сауны в дербенте адреса
Сауны в дербенте адреса
Немного на свете есть огорчений, которых не лечила бы баня.
Важное место среди памятников архитектуры Дербента занимают старинные бани — хамамы. Современному жителю мегаполиса, скоро принимающему душ между кофе и работой, сложно представить значение бань, считавшихся раньше неотъемлемой частью жизни, наравне с базарами и мечетями, при этом выполняя не только гигиеническую функцию.
Архитектурный облик бань Дербента невозможно познать, не побывав там лично и не увидев своими глазами художественные интерьеры. Снаружи эти сооружения едва ли произведут столь глубокое впечатление, но, оказавшись внутри, откроется другой мир, в котором игра света и тени задает особое ощущение комфорта и эстетики.
Современная баня Дербента
Невозможно не почувствовать странное зыбкое волшебство банного мира средневекового Дербента.
Строились хамамы в старинном восточном стиле из местной известковой горной породы, ракушечника, замешанного на глиняном или известковом растворе, получая в итоге крепкий строительный камень. По своему архитектурному строению бани схожи единой многомерной пространственной конструкцией. Отличают размерами и особенностями планировки. Внешняя их сторона неприметная, удивляя простотой, в то время, как внутреннее убранство верх воображения зодчих.
В восточной культуре старинные бани для жителей Дербента представляли место сродни ярмарке, где происходил обмен новостями, заключались торговые сделки, жители отдыхали, играли в нарды. Там же проводились традиционные спортивные состязания на аренах, действовавших в Дербенте до начала XX столетия. Важное значение придавалось баням и во время брачных церемониий Невесту вместе с подругами для омовения перед свадьбой по традиции под сопровождение музыкантов провожали в «Девичью баню».
В хамамы ходили подлечить пошатнувшееся здоровье, считая высокие температуры и массаж благотворным воздействием на организм.
Средневековая баня Дербента
Религия мусульман и в наше время уделяет значительное внимание не только чистоте духа, но и тела. В те времена практически возле каждой мечети стоял хамам. Поэтому бани выполняли функции, установленные мусульманским законодательством. Согласно шариату без омовения правоверному запрещалось появляться в мечети, совершать намаз, читать Коран. Малое омовение, «вузу» или «дяст намаз» допускалось совершать и в домашних условиях, а большое, или полное омовение «гусул» можно было осуществить только в хамам.
Баню на востоке называли «праздником тела».
До современности в Дербенте сохранились шесть построек, расположенных в небольших районах, сосредоточенных вокруг мечетей. У каждой старинной бани есть свое название. Базар-хамамы стоят на базарной площади. Хаджи-Тагы-хамамы располагаются возле Тахта-базара. Гызлар-хамамы или «Девичьи бани», и Месджид-хамамы устроены рядом с Джума-мечетью. Развалины Хан-хамам — в цитадели Нарын-Кала. Единственная баня, которая действует и наши дни — это Кырхлар-хамам, ее называют «Ханской баней».
Хамам в цитадели Нарын-кала
На начало XX века из шести бань в Дербенте действовали всего четыре: Гызлар-хамам, Кырхлар-хамам, Хаджи-Тагы-хамам и Месджид-хамам. Уже к середине века работали только две. В последнее десятилетие XX века бани стали разрушаться, с течением времени покрываясь процессами эрозии, расползающимися по стенам зданий на протяжении уже многих лет.
В 1995 году одна из семей жителя Дербента, участвовавшего в Великой Отечественной войне, получила одобрение от властей города, и на свои личные средства отремонтировала мужскую баню Кырхлар-хамам, полностью ее восстановив. Баня в настоящее время для посещения открыта.
Время строительства бань Дербента точно не известно, мнения специалистов в данном вопросе расходятся. Одни придерживаются точки зрения, что Базар-хамамы построены в VI веке, а остальные виды бань в XV–XVII веках. Другие историки датируют постройки еще более ранними веками. Так или иначе, хамамы Дербента достояние республики, служа неизменным атрибутом чистоты культуры дагестанцев, оплотом сохранения традиций горских этносов.