скринлайф что это такое
Скринлайф: честная история создания одного ролика
Как использовать скринлайф в корпоративной среде? Ответ в нашем кейсе по созданию обучающего ролика для сети магазинов «Подружка»
Первый раз мы заговорили о скринлайфе с «Табер Трейд» (сеть магазинов «Подружка») в августе 2019. У нас проходила креативная сессия по поводу ролика, приуроченного к запуску их нового обучающего портала «ВТренде».
Среди прочего, мы предложили разработать концепцию ролика в стиле скринлайф и рассказали клиенту что же это вообще из себя представляет.
Этот новый формат придумал Тимур Бекмамбетов. Первым скринлайфом стал фильм «Убрать из друзей», действие которого происходит на рабочем столе компьютера. Позднее, стали появляться другие работы, снятые в этом жанре и использующие не только экран компьютера, но и телефона или видеорегистратора.
Этот жанр распространен в кинематографе, но не в рекламе, а уж тем более не в Employer Branding контенте для компаний.
Тем же вечером у нас состоялся брейншторм с командой проекта. Мы подготовили несколько вариантов, в том числе и скринлайф, осметили их, тезисно расписали предложение и отправили клиенту.
Понадобился еще день, чтобы получить фидбек, и конечно же, выбор пал на новый, необычный формат.
Мы привлекли нашего постоянного автора, который собаку съел на рекламных и EB (Employer Branding) сценариях и уже работал с этим клиентом.
Оставалось только подписать оставшиеся документы и приступить к реализации. Так как мы часто работаем с «Табер», сценарий был сразу запущен в работу и через день-два мы показали им первую версию.
Потом мы корректировали его, вносили правки, реагировали на их комментарии, в общем, довели сценарий до финальной версии.
Дальше повисла пауза. Оказалось, руководству сценарий не понравился и отдел обучения пытлся корректировать его самостоятельно. Мы предложили свою помощь, от которой клиент вежливо отказался. Спустя месяц переговоров нам сообщили что проект отложен на неопределенный срок. Нам оставалось только вздохнуть, заплатить гонорар сценаристу и ждать…
Неожиданно, три месяца спустя они вернулись с задачей по созданию двух роликов в скринлайфе.
Видео в корпоративной среде нужны, чтобы решать определенные задачи. Если вы не можете объяснить какую задачу вашего бизнеса решает ролик, то он снят зря.
В данном случае, ролик помогает в обучении персонала по всей стране, в доступном и современном формате. В сети магазинов «Подружка» работает более 6000 человек. Провести обучение для каждого сотрудника традиционными способами проблематично. Мы уже реализовали подобный проект для «Табер Трейд» — создали вводный обучающий курс в формате веб-сериала. Сейчас нужно было сделать упор на изучение новой системы «ВТренде» (обучающий портал для сотрудников).
Второй ролик должен был также поспособствовать обучению персонала, а именно Управляющих магазином. Это другая целевая аудитория, которая требует индивиндуального подхода.
Следующим этапом стала разработка сценариев по утвержденному концепту. Нужно было емко изложить объемный материал в рамках двух 10-минутных роликов. Мы снова обратились к проверенному сценаристу и начали подготовку. Буквально через несколько дней у нас были первые версии, которые мы и отправили клиенту.
После нескольких итераций у нас были рабочие, максимально согласованные версии сценариев для двух роликов. Но все ли шло по плану?
У нас с моим партнером Женей случилось просветление. Это произошло когда мы отвлеклись от других процессов и смогли погрузиться в сценарии.
Работа сценариста была хорошей, но она была обыграна по «правилам рекламы», а не скринлайфа. Везде маячил закадровый голос, реальной «жизни» на экранах не было. Все переходы шли через каты, музыка играла фоном. Дело в том, что я уже делал этот формат совместно с Тимуром Бекмабетовым, а Женя активно изучал его, писал для портала screenlifer.com и тоже общался со студией «Базелевс». Нам важно было сделать именно скринлайф и мы поняли, что уделяли недостаточно вниманию процессу подготовки (доверяй, но проверяй) и не все идет так, как нам бы хотелось.
Нужно было максимально срочно переходить к стадии производства, но мы не могли себе этого позволить. Мы очень любим «Табер», как нашего постоянного клиента, тем более они дают нам свободу креатива и возможность интегрировать современные форматы. Мы посовещались и решили отложить срок сдачи сценария и переработать его. Да, переносить дедлайны плохо, но, когда это не вредит общим срокам проекта и делается ради блага клиента, улучшения продукта, когда вы делаете из посредственного уникальное, то это вполне оправдано.
Вечер воскресенья. Сценарий должен быть отправлен клиенту уже завтра. Самое подходящее время, чтобы открыть ZOOM, доки со сценариями и начать их обрабатывать. Мы созвонились и начали выстраивать логику повествования. Чистить каждый кадр, убирать неточности (например, закадровый голос, музыку и прочее). Если часть текста нельзя было трансформировать в скринлайф, то мы переписывали куски сценария с нуля.
Чтобы перейти к закадровой музыке, мы должны отразить в сценарии действие, где гипотетическая героиня открывает iTunes и включает определенный плейлист. Чтобы понять, что сотрудник должен быть на рабочем месте за полчаса до открытия магазина, нужно выстроить цепочку, где героиня смотрит карту, соответственно узнает расстояние до работы, пишет себе заметку в «планы на день» о том, что «нужно быть на работе за 30 минут до открытия» и ставит будильник с этим запасом. Звучит сложновато, да? Но именно это и отличает скринлайф от любого другого формата. Это театральная постановка, разыгранная в рамках интерфейса устройства, если не будет логики и последовательно, то зритель не поверит. О сне можно было забыть, но два гармоничных сценария были готовы к 5 утра.
Письмо было собрано и отправлено клиенту, оставалось только немного поспать и ждать фидбек.
Первый ответ был тревожным. Они немного удивились изменению сценария (чтобы вы понимали, это по факту реально другой сценарий, полностью переработанный и дополненный), но после нескольких правок, мы смогли его утвердить. Часть материала перешла из первых версий, так что на выходе получился некий симбиоз всех сценариев. Несколько больше материала, чем хотелось бы, но все в рамках скринлайфа. Ура! Пора творить!
«Оскар» за скриншот: что такое screen-life и как его снимают
Можно ли снять блокбастер в собственном WhatsApp, Skype или Telegram? Теперь да! Ведь наша жизнь переместилась в гаджеты. С помощью наших устройств мы общаемся и работаем, сохраняем фотографии и воспоминания в облаках и на дисках. Вся история нашей жизни внутри смартфона или ноутбука — и теперь ее можно превратить в кино! Рассказываем о новом формате на стыке сторителлинга и кино — screen-life
Что такое screen-life?
В XX веке кино переживало много перемен. Режиссеры постоянно находились в поиске новых форм выражения и сюжетов для фильмов. Сравним, например, два «Поцелуя». Первая лента — это короткометражка 1896 года Уильяма Хейза, где впервые на экране показали поцелуй.
Второй «Поцелуй» — это фильм Энди Уорхолла 1963 года, который состоит из образов целующейся пары.
Хейз старался передать реальность с помощью нового для того времени формата — кино. Однако уже в середине века практика отображения действительности потеряла свою актуальность. Поэтому Уорхолл сосредоточился не на сюжете или фиксации настоящего, а на передаче эфемерности времени.
Французская новая волна делала акцент не на фильме как на продукте, а на творческом выражении режиссера-автора. Итальянский неореализм ставил героя на одно место со зрителем. Казалось, что все уже изучено. В XX веке правила кинематографа были установлены и нарушены всеми мыслимыми способами.
В XXI веке кино продолжает развиваться и даже формирует новые модели повествования. Во многом это становится доступно благодаря технологиям. Представьте, что из ваших сторис в Инстаграм можно собрать целую историю и снять сериал. А что получится, если залезть в переписки?
Screen-life — это рассказ правдоподобной истории с помощью экрана гаджета или веб-камеры. Формат не только «говорит новое слово» в кино, но и адаптирует к современности идеи «Догмы 95». В манифесте датского кинематографического движения 1995 года говорится, что кино должно придерживаться особых правил, «обета целомудрия». Последователи «Догмы» выступают против «иллюзий» и индивидуального подхода к кинопроизводству. Туда же относятся отсутствие историзма, выстроенные съемочных планов и профессиональной аппаратуры. Все это применимо и к концепции screen-life, согласно которой кино может снять каждый.
Истоки
Прародители screen-life — картины жанра «найденной плёнки», где главные герои управляли камерой. К таким фильмам относят часть франшизы «Паранормальное явление» и дилогию «Искатели могил» конца 2000-х и начала 2010-х. Принципы формата только устанавливались, и эти фильмы сняты на обычную, а не на веб-камеру. А первой лентой, которую сняли на веб-камеру, стала картина «Открытые окна» 2014 года. В этих фильмах уже заметна характерная особенность screen-life: актеры не только отыгрывали свои роли, но и выступали в качестве операторов.
Следующий виток развития формат получил благодаря российскому режиссеру и продюсеру Тимуру Бекмамбетову. Однажды глава кинокомпании «Базелевс» разговаривал по Skype с будущей со-сценаристкой фильма «Профиль» Ольгой Хариной. В конце конференции та забыла отключить показ экрана, и Тимур увидел ее жизнь «изнутри». «Видеть монитор чьего-то компьютера — это узнать про человека все, быть внутри него», — сделал вывод продюсер.
Последующие ленты в таком формате, детектив «Поиск» и триллер «Профиль», только укрепили позиции screen-life. В 2018 году Михаил Зыгарь и Карен Шаинян вместе с «Базелевс» запустили сериал для смартфонов «1968 Digital». Этот документальный интерактивный проект показывает 1968 год как поворотную точку для развития мировой культуры и общества. Всего создатели выпустили 40 серий, в которых жизнь великих людей представляется на экране гаджета. Немного о проекте «1968 Digital» «Системный Блокъ» рассказывал в статье «Публичная история: как историки стали практиками и освоили интернет».
Почти в то же время к фильмотеке screen-life добавилась вторая часть «Убрать из друзей» и комедия «Днюха!». Во время пандемии коронавируса весной 2020 года появилось еще несколько сериалов разного качества. Удивление зрителей от формата прошло, и создатели обратили внимание на содержание. Поэтому история screen-life как нового «киноязыка» только начинается.
Технология
Если знать некоторые приемы и секреты, то можно создать screen-life фильм самостоятельно. Картины в таком формате не требуют больших затрат по времени и деньгам. Кастинги актеров часто проводят онлайн, а необходимые программы и спецэффекты приобретают заранее.
Вся история в фильме screen-life происходит на экране одного гаджета. Режиссер и монтажер стремятся с помощью различных инструментов показать внутренний мир персонажей и их переживания. Места съёмок и декорации заменяются рабочим столом, соцсетями, файлами, папками, приложениями и т.д. Становятся значимыми такие детали как стук по клавишам, приход сообщений, движения курсора и др. Все это должно раскрывать героев истории и располагать зрителей.
Особую важность приобретают предварительный проект и прогон сценария перед продакшеном картины. Значение имеет все: от последовательности действий и реакций актеров до положения папок и времени загрузки данных. У самого формата не существует четких законов съемки. О характере персонажа говорят положение иконок на его рабочем столе, открытые вкладки браузера и переписки. Как и в обычном кино, создатели уделяют внимание движениям камеры, спецэффектам (например, мерцанию) и яркости экрана.
Актеры получают возможность импровизировать и вести себя более естественно, чем на настоящей съемочной площадке. Часто они играют на эмоциях, чтобы вовлечь аудиторию в виртуальную реальность. Сцены снимают либо большими дублями, либо создатели сразу пытаются «проиграть» весь хронометраж.
Монтаж в screen-life может быть такой же, как в классическом фильме, так и присутствовать минимально или отсутствовать вообще. Его заменяют клики по экрану, открытие и закрытие окон, выбор файлов, действий и программ. Формат превращает ленту в «рваное» повествование. Ткань screen-life состоит из быстрых переходов и действий, что делает зрителя пассивным наблюдателем. Замкнутость пространства создает драматический эффект, но она также способна разрушить логику картины.
Погружению в атмосферу фильма способствуют звуковое сопровождение и текст с экрана. Звук в кинозалах исходит с задних рядов, что создает эффект сидения перед монитором. Происходит идентификация зрителей с главным героем, и возникает особая эмпатия. Аудитория также получает новый опыт в виде чтения переписок и сообщений. Это ещё сильнее сближает с персонажами и притягивает к киноэкрану.
Несмотря на короткий срок съемок — 8-15 дней — постпродакшн screen-life фильма занимает 6-9 месяцев. Авторы объясняют это чрезмерной гибкостью формата. В материал могут добавлять новые детали и убирать целые сюжетные линии. Важный пункт монтажа — это адаптация приложений и сервисов для кинопроката в других странах. Такими способами создается иная или же альтернативная лента, но без пересъемок и дополнительных затрат.
Интересные screen-life проекты
«Открытые окна» («Open Windows», 2014 г.)
Сюжет ленты крутится вокруг актрисы Джилл Годдард (Саша Грей) и поклонника и редактора ее неофициального сайта Ника Чамберса (Элайджа Вуд). По результатам особого конкурса герой выигрывает ужин с ней после презентации фильма. Во время онлайн-репортажа с мероприятия раздается звонок, и человек по имени Корд объявляет Нику, что ужин отменен. Позже становится ясно, что Джилл угрожает опасность. Картина является примером протоscreen-life и совмещает в себе экшен и тайну, которую зрители должны разгадать.
Убрать из друзей («Unfriended», 2015 г.)
Поиск («Search», 2018 г.)
Режиссер картины «Поиск» Аниша Чаганти рассказывает о Дэвиде Киме (Джон Чо), который ищет пропавшую без вести дочь Марго (Мишель Ла) по следам в ее компьютере. Все, что находит Ким в компьютере дочери, говорит ему о том, что он совсем не знает, как живет девушка. Оказалось, что у Марго совершенно нет близких друзей. Героиня давно не ходит в музыкальную школу, хотя берет у отца деньги на уроки. Все эти находки помогают Дэвиду приблизиться к разгадке того, куда пропала его дочь.
Профиль («Profile», 2018 г.)
Фильм «Профиль» Тимура Бекмамбетова основан на реальной истории. Британская журналистка Эми (Валин Кэйн) работает под прикрытием и начинает общаться с рекрутером из террористической группировки Абу Билелем (Шазад Латиф). Вскоре девушка теряет связь с реальностью и уже планирует свадьбу с Билелем. Съемки «Профиля» проходили всего 9 дней, а разговоры по Skype записывали в реальном времени. При этом актриса Валин Кэйн находилась в Лондоне, в то время как Шазад Латиф звонил ей с Кипра.
«Днюха!», 2018 г.
Антон (Эльдар Калимулин) отгулял день рождения лучшего друга Паши (Данила Чванов), после чего очнулся в другом городе. Герой не помнит ничего из того, что с ним произошло в тот день. Он заперт в квартире незнакомой девушки, а единственным «ключом» к разгадке становится ноутбук. Видео с похождениями героя стали популярны в сети, что может навредить его отношениям с девушкой Мариной (Алина Титова). Теперь Антон должен понять, как все исправить.
«Взаперти», 2020 г.
Семья Кати (Аня Чиповская) и Игоря (Дмитрий Ендальцев) переживает кризис. У молодых людей накопилось много взаимных претензий и обид, и они решают расстаться. Однако из-за введенного карантина и самоизоляции героям придётся провести ещё две недели вместе. Зрители отмечают приятную атмосферу и хороший юмор, несмотря на замкнутое пространство и маленький каст. Сериал сняли на смартфон Samsung Galaxy.
Можно ли считать screen-life кинореволюцией?
Screen-life позволяет создавать картины абсолютно любого жанра от комедий, как «Днюха», до триллеров вроде «Поиска». Появление такого формата — закономерное развитие кинематографа, который всегда старается идти в ногу со временем и показывать то, чем живет современный человек. Что точно отличает этот формат от других, то это героецентричность. Screen-life позволяет полностью погрузиться в жизнь персонажа, буквально заглянуть к нему в голову. Именно так формат делает зрителя «некраснеющим вуйеристом».
Больше о съемке фильмов в формате screen-life рассказывает режиссер Александр Володин на своем вебинаре на YouTube.
Скринлайф: будущее кино или проходящая мода
Как часто бывает в таких ситуациях, на самом деле формат не был таким уж прорывным — подобного рода эксперименты проводились и раньше, просто не получали такого мощного продвижения. К примеру, в 2006 году режиссер Майкл Гои снял триллер «Пропавшая Меган», действие которого почти полностью разворачивалось на экранах смартфонов. Гои явно был чересчур оптимистичен в своем представлении о возможностях мобильных технологий середины нулевых, к тому же фильм не мог похвастаться захватывающей драматургией и хорошей актерской игрой. До зрителей он вообще дошел лишь в 2011 году. Забавно, что картина недавно получила вторую жизнь на Западе благодаря ТикТоку — молодые пользователи сети, которые не увидели надуманности в постоянных видеочатах, выкладывали реакции на ленту, которая многих шокировала.
И все же именно «Убрать из друзей» стал родоначальником полноценного тренда.
Ожидание: новый киноязык
Другая важная особенность формата — чисто коммерческая. По сравнению с обычными съемками, скринлайф гораздо дешевле и не требует масштабного производства. Обычно на это требуется чуть больше десяти дней и минимум локаций. Частично это компенсируется более долгим монтажом и в целом постпродакшном (то есть периодом между финалом съемок и непосредственным релизом), но даже тут есть плюс — команда фильма сильно меньше, чем на стандартном производстве, а значит и размер гонораров.
Результаты художественных экспериментов были неоднозначными. В 2018 году вышел «Поиск» — захватывающий триллер об отце, ищущем свою пропавшую дочь. В «нагрузку» к стандартным приемам скринлайфа тут добавились движения камеры, направляющие взгляд зрителя на важные детали, и монтаж, позволяющий действию плавно переходить от одного интересного эпизода к другому. Иногда весь экран занимает ролик новостей и только потом, когда виртуальная камера отъезжает, мы видим, что это всего лишь часть сайта, который изучает герой. Сам Тимур Бекмамбетов снял детектив о журналистке, входящей в доверие к радикальным исламистам, — «Профиль», который получил приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале. Фильм должен выйти позже в этом году. С другой стороны, мы получили комедию «Взломать блогеров» со звездами YouTube, породившую мем «Эксперимент вышел неудачным».
Творческие неудачи «Базелевс» не остановили, и Бекмамбетов продолжает верить в скринлайф. Ему удалось заключить контракт на пять фильмов с Universal, и он активно думает над историями, которые можно представить в этом формате. Судя по всему, после «Профиля» мы увидим современную экранизацию «Ромео и Джульетты», которую показали на фестивале «Сандэнс» в январе, а после, может быть, дело дойдет даже до «Сумеречного дозора» — о желании подогнать знаменитую серию под новый формат Бекмамбетов заявил совсем недавно.
Бизнес-план кажется логичным — почему бы не попробовать себя в разных жанрах, когда риски настолько малы, а потенциальный успех их полностью перекрывает.
Реальность: локдаун и самоизоляция
Такая техника съемки казалась прекрасной продюсерской находкой — для фильма не нужно дорогое оборудование и декорации, импровизация на экране смотрелась органично. Достаточно было найти правильную локацию.
По-настоящему тренд запустился в 2007 году с премьерой «Паранормального явления», когда в кинотеатры хлынул нескончаемый поток псевдодокументальных картин, по большей части триллеров и хорроров. Довольно быстро зрители пресытились форматом, стали жаловаться на трясущуюся камеру, заезженные приемы и желание авторов подогнать совершенно неподходящие истории под стремительно выходящий из моды жанр. Сейчас псевдодокументальные фильмы выходят все реже.
Когда-то «Базелевс» считал себя уникальным игроком на поле скринлайфа, но сейчас это уже наверняка не так. Пандемия коронавируса смешала все карты. Продюсеры и режиссеры, почти лишенные возможности снимать традиционные фильмы, массово обратились к формату, который как нельзя лучше подходит для периода всеобщего локдауна. Один за другим в интернете выходили сериалы о карантине («Окаянные дни», «СидЯдома», «Постановочное») и даже фильмы. Так, на сервисе Shudder появилась картина Host (в русском переводе — «Астрал. Онлайн», что уж совсем подло по отношению к зрителю). Она рассказывает о спиритическом сеансе по Zoom’у и идет меньше часа. Несмотря на вторичность, своего зрителя она привлекла.
Постепенно скринлайф становится привычнее, появляется все больше отзывов уставших от формата зрителей, а учитывая, что теперь он будет ассоциироваться с пандемией, возможно, его ждет схожая с псевдодокументалистикой судьба.
«Базелевс», судя по всему, это понимает и уже думает, как сделать свои проекты интерактивными — чтобы зритель мог сам исследовать рабочие столы компьютеров и экраны телефонов героев. Здесь их, однако, ждут совершенно другие конкуренты — видеоигры. Такие проекты, как дилогия A Normal Lost Phone и Telling Lies, вовсю используют концепцию интерактивного детектива и даже привлекают голливудских актеров. Что здесь может предоставить скринлайф, кроме масштабных рекламных кампаний, — вопрос.
Как вариант, фильмы и игры будут все больше сливаться друг с другом, пока граница между ними не станет совсем призрачной. А пока готовимся к очередной порции скринлайф-проектов.
«Скринлайф»: Как выбрать историю и снять кино с помощью компьютера
В 2013 году в Торонто представили 17-минутную короткометражку «Ноа» (Noah). Действие этого фильма впервые целиком разворачивалось на экране десктопа. Тогда никто не предполагал, что в таком режиме можно снять и полнометражное кино. Но уже через два года кинокомпания, во главе которой стоит Тимур Бекмамбетов, собрала овации на показе «Убрать из друзей» — и сейчас в производстве Bazelevs больше 50 проектов, исследующих цифровую жизнь со всех сторон.
Свой опыт команда Бекмамбетова, а также другие режиссеры, монтажеры и сценаристы, уложили в книгу под названием «Скринлайф». Осенью она вышла в «Альпина Паблишер». С разрешения издательства публикуем отрывок, который рассказывает, как выбрать историю и самостоятельно снять кино нового формата.
Придумывая историю в формате скринлайф, прежде всего нужно учитывать, что она изначально должна быть связана с использованием героями гаджетов — этого требует сама органика языка скринлайфа. Гаджет не должен быть искусственным костылем, который тормозит все действие. Напротив, его экран — это главный инструмент выстраивания интриги. Именно гаджеты будут играть в вашей истории важнейшую роль, с их помощью герои будут создавать проблемы и решать их.
В скринлайфе жизнь персонажей мотивированно невозможна без гаджетов. Если герои могут отложить свой компьютер и смартфон в сторону, то, пожалуй, стоит задуматься над тем, чтобы снять фильм в другой языковой среде. И любая искусственная привязка к гаджетам будет выглядеть натяжкой, которую мгновенно считает зритель.
Есть множество историй, которые могут быть так или иначе связаны со скринлайфом (например, современный ромком уже непредставим без шуток, которыми герои обмениваются в сообщениях), но не стоит использовать скринлайф просто как возможность их трансляции на экран. Для скринлайфа важно, что экран становится не просто способом увидеть происходящее на другом конце мира, а самостоятельным местом действия.
Придумывая идею для фильма, важно сразу отделить события, которые происходят в цифровой жизни, от тех, которые происходят в физической реальности вашего героя. Разговор по Skype или трансляция видеоблогера сами по себе не могут считатьcя скринлайфом — ведь люди там выглядят так, как они хотят, чтобы их видели. Они выдают те эмоции, которые контролируют, потому что знают, что их видят. Скринлайф начинается тогда, когда мы входим в личное пространство нашего героя, непредназначенное для чужих глаз. Именно там будет развиваться основное действие вашего фильма.
Можно привести в пример проект «Followed» (2018) про девушку-блогера, которая ведет Instagram-трансляцию из заброшенной психбольницы. Она хочет доказать, что там нет призраков, хотя зритель догадывается — ему подсказывает жанр, — что призраки там, конечно же, есть. Можно было бы сказать, что это «Ведьма из Блэр» со смартфоном вместо видеокамеры. И если бы это было так, то, конечно, история не вписывалась бы в канон скринлайфа.
Скринлайф начинается, когда призраки подключаются к ее Instagram-трансляции и оставляют комментарии, а мы видим, как ведет себя героиня в цифровой реальности. Для скринлайфа призраки в комментариях всегда важнее призраков за спиной героя. Эта грань тонка, и нащупать ее можно только путем проб и ошибок. Но, согласно философии скринлайфа, действия человека в интернете говорят о нем больше, чем его собственные слова или действия офлайн.