не делали. Например, хотим открыть блог для бизнеса. Это большая, амбициозная задача, никто не знает, как ее делать, с чего начать. И тогда СМАРТ помогает нам разбить большую цель на кусочки, мы задаем себе вопросы:
Вот так мы задаем себе вопросы, обсчитываем идею, проверяем ресурсы. И потом решаем, запускаем или нет, в каком объеме, что нам еще нужно.
Так что СМАРТ — это просто хороший инструмент для работы с целями. Но главное, конечно, это здравый смысл и реализация».
Ирина Ильяхова, главный редактор Бизнес-Секретов
Где нет смысла использовать
Цели по СМАРТ не работают в период турбулентности, сильных экономических потрясений, кризиса или войны. В таких ситуациях сложно прогнозировать. Хотя теоретически их можно ставить, но проверять и корректировать цели придется не раз в квартал, а иногда и каждый день. Например, в 2020 году мир захватила пандемия коронавируса и бизнесу пришлось резко менять модель работы.
СМАРТ больше подойдет для предсказуемых экономических условий
«Пандемия ― время краткосрочных стратегий. Моя компания производит аксессуары для путешествий. В январе 2020 года границы еще не закрыли, и я планировал к концу года рост выручки с 175 000 до 250 000 ₽. Потом наступил март, закрыли границы, продажи упали на 90%. Пришлось очень быстро менять все планы, перепрофилировать производство, искать новых поставщиков, отшивать тестовые модели, налаживать сбыт.
Это приходилось делать быстро. Мы бы больше энергии и сил тратили на корректировку цели, чем на непосредственную деятельность, привлечение клиентов, поиск новых способов развития бизнеса. Наша задача — это быстро ориентироваться в меняющихся условиях, а не заниматься корректировкой планов».
Шаблон постановки цели по СМАРТ
Этот шаблон поможем вам сформировать понятную и четкую цель. Распечатайте его и заполняйте.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания