сдача квартиры регистрация самозанятых
Как сдавать квартиру в аренду легально
Чтобы защититься от недобросовестных квартиросъемщиков, многие владельцы квартир решают сдавать свои квартиры легально. Ведь если жилье сдается официально, арендатор по закону несет ответственность за вред имуществу или неуплату.
Кроме того, тем, кто сдает жилье неофициально, грозят штрафные санкции от государства. Поэтому проще и безопаснее платить налоги. Как это делать правильно и с выгодой для себя, расскажу в следующем материале.
Если у вас не зарегистрировано ИП, налог за сдачу квартиры составит 13%, индивидуальный предприниматель с патентом на сдачу жилья заплатит государству 6% от дохода. Если же вы ведете деятельность как самозанятый, то налоговая ставка будет равна 4%. Предлагаю рассмотреть каждый из вариантов подробнее.
Как платить налог: инструкция для физлиц
Я подготовила удобную пошаговую инструкцию, помогающую оплачивать официально налоги со сдачи жилья:
Важно! Если вы проживаете в России более 183 дней в году, то налог на НДФЛ составит 13%, а вот если вы пребываете на территории страны менее 183 дней в году, то вам придется платить по ставке 30%.
Сдача квартиры, если вы купили патент
Давайте разберемся, насколько выгоден патент при уплате налогов. Патентной системой налогообложения могут воспользоваться только владельцы ИП. Если вы приобрели патент, налог с доходов за сдачу имущества платить не нужно.
Стоимость патента равна 6% от суммы потенциально возможного к получению дохода, размер которого устанавливается законом за год. Приобрести патент можно на разный срок: от одного месяца до года. Выгода в том, что здесь можно сэкономить благодаря более низкой процентной ставке, чем НДФЛ.
Сдача жилья в аренду, если вы самозанятый
Арендодатель, имеющий статус самозанятого, будет платить 4% от дохода, если сдает жилье физлицу, и 6% — если квартиру снимает компания. Если ваш доход не превышает 200 000 рублей в месяц, вы можете воспользоваться данной опцией. Страховые взносы платить не нужно.
Если вы работаете по найму или имеете ИП, это не препятствие для того, чтобы стать самозанятым. Чтобы встать на учет, скачайте приложение Мой налог, там вы будете регистрировать платежи.
Важно! В случае, если вы уже успели заключить договор найма, и только после этого задумались о статусе самозанятого, такой договор перезаключать не нужно.
Таким образом, вы можете выбрать тот вариант оплаты, который считаете для себя наиболее выгодным и удобным. Официальный договор защитит вас от издержек, связанных с порчей имущества или просрочкой оплаты, и тем самым дисциплинирует жильцов, избавит от претензий со стороны соседей, даст возможность застраховать квартиру при желании, а также перечислять оплату безналом. Кроме того, наниматель сможет иметь регистрацию по месту пребывания.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Может ли самозанятый сдавать в аренду не свою квартиру
У меня есть загородный дом, а у моей мамы — маленькая студия в городе. Свой дом я предполагал сдавать, но потом в нем захотела жить мама. А чтобы я мог получать доход, на который рассчитывал, она предложила мне сдавать ее квартиру. Я собираюсь делать это легально, как самозанятый.
Как правильно все оформить? Должна ли мама дать мне нотариальную доверенность на распоряжение ее квартирой? И вообще, могу ли я, будучи самозанятым, сдавать не свою, а чужую недвижимость?
Владимир, моим первым порывом было ответить так: если мамина квартира находится в одном из регионов, где можно стать самозанятым, то регистрируйтесь на здоровье. Сейчас при регистрации в качестве плательщика НПД по виду деятельности «аренда квартир» никакие сведения о сдаваемом жилье указывать не надо. То есть никто не проверяет, свою вы квартиру сдаете или чужую, сдаете ли вы ее на самом деле и есть ли у вас квартира в принципе. Налог платите — и отлично.
Но порыв прошел, уступив место очевидным сомнениям. Это сейчас налоговики не проверяют самозанятых, а что будет завтра, неизвестно. Кроме того, у инспекций есть все сведения о том, какой именно недвижимостью владеет человек. К тому же, согласитесь, гораздо спокойнее все делать по закону.
В вашем случае я вижу два подходящих варианта.
Он, пожалуй, самый оптимальный. Для регистрации понадобится:
Т—Ж подробно писал в отдельной статье про все способы регистрации в качестве самозанятого. Добавлю только, что вы можете сделать регистрацию на свой смартфон или компьютер, чтобы не беспокоить маму дальнейшей работой в приложении: формированием чеков, уплатой НПД и пр.
Чтобы вы могли заключать договоры аренды или найма с будущими жильцами от имени мамы как собственника квартиры, а потом решать с ними все возникающие вопросы, пусть она даст вам доверенность на право управления ее квартирой.
Однако если вообще не указывать в договоре с жильцами срок аренды/найма либо прописать, что договор заключен на неопределенный срок, то регистрировать его не придется.
Кстати, в начале 2020 года на сайте для самозанятых ФНС разъяснила, что человек вполне может платить налог 4%, если он получает доход от сдачи в аренду квартиры третьим лицом по доверенности на управление имуществом. Прямо ваш случай.
Это на случай, если мама наотрез отказывается где-либо регистрироваться, у нее нет личного кабинета налогоплательщика или есть, но она не хочет никому, даже вам, давать пароль для доступа к нему.
Вот примерный образец договора безвозмездного пользования квартирой. Его еще называют договором ссуды. В нем надо прописать, что с предварительного согласия мамы сын вправе передавать жилье третьим лицам в аренду или внаем. Независимо от срока, на который заключен договор безвозмездного пользования квартирой, регистрировать в Росреестре его не нужно.
После этого вы, Владимир, можете заключать с жильцами договоры уже от своего имени. По ГК РФ арендодателями могут быть не только собственники помещений, но и лица, которых они уполномочили сдавать их имущество в аренду.
Соответственно, вы вправе также зарегистрироваться как самозанятый и платить НПД с арендной платы. В законе не сказано, что самозанятыми могут быть только арендодатели — собственники имущества.
Кто-то может подумать, что если сын получает от мамы квартиру в безвозмездное пользование, то у него возникает доход в натуральной форме. А значит, он попадает на НДФЛ. Это не так.
В налоговом кодексе сказано, что доход в натуральной форме возникает у физлица, если организации или ИП что-то оплатят за него либо безвозмездно передадут ему товары, выполнят работы, окажут услуги. Про безвозмездную передачу от одного физлица другому нет ни слова. А значит, в этом случае нет и дохода у того, кто безвозмездно получил имущество в пользование.
Вот если бы вы получили квартиру в безвозмездное пользование от юрлица или ИП, тогда доход в натуральной форме был бы налицо. Это подтверждает и Минфин.
Еще больше про налог для самозанятых читайте в подборке Т—Ж.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Марина, спасибо за статью!
Подскажите, пожалуйста, как лучше поступить в ситуации когда сдающий квартиру ПОСУТОЧНО (т.е. договор с жильцами в Росреестре не регистрируется) хочет оформиться как самозанятый и владеет ДОЛЕЙ квартиры, а остальная доля принадлежит его маме, которая не против сдачи, но проживает за рубежом и соответственно не может оформить договор у нотариуса?
— Достаточно ли будет ее письменного согласия пересланного по почте? Или лучше заключить договор безвозмездного пользования без нотариуса?
— Не придется ли после этого маме доказывать российской налоговой что она не получает денег за аренду?
Подскажите пожалуйста, а если я как физическое лицо дам право безвозмездно или чисто символически (для меня) пользоваться принадлежащей мне недвижимостью (для сдачи в дальнейшем ее в субаренду) юрлицу (ооо) на упрощенке которое мне же и принадлежит, и которое все необходимые налоги и будет платить, тут нет ни каких подводных камней и попадания на что нибудь?
Сергей, когда ООО что-то получает в безвозмездное пользование, у него возникает налогооблагаемый доход. В данном случае он будет равен рыночной цене аренды аналогичной квартиры (п. 8 ст. 250 НК РФ). То есть будет попадание на налог
Как узаконить доходы от сдачи квартиры?
Муж сдает нашу вторую квартиру с начала 2020 года. Деньги от арендаторов получает на личную карту. Он не зарегистрирован как самозанятый или ИП, то есть не платит налог с дохода. Мы оба понимаем, что ситуация рискованная.
Можно ли стать самозанятым сейчас, указать ранее полученный доход и заплатить с него налог? Будут ли штрафы? Как вообще выйти из этой ситуации максимально безболезненно?
Не переживайте, пока ничего страшного не случилось. Можно оформить статус самозанятого или зарегистрироваться в качестве ИП сейчас, а за предыдущий период просто заплатить НДФЛ. Расскажу подробнее.
Кто платит налог с доходов от сдачи жилья
Если вы сдаете квартиру в аренду, то обязаны платить НДФЛ с дохода, который получаете. Срок действия договора найма (аренды) при этом значения не имеет — хоть три дня, хоть год.
Чтобы платить налог с доходов от сдачи жилья, необязательно быть предпринимателем или самозанятым. Сдавать квартиру вы можете просто как физическое лицо. В Т—Ж уже была отдельная статья с расчетами, как выгоднее всего сдавать квартиру легально.
Расскажу кратко про основные режимы.
Самозанятые платят 4% с дохода, если сдают квартиру физлицу, и 6%, если получают доход от юридического лица или предпринимателя. То есть с тех же 240 000 Р на этом режиме вы будете отдавать государству 9600 Р или 14 400 Р соответственно. Но на самом деле за счет вычетов суммы будут еще меньше.
Индивидуальные предприниматели платят в зависимости от выбранной системы налогообложения. Общую систему налогообложения я рассматривать не буду: она самая невыгодная для сдачи квартиры. Остаются две: УСН, то есть упрощенка, и ПСН — патентная.
Еще есть дополнительные взносы на пенсионное страхование, если доход ИП превысит 300 000 Р с начала года. В этом случае придется уплатить еще 1% от суммы дохода свыше 300 000 Р за год. Этот взнос платят в следующем году.
Если работать на УСН, можно уменьшить налог на сумму отчислений, причем даже до 100%. Это возможно, когда нет сотрудников и человек платит только за себя.
Какие налоги есть при сдаче квартиры
Если решили сдавать ее легально
Я несколько раз снимал квартиру, и хозяева были против договора, потому что боялись налоговой.
Я устал слушать отговорки про то, что платить налоги дорого, и предложил им компенсировать их. Чтобы понять, какой вариант по налогам выгоднее всего, я сел и посчитал. Вот что у меня вышло.
Законодательная основа
Если человек позволяет жить в своей квартире, доме или комнате постороннему лицу за плату — это наем. В быту это называют арендой, но это не совсем корректно. Аренда — это использование зданий и нежилой недвижимости кем угодно или использование жилой недвижимости юридическим лицом. Но поскольку всем привычнее термин «аренда», я буду его употреблять и в значении найма.
В основном аренда регулируется главой 35 ГК РФ о найме жилого помещения и некоторыми статьями жилищного кодекса. Например, статья 3 говорит о неприкосновенности жилища, статья 30 — о правах и обязанностях собственника, статья 35 — о выселении гражданина, статья 39 — о содержании общего имущества дома, а седьмой раздел — о плате за жилое помещение и коммунальные услуги.
С контролирующей стороны аренда регулируется налоговым кодексом:
Это основное, но не все. Отдельные нормативные акты я буду упоминать по ходу статьи.
Преимущества легального оформления сдачи квартиры
Часто собственники избегают уплаты налога, поскольку не понимают, в чем выгода, и считают это дополнительными тратами. Но легальная сдача квартиры все-таки дает преимущества, хотя и не такие очевидные. Здесь и дальше я буду говорить о договоре и налогах как едином целом.
В Тинькофф—журнале уже рассказывали, зачем сдавать квартиру легально. Если кратко, то вот зачем:
Освободят ли собственника от НДФЛ, если квартиру продать
Многие собственники переживают, что если сдавать квартиру официально, то можно лишиться налогового вычета при продаже квартиры. С 2019 года ИП и самозанятые, которые сдают одну или несколько квартир в аренду, могут избежать начисления НДФЛ при продаже. Для этого квартиру нужно продавать после минимального срока владения:
Мы разобрали этот закон в отдельной статье
Как оформить сдачу жилья в аренду
Заключение договора. Договор и уплата налогов позволяют собственнику законно сдавать квартиру и получать доход, а жильцу — находиться в ней на законных основаниях. Чтобы собственнику обезопасить себя, лучше составить такой договор, который будет работать. Вот что обязательно нужно указать в договоре:
Дополнительно к договору лучше составить акт приема-передачи с описью имущества: мебели, вещей, техники, ремонта.
Предмет договора. Это существенное условие договора найма. Нужно указать, какая квартира и по какому адресу сдается. Для дополнительной защиты укажите площадь квартиры, которая должна совпадать с площадью в выписке из ЕГРН.
Условия внесения, использования и возврата обеспечительного платежа. Обычно его называют депозитом. Он страхует собственника от нарушений договора жильцами в случаях, если, например, сломан стол, съехали без предупреждения или обнаружился долг за коммуналку. Опишите, когда обеспечительный платеж остается у собственника, а когда возвращается жильцам.
Собственники часто тратят эти деньги в первый месяц и вместо возврата позволяют жильцам последний месяц жить в счет этих денег. Это небезопасно, потому что в случае чего компенсировать потери будет неоткуда.
Условия оплаты и других расходов. Нужно распределить, кто и за какие расходы по содержанию квартиры платит. Обычно все, что по счетчикам, оплачивают жильцы — воду, свет, интернет, газ, где-то даже отопление. А общие платежи за собственником.
Если есть долги за коммуналку, пропишите сумму долга и срок, за который собственник этот долг погасит. Можно договориться погасить долг из стоимости аренды.
Если оплата в безналичной форме, то пишите, что днем оплаты считается день поступления денег на ваш счет.
Также лучше указать, кто отвечает за ремонт и что в этот ремонт входит, чтобы сохранить мирные отношения при расчете после ремонта. Это особенно важно, когда ремонт становится неотъемлемой частью квартиры, то есть жильцы не заберут его с собой, когда будут уезжать. Такие ситуации встречаются, например, когда квартиру сдают дешевле из-за плохого состояния, а арендатор переклеивает обои или меняет сантехнику.
Отмечу, что неотделимый ремонт считается доходом в натуральной форме и облагается налогом, но на практике доказать это практически нереально.
Ответственность за нарушение договора. За нарушение договора найма по закону нет особых требований к ответственности, поэтому написать в этом пункте можно так, как договоритесь между собой. Например, можно указать размер штрафа, если одна из сторон решит расторгнуть договор и не предупредит об этом заранее.
Акт приема-передачи с описью. Перечислите вещи, которые находятся в квартире, и их состояние. Можно сделать фотографии, описать текстом или даже лучше все вместе. Все крупные и ценные вещи нужно обязательно указать.
Во время проживания жильцы несут ответственность по закону за состояние квартиры. Поэтому лучше потратить лишний час на детальное описание, чем спустя год или два вспоминать, была дырка в стене или нет.
Подтверждение оплаты. Если оплата за квартиру производится наличными, составьте расписку, а если банковским переводом — используйте реквизиты из договора и укажите назначение платежа.
В расписке обязательно указать:
Если договоритесь устно и жильцы вовремя не оплатят месяц, взыскать с них долг будет проблематично. Наглядный пример: супруги в Ростове-на-Дону сдали квартиру паре по устной договоренности. Муж занимался арендой, а жена получала оплату на карту. Спустя два года супруги захотели получить долг с жильцов — 270 000 Р за аренду и 72 000 Р неустойку. Почему спустя два года, а не два месяца, то есть сразу, как только жильцы перестали платить, — в решении данных нет.
В результате собственник не смог доказать суду, что квартира вообще сдавалась. Его главный аргумент — жена получала регулярные денежные переводы от жильцов. Однако суд это не убедило. Без письменного договора переводы не могут служить доказательством заключенного договора. В графе «Назначение платежа» тоже было пусто, а жена собственника вообще не участвовала в сделке. Суд отказал собственнику во взыскании долга.
Апелляционное определение от 2.04.19 по делу № 33-5768/2019 PDF, 93 КБ
Как стать самозанятым
И сэкономить на налогах
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без наемных работников.
Когда говорят о самозанятых, то обычно подразумевают людей, которые применяют экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» — НПД.
Но бывают и другие самозанятые: репетиторы, няни, сиделки, помощники по дому. До 2020 года они не платили налог с доходов, но теперь налоговые каникулы закончились. В результате эта категория самозанятых стала уменьшаться: одни перешли на НПД, другие — «в тень», а те, что остались — отдают со своих доходов 13% НДФЛ.
Расскажу про плательщиков налога на профессиональный доход: выгодна ли такая самозанятость, кто может перейти на новый налоговый режим и как это сделать.
Как выйти из тени
Кто такие самозанятые
Самозанятым может стать физлицо или индивидуальный предприниматель, если встанет на налоговый учет и будет платить налог на профессиональный доход.
Закон о самозанятых. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.
Регионы проведения эксперимента. Новый налоговой режим — это эксперимент, и он действует не по всей стране. В 2019 году самозанятыми могли стать люди только из четырех регионов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.
С 1 января 2020 года к эксперименту подключились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Башкортостан.
С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны ввели режим НПД на своей территории — теперь самозанятым может стать любой гражданин России, а также граждане стран-членов Евразийского экономического союза.
Отличия от ИП. Самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, нет налоговой отчетности, не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
Индивидуальный предприниматель тоже может перейти на режим НПД. Тогда он станет обычным самозанятым — никаких отличий не будет. Для этого даже необязательно закрывать ИП — подробнее о таком переходе расскажем дальше.
Разница между ИП и самозанятым
Отличия от патентной системы. Режим НПД не привязан к конкретной деятельности. Например, самозанятый юрист сдает свою квартиру: он платит налог на профессиональный доход с денег, которые получает и от клиентов, и от квартиросъемщиков. Так можно.
А вот патент приобретается под конкретную деятельность. Не получится купить патент на разработку компьютерных программ, и пользоваться им, чтобы работать парикмахером.
Другое важное отличие: если зарегистрироваться как самозанятый в одном регионе, то можно работать с клиентами по всей стране. А с патентом так не получится: он действует только в том регионе, где выдан.
Допустим, предприниматель получил патент в Ростовской области, чтобы заниматься ремонтом квартир. Но у него появился клиент из Москвы. Работать с ним по ростовскому патенту нельзя — нужно докупить московский. Либо придется совмещать патентную систему с какой-то другой и отдельно платить налоги от доходов из другого региона.
Есть и другие отличия — вот полный список.
Разница между патентной системой и НПД
Патентная система налогообложения | Режим НПД | |
---|---|---|
Можно ли совмещать режим с другими | Можно | Нет |
Виды деятельности | Ограниченный перечень разрешенной деятельности. Один патент — один вид деятельности | Любая, кроме запрещенной. Один статус на все виды деятельности |
Срок действия | 1—12 месяцев | Бессрочно |
Налоговая ставка | 6% с возможного дохода | 4—6% с реального дохода |
Ограничение по доходу в год | 60 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Работники | До 15 человек | Нельзя нанимать |
Налоговый учет | Книга учета доходов ИП | Нет |
Налоговые декларации | Нет | Нет |
Как работает самозанятость
Со своих профессиональных доходов самозанятый платит только НПД, а не НДФЛ. Если индивидуальный предприниматель перешел в ряды самозанятых, он освобождается от страховых взносов и налогов, которые пришлось бы отдавать на других режимах.
НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если самозанятый ничего не заработал — нет и налога.
Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил самозанятому:
Налоговые ставки действуют до конца 2028 года, когда закончится эксперимент. На все это время они зафиксированы — государство не вправе их повышать.
Налоговый вычет. Государство дает самозанятым специальный бонус — вычет, который снижает налоговую ставку. С учетом вычета ставка по платежам от физлиц — 3%, от юрлиц и ИП — 4%.
Бонус будет действовать, пока самозанятый не сэкономит 10 000 Р на налоге. После этого ставки навсегда вернутся к стандартному размеру — вычет дается только один раз.
Чтобы получить вычет, не нужны никакие заявления. Налоговая знает, что самозанятому положен бонус, — она сама его применит и все рассчитает.
Как самозанятый взаимодействует с налоговой. Плательщикам НПД не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Зарегистрироваться, принимать оплаты, получать уведомления и справки, платить налоги — все это можно делать дистанционно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете плательщика НПД. Обратите внимание: в обычном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.
Налоговая база и период. Налоговая база для НПД — это весь доход, который получает самозанятый от профессиональной деятельности.
При этом самозанятый должен фиксировать, сколько денег он получил от физлиц, а сколько — от организаций и предпринимателей. Это важно для налогового учета, ведь ставка налогообложения у этих доходов разная и смешивать их нельзя.
Налоговый период для НПД — это промежуток времени, по окончании которого налоговая инспекция определяет, сколько заработал самозанятый, и рассчитывает налог. Налоговый период длится календарный месяц — январь, февраль, март и так далее.
Для первого и последнего месяца самозанятости есть свои правила. Первый налоговый период длится со дня постановки на учет до конца следующего месяца. А последний — от начала месяца до дня снятия с учета.
Если самозанятый получил свой статус и прекратил его в том же месяце, налоговым периодом будет время, пока он был плательщиком НПД.
Например, Иван встал на учет как самозанятый 15 января. Первый раз он заплатил налог в марте — за половину января и весь февраль. Это его первый налоговый период. Свой статус Иван прекратил 10 мая того же года. Его последний налоговый период — с 1 по 10 мая.
Если бы Иван стал самозанятым 15 января, а прекратил статус 25 января, его налоговым периодом было бы время с 15 по 25 января.
Самозанятому не нужно ничего вычислять самому: налоговая сама все посчитает и пришлет уведомление с суммой, которую нужно заплатить. Уведомление приходит до 12 числа месяца, который следует за истекшим месяцем. Заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца.
Иван зарегистрировался в январе, поэтому получит первое уведомление от налоговой до 12 марта. До 25 марта он должен уплатить НПД за часть января и февраль. Следующее уведомление придет ему до 12 апреля, а налог за март он заплатит до 25 апреля.
Держать сроки в памяти необязательно: в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого можно настроить автоплатеж с банковской карты. Тогда до 25 числа банк по запросу налоговой будет сам переводить деньги.
Страховые взносы. Важное преимущество самозанятости — не надо платить страховые взносы.
Если ИП перешел в самозанятые, он тоже не платит взносы за время, пока применяет режим НПД. А вот за период до самозанятости и после нее — платить нужно.
Например, предприниматель зарегистрировался как самозанятый 1 апреля, а потом передумал и отказался от этого статуса с 1 декабря. Тогда до 31 декабря этого же года он должен заплатить фиксированную часть взносов за январь, февраль, март и декабрь — те месяцы, когда не был самозанятым.
А процентную часть взносов — 1% от доходов свыше 300 000 Р — надо отдать до 1 июля следующего года. Причем в расчет пойдут все доходы предпринимателя за год — даже за тот период, когда он был самозанятым.
А вот с медицинским страхованием ситуация иная: часть налога на профессиональный доход автоматически уходит на обязательное медицинское страхование. Поэтому самозанятый не платит отдельные взносы, но у него есть полис ОМС и право на бесплатную медицинскую помощь.
Налоговые каникулы. Раньше зарегистрированные в налоговой репетиторы, няни, сиделки и помощники по дому не платили НДФЛ, но с 2020 года льгота закончилась. А у другой категории самозанятых — плательщиков НПД — налоговых каникул никогда и не было.
Работа с ИП и организациями. Самозанятым выгоднее принимать деньги от физлиц, чем от организаций или предпринимателей, — ставка ниже. В остальном для них нет разницы, с кем работать.
Но для самих ИП и юрлиц разница есть. Если они платят деньги обычному физлицу по трудовому или гражданско-правовому договору, то должны удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ — 13% от его доходов. А еще — платить за него страховые взносы, причем из своего кармана. Это сложно, дорого и неудобно.
А самозанятый сам платит за себя налог, и взносов у него нет. Компания может просто выдать ему деньги, получить чек и ни о чем больше не беспокоиться. Мы уже рассказывали, как самозанятому работать с организациями, — почитайте на досуге.
Можно ли получать справки для льгот. Самозанятому доступны два вида справок:
Эти документы нужны в разных ситуациях. Например, справку о постановке на учет часто запрашивают юрлица и ИП, с которыми работает самозанятый. Им же важно как-то убедиться, что человек действительно самозанятый и за него не надо платить страховые взносы и перечислять НДФЛ. Для проверки можно воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой, но многим компаниям все равно спокойнее, когда есть справка.
Справка о состоянии расчетов пригодится, чтобы получить льготы, которые зависят от суммы общего дохода. Например, субсидии на оплату услуг ЖКХ или статус малоимущего. Точно такую же справку запросит банк, если самозанятый обратится за кредитом.
Справки для самозанятых формируются в электронном виде через приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Они подписаны электронной подписью ФНС и обладают такой же юридической силой, как и обычные бумажные справки.
Куда пойдут деньги от уплаты налога. Большая часть налога на профессиональный доход — 63% — идет в бюджет того региона, где самозанятый встал на учет. Оставшаяся часть — 37% — уходит в фонд обязательного медицинского страхования.
Прием платежей для самозанятых
Плательщики НПД не используют контрольно-кассовую технику, на них не распространяется закон № 54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
Прием платежей для них упрощен и выглядит так:
Как передать чек. Это нужно сделать в момент расчета: клиент платит наличными либо переводит деньги на карту или электронный кошелек, а потом сразу получает чек.
Бывает, что самозанятый получает деньги через посредника. Например, плательщик НПД решил принимать платежи на своем сайте. Это можно сделать только через посредника, который снимает деньги с банковской карты клиента и переводит на счет самозанятому — за вычетом своей комиссии. В таких случаях можно не спешить с чеком: его надо предоставить до 9 числа следующего месяца.
Передать чек можно несколькими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать — электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать еще и бумажный чек, если уже получил электронный.
Удалить платеж можно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать причину из списка. Их две: «Чек сформирован ошибочно» — если ошиблись в расчетах, и «Возврат средств», если вернули деньги клиенту.
Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и налог с него. Результат сразу же отобразится в личном кабинете.
Кто может перейти на спецрежим
Для самозанятых есть ограничения по видам деятельности и по доходу. Кроме того, у них не должно быть наемных работников, а вот сами они могут работать по трудовому договору — об этом дальше.
Стать самозанятым можно с 14 лет. Но чтобы регистрироваться до совершеннолетия, понадобится письменное согласие родителей. Если родители против, то есть другие варианты: вступить в брак или получить эмансипацию.
Перейти на режим НПД могут россияне и граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — стран, которые входят в Евразийский экономический союз.
Ограничения по видам деятельности. Самозанятый не вправе заниматься деятельностью, для которой нужен статус ИП или юрлица. Например, он не может быть частным охранником или детективом.
Есть еще несколько видов деятельности, которые запрещены для самозанятых:
Не могут быть самозанятыми и частные курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. Но для них есть исключение: применять режим НПД можно, если продавец предоставит им свою кассовую технику, чтобы принимать платежи.
Например, Петя решил устроиться курьером, но работать в штате он не желает, а хочет быть самозанятым. Петя приходит в пиццерию и предлагает: а давайте я буду развозить вашу пиццу, принимать деньги от клиентов и передавать вам за вычетом своего вознаграждения. Если пиццерия выдаст ему кассовый аппарат для приема платежей — так можно.
Остальная деятельность разрешена. Например, фотограф, программист, дизайнер, бухгалтер, переводчик, строитель, маркетолог — все они могут встать на налоговый учет и платить НПД. Самозанятым не запрещено оказывать косметические услуги и продавать торты собственного производства. А вот покупать чужие торты и перепродавать — уже нельзя.
Ограничение по сумме дохода — 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч, в феврале — ничего не заработать, а в марте — миллион.
Как только доход за календарный год превысит 2,4 млн рублей, плательщик НПД потеряет свой статус. Если бывший самозанятый — обычное физлицо, он будет отдавать со своих последующих доходов 13% НДФЛ. Если же он индивидуальный предприниматель, то его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения (ОСНО). Чтобы не допустить этого, ИП должен в течение 20 дней после потери статуса подать заявление в налоговую по месту жительства о переходе на спецрежим.
А в следующем году можно снова стать самозанятым.
Ограничения по видам доходов. Не со всех доходов разрешено платить НПД — есть ограничения. Под этот налоговый режим не попадают доходы от:
Если клиент рассчитается с самозанятым не деньгами, а как-то еще, например отдаст за работу мешок овощей с фермы, то это доход в натуральной форме. И он тоже не попадает под налоговый режим НДП.
Может ли ИП быть самозанятым. Может, но совмещать НПД с другими налоговыми режимами запрещено — мы писали об этом. Если предприниматель на УСН, ЕСХН или ЕНВД хочет стать самозанятым, он должен отказаться от своего спецрежима и перейти на НПД. А если ИП находился на общей системе налогообложения, то заявление об отказе не нужно.
Индивидуальный предприниматель должен уведомить налоговую, что прекращает использовать спецрежим в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД. Если этого не сделать, то налоговая аннулирует статус самозанятого.
Можно ли совмещать самозанятость с основной работой. Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с других доходов самозанятый будет платить сам.
Например, не запрещено получать зарплату как наемный сотрудник и деньги от своих клиентов как самозанятый.
Можно ли госслужащим быть самозанятыми. Можно, но только для одного вида деятельности — сдачи в аренду жилых помещений.
Может ли пенсионер стать самозанятым, но получать льготы и компенсации. Может — самозанятые пенсионеры не платят за себя страховые взносы и считаются неработающими. Они сохраняют право на индексацию пенсии, компенсации и льготы. Подробнее читайте в нашей статье «Самозанятых пенсионеров признали неработающими».
Нужно ли регистрироваться тем, кто оказывает разовую помощь. Не обязательно, но следует помнить: физические лица почти с любого дохода платят НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда человек кому-то помог, а ему за это заплатили.
Если автомеханик починит машину приятелю, а тот в благодарность ему скажет «спасибо», то налога не будет. А вот если автомеханик возьмет деньги за свои услуги, то он должен заплатить налог с дохода.
Можно не регистрироваться как самозанятый, но тогда придется подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и делать отчисления — 13% от заработанной суммы. Более выгодный вариант: получить статус плательщика НПД и отдавать всего 4% или 6%, а с учетом вычета — еще меньше. Регистрация ни к чему не обязывает: если помощь была разовой, а сейчас доходов нет, то не нужно ничего платить и отчитываться перед налоговой.
Как оформить самозанятость
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Куда обращаться. Идти в налоговую не нужно, заявление подается через интернет. Есть 3 способа отправить заявление:
Что нужно для оформления. Все зависит от того, какой способ регистрации вы выбрали. Если подаете заявление через мобильное приложение «Мой налог», то надо:
Регистрация статуса
Мы уже рассказывали, как зарегистрироваться через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика. Там все просто.
Без ИП. Нет никакой разницы между регистрацией обычного человека и индивидуального предпринимателя.
Через МФЦ. Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.
Через госуслуги зарегистрироваться нельзя. Но с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг можно быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в кабинете самозанятого.
Принцип простой: достаточно авторизоваться через сайт госуслуг, и вы сразу же станете плательщиком НПД. Это удобно и быстро: вводить данные вручную не придется — налоговая автоматически получит всю необходимую информацию.
Проверка заявления. Налоговая проверяет информацию до 6 дней — отсчет начинается со следующего дня после подачи заявления.
Если налоговики найдут явные ошибки и противоречия, то откажут уже в день обращения. Например, отказ придет сразу, если заявитель ранее уже был плательщиком НПД и у него остались штрафы и долги по налогам.
В случае отказа налоговая пришлет уведомление с объяснением, что именно ей не понравилось. Такое уведомление поступит через приложение «Мой налог», личный кабинет самозанятого или банк — смотря как подавалось заявление.
Так что после регистрации нужно отслеживать свой статус в течение 6 дней, хотя принимать оплаты и формировать чеки можно сразу.