самый умный в комнате
Лучший совет, к которому никто не прислушивается
Админчег Muz4in.Net 26.12.2018, 09:00 Тэги
«Если вы самый умный человек в комнате, значит, вы находитесь не в той комнате». — Конфуций
Если вы такие же, как и я (и большинство людей на этой планете), то вы, наверное, любите помогать другим. Протягавать руку помощи другу или коллеге — здорово. Вы ощущаете гордость, если их проблемы разрешаются благодаря вашему вкладу.
Мы все любим давать советы. У нас есть идеальное решение каждой проблемы, кроме наших собственных.
В чём заключается проблема помощи другим? Она может быстро превратиться из альтруистического акта в усилитель эго.
Большинство советов бесполезны. Они доставляют больше удовольствия тому, кто их раздаёт, а не получает. Советы создаются на основе собственных ожиданий, а не понимания других людей.
Люди хотят, чтобы вы слушали, а не говорили
«Никогда не сносите забор, пока не узнаете, зачем его поставили». ― Роберт Фрост
Каждый нуждается в помощи, чтобы решить свои проблемы. Но это не значит, что они готовы прислушиваться или даже следовать вашим рекомендациям.
Я знаю, это манит. Когда у кого-то появляется проблема, мы мы чувствуем необходимость вмешаться. Другой человек становится жертвой, которую мы хотим спасти. «Вам следует сделать X» или «А Вы пробовали это?» — немедленно предлагаем мы. Каждый из нас может оказаться в такой ловушке. Мне приходится постоянно напоминать себе: непрошенные советы не работают.
Не спамьте людей своими мудрыми словами.
Имейте это в виду, когда вы сами ищете совета. Предлагать то, что люди не просили — значит проявлять чрезмерную настойчивость. Ваш совет будет автоматически отправлен в ящик для мусора. То, что ваша помощь бесплатна, не означает, что другие будут принимать её во внимание.
Вмешиваться в чужие дела (если вы искренне хотите помочь) нужно деликатно — в тот момент, когда нам кажется, что человек чувствует себя осуждаемым.
Когда он приоткрывает дверь своего доверия, действуйте осторожно. Вы можете поставить под угрозу ваши с ним доверительные отношения. Если вы слишком быстро придёте к какому-либо заключению, другу может показаться, что вы не настолько хорошо его знаете. Или что совет, который вы даёте, не имеет никакого отношения к его ситуации и не является искренним.
В большинстве случаев, когда люди говорят, что хотят поговорить с вами, они действительно хотят просто поговорить. Ваша роль в такой ситуации — слушать, а не брать верх.
Ваш совет сработает только в одном случае: когда человек его попросит.
Даже если кто-то из ваших друзей делится множеством подробностей, связанных с ситуацией, это не значит, что он хочет получить от вас совет. Не делайте поспешных выводов. Мы думаем, что когда люди открывают нам свои сердца, они делают это потому, что нуждаются в нашей помощи.
Некоторым нужно просто поговорить.
Душевный разговор одним помогает избавиться от боли. В случае с другими он облегчает саморефлексию. Беседы помогают понять, что происходит на самом деле.
Умение внимательно слушать может быть более эффективным, чем любой совет. Когда у вас есть тот, на кого можно опереться, это успокаивает. Если ваш партнёр переживает трудные времена, предоставьте ему/ей возможность выговориться. Поверьте, это может значить многое для него/неё.
Никому нет дела до ваших советов
«Если вы самый умный человек в комнате, значит, вы находитесь не в той комнате». — Конфуций
Людям плевать на ваши советы. И на мои тоже.
Не попадайтесь в ловушку, думая, что ваш совет мудрый. Вы можете поделиться своими знаниями, но не мудростью — это внутренний опыт.
Пытаясь быть умными, мы можем причинить больше вреда.
Никто не желает, чтобы ему напоминали о слабостях — в особенности в трудные времена. Когда вы ведёте себя как всезнайка, вы заставляете других чувствовать себя более несчастными.
Ослеплённые знаниями, мы проявляем излишнюю самоуверенность, пока другие не докажут, что мы неправы.
Со мной иногда случается подобное. Большинство консультантов и мотивационных авторов также страдают от «иллюзорного превосходства». Убеждённость в том, что мы знаем лучше, является распространённой когнитивной предвзятостью, которая называется «эффектом Даннинга—Крюгера».
Я часто вижу, как коучеры ведут себя как герои. Они думают, будто у них есть ответы на все вопросы. Даже если они имеют благие намерения, их действия приносят больше вреда, нежели пользы.
Джон Рональд Руэл Толкин писал: «. совет — опасный дар даже мудрому от мудрых. Ведь любой путь может обернуться бедой».
Людям не нужен супергерой, когда они страдают. Уязвимость всегда окупается. Сопереживание — ваша суперсила. Есть тонкая грань между попыткой помочь и предоставлением ответов на все вопросы. Мы должны целенаправленно избегать пересечения этих двух черт.
Не думайте и не осуждайте, просто слушайте
«Никогда не упускайте хороший шанс заткнуться». — Уилл Роджерс
Иногда лучший совет, который вы можете дать — это вообще не давать его.
Молчание гораздо эффективнее, чем предоставление непрошенных советов. Будь помощником, а не героем. Сосредоточьтесь на том, чтобы внимательно выслушать и понять, что происходит в голове другого человека.
Лучше быть хорошим слушателем, чем раздавать советы, которые никому не нужны.
Лучший совет — сочувствовать человеку, который нуждается в помощи. Ставьте себя на место других людей, а не ожидайте, что будет происходит наоборот.
Раздавать советы — это как ходит по яичной скорлупе. Независимо от ситуации — например, ваш коллега не доволен своей работой или ваш лучший друг переживает разрыв — вы принимаете определённую сторону, когда раздаёте советы. Люди могут подумать, что вы субъективны.
Эмпатия имеет решающее значение — когда люди занимают оборонительную позицию, они перестают слушать.
Сэмюэл Тейлор Кольридж сказал: «Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает».
Избегайте фразы «Если бы я был на вашем месте, то. ». Вы — не они. Эмпатия не означает, что вы знаете, как люди будут себя вести, это понимание их эмоций. Одна и та же ситуация может вызвать множество реакций — не нужно думать, что другие смотрят на мир так же, как и вы.
Ваша роль состоит не в том, чтобы навязать свою точку зрения, а в том, чтобы помочь людям найти решение, которое сработает в их случае. Вопросы приводят к размышлениям и пониманию. Учитесь задавать правильные вопросы.
Умение слушать требует непредвзятости. Даже если вы молчите, вы не помогаете человеку, потому что в своей голове вы продолжаете оценивать его эмоции или поведение.
Что, если меня попросят дать совет?
«Знание говорит, а мудрость слушает». — Джими Хендрикс
Когда кто-то просит вашей помощи или хочет с вами поговорить, уточните, чего он/она ждёт от вас. Не нужно спрашивать об этом прямо. Вы можете задать следующий наводящий вопрос: «Конечно, а что тебе нужно?». Это поможет вам получить чёткое представление о его/её ожиданиях.
2. Сначала выслушайте
Приглушите своё желание давать советы. Не задавайте вопросов. Даже если вы не понимаете некоторых деталей истории. Пусть другой человек сначала освободиться от груза своих эмоций и проблем. Вы можете делать заметки или записывать вопросы, чтобы не отвлекаться.
Обеспечение ясности — наилучший совет. «Что происходит?» или «Как ты себя чувствуешь?» — отличные вопросы для начала. Открытые вопросы говорят о сочувствии. На них нет правильных или неправильных ответов.
4. Переосмыслите проблему
Прежде чем обсуждать план действий, человек должен понять, через что он проходит. Большинство людей не могут найти решение потому, что они не способны отделить детали от реальной проблемы. «Что бы ты хотел изменить?» — этот вопрос заставляет сосредоточиться на главном. Любой совет должен способствовать трансформации, которую ожидает другой человек.
5. Совместный мозговой штурм
Ведите диалог, а не монолог. Позвольте другому человеку использовать ваши идеи, чтобы развить собственные. Предложите им бросить вызов вашим решениям.
6. Предлагайте варианты, а не одно решение
«Это именно то, что вам нужно сделать. » — фраза, которая убивает любые разговоры. Когда вы действуете, исходя из «иллюзорного превосходства», вы нарушаете связь с другими людьми. Найдите несколько вариантов, а не отдавайте предпочтение тому, который вам нравится больше всего. Затем предложите человеку оценить все «за» и «против». Помните, что решения должен оценивать тот, кому вы хотите помочь, а не вы.
7. Избегайте ловушки «Если бы я был на вашем месте. »
Проблемы носят личный характер; то же самое относится и к поиску правильного решения. Это не вы имеете дело с проблемой. Даже если вас спросят о том, что бы вы сделали на их месте, откажитесь от каких-либо рассуждений. Помогите человеку понять, что он столкнулся с проблемой, а не вы. Он должен принимать самостоятельные решения относительно того, как быть в той или иной ситуации.
Люди хотят поговорить с вами, а не выслушивать ваши непрошенные советы.
Наилучшее решение проблемы приходит, когда вы слушаете и задаёте открытые вопросы.
Никому нет дела до ваших советов, однако каждый оценит ваше внимание.
Артем Захаров: «Если ты самый умный среди всех в комнате, значит, ты не в той комнате»
«БИЗНЕС Online» продолжает серию публикаций, в которых предприниматели рассказывают о своем деловом и жизненном пути. Беседует с ними популярный блогер, руководитель «Автосеть.РФ» Руслан Абдулнасыров. Сегодня гость проекта — Артем Захаров. Кто такие продавцы франшиз? Люди, которые красиво «упаковывают» любой бизнес только для того, чтобы его выгодно продать? Или специалисты, помогающие предпринимателям прокладывать понятные маршруты в мире бизнеса? Свою точку зрения на этот счет высказывает владелец компании «Франчайзинг 5» Артем Захаров.
В 7 ЛЕТ ОН ЗАРАБОТАЛ ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ. «БАРЫГОЙ» СТАНЕШЬ — ПУГАЛА ЕГО БАБУШКА
— Привет, Артем! Мы с тобой давно знакомы, но для наших читателей: сколько тебе лет, как рано и с чего начинал свою деятельность?
— Мне 32 года, и так получилось, что зарабатыванием денег я занимаюсь последние 15 лет, с момента поступления в вуз. Хотя опыт предпринимательства в сфере услуг приобрел уже с 7 лет.
— Шутишь?
— Нет, вполне серьезно. Я тогда все лето провел на даче с бабушкой и дедушкой. А там, при въезде в садоводческое общество, были большие железные ворота. Мы с соседскими мальчишками занимались тем, что открывали эти ворота приехавшим дачникам, пропускали их, потом опять закрывали. Люди нам за это кидали какую-то мелочь. Вечером общую выручку поровну делили.
Помню, бабушка, когда увидела у меня деньги и узнала, откуда они, стала трепать меня за шкирку за «недостойное занятие», пугала, что я стану «барыгой», когда вырасту.
— Ну вот ты вырос, поступил в вуз. И ты ведь, насколько я знаю, учился и работал одновременно. Как это удавалось?
— Неважно, если честно. Как только увидел себя в списках поступивших, так сразу и пошел работать. За несколько месяцев получилось произвести хорошее впечатление на работодателя, и мне разрешили работать полдня. Но и в таком режиме было непросто совмещать. На последних курсах я приходил в вуз за две недели до сессии, узнавал названия предметов и как зовут преподавателей. Так вот и выкручивался.
Недавно на встрече одногруппников слышал о себе реплики, мол, надо было учиться так же, как и я — приходить только на сессию. Но подводная часть айсберга — это то, что приходилось (и до сих пор иногда приходится) работать по 14 часов в сутки.
— Была необходимость так надрываться? Учился бы, как все…
— Сначала я просто хотел добиться успеха. Но скоро из жизни ушел отец, и мне, как старшему мужчине, пришлось взять на себя ответственность за семью.
— Знаю, что у тебя особое отношение к выбору окружения, кругу общения. По каким принципам ты это делаешь?
— Поначалу так сложилось, что дружил и общался с людьми старше и опытнее себя. А затем выстроилась и стратегия по формуле: «Если ты самый умный среди всех в комнате, значит, ты находишься не в той комнате». Мне важно, чтобы было чему поучиться у людей, с кого брать пример.
Как только я начал целенаправленно формировать свое окружение, оно изменилось на 90 процентов. По-моему, чтобы привлекать к себе успешных людей, нужно становиться полезным, интересным, а лучше — необходимым таким людям. Если быть профессионалом в актуальной сфере бизнеса, то нужное окружение появится само собой.
— Интересно. Но у тебя ведь есть какой-то узкий круг друзей или коллег?
— Есть такое небольшое сообщество из пяти предпринимателей с большими целями и амбициями. Когда-то мы заключили между собой ряд соглашений. Первое — это «пакт о ненападении». То есть мы не конкурируем в деловых нишах и не переманиваем сотрудников друг у друга. Во-вторых, у нас есть договоренность о взаимопомощи в сложные времена, если таковые вдруг наступят. Бизнес — штука непредсказуемая, и такая страховка придает уверенности в решениях и действиях. И самый важный момент, который нас объединяет, — это общие ценности.
ХУДЕЕТ НЕ ТОТ, У КОГО АБОНЕМЕНТ, А ТОТ, КТО КРУТИТ ПЕДАЛИ
— Теперь давай поговорим о твоем бизнесе на франшизах. Тут у тебя полный офис народа. И чем все занимаются?
— Упаковываем и продаем франшизы. С тех пор как создали этот бизнес, мы разработали около тысячи проектов и продали примерно три тысячи франшиз.
— Среднестатистический клиент компании «Франчайзинг 5» — кто он?
— Это предприниматель с готовым функционирующим бизнесом. Мы проводим экспертную аналитику этой компании, оцениваем уровень готовности бизнеса к масштабированию и предлагаем новые, более высокие уровни прибыли посредством упаковки и продажи франшизы.
Для этого проводится кардинальная переделка бизнеса, вплоть до смены рабочей команды. Разрабатываются инструменты для создания франшизы и управления будущей сетью. Проводятся подготовка и обучение персонала по продажам франшизы, работе с партнерами, по подбору персонала. Прорабатываются все острые вопросы. Нередко мы берем на себя часть работы. Например, по выстраиванию процесса продаж. После нашей работы белых пятен на «холсте» франчайзинга не остается.
— На словах все великолепно. Но дают ли подобные «нарисованные» перспективы реальный результат?
— Скепсис понятен и оправдан. Ведь мы не предлагаем «волшебную таблетку» и результат возможен только при условии готовности предпринимателя действовать, работать, расти вместе с бизнесом. Мы даем методику. Допустим, купил ты абонемент и пришел в спортзал с целью похудеть. Но ведь купленный абонемент вес тебе не скинет. Педали-то все равно самому нужно крутить. Если не крутишь педали, спортзал тебе похудение не гарантирует.
— Следят ли твои менеджеры за судьбой проданных франшиз? Ведь вы же должны быть заинтересованы в эффективности своего продукта.
— Не просто следим. А делаем все, чтобы повысить их успешность. Всегда поможем разобраться в проблеме, найти выход из нее. Наш клиент должен быть довольным и успешным. Тогда это и наш успех.
Если же говорить о клиентах, которые работают по франшизе, которую у нас упаковали наши партнеры, раньше у нас не было возможности их сопровождать. Но мы понимали, насколько это важно, и организовали обучающие курсы, основанные только на нашем практическом опыте. Кроме того, мы ежемесячно проводим конференции, на которые приезжают от 80 до 120 продавцов франшиз со всей России и обсуждают проблемы бизнеса, делятся информацией, наработками. Это помогает чувствовать и состояние рынка, и настроение потенциальных клиентов, до мелочей знать условия, в которых реализуется продукт.
— А случалось, что продукт «не пошел» у клиента и возникал конфликт?
— Стараемся делать так, чтобы предприниматель не питал иллюзий, будто, купив франшизу, он приобрел готовый, самостоятельно работающий бизнес. Мы даем ему опробованный на практике, эффективный инструмент, обучаем работе с ним. Кто настроен зарабатывать, будет зарабатывать, это мы на сто процентов гарантируем.
— Сколько в среднем стоит упаковка франшизы?
— Примерно 750–800 тысяч рублей. Но не надо их записывать в затраты. Это деньги, которые быстро начинают приносить прибыль. Скорее это лучше назвать инвестицией.
— Успешному бизнесу завидуют. А были случаи, когда из компании уходил человек и открывал такое же дело на стороне?
— Всегда будут люди, которых соблазняет быстрый и легкий заработок. Да, имелись такие и у нас. Но у них была одна задача — срубить бабла по-быстрому. Они продавали этот продукт дешевле, чем у нас. И после продажи оставляли клиента наедине с его проблемами. Эти люди не видели бизнес в целом, не понимали, в чем главная причина успешности. А она — в годами выстроенной системе, которая по-настоящему включается в работу именно после продажи. 30–40 человек максимально вкладываются в процесс с одной целью: чтобы проданный продукт заработал с хорошей отдачей и без сбоев.
Клиенты, которые купились на низкую цену фрилансера, потом вынуждены были переплачивать, чтобы довести бизнес до ума. Так что крысятничать на нашем бизнесе — затея неперспективная.
— Если выстраивать продажи франшизы через твою компанию, как распределяются доходы?
— Наша доля — 60 процентов. Но! Мы берем на себя всю затратную часть: маркетинг, подбор и обучение команды. С учетом этих расходов цифра не такая пугающая, как может показаться. И вообще, вот это соотношение долей не дает верного понимания сути и результата бизнеса.
Сравним разницу в доходах предпринимателя. Например, человек зарабатывает на своем деле 200–300 тысяч рублей. А через несколько месяцев после запуска франшизы выходит на уровень прибыли в миллион (это реальный пример). 60 процентов при таком раскладе — много или мало?
— За такой интенсивный рост, может, и немного. Но ты же сам говорил, что гарантий спортзал не дает?
— Да, здесь вопрос в осознании и желании этого качественного скачка… Была у меня в жизни (давно уже) очень символичная история. Как-то, разбил я свою «десятку», и пришлось зиму проездить на «Оке». Окна запотевали, а потом замерзали. Я останавливался, соскребал лед, чтобы видеть дорогу. Намучался… К весне скопил денег, купил KIA Spectra — просторную машину с «автоматом». Сейчас, меняя один дорогой автомобиль на другой, я не испытываю того восторга, который ощутил, когда сел за руль KIA Spectra, — нет такой огромной разницы в комфорте и качестве. Многие предприниматели так и остаются на небольшом уровне дохода от бизнеса, так как внутренне не готовы к трансформации.
МАСШТАБ БИЗНЕСА ВДОХНОВЛЯЕТ ЕГО РОСТ
— Мы можем поговорить об экономике твоей компании? Насколько маржинален этот бизнес?
— Саму упаковку франшиз нельзя назвать высокодоходным бизнесом. При качественном подходе, таком, как у нас, прибыль может составлять 20–25 процентов. Намного доходнее продавать франшизы.
— Кстати, сколько франшиз в месяц продается?
— Сейчас средние цифры — 45–50, но этот показатель постоянно растет.
— То есть продажники стараются? Много их у тебя?
— И все загружены?
— Да. Больше того, бывает, по 6 дней в неделю работают. «Кровь» любого бизнеса — деньги. Отдел продаж — сердце бизнеса, которое качает эту «кровь». Поэтому, перед тем как зачислить в штат, с каждым продавцом я беседую лично.
— У тебя, выходит, нет кадрового голода…
— Нет. Потому что у нас достойная оплата достойной работы. Мы постоянно обновляем программы мотивации сотрудников. Прямо в отделе продаж припаркован мотоцикл, который по итогам трех месяцев достанется лучшему продавцу нового продукта — «Описание бизнес-процессов». Одна из наших постоянных мотиваций — путевка в любую страну при выполнении определенных показателей. Раз в два месяца кто-нибудь да улетает на отдых.
— Смысл бизнеса — только в росте прибыли. Или же для полного кайфа нужно что-то еще?
— Да. Для меня очень важен масштаб бизнеса. Чтобы он распространялся по всей России и за ее пределами. Нашей компании совсем немного лет, но на наши франчайзинговые конференции съезжаются сотни людей, которые тоже жаждут масштаба и роста. Они все мои единомышленники. И это то, без чего самая большая прибыль не приносила бы чувства счастья и удовлетворения.
— Если честно, мои сомнения по поводу основательности бизнеса, которым ты занят, остались. Но понятно, что ты профессионал, грамотный бизнесмен и у тебя есть реальные результаты, за что тебе стоит пожать руку.
— А для меня этот день стал особенным уже потому, что услышал комплименты от такого успешного человека, как ты. Спасибо!
— Успехов тебе!
Если у вас есть вопросы к Артему Захарову, вы можете задавать их здесь.
Канал Руслана Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес Артема Захарова здесь.
Instagram Руслана Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ООО «Франчайзинг 5»
Количество сотрудников: 80 человек.
Год основания: 2011.
Направление деятельности: упаковка и продажа франшиз.
Чем умный человек отличается от недалекого: цитата Шерлока Холмса
— Вчера для хохмы дал объявление в газету о том, что завтра в 18-00 на Центральной площади будет собрание дураков.
— И шо, таки никто не пришел?
— Я Вас таки умоляю, Фима! Площадь была забита до отказа
— Та Вы шо, Семен Леонидович?
— Все пришли посмотреть, кто же придет…
Один мой знакомый пожаловался, что его окружают одни недалекие люди: родня, которая живет одним днем и тратит деньги на сущую ерунду, начальство, которое не видит дальше своего носа и друзья, которые начали деградировать после 30 лет. И с каждым годом все хуже и хуже. Даже видеться лишний раз не хочется.
Тогда я добавила, что, наверное, по телевизору смотреть нечего и книги современные скучные, нет толковых режиссеров и авторов. Мужчина заулыбался: он увидел во мне единомышленника.
А я вспомнила прекрасную фразу:
«Если ты самый умный в комнате, значит, это не твоя комната».
Уметь выбрать себе работу по душе, развлечение и окружение — это тоже показатель ума. А если его, ума, нет, то жалобы на жизнь и людей, не закончатся даже в старости.
Умными люди становятся не сами по себе. Попляшешь на раскаленной сковородке, образно выражаясь, и сразу усвоишь несколько уроков. А если судьба тебя балует, не экзаменует, то в какой-то сложный, решающий момент ты и правда, можешь растеряться и опустить руки. Опыта мало. Дух не закален.
Есть люди эрудированные до невозможности. У них прекрасная память на лица, даты, фамилии. Кладезь информации. Но назвать их умными язык не поворачивается. Почему? Потому что умный человек не хранит в своей голове данные просто так, чтобы блеснуть ими в разговоре. Он эти данные использует по прямому назначению.
Я приведу в пример две еврейские поговорки. Первая:
«Не будь любознательным в том, без чего можешь обойтись: помни, что знаешь ты больше, чем способен понять».
«Если твои дела превышают твои знания, — тогда знания твои ценны; если же твои знания выше твоих дел, тогда они бесполезны».
Оглянитесь вокруг, кого не коснись, все сплошь эксперты: женщины в курсе, кто из знаменитостей и за кого выходил замуж, почему развелись и какое состояние делили. А мужчины превосходно разбираются в политике и экономике: выдают такие теории на кухне, что масоны позавидовали бы.
А как коснись их частной жизни — то мрак какой-то. Ни любви, ни денег, ни видимости успеха.
О том, что человек имеет прекрасную память, желание разбираться в определенных вопросах, но эти знания бесполезны.
Он мог бы диссертацию написать о перипетиях треугольника Пугачевой, Галкина и Киркорова, или диплом защитить по этнополитическому конфликту в Закавказье, а в своих собственных делах он совершенно не преуспевает, работает спустя рукава. Считая, что отдавать он будет столько своих навыков, рвения и энергии, сколько ему за них платят.
Шерлок Холмс: «Ватсон, поймите: человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить всё, что угодно. Дурак так и делает: тащит туда нужное и ненужное. И наконец наступает момент, когда самую необходимую вещь туда уже не запихнёшь. Или она запрятана так далеко, что ее не достанешь. Я же делаю всё по-другому. В моём чердаке только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой. А лишнего хлама мне не нужно».
Наш мозг — это пространство, которое мы наполняем информацией, день за днем. А при случае — достаем эту информацию и демонстрируем людям. И показать мы сможем только то, что ранее вложили…