сказочные приметы в коньке горбунке
Сказочные приметы в сказке конек горбунок?
1. Зачин ( начало сказки)
2. Троекратный повтор.
Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.
3. Сказочные персонажи, события, предметы.
( преимущественно в волшебных сказках)
4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.
( устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)
( в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом. )
Послевоенные годы. Голод. Даже в деревне жить трудно. Автор уезжает в районный центр учиться, потому что в его деревне только начальная школа. Он пятиклассник. Все время хочется есть, но он понимает, что мать не может помочь деньгами. Мальчик начинает играть в игру на деньги, но местные мальчишки играют нечестно, однажды его избивают за правду. Молоденькая учительница, которая сразу поняла причину его игры в «чику» назначает ему дополнительные занятия по французскому языку у себя дома. Когда мальчик отказался от тарелки супа, Лидия Михайловна, предложила ему играть в «замеряшки» на деньги, она поддавалась, чтобы он выигрывал деньги на молоко. Однажды за этой игрой их застал директор школы. Учительницу уволили, и она уехала. А зимой прислала автору посылку, в которой были макароны и яблоки, которых он никогда не видел.
Хороший рассказ о добрых и отзывчивых людях.
Герои:
Володя
учительница французского Лидия Михайловна
Мария Андреевна, мать Володи
тётя Надя
директор школы Василий Андреевич
дед Илья
дядя Ваня
Птаха
Какие сказочные приметы есть в сказке Конек-Горбунок?
Потом можно назвать и концовку сказки приметой. В концовке сказки часто все заканчивается хорошо и добро побеждает зло.
Вот как заканчивается эта сказка.
В сказке «Конек-Горбунок» можно обнаружить несколько зачинов. Например первая часть сказки Ершова начинается словами:
Это классический зачин, описание места действия, которое ничего не описывает.
Вторая часть сказки также начинается с зачина:
Имеется зачин и в третьей части сказки «Конек-Горбунок»:
Ну и концовка сказки вполне традиционная, которую можно встретить во многих произведениях этого жанра:
Назовем сказочные приметы (признаки сказки) в сказке Петра Ершова «Конек-горбунок:
во-первых, специфический сказочный язык, наличие присказки и зачина, особой сказочной концовки, сказочных троекратных повторений,
во-вторых, неопределенность времени и действия (сказочная страна, давным-давно),
Для начала, нужно разобраться, что такое сказочные приметы.
В нашем произведении, то есть в сказке Конёк-горбунок, следующие сказочные приметы.
Сказочные приметы, которые можно найти в сказке «Конек-горбунок» Ершова:
1) Зачин или начало сказки, которое характерно для большинства классических народных сказок.
Сказка «Конек-горбунок» начинается со слов:
2) Троекратный повтор:
Герой проходит три испытания, у старика три сына, трижды происходят походы за тридевять земель.
3) Сказочные предметы, персонажи и события.
Например, волшебный помощник Конек-горбунок, Жар-птица.
4) Наличие устойчивых выражений и устаревших слов, которые характерны для сказок.
5) Концовка сказки (добро побеждает зло).
сказку отличает неопределенность временного периода и географии (в долгом времени аль вскоре.
это и волшебные существа (чудо-юдо рыба кит, конек-горбунок, добры кони златогривы итд
и чудеса, которых в обыденной жизни не сыщещь, а также концовка
В сказке «Конек-Горбунок» я выделила следующие сказочные приметы:
1) Присказка, который начинается так:
Выделила так же и сказочных героев: кобылицу, конька-горбунка, жар-птицу, рыбу-кит.
В сказке есть волшебные герои. Невозможно определить когда именно происходят события и в каком географическом месте.
Перечислим сказочные приметы, которые есть в сказке «Конек-Горбунок»:
Это прежде всего зачин, он начинается такими словами:
Также в сказке есть сказочные герои: Конек-Горбунок, рыба-кит.
Есть несколько сказочных примет в «Коньке-Горбуньке», мы их сейчас и перечислим.
И троекратные повторы одного и того же.
Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:
Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:
Краткое содержание сказки «Мойдодыр»
Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.
И у меня была пластинка «Кошкин дом»,
и до сих пор я помню: в доме том
У кисы гости жарили колбаску,
потом пожар случился жуткий в сказке.
Пролив слезиночки на пепелище,
богачка в прошлом безуспешно ищет
пристанища в домах своих гостей,
но гонят все они ее взашей.
А приютили кошку-тетку
«Анализ системы мифологических представлений на примере сказки: «Конёк-Горбунок».
Так же важным моментом является то, что главный герой младший брат, и он несмотря на предательство старших братьев, которые украли у него двух коней, продолжает уважать старших и даёт им денег, когда царь покупает этих коней. Ведь на Руси всегда было принято почитать старших и уважать их, можно осуждать их за поступки, но нельзя терять к ним уважения в целом особенно к членам семьи.
В сказке присутствует большое количество мифологических и ритуальных предметов и мест, так например, перстень Царь-Девицы, который она требует привезти от царя, если он хочет на ней жениться, показывает традицию венчаться кольцами. Волшебные места, другие миры, связанные с древними языческими представлениями славян, например, мир небесный(когда Иван отправляется узнать у Месяца и Солнца про перстень Царь-Девицы). Или Чудо-Рыба Рыба-Кит на чьей спине находится целый город(аналогия с древним представлением о том что мир стоит на трёх китах).
Сказка заканчивается неким обрядом мужества, инициации, он же в данном случае свадебный обряд, когда Иван должен искупаться в трёх котлах. «Первый думаю налить до краёв воды студеной, а второй –водой варёной, а последний –молоком вскипятя его ключом». После прохождения последнего из испытаний Иван становится из паренька красным молодцем, Он прошёл обряд, в то время как царь, будучи недостойным, этот обряд не проходит и гибнет.
Сказка «Конёк-Горбунок» полна волшебными событиями и персонажами такими как: Жар-Птица, Чудо-Рыба Рыба-Кит, волшебные кони, Месяц. Иван много раз подвергается испытаниям, достать Жар-Птицу, Царь-Девицу, достать её перстень, окунутся в трёх котлах. В ней показано большое количество обрядов, корнями уходящих в языческую культуру: обряд охоты, свадебный обряд и обряд инициации. Я считаю, что сказка Петра Ершова очень походит даже на народную сказку, и несомненно является прекрасным литературным произведением.
Конспект урока литературного чтения на тему: «Приметы волшебной сказки в сказке П.Ершова «Конёк-Горбунок»
Тема урока: «Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»
Цель урока : способствовать развитию умений находить ключевые слова в тексте, подробно пересказывать текст с соблюдением логики изложения и читать отрывок сказки наизусть.
Планируемые результаты образования.
Предметные : выразительно читают отрывок сказки; отвечают на вопросы учителя; заучивают наизусть небольшие отрывки; находят в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; относят сказочных героев к одной из групп(положительные, отрицательные, помощники, нейтральные персонажи)
Личностные : высказывают своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам; эмоционально «проживают» текст сказки.
Метапредметные(критерии сформированности компонентов УУД)
Регулятивные : соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его; учатся совместно давать оценку деятельности учащихся класса на уроке; отличают верно выполненного задания от неверного.
Познавательные: общеучебные-осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; ориентируются в тексте; извлекают необходимую информацию из иллюстрации и художественного текста;
Логические- овладевают навыками смыслового чтения; находят в тексте незнакомые слова, определяют их значение разными способами; группируют героев по заданному критерию.
Коммуникативные : умеют формулировать собственное мнение и позицию; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Торопимся мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Будем руки поднимать,
Точно, бойко отвечать!
II .Актуализация знаний.
Выразительное чтение отрывков наизусть.
-Сегодня на уроке мы попробуем создать сказочную поляну. Найдите в тексте описания поляны. (Читают.)
III .Постановка проблемы.
— Прочитайте 1-й вопрос к сказке на с.31.Ответьте на него.
-Перечислите героев сказки. На какие группы их разделим?
IV .Открытия детьми нового знания.
— Заполним схему в тетради(с.3,задание 4).
— Почему мы называем это произведение сказкой? Найдём все её приметы.
V. Первичное закрепление.
Выполнения задания 5 на с.3 тетради.
-Какие сказочные слова, заклинания есть в сказке про Ивана и в сказке «Конёк-Горбунок»?
-Вспомните, какие события повторяются в сказках по три раза? Есть такая особенность во многих сказках- троекратный повтор.
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох…Выдох… Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох…Выдох…
VI .Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Кто вам больше всего понравился в сказке П.Ершова? Почему? Подкрепите свой ответ примерами из сказки.
-Почему П.Ершов смог написать такую интересную сказку?
Оценка своей работы на уроке.
Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос « Чему учит сказка?»
Внеклассный урок «По страницам любимой сказки «Конёк-горбунок»»
Путешествие по страницам любимой сказки
Урок внеклассного чтения по сказке
Цели : 1.познакомить учащихся с биографией П.П.Ершова и историей создания сказки «Конёк-Горбунок»; формировать умение анализировать литературное произведение, аргументировать свой ответ, работать над выразительностью чтения, формировать умение соотносить содержание текста с иллюстрациями.
2.Развивать логическое мышление, речь учащихся,
3.Воспитывать любовь к чтению, эстетическое чувство и понимание прекрасного, чувство доброты.
Доброе утро, тебе сказали
Доброе утро ответил ты
Нас две ниточки связали
-А всё самое доброе и прекрасное таится в сказках.
2. Вступительное слово:
Сказка мудростью богата
Скажем сказке приходи
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди
Далеко-далеко раскинулось сказочное царство, необыкновенное государство,
Страна чудес и волшебства. Реки всем там молочные, берега кисельные, коты говорящие, терема расписные, драконы огнедышащие?
-Хотите попасть в сказку? (музыка)
-Сказка-ложь, да в ней намёк….
3. Актуализация знаний
Для начала вспомним какие бывают сказки
В этих сказках происходят чудеса: ковёр-самолёт уносит героев за тридевять земель, яблоки молодильные года возвращают,
-Ты не понимаешь язык животных? Не беда! Легко понять птиц и зверей, прочитав сказки о них. А порой в их повадках узнаёшь поведение и характер человека.
-В этих сказках нет волшебства. Главные герои-солдаты, цари, простые люди. То они делят гусей, то варят кашу из топора, то просто едят калачи. Что это за сказки?
-Скажите а какие ещё бывают сказки, кто их писал?
4 Постановка целей урока, темы
-А давайте откроем маленькую дверь в страну сказок. А в какую сказку мы попадём узнаем из загадок
Сказка о том как этот герой перо своё проспал,
Как хитро поймал жар-птицу
Как похитил царь-девицу.
Как он ездил за кольцом
Как в котлах он не сварился,
Словом сказочка о том
Как он сделался царём.
-О каком герои говорится?
(открывается имитирующая дверь) музыка
-Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам нашей любимой сказки «Конёк-Горбунок»
5 Работа по содержанию сказки
Ребята, какая эта сказка?
Знакомство с писателем
-Есть ли автор у этой сказки?
+Пётр Павлович Ершов
-Понравилась ли вам сказка?
-А захотелось ли вам узнать о человеке, написавшим эту удивительную сказку?
-Пётр Павлович Ершов родился в сибирской деревне. Их семья часто переселялась с места на место. Маленький Петя очень любил слушать сказки. Он их буквально впитывал в себя и жил в своём волшебном мире. После окончания гимназии он стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Именно тогда, Пётр впервые прочитал сказки Пушкина. И он тоже задумал написать своего «Конька-Горбунка» весёлую сказку о смелом Иванушке-крестьянском сыне, о глупом царе и волшебном Коньке-Горбунке. В 19 лет Пётр написал свою знаменитую сказку «Конёк-Горбунок». Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку: За горами, за лесами, за широкими морями… Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории. Это Пётр Ершов. Произошло это в начале 1834 года. Ершову было тогда 19 лет.
Рассказывают, А.С. Пушкин, прочитав сказку, пригласил Ершова к себе. Он сказал после этой встречи, теперь мне этот вид сочинений можно оставить…Пушкин имел в виду, что есть прекрасный человек, кто может писать сказки.
Мчится – мчится Конёк-горбунок теперь уже по всему миру и в переводах. Так, например, в Японии Миско Мацутани написал сказку «Приключения Таро в стране гор». В этой сказке мальчик вместо сокровищ выбирает Белого конька. И вся сказка напоминает Конька-горбунка Ершова.
Пётр Ершов работал учителем гимназии в родном своём городе Тобольске. Там он и умер в 54 года. На его памятнике написано «Автор народной сказки Конёк-Горбунок».
-Почему сказку называют народной? Ершов пользовался теми же приёмами, которые использовались и в народных сказках, народ полюбил эту сказку, она переходила из уст в уста и стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок.
-Пушкин, прочитав сказку, сказал: «Ваша сказка настоящая сокровищница русского языка»
Давайте поработаем в паре
-С чего начинается сказка?
-найдите и получите жетон
+За горами, за лесами….
— Присказки к частям сказки
+ Тара-рали вышли кони со двора
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали
Сидит ворон на дубу
Он играет во трубу.
— Что такое присказка?
-Шутливое вступление или концовка не связанная с содержанием сказки.
2часть Зачинается рассказ от Ивановых проказ
И от Сивка и от Бурка и от вещего каурка
Это присказка, а вот-сказка
След. Сказочная примета –это наличие устаревших слов.
Давайте найдём старорусские слова, встречающиеся в сказке и найдём объяснение их значения. Какие слова мы запомнили?
Как завоет наш Иван, опершись о балаган.
+И в пастуший балаган кобылицу загонял
+ МАЛАХАЙ- длинная широкая одежда без пояса.
-Тут Иван с печи слезает, малахай свой надевает
Хлеб за пазуху кладёт, караул держать идёт.
+А Иван наш, не снимая ни лаптей, ни малахая, отправляется на печь.
-Да ещё рожу конька ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами да с аршинными глазами,
А проклятый сундучок не дался и на вершок.
в обхват-то три вершка
-Стали думать да гадать как бы вора соглядать
-След. сказочная примета – назовите МАГИЧЕСКОЕ число, которое часто встречается в сказках. В каких случаях оно использовано автором?
-Назовите троекратный повтор
+ 3части, з сына, з коня, 3 вершка, з дес. кораблей, з поручения Ивану,
-Где в тексте встречается ещё цифра 3?
-Стало в третий раз смеркаться
+Да смотри по ТРИ утренней зари
Выпущай меня на волю, погулять по чисту полю
+ по исходе ТРЁХ дней двух рожу тебе коней, да ещё рожу конька…
-Если ты в недели ТРИ не достанешь мне жар-птицу в нашу царскую светлицу, то клянуся бородой, ты поплатишься со мной.
-И из шапки той берёт в ТРИ завёрнуты тряпицы царский клад – перо Жар-птицы.
+ Через ТРИ потом недели вечерком одним сидели в царской кухне повара, да служители двора.
-Подъезжают у ворот из столбов хрустальный свод, все столбы те завитые, хитро в змейки золотые, на верхушках ТРИ звезды вокруг терема сады.
-Тут Иванушка поднялся с светлым месяцем прошался. Крепко шею обнимал, ТРИЖДЫ щёки целовал
-Тут Ванюша отвечал, я уж ТРИЖДЫ подымал
-ТРИ котла уже кипели
Подле них рядком сидели
Кучера и повара и служители двора
+Вот неделей через пять начал спальник примечать
-Чай чертей в него пять сотен кит проклятый насажал
-А где встречается цифра 7
+Иван путешествует каждый раз 7дней.
-И Ершов использует слово седмица для обозначения этих семи дней.
+Доставать свою жар-птицу едут целую седмицу.
+Повели коней в конюшни десять конюхов седых.
страдает чудо-юдо рыба кит
-Какие устойчивые словосочетания встречаются в этой сказке, схожие с народными, которыми называют героев, обращаются к ним?
+ И такой он стал пригожий, что ни в сказке сказать, ни пером описать,
Слыхом не слыхивал,
за горами, за лесами,
в долгом временем, аль вскоре. и др.
-Автор взял из народных и концовку сказки
+И я там был мёд –пиво пил. По усам хоть и бежало в рот ни капли не попало.
-Чем заканчивается сказка?
+Добро побеждает зло, как и в рус нар сказках.
+Герой любит своего конька, он маленький, ласково к нему относится.
+Пал Иван к коньку на шею обнимал и целовал.
-Посмотрите на текст сказки, в какой форме она написана.
6. Закрепление изученного.
— А в заключении давайте проведем «Викторину»
-какого роста был К-Г, выразите в соврем. мерках длины (12см)
-назовите любимое занятие Ивана, что любил делать (песни петь, на печи лежать)
-Сколько лет было царю (70)
-Какого цвета была златогривая кобылица( Кобылица та была вся, как зимний снег, бела)
-Ск-ко лет было царь-девице? (15)
-Имя отца трёх братьев? (Петр)
Я Иванушка Петрович.
( Назовите мать и брата царь-девицы, месяц, солнце)
-Место, где постоянно лежал К-г (сеновал) И пошёл на сеновал, где конёк его лежал
-Предмет, в котором Иван хранил перо Ж-п (шапка) Завернул его в тряпицы, тряпки в шапку положил и конька поворотил.
-Рыба, с которой дрался ёрш( карась) Глядь в пруде, под камышом ёрш дерётся с карасём
2тур «Зачитай-ка» узнайте о ком идёт речь? ЗАДАТЬ ТРИ ВОПРОСА
-Хм, теперь-то я узнал, для чего здесь дурень спал!
-На земле и под землёй он товарищ будет твой, он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в голод хлебом угостит, в жажду мёдом напоит»
«Дай-ка я подкараулю. А нешто, так я и пулю, не смигнув, умею слить, лишь бы дурня уходить» (налгать)
-Ну, раскидывай шатёр, на ширинку (полотенце во всю ширину) ставь прибор из заморского варенья и сластей для прохлажденья. Сам ложися за шатром да смекай себе умом.
Эй, послушай! По пути заезжай ты поклониться в изумрудный терем мой…
— Что ты долго не являлся? Где ты, вражий сын, шатался?
+ Кит со гневом закричал, на ерша.
-Ну, как спичка, слышь тонка, чай в обхват-то три вершка
-Какую песню напевал Иван в самом начале сказки
+распрекрасные вы очи
-Вспомните эпиграф ко 2 части
+Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
-Танец, который плясали кони под песню Ивана (трепак) И под песню дурака, кони пляшут трепака, а конёк его-горбатко, так и ломится вприсядку.
-В какой последовательности советовал К-Г нырять Ивану в котлы?
(Молоко сперва ныряй, тут в котел с водой вареной, а оттудова в студенной)
Какой срок давал царь Иванушке, чтобы он достал жар –птицу и царь-девицу
-Какие условия выдвинула царь-девица царю, когда он предложил ей выйти за него замуж
+То достань ты мне в 3 дня
Перстень мой из океана
-Коль себя не пожалеешь
Ты опять помолодеешь
Пронумеруйте события, произошедшие с главным героем, в соответствии с их последовательностью.
1.Караул держать идёт.
2.Нашёл перо Жар-птицы.
3.На службу царскую попал.
4.Перо Жар-птицы проспал.
8.Рыбе-киту прощенье выпросил.
10.В котлах не сварился.
12.На царь-девице женился.
Какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём
+доброта, смелость, умение дружить, на самом деле был умным, шустрым.
-Чем вам нравится К-Г-
+Хороший друг, прощает Ивана, Помогает, верный, симпатичный, веселый, вместе танцуют, обнимаются.
+летает, говорит, помощник, легко может поднять тяжести, сделал волшебными котлы.
8. Заключительная часть.
-Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что не равнодушны к ним и вы.
-Какие впечатления у вас оставила эта сказка?
-чему можно научится нам у Ивана и Конька?
-Заслужил ли наш Иванушка счастье?
-А от кого зависит наше счастье
+от самих себя, быть ответственными, верными…
-Чем похож конёк на коней из рус сказок и чем отличается (Богатырские, бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, конёк имеет непривлекательную внешность)
-Почему иван дорожил им
_Внешность не главное в дружбе
-Что является главным в дружбе?( понимание, взаимовыручка, взаимопомощь)
-Ребята, мы вспомнили нашу сказку про конька, побывав в стране сказок.
Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
_Что означают эти слова?
-Учит противостоять злу, учит понимать чужую беду. И эта ложь, оказывается самой настоящей правдой.
-А моё вам пожелание: читайте, набирайтесь сил да премудростей. Любите сказки, читайте с удовольствием!
-До свиданья, гости, прозвенит сейчас звонок отдыхайте вы, ребята, всем спасибо за урок!