слоган плавать раньше чем ходить был девизом детской школы плавания
Слоган плавать раньше чем ходить был девизом детской школы плавания
Здравствуйте, уважаемые сотрудники журнала! В 70-х годах прошлого века «ФиС» публиковал замечательные статьи З. Фирсова о том, как научить новорожденных плавать в домашних условиях. Мы по этой удивительной методике занимались со своими детьми. А потом журналы «ФиС» со статьями я передала на время племяннице, но назад мне ничего не вернулось.
И вот недавно возникла такая проблема. Моя коллега по работе решилась с новым мужем родить ребенка (в 44 года!), но малыш очень проблемный. Невропатологи настойчиво советуют домашнее плавание. Сейчас существует масса предложений со стороны разных фирм, предоставляющих услуги тренера на дому. Но это, во-первых, рискованно (никаких гарантий, не известна квалификация тренера и т.д.), во-вторых, очень хлопотно в смысле согласования графика посещений, в-третьих, очень затратно. Для семьи моей коллеги такие траты нереальны. Вот я и решила обратиться к вам за помощью. Если вы сочтете возможным снабдить новоиспеченную мамочку методичкой, то здорово выручите и ее, и, уверена, ее ребеночка. В любом случае, спасибо вам за то, что вы до сих пор есть, печатаете интереснейшие материалы.
Галина БЕЛОВА, г. Новосибирск
Меня зовут Александр, я живу в Иерусалиме с 1991 года. В 1978 году, когда моя семья жила в Запорожье, мы с женой научили нашего новорожденного сына Максима плавать, руководствуясь статьями «Плавать раньше, чем ходить» Захария Фирсова, опубликованными в «ФиС».
Сейчас уже сам Максим хочет учить своего сына, которому пошел 2-й месяц. И тут мы столкнулись с неожиданной проблемой: не можем добыть статьи с методикой Фирсова из вашего журнала. А время идет! Нужно начать как можно раньше — это я знаю по опыту. Моя просьба: если вас не затруднит, мне бы очень помогла оперативная пересылка хотя бы первых двух-трех статей из вашего журнала, чтобы мы могли выиграть время и начать выполнение обучающих процедур.
Александр ГРАБАРНИК, г. Иерусалим, Израиль
Мы уже отправили Галине Беловой и Александру Грабарнику методику Захария Фирсова, и с этого номера журнала начинаем знакомить с ней наших новых читателей — счастливых родителей новорожденных малышей, их бабушек и дедушек. За окном теплый солнечный июль. Наилучшее время для первого в жизни «заплыва»!
Ребенок попадает в водную среду еще до своего рождения, находясь в чреве матери. В первые недели жизни в нем очень силен плавательный рефлекс. Если лицо спокойного ребенка опустить в воду, он непроизвольно задерживает дыхание и воду не глотает. Его тельце в воде рефлекторно движется из стороны в сторону, подобно телу плывущей рыбы. Ручки и ножки шлепают по воде отнюдь не хаотически, они позволяют ребенку удерживаться на поверхности. К четырем месяцам эти способности, если их не развивать, исчезают. Ребенок глотает воду, пугается при погружении в ванночку. Однако рефлекторные способности можно развить.
Как раз на этих взглядах и основаны методики раннего обучения плаванию. Одну из них разработал еще в 70-х годах прошлого века Захарий Фирсов, в то время президент Медицинского комитета ФИНА, председатель Федерации плавания СССР. Его методика до сих пор считается лучшей.
Раннее обучение плаванию улучшает обмен веществ, укрепляет иммунную, нервную, костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы. Практика показала, что почти все малыши, прошедшие курс обучения, не пасуют перед простудными заболеваниями, развиваются быстрее своих сверстников, выглядят более активными, подвижными и смелыми.
Когда начинать? Только не впервый месяц жизни малыша! Новорожденный приспосабливается к новым условиям жизни, и дополнительные нагрузки могут нарушить процесс адаптации. А после 4 месяцев рефлекторные способности малыша к плаванию, заложенные природой, начинают угасать, обучение значительно затрудняется. Так что, лучше всего начинать уроки в 2—3-месячном возрасте.
С чего начинать? Прежде всего, посоветуйтесь с врачом-педиатром по поводу предполагаемого «курса обучения плаванию». У ребенка могут быть некоторые заболевания (нарушение обмена веществ, диатез, выраженное малокровие и др.), при которых плавание противопоказано или возможно, но с определенными ограничениями по продолжительности каждого урока.
Выберите среди членов семьи главного «инструктора», который возьмет на себя постоянную заботу о «водных процедурах». «Инструктор» должен твердо верить в целебные свойства плавания, быть терпеливым и настойчивым, иметь время для регулярных занятий.
Где плавать? Для начального периода обучения подойдет обычная квартирная ванна, а если ее нет, то переносная детская ванночка или резиновый резервуар (надувной бассейн). В теплые летние дни можно учить ребенка плавать на свежем воздухе, вынося ёмкости с водой на балкон, во двор, в сад. А если вашему малышу уже стукнул годик, и он прошел «курс плавания» в ванной, то в погожую жаркую погоду ему не возбраняется поплавать в чистом открытом водоеме вместе с родителями.
* Уроки плавания проводят или ежедневно, или 4—5 раз в неделю, причем в одни и те же часы (желательно перед последним кормлением).
* Не начинайте занятия сразу после еды, нужен перерыв не менее часа.
* Перед каждым уроком хорошо проветривайте ванную комнату (она должна быть ярко освещена) и постоянно следите за температурой воды в ванне, чтобы она не падала ниже нужного уровня, вызывая у малыша озноб.
* Если малыш устал, плохо спал и пребывает в плохом настроении, урок сократите в два-три раза. Закончив урок, разотрите «пловца» полотенцем, дайте отдохнуть в тепле. Кормите спустя 30 минут после занятия.
Поплыли!
В методике начального обучения выделены 3 периода: «термообработка», обучение плавательным движениям на поверхности воды и обучение погружениям под воду. Эти периоды рассчитаны на детей грудного возраста, еще не умеющих говорить и ходить.
Первый период. Его продолжительность — 2—3 недели. За это время родители должны сделать всё, чтобы привить своему малышу любовь к купанию. Каждая минута пребывания в воде должна приносить ему наслаждение. Поэтому первым шагом на пути к обучению плаванию будет обычное ежедневное купание, в ходе которого родители лишь наблюдают за поведением ребенка в воде, постепенно, изо дня в день, увеличивая продолжительность купания от 2—3 до 15—20 минут.
В течение первой недели температура воды — 36 °, в течение второй и третьей недель — 35 °. Теплая вода расслабляет мышцы, снимает постоянные тонические сокращения, чему способствует состояние относительной невесомости, и младенец начинает выполнять ручками и ножками движения, внешне сходные с плавательными. К слову, практика показала, что для начинающих «пловцов» температура воды 28—29 ° слишком низка, и большинство малышей не справляются с такой «термозакалкой» и заболевают.
Со второй недели ребенок находится в ванне уже по 7—8 минут, а в течение третьей недели, когда его организм уже привык к 35-градусной воде, каждый день прибавляется по 1—2 минуты. В первую неделю вода наливается в ванну на 30— 35 см, а в последующем глубина увеличивается на 10—15 см.
Всячески поощряйте двигательную активность ребенка в воде. Характер движений пусть подбирает он сам. Но поскольку обучение плаванию начинается у малышей в положении лежа на спине, то помогайте «пловцу» побольше находиться в этом положении, обращая его внимание на подвешенные над водой погремушки. При этом слегка поддерживайте малыша за головку и спинку, помогая ему найти наиболее выгодное «плавучее» положение. Поддерживая, слегка проволакивайте тельце по поверхности воды.
Ваш ученик легко переносит 15—20-минутную ванну в 35-градусной воде? Значит, первый период обучения закончился.
Второй период. Он длится 3 недели. Главными упражнениями становятся: поддержка ребенка под головку и спинку (чуть позднее только под головку) плюс медленное проволакивание в положении на спине по поверхности воды от одного конца ванны к другому. Проводите его с перерывами: 2—3 проволакивания — минутный отдых в воде, во время которого малыш резвится, как хочет; повторить комбинацию еще и еще раз, вплоть до конца 20-минутного занятия. От занятия к занятию уменьшайте степень поддержки, а моментами совсем прекращайте помощь. В эти минуты ребенок будет лежать на воде самостоятельно.
Если он не сможет плыть без вашей помощи, попробуйте воспользоваться надувной игрушкой, удерживающей тельце малыша на воде. Но в этом случае всячески приучайте ребенка к попеременным или толкающим движениям ножками и ручками. Помогите освоить эти движения: возьмите в свои руки его стопы и неторопливо (в темпе 25—30 движений в минуту) попеременно подвигайте ими, имитируя «шаги по воде». Чрезмерно увлекаться надувной игрушкой и специально приучать к ней ребенка не нужно. В середине урока отвлеките внимание малыша и отнимите у него резиновую игрушку. Некоторое время поддерживайте его под головку. Но опять-таки недолго. Дайте ему возможность снова поплавать самостоятельно.
Повторите все эти приемы на следующем уроке. Если безрезультатно пройдут еще 3—4 урока, попробуйте проделать еще одно упражнение. Обвяжите широким полотенцем туловище малыша, к полотенцу прикрепите веревку, держась за концы которой вы сможете удерживать тело ребенка на поверхности воды. В таком положении продвигайте малыша из одного конца ванны в другой (это упражнение называется «удочка»). Все эти упражнения ребенок может выполнять с соской во рту.
Не забудьте постепенно усложнять условия: в ванну наливайте больше воды; ее температуру снижайте до 34—33,5 °; продолжительность урока доводите до 25—30 минут.
При аккуратном выполнении этих методических советов и достаточной терпеливости к концу второго периода обучения ваш малыш научится держаться на воде без вашей помощи. После этого нужно будет приучить его самостоятельно передвигаться из одного конца ванны к другому. Тут можно воспользоваться разумными «приманками» с учетом того, какая из них больше всего нравится малышу (игрушка, погремушка и др.).
Третий период. Он длится 2—3 недели. Цель занятий: наряду с совершенствованием навыков плавания на спине, нужно заставить малыша перевернуться на грудь и поплыть. Вначале можно (но только на нескольких уроках!) воспользоваться одним из перечисленных выше трех приемов (поддержка, надувная игрушка и «удочка») или поочередно каждым из них.
В один из таких моментов нужно любимую игрушку (можно также мандарин, яблочко) малыша бросить на дно и натолкнуть его на мысль погрузиться под воду с открытыми глазами и достать игрушку. Вначале ныряния происходят на глубине 30—35 см. На последующих уроках глубина увеличивается.
Ребенок не захлебнется, но подстраховывать его нужно. Можно помогать ребенку окунаться, слегка придерживая его руками.
Когда ребенок освоит первые погружения под воду, бросайте на дно ванны 2—3 игрушки (они должны быть яркие, блестящие). Пусть их соберет. Ученые доказали, что ребенок может безболезненно находиться под водой до 25—30 секунд, но лучше допускать за один урок 3—4 погружения под воду, каждое продолжительностью 5—10 секунд. Таким образом, до того как малышу исполнится годик, он уже будет уметь плавать, еще не начав ходить.
Плавание грудничков по методике Фирсова
15.05.2001
Детская комната сайта Idea Software
http://www.idea.dp.ua/baby/
Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше. Что дает ребенку плавание? Специалисты многих стран считают, что плавание способствует укреплению здоровья ребенка, помогает ему правильно развиваться. Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие плоскостопия. Укрепляется также нервная система. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия плаванием с новорожденными и грудничками не имеют ничего общего с соревнованиями и подготовкой пловца-спортсмена.
Как зародилось детское плавание?
Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием «Плавать раньше, чем ходить». Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно «что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.
Когда и как начинать занятия с малышом?
Начинать занятия плаванием можно, когда заживет пупочная ранка, обычно это в 2-3 недели. Поначалу родители занимаются ребенком в обычной домашней ванне. Когда ванна становится мала для малыша, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 2 месяца.
Девять месяцев до рождения ребенок плавал в околоплодной жидкости. И если же вы ничем не спугнете его, то он с удовольствием воспримет и воду в ванне.
Грудной ребенок не знает что такое страх, он не боится воды. Во время пребывания в утробе матери его постоянно окружали околоплодные воды, и если в ванне у ребенка появляется страх, то виновника нужно скорее искать среди родителей.
Во время первых занятий Вы и Ваш малыш будете чувствовать себя уверенней, если в ванну погружаться будете вместе. На последующих занятиях это не обязательно. Вы будете стоять перед ванной и купать ребенка. В ванну набирается обычная чистая вода. Заниматься с ребенком нужно ежедневно. Первые занятия длятся 5-10 минут, затем по 20 минут. С тех пор как Вы перейдете в бассейн можно заниматься 40 минут.
Погружать ребенка нужно медленно, постепенно, предварительно проверив температуру воды, чтобы она не показалась ребенку слишком холодной или слишком горячей.
Погружение начинается с ножек в вертикальном положении..
Когда Вы начинаете занятия, находясь перед ванной, то наиболее удобная поддержка такая: левая рука находится под затылком ребенка, а правой рукой Вы обхватываете бедра либо, с наружной стороны, либо между ножек, либо с вашей стороны, как Вам угодно.
Старайтесь, чтобы во время плавания на спине ребенок находился в максимально горизонтальной позе по отношению к воде, что способствует быстрому обучению самостоятельному плаванию. Не беспокойтесь насчет попадания воды в ушки. Ребенок и внутри утробы находился постоянно в амниотической жидкости, и она попадала в уши. Если вы начинаете занятия до 3-х месяцев можете не опасаться вредного воздействия воды на ушки ребенка. За все время занятий у нас вообще не было ни одного случая воспаления ушей у детей.
Следующая проводка делается в позе на животе. Ребенок лежит на животе, головка находится над водой. Левой рукой Вы обхватываете область затылка, четырьмя пальцами правой руки поддерживаете под подбородок, а большим пальцем прикрываете рот ребенка. Во-первых, этот прием страхует от попадания воды в рот, а во-вторых, малыш будет спокойнее плавать, посасывая Ваш палец. Вот в таком положении Вы проводите вперед и назад с небольшой скоростью, а потом переходите к движению восьмерками, такому же, как и при плавании на спине.
Поза для отдыха, вертикальная. Вы поддерживаете ребенка под грудь так, что его обе’ ручки были перекинуты через Вашу правую руку. При этом можно или поддерживать головку и спинку, или поливать их водичкой. Ребенок, как правило, в такой позе успокаивается. Есть дети, которым более приемлема поза отдыха не горизонтальная, а полулежачая на боку. Через несколько занятий Вы поймете особенности ребенка, приспособитесь к ним, и Вам обоим станет гораздо легче.
Вы будете спокойны на пляже, что Ваш ребенок может играть в воде, ничего страшного с ним не случится. Как же начать учить ребенка нырять? Следует это делать постепенно. Вначале, когда ребенок плавает на спинке или на животе. Вы даете громкую четкую команду: «Внимание, ныряем» или «Раз, два, три, ныряем!» И при этом интенсивно дуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Так нужно повторять несколько дней. Когда Вы освоите это упражнение, можно переходить к следующему.
На команду: «Внимание, ныряем» Вы брызгаете ребенку в лицо. Желательно так, чтобы вода не попадала снизу вверх в нос. Вы заметите, что ребенок тоже задерживает дыхание. Затем можно в положении на спине выполнять следующее упражнение. На «Внимание, ныряем» Вы опускаете ребенка немножко глубже в водичку так, чтобы на поверхности оставались только носик и ротик, а щечки лобик и глазки, чтобы погружались под воду. Ну и наконец, если Вы освоили все эти упражнения, Вы можете перейти к настоящему нырянию.
Первый нырок лучше выполнить, когда ребенок очень хорошо настроен, расслаблен, какое-то время уже поплавал. Выполнять его лучше из положения на животе. Вы даете команду и погружаете на секунду ребенка неглубоко под воду и выводите его на поверхность.
При этом под водой Вы его не отпускаете. Когда ребенок появится над водой, первую секунду у него будет непонимание и выжидательная реакция: «Что же это было?» Вы должны похвалить, сказать, что получилось у ребенка все очень и очень здорово, что он замечательно нырнул. Тогда он не расплачется и захочет и в следующий раз нырнуть и снова Вас порадовать. Поначалу ныряния нужно выполнять 2-3 раза за занятие. После того как Вы за какой-то промежуток времени освоите короткие ныряния, можно переходить к более длинным.
В бассейне есть ряд преимуществ: во-первых, уровень воды выше и вода лучше держит ребенка, во-вторых, там тоже будут мамы с детками, а дети удивительным образом перенимают то, чему уже научились другие дети и рядом с ними тоже лучше начинают плавать, в-третьих, вам будет удобнее поддерживать ребенка, когда Вы находитесь вместе с ним в бассейне, а не наклонены над ванной.
С самого рождения у ребенка есть шаговый рефлекс. Иногда этот рефлекс не очень четко выражен. На суше ребенку ходить достаточно трудно. А вот если Вы на дно ванны положите резиновый коврик, наберете воды не так много, как для плавания, а так, чтобы она доходила ребенку до груди или чуть выше, возьмете его под мышки и чуть наклоните туловище вперед, он зашагает очень бодро по дну ванны.
Дети обучаются хождению в ванне гораздо лучше, чем на суше.
Вы только страхуете, смотрите и нет необходимости все время находиться в наклоненом положении, поддерживая ребенка. Со временем он научится сам, без всякой помощи и без «русалочки» лежать на воде. Поначалу Вы поддерживаете ребенка достаточно сильно, потом Вы поддерживаете ребенка гораздо слабее, только кончиками пальцев, потом ребенка поддерживает «русалочка», из которой Вы постепенно вынимаете кубики через один. Потом, во время проводок Вы на короткое время отпускаете руки и снова
Когда Вы перейдете в бассейн, базовые упражнения и проводки останутся теми же, но глубина воды и простор бассейна помогут Вам всячески разнообразить эти упражнения.
Можно разнообразить ныряния. Ребенок может нырять вместе с Вами. Вы можете держать его за спиной и нырять вместе. Можете держать впереди себя, и тогда он вынырнет первым, а Вы после него. Можно плавать на спине, при этом ребенок будет лежать у Вас на животе и на груди. Детям это очень нравится. Двум взрослым можно стать друг против друга, и ребенка, который уже хорошо
Можно пользоваться кругом с маленьким диаметром и на кругу учить ребенка одновременно работать ручками и ножками. Более старшего ребенка можно посадить на бортик бассейна. Вы, находясь в бассейне, зовете ребенка к себе, и он будет нырять к Вам навстречу. Как правило, детям очень нравится такое упражнение. Чтобы разнообразить занятия, можно использовать различные надувные и плавающие игрушки, а также игрушки, за которыми можно нырять на дно. Вначале можно нырять за одной игрушкой, потом можно бросать несколько колец или предметов, которые ребенок может одновременно захватить и вынырнуть на поверхность. Ребенку тоже очень нравятся такие упражнения.
Любой способ плавания основан на умении выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Нужно научить этому ребенка. Можно проделать такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении поддерживаемый подвесками или поясом. Вы наклоняетесь к его лицу и ласково приговариваете:
«Посмотри как мама или папа делает. Дуем на водичку вот так». При этом Вы набираете полную грудь воздуха и медленно выдыхаете его на самую поверхность воды. Ребенок видит как на воде образуются круги. Ему это нравится и он старается воспроизвести это действие. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде, и побуждать к этому ребенка. Через несколько занятий продемонстрируйте ребенку выдохи в воду, погружая в нее рот и нос. Образующиеся на поверхности воды пузырьки привлекут внимание малыша, и ему захочется делать то же самое.
В домашней ванне можно купать ребенка голым, а в бассейн лучше надевать трусики или плавки, потому что иногда во время плавания или ныряния он может покакать. И чтобы не пачкать воду в бассейне желательно, чтобы на ребенке было что-либо надето. В занятиях плаванием очень важна систематичность и регулярность.
Слоган плавать раньше чем ходить был девизом детской школы плавания
Ирина, давайте начнем с того что это не специалист по младенческому плаванию-само видео про Сумерки.
А фраза: а вот когда его начнут ЗАСТАВЛЯТЬ учиться ходить. уже показывает что это не мнение специалиста по мелким деткам, да и как папа \дедушка он смутно представляет годовасика и грудничка
Малыш с рождения купается в большой ванне-всего то.
Сколько времени в сутки? 30 минут. В полгода сел, в 7 мес- пополз. Сколько времени против получаса?
А как насчет детей природы всяких Гавайцев и прочих ныряльщиков за жемчугом?
Как у них с шизой?
Нет, есть конечно родители- психи-зомби. Эта жуткая киношка, где годовасик в трансе по бассейну рассекает—там шиза полная. в первую очередь у мамочки. которая доверила своего ребенка Чартковскому.
Но это вовсе не значит, что плавать в большой ванне грудничку, плавать и играть в воде с мамой в озере малышу вредно.
Скорее даже полезно-в плане закаливания, бОльшей безопасности на воде-не боится и любит водную стихию. ( главный враг на воде-паника)
РС. лично я горячо рекомендую купать малявок сразу в большой ванне- на пузе у папы.
И очень не рекомендую «накупывать» т.е проныривать ребенка,ради » улучшения кармы» и прочего бреда.
В полгода-8 мес сидячий малыш не боясь воды легко погружается с головой за игрушкой-кто то. А кто то просто на спинке плавает или на пузе с поддержкой мамы. И все довольны.)))
Слоган плавать раньше чем ходить был девизом детской школы плавания
Что стало основой «русского метода» до конца не ясно. Принято считать, что отцом метода стал И.Б. Чарковский, который «донашивал» свою родившуюся раньше срока дочь в аквариуме с водой. Метод Чарковского состоит в экстремально частом пребывании ребенка в водной среде с ритмичными «наныриваниями». При этом принято игнорировать любые проявления протеста ребенка до тех пор, пока ребенок не начнет «сотрудничать» (смиряется и перестает плакать). Этот метод И.Б. Чарковский и его последователи особенно рекомендуют детям с такими сложными заболеваниями как ДЦП (детский церебральный паралич). По словам последователей метода ребенок при такой экстремальной эмоциональной и физической нагрузке переходит в состояние, близкое к пограничному со смертью, и в борьбе с угрозой выживанию собираются в единое целое все внутренние ресурсы ребенка. В случае с больными детьми, болезнь якобы отступает. Здоровый ребенок начинает самостоятельно плавать еще до года или даже раньше, чем он начинает ходить. Так сформировалась цель «плавать раньше, чем ходить».
К слову о «русском методе», уклон в раннее и интенсивное освоение чего бы то ни было проявляется не только в плавании. В США, к примеру, существует программа раннего обучения музыке «Мягкий Моцарт», в которой ребенок усаживается за специально созданную компьютерную программу прямо с рождения. Неудивительно, что создателем метода является специалист из России. И если метод действительно «мягкий», то само появление цели «научить музыке раньше, чем говорить» заставляет задуматься о чисто русском желании обязательно вырастить вундеркинда. К этой теме можно отнести методы и пособия иностранного происхождения, которые прижились и имеют широкую аудиторию только у нас – карточки Домана (супер раннее обучение чтению), теории Масару Ибука («после трех уже поздно») и другие.
«Русский метод» жёстко критикуется на западе, где считается, что ребенка нужно оберегать от чрезмерно длительных стрессовых влияний. Такое мнение базируется на научных данных, согласно которым гормон стресса кортизол негативно влияет на развитие ребенка и если на некоторое время можно отметить неординарное физическое развитие, другие сферы, такие как эмоциональная (доверие, любовь), неизбежно страдают и негативно влияют на будущее развитие ребенка.
Действительно, когда ребенок проявляет свою волю через надрывный продолжительный плач, но его не слышат, нарушается ценная связь доверия между родителем и ребенком. Несмотря на развитие физического потенциала, происходит разрыв гораздо более глубокий, чем можно себе представить.
Даже если рассматривать, казалось бы, физическое преимущество (действительно, ребенок может самостоятельно плавать очень рано), такой прогресс очень недолог по длительности и на будущие успехи взрослеющего ребенка или уже взрослого человека влияния иметь не будет. Метод зародился в середине прошлого века и мы не имеем перед собой примеров экстраординарных достижений у выросших детей, прошедших этот путь.
«Русский метод» не только негативно влияет на развитие ребёнка, но и опасен для жизни. К сожалению, известны смертельные случаи использования метода с утоплением во время «сеансов».
+
Ранний опыт в воде;
Ранний скачок развития;
—
Глубокий разрыв доверия к окружающему миру и травма личности;
Развитие, не соответствующее возрасту;
Непродолжительность эффекта;
Опасность для жизни.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД
Многим россиянам европейский подход представляется чрезмерно ленивым и чересчур медлительным. Многим родителям в нашей стране очень хочется увидеть результат как можно скорее и чтобы именно их ребенок был лучше всех. Такие цели чужды среднему европейцу и если их действительно можно поймать на стремлении вырастить «удобных» детей, с которыми родители почти никогда вместе ничего не осваивают, то их подход к плаванию в сущности созвучен научным открытиям в ранней психологии.
Не ставя перед собой тщеславных целей, находясь в воде совместно с ребенком, на самом деле, происходят огромные позитивные и длительно действующие изменения. Укрепляя доверие ребенка к родителю через ненасильственные упражнения и задания, ребенок развивается согласно возрасту или чуть быстрее в силу здоровой физической и эмоциональной нагрузки. Стимулирование всех органов чувств способствует их качественному развитию. Ребенок лучше спит, в периоды бодрствования более активен в освоении окружающего мира, что есть качественное отличие от «русского метода», где ребенок находится в режиме выживания и все внутренние ресурсы направляются именно в этом направлении, а не на всестороннее развитие.
Движение и ритм, согласно научным данным, имеет очень положительное воздействие на развитие здорового (физически и эмоционально) ребенка. Часто на таких занятиях используются напевания детских песенок, что не случайно – ведь музыка и есть ритм, а голос мамы или папы, с которыми ребёнок знаком еще до рождения, не заменит никакая дорогостоящая стерео система.
Метод основывается не только на теории развития, но и имеет прикладной характер. Программы в своей структуре представляют собой фундамент будущего развития традиционной техники плавания и имеют непрерывный характер, то есть ребёнок может заниматься «по системе» с самого рождения и до школьного возраста, когда он может перейти в уже обычную группу спортивного плавания и с легкостью освоить его первые этапы.
+
Ранний опыт в воде;
Поступательное и устойчивое развитие всех навыков, включая плавательных;
Укрепление эмоциональных связей с родителем и окружающем миром;
—
Не подходит нетерпеливым или амбициозным родителям.