скрытая левша что это значит
Левша – человек-загадка?
Человеческий организм – большая загадка для самого же человека. Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково)?
1. Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
2. Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
3. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
4. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
5. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
6. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не переучивайте ребенка-левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!
Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.
Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?
► Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).
► Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.
ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
При подготовке статьи использовалась книга А. Майской «Ребенок-левша. Как достичь гармонии с «правым миром». Изд. ПИТЕР, 2005 г.
Комментарии к статье
Левша – человек-загадка?
27.03.2005, 17:03
Ирина и сын Женя
Сын левша, один в группе д/с, программа построена с учетом способностей праворуких детей, поэтому ищу везде материал, то что касается левшей. Спасибо за статью, хоть в основном известные факты, но лишний раз убедилась, что пока мы делаем все правильно.Вот только хотелось бы узнать как подготовить руку к письму с чего начать и где приобрести прописи или хотя бы пару страниц для распечатки, чтобы понять принцип.спасибо что уделили этой проблеме внимание. 05.04.2005, 17:35
Яна-Мария
Вопрос: женщина-мужчина,существует ли разница в развитии правого и левого полушария мозга или пробладание,доминирование правого над левым?
Если такая разница существут, то кто автор исследования и его статьи.
Заранее спасибо за ответ. 17.08.2005, 08:13
Юлия
моей дочери 1 год и 2 месяца. Очень странно она может сегодня есть, рисовать левой рукой, а завтра все это делать правой. Надо попробовать ваш тест. 20.09.2006, 22:13
Маша
07.11.2006, 11:56
Наталья
Спасибо за статью! Все становится на свои места. Более или менее понятно. 20.02.2007, 12:45
Рина
Не согласна насчет трудностей с чтением у левшей. Сама я левша, читать научилась уже в 5 лет, так что в 1-ом классе на уроках чтения мне просто было нечем себя занять. Пока другие дети учились читать по слогам, я уже успела весь букварь проштудировать от А до Я. С письмом было сложно: никак не могла понять, почему я должна писать, как учительница показывает на доске, ведь это так неудобно (траектория написания букв у левшей совсем другая, чем у правшей). А газеты и журналы я до сих пор читаю с конца, вот так! 🙂 22.03.2007, 05:47
Лиана
Моей дочери 6 лет, у нас те же проблемы, я правша и судить по тестам скрытый левша. Пишу я исключительно правой, и потому мне сложно обучать письму дочку, которая берет ручку в левую руку.Ведь я не знаю точно как правильно она должна ее держать и не могу поводить ее рукой как это делали со мной учитель и мама когда я училась.
Может быть есть где то фотографии которые нам помогут?
И еще вопрос, длинное описание: когда дочке было где то около 8-9 месяцев, то есть время когда она начала самостоятельно брать в руки карандаш, фломастер, ложку, у меня была травма правой руки и я была вынуждена пользоваться по большей части левой рукой. Могло ли это обстоятельство повлиять на формирование ведущей руки у ребенка? 27.03.2007, 21:58
Елена Адольфовна
Совсем недавно видела по телевизору программму о дисклексии.Мой гениальный сын- ярко выраженный левша,очень долго не мог бегло читать, а писал. Одно с другим может быть связано? Дело в том,что много здоровья и нервов было бы сохранено мною, если бы мне кто-нибудь раньше растолковал все особенности моего ребенка.Сейчас он уже учится на 3 курсе института, может быть стоит как-то ему обследоваться,может быть учеба ему будет даваться леггче? Спасибо за информацию. 18.05.2007, 07:45
Лена
Мне 24 года, по тестам я выраженный левша, но в школе заставили учиться писать правой рукой, в итоге не могу нормально писать не левой не правой рукой. Почерк правой рукой как у пятиклассника, работа связанна с тем, что нужно много писать документов, и подписывать их, очень комплексую по поводу своего почерка.
Скажите, возможно ли переучиться писать левой рукой и есть ли шанс что почерк будет значительно лучше?
26.09.2007, 12:24
Елена
Добрый день. Я с 16 лет начала писать левой рукой. До этого писала правой. Сейчас мне 21. Я слышала, что это может как-то влиять на память и общее развитие. Подскажите, пожалуйста, так ли это? и вообще почему так произошло и влияет ли это как-то на человека.
Заранее спасибо 10.10.2007, 13:20
катя
26.12.2007, 15:50
Александр
Добрый день. Ребенку 3,3 года. Можно ли в этом возрасте определить левша он или правша? Так как рисует он правой рукой, а ложку берет чаще в левую. 09.04.2008, 19:42
Алексей
Моему сыну 5 лет он абсолютный левша. В 3 года мы знали все буквы, а через 3 месяца прочитал первую книжку про колобка. Сейчас он самостоятельно читает задания в игралочке и выполняет их. С математекой тоже проблем никаких как сказали психологи у него высокий уровень обучаемости. Физическое развитие так же не отстаёт катается на двух колёсном велосипеде, роликах. Хвалите, любите, учите играя, не в коем случае не заставляя своего малыша, а левша или правша не имеет значение главное чтобы ему было удобно. 11.10.2008, 22:23
Юлия
А почему при определении левша или правша, Вы не пишете о том, что можно пройти в Диагностическом центре исследование, которое четко определит кто ваш ребенок. Занимает это 10 минут. УЗИ головного мозга. Нигде не встречала этой информации, пока не прошли обследование. 21.10.2008, 03:20
нвталья
мой ребенок левша и я сама виновата когда была маленькой ложку и карандаш давала в правую руку и сейчас она пишет правой рукой а когда кушает пользуется двумя Иногда она может написать зеркально буквы и страдает почерк незнаю может попробувать переучить ее ей 6 лет о может к психологу с ней на занятия походить с чтением у нее нет проблем и с матаматекой лучше всех в класе начила с 4 лет читать и память очень хорошая 15.11.2008, 23:43
Ирина
Моему сыну 5,5 лет и он до сих пор не определился с ведущей рукой. Мне сказали,что надо обратиться к психологу, т.к. это является отклонением. Так ли это? 16.01.2009, 21:39
лина
но я не понимаю почуму я умею писать левой рукой я даже хлеб резать могу хотя я правша и меня не кто не учил писать левой рукой я даже писать цыфры левой рукой магу и буквы левой писать могу и слова я все магу делать левой рукой 04.02.2009, 23:05
лина
06.06.2009, 16:20
Надежда
Пыталась переучивать ребенка есть правой рукой, а не левой (ему 1,4г.). Теперь ни за что не буду больше этого делать. Спасибо! 23.08.2009, 14:25
света
дочка левша какой рукой лучше показывать писать буквы 10.10.2009, 11:34
Василий
Добрый день! всем скажите пожалуйста, и помогите у меня проблема!
1. при тесте Наполеон у меня правая рука сверху.
2.при тесте нога на ногу у меня правая нога сверху.
3. при тесте замок левый палец сверху!
4. левый глаз лучше видет чем правый.
5.левое ухо лучше слышит чем правое!
Правой рукой всегда пишу левой вообще немогу!
Правой ногой ели попадаю по мячу
а Левой просто супер!
так я левша или правша?
И какое у меня полушарие мозга работает? 11.11.2009, 00:11
лина
может ли провша научится писать левой рукой 19.11.2009, 18:39
Рамзия
Спасибо за информацию.Моя дочь как бы правша,но некоторыецифры пишет наоборот,слова читает наоборот.Проделаем ваш тест и выясним кто же она:правша или скрытая левша? 18.08.2010, 14:20
Роман
04.10.2010, 16:46
кристина
06.07.2011, 11:29
дмитрий
пишу правой рукой, ложку-вилку также держук в правой руке. А вот входную дверь открывавую и закрываю исключительтно левой рукой, так даже удобней получается (пробовал правой рукой 28.11.2011, 09:32
Алёна
Отличная статья!Спасибо! 10.03.2012, 19:17
Ліза
15.08.2012, 22:13
наталья 15.08.2012.
Почему ребенок левша? Развитие ребенка-левши
В процессе классической нейропсихологической диагностики первым определяется профиль межполушарной асимметрии у обследуемого. Он предполагает наличие «ведущих» глаза, уха, руки, ноги, поэтому важно отметить, что левши и леворукие люди – не одно и то же. Может быть ведущая левая рука, но при этом человек не будет левшой в отношении других моторных и сенсорных предпочтений. Или ведущая рука может быть правая, а глаз, ухо и нога – левые (часто такой феномен называют «скрытым левшеством»). Кроме того, возможен вариант амбидекстрии, когда правая и левая стороны одинаково участвуют в осуществлении функций.
Таким образом, грамотнее говорить о межполушарном профиле или специфике латеральных предпочтений. Для диагностики используются специальные нейропсихологические пробы, а также исследование анамнеза на предмет семейного левшества и других данных (например, наличия и длительности периода ползания у ребенка).
Существует генетическая, врожденная форма леворукости (тогда кто-то из родственников обычно тоже имеет ведущую левую руку), а также компенсаторная форма, которая развивается вследствие патологии нервной системы (например, отсутствие периода ползания, по мнению кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры клинической психологии и психотерапии А.В. Семенович). Врожденная форма леворукости характеризуется вариантом нормального морфогенеза, в то время как при компенсаторном левшестве в процессе перинатального и постнатального развития «выпадает» какое-то звено в развитии мозга, вследствие чего происходит внутри- и межсистемная перестройка связей головного мозга. Поэтому именно у детей с компенсаторным левшеством часто обнаруживаются трудности в развитии (заикание, дислексия, дисграфия, гиперактивность и трудности коммуникации). Наличие или отсутствие таких проблем будет зависеть от продуктивности перестройки связей.
Часто от родителей звучит вопрос: «Чем отличаются левши от правшей?», — с комментарием, что они не замечают большой разницы. Действительно именно при генетически обусловленной форме полного левшества психика наиболее устойчива по сравнению с компенсаторными вариантами. Таких людей среди леворуких в процентном соотношении мало, по разным данным статистики «истинных» левшей 1-3% от всего населения. Все остальные леворукие относятся к приобретенным формам. И вот там ярко проявляются особенности.
В норме у правшей (то есть людей с левополушарным доминированием) есть определенная топика психических функций, т.е. центры речи – в левом полушарии, пространственные представления, музыкальный слух, восприятие интонаций и ритмов – в правом полушарии и т.д. И полушария все время взаимодействуют между собой посредством комиссур. Правое полушарие отвечает за чувственное познание мира, интуицию, целостное восприятие образа, воображение, одномоментное (симультанное) восприятие. Левое – это аналитическая стратегия, последовательность (сукцессивность), аналитика и логика, абстрактное мышление, числа, буквы, движение и речь.
У правшей отмечается более высокая степень внутри- и межфункциональной дифференцированности зон мозга и четкость латеральной (межполушарной) специализации. То есть для реализации той или иной функции «работает» четкий «ансамбль» зон как внутри полушария, так и в связи между гемисферами. В норме у правшей более стабильная корково-подкорковая регуляция (активация и торможение, насыщение коры нервной энергией для стабильной работы без истощения).
Для леворуких же характерна функциональная размытость в мозговой организации (а соответственно, меньшая эффективность, большая энергозатратность), неустойчивость регуляции психики, более низкий уровень развития как вертикальных (кора-подкорка), так и горизонтальных связей между зонами коры.
Вот некоторые черты, характерные для левшей:
Дети-левши (или скрытые левши) чаще встречаются с жалобами на:
Принципы коррекции
Нужно помнить, что нельзя ни в коем случае переучивать левшу. Исключение составляют такие случаи, когда ребенок-правша после черепно-мозговой травмы получил парез правой руки и вынужденно начал писать левой. Но это не левшество. На уровне мозга такой ребенок остается праворуким, и в таком случае требуется просто восстановление функционирования правой руки (потому что мозг делает двойную работу и сначала посылает импульс правой руке, потом «вспоминает», что она не работает, и посылает уже левой – в таком случае очень увеличено время моторной реакции на пробах).
Итак, первый принцип — не переучивать.
Прежде всего нужно провести нейропсихологическую диагностику и выявить имеющиеся дефициты. Уже исходя их них составляется программа коррекции развития ребенка-левши. Занятия должны быть направлены на улучшение работы функциональных систем за счет повышения уровня специализации зон, устранения «размытости», диффузности в мозговой организации. По сути – нужно с помощью упражнений «протоптать нейронные дорожки». Часто помимо занятий с нейропсихологом и логопедом могут потребоваться занятия с психологом.
Что можно делать самостоятельно:
Отдельно хотелось бы сказать про фортепиано: играть полезно всем: и левшам, и правшам. Такая деятельность развивает музыкальный слух, координацию и одновременно задействует зоны в обоих полушариях и разные стратегии (и симультанность, и сукцессивность). Нет точных данных, влияет ли игра на фортепиано на межполушарное взаимодействие, но она однозначно полезна.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Левша – человек-загадка?
Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.
Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.
Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:
- Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой Трубку телефона прикладывает к правому уху Ведущие глаз, ухо – правые Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.
Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т. е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.
Большинство людей являются “частичными” левшами (т. е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).
У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т. е. являютсяамбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.
Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):
- Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т. д.) Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости) Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.
За что “отвечают” полушария?
Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т. е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т. е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.
Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).
Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т. д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т. д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.
Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.
Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!
У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:
Левша – ребенок зазеркалья?
У левшей медленно и плохо формируются навыки ориентации в пространстве
Скоро вашему малышу предстоит стать первоклашкой? Прежде чем искать гимназию или школу, организовывать занятия, подбирать пособия, вам необходимо выяснить немаловажную вещь: какая рука у вашего ребенка ведущая?
Зачем это надо? – удивятся родители. – Времена, когда левшей жестоко переучивали, к счастью, давным-давно канули в прошлое!
Да, времена изменились. Но маленькому левше в школе – особенно на первых порах – может быть очень непросто.
Дети зазеркалья
Предпочтение руки при письме – лишь видимая часть айсберга отличий левшей от правшей. На самом деле отличия кроются гораздо глубже.
Левую половину нашего тела контролирует правое полушарие мозга, отвечающее за целостное восприятие, эмоционально-образную картину мира.
В то время как левое полушарие, связанное с правой половиной тела, отвечает за логику, анализ, систематизацию. То есть от картины мира правши картина мира левши, у которого доминирует правое полушарие, отличается принципиально. Он словно Алиса, попавшая в Зазеркалье, ежедневно и ежечасно сталкивается с непосильными проблемами там, где правша не испытывает никаких затруднений.
Левши хуже правшей ориентируются в пространстве и времени. У них чаще, чем у других детей, возникают проблемы речевого развития, трудности при обучении чтению, письму и математике, особенно геометрии. Кроме того, поскольку любая информация, воспринятая правым полушарием, окрашивается эмоционально, дети-левши крайне ранимы, истощаемы, склонны к истерикам, страдают дефицитом внимания.
При этом программы подготовки к школе и программы начальных классов практически не адаптированы к потребностям и возможностям детей-левшей. И малыш даже в прогимназии будет испытывать сильнейший стресс. Поэтому одна из важнейших задач последнего года перед школой – помочь ребенку-левше хотя бы частично адаптироваться к требованиям, с которыми он столкнется в школе.
Левши явные и… тайные
Если ваш ребенок с младенчества все делает только левой рукой, картина кристально ясна: он левша. Но подвох в том, что помимо явных левшей есть еще и скрытые – те, у кого при ведущей правой руке доминирует правое, а не левое полушарие мозга.
Эти дети, как правило, чувствуют себя в школьном социуме еще более некомфортно, чем «чистые» левши. Ведь их рассеянность, неряшливость, скверный почерк, нелепые ошибки в письме и счете чаще всего объясняют недостатком прилежания. Попав в прогимназию, а потом в первый класс, ребенок сразу же оказывается в числе аутсайдеров. И позже изменить репутацию неуспешного ученика нелегко.
Выявить скрытую леворукость можно при помощи несложных тестов. Попросите малыша:
Понаблюдав за ребенком, вы определите, какие у него ведущие рука, глаз и ухо. Однако чтобы получить более или менее объективные результаты, необходимо соблюдать несколько правил:
Не стоит переживать, если ваш ребенок – явный или скрытый левша. Ведь леворукость – вариант нормы. Просто помогите будущему первоклашке скорректировать особенности его развития.
Координация движений
Дети-левши плохо осваивают сложные манипуляции, требующие слаженных, особенно асинхронных движений обеих рук или ног. Завязывать шнурки, застегивать пуговицы, шить, вязать, танцевать, кататься на роликах или велосипеде, плавать – все это требует от них колоссального напряжения и невероятных усилий. Но комплекс несложных упражнений научит ребенка контролировать свои движения.
Дыхательная гимнастика
Ребенок лежит на спине и спокойно, размеренно дышит. Потом темп дыхания изменяется: вдох – задержка – выдох – задержка. Причем на вдохе нужно втягивать живот, а на выдохе – надувать. Сначала каждая из фаз длится две-три секунды, затем их удлиняем.
Упражнения для глаз
Не поворачивая головы, ребенок следит глазами за движениями пальца – слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, по кругу. Затем попросите малыша высунуть язык и водить им в том же направлении, куда движутся глаза. А после – в противоположном. Важно: движения языка и глаз должны быть одновременными, а не последовательными.
Тактильная гимнастика
Приготовьте несколько парных предметов с характерной формой (например, шарик, кубик, шишка) и ярко выраженной фактурой. Положите по одному предмету из каждой пары в непрозрачный мешочек. Дайте ребенку в руку один предмет и попросите найти второй рукой на ощупь такой же в мешочке. Затем поменяйте руки. Начинайте с двух-трех пар предметов. Затем увеличивайте количество пар и уменьшайте различие между ними. Например, можно взять несколько разных ключей.
Пространственные представления
У левшей медленно и плохо формируются навыки ориентации в пространстве. В их «зазеркалье» верх и низ, право и лево легко могут меняться местами. Поэтому они могут написать слово или число справа налево или сверху вниз, а могут и вовсе по диагонали. Левши, например, с трудом учатся такой нехитрой операции, как сложение в столбик, а скопировать картинку по образцу для них – непосильный труд.
Как помочь этой беде? Главное при формировании пространственных представлений – опираться не на абстрактные категории, а на сенсорный, телесный опыт ребенка. Для начала необходимо задать точку отсчета. Ею будет левая, ведущая рука ребенка: наденьте на нее часы, красивый браслет, симпатичный колокольчик. Отсюда можно будет строить систему координат. Например, читать, рисовать, рассматривать комиксы нужно «от колокольчика». Буква «Я» и цифра 9 головку поворачивают «к колокольчику», а буква Р и цифра 6 – «от колокольчика».
Важно!
Детям-левшам свойственно «застревать» на одном действии. Они с трудом переключаются с одной операции на ругую, не могут выполнять несколько действий параллельно (например, говорить и рисовать). Кроме того, из-за сложностей с пространственными представлениями левше трудно научиться узнавать время по часам со стрелками.
Чтобы помочь ребенку, в игре научите его разбивать действие на последовательные операции. Например, обезьянка идет в бассейн. Что ей нужно делать? Раздеться, убрать вещи в шкафчик, надеть тапки и шапочку, принять душ, надеть плавки…
Совет
Почувствовать продолжительность времени ребенку помогут песочные часы. Они научат собирать вещи, одеваться, выполнять задания за определенный срок.