семейная квартира что это
Что надо знать при выборе семейной квартиры. Рекомендации психологов и дизайнеров
Термин «семейный формат» в строительстве придумали маркетологи для квартир с двумя и более спальнями. На самом деле, любое жилье строится для семьи, сколько бы изолированных комнат оно ни имело. Другое дело, что семья как «ячейка общества» претерпела преобразования. Вариантов современной семьи сегодня такое множество, что традиционное «папа, мама, я – дружная семья» уже не может называться единственно правильной формулой описания семейных отношений. Портал METRTV выяснял, смогли ли девелоперы подстроиться под неизбежные социальные изменения, и какие рекомендации могли бы дать психологи строителям.
Актуальный формат «семейной» квартиры
С тех недавних пор, как в России из людей перестали делать «индустриальные заготовки», а отправили их зарабатывать деньги, кто сколько может, неизбежно стало меняться отношение к семье. Особенно это заметно в крупных городах. Выяснилось, что форм семейного (читай, совместного) существования может быть множество, и варианты продолжают появляться. Изменились в семье роли мужчины и женщины, и даже мамы и папы. В образовании и профессиональной сфере много говорится об индивидуальном подходе к личности. При этом развиваются технологии общения, которые, с одной стороны, позволяют заводить контакты со всем миром, а с другой – убивают живое общение. Реальность такова, что личное пространство одерживает верх над «семейным очагом».
Все психологи, опрошенные порталом METRTV.ru, сходятся во мнении, что возможность уединения для каждого члена семьи сегодня является обязательной опцией квартиры, которую семья может назвать комфортной.
Как замечает руководитель Психологического центра «ИНСАЙТ» Елена Коннова, личное пространство – это не обязательно отдельная комната. Это может быть некая зона, уголок, имеющий формальные или виртуальные границы.
По мнению Сергея Мостикова, для семьи с маленькими детьми вполне реально сформировать комфортную зону проживания в квартире, число комнат в которой меньше, чем жильцов.
Между тем, психологи уверены, что общее пространство в квартире должно быть. Люди, особенно семейные – существа социальные. И даже самым замкнутым требуется личное общение. Это может быть столовая, кухня, гостиная или, наиболее популярный сегодня вариант – объединённая кухня-гостиная.
Впрочем, и классический формат, с раздельной кухней и гостиной, продолжает оставаться актуальным.
В некоторых случаях обособление личных зон может оказаться весьма серьёзным. Показателен пример екатеринбургской семьи, купившей две смежные квартиры, но не ставшей их объединять воедино. Просто детей (подросткового возраста) поселили отдельно, хоть и по соседству с родителями.
Кстати, есть мнение, что превращение гостиной в «семейную» в перспективе приведёт к тому, что спрос на большие гостиные окажется невысоким – для семейных посиделок большой зал не нужен.
«Семейный» формат на первичном рынке
В Екатеринбурге явно обозначился рост спроса на жильё большого семейного формата. Рост предложения в данном сегменте, впрочем, тоже зафиксирован. Но одной тенденции явно недостаточно.
Как замечает Михаил Хорьков, семейные квартиры – это один из наиболее сложных форматов с точки зрения застройщика. Люди, покупающие такое жильё, уже обычно понимают, что именно им надо для комфорта. Требования к квартире у них более высокие, нежели у тех, кто покупает своё первое жильё.
С другой стороны, как замечают психологи и дизайнеры по интерьерам, люди, ранее проживавшие в сравнительно небольшой квартире, не всегда понимают, какие «сюрпризы» способна преподнести просторная квартира с большим количеством комнат и иных помещений.
Специалисты также советуют покупателям семейных квартир помнить, что большая площадь жилья не гарантирует удобство проживания.
С точки зрения дизайнера наиболее удачный вариант, когда квартира вписывается в правильный прямоугольник, а все внутренние перегородки можно двигать и убирать. Такое жильё можно приспособить практически под любые запросы. В реальности же квартиры (даже со свободной планировкой) обычно далеки от такого идеала.
Зато окна в детской желательно, чтобы имели как можно большую площадь.
Предложения застройщиков Екатеринбурга
Ниже представлены несколько новостроек, в которых представлены, в том числе квартиры семейного формата, удовлетворяющие основным требованиям к жилью такого типа.
ЖК «Макаровский»
Район Центр, застройщик – УГМК Застройщик. Класс – «бизнес».
Жилой комплекс «Макаровский» располагается на берегу Городского пруда акватории реки Исеть в центральной части Екатеринбурга рядом с Дворцом игровых видов спорта. Первая очередь ЖК сдана в эксплуатацию в начале 2019 года, срок сдачи второй очереди «Макаровского» – IV квартал 2019 года. В составе второй очереди – корпус переменной этажности (13-27 этажей). Дома возводятся по монолитной технологии высота потолков жилых этажей 3 м., квартиры сдаются с отделкой «под чистовую». На первых этажах жилых секций планируется разместить туалетные комнаты, в которые можно сводить ребенка во время прогулки, мягкие зоны ожидания, колясочные. При покупке квартиры на этапе строительства возможен заказ индивидуальной планировки. В некоторых случаях изменение конфигурации жилья – за счет застройщика.
Детская инфраструктура ЖК «Макаровский». До конца 2019 года планируется открыть детский сад «Мир открытий» в историческом задании ЖК «Макаровский». Планируется сотрудничество детского сада с гимназией №212. Кроме того, застройщик намерен открыть детский сад с бассейном в составе третей очереди ЖК. Дети, проживающие в «Макаровском» могут посещать гимназию №155 и «Классическую гимназию» №104. Гимназия №155 – одно из старейших учебных заведений Екатеринбурга. В 2018 году 48% её выпускников получили высокие баллы на экзаменах, в том числе 7 учеников набрали более 90 баллов по итогам ЕГЭ, а одна из выпускниц – 100 баллов по русскому языку и 98 баллов по истории. Учащиеся школы регулярно побеждают на региональных этапах всероссийских школьных олимпиад. В гимназии №104 ведется углубленная подготовка по гуманитарным предметам, действуют программы дополнительного образования.
Планировки квартир в ЖК «Макаровский»
ЖК «Нагорный»
Район ВИЗ, застройщик – УГМК Застройщик. Класс – «бизнес».
ЖК возводится на пересечении улиц Татищева и Токарей. Первая очередь жилого комплекса будет состоять из двух домов переменной этажности – 10, 19 и 24 этажа. Общая площадь квартир составит 60 тыс. кв. м. Первый дом планируется сдать во II квартале 2020 года. Дома возводятся по монолитной технологии с заполнением из полнотелого кирпича. Особенность проекта – «квартиры-трансформеры» и панорамные окна. Отдельное внимание застройщик намерен уделить ландшафтному дизайну. Во дворах запланировано большое количество цветочных клумб, на которых будут высажены только гипоаллергенные растения. В коммерческой галерее комплекса будет открыт двухэтажный фитнес-центр с бассейном на 25 метров.
Детская инфраструктура ЖК «Нагорный». В жилом комплексе предусмотрены «дворы без машин» и детские площадки, разделённые на зоны для детей разных возрастов (0-6 лет, 6-12 лет и старше 12 лет). Также в самом ЖК разместится детский садик. В шаговой доступности от ЖК школа №1, которая сейчас находится на реконструкции, а после ремонта сможет принять тысячу учащихся. Недалеко от жилого комплекса также расположены Парк XXII Партсъезда и новый парк у Дворца молодежи,
Планировки квартир в ЖК «Нагорный»
Площадь трёхкомнатных квартир – от 110 кв. м. В составе каждой квартиры три отдельных комнаты и большая кухня-гостиная. При покупке квартиры на этапе строительства возможен заказ индивидуальной планировки. Можно изменить конфигурацию комнат, расположение и ширину дверных проёмов, предусмотреть дополнительные помещения (гардеробную и пр.). Когда дом будет сдан, покупатель получит именно то жилье, о котором он мечтал. Важно, что трансформация квартиры на этапе строительства не считается перепланировкой, владельцу не придётся согласовывать её в БТИ.
ЖК «Цветной бульвар»
Район Пионерский, застройщик – Группа ЛСР. Класс – «комфорт».
Жилой квартал «Цветной бульвар» «Группа ЛСР» начала возводить в 2017 году в границах улиц Советской – Сулимова – Данилы Зверева – Блюхера – переулка Паркового. Первый дом ЖК был сдан в декабре 2018 года, с опережением графика на 3 месяца. Сейчас идут продажи квартир во втором, третьем и четвертом домах ЖК «Цветной бульвар». Их сдача в эксплуатацию запланирована, соответственно, на III и IV кварталы 2019 и на IV квартал 2020 года. Весь комплекс будет состоять из 9 жилых домов высотой от 6 до 33 этажей. Площадь квартир и нежилых помещений ЖК превысит 120 тыс. кв. м, вместимость паркингов – более 1200 машиномест.
Детская инфраструктура ЖК «Цветной бульвар». В домах предусмотрены колясочные, помещения для велосипедов. На придомовых территориях – детские игровые площадки, пространства для занятий спортом, велодорожки. Вдоль всего микрорайона протянется бульвар с деревьями и кустарниками. В шаговой доступности от ЖК находятся три школы, входящие в список «20 лучших школ Екатеринбурга».Это гимназия №35, лицей №130 и Специализированный учебно-научный центр УрФУ (СУНЦ УрФУ). Также рядом есть дошкольные учреждения и 2 парка: Дендропарк и Основинский парк.
Планировки квартир в ЖК «Цветной бульвар»
ЖК Репин Парк (2 очередь)
Район Юго-Западный, застройщик – ЦТРВ Екатеринбург. Класс – «комфорт».
ЖК «Репин парк» расположен по адресу Заводская, 75. У жилого комплекса имеется своя газовая котельная, также на его территории предусмотрены наземная парковка и подземный паркинг. Квартиры в ЖК сдаются с отделкой «под чистовую». Сдача второй очереди планируется в I квартале 2020 года. До конца марта 2019 года для покупателей трёхкомнатных квартир на средних и высоких этажах жилого комплекса «Репин парк» действует система скидок (3% от стоимости квартиры), а также беспроцентная рассрочка сроком на год.
Детская инфраструктура ЖК «Репин Парк». В шаговой доступности от ЖК находится одна из школ, входящих в список «20 лучших школ Екатеринбурга». Это гимназия №202 «Менталитет». Поступить сюда в пятый класс может любой выпускник начальной школы, независимо от прописки. Но надо будет сдать вступительные экзамены. Во дворе ЖК «Репин Парк» спроектированы детские площадки, разделённые на зоны для детей разных возрастов (0-3 года, 3-7 лет и 7-12 лет). Здесь предусмотрены игровые комплексы, качели, полосы препятствий, памп трек для катания на роликах, скейтах, самокатах и велосипедах.
Планировки квартир в ЖК «Репин парк»
ЖК «Меридиан»
Район Широкая Речка, застройщик – Группа ЛСР. Класс – «стандарт».
Жилой квартал «Меридиан» возводится на границе Широкой Речки и Академического. ЖК будет занимать участок площадью 27 га и будет включать в себя 16 домов от 8 до 25 этажей. Общая полезная площадь проекта более 200 тыс. кв. м. В настоящее время реализуются квартиры в третьем доме жилого квартала. Его сдача запланирована на II квартал 2020 года.
Детская инфраструктура ЖК «Меридиан». Рядом с каждым домом предусмотрены игровые развивающие площадки для детей разных возрастов, спортивные площадки в каждом дворе, велодорожки, зоны отдыха. В центре жилого квартала запроектирован прогулочный бульвар. На территории ЖК планируется строительство двух образовательных центров, один из которых объединит в себе детский сад на 200 мест и школу на 825 мест. Проектом также предусмотрен отдельно стоящий бассейн, соединенный крытым переходом с образовательным центром.
Мегаполис плюс: какой должна быть современная семейная квартира
А. Гарнов ― Здравствуйте! У микрофона Антон Гарнов. Вы слушаете «Эхо Москвы» в Петербурге. И это программа «Мегаполис плюс». Сегодня будем говорить о том, какой должна быть семейная квартира, современная семейная квартира. Давно прошли те времена, когда семьи в нашей стране радовались любому жилью: хорошо, что дали или денег на кооператив хватило. Теперь, слава богу, мы можем выбирать, по крайней мере исходя из наших бюджетов, выбирать, в какой квартире нам жить. Вот когда я готовился к этой программе я с интересом узнал, что семейная квартира — это не просто какое-то красивое словосочетание, а вполне устоявшийся термин. Будем обсуждать тему вместе с нашими спикерами. Сегодня в гостях в студии «Эхо Москвы» в Петербурге Юлия Ружицкая, директор по продажам «Главстрой — Санкт-Петербург». Юлия, здравствуйте!
Ю. Ружицкая ― Здравствуйте!
А. Гарнов ― Вера Сережина, руководитель направления клиентского опыта группы RBI. Здравствуйте, Вера!
В. Сережина ― Добрый день!
А. Гарнов ― И Алексей Белоусов, генеральный директор ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга». Алексей, здравствуйте!
А. Белоусов ― Добрый день!
А. Гарнов ― Алексей, так что же такое семейная квартира? Чем она отличается от остальных, если мы говорим о терминах?
А. Белоусов ― Ну знаете, если вспомнить совсем недалекие времена, когда в одной квартире жило несколько поколений. Вот я, например, помню, что у меня жила прабабушка, бабушка, мама, папа и я. И это считалось такой вот, тогда, семейной квартирой. Сейчас подход, конечно, несколько изменился, и нечасто живут несколько поколений в одном жилом пространстве. Все стремятся сделать так, чтобы у каждого была своя отдельная квартира. А в отдельной квартире чтобы у каждой… у каждого поколения — мама, папа, ребенок, второй — была отдельная комната. Вот, наверное, в нынешнем понимании это и есть семейная квартира.
А. Гарнов ― Вот семейной квартирой можно назвать, не знаю, длинный узкий коридор, несколько небольших комнат по бокам от этого коридора и в конце маленькая кухня. Ну вот формально мы имеем не однокомнатную квартиру. Чем она не семейная?
А. Белоусов ― Вы знаете, вот вы сейчас назвали планировку, а я вспомнил самый, наверно, такой колоритный, самый известный дом в Петербурге, где стоит реклама одной связной компании, на набережной с выходом прямо на Летний сад. Вот это огромное сталинское здание. Все квартиры были именно такие: огромный длинный коридор, в конце небольшая кухонька, один, два, три, четыре, иногда до пяти комнат, и все с видом на Летний сад. Красивый дом, великолепный дом. Но планировка такая, что жить там, наверно, очень сложно. Поэтому современный… современный архитектор, конечно, пользуется более широкими возможностями, потому что и проектирование, и «цифра» позволяет очень грамотно спланировать внутреннее пространство дома, сделать какое-то общее пространство для всех и каждому выделить по отдельному спальному помещению, где можно уединиться, позаниматься своими делами, там, почитать, поиграть. Это, наверно, очень важно с точки зрения комфорта проживания в таких домах.
А. Гарнов ― Я вспоминаю наши хрущевки, в которых, в частности, было такое… такая планировка… Наши петербургские, ленинградские хрущевки на четыре комнаты. Четырехкомнатные квартиры — я в таких бывал — они, конечно, очень маленькие, эти комнатушки, ну совсем маленькие. Но зато есть большая, то, что мы называем «гостиная», и она там представлена в таком классическом плане. Это некая проходная, смежная комната, да, в которую можно попасть из любой другой, из этих вот трех комнат. И еще тут же есть проход в кухню. По-моему, чем-то похоже, если бы еще увеличить пространство, то вот тебе и семейная квартира. Юля, а как по уму должно быть устроено жилое пространство в семейной квартире, раз уж мы вышли на эту тему?
Ю. Ружицкая ― Ну на сегодняшний день, да, очень высок тренд на рациональность использования пространства. Длинные бесполезные коридоры, они не нравятся покупателям, они не хотят платить лишние деньги за то, чтобы у них был такой коридор. Они хотят, чтобы пространство было спланировано, чтобы была выделена зона, в которой вы приглашаете гостей, так называемая гостевая зона, и была выделена приватная зона, где проживают непосредственно хозяева, и туда гости уже, соответственно, не ходят, да. При всем при этом метражи должны быть оптимальными. Вот такая квартира на сегодняшний день максимально интересна. Востребованы европланировки так называемые, это планировки, где кухня объединена с гостиной, большая площадь, которая объединяет всю семью, где можно собираться по вечерам, и отдельные спальни, возможно небольшого метража. Вот таких квартир на сегодняшний день, если говорить о недорогом сегменте, они очень популярны.
А. Гарнов ― Сейчас есть же представление, что у каждого должно быть личное пространство. В то же время мы говорим о том, что должно быть некое общее пространство. То есть, по идее, в одну квартиру мы должны засунуть и возможность остаться одному…
А. Гарнов ― … или детям поиграть, заниматься своими делами, взрослым — своими делами, и в то же врем я иметь некую площадь, где можно собраться всем вместе, поужинать.
Ю. Ружицкая ― Да. Современная семейная квартира — это сложная история. К ней очень много требований. И то и другое должно быть.
А. Гарнов ― Это, я так понимаю, один из самых сложных форматов с точки зрения застройщика. Вопрос к Вере. Люди, которые покупают такое жилье, они обычно уже понимают, что именно им надо для комфорта, то есть вот тут есть конкретные требования, чтобы квартира была именно такой, запросы более высокие. И как учесть их?
В. Сережина ― Ну чаще всего те, кто покупает квартиру, уже понимают, что они хотят, потому что, я говорю, сейчас стиль потребления наш уже изменился. У многих есть опыт проживания в квартирах, многие смотрят, как их друзья, знакомые проживают. Им есть с чем сравнивать. Поэтому сейчас часто идут уже с конкретными требованиями. Мы часто спрашиваем при приобретении жилья, какие основные факторы влияют. Ну вот в первых местах идет планировка. То есть, безусловно, застройщики выбирают место, у них есть бюджет. Но потом наш покупатель смотрит, а есть ли та планировка, которая его устраивает. И она формируется, конечно, исходя из его потребностей. Сколько у него детей, однополые, разнополые. Человек представляет, как будет мебель там расставлять. Действительно, Юля правильно сказала, что сейчас уже, наверно, требования жизни — европланировка, то есть та зона, в которой есть, как мы говорим, кухня-гостиная. Там одна зона кухонная, где готовят, а потом зона, где общаться. Раньше были, как говорил сегодня Алексей Игоревич о том, что было такое понятие «гостиная», сейчас оно, конечно, уже ушло, потому что мы оптимизируем площади. Люди смотрят на это, за лишнее платить не хотят. Поэтому…
А. Гарнов ― Скорее всего, функцию гостиной принимает на себя кухня, где стоит обеденный стол или нет?
В. Сережина ― Да, ну, скорее всего, это даже уже не обеденный стол, скорее всего, это у нас есть диванчик, у нас есть телевизор при нем, ну и какой-то… зона … Мне кажется, уже сейчас какого-то такого культа еды нет, да. Скорее всего, не делают какие-то праздники большие. Это просто зона, где хотят пообщаться. Знаете, часто бывают молодые мамы. Где чаще всего бывает ребенок? Там, где мама. Мама на кухне, ребенок рядом. Поэтому и формируются такие зоны.
А. Гарнов ― Требования и ожидания покупателя, вот, к квадратным метрам. Они изменились за последние два года? Вот какая динамика, если посмотреть?
В. Сережина ― Они изменились, потому что, Юля правильно сказала, что не хотят пустых коридоров, думают о расстановке мебели. Обязательно сейчас уже требование… все хотят, особенно женская аудитория, чтобы у них была гардеробная, чтобы гардеробная была удобная, потому что шкафы уже никто не размещает вдоль стен.
А. Гарнов ― Объясните мне, что такое гардеробная.
А. Гарнов ― В старом советском доме… Я хочу понять, что такое гардеробная.
В. Сережина ― Гардеробная — место… Вы не смотрели, наверно, такой фильм «За бортом», кажется был, где там хозяйка просила на яхте сделать шкафчики для обуви. Там 120 пар обуви. Где женщина может хранить: одежда, обувь, сумочки — специальное место
В. Сережина ― Специальная комнатка. Она может разная…
А. Гарнов ― Кладовка, если при советск…
В. Сережина ― Нет-нет-нет, кладовка — это другое. Есть еще места для хранения, потому что вы должны еще поставить там пылесос, швабры. Не хочется, чтобы это было в красивой квартире, где-то это было в углу. Хочется, чтобы она была светлая, просторная, чтобы на стенах у вас были только картины. Чтобы она не была ничем… я бы сказала так… заставлена лишними предметами. Хотят воздуха, пространства, света.
А. Гарнов ― Я просто к тому, что в старых домах, в старых советских квартирах именно кладовки выполняют все эти функции.
В. Сережина ― Это сейчас две разные вещи, две разные вещи. И это так называем еще — места для хранения. В наших домах, если есть возможность, сейчас как бы следующий тренд — это стараемся в цокольной части или в подвале размещать кладовые специально. Кто хочет, может их приобрести. У кого там много вещей для хранения, очень много вещей для хранения, разовых, то там мы их размещаем. Это тоже пользуется популярностью.
А. Гарнов ― Чтобы не захламлять балконы. Еще одна…
В. Сережина ― Точно. Балконы просят у нас — скорее всего, тоже тенденция времени, — чтобы он был широкий. Многие говорят о том: «Я хочу выйти туда с чашечкой кофе. Мне нужен такой ширины, чтобы я мог поставить столик, диванчик или стул». То есть такое, может быть, не всегда это реализует наш покупатель, но такое требование. Об этом они много говорят.
А. Гарнов ― Вернемся еще к теме планировки, это очень интересно. Я у Алексея хочу спросить. Если я правильно понял, изучая этот вопрос, именно недостаток таких квартир есть на рынке петербургской недвижимости, не студий там, не однушек, а вот именно семейных квартир? Почему так произошло? То есть большинство семей, может быть, просто не может себе позволить? Я уже чувствую, что это недешевые квартиры — то, что мы сегодня обсуждаем. Дорогое удовольствие.
А. Белоусов ― Ну как раз нет. Вот рациональное использование пространства, вот, условно говоря, есть какой-то метраж, который выделен под квартиру. Как ее спланировать, так чтобы одновременно появилась бы и зона для того, чтобы пришли гости, объединенная с кухней. Если бы это делалось, допустим, двумя десятками лет раньше, была бы отдельно кухня, отдельно столовая и отдельно спальня. Так называемая стандартная советская, там, трехкомнатная квартира. Сейчас две комнаты объединились, при этом они, может быть, немножко потеряли в площади, но при этом функционал их вырос, ушли перегородки, стало удобнее заходить-выходить, перемещаться по квартире. Это на самом деле требование времени, пересмотр тех стереотипов, которые были заложены у нас раньше. Все должны быть четко структурированы, поделены. Вот если ты вышел в столовую там. Вот эта кухня — это кухня, эта столовая — это столовая, а это спальня. Поэтому вот этот функционал, они пришел к нам из Европы, отсюда название: евродвушка, евротрешка. И на самом деле это рациональное использование площади строящегося здания и очень удобные с точки зрения комфорта проживания помещения, которые образуются в результате таких вот… такого строительства.
Ю. Ружицкая ― Действительно, цена квадратного метра на рынке у нас выросла очень сильно, за последний год как минимум, поэтому люди желают сэкономить, все-таки не все могут себе позволить очень дорогую большую квартиру купить, а такие семейные квартиры, они, как правило, начинаются от достаточно небольшого метража. Если говорить про двухкомнатную квартиру, сегодня не редкость двухкомнатная квартира у нас, порядка 45 метров в Юнтолово есть. То есть это небольшой метраж, но там есть кухня-гостиная, две отдельные спальни. Если говорить про трехкомнатные квартиры, они тоже могут быть небольшими. Начиная от 62 метров у нас есть предложения в «Северной долине». И такие квартиры — это самые популярные квартиры на сегодняшний день у нас в предложении. Потому что людям хочется предложить каждому члену своей семьи хоть небольшую, но комнату.
И кстати, надо сказать, что опыт застройщика, который достаточно давно работает над планировками, он позволяет избавиться от лишних метров, да, их не планировать и максимально использовать все пространство. Мы за годы работы поняли, что есть предельный метраж, да, минимальный каждого помещения, и меньше условных 8 метров комната быть не должна. Там будет не очень комфортно. Но 8 метров позволяют сделать отдельную спальню, небольшую, но спальню. И точно так же есть представление о каждом помещении. И это позволяет делать вот эти семейные квартиры достаточно доступными по цене. Поэтому если у семьи есть желание сразу вложиться во что-то на перспективу, такая семейная квартира, она прекрасный вариант будет.
В. Сережина ― Можно? Можно, продолжая тему Юли о необходимых минимальных метражах комнат, очень важно понимать… вот вы, наверно видели такой тренд в последнее время? Часто мы в своей планировке смотрим с расстановкой мебели сразу. Почему это появилось? Потому что показать сразу покупателю: «Посмотрите, вы здесь разместите весь необходимый функционал. Вот кровать, там, не знаю, стол, рабочая зона». Все поместится. И, как плавило, мы стараемся уже в планировках сами размещать, ну, как бы правильные размеры этой мебели, чтобы было это сразу видно.
А. Гарнов ― Полностью меблированные не продаете квартиры?
В. Сережина ― Полностью меблированные можем сделать, но под заказ. Еще нет спроса, так что для всех нет уникальных планировок.
А. Гарнов ― А я вспоминаю … я вспоминаю первые хрущевки, которые строились в Ленинграде. И был опыт, когда людям давали квартиры уже с газовыми плитами, да, со шкафами с какими-то, с мебелью, специально приспособленные, созданные вот для этой планировки. Такое тоже когда-то было. Почему бы нет, если людям удобно? И они знают, что получат высокое качество вот всего этого.
А. Белоусов ― Все новое — хорошо забытое старое. Мы знаем это.
Ю. Ружицкая ― Мы да, мы тоже пробовали в «Северной долине» такие варианты, но чаще всего идет запрос на квартиру с кухней. Кухня — это то, что встраивается, это достаточно дорогостоящая покупка. Вот ее люди с удовольствием приобретают включенной в стоимость квартиры. А дальше все-таки обстановочку каждый хочет сделать под себя.
А. Белоусов ― Потому что это обходится дешевле, потому что.
Ю. Ружицкая ― В ипотеку…
А. Белоусов ― Если застройщик покупает и делает это для многих десятков квартир, заказ такого опта, естественно, сказывается на цене. И, скажем, квадратный метр такой кухни будет существенно дешевле, чем если человек индивидуально закажет и сделает это самостоятельно.
Или, потому что, наверно, тот, кто это проектировал, он не думал о тех, кто там будет жить. Я говорю вот об изменении предпочтений. Вы зашли — и вы сразу все увидели, потому что сейчас у вас ну требования такие времени. А вот разговоры наши о том, о семейных квартирах, я хотела бы добавить: сейчас, наверно, уже новые поколения не покупают, наверно, как бы квартиру вот уже на всю жизнь. Они понимают, что они будут двигаться постепенно. Например, сейчас молодежь хочет… стремится жить одна. Он покупает однокомнатную квартиру, понимая, что с течением времени он, скорее всего, купит другую квартиру. То есть квартиры меняют там, докупают следующую, переезжают. Мир стал мобильнее.
А. Гарнов ― Алексей, а чисто семейные дома не строят или это неоправданно с социальной точки зрения или с экономической? Вот чтобы только семейные квартиры.
А. Белоусов ― Ну, по-моему, сейчас таких квартир нет, как правило, есть небольшие квартиры в каждом доме, где могут селиться…
А. Гарнов ― Вот чисто пример.
А. Белоусов ― Где могут селиться не обремененные семейными отношениями люди, поэтому чисто семейных домов ну, наверно, наверно, нет. Хотя, наверно, в элитном секторе такие вещи встречаются.
А. Гарнов ― Как вообще застройщики выбирают количество и размер квартир вот в доме или во всем жилом комплексе? Как принимается решение? Вот кто решает, вот сколько в этом доме должно быть семейных квартир, сколько студий, сколько однушек и так далее?
В. Сережина ― Давайте я помогу.
А. Белоусов ― Пожалуйста.
В. Сережина ― Нет, ну решают, как правило, это маркетологи. Начинается это, в принципе, с того, когда понимается там, какое это место, кому оно будет интересно, строится так называемый портрет целевой аудитории. Именно представляется, какие там будут люди: большинство, там, молодежи, которой это ценится, или там будет часть пожилых, или это будет, не знаю, или там действительно будут семейные пары, потому что удобно. Например, в центре там школы, детские сады, это место удобно. То есть ведется от определения целевой аудитории. После этого ведется немного такая математика, потому что мы понимаем, что если там, в этом доме, не знаю, будет жить 40% семей, там будет четыре человека, значит, нужна такая-то квартира такой-то площади. Дальше однокомнатные квартиры, тоже понятно, какой площади. На основании этого мы формируем квартирографию. Квартирографию сейчас… раньше мы формировали, наверно, только средний метраж. Например, двухкомнатная квартира должна быть такого-то метража. Сейчас мы уже указываем, что у нас должны быть однокомнатные квартиры такого-то метража, там, мастер-спальни такого-то метража, гардеробные, кладовые, даже размеры санузлов указываем, для того чтобы это было комфортно. Вот так вот строится квартирография, и, как правило, это потом уже идет задание проектировщику, который согласно нашему заданию проектирует дом.
А. Гарнов ― Вообще на мнение потребителя, на пожелания ориентируются домостроители?
В. Сережина ― Конечно.
А. Белоусов ― Вот следующий дом мы построим… как вот там вот потребители.
В. Сережина ― Конечно. На потребителя ориентируются маркетологи, которые пишут то задание, которое потом увидит архитектор.
А. Белоусов ― Собирается социология соответствующая, чтобы понять, какие потребности у людей.
В. Сережина ― Это концепция проекта конкретно. Потом очень хорошо видно, мы очень хорошо видим, маркетологи, которые… вот Юля даже, которая лучше, чем даже… которая каждый день собирает статистику по продажам. Очень хорошо видно, какие квартиры хорошо продаются, какие— плохо. И в этом смысле застройщик, через руки которого прошло много проектов, этот опыт накопил, и он видит, что это пользуется популярностью, это не пользуется популярностью. И мы корректируем свои требования. У нас есть стандарты проектирования, стандарты продуктов, ну там много… Об этом можно бесконечно говорить. Но вот маркетологи это формируют, и вот формируется на собственном опыте продаж и контакте с нашими покупателями.
А. Гарнов ― Мы сейчас много с вами говорим о таком комплексном подходе к застройке. Вот я хочу задать вопрос. Можно ли говорить, что продолжением семейной квартиры должен стать семейный двор, ну имею в виду его открытость для семейного отдыха, досуга, наличие каких-то общественных пространств? Чтобы семья выходила и продолжала жить.
В. Сережина ― Конечно. Потому что застройщик, как правило, рассматривает дом, а чаще — квартал, как мы с вами уже обсуждали, да, целиком. Он не рассматривает отдельно квартиру, поэтому если концепция дома предполагает, что здесь будут жить семьи, то соответствующим образом и формируется дворовое пространство: площадки для детей, площадки для отдыха более взрослых детей, для взрослых и все, что с этим связано, поэтому это является неотъемлемой частью.
Мы же понимаем, что часто, когда говорят про двор и про какие-то комплексы, думают о маленьких, да? О маленьких, о наших малышах. Но зачастую забывают такое поколение, как подростки. Я один раз несколько лет там была во дворе… Один застройщик построил, и я видела, как подростки ползают по этим, каким-то там сооружениям, им интересно. И после этого мы начали… подумали… Действительно, мы, наверно, что-то упускаем, и начали искать компанию, которая позволила бы нам с психологами, с участниками, которые…. Позволила бы сделать пространство, которое интересно для всех. И вот недавно… мы, наверно, скоро уже передадим это жителям… открыли площадку Richter Spielgeräte, поставили там немецкое оборудование на площадке, которая, там, спроектирована с участием психологов, рассчитана на самом деле на разные возрастные группы наших будущих жителей.
А. Белоусов ― Вот правду говорят, что часто общественные пространства, которые создают застройщики во дворах и вокруг своих домов, лучше всякой рекламы, потому что показывают, как те относятся к клиентам, к будущим и нынешним жителям.
А. Гарнов ― Мы сегодня говорили о том, какая должна быть семейная квартира, какой должна быть семейная квартира, с нашими гостями. Я напомню, это была Юлия Ружицкая, директор по продажам «Главстрой — Санкт-Петербург», Вера Сережина, руководитель направления клиентского опыта группы RBI, и Алексей Белоусов, генеральный директор ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга». Программа «Мегаполис плюс» прощается с вами, но мы обязательно встретимся в эфире снова. Всего вам доброго! До свидания!