санпин батареи в квартире
Роспотребнадзор напомнил о допустимых нормах температуры в жилых зданиях
john1279 / Depositphotos.com |
На официальном сайте службы сегодня появился соответствующий материал. В нем поясняется, как холод, жара, влажность и сухость воздуха в жилом помещении влияют на здоровье, каковы оптимальные нормы температуры и влажности воздуха в жилых помещениях и кто несет ответственность за их нарушение.
Роспотребнадзор напоминает, что в жилых комнатах допустимая температура в холодное время года должна составлять 18-24 градуса, а в теплый период года – 20-28 градусов (ГОСТ 30494-2011.»Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»). За обеспечением жильцов оптимальными параметрами микроклимата в жилом доме должны следить коммунальные службы и управляющие компании – именно к ним могут быть применены административные санкции за нарушение установленных нормативов.
Кроме того, в материале перечисляются негативные последствия нарушения оптимальных показателей температурного режима в жилом помещении для здоровья проживающих в нем граждан. Так, повышенная температура воздуха в помещениях может привести к снижению работоспособности (и физической, и умственной), более быстрому утомлению, увеличению нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Кроме того, возрастает риск заражения простудными заболеваниями, заболеваниями органов дыхания. В свою очередь, при холоде есть риск заболеть острыми респираторными инфекциями (ринитом, бронхитом, пневмонией, ангиной). Усугубляется и течение хронических болезней сердечно-сосудистой, костно-мышечной, выделительной, эндокринной и периферической нервной систем.
С таблицей требований к качеству коммунальных услуг, включая допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, ознакомьтесь в «Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Что касается влажности воздуха, то занижение ее допустимых показателей оказывает негативное влияние на кожу и слизистые оболочки, а увеличение сказывается на общем состоянии и приводит к возникновению слабости. «Длительное воздействие этого фактора способствует снижению иммунитета. Обостряются хронические заболевания. Особенно страдают люди с хроническими заболеваниями легочной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и различными кожными заболеваниями», – подчеркивается в сообщении.
В случаях, если температура в квартире выходит за границы нормативных показателей, специалисты рекомендуют обращаться с письменном заявлением о несоответствии параметров микроклимата в управляющую компанию. Если результат обращения не удовлетворит потребителя, то можно направить жалобы в управление Роспотребнадзора или городскую жилищную инспекцию.
При этом оговаривается, что и жильцы дома должны соблюдать нормативы температуры и влажности воздуха в помещении. Для этого не следует:
О нормативах температур воздуха и горячей воды в квартирах
В соответствии с п.5 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, начало отопительного периода должно устанавливаться при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 8 градусов по Цельсию, а конец отопительного периода – при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 градусов по Цельсию в течение 5 суток подряд. Указанный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем такого периода.
Отопительный сезон, в соответствии с постановлением Правительства, начинается по решению местных властей. В Рязани отопительный сезон стартовал в конце сентября, но многие жильцы жалуются на то, что в квартире холодно. Наиболее актуальными вопросами рязанцев остаются вопросы о нормативах температуры воздуха в квартире и температуры горячей воды. О данных показателях и пойдет речь в настоящей статье.
Температура воздуха в помещении после начала отопительного сезона
В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятым постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 г. № 158-ст (таблица 3), установлена минимальная температура: угловая комната – 20°С; жилая комната – 18°С; кухня – 18°С; ванная – 25°С; туалет – 18°С, совмещенный с/у – 25°С; с/у с индивидуальным нагревом – 18°С; умывальная общая – 18°С; душевая общая – 25°С; уборная общая – 16°С; вестибюль, общий коридор, передняя в квартирном доме, лестничная клетка – 16°С; вестибюль, общий коридор, лестничная клетка в общежитии – 18°С; помещение лифта – 5°С.
Чтобы узнать температуру воздуха в помещении после начала отопительного сезона, нужно измерить ее определенным способом: на внутренней стене каждой комнаты термометр помещают на расстоянии 1 метра от наружной стены и 1,5 метра от пола и в течение 10 минут производят замер.
Температура горячей воды
В соответствии с п.5.1.1 качество холодной и горячей воды (санитарно-эпидемиологические показатели), подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, должно соответствовать СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496.
Температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074 и СанПиН 2.1.4.2496 и независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. (согласно п.5.1.2. Свода правил СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 626). Измеряют эту температуру непосредственно у открытого крана, погрузив водяной термометр в стакан под струёй до специальной метки.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.
За каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89 ОтоплениеОтопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом Правилами установлены требования к качеству коммунальных услуг, в том числе требования к отоплению, а именно: -бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода; Указанные требования к отоплению применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной, принятой при проектировании системы отопления, при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений. Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается. Исполнитель несет установленную законодательством РФ административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за : — нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; — вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; — убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с Правилами; — моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством РФ, в том числе Правилами. Условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час отклонения от установленного давления во внутридомовой системе отопления суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением №2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). Обратите внимание! Потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ «О защите прав потребителей», в следующих случаях: — если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг; — если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг; — если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Приложении №1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.); — если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении; — в других случаях, предусмотренных договором. Но необходимо учитывать, что потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается. Администрация Московского района г.МинскаТел. (+375 17) 260-63-96, факс +375 17 368-14-07 Отдельные аспекты по обеспечению отоплением жилищного фонда, которые необходимо знать жильцамОтопление многоквартирного дома связано с наличием сложной схемы разводки трубопроводов и радиаторов нагрева. Помимо этого в систему входят специальные устройства контроля и безопасности работы. Для проектирования отопления жилого многоквартирного дома проектантам необходимо знать определённые нормы и правила. Они подробно изложены в соответствующих документах – ГОСТах,СНиПах, ТКП. Без них невозможен ввод в эксплуатацию любого жилого здания. Существуют определённые нормативы отопления жилых помещений, которые обязательно необходимо знать при проектировании теплоснабжения. В них указываются критические уровни температуры в жилых помещениях, определяются погрешности в зависимости от погодных условий и времени суток. Жильцам необходимо знать следующее. ПЕРЕЧЕНЬ Наименование социального стандарта В области жилищно-коммунального хозяйства 1. Норма обеспечения водой: 1.1. для граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией 1.2. для граждан, пользующихся водой из водоразборных колонок В пределах 45 литров в сутки на одного человека 2. Норматив отопления жилых помещений 3. Норматив температуры горячей воды 4. График подачи горячей воды Проведение контрольных замеров температуры в помещениях обязаны выполнять представители ЖЭС по первому обращению жильцов дома. В течение 10 дней после запуска отопления жилищные службы производят наладку систем автоматического регулирования, которые обеспечивают теплоснабжение дома с учётом температуры наружного воздуха. Если в квартире не соблюдается температурный режим, то есть менее +18°С, нужно обращаться в ЖЭС. Специалисты измеряют температуру (градусник помещается посредине комнаты) и составляют акт. Если жалоба подтвердится, в течение суток выполняют необходимые мероприятия по нормализации теплоснабжения. Но только в том случае, если заявитель предпринял необходимые меры по утеплению квартиры. Принцип работы регулятора отопления: Регулятор это устройство, обеспечивающее автоматический контроль и корректировку температурных параметров теплоносителя циркулирующего в системе отопления. Он состоит из следующих узлов и элементов: Температура воды в системе отопления должна поддерживаться в зависимости от фактической температуры наружного воздуха по температурному графику, который разрабатывается специалистами-теплотехниками проектных и энергоснабжающих организаций по специальной методике для каждого источника теплоснабжения с учетом конкретных местных условий. Эти графики должны разрабатываться исходя из требования, чтобы в холодный период года в жилых комнатах поддерживалась оптимальная температура, равная 18 – 22 °С. При расчётах графика учитываются потери тепла (температуры воды) на участке от источника теплоснабжения до жилых домов. Температурные графики должны быть составлены как для теплосети на выходе из источника теплоснабжения (котельной, ТЭЦ), так и для трубопроводов после тепловых пунктов жилых домов (групп домов), т. е. непосредственно на входе в систему отопления дома. Преимущества использования регулятора в системе: В квартирах должны быть утеплены окна, двери, а также прикрыто вентиляционное отверстие. Через вентиляцию дом теряет до 30% тепла. Самая сильная вытяжка в квартирах на первых этажах, чем выше, тем она слабее. Поэтому рекомендуется прикрыть вентиляционные решётки – на треть или наполовину в зависимости от силы вытяжного потока воздуха. Это можно сделать при помощи картона и скотча. Также необходимо обратить внимание на то, чтобы батареи не были завешены шторами или заставлены мебелью – это препятствует распространению тепла по жилому помещению. Выхолаживают квартиру стеклопакеты, находящиеся в режиме проветривания. Чтобы проветрить помещение, лучше открыть их широко на определённое время (5-10 минут), а затем плотно закрыть. Начисление платы за коммунальные услуги производится на основании Положения N 571 от 12.06.2014, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Плата за услуги теплоснабжения осуществляется плательщиками жилищно-коммунальных услуг исходя из тарифа на тепловую энергию для нужд на подогрев воды за 1 Гкал тепловой энергии и количества тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды. Какая температуры воды в радиаторах отопления считается нормой?Современное человечество старается тщательно отслеживать потребление предоставляемых коммунальных услуг, ведь получаемые счета за отопление растут ежегодно, но при этом соответствующие службы предоставляют их не в полном объёме. Поэтому потребитель вправе знать, какая должна быть температура батарей в отопительный сезон по закону. Температурные нормы отопления в многоквартирном зданииТрубы каждой квартиры, идущие от радиаторов отопления, подключены к централизованной системе, что усложняет контроль над температурными показателями. Часто при высоких тарифах в квартирах остаётся холодно, а обычный потребитель не подозревает, что коммунальщики нарушают его права. Период запуска отопления приходится на первые числа октября. Но многое зависит от погоды в конкретный период, поэтому дата назначается органами местного самоуправления. Затем информация передаётся в ТЭЦ или РСО. Права и обязанности 2-х сторон регламентируются законом:
Норма температуры воздухаВ отличие от нормативов на тепло в батареях отопления, для воздуха диапазон параметров минимален. Для каждой комнаты показатели индивидуальные:
Почему такая разница в температурных показателях? Для этого существует несколько причин :
Норма температуры батарейТеплоотдача радиаторов отопления в зимний период обозначена Законодательством страны. Комфортным микроклимат считается при показателях градусника от + 18 до + 25°С. Это регламентируется требованиями СНиП 41-01-2003. Однако нормы разнятся по разным параметрам. Минимальное значениеНаименьшие нормативы температуры батарей отопления отсутствуют. Владельцы квартир и домов должны ориентироваться на показатели воздуха. Но есть средние значения для зимнего времени: Максимальное значениеНормативы температуры радиаторов отопления по максимуму зависят от разных факторов. В частности от конструктивных особенностей системы отопления: Оптимальное значение — от + 80 до + 90°С. Если же при двухтрубной системе показатели превышают + 100°С, происходит перегрев конструкции с дальнейшим закипанием, что влечёт за собой неприятные последствия. Нормы для систем индивидуального отопленияГосстрой выделяет несколько нормативов для систем индивидуального отопления. Вариации температуры указаны в таблице.
Огромное значение имеет вид батарей отопления, так как каждый материал индивидуально реагирует на те или иные температуры нагрева. Существует формула, определяющая нормы теплоснабжения (они зависят от мощности радиатора в Вт), где: Расчёт осуществляется специальными органами на основании соотношения полученной величины и реальной теплоотдачи. Исходя из типа отопительной системы, параметры на 1 секцию батареи следующие: Дополнительно тепловая мощность, вне зависимости от вида радиаторов, определяется допускаемыми показателями давления в теплоносителе. Минимальные составляют от 2 до 4 атм., максимальные — от 6 до 8 атм.
Современные системы теплоснабжения диктуют свои правила. Коммунальные служащие не обязаны строго придерживаться норм ГОСТа, так как они носят лишь рекомендательный характер. Зато они обязаны руководствоваться требованиями САНПИНа. Как узнать температуру теплоносителя в батареях?Для определения соответствия температуры батарей отопления нормам по ГОСТу необходимо узнать теплоту непосредственно у радиатора. Для этого существует несколько вариантов: В каждом конкретном случае необходимо придерживаться определённых правил: Если есть возможность, купите специальный прибор, оснащённый датчиком и термо рампой. Он работает от электричества или на зарядном аккумуляторе (зависит от модели). Есть множество контактных и бесконтактных вариантов. Как определить температуру воды в центральной системе?Принято считать, что владелец квартиры не имеет возможности максимально достоверно измерить температурные показатели воды в центральной системе. Им рекомендуется держать ориентир на температуру воздуха. Несмотря на это, можно воспользоваться следующей схемой (при условии наличия крана):
Как определить показатели горячей воды?Горячее водоснабжение и отопительная система напрямую взаимосвязаны между собой. Температура воды в обоих случаях одинаковая. На основании СНиП 2.08.01.89 о жилых зданиях температура горячей воды должна варьироваться от + 50 до + 70°C, что и является средней нормой для воды в радиаторах отопления (с учётом того, что на улице показатели градусника не ниже — 10–15°C).
Что делать, если нормы нарушены?Первоначально требуется выяснить причину несоответствия температуры радиаторов и воздуха в отопительный период. Так как они могут и не быть виной коммунальщиков. Причиной нарушения норм может быть: Если виновником стала непригодность батарей или труб, то здесь без специалистов не обойтись. В любом случае, тот период, что отопительная система была нерабочей, а температура батарей отопления в квартире по ГОСТу не соответствовала нормативам, не должен оплачиваться потребителем.
Акт является официальным документом, который предоставляется в соответствующее учреждение для перерасчёта оплаты за отопление или горячую воду. Его составляют в 2-х экземплярах. Первый забирает служба, второй отдают владельцу квартиры / дома. Из чего состоит акт: Если отопление не соответствует нормам СНиП, подаётся жалоба (образец можно посмотреть здесь) в одну из организаций:
Перед обращением в инстанцию следует уточнить у соседей, есть ли подобные проблемы с отоплением. Если ответ положительный, лучше составить коллективную петицию. Общие иски в редких случаях оставляют без внимания. Индивидуальные (единичные) жалобы могут рассматривать не один год. Если организация отказывается принимать жалобу, жильцы смело могут руководствоваться законом Российской Федерации № 2300-1 от 07.02.1992 г. (ст. 15 и 29). В нём говорится о защите прав потребителя и возмещении убытков, причинённых некачественным коммунальным обслуживанием. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 11) и Жилищным кодексом России (ст. 11) потребитель вправе подать в суд на исполнителя на основании неудовлетворения требований по устранению причин несоответствия температуры отопления нормам. Заявление подаётся в такие органы: Не обязательно подавать подобное заявление только после игнорирования жалобы исполнителем. Его можно направить сразу в несколько учреждений, и требовать возмещение затрат, перерасчёт и компенсацию морального типа. Требования к теплоснабжениюЗаконодательством Российской Федерации установлены определённые правила по теплоснабжению. Обслуживающая организация обязана выполнять следующие требования: Перерасчёт коммунальной платы за отоплениеВ Правилах № 354 в Приложении 2 указано, что потребитель имеет право требовать от органа теплоснабжения уменьшение размера оплаты при нарушениях норм по вине снабженцев. Чтобы добиться перерасчёта ещё на стадии подачи жалобы, необходимо конкретно сформулировать свои требования. Процедура осуществляется в соответствующих органах по определённой схеме, но нетрудно и самостоятельно пересчитать стоимость. Для этого руководствуются Постановлением Правительства РФ № 307 п. 15 от 23.05.2006 г. В нём говорится следующее: Сумма компенсации зависит от параметров отклонений от нормы в ночное и остальное время суток. Воспользоваться шансом на перерасчёт допустимо только 1 раз за отопительный сезон. Доказывать свои права на практике довольно проблематично, так как основная масса учреждений по теплообеспечению не проявляют желания делать перерасчёт. Подобные вопросы чаще всего решаются в судебном порядке путём подачи искового заявления (образец находится здесь). Зная, какая должна быть температура радиаторов отопления в зимнее и другое время, можно смело отстаивать права потребителя. Главное — вооружиться знаниями законодательства страны, чтобы иметь возможность оперировать ими во время посещения теплоснабжающей организации.
|