сказочные приметы в сказке мороз иванович
Есть ли в сказке Мороз Иванович волшебные предметы? Как пользуются ими?
Литературное чтение 3 класс Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница? Помогают ли эти волшебные предметы понять характер девочек, их привычки?
В сказке «Мороз Иванович» есть волшебные предметы и девочки их встречают, когда попадают в царство «Мороза Ивановича».
Встреча с волшебными предметами помогают понять характер девочек, так например волшебные яблочки с пирожком просят помощи и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.
А волшебную пирину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.
Олень в стихотворении Некрасова «Густой зеленый ельник» показан молодым и полным сил зверем, несмотря на то, что вокруг лежат снега и значит дело происходит зимой, когда оленю несомненно сложнее было добывать себе корм.
Но поэт отмечает, что олень полон сил, его стремительность он называет радостной, словно оленю доставляло удовольствие убегать от охотников и их собак. Поэт любуется статью и красотой зверя.
Он описывает оленя могучим и тонконогим с пышными рогами. Раз рога пышные, значит это уже не молодое животное, а матерый олень в полном расцвете сил, который знает свою силу и гордится ей. Он презирает охотников и легко избегает их ловушек.
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
Видно, что осень не только заставляет его грустить, напротив очень нравится поэту и он с удовольствием описывает столь любые его сердцу картины осенней природы.
Эти предложения и нас настраивают на позитивный лад, мы тоже начинаем любоваться осенью, а значит эти строки создают особое настроение стихотворения.
Прочитав рассказ Астафьева, на этот вопрос ответить нам будет очень просто. Давайте сначала перечислим врагов в порядке их появления в рассказе, вернее будет сказать, в порядке их упоминания в рассказе автором. Итак, сначала автор пишет о том, что отец стрижат погиб от рук мальчишек, с рогатками, которые погубили птицу просто так, для злой забавы. Затем упоминаются страшный сокол, клюватая ворона и черная гадюка. Вскользь упоминается коршун, но так как мест в схеме только четыре, сокола мы напишем вместе с вороной. Итак, заполняем нашу схему:
Получается вот что:
Рано утром, когда все проснулись и позавтракали я увидел маленькую девочку в коляске. Девочка поздоровалась со мной и протянула мне свою руку. Потом мы с ней немного поиграли. Девочку звали Надя, ей исполнилось шесть лет, она угостила меня булкой и познакомила со своими куклами.Так я провел с Надей весь день, а вечером вернулся в зверинец и когда лег спать, то ночью мне снилась Надя, ласковая и добрая девочка.
Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»
Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.
Необходимым читательским умением является умение анализировать художественный текст исходя из принципа единства формы и содержания. Сложносоставное умение анализировать текст предполагает, в частности, умение вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.
Именно в таком виде анализа кроются возможности дальнейшего эстетического развития ребенка-читателя, а также огромный потенциал для развития логического мышления и всех его операций, включая операции сравнения, анализа, обобщения и т.д.
Сопоставительный анализ целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей. Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом.
Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.
Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть специфику литературной сказки.
Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:
Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми. Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Народная сказка «Морозко» | Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» |
Задачи урока:
Ход работы на уроке
За несколько дней до проведения этого урока учитель дает задание учащимся прочитать народную сказку «Морозко». На самом уроке на партах учащихся лежат экземпляры этой сказки. Дети делятся впечатлениями о народной сказке.
После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.
Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика. После викторины учитель спрашивает:
► Почему названия сказок размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.
АНАЛИЗ СКАЗКИ “МОРОЗ ИВАНОВИЧ” В. Ф. ОДОЕВСКИЙ.
Вклад Одоевского в детскую литературу очень значительный. В. Одоевский создал сборник прекрасных «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — это его псевдоним, как писателя), которые заслужили большую популярность среди детей.
Одна из сказок, которая с успехом вошла в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея” это сказка «Мороз Иванович». Она является замечательным образцом русской авторской сказки. Эта сказка считается одним из самых лучших его произведений. Хоть сказка и написана практически 200 лет назад, она и по сей день приходится по нраву юным читателям.
Сказка « Мороз Иванович » впервые была опубликована в сборнике сказок В. Ф. Одоевского « Сказки дедушки Иринея » в 1841 г. Она написана на основе русской народной сказки «Морозко». Ее создатель сочинил для детей добрую и волшебную историю. Также можно сказать, что сказка понравилась народу, потому что её повествование соответствует крестьянским традициям. В то время в трудовых семьях детям поручалось выполнять разнообразную работу по дому. Эта сказка создает для детей яркие образы, которые могут их мотивировать. Автор, сочиняя эту сказку, вложил самого себя в этот труд. Автору удалось добиться, чтобы читатель воспринял его “Мороза” как волшебную историю. [4]
Темой данного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем, проблему человеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основная идея этого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены». [3]
Автор при написании своей сказки использует известный приём жанра – принцип художественного противопоставления. [4] Все в этой сказке держится на нём. Имена главных героев и их действия, также их поступки и речь – проще говоря вся их жизнь.
По своей композиции сказка написана по традициям устного народного эпоса. Этот стиль повествования довольно мистичен. Эпос задевает самые скрытые уголки души. Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки: доброй и поучительной пословицы. Одоевский таким образом доносит до своих читателей мысль, которая гласит: «Даром нам, без труда, не дается ничего». [3]
Далее происходит завязка сказки: в жизни сестёр происходит необычный случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да оборвись. [3] А нянюшка у сестёр была строгая: «Сама беду сделала, – говорит, – сама и поправляй, сама ведерко утопила, сама и доставай».
Развитие событий начинается с того момента, как Рукодельница спустилась по веревке на дно колодца, а там перед ней открылся чудесный мир. Где она с лёгкостью преодолела некоторые испытания и встретилась с Морозом Ивановичем. Ему она также хорошо услужила и за это старик её награждает. Рукодельница возвращается домой. [3]
Кульминация сказки: Нянюшка, после рассказа девочки стала посылать к Морозу Ивановичу Ленивицу, может и она в дом что-нибудь принесет.
Развязка происходит когда ситуация повторяется: Спустилась Ленивица в колодец, с испытаниями она не справилась. Явилась она с пустыми руками к Морозу Ивановичу, но, чтобы получить подарки, от работы она не стала отказываться. Правда, выполнять её у Ленивицы не получалось. Но когда прошли три дня, она стала домой проситься и чтобы старик наградил её. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую – крупный бриллиант. «Кукареку-кукарекулька, у Ленивицы в руках ледяная сосулька!» – закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица. Не зря Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, для того чтобы все увидели: только труд создает истинные ценности.
Одним из главных персонажей является Рукодельница. Она маленького роста, голубоглазая, светловолосая и стройная. Приветливая, добрая, уважительная и умная девочка. Также её можно охарактеризовать, как самостоятельную и трудолюбивую девочку,она уделяет внимание окружающим и заботится о них, почтительна к взрослым. Девочка очень позитивна и удачлива. И даже когда в её жизни появляются сложные испытания, она добивается того, что весь мир готов ей помогать и сочувствовать. Необычные волшебные предметы становятся ее союзниками, это показывает детям, что нужно себя вести также, как Рукодельница. Она становится для них примером. Так как встреча девочки с волшебными предметами помогает раскрыть её доброжелательность и трудолюбие. Успешное выполнение испытаний Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. У Рукодельницы мелодичный и тихий голос, она произносит слова отчетливо.
Ленивица же наоборот любила поспать и ничего не делать. Характер: ленивая, наглая, неуважительная, капризная, злая, грубая и высокомерная. Голос у неё: резкий, неприятный, крикливый, говорит невнятно, может шепелявить. Ленивица завидует Рукодельнице («. не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей. получить хотелось. «). Также она неряшливая, невнимательная, себялюбивая и слишком самоуверенная. Взрослых она не уважает, вежливых слов Ленивица не знает и очень грубо отвечает Морозу Ивановичу, пирожку и наливным яблочкам. Ленивица по сравнению с сестрой проявляет в доме Мороза Ивановича леность, неаккуратность, капризность и глупость. И в конце получает по заслугам.
Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета. Волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.
Я считаю, что автор сказки “Мороз Иванович” сумел красочно показать, пользуясь яркой народной лексикой, читателям, что труд украшает человека. И в то же время Одоевским в этой сказке развенчана лень. Общительной, доброй, скромной, пользующейся поддержкой людей Рукодельнице противопоставляется эгоистичная и злая Ленивица. Автор показывает, что такой она стала, именно потакая своей лени.
Сказочные приметы в сказке мороз иванович
Эта сказка, прежде всего учит делать выводы, наглядно показывая нам «причинно-следственн ую» связь между нашим поведением и нашим благосостоянием.
Русским языком это звучит так. Если ты трудолюбив, терпелив, прилежен и приветлив к людям, то и жить тебе будет лучше «теплее» среди людей. А богатства в сказке это не материальные ценности а духовный и душевный комфорт, в котором мы будем пребывать если будет вести себя как перечислено выше.
HopeT [161K] 1 год назад
В сказке «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским, описываются приключения девочек Рукодельницы и Ленивицы.
А Ленивица за свою лень и черствость, за нежелание трудиться получает от Мороза Ивановича серебро из ртути и сосульку.
Произведение учит читателей доброте, человечности, отзывчивости, трудолюбию. Автор доносит до нас мысль о том, что упорный труд, прилежность, умения и навыки оцениваются по достоинству.
А если ничего не делать, то ничему и не сможешь научиться.
angren [214K] 1 год назад
С сказке Владимира Одоевского простой и поучительный рассказ о двух девочках. Одну звали Рукодельница и она была трудолюбивой девочкой, с утра она выполняла разную домашнюю работу. А вторая девочка Ленивица целыми днями мучалась от безделья. Она ничего не умела и не хотела делать.
Обе девочки побывали в царстве Мороза Ивановича и рукодельница приготовила для старика еду, постелила ему постель. Он отблагодарил ее дорогими подарками. А Ленивица ничего не захотела делать в доме Мороза Ивановича, отблагодарил он ее подарками, которые растаяли.
Сказка учит, что надо трудиться, если хочешь что-то иметь в жизни. А если ты ленивый и грубый человек, требуешь к себе внимания и заботы, ничего не отдавая взамен, то и не жди хорошего отношения к себе.
Странно, что по сюжету сказки девочки росли в одной семье и одна трудилась, а вторая мух считала.
Pion975 [62.2K] 1 год назад
Сказка Одоевского «Мороз Иванович»учит тому, что хороших результатов в жизни можно добиться благодаря своему терпению и трудолюбию, не ждать вознаграждение, оно будет лишь в том случае, если человек заслуживает его, а бездействие так и останется без вознаграждения. Рукодельницами много трудилась, а Ленивица ничего не делала и любила, чтобы за неё всё делали. Ленивым людям даже скучно жить в этом мире, а труды добрых и отзывчивых людей оцениваются по достоинству.
Leona-100 [96.9K] 1 год назад
Детская сказка писателя Одоевского, под названием «Мороз Иванович», учит нас трудолюбию. бескорыстию, самоотверженности, доброте. Нужно лишь быть верным самому себе, честно трудиться и не требовать что-то за это взамен и тогда награда долго не заставит себя ждать. Ведь каждый получает по своим заслугам. Так и в этой сказке Мороз вознаградил Рукодельницу и наказал Ленивицу.
lady v [623K] 1 год назад
Сказки Одоевского всегда назидательны и поучительны и сказка «Мороз Иванович» также имеет глубокий смысл.
Эта сказка рассказывает о двух девочках, которые совершенно разные по характеру. Одна любит работать и все умеет делать, вторая ленится и постоянно скучает. Оказавшись в гостях у Мороза Ивановича девочки повели себя сообразно своим характерам и в итоге Рукодельница получила заслуженную награду, а Ленивица получила то, на что наработала.
Эта сказка учит прежде всего любить труд и ценить труд другого человека. Ее можно назвать гимном труду, потому что лень в сказке описана так, что никто не захочет стать похожей на Ленивицу.
Также сказка учит нас уметь применять знания на практике. Учит тому, что и от мороза и снега может быть польза земле и людям.
Ninaarc [300K] 1 год назад
В сказке Одоевского «Мороз Иванович» две главных героини: Рукодельница и Ленивица. Первая девушка с детства трудилась, работу выполняла качественно и черной работы не боялась. Ленивица вообще ничего делать не умела, да и не хотела. Она целыми днями лежала и скучала, а иногда занималась подсчетом мух.
Обе девочки попали в дом Мороза Ивановича и мудрый старичок был доволен доброй и кроткой Рукодельницей, трудолюбивой и безотказной. За это он её вознаградил по-царски. А вот Ленивица, наглая и требовательная, произвела на Мороза совсем другое впечатление. Не понравилась ему бездельница, которая даже приготовить еду не умеет и не желает. Награду от справедливого старца она получила в виде ледышек, которые тут же и растаяли.
Ж И З Н Ь [150K] 1 год назад
Поучительные сказка «Мороз Иванович» для всех возрастов.
В ней рассказывается о двух девочках. Одна, которую звали Рукодельница, много трудилась, причём для неё это не было бременем, она делала это с радостью, а вторая, Ленивца, любила, чтобы за неё всё делали, пока она полежит, поспит, даже одеваться сама не могла, от собственной лени ей всегда было скучно. В конечном счёте каждая девочка получила заслуженное вознаграждение.
Сказка учит читателя быть трудолюбивым, добрым, послушным, прилежным, тогда и награда не заставит себя долго ждать. А ленивым трудно приходится в этой жизни, как правило, это несчастливые люди, поскольку им ничего не интересно, от всего скучно и нет никакой радости в жизни.
Роза Мира [30.8K] 1 год назад
Одуванчик Даша [40.2K] 1 год назад
И сказка «Мороз Иванович» тоже вышла из-под его пера. Но она не совсем придумана Одоевским. Он просто художественно изложил русскую народную сказку с названием «Морозко».
Но с легкой руки Владимира Федоровича, стали Деда Мороза величать иногда «Морозом Ивановичем»). Хотя научно это отчество не доказано).
Сказка очень поучительная. Ее обязательно нужно прочитать детям, а потом обсудить, чтобы у них в памяти закрепилось, как нельзя себя вести, как нужно поступать.
Вот список вопросов, которые можно задать по этой сказке, причем не обязательно использовать их все сразу:
Нужно провести анализ сказки,для себя определить в ней главные события повествования и написать вот такой примерно план:
Первое- какая жизнь была у Настеньки в семье.
Второе- какое отношение было к Марфушке.
Третье- это нахождение Настеньки в лесу.
Четвертое-встреча Мороза и Настеньки.
Пятое-помощь,оказанная Настенькой Морозу.
Шестой-возвращение домой Насти с всеми подарками.
Седьмое-отправка Марфушки в лес.
Восьмое- Марфуша в гостях у Мороза.
Десятое-эпилог и свадьба Насти с ее добрым молодцом.
Эта сказка всем нам известна с детства,и все конечно любят героиню Настеньку за ее доброту и покорность.
Вот тот единственный пример троекратного повтора в этой сказке, который удалось обнаружить мне:
Сестры по разному провели эти три дня и получили разную награду за свои труды, но награду справедливую.
Рассказ Одоевского «Бедный Гнедко» повествует о судьбе лошади, которой все радовались, пока она была жеребенком, но потом продали в город и Гнедко стал лошадью извозчика. И вот потеряв подкову он захромал и не смог двигаться, а бившей коня извозчик понял, что может лишиться и друга и работы.
Поэтому к этому рассказу можно предложить пословицы на тему добра, дружбы и может быть труда.
Вот например очень образная пословица:
Или вот пословица в тему про лошадь и копыто:
Очень актуальная пословица-совет, как следовало бы поступать не только извозчику, но и всем людям:
Похожая примета
Вспомни русскую народную сказку «Морозко». Попробуй сравнить её со сказкой Одоевского. Что ты видишь в этих сказках общего, чем они отличаются друг от друга? Что нового открыла тебе сказка в переложении Одоевского?
В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.
Похожая примета
Каким обращением к детям заканчивается сказка? Как бы ты ответил на вопросы: «Что правда, а что неправда»? Что сказано «шутки ради», а что «в наставленье»?
Сказка заканчивается словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье. ». Правда здесь в типажах главных героинь, такие девочки встречаются и жизни. Неправда — сказочный Мороз Иванович, волшебные печка, яблоня, перина. «Шутки ради» сказано о том, как вела себя своего путешествия и какие за это получила подарочки. «В наставление» дана пословица в начале сказки и обращение к детушкам в конце.
Похожая примета
Литературное чтение 3 класс Есть ли в сказке волшебные предметы? Как пользуются ими Ленивица и Рукодельница? Помогают ли эти волшебные предметы понять характер девочек, их привычки?
Ответить Комментировать 1 ответ: Odessitka [103K] 1 год назад
В сказке «Мороз Иванович» есть волшебные предметы и девочки их встречают, когда попадают в царство «Мороза Ивановича».
Встреча с волшебными предметами помогают понять характер девочек, так например волшебные яблочки с пирожком просят помощи и Рукодельница им помогает, а вот Ленивица отвечает грубо.
А волшебную пирину Мороза Ивановича Ленивица просто проигнорировала, а Рукодельница качественно выбила и распушила.
Олень в стихотворении Некрасова «Густой зеленый ельник» показан молодым и полным сил зверем, несмотря на то, что вокруг лежат снега и значит дело происходит зимой, когда оленю несомненно сложнее было добывать себе корм.
Но поэт отмечает, что олень полон сил, его стремительность он называет радостной, словно оленю доставляло удовольствие убегать от охотников и их собак. Поэт любуется статью и красотой зверя.
Он описывает оленя могучим и тонконогим с пышными рогами. Раз рога пышные, значит это уже не молодое животное, а матерый олень в полном расцвете сил, который знает свою силу и гордится ей. Он презирает охотников и легко избегает их ловушек.
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
Видно, что осень не только заставляет его грустить, напротив очень нравится поэту и он с удовольствием описывает столь любые его сердцу картины осенней природы.
Эти предложения и нас настраивают на позитивный лад, мы тоже начинаем любоваться осенью, а значит эти строки создают особое настроение стихотворения.
Прочитав рассказ Астафьева, на этот вопрос ответить нам будет очень просто. Давайте сначала перечислим врагов в порядке их появления в рассказе, вернее будет сказать, в порядке их упоминания в рассказе автором. Итак, сначала автор пишет о том, что отец стрижат погиб от рук мальчишек, с рогатками, которые погубили птицу просто так, для злой забавы. Затем упоминаются страшный сокол, клюватая ворона и черная гадюка. Вскользь упоминается коршун, но так как мест в схеме только четыре, сокола мы напишем вместе с вороной. Итак, заполняем нашу схему:
Получается вот что:
Рано утром, когда все проснулись и позавтракали я увидел маленькую девочку в коляске. Девочка поздоровалась со мной и протянула мне свою руку. Потом мы с ней немного поиграли. Девочку звали Надя, ей исполнилось шесть лет, она угостила меня булкой и познакомила со своими куклами.Так я провел с Надей весь день, а вечером вернулся в зверинец и когда лег спать, то ночью мне снилась Надя, ласковая и добрая девочка.