сад поле какое сообщество
Природное сообщество это единение представителей флоры и фауны, которые адаптировались к условиям определённой местности. Наука, изучающая взаимодействия живой и неживой природы, называет такие сообщества экосистемами или биогеоценозом. Они наполнены бактериями, грибами, различными растениями и животными, которые способны обеспечить круговорот веществ и выделение потока энергии.
Что такое природное сообщество
Существующие на земле многочисленные естественные сообщества основаны на различных природных процессах и на нахождении растений и животных на одной территории в течение длительного периода времени.
особыми природными условиями – температурой воздуха, количеством воды, света и т. д.;
особым растительным и животным миром (флорой и фауной), представители которого могут быть производителями, потребителями или разрушителями;
Природные сообщества взаимодействуют между собой, образуя экосистемы, которые в свою очередь являются частью биосферы, живой оболочки Земли.
Виды природных сообществ и их признаки
Природные сообщества подразделены по площади на:
крупные, такие как океан, материк, тайга;
средне- и мелкомасштабные – луга, реки, озёра, пруды.
естественными, то есть саморегулирующимися экосистемами, такими как луг, болото, море;
искусственными, жизнедеятельность которых регулируется с помощью человека, такими как огород, аквариум или парк.
Разнообразие естественных биогеоценозов зависит от состава растительности. При наличии большого количества древесных растений биогеоценоз носит название – «лес». Лес может быть берёзовым, дубовым, сосновым и прочим, в зависимости от преобладания определённой древесной породы.
Вместе с деревьями в сообществе «лес» находятся представители кустарников и трав, низкорослых растений, мхов и лишайников, бактерий и насекомых. Здесь же проживают травоядные и хищные животные. В лесу находят себе место жительства различные птицы.
Все представители биогеоценоза выполняют определённые роли в пищевой цепочке и влияют на жизнедеятельность друг друга.
Примеры взаимодействий в других естественных природных сообществах, имеющих свои особенности:
в поле или на лугах, где цветение разнотравья привлекает множество насекомых – опылителей, где почва становится плодороднее от наличия микроорганизмов в ней, где животный мир менее разнообразен;
в степи, характеризующейся малым количеством деревьев, равнинной поверхностью с невысоким травяным покрытием, ночным образом жизни животных и особыми климатическими условиями и пр.
Взаимодействие в искусственных природных сообществах осложнено тем, что его нужно создавать, поддерживать и контролировать человеком.
При определении состава водного сооружения необходимо помнить о наличии в нём грибов, бактерий, фитопланктона, зоопланктона, птиц и рыб. Должны быть созданы условия, необходимые для их жизнедеятельности, состоящие из наличия:
высокой плотности жидкости;
слабого насыщения кислородом;
незначительного колебания температур.
Создание перечисленных условий – трудная задача, требующая специфических знаний и умений. Так же проблемно поддерживать эти условия и контролировать их.
Пищевые связи и роли в сообществах
Для природных сообществ характерна совокупность живых организмов с условиями окружающей среды, которая тесно связана цепью питания.
Она в свою очередь состоит из различных организмов, являющихся в большинстве едой для других представителей сообщества:
растений, основному звену пищевой цепи;
первичных консументов: насекомых, моллюсков, травоядных животных;
Структура природного сообщества
Структура сообщества заключается в движении различных веществ от одного организма к другому и их возврата в окружающую среду.
Солнечной энергией и неорганическими веществами питаются автотрофы, являющиеся основой природных сообществ, занимающихся синтезированием органики. Созданные автотрофами органические вещества потребляют гетеротрофы, которые представлены бактериями, грибами и животными.
Основой природного сообщества является возникновение устойчивого круговорота веществ, которые поглощаются из окружающей среды и в неё же возвращаются, что является результатом жизнедеятельности всех членов экосистемы.
При благоприятных экологических условиях местности увеличивается и видовой состав сообщества.
Влияние человека на природные сообщества
Являясь единой живой системой, биогеоценоз может быть разрушен или потерпеть изменения даже из-за изменения одного его компонента.
Рассказы о появлении различных изменений или исчезновений некоторых видов представителей фауны или флоры являются тревожным сигналом, оповещающим о нарушении внутренних процессов сообщества.
Так, разрастание тростника по берегам озера может превратить его в болото. А причиной этого может быть исчезновение вида рыб, которые питаются растениями.
Чаще эти изменения связаны с деятельностью человека:
при вырубке леса происходит опустынивание земель;
при строительстве дамб – заболачивание территории;
распахивание земель и применение химикатов в земледелии – к исчезновению многих видов животных и растений;
загрязнение воздуха, проведение автомобильных и железнодорожных магистралей приводят к разрушению природных сообществ.
Примеров можно приводить большое количество. Сохранение природных сообществ становится уже проблемой всего человечества, так как их видоизменение и даже исчезновение влияют на жизнедеятельность всей биосферы Земли. А это уже угроза жизни людей на нашей планете.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Природное сообщество – поле.
Культуры, выращиваемые на полях зерновые овощные технические картофель
Зерновые культуры пшеница гречиха ячмень овёс рожь просо
Сорные растения лебеда, вьюнок, пырей, пастушья сумка.
Ц Е П И П И Т А Н И Я
скворец грач трясогузка жаворонок воробей
Хищные птицы канюк сова пустельга
Грызуны: суслик, хомяк, мышь
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-371678
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки подготовит методику изучения склонности учащихся к агрессии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Доклад ученика 3 класса Зубкова Александра «Сад-сообщество»
Сад- это искусственное природное сообщество, созданное руками человека. В садах выращивают плодовые, ягодные и цветочные культуры.
САД— СООБЩЕСТВО РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ
Под животными подразумеваются не домашние животные типа коровы или козы, а разнообразная мелкая живность, проживающая под почвой и на ее поверхности в тесной связи с растениями. Сюда входят и довольно крупные животные типа крота, и более мелкие — ящерицы, лягушки, и необъятный мир насекомых, и обязательная принадлежность сада — птицы. В кроне взрослой яблони обитает около 300 видов различных представителей животного мира, а в почве под ней — 70 видов. В результате деятельности человека естественное равновесие нарушается.
Основной принцип органического садоводства — не борьба с вредителями, а создание таких условий, при которых они не могут размножаться, то есть условий, аналогичных существующим в природных сообществах растений.
Сообщество — это совместное обитание самых разнообразных видов растений и животных, наземных и подземных.
Чтобы превратить свой сад в такое гармоническое сообщество, надо прежде всего знать, каких животных и насекомых вы хотите привлечь в свой сад и как это сделать, и позаботиться о том, чтобы снабдить пищей и убежищем полезных обитателей, которые помогут вам решить проблему вредителей.
Среди крупных полезных животных надо, прежде всего, назвать ежа . Ежи охотно поселяются в садах, где много укромных уголков в зарослях живых изгородей. Выходят они в основном ночью, и можно немного подкармливать их, выставляя блюдечко с молоком или мелко нарезанным мясом. Еж поедает насекомых и улиток в радиусе 300 м вокруг своего жилища.
Землеройка отличается от приносящих большой вред саду полевок своей длинной, заостренной мордочкой. Она питается живущими в земле насекомыми и червями и за день способна съесть такое количество этих существ, что их общий вес в 3 раза превысит вес ее тела. Кроме того, землеройка является конкурентом полевок и может способствовать вытеснению их из сада.
Очень активные поедатели надземных насекомых — лягушки и ящерицы . Ящерицы любят тепло и охотно поселяются в кучах камней, которые хорошо нагреваются солнцем и долго хранят солнечное тепло.
Среди полезных насекомых следует отметить хищных жуков — жужелиц. Это жуки длиной 2-3 см, черного, коричневого или зеленого, переливчатого цвета. Они пожирают других жуков и, главное, их личинки. За год одна жужелица способна уничтожить около 400 личинок.
Известные всем божьи коровки — враги тлей и их личинок. Среди поедателей тлей особой прожорливостью отличается личинка златоглазки — светло-зеленого насекомого с нежными крыльями и золотистыми выпуклыми глазами. В течение двух недель своего развития одна личинка поедает 200-300 тлей. Взрослое насекомое и личинка златоглазки убивают также гусениц и личинок жуков.
Еще один охотник на тлей — уховертка . Для привлечения уховерток на яблоню подвешивают цветочный горшок с отверстием снизу, наполненный стружками или сеном. Горшок должен прикасаться к стволу или ветке. Уховертки охотно поселяются в таком убежище и очищают дерево от тлей.
Растение, которое служит пищей и убежищем полезным насекомым, называют «растением-нянькой»..
Но этого мало. Чтобы у птиц появилось желание свить гнезда в вашей живой изгороди, надо обеспечить их пищей, особенно зимой. Хорошо, если в состав живой изгороди входят кустарники или деревья с ягодами, например, рябина или боярышник. На зиму можно сделать кормушки, подвешенные на проволоке, и подсыпать туда зерно или семечки подсолнечника, а еще лучше смесь зерна с каким-нибудь жиром.
Классификация природных сообществ и их особенности
Что такое природное сообщество
Природное сообщество — это совместное обитание и взаимодействие совокупности разных видов растительных и животных организмов на одной территории в одинаковых природных (географических) и климатических условиях долгое время и связанных цепями питания.
Возникают они под влиянием географических и климатических факторов. Такие сообщества называют биогеоценозами (биоценозами) или экосистемами.
Основные функции природных сообществ: осуществление круговорота веществ в природе и выделение необходимой энергии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды природных сообществ
Существует два основных вида:
Классификация
Те и другие делятся на три группы по масштабу занимаемой территории и могут быть:
Также сообщества принято делить на:
Структура природного сообщества
Структура природного сообщества представляет собой упорядоченное движение веществ между организмами-участниками системы и внешней средой.
Выделяют пять уровней:
Примеры природных сообществ
Природное сообщество «лес»
Естественное среднее по размеру сообщество.
Природное сообщество «луг»
Природное сообщество «степь»
Естественное крупное сообщество.
Важной особенностью биогеоценозов являются взаимосвязи между компонентами всех вышеперечисленных естественных сообществ — они очень крепкие, устойчивые.
Какое влияние оказывает человек
Влияние человека велико. Причем не только на искусственные, но и на естественные биогеоценозы и даже на целые экосистемы. Своей деятельностью человек вмешивается в их устоявшиеся циклы, часто нарушая их функционирование уничтожением важных компонентов системы.
Примеры разрушительной деятельности человека (с последствиями для экосистем сообществ):
Но люди пытаются и компенсировать наносимый природе урон, создавая искусственные биогеоценозы для поддержания баланса на планете. Например:
Связи в искусственно созданных природных сообществах между их компонентами намного слабее, чем в естественных. Потому что поддерживаются третьими лицами — людьми, то есть извне, а не изнутри. Без этого качественного внешнего досмотра они легко разрушаются.
Разрушение природных сообществ влияет на состояние всей биосферы земли и может представлять угрозу для жизни всего человечества.
Пищевые связи и роли в природном сообществе
Все компоненты природных сообществ образуют пищевые цепи и связаны ими: каждый из них играет определенную важную роль.
Структура пищевой цепочки:
Все три составляющие — незаменимые звенья для продуктивного функционирования любого биогеоценоза и составляют основу пищевой структуры каждого из них.
Урок биологии в 6–м классе «Природные и искусственные сообщества»
Разделы:
Оборудование: таблицы, открытки, картины с изображением искусственных и естественных сообществ, фрагмент видеофильма, коллекция “Биоценоз пресного водоема”.
Ход урока
I. Проверка ранее усвоенных знаний
1. Составить у доски цепи питания: цепь выедания, цепь разложения.
2. Выбрать правильный ответ:
а) биоценоз – сообщество растений и животных, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания, влияющих друг на друга и на среду обитания;
б) биоценоз – это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося ему только вред.
3. Исключить лишнее слово: дуб, ежевика, орешник, ромашка, мышь, рожь.
4. Каковы причины миграции животных?
5. Составить слова из предложенных букв:
II. Изучение нового материала
Сообщение темы и задач урока. Актуализация знаний в ходе рассказа учителя и фронтальной беседы.
Естественные природные сообщества | Искусственные сообщества |
Саморегулирующиеся системы | Регулируется человеком |
Источник энергии только солнце | Организмы получают дополнительную энергию (полив, удобрения) |
Все элементы минирального питания, изъятые растениями, со временем возвращаются в почву. | Большая часть питательных веществ изымается человеком (выносится с урожаем) |
Существуют на основе сложных взаимоотношений, которые поддерживаются благодаря разносторонней приспособленности организмов разных видов дгуг к другу и к окружающим условиям неживой среды, сложившимся в процессе эволюции. | Поддерживается человеком посредством больших затрат энергии. |
Учитель называет различные сообщества (лес, поле, пруд, огород, море, аквариум, луг), а учащиеся должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда будут названы естественные сообщества.
Ролевая игра
Знакомство с естественным природным сообществом пруда.
А) Учитель предлагает классу отправиться в подводное царство “ Водяного царя”
Б) Знакомство с царством начинает “Водяной царь”, а помогают ему “девушки – водоросли”.
Путешественники, обратите внимание на деревья, растущие на берегу. Здесь можно встретить ивы, ольху. Деревья укрепляют своими корнями берега водоема. А теперь рассмотрим крупные травянистые растения прибрежные- рогоз, камыш, тростник.
У берега находится пояс осок, затем камыша, с увеличением глубины камыш уступает место кувшинкам. Рвать цветки кувшинки нельзя. Размножаются эти растения семенами, а сорвав цветок, вы ломаете толстый мясистый стебель, из – за чего растение часто загнивает и погибает.
Первая помощница – водоросль
Спускаемся в глубину пруда. Здесь обитают прикрепленные к почве и не выходящие на поверхность воды мои подруги – водоросли. Но на большой глубине, куда не проникает солнечный свет, водоросли исчезают, дно остается не заросшим.
Различен и образ жизни водных животных. Они прикреплены к растениям или дну, другие свободно плавают, третьи перемещаются с током воды, среди водных цветковых растений и водорослей. В пруду находят себе убежище и пищу рыбы, головастики, жуки – плавунцы, водяные клопы, личинки некоторых насекомых (стрекоз и поденок).
У воды стрекозы бывают редко. Но всем стрекозам, где бы они ни находились, нужна вода, потому что в воду или в водные растения они откладывают яйца, из которых развиваются личинки, способные жить только в воде. Личинки не похожи на взрослых стрекоз. Вот только глаза у них одинаковые.
О моих глазах надо сказать особо. Каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза большие и выпуклые. Благодаря этому стрекозы могут смотреть во все стороны одновременно и сразу видеть, что делается и слева и справа, и спереди, и сзади. Это очень удобно во время охоты. Ведь стрекозы – хищники и их личинки тоже. Стрекозы охотятся в воздухе. Личинки живут в воде, но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть очень длинная нижняя губа с крючком на конце. Когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину и хватает добычу. Н о бывает и самой личинке надо спасаться. Спасаясь личинка мгновенно может перемещаться с места на место. Оказывается, у личинок стрекозы есть интересное приспособление: большой мускульный мешок внутри тела. В него личинка всасывает воду, а потом с силой выбрасывает ее. Получается водяной выстрел. Водяная стрела летит в одну сторону, а сама личинка – в противоположную. Совсем как ракета. Вот так и получается, что личинка делает молниеносный рывок и ускользает из под носа врага.
Вторая помощница – водоросль
В толще воды, т.е. в слоях водоема с достаточной освещенностью, развивается планктон – совокупность микроскопических растений и животных, которые неспособны противостоять течениям. К планктону относятся микроскопические водоросли (хлорелла, хламидомонада), простейшие (инфузория – туфелька), многочисленные ракообразные.
В природном слое водоема условия жизни совсем другие: сюда почти не проникают солнечные лучи, температура воды ниже, чем в приповерхностном слое, доступ кислорода ограничен. Поэтому в придонном слое зеленые растения существовать не могут. К таким условиям приспособлены лишь немногие животные: некоторые виды для них служат мертвые растения и животные, опускающиеся сверху.
Учитель. Вот и закончилось наше знакомство с обитателями пруда. Как же связаны между собой организмы в сообществе?
Схема пищевых связей обитателей водоема
Одноклеточные водоросли мелкие ракообразные
рыбы.
Растительный опад бактерии
простейшие
рачки
рыбы
Таким образом, любая цепь питания в водоеме, как в любой другой экосистеме, начинается либо с растений, либо с органических остатков. Источником энергии в водоеме служит солнечный свет. Его энергия используется растениями на образование органических веществ. Основными производителями органического вещества в водоемах являются водоросли, входящие в состав планктона. Несмотря на большую скорость размножения, общая масса водорослей в водоемах обычно мала, так как они усиленно выедаются потребителями.
Одно из обязательных условий существования природного водоема – естественное очищение воды. Процесс этот сложен, в нем участвуют многие виды организмов: простейшие, ракообразные, моллюски, растения. Простейших и мелких ракообразных называют “ тонкими ” фильтратами или “ грубыми ” фильтраторами. Важная роль в очистке воды принадлежит растениям. Так, водный гиацинт поглощает в большом количестве ядовитые вещества, вредные отходы производства. Камыш очищает воду от болезненных бактерий, излишков солей, отходов нефти. Хорошо очищают воду такие растения, как рогоз, осока, хвощ болотный. Таким образом, все обитатели пруда помогают жить дгуг дгугу и самому пруду. Так и мы с вами должны помогать жить нашим прудам, речушкам, родникам. Чистая вода нужна всем – без нее не возможна жизнь на Земле.
(Во время рассказа ученики просматривают картины, открытки, гербарии, коллекцию “Биоценоз пресного водоема”.)
Знакомство с аквариумом – искусственным пресным водоемом
Аквариум становится подлинным украшением любого помещения. Разведение растений, рыб и других обитателей аквариума обогащает нас знаниями законов природы, дает возможность быть самому творцом природы – живого и прекрасного.
(Во время рассказа ученики знакомятся с водными растениями, с аквариумными рыбками и другими обитателями аквариума по картинкам.)
III. Закрепление изученного материала
IV. Домашнее задание
Составить кроссворд растительного биоценоза.
(См. Приложение 1: технологическая карта урока по теме «Природные и искусственные сообщества)