служба военных сообщений что это
18 июня – День службы военных сообщений Вооруженных сил России
Годом основания этой структуры считается 1868 год. В тот год 18 июня военный министр Российской империи Дмитрий Милютин своим приказом создал комитет, в ведении которого находились все военные перевозки по железным дорогам, рекам и морям.
Современному человеку, привыкшему к мобильной связи, уже трудно представить, что точно так же, как и грузы, в железнодорожных вагонах или автомобилях в годы Великой Отечественной войны бойцам доставляли треугольные весточки от родных и близких. И зачатую для них эти письма были даже важнее, чем продукты, боеприпасы или теплые вещи. Не зря ведь в военное время и после Победы было сложено столько песен, где упоминается полевая почта.
Сегодня ВОСО способствует быстрой переброске грузов и личного состава всех родов войск, а значит, более эффективному выполнению ими поставленных задач в мирное или военное время.
Основная особенность службы военных сообщений заключается в том, что ей, как никакой другой военной структуре, приходится тесно взаимодействовать с гражданскими службами, занимающимися грузовыми и пассажирскими перевозками воздушным, железнодорожным, морским или речным транспортом. Поэтому представители ВОСО присутствуют в большинстве управлений гражданского транспорта нашей страны.
День службы военных сообщений в нашей стране стали отмечать официально с 2017 года, когда вышел соответствующий указ президента РФ.
Редакция «Военного обозрения» поздравляет с профессиональным праздником всех военнослужащих ВОСО и членов их семей. Мы с благодарностью вспоминаем сегодня вашу сложную, незаменимую и ответственную службу. Пусть вам сопутствует удача во всем. Желаем вам успехов в службе и крепкого здоровья.
18 июня – День службы военных сообщений Вооруженных сил РФ
В задачи службы военных сообщений (ВОСО) входит подготовка путей сообщения для Вооруженных сил РФ и обеспечение перевозок военных грузов и личного состава воинских подразделений. Эта структура выполняет как повседневные задачи, так и проводит экстренную переброску подразделений и всего, что им необходимо, для решения поставленных задач.
Главное отличие от большинства других военных структур заключается в том, что служба использует для армейских нужд гражданские средства транспорта и объекты транспортной инфраструктуры. Военнослужащие ВОСО входят в состав специальных органов, представляющих Министерство обороны Российской Федерации в управлениях практически всех видов гражданского транспорта. Чаще всего для военных нужд службой военных сообщений используется железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.
И хотя необходимость военных сообщений появилась в тот день, когда возникли вооруженные силы, датой рождения этой службы в России считается 1868 год. Тогда указом военного министра Милютина от 18 июня был учрежден Комитет, ведающий перевозками грузов и личного состава российской армии по железным дорогам и водным артериям.
Сегодня без военнослужащих ВОСО трудно представить нормальное функционирование этого сложного механизма – Вооруженных сил Российской Федерации.
Редакция «Военного обозрения» благодарит военнослужащих ВОСО РФ за их непростую и очень ответственную службу. Поздравляем вас с профессиональным праздником – Днем службы военных сообщений. Желаем успехов в службе, крепкого здоровья и семейного благополучия.
150 лет Службе военных сообщений
Современность
Существующая структура органов военного управления и система транспортных коммуникаций страны в целом способна выполнять возложенные задачи по организации воинских перевозок видами транспорта. Чтобы оценить масштаб охвата территории ответственности службы военных сообщений, можно привести несколько цифр: протяженность путей сообщения транспортной системы общего пользования, на которой выполняют возложенные задачи органы военных сообщений составляет 86 тыс. км железных дорог, 101 тыс. км внутренних водных путей, 639 тыс. км воздушных трасс, из которых более 468 тыс. км являются международными, 903 тыс. км автомобильных. В составе речного флота имеется более 9 тыс. судов различного типа общей грузоподъемностью более 11 млн. тонн. Воздушный транспорт Российской Федерации представлен 116 авиакомпаниями. На территории России функционирует 282 аэропорта гражданской авиации.
Основу службы военных сообщений составляют линейные органы военных сообщений. Они у нас представлены управлениями военных сообщений на видах транспорта, которые включают в своем составе комендатуры и представительства военных сообщений.
Современные органы военных сообщений – структура не статичная. В настоящее время проводятся мероприятия по ее совершенствованию. Линейные органы военных сообщений, находящиеся на особо напряженных участках работы усиливаются офицерским составом. Развитие инфраструктуры в Арктическом регионе, передислокация и формирование соединений и частей требует оперативного реагирования в виде создания новых организаций военных сообщений, пересмотра их дислокации в существующей системе.
Не менее важным критерием для оперативного выполнения задач линейными органами военных сообщений является обеспеченность современными средствами связи и передачи информации, а также наличие современных программных продуктов. С этого года служба военных сообщений в полном формате перешла в военных округах на планирование воинских перевозок, а также учет и отчетность по ним с использованием специального программного комплекса.
Продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и выполнение воинских перевозок. Так, вследствие изменений в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в июне прошлого года был расширен перечень случаев размещения заказа у единственных исполнителей при необходимости выполнения воинских перевозок. Данная работа проводится совместно с Министерством транспорта Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги» в целях реализации указа Президента Российской Федерации, определившего единственных исполнителей услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, а также постановления Правительства Российской Федерации, определившего особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
Кроме того, постановлением Правительства в апреле этого года были утверждены правила осуществления закупки транспортных услуг в случае необходимости выполнения воинских перевозок морским, речным, воздушным и автомобильным транспортом. Данные правила регламентируют осуществление закупок транспортных услуг при возникновении угрозы военной безопасности Российской Федерации, а также для обеспечения участия Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности за пределами Российской Федерации. В связи с текущей политической обстановкой в мире, это нововведение становится весьма актуальным.
В рамках обеспечения социальных гарантий военнослужащих и других лиц по проезду за счет денежных средств Министерства обороны в конце марта этого года вступил в силу приказ Министра обороны Российской Федерации, определивший Порядок и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов.
В прошлом году знаковыми документами, определяющими правила проезда, стали приказы Министра обороны Российской Федерации установившие порядок обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также регламентирующий порядок предоставления льгот по проезду нахимовцам, суворовцам, кадетам и воспитанникам.
Вместе с тем, в Министерстве обороны работа по вопросу предоставления социальных гарантий по проезду продолжается. Главным управлением кадров совместно с другими центральными органами военного управления прорабатывается возможность предоставления права на проезд на безвозмездной основе гражданам, поступающим в военные учебные заведения. В работе проект приказа Министра обороны Российской Федерации «О порядке возмещения расходов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов и оплаты перевоза личного имущества за свой счет».
Необходимо отметить выход указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства об определении открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» единственным исполнителем услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок. Таким образом, Минобороны избавлено от проблемы проведения торгов с целью поиска перевозчика. Теперь весь комплекс проблем по обеспечению воинских перевозок подвижным составом и сопутствующими услугами возложен по принципу «одного окна» на ОАО «РЖД». Так было и ранее, до того момента, как начались рыночные отношения, и вагоны были распределены между различными собственниками. Конечно, и здесь появились свои проблемы, но пока они решаются, как говорится, «по мере поступления».
К этому можно добавить перевозки по мероприятиям международных учений, с участием государств-участников ШОС «Мирная Миссия-2018», где впервые в учениях примут участие Индия, Узбекистан и Пакистан, а также в рамках ОДКБ в Киргизии, Таджикистане, а также на территории Российской Федерации.
Одной из задач, с которой справилась служба военных сообщений в марте этого года, стало обеспечение участия в выборах Президента Российской Федерации военнослужащих, находившихся в пути следования в составе воинских караулов и в эшелонах.
Наработанным опытом становятся перевозки, по уже ставшим традиционными, Международным Армейским играм, когда приезжают со своей техникой команды-участники игр из Белоруссии и Китая. Но были и новшества, так в прошлом году, службе военных сообщений впервые пришлось отправлять эшелоны на территорию Китая, где есть свои особенности. Кроме того, так же впервые со своей техникой приезжала команда Вооруженных Сил Индии.
Перевозки призывников – это вообще отдельная тема, которая находится под особым контролем службы военных сообщений.
Одно из нововведений при организации их перевозок – это организация питания призывников в вагонах-ресторанах при следовании полносоставных специальных пассажирских поездов. Горячее питание молодого пополнения, перевозимого воинскими эшелонами в весеннюю призывную кампанию этого года, по аналогии с прошлыми, будет организовано апробированным порядком с привлечением аутсортинговых компаний.
Задачи, стоящие перед органами военных сообщений, в части воинских воздушных перевозок в прошлом году выполнены. Ход выполнения в текущем году перевозок военнослужащих и членов их семей воздушными судами гражданской авиации с оформлением билетов по воинским перевозочным документам показывает, что принимаемые меры по обеспечению доступности перевозок для воинских пассажиров, вылетающих из аэропортов Восточного военного округа, имеют положительный эффект. В целях обеспечения возможности осуществления перевозок воздушным транспортом из других регионов принято решение об оформлении билетов по воинским перевозочным документам без ограничений.
Выполняются воинские перевозки морским и внутренним водным транспортом. В навигацию прошлого года на морские и речные суда транспортных организаций отгружено свыше 30 тыс. тонн воинских грузов, в том числе осуществляется вывоз металлолома. В навигацию текущего года планируемые объемы перевозок возрастают. Причиной послужило переоснащение новой техникой воинских частей и проведение Главного военно-морского парада в Санкт-Петербург. Увеличение объемов перевозок также связано перевооружением войск Восточного военного округа.
В конце декабря прошлого года Министром обороны Российской Федерации генералом армии С.К. Шойгу было принято решение о круглогодичной доставке скоропортящегося продовольствия и овощей в пункты навигационного завоза Тихоокеанского и Северного флотов попутными рейсами авиации и гидрографическими судами.
На контроле службы военных сообщений реализация поручения Президента Российской Федерации о закупке универсальных железнодорожных платформ, годных для перевозки колесной и гусеничной техники. Ведется работа с Минфином России по выделению средств федерального бюджета на их закупку.
Открытие транспортного перехода через Керченский пролив в мае этого года, существенно сократит время по выполнению воинских перевозок, это в большей части относится к железнодорожному мосту, который планируется к открытию в конце следующего года.
По заявкам органов военного управления службой военных сообщений планируются ремонтные работы на железнодорожных путях необщего пользования Минобороны России, а по невостребованным железнодорожным путям проводится работа по списанию. В установленном порядке организован ремонт подвижного состава Министерства обороны на ремонтных предприятиях страны.
Служба военных сообщений контролирует транспортные расходы Вооруженных Сил. Важнейшей задачей службы становится обеспечение принятия бюджетных обязательств строго в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на финансовый год, а также осуществление проверок законности использования воинских перевозочных документов в воинских частях военных округов (флотов).
Служба военных сообщений в этом году встречает свой 150-летний юбилей, сохраняя преемственность, бережно храня и соблюдая восовские традиции, используя и преумножая уникальный опыт службы. Самым главным богатством на протяжении всей истории службы военных сообщений были, есть и будут люди, несущие службу в различных подразделениях службы. Гордость службы военных сообщений – это наши ветераны, отдавшие все свои силы, знания и умения служению Отечеству. Сегодня им адресуются слова благодарности за службу, за преданность своему делу и продолжение славных традиций службы военных сообщений.
Достойной оценкой работы всех, кто своим упорным трудом внес большой личный вклад в организацию воинских перевозок Вооруженных Сил, а также за заслуги в развитии службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации станет учрежденная в этом году медаль Министерства обороны Российской Федерации «Генерал-лейтенант Ковалев».
Опыт, мастерство, передаваемые из поколения в поколение, позволяют службе военных сообщений организовать воинские перевозки от Камчатки до Калининграда, держать днем и ночью руку на пульсе транспортных артерий страны.
Как в Красной Армии появилась служба военных сообщений
5 марта 1918 года по приказу Реввоенсовета управление ВОСО Ставки Верховного главнокомандования перешло на службу в РККА
С чего начинаются и чем заканчиваются любые войны и военные конфликты? На этот, казалось бы, простой вопрос существует далеко не единственный ответ. И один из них звучит так: с перемещения войск к театру военных действий и их возвращением к местам дислокации.
В России вот уже больше полутора веков существует специальная служба, которая как раз и занимается перемещением войск – Служба военных сообщений. Возникшая еще в XIX веке, она отмечает свой день рождения 18 июня – в память о том, что в этот день в 1868 году был создан Комитет по передвижению войск железными дорогами и водою. Но до 2017 года своим профессиональным праздником военнослужащие ВОСО, как привычно они сами сокращают название своей службы, отмечали праздник 5 марта. Ведь именно в этот день в 1918 году в структуре Высшего военного совета новообразованной Советской России появилось Управление военных сообщений.
Артиллерия русской армии на платформе воинского эшелона, 1916 г. Источник: https://topwar.ru
От Петра I до Николая II
Если подходить к вопросу совсем формально, то первый прообраз службы военных сообщений в России появляется, как и многие другие специализированные военные службы (например, провиантская) в эпоху армейских реформ Петра I. Первое упоминание о генерал-вагенмейстерах встречается в «Штатах кавалерийских и пехотных полков» 1711 года. А в «Уставе воинском» от 1716 года прямо определены его обязанности: «все возы и лошадей, и что к багажу войска принадлежит, порядочно по рангу полков и офицеров учредил, и оным тако маршировать велел».
Общая тенденция к развалу, которая стала совершенно очевидной к весне 1917 года, не миновала и службу военных сообщений. Уже в 1916 году паровозный парк стал меньше на 16%, а вагонный – на 14%, а к началу 1917 года каждый четвертый паровоз был неисправен. В таком тяжелом состоянии служба и досталась в наследство новой власти, установленной в октябре 1917 года.
Красноармейский эшелон, последний вагон которого превращен в импровизированный бронепоезд.
Источник: http://vvs2058.ucoz.ru
Из Генштаба – в Высший военный совет
Когда 15 января 1918 года декретом Совнаркома была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия, Управление ВОСО все еще находилось в подчинении Ставки Верховного главнокомандования. Но еще до того, как ставка была расформирована (это случилось 16 марта 1918 года), важнейшую в условиях гражданской войны службу передали в подчинение Высшего военного совета. Это произошло 5 марта 1918 года.
Примечательно, что практически весь личный состав управления и его подразделений был тогда же переназначен на прежние должности. Произошло это не в последнюю очередь благодаря усилиям тогдашнего начальника Управления военных сообщений на театре военных действий генерал-майора Николая Раттэля. Он же стал и первым руководителем Управления ВОСО при Высшем военном совете.
Первый руководитель службы военных сообщений РККА Николай Раттэль:
во время службы в Генеральном штабе русской армии и в Красной Армии.
Источники: http://encyclopedia.mil.ru и http://www.grwar.ru
Наперекор разрухе
Тем временем 8 мая 1918 года создается Всероссийский Главный штаб, и в его структуре появляется свое Управление ВОСО. И лишь в сентябре того же года из этих двух подразделений, во многом дублировавших друг друга, создается Центральное управление ВОСО. Вскоре руководить им вместо Николая Раттэля, который ушел на должность начальника полевого штаба Реввоенсовета (чуть позже он станет начальником Всероссийского главного штаба РВС), был назначен Михаил Аржанов – человек, с чьим именем связано становление военных сообщений в РККА.
Дворянин, сын военного врача, выпускник кадетского корпуса Аржанов с отличием окончил Николаевское инженерное училище, но через пять лет оставил военную службу и устроился работать на Московско-Брянскую железную дорогу. Мирную жизнь Аржанова нарушила Русско-японская война: его мобилизовали и направили на службу в ВОСО. По окончании войны Михаил Михайлович вновь уволился. Опять был мобилизован в 1914-м и вновь вернулся в службу военных сообщений. После революции он ушел из армии в наркомат путей сообщения, но в середине 1918 года вступил в Красную Армию и вскоре получил назначение на пост начальника всех военных сообщений Советской России.
Михаил Аржанов, который сменил Николая Раттэля на посту начальника ВОСО
и сумел восстановить эффективность службы в условиях Гражданской войны.
Источник: https://www.pinterest.se
Именно Михаилу Аржанову, отличавшемуся необыкновенной дотошностью и аккуратностью, удалось совершить почти невозможное – в условиях разрухи наладить эффективно действующую службу военных сообщений. Простой пример: если за весь 1918 год советская ВОСО перевезла 5787 эшелонов, то в 1919-м – 10 299, а в 1920-м – уже 17 582 эшелона! Не меньшими были успехи ВОСО и в других сферах. Умелое руководство бывшего штабс-капитана, кавалера ордена Святого Владимира IV степени с мечами Михаила Аржанова было оценено по заслугам: в 1920 году он был награжден Орденом Красного Знамени и золотыми часами, не говоря уже о благодарностях Реввоенсовета.
ВОСО в фактах и цифрах
Гражданская война стала серьезным испытанием для Службы военных сообщений Красной Армии. Едва ли не более серьезным, чем Первая мировая. В цифрах это выглядит так: за 1918-1921 годы объем перевозок составил 33 454 оперативных поезда, или 40 401 эшелон, и 6679 снабженческих поездов, в которых были перевезены 24,5 млн человек и 2,5 млн лошадей. И это при том, что к октябрю 1917 года каждый третий паровоз в России (69%!) был практически не пригоден, а более полутора тысяч километров путей были разрушены, запасов топлива хватало лишь на десять дней, а грузооборот по водным путям сократился вдвое. И все-таки ВОСО РККА удалось обеспечить Красную Армию нормальным транспортом, даже при том, что некоторые дивизии перемещались с фронта на фронт от двух до пяти раз.
Солдаты и офицеры Красной армии возвращаются после Победы из Германии, 1945 год. Источник: http://www.protown.ru
Но самым главным и самым тяжелым испытанием для службы военных сообщений Красной армии стала Великая Отечественная война. Достаточно сказать, что для проведения одной стратегической операции требовалось доставить к месту ее проведения около 500 тыс. вагонов с войсками и воинскими грузами. А общий объем военных перевозок за четыре военных года достиг беспрецедентных размеров: по железной дороге были проведены 440 000 поездов (около 20 млн вагонов), по водным путям перевезли свыше 4 млн военнослужащих и более 21 млн тонн грузов, автомобилями – 146 млн тонн, а по воздуху – около 3 млн человек и свыше 300 тыс. тонн грузов. При этом колоссальная нагрузка легла на подразделения ВОСО в первые месяцы войны, когда из внутренних военных округов к фронту доставили 291 стрелковую дивизию, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн человек маршевых пополнений, а в обратном направлении – около 30 тыс. поездов (1,5 млн вагонов) с эвакуированными людьми и предприятиями.
Впрочем, и после Победы службе военных сообщений не довелось отдыхать. Сначала понадобилось перебрасывать войска и технику на восток, готовя операцию против Квантунской армии, затем возвращать части к местам их постоянной дислокации, а демобилизованных солдат – домой. Появление новых видов техники и создание инфраструктуры для ее создания, испытания и использования тоже потребовали серьезных усилий. Участвовали подразделения ВОСО и в событиях Карибского кризиса, и в обеспечении множества крупномасштабных учений Советской Армии и стран Варшавского договора. Отдельным испытанием для службы военных сообщений стало обеспечение деятельности ограниченного контингента советских войск в Афганистане и вывод наших подразделений оттуда, и практически сразу же пришлось организовывать перемещение войск из бывших социалистических стран, посчитавших в одночасье союзников «оккупантами», а затем и из бывших республик СССР.
Одной из последних известных операций российской ВОСО стала доставка из Лаоса в Россию танков Т-34-85,
которые станут участниками парадов и военных реконструкций. Источник: https://www.pinterest.se
Особое место в постсоветской истории ВОСО занимают две чеченские кампании. Только за время первой из них службе военных сообщений пришлось переправить 209 воинских эшелонов, 3477 воинских транспортов и около 18 тысяч вагонов с воинскими грузами. А о том, каким именно образом ВОСО обеспечивала переброску российских военнослужащих в Крым и доставку туда передислоцированных к новым местам воинских частей, официальных данных пока нет, но можно себе представить, каких усилий это потребовало, коль скоро операция была проведена в кратчайшие сроки и с высочайшей степенью организации.