слем или слэм что это
МОШ, СЛЭМ И ПОГО — КАК НЕ СПУТАТЬ ТАНЕЦ С МАССОВОЙ ДРАКОЙ
Люди выплескивают свои отрицательные эмоции разными способами — кто-то может в пейнтбол побегать-пострелять, кто-то ужастик посмотреть или в спортзал сходить, а кому-то и потанцевать достаточно. Есть даже специальный вид плясок как раз для выхода всего негативного и животного. Представляет он из себя прыжки (со сцены в толпу, друг на друга, отталкиваясь от стоящего рядом, заборчика, охраны и т. д. и т.п.), толкания, имитацию драки и прочее.
Подобное мракобесие происходило раньше на панк- и хардкор-концертах, но постепенно переместилось на электронную и хип-хоп сцену. У явления есть свои названия, классификация и правила. Причем, если их не придерживаться, то можно себя или других покалечить. Далее рассказываем, чем отличается пого от слэма, моша и стейдждайвинга, почему стоит выложить все из карманов и как уберечь ближнего, чтобы его не снесли.
Было это еще в 1970-е. В следующем десятилетии прыжки с ровной спиной стали сильно видоизменяться и трансформироваться.
КЛАССИФИКАЦИЯ
В наших широтах танцы под сценой чаще всего называют слэм (slam), западнее — бэш (bash). Распространилось это все в солнечной Калифорнии, где лос-анджелесские группы Black Flag и Circle Jerks очень полюбили действа, вроде распихивания друг друга плечами под сценой.
Одну из разновидностей такого способа самовыражения называют skanking (название от ска-панка), и это самый безобидный вид dance macabre, представленный в материале. Во время таких плясок человек просто поднимает одновременно правую руку и левую ногу или наоборот, причем пихаться и напрыгивать друг на друга совсем необязательно.
Для более активного выпуска пара существуют и другие разновидности такого досуга. Довольно часто на видео с живых выступлений чего-то жесткого, например, хардкорового можно увидеть людей, которые размахивают кулаками и ногами по направлению друг к другу. Такие пляски называются mosh, а место в толпе, отведенное под них — moshpit. Во время таких танцев люди имитируют драку, собственно, размахивая всеми конечностями. Девушки в такой толпе — явление нечастое, но вполне вероятное.
При таких телодвижениях можно и выхватить ненароком по какой-нибудь части тела. За случайные попадания никто не извиняется, но если вдруг танцор падает на землю, то его всегда сразу же поднимут — это основное правило! Тем более, в moshpit приходят не для того, чтобы подраться, а чтобы разрядиться и потанцевать.
Еще одним видом развлечений на подобных концертах являются похожие по своей сути stage diving и crowd surfing. В первом случае — это банальный прыжок со сцены, после которого главного участника перформанса толпа какое-то время несет на руках, а второй — это прыжок из толпы в толпу. Желательно, чтобы в этот момент тебя кто-то подсадил. Обижаться, если кто-то наступил тебе на плечо, глупо, так как толпа под сценой — не самое спокойное место для прослушивания или просмотра концерта.
Бывают и курьезные случаи, когда толпа просто берет и расходится во время прыжка со сцены, и тогда отважившийся на такой шаг может просто плашмя упасть на пол. С автором этой статьи один раз произошел подобный случай в подростковом возрасте. Тогда в наших широтах еще не все знали правила поведения на танцполе во время тяжелых концертов.
Группа беснующихся также может водить хороводы и рушить их же. Во время circle pit топа начинает бегать по кругу и условно бить друг друга предплечьями по спине — можно попадать, можно не попадать — никто не обижается. В центре такого забега остается пустое пространство, в котором может мошиться несколько человек. Им остается достаточно много места для этого. Потом, действо может перерасти в centre slam — момент, когда толпа бежит в центр круга и начинает уже бросаться друг друга.
Но и это не самый отчаянный вид выплескивания агрессии под сценой. Угрожающим, пугающим (со стороны) и требующим физической подготовки видом танцев является wall of death. Похоже все это дело на кулачные бои стенка на стенку, и вот там можно случайно выхватить. Момент, когда выстраивается «стена смерти», может контролировать фронтмен выступающей банды или просто массовик-затейник в толпе. Когда этот перформанс начинается — оголтелая толпа бежит навстречу друг другу и начинается месиво. Никто взаправду не дерется, но руки и ноги в эти моменты мелькают всюду. Поэтому тот, кто хочет ворваться, должен хорошо понимать, на что он идет.
Со стороны часть таких танцев выглядит как банальная массовая драка. Но на самом деле в ней пострадать намного сложнее, чем в час пик в метро. Нужно просто придерживаться ряда правил. У жестких видов слэма есть свой этикет, который за годы махания всеми частями тела стал уже набором строгих постулатов. Если помнить и соблюдать все необходимые правила, то членовредительства и стресса не последует.
ПРАВИЛА
Все очень просто: достать и отдать все ценные вещи (паспорт, ключи, телефон, кошелек) кому-то близкому. Банально для того, чтобы без связи его можно было найти на концертной площадке. Не курить в беснующейся толпе. Отодвинуть людей на безопасное расстояние (более 2 метров) в случае моша или отойти самому, если нет желания в нем участвовать. Иначе мошпит может «захлопнуться». Тут можно применить две тактики — crack back и «рогатку» — в случае первой можно с раскинутыми руками бросится спиной назад на толпу, чтобы ее оттеснить, а во втором случае отпихивать подальше двигающегося человека, чтобы толпа, опять-таки, разошлась.
Проходя мимо такой толпы лучше выставить вперед руки и согнуть их в локтях предплечьями вперед, чтобы никто не налетел и не сбил с ног. Никаких браслетов или острых шипов во время слэма. Пирсинг в нежных местах лучше снять. Упавшему помогать встать (всегда!).
И самое главное — это взаимное уважение. Неоднократно автор статьи наблюдал случаи, когда подобные танцы очень роднили людей, которые ни до, ни после такой дискотеки не были знакомы. Но бывали и случаи, заканчивающиеся дракой. Такого лучше не допускать.
РИСКИ
Кстати, далеко не все музыкальные команды являются приверженцами прыжков под сценой и с нее. Христиане Norma Jean и Underoath в золотые времена эпохи 2007 могли просто остановить концерт, если толпа сильно бесновалась. Даже The Smashing Pumpkins — не самые ярые фанаты таких экстремальных видов отдыха под их музыку. И это при том, что их вокалист Билли Корган является владельцем National Wrestling Alliance — самой большой лиги реслинга в мире.
Также в мире есть пара громких случаев, когда адовы пляски заканчивались плачевно для их любителей. На концерте Lamb Of God вокалист группы столкнул 19-летнего фаната в толпу. Тот упал на бетонный пол и через две недели умер от травм. А давний фанат группы Motorhead так домахался головой во время походов на концерт любимой группы, чо тому вырезали из головы гематому и тромб. Headbanging (оно же «мотание хаэром» по нашему) оказалось очень вредным для мозга, который в это время бьется о стенки черепа. Правда, все врачи говорят, что умереть или расшатать организм от подобных травм крайне тяжело. Обычно этим занимаются сопутствующие активному отдыху вещества. Но часто в такой толпе раскрывает и без всякого кислого борща в пятку.
ЗНАЧЕНИЕ
Некоторые этнографы говорят, что такой dance macabre очень похож на ритуальные пляски папуасов. Действительно, есть что-то общее, причем, у аборигенов действует похожий кодекс во время агрессивных танцев. Таким образом члены племени устанавливают связь со своими земляками так же, как любители агрессивной музыки со своими единомышленниками. В наших широтах когда-то было такое явление как «казачий котел», «казачий вар» или «свара». Представляло из себя это действо что-то очень похожее на circle pit + mosh. Вместо музыки в сторону «оппонента» могли нестись какие-то шутки.
Слэм сложно назвать танцем в привычном смысле этого слова. Но, тем не менее, его можно отнести к западной танцевальной традиции – стихийно-игровой, где на первом месте стоит не символика танцевальных движений, а настроение. Он несёт в себе мощный дионисийский посыл, воплощая всё земное и плотское.
Это явление сравнительно новое – слэм возник в клубах Нью-Йорка в 70-х годах, вместе с появлением панк-рока, и со временем усложнился. Но этот вид «танца», возможно, имеет также и глубокие архетипичные корни. Он очень напоминает ритуальные танцы первобытных племён, в коих действия носят спонтанный, но при этом магический характер. В слэме удачно сочетаются экстатичная пляска шамана и элементы боевого танца. Конечно же, участники слэма не ставят перед собой цели вызвать дождь или удачу на охоте, а просто интуитивно подстраиваются под музыку и совершают именно те движения, которые гармонируют с ней. В этом проявляется природная инстинктивность слэма. Хотя есть люди, занимающиеся этим профессионально. Как и в боевых танцах, любители слэма имеют возможность продемонстрировать в нем свою силу и удаль.
Слэм подразделяется на несколько видов:
2. Stage Diving (англ. – «прыжки со сцены») – это «нырки» со сцены в толпу головой или спиной вперёд. Также распространены прыжки с поворотом вокруг своей оси или с сальто через голову.
3. Crowd Surfing (англ. – «катание по толпе») – катание по залу «на руках» толпы. Часто связан со стейдждайвингом, являясь его продолжением. Практикуется на опен-эйрах и в больших залах – во избежание угрозы натолкнуться на стену.
4. Circle Pit (англ. – «круговая яма» ) – вид слэма, при котором в толпе образуется круг, по которому водят «хоровод», толкая друг-друга. Также возможны «драки» и толчки внутри самого круга и вне его (Mosh) или схождения толпы «стенка на стенку»(
Wall Of Death). Но не следует путать данный вид слэма с побоищем: практически никто из слэмеров не ставит перед собой цель наносить побои друг другу. Хотя травмы достаточно часто сопровождают этот вид «спорта».
5. High Jump (англ. – «прыжок в высоту») – это коллективные прыжки в высоту. Цель – привлечь в действо как можно больше людей. Несколько человек начинают прыгать, а другие подхватывают.
6. Guerilla Style (англ. – «стиль гориллы») – один из наиболее зрелищных, бесконтактных видов слэма. Для него характерны резкие махи руками, экспрессия. Некоторые слэмеры занимаются им профессионально, совершенствуя свою технику, внося в «стиль гориллы» элементы акробатики.
Но на этом перечень видов слэма не заканчивается. Здесь представлены лишь самые распространённые. Любой из этих видов слэма является гармоничным дополнением к музыке, а также средством общения между залом и музыкантами. Положительная сторона слэма – усиление позитивных эмоций. Отрицательная – его высокая травматичность. Поэтому при участии в слэме следует вести себя по возможности аккуратно, стараясь не причинить вреда себе и окружающим.
При подготовке данной статьи была использована информация с сайта www.MurmanMusic.ru
15,17.03.2007.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Зачем люди слэмятся на концертах?
Слэм во время концертов становится для яростных фанатов исполнителя своеобразным способом выпустить энергию, получить свою дозу адреналина и показать человеку (или людям) на сцене, что они максимально позитивно относятся к его (или их) творчеству.
Разумеется, слэмятся только на стоячих концертах, у условиях сидячих мест это невозможно, но даже если представить себе такую ситуацию, – несколько абсурдно, поскольку во время слэма люди намеренно толкаются, хаотично перемещаются и врезаются друг в друга.
Это явление уже настолько прочно вошло в музыкальную культуру, что многие исполнители создают специальные треки для того, чтобы их слушатели могли послэмиться на концертах, Наиболее распространена эта практика в рок- и панк-культуре (хотя на слэм во время концерта Натальи Ветлицкой, наверное, было бы очень забавно посмотреть). Но сейчас он пошел дальше и пророс в EDM-сцену, Dram & Bass, хип-хоп и многие другие. (Чего только стоит слэм на концертах Макса Коржа или группы ХЛЕБ!)
Это развлечение очень травмоопасно, поэтому со временем появился негласный список правил для всех, кто хочет послэмиться:
Есть совсем жесткая версия слэма – мош. В этом случае участники уже намеренно наносят удары руками и ногами, но перед тем, как мошиться, нужно сформировать свободный круг (мошпит), из которого стоит выйти всем нежелающим участвовать в этому агрессивном танце. Желающих избежать моша трогать не принято, так что силой участвовать никто не заставит.
Но стоит отметить, что слэм поддерживают далеко не все исполнители, а представители концертных площадок так вообще пытаются запретить, потому что правила есть, но соблюдать их в эти моменты удается не всегда, и в итоге слэм становится травмоопасным занятием.
Поэтому точно подумайте, хотите вы поучаствовать или нет, потому что далее винить будет некого!
Если вы тоже интересуетесь музыкой, то у меня есть ламповый канал в телеграме, в котором я пишу про нее. Присоединяйтесь!
Правила слэма, или этикет музыкального берсеркера
На стоячие концерты музыкальных групп люди ходят не только послушать любимые треки, увидеть живьем кумиров и помахать включенным на телефоне фонариком в вытянутой руке. Многих привлекает такое специфическое развлечение как слэм. Во время него люди намеренно толкаются и врезаются друг в друга – так они выпускают энергию и добывают адреналин.
Конечно, слэм продолжается не весь концерт, который обычно идет 1-1,5 часа. Для него у каждой группы есть несколько специальных песен, которые вставляются в разных частях выступления.
Содержание
Как появился слэм
Слэму в его современном представлении предшествовал танец пого, который зародился в 1970-х годах на концертах панк-коллективов. Все начиналось с подпрыгиваний на месте, обычно с прямой спиной и прижатыми к туловищу конечностями. Название танца взято от пого-стика, или «кузнечика», устройства для выполнения прыжков, состоящего из ручки, педалей и пружины.
Изначально слэм был атрибутом исключительно рок-музыки. Сегодня активно слэмятся и на выступлениях EDM-коллективов, и на драм-н-бейс рейвах. Некоторые пытаются таким образом выплескивать свои эмоции и энергию даже на концертах инди-поп-групп, хотя это и смотрится довольно странно.
Группа Bad Brains: законодатели хардкор-панка
Этикет слэма
Слэмящаяся толпа радует большинство музыкантов – это показывает исключительно положительную реакцию на выступление. При этом нужно помнить, что слэм опасен для его участников. У него есть достаточно жесткие приемы и разновидности, участие в которых чревато получением травм. Чтобы минимизировать риски, нужно помнить и соблюдать определенные правила слэма.
Перед исполнением жесткого моша, связанного с опасными движениями руками и ногами, нужно предварительно предупредить или отодвинуть окружающих. Толпа в таких случаях создает кольцо свободного пространства – мошпит. В этом кругу сходятся только участники моша, выполняющие разнообразные удары руками и ногами. Мош бывает контактным и бесконтактным. В контактном танце участвуют только те, кто добровольно остался в мошпите. Желающих избежать его трогать не принято.
Слэм нужен далеко не всем, даже многие музыканты не поддерживают его, а организаторы концертов пытаются запретить. Однако остановить решившую слэмиться большую толпу сложно, поэтому желающие всегда смогут дать выход своей энергии, а остальные – понаблюдать за этим со стороны с безопасного расстояния. Главное – уважать людей, с которыми вы слушаете одну музыку и ходите на одни мероприятия.
Что значит слэмиться и что такое слэм
Слэм на концерте группы Slipknot. Скриншот YouTube
Музыканты относятся к слэму неоднозначно. Одни группы поощряют такое поведение своих фанатов, другие просят не устраивать травмоопасные развлечения у себя на выступлениях. Порой попытки устроить слэм пресекает охрана клубов и концертов.
Слэм, мош и краудсерфинг
А еще на концертах могут иметь место стейдждайвинг (прыжки со сцены в толпу), краудсерфинг, «стена смерти» и другие похожие развлечения.
Примеры употребления слов «слэм» и «слэмиться»
В зале царила атмосфера так называемого слэма: благодарные слушатели прыгали, толкались и трясли различными частями тела в такт музыке.
«Парк культуры» // Журнал «Столица» (1997)
Даже на рок-концертах сейчас две трети народа стоят столбами. фоткают и снимают кривое трясущееся видео. А еще возмущаются, когда движ, пришедший оторваться, начинает скакать, слэмиться или палить фальши.
Цитата с Bash.im (2016)
Слэм под коржа. Теперь я видел все. Что с этим миром не так.
Комментарий с YouTube (2017)
Баскетболист Шакил О’Нил выполняет слэм-данк
Как слэмиться и не пожалеть. Правила безопасности
Скриншот из сериала «Южный парк»: в серии «Домики для игр» Кенни погибает во время слэма
В слэмпите рекомедуется соблюдать следующие правила:
Уважайте других. Не стремитесь посильнее толкнуть или ударить других участников. Не трогайте тех, кто не участвует в слэме.
Заранее избавьтесь от всех потенциально опасных и хрупких вещей. Пирсинг, украшения, шипованные напульсники, очки и телефоны лучше не брать с собой в слэмпит. Курить по понятным причинам тоже не стоит.
Если кто-то упал или сбит с ног, нужно немедленно остановиться и помочь человеку подняться, чтобы лежачего не затоптали.