скольжение в фигурном катании чем надо работать
О бщие положения техники обязательных фигур
Д уга. Скольжение по дуге — основное движение в фигурном катании вообще и в обязательных фигурах в частности. Рассмотрим требования, соблюдение которых обеспечивает качественное выполнение скольжения.
Положение тела. Во время скольжения продольная ось тела должна быть прямой. Линия плеч и линия бедер перпендикулярны к продольной оси.
Наиболее грубая и опасная техническая ошибка — искривление продольной оси тела в боковом и переднезаднем направлениях. Искривление в боковом направлении возникает в том случае, когда наружное плечо излишне опущено, а внутреннее поднято (рис. 22, б).
Рис. 22. Положения тела при скольжении по дуге: а — правильное; б — неправильное |
Искривление продольной оси тела обычно происходит после толчка и приводит к неправильному положению свободной ноги и плеч с первых моментов скольжения. Причину искривления оси вперед надо искать в чрезмерном наклоне вперед верхней части туловища, что объясняется инстинктивной боязнью упасть назад при первых шагах на льду (рис. 22, б).
Положение головы. Голова фигуриста, как правило, должна располагаться на продольной оси. В тех случаях, когда фигурист ведет длительный контроль за следом, голову можно слегка наклонить, но туловище при этом должно сохранять прежнее положение.
Положение рук. При скольжении руки должны составлять единое целое с верхней частью туловища (рис. 23). Кисти рук находятся на уровне таза и слегка напряжены. Степень их напряжения меняется: при выполнении толчка, подготовке к повороту, в повороте; после поворота и перетяжки она больше, при выполнении других частей фигуры меньше. Для лучшего ощущения мышц руки начинающим при простом скольжении можно рекомендовать контролировать напряжение последней фаланги среднего пальца. Тогда вся рука, включая кисть, окажется закрепленной в нужной степени, что исключит перенапряжение.
Рис. 23. Положение рук при скольжении: а — правильное; б — неправильное |
Положение опорной ноги. При выполнении элементов опорная нога слегка согнута в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Движения ее должны быть мягкими — нога сгибается и разгибается, выполняя роль амортизатора и предотвращая возникновение значительных вертикальных усилий.
Кроме сгибания и разгибания опорная нога постоянно выполняет движения, связанные с поворотами внутрь и наружу.
Положение свободной ноги. Находясь впереди, свободная нога слегка развернута, немного согнута в коленном суставе, носок вытянут и. расположен в 5—10 см от льда. Пятка находится на расстоянии 20—25 см от носка опорной ноги. В положении сзади нога развернута, слегка согнута в коленном суставе, носок вытянут и находится над следом в 10—15 см и в 30—40 см от пятки опорной ноги (рис. 24).
Рис. 24. Положение свободной ноги: а — сзади; б — спереди |
При движении вперед из положения сзади свободная нога, не меняя степени супинации, приближается к опорной, выходит вперед и одновременно слегка разворачивается. При движении назад последовательность движений обратная (рис. 25). Признаком высокого мастерства выполнения обязательных фигур является слитность и плавность движений свободной ноги.
Рис. 25. Движение свободной ноги при скольжении: а — правильное; б — неправильное |
Участок скольжения конька. При скольжении вперед конец касается льда не всей поверхностью полоза, а лишь его участком длиной около 8—12 см, который сдвинут от середины конька к пятке на 2—3 см. При скольжении назад этот участок смещается на то же расстояние в сторону зубца конька. Рациональное использование участков полоза конька с различной кривизной помогает качественному выполнению фигур. Смена участков конька, так называемый перекат, заключается в том, что детали рисунка с большей кривизной следа следует проходить на более круглых частях полоза. Движения конька должны напоминать движения пресс-папье при промокании чернил (рис. 26). Несмотря на общий характер движения конька в различных элементах, скоростной режим переката различен: самый медленный — в петлях, самый быстрый — в скобках.
Рис. 26. Смена участка скольжения конька |
Как при простом скольжении, так и при выполнении петель и элементов с поворотами очень важно, чтобы смена участка скольжения проходила плавно и непрерывно.
Перетяжка. Перетяжка является важным элементом фигуры в форме параграфа и восьмерки. От точности ее выполнения во многом зависит качество рисунка. Важно так овладеть элементом, чтобы скорость скольжения не только не уменьшалась, но и увеличивалась там, где это необходимо. Рассмотрим общие правила выполнения этой группы элементов.
Вращение плечевого пояса как до смены ребра, так и после нее происходит навстречу закруглению дуги, а таза — в сторону закругления. Перед выполнением перетяжки опорная нога согнута, в момент смены ребра несколько выпрямляется, а затем снова слегка сгибается. Продольная ось тела остается прямой на протяжении всего времени выполнения фигуры.
Необходимо следить, чтобы при подъезде» к перетяжке и после нее стопа свободной ноги была в достаточной степени напряжена,, так как ее расслабление часто искажает рисунок фигуры.
Поворот. Движения при выполнении поворотов можно разделить на основные и вспомогательные. К основным движениям относятся встречное вращение верхней части туловища относительно нижней и перемещение центра тяжести тела в горизонтальной плоскости из одного круга в другой в крюках и выкрюках. К вспомогательным движениям относятся движения опорной и свободной ноги.
Важно учесть, что при подготовке к повороту, в самом повороте и на выезде первостепенное значение имеет поворот плечевого пояса относительно таза и лишь затем положение рук. Своего рода контрольными точками в этих случаях следует считать точки 1 и 2 на линии плеч фигуриста и точки 5 и 4 на линии бедер (рис. 27). Взаимное положение плеч и бедер, величина угла между линиями 1—2 и 3—4 служат критерием скрученности туловища, т. е. степени подготовки.
Рис. 27. Контрольные точки тела |
Следует стремиться к тому, чтобы линия рук приблизительно совпадала с линией плеч. Недопустимо прижимать к туловищу руки, сгибать в локтях и т. п.
При подготовке и выполнении поворота вперед ведущую роль играют рука и плечо, находящиеся сзади по отношению к направлению скольжения, а при проведении поворота назад — рука и плечо, находящиеся впереди.
Другая важная особенность подготовки к поворотам связана с различной геометрией рисунка в разных поворотах. Если направление скольжения в момент подготовки к повороту совпадает с направлением скольжения после его выполнения (тройка, вы-крюк), то подготовка может длиться вплоть до начала поворота. Если направление скольжения в момент подготовки противоположно направлению скольжения после поворота (скобка, крюк), то подготовка в основном должна быть закончена до начала поворота. Это объясняется тем, что в тройке и выкрюке направление вращения конька в повороте совпадает с направлением закругления дуги после поворота. В скобке и выкрюке оно противоположно закруглению дуги после поворота. Поэтому начинать такие повороты нужно при отсутствии остаточного вращения верхней части туловища, создающегося в процессе подготовки. Вот почему подготовка к скобке и крюку должна быть закончена до начала поворота (тогда остаточное вращение будет несколько нейтрализовано).. Это способствует более правильной форме самого поворота и предотвращает искажение кривой скольжения после поворота.
Вторым основным движением в поворотах является перенос центра тяжести тела из одного круга в другой при выполнении выкрюков и крюков. Это достигается за счет переноса верхней части туловища наружу по отношению к положению динамического равновесия, в результате чего центр тяжести тела перемещается в сторону второго круга и возникает противоположно направленное скольжение по дуге.
К важным вспомогательным движениям относятся сгибание и разгибание опорной ноги. Общее правило вертикальных движений, выполняемых опорной ногой, может быть схематически выражено правилом: низко-высоко-низко. Это значит, что перед выполнением любого поворота опорная нога несколько согнута, во время выполнения разгибается и после поворота вновь слегка сгибается. Полное выпрямление опорной ноги при этом нежелательно.
При перемещении центра тяжести тела вверх (разгибание опорной ноги) первым начинает разгибаться тазобедренный сустав, затем к работе подключаются менее сильные, но более быстрые мышцы коленного сустава. К этому моменту конек начинает въезжать в поворот, и фигуристу нужно выполнить наиболее тонкую, требующую филигранных движений часть элемента — носик. В этом движении участвуют мышцы стопы. Сгибание опорной ноги выполняется в обратном порядке.
При выполнении поворотов свободная нога участвует во встречном движении верхней части туловища относительно нижней. Вместе с тем свободная нога выполняет и специфическую функцию — ее движение облегчает въезд и выезд из поворота. Правильное движение свободной ноги в значительной степени помогает избежать скобления льда коньком и способствует начертанию глубокого симметричного, тонкого поворота с острой вершиной, препятствует возникновению других ошибок.
Петли. За время, длящееся от начала до конца одной петли, фигурист совершает два оборота: один — в результате объезда окружности, второй — в результате объезда самой петли.
При выполнении петли вращательное движение сначала передается от верхней части тела нижней, а затем, во второй половине петли, вращение нижней части прекращается в результате встречного вращения плечевого пояса и рук. Наибольшее количество ошибок в петлях вызвано неправильным положением линии плеч. Тело должно занимать такое положение, чтобы линия плеч была слегка наклонена внутрь дуги, т. е. чтобы внутреннее плечо оказалось несколько ниже наружного.
Специфической особенностью техники выполнения петель является рациональное использование различных участков полоза конька: наиболее крутой участок следа выполняется на более круглой части полоза. Перекат конька должен быть следствием сгибания опорной ноги при сохранении туловища в максимально прямом положении, а не наклона вперед.
Критерием точности движения свободной ноги служит точка в вершине петли. Свободная нога должна догнать опорную не раньше, чем та достигнет вершины петли. Следствием преждевременного выноса свободной ноги вперед является круглая форма петли и затрудненное выполнение последующей перетяжки в восьмерках.
Зачем одиночникам скользить, если можно прыгать, и как правильно шнуровать коньки. Мы поговорили с тренером клуба Тамары Москвиной
Всегда интересно пообщаться с молодыми тренерами в топ-командах: чтобы произвести впечатление на опытного руководителя, воспитавшего не одного чемпиона, и быть принятым на работу, молодому специалисту нужно быть профессиональным, уверенным в себе и харизматичным. Ответственность для молодого тренера тут ничуть не меньше, чем для самих спортсменов.
Корреспондент «Матч ТВ» пообщалась с Николаем Морошкиным вскоре после возобновления тренировок в новогодние праздники. Получилось динамичное толковое интервью — вроде и о работе, но в то же время о мечте.
« Одиночники же нацелены на прыжки, у многих все остальное вообще выпадает из поля внимания. Моя задача — помочь спортсмену полюбить скольжение»
— Как бы вы объяснили далекому от фигурного катания человеку, в чем заключается ваша работа? Что дает, например, одиночникам сотрудничество с тренером по скольжению?
— Это очень хороший вопрос, я сам бы хотел получить на него ответ. (Смеется.) Кроме того, что я работаю с ними над хореографией, я стараюсь научить спортсмена полюбить фигурное катание через собственно катание. Одиночники же нацелены на прыжки, у многих все остальное вообще выпадает из поля внимания — хореография, скольжение, вращения. Моя главная задача — помочь спортсмену полюбить скольжение. Показать, что это может приносить удовольствие, может легко получаться за счет технических приемов, может выглядеть круто.
Мы со спортсменами на тренировках пробуем быть необычными в плане движений, пробуем сложные повороты в дорожках, движения головой и корпусом. Моя главная пока заслуга в отделении именно одиночного катания (речь о группе Вероники Дайнеко в школе Тамары Москвиной. — «Матч ТВ») за то время, что я работаю, — что спортсмены полюбили кататься. Они могут скользить по часу, у них есть большой технический арсенал, они его с удовольствием демонстрируют. Сами пробуют что-то и экспериментируют.
Если спортсмен не будет фантазировать, он так и не покажет свою личность на льду.
— Над соревновательными программами тоже работаете?
— Я ставил короткую программу Николая Угожаева в этом сезоне. Нельзя не отметить замечательные постановки Никиты Михайлова, которого мы приглашаем, — он поставил короткую программу Петру Гуменнику, обе программы Андрею Кутовому, произвольную Коле Угожаеву.
Со всеми ребятами я плотно работаю по дорожкам шагов в программах.
Зрителю нужно понимать, что постановка — это шаблон, который задается постановщиком и дорабатывается тренером. Я бы сравнил это с тем, что хореограф сеет зерно — идею, а наша задача — его вырастить. Со временем меняются многие переходы, шаги ищутся более удобные. Дорожки корректируются с такой точки зрения, чтобы они хорошо считывались технической бригадой. То есть в целом я имею право как тренер по скольжению вмешиваться и что-то менять, но мы стараемся делать это аккуратно, потому что Никита Михайлов работает очень хорошо.
— Есть ли своя специфика в работе с парами? Парное катание вам ближе по смыслу, потому что там есть взаимодействие между партнерами, как в танцах?
— Это действительно больше похоже на танцы, поскольку катание мальчика и девочки — всегда про отношения и взаимодействие. Моя работа заключается в следующем: я ставлю программы для наших юниоров, которые отобрались на первенство, также работаю с нашей новой парой Евгения Туманова — Георгий Куница — мальчик, перешедший к нам от Тутберидзе, — стараюсь находить им новые образы. С ними мне пока работать немного проще, чем с одиночниками, потому что я всю жизнь занимался танцами — переходы, дорожки шагов, фишки какие-то. Это все в удовольствие.
— Если же взять две наши ведущие пары Бойкова — Козловский и Мишина — Галлямов, то там я принимаю участие в переходах программ. Предлагаю что-то, отрабатываю, дополняю, но не ставлю сам без согласования с Артуром Минчуком и Тамарой Москвиной. Еще ставлю им дорожки шагов, также отрабатываю с ними — выполняю свою танцевальную принадлежность, в общем. Чтобы каждый шаг был параллельно и технически правильно исполнен.
— Какие они в работе? Я имею в виду Анастасию с Александром и Александру с Дмитрием. Такие молодые, но уже полюбившиеся зрителям, имеющие международные награды. Бойкова — Козловский вообще действующие чемпионы Европы. Расскажите про каждую пару, что в них есть особенного.
— Настя Мишина с Сашей Галлямовым перешли к нам весной. Работа с ними продуктивная — видно, что ребята голодные, хотят побеждать, очень внимательно слушают. Не просто слушают, а с умом прислушиваются к замечаниям тренеров и стараются все исправить. В этом плане они делают большой рывок вперед, они молодцы.
Саша Бойкова с Димой Козловским мощно катаются, круто тренируются. Когда они делают элементы — это вау. Причем не только на стартах, но и на тренировках делают все, что называется, очень дорого. Их большой плюс в том, что они уже статные, скатанные, доведенные Тамарой Николаевной и Артуром Минчуком до определенного высокого уровня. Вместе они — яркие представители петербургской школы парного фигурного катания.
— Александра и Дмитрий, по-моему, и со стороны такими коренными петербуржцами выглядят — интеллигентность и достоинство в высокой степени.
— Именно. Поэтому мне кажется, им очень подходит их короткая программа (на музыку Исаака Шварца. — «Матч ТВ»). Когда она будет доведена до совершенства — а она будет до него доведена, — она еще больше заиграет. Но и в произвольной они тоже хорошо передают эмоции. В них есть страсть и огонь.
— У вас ведь весьма небольшая разница в возрасте с учениками. Не возникает ли из-за этого сложностей? Как удается выстроить субординацию?
— Могу сказать, что даже не думал об этом никогда. Надо отдать должное ребятам — благодаря им у нас не возникает таких проблем. Они, возможно, не задумываются, что у нас небольшая разница в возрасте, а возможно, просто доверяют мне как специалисту. Прислушиваются, не позволяют себе никаких лишних высказываний или плохого поведения. Ведут себя достойно.
«Когда я приезжал в гости в Питер, влюбился в этот город. Мыслей о работе еще не было, а жить уже хотелось только там»
— Вы родились в Тольятти, несколько лет тренировались в подмосковном Одинцово, но живете и работаете в итоге в Петербурге. Как это получилось?
— Когда я переехал в Одинцово, меня поселили в спортивную квартиру, где жил Никита Ли, с которым я очень подружился, — он занимался фехтованием. Он сам коренной петербуржец, приехал в Мособласть к тренеру олимпийских чемпионов саблисту Виктору Сидяку. Когда я приезжал в гости в Питер, влюбился в этот город. Мыслей о работе еще не было, а жить уже хотелось только там.
После завершения карьеры я продумывал все варианты и понял, что кататься — единственное, что я умею. Надо было связывать свою жизнь с тренерством, с хореографией, развиваться в этом плане. После пары месяцев подработки в Тольятти понял, что в Петербурге тоже могу попробовать. Поговорил со своим любимым тренером Олегом Ивановичем Судаковым о перспективах фигурного катания в Петербурге, и он мне посоветовал несколько вариантов, куда я могу обратиться и узнать — нужен, не нужен.
— …И вы обратились к Евгению Рукавицыну?
— Да, в числе прочих был вариант прийти в «Академию фигурного катания» в группу Евгения Рукавицына. Поговорили с ним, он сказал, что действительно открылось несколько тренерских вакансий, и предложил мне экспериментально поработать на учебно-тренировочной группе младшего возраста. Дети десяти-двенадцати лет. Он хотел посмотреть, как я буду справляться.
Пришлось многое менять: танцы на льду и одиночное катание — совершенно разные системы подготовки и обучения фигуристов. То, что эффективно в танцах, не работает для одиночников. Неделю на меня смотрели и потом взяли полноценно работать, полностью привлекли к группе, и спасибо за это огромное Евгению Владимировичу.
Параллельно у меня функционировала еще частная школа фигурного катания «Айсберг», она есть и сейчас. Она была моя на пару с моим коллегой и другом, но теперь я отошел от дела, потому что основная деятельность отнимает все время.
— Получается, мечта жить в Петербурге мобилизовала все ресурсы вселенной, чтобы вы оказались не просто в городе мечты, но и в одной из мировых ведущих школ парного катания. Как вы начали работать в клубе Тамары Москвиной?
— Наиболее известные одиночники, с которыми вы работаете сейчас, это Петр Гуменник и Андрей Кутовой?
— Да, это наши ребята. Очень талантливые, обожаю их. Каждый хорош по-своему. Насколько вообще можно представить, что один человек отличается от другого, у них это проявляется. Работать с ними — большое удовольствие. По-настоящему умные спортсмены.
— Они отличаются не только друг от друга, как вы сказали, но и, на мой взгляд, выделяются даже на общем фоне рванувшей вперед в развитии нашей мужской сборной. Все уже успели влюбиться в линии Гуменника и артистизм Кутового. В чем их секрет?
— Таких линий, как у Петра, такой танцевальности, как у Андрея, больше нет, соглашусь с вами. Но тут нужно понимать, что мы работаем с теми данными, которые есть у спортсменов, которыми их одарил Господь Бог. У них явный прирожденный талант, и мы стараемся только развивать это и направлять в нужное русло. Далеко не все зависит от нас. Андрей всегда был очень танцевальный, мы стремимся это в его программах демонстрировать. Линии Петра и его музыкальность — тоже его дар, он еще и на фортепиано блестяще играет, кстати. Чувствует музыку. Он работал с прекрасными хореографами, еще когда катался у Мишина.
Я бы отметил еще одного нашего мальчика, который отобрался на первенство России среди юниоров, — это Николай Угожаев. Наконец-то сквозь тернии к звездам пробивается к главному старту сезона, потому что он всегда был рядом с ним и всегда чуть не везло. Всегда пропускал второй этап Кубка России, хотя на первом занимал призовые места. Наконец-то он сможет себя показать, у него уже есть даже свой небольшой фан-клуб (недавно в инстаграме Угожаева появилось видео чистого четверного лутца, исполненного на тренировке. — «Матч ТВ»).
«Многие тренеры не любят брать спортсменов со стороны и переучивать их. Это самое неблагодарное, что может быть»
— Как тренер по скольжению объясните, пожалуйста, как все-таки правильно шнуровать ботинки? Максимально плотно или достаточно слабо? Я видела детей, которые катаются практически расшнурованными, но на топ-уровне среди взрослых такое почти не встретишь.
— Каждый спортсмен «завязывается», как ему удобно. Кто-то завязывает сильно, потому что хочет чувствовать жесткость ботинка. Кто-то — слабее, потому что ему нужно, чтобы конек снимался без особых усилий. Но вообще нога в ботинке должна быть закреплена хорошо во избежание травм и лучшей чувствительности. Нога и конек — одно целое.
Исключения бывают у совсем маленьких детей, которые не могут в силу веса согнуть ногу с плотно завязанным коньком. Но и тогда не весь ботинок может быть ослаблен, а только так называемые крючки — его верхняя часть. Место, где стопа прикрепляется к голеностопу, должно быть затянуто максимально.
— Что будет, если ребенок будет кататься на прямых ногах? Если, допустим, нога в ботинке не сгибается.
— Он будет заучивать неправильную технику катания. Если ботинок не сгибается, человек будет пытаться кататься за счет альтернативных приемов сохранения равновесия — попа «уходит» назад, спина «ложится» вперед.
— Это можно исправить во взрослом возрасте?
— Только с очень большим трудом. Поэтому многие тренеры не любят брать спортсменов со стороны и переучивать их. Это самое неблагодарное, что может быть в работе, поскольку мышечная память — она такая зараза… Перед тем как переучивать, надо понять пару вещей. Готов ли спортсмен за этим следить постоянно? Выбивать старые привычки очень сложно. Без усилий головы тут не обойтись. И еще нужно понимать, нет ли в неправильной технике влияния анатомических особенностей.
— Вы в нашем разговоре сегодня назвали себя амбициозным мальчиком. Насколько далеко заходят ваши амбиции как тренера?
— Чтобы спортсмены, к которым я имею отношение, в какой-то момент продвинули фигурное катание вперед. Пожалуй, так.
— Что для вас в этом плане значит работа с таким мастером, как Тамара Николаевна?
— Ох, этот опыт — большая удача в моей судьбе. Тамара Николаевна — это бесконечная мудрость и знания. Мне остается только ловить каждое слово и пропускать все через себя.