сенсорная комната в школе

Сенсорная комната

Задача психологов заключается в том, чтобы предоставить детям средства, которые позволят открыть все окна и двери в их внутренний мир.

Современный ребенок, подросток и даже взрослый получает множество внешних аудивизуальных стимулов. Они разрознены, не структурированы, они иногда завораживают, а иногда пугают. Сформировать у ребенка, подростка целостное представление о подчас недоступных для действенного восприятия явлениях, гармонизировать представления о «картине мира», а в ряде случаев корригировать их – сложная и интересная проблема современной педагогики и психологии. На современном этапе развития общества эта проблема вышла за рамки только педагогической, она вошла в круг и психологических, и медицинских проблем.
Попытка решить проблему интерпретации внешних аудио- и визуальных стимулов, их общеразвивающего, лечебного и психологического воздействия привела к идее создания специальной полифункциональной интерактивной среды – сенсорной комнаты.
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Правильно подобранное оборудование сенсорной комнаты воздействует на все органы чувств и позволяет создать у ребенка ни с чем несравнимую по гармонии «картину мира», того райского уголка, который дает удивительные ощущения.
В состав сенсорной комнаты входят: сухой бассейн, модульные комплексы, пузырьковая колонна, «звездная сеть», фонтан с каскадирующей трубкой, висящая система «электродождь», сенсорная тропа для ног, игровое тактильное панно, проектор, волшебная нить, пуфик-кресло, диван, подушечки с гранулами из пенолистрола, кресло-трансформер, аромотерапия, музыкотерапия, сказочный шатер.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Лежа в сухом бассейне или на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ним и психологом.
Работа психолога в нашей школе в условиях сенсорной комнаты позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психотерапевтического воздействия:

релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых; развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсерно-перцептивной чувствительности;

фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;

повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

развитие воображения и творческих способностей детей, подростков, взрослых;

коррекцию психо-эмоциональных состояний.

Адекватно дозированные занятия с людьми разного возраста с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания – и создают условия для саморегулирования процессов торможения и возбуждения.
Количество коррекционных занятий зависит от степени выраженности заявленных проблем и составляет от 10 до 15 занятий с обязательным повтором через 6 месяцев или повторного посещения по мере поступления проблем.
Коррекционные занятия проводятся психологами только с использованием возможностей сенсорной комнаты и компьютерных программ.

Назначение сенсорной комнаты.

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств. Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показания к занятиям в сенсорной комнате.

Противопоказания.

• инфекционные заболевания.
• эпилептический синдром или готовность к эпилепсии,
• психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов,
При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

Возрастные категории.

Занятия в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом

Младший школьный возраст (6-11 лет).
• развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения).
• развитие эмоциональной сферы.
• развитие познавательного интереса, мотивации к обучению.
• развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания).
• повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям.
• психоэмоциональная разгрузка, достижение душевного равновесия
Подростковый возраст (12-16 лет).
• повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям
• резкие и немотивированные колебания настроения
• чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения
• развитие коммуникативных навыков

Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности.

Форма проведения занятий.

Занятия проводятся в подгруппах (4-6 человека), индивидуальной форме. Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция). Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.

Психолог Е. В. Шульгина

МКОУ «СКОШ № 10», г. Краснокаменск, Забайкальский край

Источник

Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного и школьного возраста

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школе Олеся Гашилова
Роль сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного и школьного возраста

Роль сенсорной комнаты в развитии детей

дошкольного и школьного возраста

Роль сенсорной комнаты в развитии дошкольников и школьников, а так же детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ просто неоценима!

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната — это окружающая среда, организованная таким образом, чтобы в нее входили различные стимуляторы, так или иначе воздействующие на органы зрения, обоняния, осязания, слуха и вестибулярные рецепторы.

Наличие в такой комнате разнообразных элементов обеспечивает ощущение безопасности, умиротворённости и комфорта. К подобным элементам относится особая цветовая гамма, мягкий приглушенный цвет, спокойная музыка и благоуханные ароматы. Помимо получения приятных ощущений такая комната также называется лечебной, и в ней проводятся сеансы лечебно-профилактической терапии.

Очень широкое распространение сенсорные комнаты получили в лечении детей с различными отклонениями в развитии. Но об этом подговорим немного позже,а сейчас давайте рассмотрим преимущества данной методики в целом:

• улучшается эмоциональное восприятие мира;

• ребенок становится менее беспокойным и агрессивным;

• снижается уровень возбуждения и тревожности;

• приходит в норму сон;

• лучше происходит процесс восстановления после болезни;

• улучшение показателей в работе мозга.

В создаваемых условиях удается отлично бороться с детскими страхами, с разного рода неврозами и плохим поведением. Помещение может использоваться для всей группы в качестве профилактического средства, так и в лечебных целях для отдельных детей. Как правило, длительность сеанса составляет от 20 минут до получаса, но если воспитанник легко возбудим или находится в уже возбужденном состоянии, то время следует сократить, несмотря на то, что именно этот сеанс и призван снять возбуждение.

Результат сеанса — это состояние отдыха и покоя. Кстати, подобные комнаты есть и для взрослых. Особенно рекомендованы для тех профессий, которые связаны с работой с людьми. Особенно это касается учителей, воспитателей, педагогов, докторов и всех, кто после рабочего дня чувствует усталость и нервозность.

В сенсорной комнате предусмотрено пять видов сред,в которые окунается ребенок:

Зрительная среда предназначена для снятия нервного и мышечного напряжения. Это основной метод воздействия на человека, поскольку около 90% информации мы получаем именно благодаря зрению. Для воздействия на зрение используется свето- и цветотерапия. Так, светотерапия особенно эффективна в осенне-зимнее время года, когда людям не хватает света и от этого наступает депрессия. Светотерапия призвана улучшить иммунное состояние человека, нормализовать уровень гормонов, а также она ответственна за передачу информации в организме между клетками, тканями и органами.

В цветотерапии используется закон влияния цвета на наше настроение, например, синий и зеленый цвета успокаивают, снимают напряжение. Вы же помните, что в каждом детском саду и в школе раньше стены были окрашены именно в эти цвета. И это не случайно. Возможно, и сейчас где-то применяют эту методику. И так у каждого цвета стоит своя задача.

Тактильная среда дает возможность получить новые ощущения и способствует развитию тактильной чувствительности. Благодаря ей ребенок учится не путать свойства предметов и тренирует зрительно-моторную координацию.

Мягкая среда предназначена для создания ощущения уютного и комфортного пространства. В ней чувствуется безопасность. Идеально подходит для выполнения задачи релаксации.

Звуковая среда предусматривает спокойную музыку, которая часто объединена со световыми эффектами. Это совместное влияние придает расслабление и чувство покоя. Осуществляется стимуляция зрительных и слуховых рецепторов, появляется исследовательский интерес.

Воздушная среда, или ароматерапия, воздействует запахами, преимущественно это влияние запахов природы и натуральных эфирных масел на организм человека в соответствии с имеющимися болезненными состояниями или отклонениями в развитии. Каждый аромат имеет свое влияние на органы или системы человека.

Элементы сенсорной комнаты для развития восприятия

В сенсорной комнате используется ряд приспособлений, которые оказывают неоценимую помощь в познании окружающего мира в раннем детстве. Они актуальны как в познавательном аспекте,так и в целях реабилитации:

1. Световой стол предназначен для развития воображения, способствует созданию хорошего настроения, снимает психическое и эмоциональное напряжение, настраивает на развитие сенсорной моторики, развивает и левое, и правое полушарии мозга.С помощью данного элемента можно рисовать разными способами: обеими руками, ладонью, кулаком и т. д.

2. Тактильная среда представлена чаще всего сухим бассейном. Он используется с целью развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата. Дети получают положительные эмоции, укрепляют опорно-двигательный аппарат, а к тому же дополнительно получается эффект закаливания. С одной стороны, происходит лечебно-профилактическое занятие, а с другой — всего лишь забавная игра для детей. Таким упражнения, как ныряние, велосипед, перекаты способствуют снятию мышечного тонуса.

3. Очень интересный элемент, которым можно оснастить сенсорную комнату — это сухой душ, который также отвечает за тактильное восприятие и тренировку координации движений. Потоки разного цвета помогают учиться правильно ощущать себя в окружающем пространстве.

4. Пузырьковые колонны с рыбками заряжают положительным настроением, развивают навыки коммуникации, стимулируют зрительные и тактильные рецепторы, помогают закрепить понятие цвета, оказывают расслабляющее действие.

6. Фибероптические нити — направлены на снятие стрессового состояния, развивают моторику и тактильные ощущения. Воспитанники могут переплетать нити разными способами, заплетать косы. При этом даже происходит улучшение зрения.

7. Фонтан со светящимся шаром предназначен для снятия психоэмоциональной нагрузки, способствует развитию слухового и зрительного восприятия, улучшает настроение.

Роль сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ

И немного о том, чем помогает сенсорная комната в работе с детьми с ОВЗ. В принципе, она и была запланирована изначально для детей с отклонениями в развитии. И придумали их в 1970 году в Нидерландах врачи, которые работали в реабилитационных центрах с детками с ДЦП или с психоневрологическими расстройствами. Несмотря на то, что оборудование таких комнат тогда было примитивно, они давали положительный результат.

Итак, использование сенсорных комнат помогает решению следующих задач в процессе коррекционной-развивающих занятий:

• профилактика нагрузок в психофизической и эмоциональной сферах;

• создание хорошего настроения;

• выработка восприятия цвета, звука, ритма собственных движений;

• снижение уровня тревожности, переключение негативной энергии в нужное русло;

• формирование правильной самооценки, работа со своими страхами и агрессией;

развитие памяти и речи, умения фантазировать и нестандартно мыслить.

Вообще данная тема очень многогранна, сенсорные комнаты могут быть самые разнообразные. Сегодня я привела пример лишь одного варианта оснащения, а на самом деле простор для фантазии ее обустройства просто безграничен.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеМетодическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей- куча песка» (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеРабота по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Источник

Сенсорная комната: что это и для чего нужно?

У чело­ве­ка есть орга­ны чувств: гла­за (зре­ние), уши (слух), язык (вкус), нос (обо­ня­ние), кожа и сли­зи­стая (ося­за­ние), вести­бу­ляр­ный аппа­рат (ощу­ще­ние веса, чув­ство рав­но­ве­сия и поло­же­ния в про­стран­стве, уско­ре­ние). В каж­дом из этих орга­нов чувств есть рецеп­то­ры – пери­фе­ри­че­ские зве­нья ана­ли­за­то­ра или сен­сор­ной систе­мы (по И. П. Пав­ло­ву). К при­ме­ру, рецеп­то­ры зре­ния – это палоч­ки и кол­боч­ки сет­чат­ки гла­за. Сам же ана­ли­за­тор состо­ит из трех частей: пери­фе­рии (рецеп­то­ра), про­вод­ни­ко­во­го отде­ла (цен­тро­стре­ми­тель­ных ней­ро­нов), кор­ко­во­го отде­ла (участ­ков коры боль­ших полу­ша­рий голов­но­го моз­га, вос­при­ни­ма­ю­щих инфор­ма­цию от соот­вет­ству­ю­щих рецеп­тор­ных образований).

Таким обра­зом, сен­сор­ную систе­му (ана­ли­за­тор) мож­но опре­де­лить как часть нерв­ной систе­мы, состо­я­щей из рецеп­то­ров, нерв­ных путей и отде­лов голов­но­го мозга.

Зная, что такое сен­сор­ная систе­ма мож­но перей­ти к сен­со­ри­ке – функ­ции нерв­ной систе­мы, кото­рая заклю­ча­ет­ся в вос­при­я­тии раз­дра­жи­те­лей, и выпол­ня­ет­ся при помо­щи сен­сор­ной систе­мы (ана­ли­за­то­ра). Бла­го­да­ря изу­че­нию сен­со­ри­ки, а так­же роли сен­сор­ной систе­мы в жиз­ни чело­ве­ка появи­лись спе­ци­аль­ные ком­на­ты, кото­рые назы­ва­ют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Опре­де­лить сен­сор­ную ком­на­ту мож­но как осо­бым обра­зом орга­ни­зо­ван­ную окру­жа­ю­щую сре­ду, напол­нен­ную раз­лич­но­го рода сти­му­ля­то­ра­ми, цель кото­рых заклю­ча­ет­ся в воз­дей­ствии на орга­ны чувств чело­ве­ка. Сен­сор­ную ком­на­ту в наро­де при­ня­то назы­вать «ком­на­той релак­са­ции», одна­ко по сути сво­ей сен­сор­ная ком­на­та может исполь­зо­вать­ся не толь­ко с целью ока­за­ния успо­ка­и­ва­ю­ще­го и рас­слаб­ля­ю­ще­го дей­ствия, но и для дости­же­ния тони­зи­ру­ю­ще­го и сти­му­ли­ру­ю­ще­го эффек­та. Сек­рет заклю­ча­ет­ся в соче­та­нии раз­ных сти­му­лов. К ним отно­сят­ся: свет и цвет, зву­ки (музы­ка), запа­хи, а так­же так­тиль­ные ощу­ще­ния. Набо­ры сти­му­лов мож­но объ­еди­нить в груп­пы в зави­си­мо­сти от рецеп­то­ра, на кото­рый они воздействуют.

Классификация стимулов

Све­то­те­ра­пия и цве­то­те­ра­пия – воз­дей­ству­ют на зре­ние. Мяг­кий свет – покой. Яркий свет – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, части­цы све­та (фото­ны) под­дер­жи­ва­ют ритм суточ­ных коле­ба­ний, улуч­ша­ют состо­я­ние иммун­ной систе­мы. Исполь­зу­ет­ся тера­пия цве­том, напри­мер, крас­ный – сти­му­ля­ция, оран­же­вый – вос­ста­нов­ле­ние, жел­тый – тони­зи­ро­ва­ние и т.д.

Зву­ко­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на слух. Может быть пас­сив­ной (чело­век слу­ша­ет зву­ки или музы­ку) и актив­ной (чело­век сам созда­ет зву­ки или музы­ку). Спо­кой­ная мело­дич­ная музы­ка, зву­ки при­ро­ды – покой. Меха­ни­че­ские зву­ки, элек­трон­ная музы­ка, про­из­ве­де­ния с раз­ной силой тональ­но­сти (про­из­ве­де­ния Моцар­та), музы­каль­ные про­из­ве­де­ния с быст­рым тем­пом (валь­сы) – возбуждение.

Аро­ма­те­ра­пия – воз­дей­ству­ет на обо­ня­ние. При­ят­ные запа­хи – покой. Рез­кие запа­хи – воз­буж­де­ние. Кро­ме того, эфир­ные мас­ла обла­да­ют бак­те­ри­цид­ны­ми, про­ти­во­ви­рус­ны­ми и про­ти­во­вос­па­ли­тель­ны­ми свойствами.

Так­тиль­ные ощу­ще­ния – воз­дей­ству­ют на рецеп­то­ры кожи. Ощу­ще­ния мяг­ко­сти, теп­ла, неж­но­сти – покой. Пока­лы­ва­ние, надав­ли­ва­ние, виб­ра­ция – воз­буж­де­ние. Исполь­зо­ва­ние при­бо­ров для мас­са­жа сни­ма­ет мышеч­ное напря­же­ние и улуч­ша­ет кровообращение.

Обо­ру­до­ва­ние, из кото­ро­го состо­ит сен­сор­ная ком­на­та, мож­но услов­но клас­си­фи­ци­ро­вать на два вида: релак­са­ци­он­ное и акти­ва­ци­он­ное. Ана­ло­гич­но мож­но раз­де­лить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релак­са­ци­он­ная сен­сор­ная комната

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеКак пра­ви­ло, эта ком­на­та име­ет мяг­кое покры­тие, настен­ные и наполь­ные маты. В ней при­сут­ству­ют пуфи­ки и поду­шеч­ки, крес­ло-качал­ка, повто­ря­ю­щее кон­ту­ры тела чело­ве­ка, сухой бас­сейн с без­опас­ны­ми зер­ка­ла­ми. Она снаб­же­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, кото­рые созда­ют рас­се­ян­ный свет, обла­да­ют фибе­роп­ти­че­ским эффек­том (звезд­ное небо, звезд­ный дождь), под­ве­шен­ны­ми подвиж­ны­ми кон­струк­ци­я­ми (зер­каль­ный шар, сухой дождь). Такая ком­на­та допол­ня­ет­ся уста­нов­кой для аро­ма­те­ра­пии и музы­каль­ной систе­мой для воспроизведения.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: мяг­кий про­плы­ва­ю­щий свет, успо­ка­и­ва­ю­щая музы­ка или зву­ки при­ро­ды, при­ят­ный запах, удоб­ная сво­бод­ная поза в соче­та­нии с так­тиль­ны­ми ощу­ще­ни­я­ми неве­со­мо­сти, мяг­ко­сти и нежности.

Акти­ва­ци­он­ная сен­сор­ная комната

Ком­на­та покры­та сен­сор­ны­ми пане­ля­ми для рук и ног (спе­ци­аль­ные сен­сор­ные сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школетро­пы для ног, воз­душ­но-пузырь­ко­вые труб­ки, созда­ю­щие виб­ра­цию при каса­нии). Ком­на­та обо­ру­до­ва­на све­то­вы­ми при­бо­ра­ми, обла­да­ю­щи­ми све­то­оп­ти­че­ским эффек­том и зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем (интер­ак­тив­ные пане­ли, систе­мы про­жек­то­ров). Так­же есть систе­ма для вос­про­из­ве­де­ния музы­ки или набо­ров зву­ков. Могут при­сут­ство­вать мас­саж­ные мячи­ки и про­чие подоб­ные вещи. Для уси­ле­ния све­то­вых эффек­тов ком­на­та может иметь спе­ци­аль­ные зер­ка­ла, спо­соб­ные зри­тель­но изме­нять пло­щадь ком­на­ты в боль­шую сторону.

Здесь исполь­зу­ет­ся сле­ду­ю­щий набор сти­му­лов: яркий свет, созда­ю­щий атмо­сфе­ру празд­ни­ка, весе­лья, тони­зи­ру­ю­щие зву­ки, так­тиль­ное воз­дей­ствие (пока­лы­ва­ние) на рецеп­то­ры кожи и рецеп­то­ры мышц, при­во­дя­щее их в состо­я­ние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Пока­за­ни­я­ми к заня­ти­ям в сен­сор­ной ком­на­те могут служить:

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В насто­я­щее вре­мя сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в самых раз­ных учре­жде­ни­ях: шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах, боль­ни­цах, родиль­ных домах, сана­то­ри­ях, а так­же в каче­стве ком­нат отды­ха раз­лич­ны­ми фир­ма­ми и ком­па­ни­я­ми, психологами.

сенсорная комната в школе. Смотреть фото сенсорная комната в школе. Смотреть картинку сенсорная комната в школе. Картинка про сенсорная комната в школе. Фото сенсорная комната в школеВ шко­лах, дет­ских садах, интер­на­тах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют в основ­ном для кор­рек­ции раз­лич­ных рас­стройств у детей. Заня­тия с детьми про­ис­хо­дят в фор­ме игры.

В боль­ни­цах сен­сор­ные ком­на­ты исполь­зу­ют­ся в основ­ном для под­го­тов­ки боль­ных к опе­ра­ции, сни­же­нию у боль­ных нев­ро­ти­че­ских и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций, для сня­тия или умень­ше­ния хро­ни­че­ских болей.

В родиль­ных домах с помо­щью сен­сор­ных ком­нат гото­вят жен­щин к родам.

Очень попу­ляр­но исполь­зо­вать сен­сор­ные ком­на­ты в част­ных ком­па­ни­ях для сня­тия стрес­са у сотруд­ни­ков и повы­ше­ния их работоспособности.

Обыч­но заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те состав­ля­ют не более 45 минут. Заня­тия могут про­во­дить­ся как неболь­ши­ми груп­па­ми 2–4 чело­ве­ка, так и инди­ви­ду­аль­но. Во вре­мя заня­тия в сен­сор­ной ком­на­те чело­век может быть наедине с собой или вме­сте со спе­ци­а­ли­стом-пси­хо­ло­гом. Обыч­но для пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств и веге­то-сосу­ди­стых реак­ций доста­точ­но воз­дей­ствия толь­ко сти­му­лов сен­сор­ной ком­на­ты, а для кор­рек­ции раз­ви­тия и лече­ния, к при­ме­ру, раз­лич­ных эмо­ци­о­наль­ных, адап­та­ци­он­ных рас­стройств необ­хо­ди­ма так­же тре­бу­ет­ся допол­ни­тель­ная помощь специалиста-психолога.

Огра­ни­че­ний по воз­рас­ту нет. В домаш­них усло­ви­ях мож­но создать атмо­сфе­ру, близ­кую к той, кото­рая есть в сен­сор­ной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Про­ти­во­по­ка­за­ни­я­ми явля­ют­ся глу­бо­кая умствен­ная отста­лость, эпи­леп­сия, инфек­ци­он­ные забо­ле­ва­ния. Огра­ни­че­ние – гипе­р­ак­тив­ность и раз­лич­ные пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния, лече­ние кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем пси­хо­троп­ных препаратов.

Заключение

Изу­че­ние сен­сор­ных систем актив­но раз­ви­ва­ет­ся. Воз­дей­ствие через рецеп­то­ры на голов­ной мозг зани­ма­ет умы мно­гих уче­ных мира. И хотя иссле­до­ва­ния еще не окон­че­ны, мы с вами уже зна­ем, что сен­сор­ная ком­на­та, несо­мнен­но, явля­ет­ся уни­каль­ным «изоб­ре­те­ни­ем» и ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие на орга­низм человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *