семантическое поле в психологии

Семантическое поле в психологии

© 1976–2004 Psicologica Editrice di Т. Meneghetti

Viale delle Medaglie d’Oro, 428 – 00136 Roma – Italy

© НФ «Антонио Менегетти». Перевод на русский язык, подготовка к изданию, 2014, 2016, 2021.

Можно утверждать, что онтопсихология, описанная ее автором более чем в 50 научных трудах, отныне полностью формализована. Одним из трех фундаментальных открытий онтопсихологии является семантическое поле.

Вот как его определяет автор: «Семантическое поле – это мгновенный проект энергии в себе, который исчерпывается в строго определенном следствии, касается внутреннего устройства эмоционально-психических переменных и при этом характерен для любой коммуникации, в которой происходит передача знаков и сигналов».

Данная монография представляет собой систематизированное изложение научных трудов автора по проблеме семантического поля, начиная с 1976 года по настоящее время. Критерием при организации материала послужило стремление представить прежде всего те работы, в которых речь идет о семантическом поле как о базовой информации жизни. В конце книги представлены работы более раннего периода, в которых речь идет о патологической стороне затрагиваемой темы (негативное семантическое поле). Знание о негативном семантическом поле лежит в основе всей клинической психотерапии.

Передавая мысль автора своими словами, отметим, что само по себе семантическое поле, будучи информационным феноменом реальности, является неким жизненным сообщением. Это аспект непрерывности между человеком и целым, аспект совместного развития человека и среды. Однако, в силу привнесенной в человеческую психику деформации, оно становится активатором регресса.

Для понимания содержания данной книги основополагающим является знакомство с такими трудами автора, как «Ин-се человека», «Монитор отклонения в человеческой психике», «Образ как алфавит энергии», «Учебник по онтопсихологии».

Открытие и оперативная практика семантического поля[1]

1.1. Что предшествовало онтопсихологическому исследованию

Инновационная реальность, которая открывается с пониманием семантического поля, взрывает критическую систему исследований сознания и процесса познания человека.

Семантическое поле является одним из открытий онтопсихологии. Без знания реальности семантических полей невозможно понять, о чем говорит онтопсихология. Мы не можем считать объективным ни одно исследование в области человека, если у исследователя нет опыта семантического поля.

Семантическое поле в онтопсихологическом смысле исключает любые ссылки на схожие словосочетания. Поэтому, несмотря на использование термина, имевшего и до сих пор имеющего хождение в философской, лингвистической, психоаналитической и социологической литературе, мы не признаем никакой смысловой общности с упомянутыми дисциплинами.

Онтопсихологическая школа возникла как ответ на несостоятельность и неспособность к оперативным действиям комплементарных наук, которые, как казалось вначале, были нацелены на познание человека. Действительно, несмотря на тщательные исследования разнообразных случаев процесса становления индивида, эти науки постоянно сталкивались с тем, что они чего-то не понимали. Официальная наука все время была по ту сторону проблемы. К примеру, сложный мир электронного регулятора устойчивости был прочно связан с необъяснимыми или фидеистическими «скачками». Ни в коем случае не подвергая сомнению норму человеческой веры, констатируем тот факт, что эти запасные пути напрочь лишены оперативности.

Я могу описать индивида на внешнем социальном уровне, не имея его перед собой физически, то есть он будет существовать в силу различных отсылок (дом, жена, муж, работа и пр.). По этой причине я могу познать его посредством другого человека, который состоит с ним в контакте.

Анализ многочисленных наработок других школ выявил непреложный факт – отсутствие точных очертаний и наличие необъяснимых случаев, которые ограничивали возможность пациента осознавать.

В дальнейшем другие школы (в США) обнаружили эффект сети в контексте. Стали говорить о том, что человеческие существа, помещенные в определенную среду, претерпевают ее настолько, что каждый отдельный индивид становится выражением общей динамики. К примеру, при просмотре футбольного матча болельщик может войти в форму общего аутсайда и в агрессивность определенной типологии. Однако на своем опыте я замечал, что эффект сети в контексте возникал не постоянно, его можно было сравнить с неким островом, но он не помогал мне в исследовании отдельно взятого индивида.

Потом стали говорить о последствиях волевого или идеологического порабощения субъекта, когда внешне автономный индивид страдает внутри себя от неких присутствий, которые сам он может обнаружить в той или иной форме или не обнаружить вовсе. Происходит это из-за того, что человек с детства подвергается некой форме воспитательного порабощения со стороны идеологической системы. Характер страданий во взрослом возрасте зависит от типа воспитания и аффективной зависимости. Индивид перенимает чужую культуру и в результате утрачивает собственную истину. Но и в том случае, когда удавалось понять подобные ситуации, симптом не исчезал и проявлялся в виде головной боли, невозможности выстраивать отношения, половом бессилии, функциональной неспособности быть самодостаточным.

Классический психоанализ объясняет такую ситуацию процессами интроекции и, в большей степени, идентификации: будучи пассивным объектом воспитания, субъект внутренне принимает идеал другого человека, подстраивается под него и развивается, идентифицируя себя с тем, что ему кажется сильной формой. Однако в своей клинической практике я убедился, что можно работать с мнестическим следом и травматическими воспоминаниями детства, вынимать их на поверхность сознания, предъявлять всю историю прошлого возможностям сознания субъекта. При этом симптом никуда не исчезал, и это было постоянным доказательством несостоятельности.

То же происходило, когда я допускал некоторые положения парапсихического видения в его общем смысле. И в этом случае симптом иногда исчезал, но затем возвращался прежним или в еще более тяжелой форме.

Значит, недостаточно сказать, что симптом – это один из аспектов сопротивления и что он сформирован средой, поскольку, если я точно знаю причину, я должен суметь найти и решение. Неумение освобождать от патологии означает в том числе и незнание этиологии симптома.

Из сказанного выше можно понять, что открытие семантического поля появилось в условиях тяжелого стресса, и проверкой его успешности стало разрешение проблемы человека, стабильное исчезновение симптома.

1.2. Открытие семантического поля

В ходе сеансов я отдавал себе отчет в том, что субъект был раздвоен в своем речевом изложении. Он представал одним способом, а существовал другим, что подтверждалось на уровне кинетики и проксемики, индукции, анализа, анамнеза и всего психоаналитического инструментария. Однако факт оставался фактом: даже когда я предъявлял сознанию субъекта его шизофреническое поведение, симптом не исчезал.

На сеансах, несмотря на внешнюю коннотацию субъекта относительно той или иной вещи, я сталкивался с частыми отвлечениями и фантазиями, которые всегда ассоциировались с изначальными отвлечениями. Это было так, словно мое отвлечение самостоятельно перемещалось из той точки, на которой я рационально хотел сконцентрироваться.

Отвлечение всегда возникало в тот момент, когда я фокусировался на возможности провести интроспекцию пациента. Несмотря на всю мою культуру и логическое усилие интерпретировать все возможные типологии, на которые указывал пациент или которые я сам мог вывести из самой точной на тот момент и открытой любому изменению интерпретации, я вынужден был констатировать в себе настойчивое отвлечение. Подобное случалось и в ходе интерпретации сновидений.

Доклад, прочитанный автором в ходе VIII Международного конгресса по онто-психологии, который состоялся в Hotel Cavalieri Hilton в Риме 10–14 декабря 1980 года. Текст вошел в Сборник публикаций VIII Международного конгресса по онто-психологии. – Roma: Ontopsicologica Ed., 1981 (не издается).

Источник

Текст книги «Введение в онтопсихологию»

семантическое поле в психологии. Смотреть фото семантическое поле в психологии. Смотреть картинку семантическое поле в психологии. Картинка про семантическое поле в психологии. Фото семантическое поле в психологии

Автор книги: Антонио Менегетти

Жанр: Зарубежная психология, Зарубежная литература

Текущая страница: 2 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Глава четвертая
Семантическое поле

4.1. Концепция семантического поля: введение

Онтопсихологическая школа придерживается следующего фундаментального принципа: чтобы познать человека, необходимо постичь всего человека.

Судя по результатам моих научных наблюдений, ни одно из направлений современной психологии не учитывает при изучении человека всех аспектов его личной и общественной жизни. Некоторые направления ограничиваются психоаналитической интерпретацией сновидений, другие придают исключительное значение языку тела или поведению человека, третьи занимаются только психологическим тестированием. Онто пси хо логия же изучает всего человека, самые разнообразные и даже скрытые аспекты его бытия, позволяющие точно идентифицировать природу конкретной личности.

Начнем с первых моментов познания жизни человеком. Если мы внимательно понаблюдаем за новорожденным, то убедимся, что, даже не видя и не слыша, он обладает способностью к познанию, так как живет реальностью всего своего тела. По мере развития ребенок научается использовать органы чувств (зрение, слух, вкусовые ощущения, осязание, обоняние), но в начале, обладая ими, не умеет ими пользоваться. Тем не менее он живет всей своей органической реальностью[10] 10
О восприятии и познании ребенка см. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. – М.: БФ «Онто пси хо логия», 2010.

Еще до рождения, когда ребенок находится в утробе матери, процесс познания уже происходит: под воздействием доминирующего «Я» своей матери ребенок постигает и переживает все ее подсознательные эмоциональные состояния. Он как будто ее орган, не пользующийся своими глазами, ушами, руками; тем не менее он познает и воспринимает свою мать, будучи уже другой, но не отделенной от нее сущностью.

Этим я хочу сказать, что при рождении человек, еще не обладая инструментами познания, тем не менее способен познавать. Это – базовое биологическое познание, которое предшествует всем другим формам познания, доступным человеку.

Каждый знает, как использовать глаза, уши, рот, руки, способен создавать образы в уме, но куда же делось то спонтанное, первичное знание? Природное знание утрачивается, замещается чем-то более поверхностным.

Онто пси хо логия заново открыла этот изначальный природный способ познания реальности.

Как мы различаем, что полезно для нашего организма, а что вредно? По какому критерию мы выбираем одну пищу и не едим другую? Дело в том, что сам организм может автоматически выбирать то, что ему полезно, повинуясь безошибочному чутью так же, как клетки синтезируют только то, что идентично и полезно им, и отторгают все чуждое.

Но вернемся к начальной стадии развития ребенка. Уже сказано, что малыш воспринимает все эмоции матери, как положительные, так и отрицательные. Вся современная психология признает, что ребенок реагирует на окружающее, растет и развивается в соответствии с тем, как влияет на этот процесс его мать[11] 11
Под матерью я понимаю взрослого человека, который растит и воспитывает данного ребенка, то есть человека, который в его структуре является первой точкой аффективной безопасности. Следовательно, это не обязательно означает мать в биологическом смысле. См. Менегетти А. О многофакторной этиологии неврозов и шизофрении. Клиническая онтопсихология. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2015

Познание на организмическом уровне – это познание другого организма посредством своего. Это означает, что я могу познавать другого человека не только по его внешнему виду, анализируя его с помощью ума, наблюдая за всеми его внешними проявлениями, но и с помощью всего своего тела, используя его как инструмент восприятия эмоций другого человека во всей их совокупности. Это – познание на телесном уровне.

Я научился понимать людей благодаря познанию на организмическом уровне в дополнение ко всем другим формам познания. Эта способность существует в каждом из нас. Сам факт, что мы живы, определяет присутствие в нас организмического уровня восприятия, надо только осознать его и вывести на активный уровень нашего сознательного «Я».

Все люди обладают идентичной телесной структурой. Таким образом, если законы природы распространяются на все организмы, то каждый из них способен познать сущность другого через самого себя. Организм – это живое зеркало, которое регистрирует все эмоциональные изменения, получаемые в результате контакта с другим человеческим существом. Наше тело – это самый точный радар восприятия, необходимо заново открыть его для себя. Как только вы восстановите эту форму познания, для вас станет естественным точное понимание внутренних явлений человеческой природы. Вы научитесь искусству воздействия на реальность, поймете бесконечные логические тактики ума, которые позволят вам с точностью оценить любую ситуацию.

Я говорю сейчас о концепции «семантического поля», способе познания, который дает онтопсихологической школе преимущество в методе анализа и способе разрешения проблемы перед любой другой психологической школой в мире[13] 13
Подробнее см. Менегетти А. Семантическое поле. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.

Представим себе беседу психотерапевта с клиентом: после формального начала наступает момент, когда все – помещение, время встречи, добровольное решение клиента раскрыться – становится единым целым. И в этом единстве времени, пространства и диалога устанавливается то, что я называю единством поля.

Единство поля – это взаимодействие, которое происходит во время диалога между людьми. Во время такого взаимодействия развиваются динамические процессы, что и происходит между пациентом и психотерапевтом. Во время сеанса они сидят друг перед другом на расстоянии не более трех метров. Пациент говорит, а психотерапевт слушает и сверяет его слова с той информацией, которую получает через семантическое поле.

Графическое изображение (рис. 2) показывает следующую ситуацию: а) и б) – это совокупность динамик, которые взаимодействуют внутри единства поля. В верхней части рисунка находится сфера сознания, зона сознательного «Я»; внизу – сфера бессознательного, где коммуникация происходит через семантическое поле.

Онтопсихолог настраивает свое бессознательное на восприятие семантического поля, эманируемое бессознательным клиента.

Здоровый, цельный человек сообщает о себе информацию, соответствующую его подлинному состоянию; если же человек лицемерит или болен, то проявляется противоречие. Психотерапевт чувствует, что пациент говорит вещи, не соответствующие действительности, и на основании этого принимает решение, каким образом ему можно помочь. Клиенту не обязательно сразу сообщать все. Здесь очень важно, чтобы психотерапевт достиг точности восприятия с помощью собственного тела.

семантическое поле в психологии. Смотреть фото семантическое поле в психологии. Смотреть картинку семантическое поле в психологии. Картинка про семантическое поле в психологии. Фото семантическое поле в психологии

Рис. 2. Идеограмма семантического поля

а) прямое С.П.; б) С.П., опосредованное третьим.

«Я» – зона реального функционирования «Я», или сознания

Комплекс – зона социально-логических систем и доминантных констелляций комплексов

Ин-се – зона чистого организмического

С.П. – семантическое поле

Э.И. – эмитент-информатор (скрытый ответственный интенционирующий)

П.И. – получатель-исполнитель (явный ответственный за все последствия)

Таким образом, в первую очередь онто пси хо лог должен обладать совершенным телом, не в атлетическом или физиологическом смысле, а в плане совершенства как эмотивной пропорции. Это означает, что должна быть точной вся чувствительная система тела (восприятие всех органов – сердца, легких, органов обоняния, эпителия, горла, ног).

Достичь такой степени совершенства возможно посредством онто пси хо логического тренинга. Я могу теоретически рассказать, каким образом информация передается через семантическое поле, но для того, чтобы достичь точности в проведении психотерапии, нужны годы упорной работы над собственной личностью.

Надо начать с преодоления первой трудности: научиться чувствовать самого себя и другого. Другими словами, научиться использовать свое тело как инструмент познания. Как только вы достигнете способности принимать информацию на организмическом уровне, то просто не сможете больше ошибаться.

семантическое поле в психологии. Смотреть фото семантическое поле в психологии. Смотреть картинку семантическое поле в психологии. Картинка про семантическое поле в психологии. Фото семантическое поле в психологии

Рис. 3. Единство поля

В рамках единства поля (рис. 3) происходит взаимодействие динамики А – психотерапевта, который настроен на пассивное восприятие информации, и динамики Б – клиента, который активно и по собственному выбору раскрывается для исследования. Каждая из динамик, изображенных на рисунке, имеет определенное значение, которое определяет позицию субъекта. Это позволяет психотерапевту понять реальную ситуацию клиента на данный момент.

Поле означает пространство, в котором устанавливается взаимодействие между двумя или более силовыми точками.

Семантический происходит от греческого shma – «знак» и an – «динамичность бытия», «бесконечное движение». Я предпочитаю использовать термин «семантическое поле» в соответствии с языковым родством, но значение данного термина не имеет ничего общего с понятием «семантика», которое используется в лингвистике и философии. Слово «семантический» известно тем, кто знаком с направлением неопозитивизма в лингвистике, но в онто пси хо логии данный термин имеет иное значение.

Семантическое поле – это информационный передатчик, действующий без смещения энергии. Речь идет о целенаправленном импульсе, с помощью которого можно узнать о всех (сознательных и бессознательных) предрасположенностях данного субъекта. Посредством семантического поля проявляется чистая природа человека, жизненное действие, даже если он сам этого и не осознает.

4.2. Взаимодействие семантических полей

Все учение онто пси хо логии основывается не на логических умозаключениях или научных сравнениях, а на основе практики органического соответствия. Истинность психологической теории основывается на органическом критерии, так как применение определенной методики должно вести к исчезновению болезни и ее симптомов. Поэтому нет смысла рассуждать о правильности той или иной психологической теории. Достаточно лишь установить ее функциональность.

Семантическое поле – это передача информации от одного субъекта к другому. Это базовая информация, предвосхищающая чувства и сознание; это своего рода телефон, по которому с нами говорит природа (под природой я подразумеваю всю реальность данного человека).

Мы живем в едином космосе, в котором все взаимосогласовано: наши легкие существуют, потому что существует атмосфера, и наоборот. Где источник света – в солнце или в глазах? Вкус – это свойство пищи или языка? Запах принадлежит предмету или органам обоняния? Эротическое удовольствие заложено в моем партнере или во мне самом? Пока нам следует принять утверждение, что существует постоянная взаимосвязь.

Существование каждого из нас организовано в сплетении информации. Информация (от лат. “in actio formo, signo” – «форма внутри действия») означает форму действия, направление действия, способ действия[14] 14
Онто пси хо логическую трактовку терминов см. Менегетти А. Тезаурус. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2015.

Физически мы существуем настолько, насколько организованы формой, определяющей наши действия в существовании. Эта форма распределяет, моделирует энергию, приводя к конкретным результатам, оставаясь при этом невидимой.

Семантическое поле – это информация, которую мы можем обнаружить, как только две реальности, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, определят себя; контакт между ними происходит помимо их воли и сознания, потому что взаимное познание на этом уровне определяется самой природой.

Возьмем, к примеру, взаимодействие между клетками: клетка не имеет зрения, слуха, осязания или обоняния, однако безошибочно выбирает то, что ей родственно, и отвергает то, что ей не принадлежит, метаболизирует подобное себе и отторгает чуждое. Это происходит потому, что существует обмен семантической информацией. Такое первичное знание заложено в каждом человеческом организме. Поэтому я утверждаю, что для понимания онтопсихологии прежде всего необходимо овладеть этим базовым языком человеческой природы.

От нашей культуры и науки мы унаследовали набор стереотипов, и, к сожалению, эта культура носит не цельный, а расщепленный характер. Наше «Я» контролирует лишь незначительную долю нашего сознания и нашего бытия.

Первоначально бессознательное – это потенциал, который должен стать «Я». В той мере, в какой человек не осознает себя, бессознательное остается для «Я» потерянным пространством. По этой причине мы не способны вывести Ин-се на уровень сознания и понять структуры психики, остающиеся в области бессознательного. Существуя в себе, мы ничего о себе не знаем.

Семантическое поле – это средство связи между различными организмами, это постоянный поток информации. Речь идет о том, чтобы понять, какую информацию транслирует другой человек. Существуют различные виды семантических полей, но для нас представляют интерес прежде всего биологическое и психическое семантические поля.

Я приведу пример. Если образовать из людей живой коридор так, чтобы каждый человек стоял лицом к другому на расстоянии трех метров, и попросить одного пройти по этому коридору, то мы заметим сильные эмотивные изменения, возникающие вследствие оказываемого на него воздействия. Мы увидим, что он то напрягается, то расслабляется, то замыкается, то раскрывается; если он прислушается к себе, то почувствует, как эти ощущения отдаются в лодыжках, в икрах ног, в заднем проходе, во рту, в волосах или желудке.

Я уже говорил, что человеческое тело – это своего рода радар, причем каждая его часть принимает из окружающей среды информацию определенного свойства. В нашем организме существуют сенсоры, которые метаболизируют как внутреннюю, так и внешнюю среду. Восприятие сенсоров организма зависит от характера получаемой информации, и, естественно, чтобы прочитать ее, необходимо обладать внутренним знанием самих себя.

В жизни Христа[15] 15
Лк. 8, 43–48.

[Закрыть] был эпизод, когда, находясь в толпе людей, прикасавшихся к нему со всех сторон, он внезапно повернулся к своим друзьям и спросил их: «Кто прикоснулся ко мне?». Друзья ответили: «Господи, все, кто собрался здесь, прикасаются к тебе». На самом деле среди них была одна женщина, которая долгие годы страдала от постоянных кровотечений, и никто не мог вылечить ее. Она решила про себя: «Я исцелюсь, если прикоснусь ко Христу». Пробравшись через толпу, она прикоснулась к нему и исцелилась. Христос в тот момент сказал друзьям: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».

Это довольно обычное явление, имеющее разнообразные формы. Оно способно принести любому из нас либо вред, либо пользу. Защита от любого вида негативного семантического поля заключается в спокойной внутренней закрытости, во внутренней собранности, поскольку наша психическая конституция достаточно сильна, чтобы противостоять проникновению любого внешнего элемента. Психическое проникновение возможно только если субъект открывается изнутри; ключ всегда у нас, и, только открывшись, мы подвергаемся положительному или отрицательному семантическому влиянию извне.

В сфере парапсихологии это явление хорошо известно. Часто говорят о вселении и заклинании злых духов. Миллионы людей верят в это и практикуют изгнание дьявола. Я сам не раз был этому свидетелем. Сейчас я не хочу вдаваться в подробности религиозной концепции Бога и дьявола, я просто утверждаю, что человеческая психика способна на совершенно невероятные проявления.

Приведу случай с девочкой 14 лет. Ее родители сказали мне, что она одержима дьяволом и что ни одному священнику не удалось изгнать его. Злой дух знаменовал свое присутствие ожогами на ее коже, которые были похожи на пузырьки в кипящем масле. Через десять минут после начала моего первого сеанса с ней у нее стали появляться ожоги на руках. Изучив ситуацию с помощью семантического поля, я пришел к выводу, что ее кожа реагировала на нервное раздражение с той же скоростью, с какой развивается припадок в мозгу эпилептика. Я сказал ей: «Извини, но сам я дьявола не видел, да и не верю в него, даже если ты веришь. Но глупо с твоей стороны так терзать свое тело. Лучше заведи себе пару ран в середине ладоней. Тогда все скажут, что ты святая, потому что у тебя раны там же, где у Господа. А пока ты добилась только того, что тебя таскают по больницам». Она растерялась, но потом рассказала мне все по порядку. Она была приемной дочерью, и часто приемная мать обнимала ее неприятным для нее образом. Девочка мысленно хотела как бы обжечь эту женщину, но вместо этого вызывала ожоги на своей коже. Она несомненно обладала особой психической энергией. С детьми 9 – 11 лет часто происходят паранормальные явления: бьются стекла, перегорают лампочки. И дело здесь не в присутствии духов, а в особой психической активности в этом возрасте.

В психиатрии также известны необъяснимые явления, которые относят к области паранормального, недоступного человеческому пониманию[16] 16
О природе паранормальных явлений см. Менегетти А. Паранормальные явления. Онто пси хо логия: практика и метафизика психотерапии. Указ. соч.

Через семантическое поле проходит любая информация. Без знания этого поля в практической психологии нам придется довольствоваться лишь гипотезами.

В семантическом поле есть отправитель и есть получатель; иногда бывают даже почтальоны, переносящие семантическую информацию. Семантическое поле может передаваться через письмо или телефонный разговор.

Например, человек, читающий любовное послание, может подвергнуться воздействию не динамики любви, а семантической динамики смерти. Семантическое поле может также передаваться через предметы, например подарок, несущий определенную семантику отправителя. Я называю это явление семантическим полем «через третьего», когда для его передачи отправитель использует других людей или предметы.

С помощью понятия семантического поля объясняется также явление реинкарнации[17] 17
Данный вопрос рассмотрен в книге Менегетти А. Проект «Человек». Указ. соч.

Знание семантического поля открывает огромные возможности для понимания самых необычайных явлений на нашей планете.

Можно ли утверждать, что древние цивилизации исчезли? Может быть, они все еще существуют? Возможно, что сами древние расы вымерли, а их психическая организация сохраняется[18] 18
Это связано с вопросом «психических и метаисторических констелляций». См. Менегетти А. Система и личность. Указ. соч.; XIV Congresso Internazionale di Ontopsicologia. – Roma: Psicologica Ed., 1995.

Если во время психотерапии возникает ощущение, что вместо клиента присутствует другой человек, то это – объективная информация о чрезмерной зависимости клиента от кого-либо, например от матери. Семантическая информация колонизировала сознание клиента. В этом случае надо лишь «отрезать» эту информацию, и организм субъекта сам восстановит свое здоровье.

Все, что я сделал для людей, которых вылечил, так это удалил из их психики искаженную информацию. Жизнь по своей природе стремится к состоянию здоровья и сама расставляет все по своим местам.

Для того чтобы отрезать информацию, необходимо, чтобы субъект ее осознал. Надо открыть клиенту глаза путем анализа его снов, постепенного объяснения ситуации; надо помочь ему найти в себе ответственность за свою судьбу, показать ему, что он живет по схеме, заложенной в него другим.

Как только он избавится внутри себя от зависимости от другого человека, станет автономным, то ему сразу же станет лучше. Необязательно рассказывать клиенту о семантическом поле, об этом трудно говорить даже с психологом. Пациент может подумать, что этот другой человек замыслил против него что-то неладное, и тогда ему никогда не удастся восстановить свое «Я». Напротив, следует пробудить его сознание и поддержать его «Я». Можно, к примеру, сказать ему: «Попробуй найти себе хорошую работу, подругу, в тебе слишком много инфантильной зависимости, пора стать настоящим мужчиной». Другого способа нет, нужно стать самим собой.

Анализ семантического поля в дальнейшем приведет вас к неожиданным открытиям в жизни общества.

Любящая мать, подавив сына своей любовью, делает его неэффективным для самого себя. Если она действительно любит его, то должна решиться отпустить его. В противном случае может случиться так, что сын колонизирует пожилую мать. Сын оказывается коварней; он уже знает правила игры и начинает эксплуатировать мать: действующие лица меняются ролями.

Надо быть готовым к хитрости клиента. Он может все придумать, в том числе необходимость помощи ему со стороны, а сам, возможно, и не собирается меняться. Надо все подвергать анализу. Часто лучше не связываться с такими случаями, поскольку подобные тактики зависят от силы бессознательного. Хороший психотерапевт может сразу все понять, но если энергия его бессознательного слабее, то он попадает под влияние более сильной личности. Поэтому, если вы встречаете очень тяжелый случай, дипломатично откажитесь работать с ним.

Самой большой сложностью для психиатров является то, как лечить пациентов, не «заражаясь». После того как пациент рассказал о своих проблемах, не следует просить повторить свою историю, иначе можно подвергнуться его воздействию.

Явный шизофреник может действовать, только если его боятся. Когда он находится перед вами, вы не должны мысленно отступать. Необходимо оставаться внутренне закрытыми и не показывать страха. Прежде всего вы должны лечить его психологическим равнодушием, потому что шизофренику, чтобы оставаться таковым, всегда нужен театр. Чем больше его боятся, чем больше им интересуются, тем сильнее его болезнь. Если вы поддадитесь на его уловки, то можете усугубить его состояние. Можно, конечно, давать ему ненавязчивые советы, но надо вовремя остановиться. Для развития шизофрении всегда необходима вера, публика, спектакль.

Личность, стремящаяся к зрелости, растет, а невротик или шизофреник, напротив, стремятся остаться в детском состоянии.

Способ жизни невротика или шизофреника – это беспокойная фиксация на детстве. В то время как взрослые научились различным моделям поведения, постепенно отказываясь от детской и подростковой моделей поведения, невротик и шизофреник остаются на инфантильной стадии.

К примеру, когда женщина хочет чего-то добиться легким путем, то она стремится выглядеть более красивой, то есть прибегает к стратегии театра. Или она великолепно использует логику, стараясь не показывать свои слабые стороны. Невротик или шизофреник, наоборот, стремятся подчеркнуть свои слабости. Как ребенок добивается помощи взрослого, упорно настаивая на своем капризе, так и невротик или шизофреник требуют от взрослых исполнения своих капризов.

Однако их болезнь – это не отклонение от природы, а стратегия извращенного инфантилизма, направленная на то, чтобы взрослый человек проникся сочувствием и помог. Мамы рядом нет, но зато есть врач, психолог, общество, пенсионное обеспечение. С другой стороны, они не умеют делать то, что делают взрослые, не умеют по-взрослому говорить, одеваться, работать, устанавливать отношения. Они не могут строить жизнь себе во благо, потому что с детства не желали адаптироваться. Это нежелание постоянно укреплялось, вызывая соответствующие последствия.

Итак, если мы хотим вылечить такого человека, то должны призвать его к ответственности: «Тебе плохо не потому, что ты таким родился, а потому, что ты виновен в предательстве своей жизни, своего сознания». Онто психо логия рассматривает болезнь как тактику поведения. Шизофреник знает все возможные тактики относительно данного вопроса. Матери он скажет: «Это ты меня испортила! Ты во всем виновата!». А психологу ответит по-другому: «Вы правы! Я ненормальный, я убогий». И добьется во всех случаях одинакового эффекта независимо от того, кто перед ним – мать, психолог, священник, невеста или муж.

Психотерапевт должен иметь в виду все его стратегии: «Чего он хочет? Зачем ему эта болезнь? Какой цели он хочет достигнуть? Это реальная проблема, или посредством этой болезни он хочет достигнуть какой-то определенной цели?». И когда он позволит помочь себе, тогда психотерапевт должен научить его выстраивать свою жизнь в соответствии с новыми нормами – нормами его природы, помогая ему взять на себя ответственность за свою жизнь. И здесь начинается огромная работа психотерапевта, который, как хорошая мать, шаг за шагом отходит от своего ребенка, чтобы научить его ходить самостоятельно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *