семь комнат по гинзбургу
Семь комнат по гинзбургу
Д.И. Фельдштейн, д. псх. н., профессор, академик РАО
Заместитель главного редактора
С. К. Бондарева, д. псх. н., профессор, академик РАО
Члены редакционной коллегии:
Ш. А. Амонашвили, д. псх.н..профессор, академик РАО
В. А. Болотов, д. п. н., профессор, член-корреспондент РАО
А. А. Деркач, д. псх. н., профессор, академик РАО
A. И. Донцов, д. псх. н., профессор, академик РАО
И. В. Дубровина, д. псх. н., профессор, академик РАО
Ю. П. Зинченко, д. псх. п., профессор
В. Г. Костомаров, д. филол. н., профессор, академик РАО
Н. Н. Малофеев, д. п. н., профессор, академик РАО
В. Л. Матросов, д. физ.-мат. п., профессор, академик РАО
Н. Д. Никандров, д. п. н., профессор, академик РАО
B. В. Рубцов, д. псх. н., профессор, академик РАО
М. В. Рыжаков, д. п. н., профессор, академик РАО
Э. В. Сайко, д. ист.н., профессор
М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева Эриксоновский гипноз: систематический курс. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 312 с.
Эта книга создана на основе систематического курса эриксононского гипноза, проводимого авторами на протяжении многих лет. Она адресована в первую очередь практикам – психологам, психотерапевтам, консультантам и всем тем, кто оказывает помошь и поддержку другим людям и хочет сделать свои техники еще более гибкими и эффективными. Эриксонопский гипноз не заставляет ни от чего отказываться; несмотря на то что он представляет собой самостоятельное направление, он прекрасно сочетается со всеми остальными техниками, дополняя и усиливая их.
Книга не предназначена для самостоятельного изучения эриксоновского гипноза и не заменяет прохождения систематического цикла под руководством опытного тренера; она позволяет лучше усвоить и закрепить его материал. Книга будет полезна всем практикующим психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто хотел бы составить себе адекватное представление об эриксоновском гипнозе.
© М. Р Гинзбург, Е. Л. Яковлева, 2008
© Московский психолого-социальный институт, 2008
© Дизайн и верстка ООО «Багира-2», 2008
Часть I. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ, ПОНЯТИЯ И ТЕХНИКИ
Глава 1. Природа гипноза
Эта книга – практическое пособие. Мы не ставим своей целью обсуждение теоретических проблем гипноза или многочисленных экспериментальных исследований в области гипноза. Поэтому в этой главе мы рассмотрим те предпосылки, понимание которых необходимо для практического использования гипноза, и тот круг понятий, которыми мы будем оперировать в дальнейшем тексте, не претендуя на их научную строгость. Этот курс – курс терапевтического гипноза, то есть гипноза как средства оказания помощи и психологической поддержки. Книга адресована в первую очередь практикам – тем, кто оказывает помощь другим людям, консультирует, тренирует, обучает. Мы надеемся, что описанные в этой книге техники и подходы помогут сделать этот процесс более продуктивным и более приятным для обоих – и для консультанта, и для клиента.
Работа психолога, консультанта, психотерапевта по сути своей парадоксальна. Когда человек приходит к психотерапевту за помощью, он приходит потому, что у него в жизни есть трудности. Это объективные трудности – с мужем, с женой, с ребенком, с деньгами, с начальством, с учебой, с жильем, с работой и т. д. Все эти трудности находятся во внешнем мире. Но терапевт не может воздействовать на мужа, жену, ребенка, начальника, не может предоставить клиенту жилье, работу или место учебы.
У этих двух людей – терапевта и клиента – есть единственный общий предмет для работы – внутреннее состояние клиента (термин «состояние» мы употребляем здесь в широком смысле, включая в него эмоциональные состояния, установки, отношение к себе и к миру и т. д.). Психолог – это профессионал работы с внутренними состояниями. Он работает с внутренним состоянием и пытается помочь осуществить в нем некоторое изменение. И когда это получается, происходит «чудо»: проблема разрешается как бы сама собой. Кстати, человек не всегда связывает одно с другим. «Ходил к психологу, тратил время, тратил деньги, а проблема сама рассосалась. Зачем ходил – неизвестно». Понимание того, что если бы не ходил и не тратил, она бы не «рассосалась», к некоторым приходит сразу, к некоторым – с запозданием, а к некоторым вообще н икогда не приходит.
Как и за счет чего возможно изменять, регулировать внутренние состояния? В этом нужно разобраться, потому что это – та основа, на которой базируется терапевтический гипноз.
Есть такой вид гадания – подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперед-назад, это ответ «да». Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ «нет».
Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?
Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами – это они раскачивают маятник.
В 1854 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась «О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах», в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя. Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения. «Идея», образ – в голове; моторика, движение – в руке. Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это – идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросами к маятнику человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.
Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Надо взять нитку с грузиком, взять ее двумя пальцами, вытянуть руку, расслабить ее (лучше делать это с закрытыми глазами, но нет необходимости держать их закрытыми) и создать мысленный образ – представить себе, как грузик раскачивается в одном из направлений: вперед-назад, или вправо-влево, или по часовой стрелке, или против часовой. очень быстро грузик реально начнет раскачиваться.
Находясь в теплом помещении вы в своем воображении можете представить себе, что вы берете снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке. рука замерзает. немеет. теряет чувствительность. в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце – кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла. Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон. и острым ножом отрезать от него ломтик. истекающий соком. и положить в рот. и жевать. совершенно верно, выделяется слюна. Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуются в ощущении. Это – идеосенсорный феномен.
Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случалось в жизни, – обиду, разочарование, неудачу, – настроение испортится. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить или представить что-то хорошее – достижение, радость, успех, – настроение повысится, появится позитивная эмоция. Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуются в эмоции. Это – идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.
В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это – идеокогнитивный феномен.
Семь комнат по гинзбургу
Если по первым ответам становится ясно, что ответы идут сознательные (то есть клиент вышел на более легкий уровень транса), нал о опять переключаться на пальцевый сигналинг и работать с ним – ответы «да» и «нет». Конечно, с помощью речи можно получить более детальную информацию.
Надо поблагодарить часть за сотрудничество, выразить уверенность, что она печется о благе клиента, и спросить, почему она делает то, что делает; спросить, может ли помочь. Фактически, с частью вступают в переговоры, договариваются так же, как пыталась бы договориться с человеком, который по какой-то причине делает «это» (симптом, проблему).
Возможные варианты развития событий слудеющие.
Может ли часть избавить клиента от симптома (проблемы) прямо сейчас? Если да – пусть делает.
Если нет – может быть, она может это сделать через какое-то время? В этом случае можно определить необходимое время.
Если не может избавить полностью – может быть, возможно частичное облегчение?
Если часть не может помочь – может быть, есть какая-то другая часть, которая может помочь? Если да – «вызывается» та часть, которая может помочь, и все повторяется снова.
В завершение сеанса терапевт благодарит часть, прощается с ней, выводит клиента из транса
Если техника не пошла (все ответы – произвольные и осознанные), надо мягко переходить на другую технику.
9.5. Поход к мудрецу
Техника «Поход к мудрецу» существует в самых разных вариантах.
Мудрец – это архетипическая фигура. Обращаясь к мудрецу, человек, в конечном счете, обращается к своему бессознательному. Мудрец может жить на вершине горы, в глубокой пещере, в чаше леса, на морском берегу и так далее – в силу фантазии терапевта и предпочитаемого наведения и углубления. Встретившись с мудрецом, человек может задавать ему вопросы о себе, своей жизни и своих проблемах.
Можно обращаться к авторитету в своей области за профессиональными советами. Можно обратиться к Милтону Эриксону за советами в области гипноза.
Клиент может задавать сколько угодно вопросов, а можно и ввести ограничение на количество вопросов. Можно ограничить тремя вопросами или даже одним вопросом. Ограничение количества вопросов заставляет человека очень быстро просмотреть свою систему ценностей, чтобы определить, что же для него действительно важно.
Встречаются интересные варианты поведения клиентов при выполнении этой техники. Некоторые не входят к мудрецу, потому что не знают, какой вопрос ему задать. Это указывает на то, что у человека проблема с системой ценностей – ценности не иерархизованы, он не знает, что для него важно.
Некоторые знают, что спросить, но не входят потому, что боятся получить такой ответ, который их не устроит.
Если ответ получен – хорошо. Если же он не получен или получен, но не понятен, – дается внушение, связанное со временем: «Понимание придет позже», «Это придет тогда, когда вы будете к этому готовы».
9.6. Телевизионный экран
Эта техника в различных модификациях используется часто.
В результате внушения «Вы увидите ситуацию. которая связана с причинами вашей проблемы», скорее всего, придет воспоминание о травматической ситуации.
Внушение «Вы увидите ситуацию, которая связана с путями решения вашей проблемы (или достижения цели)», скорее всего, придет воспоминание о ресурсной ситуации.
Если известен возраст, в котором произошло травматическое событие, внушение может быть сформулировано следующим образом: «Вы увидите важное событие, которое произошло с вами, когда вам было шесть лет».
Техника может быть как чисто диагностической (терапевт получает информацию), так и диагностико-терапевтической (клиент под руководством терапевта вносит в ситуацию изменения).
9.7. Коридор
Название достаточно условное. Эта техника также часто используется и имеет различные модификации.
Один вариант
На стенах коридора есть картины. На этих картинах изображены эпизоды из его жизни, имеющие отношение к причинам проблемы. Он рассматривает их и рассказывает о них терапевту.
Другой вариант
Вдоль коридора расположены двери (обычно 5-7). Клиент поочередно заглядывает в эти двери и за каждой из них видит какой-то эпизод из своей жизни, имеющий отношение к причинам проблемы. Он рассматривает их и рассказывает о них терапевту.
Многие из описанных выше техник (визуализация, поход к мудрецу, телевизионный экран, коридор) рассчитаны на визуалов и не очень хорошо получаются с теми, у кого не так легко возникают зрительные образы. Кроме того, иногда травматический эпизод так надежно «заблокирован», защитные механизмы настолько сильны, что «целиком» он не пропускается в сознание. Для того чтобы обойти эти ограничения, нами была разработана техника «Семь комнат».
9.8. Семь комнат
Техника разработана М. Р. Гинзбургом. В трансе клиенту предлагают представить, что он поочередно проходит семь комнат. В каждой из них он останавливается в центре и ждет. Даются внушения: в первой комнате может прийти зрительный образ, связанный с причинами проблемы; во второй – звук; в третьей – телесное ощущение; в четвертой – запах; в пятой – вкус; в шестой – эмоция. В седьмой комнате осуществляется синтез всего этого, обычно при этом предлагается каталепсия или левитация. Часто в результате приходит воспоминание о травматической ситуации. Если оно не приходит – дается внушение, связанное со временем: «Это может прийти позже», «Это придет когда придет», «Это придет, когда вы будете к этому готовы».
Ответы клиента записываются. Можно заранее заготовить бланк, в котором шесть пунктов:
Ауодитехника для поиска первичных психотравм
#1
Makulov
Записал технику для себя, но решил выложить в помощь тем кто работает со своим прошлым.
Собственно для тех кто скачает и прослучает, просьба дать обратную связь.
Что понравилось в записи\что стоит доработать, нашли ли причину проблемы или найдете позже
Гипнотическая аудиотехника «Семь комнат» по М.Р. Гинзбургу
Жанр: Психоактивная аудиопрограмма
Год выпуска диска: 2010
Производитель диска: makulatura.livejournal.com
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 128 kbps
Продолжительность: 22:56
Например у есть тревожность при общении с людьми выше по соц. статусу и вы хотели бы найти в прошлом причину(тот самый первый случай с которого все началось) но не можете это вспомнить на сознательном уровне. Эта техника может вам сделать с помощью вашего бесссознательного.
По данному принципу можно работать с целым рядом проблем (фобии, тревожности, навязчивости и т.д.). Будьте готовы, что воспоминание скорее всего окажется для вас неприятным, возможно психотравматическим.
При этом техника не предоставляет решения проблемы, только поиск. Техники для разрешения первичных психотравм возможно выложу позже.
#2
Оксана Oksana
С уважением Оксана. 🙂 очень понравилось.
Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева
Глава 9. Гипноанализ
Выше говорилось о том, что эриксоновский гипноз позволяет успешно работать с проблемой, не зная её причины. Однако, иногда бывает нужно выяснить причину. Существует большой раздел техник, которые позволяют в трансе выйти на причины проблем и симптомов. Они объединены под общим названием «Гипноанализ».
Очень часто эти техники — диагностико-терапевтические: одновременно с диагностикой осуществляется терапевтическая интервенция.
Фактически все диагностические техники сводятся к одному: осуществляется обращение к бессознательному с просьбой показать причины проблемы или симптома. Всё остальное — это более или менее сложное, более или менее прямое или косвенное обрамление, которое помогает выполнить эту задачу.
9.1. Визуальная аналоговая шкала
Визуальная аналоговая шкала (Visual Analogical Scale) — это любая шкала, которая позволяет что-то количественно измерить. Обычно используется шкала от 0 до 10 или от 0 до 100 — потому что они привычны и часто встречаются в опыте.
Шкалу можно использовать в следующих целях.
1. Заключение так называемого «терапевтического договора»
Человек изложил свою жалобу (тревога, напряжение, депрессия и т. д.). Терапевт рисует на бумаге вертикальную шкалу от 0 до 100 и говорит:
«Ноль на этой шкале означает полное отсутствие тревоги (напряжения, депрессии и т. д.). Сто — максимальный уровень тревоги (и др.), который может выдержать человек. Покажите, пожалуйста, какой у вас уровень тревоги прямо сейчас».
Клиент может об этом сказать, или можно дать ему ручку, чтобы он сам отметил.
Обычно уровень симптома, причиняющий беспокойство, находится на уровне около 70-80. Если клиент указывает 100, то, скорее всего, он преувеличивает интенсивность своего страдания. Затем задаётся вопрос, направленный на оценку реалистичности ожиданий клиента:
«А какой уровень тревоги (напряжения, депрессии и т. д.) вы бы хотели иметь в результате нашей с нами работы?»
Если указывается уровень 20-30 — это нормально, это указывает на реалистичные ожидания. Если указывается «0», ожидания нереалистичны. Их желательно скорректировать.
2. Контроль результата
После того, как проведено оговоренное количество сеансов, клиенту вновь предъявляется шкала: его просят отметить, на каком уровне сейчас находится его симптом или проблема. Здесь возможны варианты.
Предположим, что в качестве цели был зафиксирован уровень «20».
A. Клиент указывает уровень 20; всё хорошо, цель достигнута, Работа завершена.
Б. Клиент указывает уровень 30; это не тот результат, к которому он стремился, но он чувствует, что и с этим уровнем можно жить, и его это устраивает. Работа завершена.
B. Клиент указывает уровень 30 (или больше), но в ходе работы с терапевтом он обучился самогипнозу, научился контролировать свой симптом, и это его устраивает. Работа завершена.
Г. Заранее зафиксированный результат не достигнут, и клиента это не устраивает. Можно продолжать работать — при наличии обоюдной договорённости.
3. Текущий мониторинг
Можно использовать шкалу на каждом сеансе, чтобы отслеживать текущие изменения. Можно предъявлять её до и после применения техники, чтобы посмотреть, как сработала техника.
4. Инструмент изменения
Шкала используется как инструмент, позволяющий изменять интенсивность симптома. Для этого, например, к ней можно мысленно приделать ручку.
Одним из тех, кто ввёл в гипноз использование пальцевого идеомоторного сигналинга и активно его пропагандировал, был гипнотерапевт Ле Крон. Ле Крон посвятил много времени и сил изучению причин проблем и симптомов с помощью пальцевого сигналинга. Он обобщил свой опыт и установил, что все причины проблем и симптомов можно отнести к весьма ограниченному числу групп, или областей. Эти группы причин получили название «Ключи» Ле Крона.
Этих «Ключей» — семь; в некоторых пунктах есть подпункты «А» и «Б».
«Ключи» очень удобны в практическом плане. У клиента есть проблема или симптом. Наводится транс, делается постановка сигналинга, затем терапевт проходит по ключам и определяет ту область, к которой относится причина проблемы или симптома. Ну, а дальше уже можно детализировать, если в этом есть необходимость.
Рассмотрим эти ключи.
1. Внутренние конфликты
Клиент в трансе, сигналинг поставлен, задаётся вопрос:
«Является ли причиной этой проблемы (этого симптома) наличие внутреннего конфликта?»
Вопрос можно сформулировать и иначе, например:
«Является ли причиной проблемы (или симптома) то, что одна часть тебя самого хочет чего-то одного, а другая — чего-то другого?»
2. Вторичная выгода
Вопрос можно сформулировать так:
«Является ли причиной симптома то, что он приносит какую-то пользу?»
«Является ли причиной симптома то, что он позволяет чего-то избежать?»
Имеются в виду чьи-то слова, которые когда-то были услышаны и сработали как внушение, а потом на уровне сознательного разума были забыты, но продолжают действовать. Иногда такие внушения повторяются, а иногда, когда они даны на пике эмоционального напряжения, запечатлеваются с одного раза. Часто такие внушения запечатлеваются в детстве, но не только. Такие внушения могут давать гадалки и экстрасенсы (впрочем, не понимая, что это внушения), например: «Твой муж — энергетический вампир. Если ты с ним немедленно не расстанешься, твой ребёнок умрёт».
Вопрос можно сформулировать так:
«Являются ли причиной симптома (проблемы) чьи-то слова, которые были когда-то услышаны, а потом, возможно, позабыты, но продолжают действовать?»
3б. Внушение Самовнушение.
Под названием «Язык тела» Ле Крон имеет в виду, что симптом выражает какое-то эмоциональное или душевное состояние.
Вопрос можно прямо так и задать:
«Выражает ли этот симптом какое-то душевное или эмоциональное состояние?»
Идентификация с кем-либо — стремление походить на кого-то. Человек настолько стремится походить на кого-то, что неосознанно воспроизводит его проблемы, симптомы, болезни — вплоть до смерти.
Вопрос по этому «ключу» можно задать так:
«Выражает ли этот симптом (проблема) стремление походить на кого-то?»
Контридентификация — стремление отличаться от кого-то.
Вопрос можно сформулировать так:
«Выражает ли этот симптом (проблема) стремление не быть похожим на кого-то, отличаться от кого-то?»
Человек симптомом (или проблемой) наказывает себя — за какой-то поступок, нарушение принципа, морального правила и т. д.
Вопрос можно задать так:
«Является ли причиной этого симптома (проблемы) стремление наказать себя?»
6б. Наказание кого-то другого
Своим симптомом (проблемой) человек неосознанно стремится кого-то наказать — по принципу «Вот умру, тогда узнаете».
Вопрос можно так и сформулировать:
«Является ли причиной этого симптома (проблемы) стремление наказать кого-то?»
Имеется в виду повторение чего-то, что было в прошлом опыте самого субъекта. Например, неудачный первый сексуальный опыт может воспроизводиться с другими партнёрами.
Вопрос можно задать так:
«Является ли причиной этого симптома (проблемы) повторение чего-то, что уже было в прошлом опыте?»
К этим «ключам» можно добавить ещё один, которого почему-то нет у Ле Крона. У него есть внушение, но отсутствует самовнушение. А самовнушение тоже может оказывать большое влияние. Его ещё можно назвать «Зароки и обеты». Это какое-то обещание, которое человек даёт себе — часто в детстве или подростковом возрасте, как правило, очень эмоционально (а то, что запечатлевается с эмоцией, запечатлевается надолго даже с одного раза), а потом благополучно забывает об этом. А оно продолжает действовать.
Например, девочка-подросток видит, как у мамы рождается ещё один ребёнок и из-за этого мама не может окончить институт или получить ту работу, о которой мечтала, и вообще это конец женской судьбы. И в ужасе говорит себе: «Никогда не буду иметь детей!».
Потом она про это забывает, потом вырастает и начинает лечиться от бесплодия. И никто ничего у неё не находит.
Вопрос можно задать так:
«Является ли причиной этого симптома (проблемы), какое-то обещание, которое когда-то было дано самому себе, а потом забыто?»
Для этой техники нужен достаточно глубокий транс и достаточно хорошая диссоциация, чтобы получать действительно непроизвольную реакцию.
Даже если ответ «да» получен на одном из первых ключей — всё равно желательно пройти их все, так как причин может быть несколько.
После того, как с помощью «ключа» определена проблемная область, можно попробовать получить более детальную информацию (например, согласно ли бессознательное вывести внушение или самовнушение в сознание, каким именно оно было и т. д.), или попробовать заключить «сепаратный договор» с бессознательным: согласно ли оно избавить человека от симптома (проблемы) прямо здесь и сейчас или, возможно, для этого нужно какое-то время — можно уточнить необходимое время; или оно согласно частично облегчить симптом и т. д.
Клиенту, находящемуся в трансе, даётся внушение, что симптом предстанет перед его разумом в конкретной форме:
— как живое существо,
— как цвет,
— звук,
— форма или
— фигура, или
— смешение всего этого. Затем представление симптома модифицируется или убирается.
Возможный вариант заключается в следующем. Надо выяснить, связан ли с образом цвет, звук, ощущение, форма, эмоция, и пробовать внести изменения в какой-нибудь из этих параметров. Если удаётся ввести изменения хотя бы в один из параметров, с большей лёгкостью удаётся ввести изменения в другие.
После наведения, углубления и диссоциации надо обратиться к части, ответственной за проблему (симптом). И предложить ей позволить приподняться указательному пальцу правой руки, когда она будет готова вступить в контакт.
Затем поблагодарить эту часть за то, что она согласилась вступить в контакт. И предложить ей пробудить мышцы губ и языка, воспользоваться речевым аппаратом и отвечать терапевту.
Прежде всего надо попросить эту часть сказать, как её зовут, как к ней следует обращаться.
В ответ на вопрос «Как тебя зовут?» может прозвучать имя клиента, другое имя, часть может обозначить себя как «Часть» или дать себе наименование, например: «Зануда», «Кокетка», «Злюка» и т. д. В дальнейшем к ней надо обращаться так, как она сама себя назвала.
Если по первым ответам становится ясно, что ответы идут сознательные (то есть, клиент вышел на более лёгкий уровень транса), надо опять переключаться на пальцевый сигналинг и работать с ним — ответы «да» и «нет». Конечно, с помощью речи можно получить более детальную информацию.
Надо поблагодарить часть за сотрудничество, выразить уверенность, что она печётся о благе клиента, и спросить, почему она делает то, что делает; спросить, может ли помочь. Фактически, с частью вступают в переговоры, договариваются так же, как пыталась бы договориться с человеком, который по какой-то причине делает «это» (симптом, проблему).
Возможные варианты развития событий следующие.
Может ли часть избавить клиента от симптома (проблемы) прямо сейчас? Если да — пусть делает.
Если нет — может быть, она может это сделать через какое-то время? В этом случае можно определить необходимое время.
Если не может избавить полностью — может быть, возможно частичное облегчение?
Если часть не может помочь — может быть, есть какая-то другая часть, которая может помочь? Если да — «вызывается» та часть, которая может помочь, и всё повторяется снова.
Если техника не пошла (все ответы — произвольные и осознанные), надо мягко переходить на другую технику.
Техника «Поход к мудрецу» существует в самых разных вариантах.
Мудрец — это архетипическая фигура. Обращаясь к мудрецу, человек, в конечном счёте, обращается к своему бессознательному. Мудрец может жить на вершине горы, в глубокой пещере, в чаще леса, на морском берегу и так далее — в силу фантазии терапевта и предпочитаемого наведения и углубления. Встретившись с мудрецом, человек может задавать ему вопросы о себе, своей жизни и своих проблемах.
Можно обращаться к авторитету в своей области за профессиональными советами. Можно обратиться к Милтону Эриксону за советами в области гипноза.
Клиент может задавать сколько угодно вопросов, а можно и ввести ограничение на количество вопросов. Можно ограничить тремя вопросами или даже одним вопросом. Ограничение количества вопросов заставляет человека очень быстро просмотреть свою систему ценностей, чтобы определить, что же для него действительно важно.
Встречаются интересные варианты поведения клиентов при выполнении этой техники. Некоторые не входят к мудрецу, потому что не знают, какой вопрос ему задать. Это указывает на то, что у человека проблема с системой ценностей — ценности не иерархизованы, он не знает, что для него важно.
Некоторые знают, что спросить, но не входят потому, что боятся получить такой ответ, который их не устроит.
Если ответ получен — хорошо. Если же он не получен или получен, но не понятен, — даётся внушение, связанное со временем:
«Понимание придёт позже»,
«Это придёт тогда, когда вы будете к этому готовы»
Эта техника в различных модификациях используется часто.
Внушение «Вы увидите ситуацию, которая связана с путями решения вашей проблемы (или достижения цели)», скорее всего, придёт воспоминание о ресурсной ситуации.
Если известен возраст, в котором произошло травматическое событие, внушение может быть сформулировано следующим образом: «Вы увидите важное событие, которое произошло с вами, когда вам было шесть лет».
Техника может быть как чисто диагностической (терапевт получает информацию), так и диагностико-терапевтической (клиент под руководством терапевта вносит в ситуацию изменения).
Название достаточно условное. Эта техника также часто используется и имеет различные модификации.
На стенах коридора есть картины. На этих картинах изображены эпизоды из его жизни, имеющие отношение к причинам проблемы. Он рассматривает их и рассказывает о них терапевту.
Вдоль коридора расположены двери (обычно 5-7). Клиент поочерёдно заглядывает в эти двери и за каждой из них видит какой-то эпизод из своей жизни, имеющий отношение к причинам проблемы. Он рассматривает их и рассказывает о них терапевту.
Многие из описанных выше техник (визуализация, поход к мудрецу, телевизионный экран, коридор) рассчитаны на визуалов и не очень хорошо получаются с теми, у кого не так легко возникают зрительные образы. Кроме того, иногда травматический эпизод так надёжно «заблокирован», защитные механизмы настолько сильны, что «целиком» он не пропускается в сознание. Для того, чтобы обойти эти ограничения, нами была разработана техника «Семь комнат».
Техника разработана М. Р. Гинзбургом. В трансе клиенту предлагают представить, что он поочерёдно проходит семь комнат. В каждой из них он останавливается в центре и ждёт. Даются внушения:
— в первой комнате может прийти зрительный образ, связанный с причинами проблемы;
— во второй — звук;
— в третьей — телесное ощущение;
— в четвёртой — запах;
— в пятой — вкус;
— в шестой — эмоция.
В седьмой комнате осуществляется синтез всего этого, обычно при этом предлагается каталепсия или левитация. Часто в результате приходит воспоминание о травматической ситуации. Если оно не приходит — даётся внушение, связанное со временем:
«Это может прийти позже»,
«Это придёт когда придёт»,
«Это придёт, когда вы будете к этому готовы».
Ответы клиента записываются. Можно заранее заготовить бланк, в котором шесть пунктов:
1) образ;
2) звук;
3) телесное ощущение;
4) запах;
5) вкус;
6) эмоция.
По какому-то из параметров может ничего не прийти — этот пункт оставляется пустым.
Сеанс с использованием техники «Семь комнат»
Клиент формулирует проблему
Наводится транс. Ставится сигналинг.
«И теперь в своём воображении вы можете представить себе дверь. и открыть её. и вы оказываетесь в комнате. и вы выходите на середину комнаты. и останавливаетесь. и просто ждёте.
И может прийти образ. связанный с причинами вашей проблемы. И когда этот образ придёт. каким бы он ни был. вы дадите мне об этом знать, приподняв указательный палец правой руки».
Пауза до сигнала «да».
Иногда клиент даёт сигнал «нет» — образ не пришёл. Тогда терапевт переходит к следующему пункту.
Если получен сигнал «да»:
«Очень хорошо. Пожалуйста, пробудите мышцы губ и языка и опишите мне этот образ».
«Это комната, где я впервые проходила психологический тренинг. диван, обои. чёрные плинтусы. »
Ответ записывается дословно.
«Очень хорошо. И вы проходите в дверь, расположенную напротив той двери, в которую вы вошли. и оказываетесь в следующей комнате. и выходите на середину. и останавливаетесь. и ждёте. И может прийти звук. связанный с причинами вашей проблемы. И когда звук придёт. каким бы он ни был. палец даст об этом знать».
Пауза до сигнала «да».
Иногда клиент даёт сигнал «нет» — звук не пришёл. Тогда терапевт переходит к следующему пункту.
Если получен сигнал «да»:
«Очень хорошо. Пожалуйста, пробудите мышцы губ и языка и опишите мне этот звук».
«Это звуки детской речи».
«Очень хорошо. И вы проходите в следующую комнату. и выходите на середину. и останавливаетесь. и ждёте. И может прийти телесное ощущение. связанное с причинами вашей проблемы. И когда это ощущение придёт. каким бы оно ни было. палец даст об этом знать».
Пауза до сигнала «да».
Иногда клиент даёт сигнал «нет» — телесное ощущение не пришло. Тогда терапевт переходит к следующему пункту.
Если получен сигнал «да»:
«Очень хорошо. Опишите мне это ощущение».
«Очень хорошо. И вы проходите в следующую комнату. и выходите на середину. и останавливаетесь. и ждёте. И может прийти запах. связанный с причинами вашей проблемы. И когда этот запах придёт. каким бы он ни был. палец даст об этом знать».
Пауза до сигнала «да».
Иногда клиент даёт сигнал «нет» — запах не пришёл. Тогда терапевт переходит к следующему пункту.
Если получен сигнал «да»:
«Очень хорошо. Опишите мне этот запах».
«Запах резины, как инвентарь спортивный новый. И едва уловимый запах молока. »
«Очень хорошо. И вы проходите в следующую комнату. и выходите на середину. и останавливаетесь. и ждёте. И может прийти вкус. связанный с причинами вашей проблемы. И когда этот вкус придёт. каким бы он ни был. палец даст об этом знать».
Пауза до сигнала «да».
Иногда клиент даёт сигнал «нет» — вкус не пришёл. Тогда терапевт переходит к следующему пункту.
Если получен сигнал «да»:
«Очень хорошо. Опишите мне этот вкус».
«Что-то вяжущее во рту».
«Очень хорошо. Ивы проходите в следующую комнату. и выходите на середину. и останавливаетесь. и ждёте. И может прийти эмоция. связанная с причинами вашей проблемы, И когда эта эмоция придёт. какой бы она ни была. палец даст об этом знать».
Пауза до сигнала «да».
Иногда клиент даёт сигнал «нет» — эмоция не пришла. Тогда терапевт переходит к следующему пункту.
Если получен сигнал «да»:
«Очень хорошо. Опишите мне эту эмоцию».
«Очень хорошо. И вы проходите в следующую комнату. заключительную в этом упражнении. и выходите на середину. и останавливаетесь. и ждёте. И я не знаю, в какой руке первой может начать возникать ощущение лёгкости. может быть, в левой. может быть, в правой. может быть, в обеих сразу. или наоборот. и по мере того, как это ощущение лёгкости нарастает. рука начинает подниматься. с нарастающим ощущением лёгкости. и может осуществиться синтез всего этого. образа комнаты, где вы впервые проходили психологический тренинг. диван, обои. чёрные плинтусы. и звуков детской речи. и ощущения прохлады. и запаха резины, как инвентарь спортивный новый. и едва уловимого запаха молока. и вкуса чего-то вяжущего во рту. и чувства волнения, тревоги. (буквально повторяются слова клиента). И может прийти новое. более ясное. более глубокое. более целостное. видение, понимание. причин вашей проблемы.
И когда такое. более ясное. более глубокое. более целостное. видение, понимание. причин вашей проблемы. придёт. рука начнёт сама по себе опускаться. и когда она опустится полностью. можно будет сделать глубокий вдох. чуть-чуть потянуться. и открыть глаза. и вернуться. полностью присутствующей. здесь и сейчас. и есть всё необходимое время. для того, чтобы позволить этому происходить. в своём собственном темпе. »
Эта техника — диагностико-терапевтическая. Клиенту, находящемуся в трансе, предлагают представить себе, что он стал «маленьким-маленьким» и войти в собственное тело. Там направиться к больному или проблемному органу и тщательно его обследовать — осмотреть, пощупать и выявить все возможные дефекты. В этом трансе клиент разговаривает: он описывает терапевту всё, что он видит и ощущает. Органы часто описываются как «пещеры», «туннели», сосуды — как «трубы» и т. п. Часто эти описания к реальной анатомии имеют косвенное отношение, но это неважно. Дефектом может быть «неправильный» цвет, «дырка» в стенке пещеры или тоннеля и т. д. Одна клиентка, отправившись в собственный желудок, обнаружила там, что «волоски, которые должны стоять, почему-то лежат».
Затем клиенту даётся внушение о том, что в его распоряжении имеются все необходимые средства и материалы для того, чтобы исправить дефект, и ему предлагают сделать это. Часто он сам определяет эти средства и материалы, при необходимости терапевт может подсказать ему возможные варианты. Так, «правильный» цвет восстанавливается с помощью кисти или пульверизатора, «отверстие» заделывается специальным цементом и т. п. «Лежащие волоски» в желудке были подняты с помощью специального гребня.
Техника «Внушенный сон» может выполняться в нескольких вариантах.
Можно дать клиенту постгипнотическое внушение о том, что в одну из ближайших ночей он увидит сон, который поможет ему понять причины его проблемы.
Можно внушить увидеть сон непосредственно в ходе сеанса.
«Сейчас вы уснёте и увидите сон, который будет иметь отношение к причинам вашей проблемы».
Сеанс с использованием техники «Внушённый сон»
Клиент рассказал про повторяющийся сон.
«Вы можете услышать окружающие вас звуки. ощутить контакт тела с креслом. ощутить одежду на себе. почувствовать своё дыхание. и закрыть глаза.
И в своём воображении вы можете представить себе лестницу. из десяти ступеней. которая спускается то ли в парк, то ли в сад. а может быть, к берегу моря.
«И где бы вы ни находились сейчас в своём воображении. вы можете мысленно расположить там мягкое удобное кресло. и сесть в него. и закрыть глаза,
«И представить себе, что кроме внешних глаз, которыми мы смотрим, есть ещё и внутренние глаза. и закрыть их тоже. погружаясь при этом в транс ещё глубже. »
Постгипнотическое внушение на реиндукцию
Рука выводится в каталепсию.
«Каждый раз на протяжении сеанса, когда я вот так подниму вашу руку, вы будете быстро входить в глубокий транс».
«И по мере того, как рука опускается, транс может углубляться ещё больше».
«Сейчас, находясь в трансе, вы уснёте. И увидите тот же самый сон, но с другими персонажами, с другими действующими лицами» (независимо от того, были во сне живые существа или нет).
Субъективное искажение времени
«На часах пройдёт полторы-две минуты, а в вашем внутреннем времени у вас есть сколько угодно времени для того, чтобы этот сон развернулся полностью, от начала до конца. И когда этот сон завершится, вы позволите голове кивнуть, чтобы дать мне об этом знать».
После того, как сон рассказан, делается реиндукция — рука поднимается в каталепсию и даётся внушение:
«И по мере того, как рука опускается, транс становится глубже».
Когда рука опустилась, даётся ещё одно внушение:
«И сейчас вы увидите тот же самый сон, но с другими персонажами, с другими действующими лицами. В тех же временных рамках. И когда сон завершится, голова кивнёт, чтобы дать мне об этом знать».
После получения сигнала клиенту вновь предлагается рассказать сон.
Таких просмотров делается 4-5. Если у клиента появляется выраженная эмоциональная реакция, это значит, что он приближается к какому-то реальному событию; часто при следующем просмотре он видит «во сне» реальный эпизод из своего прошлого.
Если сделано 4-5 просмотров и нет ни эмоциональной реакции, ни реального события, клиенту предлагают:
«Хотите посмотреть ещё раз?»
Если да — делается ещё один просмотр, если нет — сеанс завершается.
Сон символизирует реальные отношения или реальное событие, в этой технике осуществляется «десимволизация» символа. Сон послойно «очищается», как луковица, пока не достигается «сердцевина» — реальное событие. Как правило, при приближении к реальному событию отмечается выраженная эмоциональная реакция.
При выполнении этой техники возможны варианты. Один вариант — клиент вышел на реальное травматическое событие, связанное с причинами его проблемы.
Другой вариант — на событие не вышел, но те изменения, которые происходили со сном, имеют для него смысл, наталкивают его на понимание чего-то важного для себя. Если нет и этого — осуществляется релятивизация:
«Понимание может прийти позже, а возможно, сегодня ночью или в одну из последующих ночей вы вновь увидите этот сон, но с другими персонажами, с другими действующими лицами, и запомните его, и это будет иметь для вас большое значение».
Эту технику можно использовать и тогда, когда нет повторяющегося сна. Предъявлена проблема, в трансе клиенту даётся внушение, что сейчас он уснёт и увидит сон, имеющий отношение к причинам его проблемы. А затем делается несколько последовательных просмотров.
Сон может занять довольно много времени, поэтому разумно сделать субъективное искажение времени — ограничить время каждого «сна» полутора-двумя минутами.
Классический вариант техники «Соматический мост» выполняется следующим образом.
Предъявлена проблема — дискомфортное телесное ощущение, которое возникает периодически. Если оно есть прямо сейчас — терапевт работает непосредственно с ним. Если его сейчас нет — оно вызывается с помощью «Сопровождения в неприятном воспоминании»: клиента просят описать последнюю ситуацию, в которой он испытывал это ощущение, наводится транс и делается сопровождение в эту ситуацию. Необходимо получить дискомфортное ощущение. Затем клиенту предлагают усиливать это ощущение:
«И сейчас я прошу вас начать усиливать это ощущение. до тех пор, пока не придёт самая первая ситуация в вашей жизни. в которой вы испытали это ощущение. »
То есть, по ощущению, как по «мосту», выходят сразу на исходную травматическую ситуацию. Отсюда и название техники — «Соматический мост».
В таком варианте техника часто не срабатывает, клиент говорит: «Ничего не пришло», «Темнота», «Не знаю».
Другой вариант этой техники требует больше времени, но он надёжнее. Сначала прорабатывается последняя ситуация, потом «вызывается» какая-то предыдущая ситуация, затем — более ранняя, затем — ещё более ранняя, и после этого уже можно попытаться выйти на исходную.
Во-первых, это облегчает выход на исходную ситуацию.
Во-вторых, даже если исходная ситуация не пришла, имеется ряд ситуаций — материал для размышления. Часто эти ситуации сходны по структуре, то есть видно, в каких ситуациях у клиента возникает это неприятное ощущение. Возникают различные гипотезы, на этом уже можно строить терапевтическую работу — метафоры и т. д.
Иногда исходная ситуация настолько травматична, что не допускается в сознание. В таких случаях можно запросить наиболее безопасные элементы этой ситуации. Достаточно часто они приходят. Вслед за ними могут прийти, а могут и не прийти остальные элементы. Если приходят — хорошо. Если не приходят — можно строить работу и на тех безопасных элементах, которые пришли.
Аффективный мост в техническом плане выполняется точно так же, как и соматический мост, с той разницей, что отправной точкой служит эмоция (отсюда и название «аффективный мост»). Аффективный мост выполняется тогда, когда клиент жалуется не на физическое ощущение, а на эмоциональное состояние, которое воспринимается как дискомфортное и мешает ему в определённых ситуациях. Это может быть чувство вины, гнева, страха, тревоги, депрессия и т. д. Всё остальное — так же.
Иногда бывает так, что при проведении соматического моста в какой-то момент возникает эмоция, а бывает и наоборот: при проведении аффективного моста в какой-то момент появляется сильное соматическое ощущение. Физическое ощущение и эмоция бывают настолько тесно слиты, что нет возможности (и нет необходимости) разрывать их, тогда выполняется своеобразный «сомато-аффективный мост».
Автоматический рисунок даёт возможность бессознательному разуму выразить себя графически.
Следует различать автоматический рисунок и рисунок в трансе. Когда человек, находясь в трансе, знает, что он рисует, то есть реализует определённое намерение, — это рисунок в трансе. Действительно автоматический рисунок — это когда человек не знает, что он рисует, рука рисует «сама».
Все не раз в своей жизни делали автоматический рисунок. Сидишь на лекции либо на докладе, или говоришь по телефону. рука при этом сама что-то выводит на бумаге. какие-то каракули. впрочем, в них можно различить формы. фигуры. лица. или что-то другое. но обычно на это не обращают внимания.
Чтобы получить действительно автоматический рисунок, нужна хорошая диссоциация: голова занята чем-то одним, в то время как рука делает что-то другое.
Если клиент знает, что он хотел нарисовать, например, говорит: «Я хотел нарисовать домик», то это не автоматический рисунок. Это рисунок в трансе. Иногда бывает так, что рука рисует сама, а у клиента перед глазами всплывают образы того, что он рисует. Это ближе к автоматическому рисунку.
У человека, который не привык рисовать, первый автоматический рисунок часто похож на детские каракули. Но если делать автоматический рисунок не один рая, а несколько, он становится более богатым, более насыщенным, более разнообразным.
Автоматический рисунок можно делать и в самогипнозе.
Затем терапевт продолжает:
«И рука начнёт рисовать. и она сделает рисунок. который имеет отношение к причинам вашей проблемы. (или к путям её решения, или и то и другое)».
Не следует интерпретировать рисунок вместо клиента. Соблазн иногда бывает велик, но интерпретация наверняка будет ошибочной, а тем самым терапевт навяжет клиенту своё понимание — интерпретация сработает как внушение.
Полезно бывает посмотреть рисунок под разными углами — иногда в другом ракурсе клиент видит там совершенно иные изображения, и это наталкивает его на новые идеи, новое понимание.
Если при рассматривании рисунка не возникло никаких ассоциаций, связанных с причинами (решением) проблемы, делается релятивизация:
«Это придёт когда придёт. это придёт, когда вы будете к этому готовы. Возможно, вам потом вновь захочется взглянуть на этот рисунок. или он случайно попадётся вам на глаза. и придут какие-то мысли. ассоциации. новое, более глубокое и более полное понимание вашей проблемы. её причин. путей её решения. »