рынок услуг ремонта квартир

Ремонт московских квартир за год подорожал на 25%

Дешевле полумиллиона «косметику» не сделаешь

Исследование одного из крупных столичных дизайн-бюро показало: стоимость ремонта квартир в Москве за 2020 год увеличилась в среднем на четверть. Основные причины этого — рост цен на импортные стройматериалы, а также нехватка рабочей силы из-за закрытых границ. Уже сейчас москвичи столкнулись с выросшими аппетитами ремонтников и переходят на самостоятельное выполнение ряда работ. А сами ремонтники объяснили «МК», из чего складывается их «гонорар».

рынок услуг ремонта квартир. Смотреть фото рынок услуг ремонта квартир. Смотреть картинку рынок услуг ремонта квартир. Картинка про рынок услуг ремонта квартир. Фото рынок услуг ремонта квартир

Первый фактор, на который указали аналитики дизайн-бюро — подорожание стройматериалов, особенно в том, что касается чистовой отделки. Речь идет о фурнитуре, электроустановочной арматуре, сантехнике и других подобных товарах. Импортозамещение в этих категориях состоялось лишь условно — в низших ценовых категориях, тогда как в ремонте среднего и выше класса по-прежнему котируется только «настоящий импорт, не Россия и не Китай».

Аналогичным образом обстоит дело с сантехникой, многими сортами обоев, плитки и другими материалами, поступающими по импорту. Что касается расценок за труд, то найти бригаду плиточников стало труднее — или дороже: как рассказала «МК» жительница Кунцево пенсионерка Татьяна Зиновьева, ей уже три месяца не удается найти подходящих мастеров для косметического ремонта квартиры: поклеить новые обои, переложить плитку в ванной. Проверенная бригада, которая «досталась» через знакомых, на ближайший год полностью занята, еще две, с которыми она связывалась, сказали прямо: меньше полумиллиона не возьмем. В результате Татьяна с подругой и ее мужем решили вспомнить юность и сделать ремонт самостоятельно.

Средняя цена ремонта однокомнатной квартиры в Москве в 2020 году составляла около 25 тысяч рублей за квадратный метр, в 2021 году эта цифра увеличилась до 30 тысяч рублей, подчеркнули в проводившем исследование дизайн-бюро. А вот с ростом числа комнат и площади средняя цена за «квадрат» меньше — она выросла с 22 до 27 тысяч. Почему так происходит — понятно: в среднюю стоимость за «квадрат» входят и самые дорогие элементы ремонта — кухня и санузел. А они-то в любой квартире примерно одинаково.

Источник

Ремонтная вакханалия: как устроен рынок отделочных работ в России

рынок услуг ремонта квартир. Смотреть фото рынок услуг ремонта квартир. Смотреть картинку рынок услуг ремонта квартир. Картинка про рынок услуг ремонта квартир. Фото рынок услуг ремонта квартир

МОСКВА, 12 апреля — РИА Новости, Вера Козубова. Когда перед Викторией встала задача отремонтировать купленную квартиру в Подмосковье, она решила послушать совета знакомых и нанять рекомендованную бригаду узбеков. Письменный договор стороны не оформляли, просто ударили по рукам.

Поначалу все шло очень даже неплохо, однако через несколько месяцев бригада стала задерживать сроки сдачи работ, а их качество становилось все хуже: стыки между плиткой в ванной были не затерты, плинтуса отходили, везде были недоделки.

Но главное — рабочие стали требовать больше денег, чем было оговорено ранее. Получив деньги, уроженцы Узбекистана уехали на родину, так и не исправив свои огрехи. Виктории пришлось обращаться к другим рабочим, чтобы закончить ремонт.

Подобный случай — далеко не исключение из правил. Редакция сайта «РИА Недвижимость» решила выяснить, как устроен рынок ремонтно-строительных услуг в частном секторе, и какими законами он регулируется.

Сколько денег в отрасли

Объем рынка ремонтных работ в московском регионе оценить очень сложно. Часть рынка занята бригадами, которые работают по устным договоренностям, и даже если подписывают договора, то они очень неподробные и описывают очень общие вещи.

Как рассказывает гендиректор компании «АнискинЪ и К» Дмитрий Анискин, ежегодно в Москве возводится примерно 2,5 миллионов квадратных метров новостроек без отделки и около 1,5 миллионов квадратных метров социального жилья с простейшей отделкой. Кроме того, ежегодно меняют своих хозяев 70 тысяч квартир вторичного рынка (средний метраж квартиры — 60 квадратных метров).

рынок услуг ремонта квартир. Смотреть фото рынок услуг ремонта квартир. Смотреть картинку рынок услуг ремонта квартир. Картинка про рынок услуг ремонта квартир. Фото рынок услуг ремонта квартир

«Конечно, некоторые новоселы в целях экономии предпочитают делать ремонт самостоятельно или с помощью друзей и знакомых, но таких не больше 5%. Как правило, люди покупают квартиру не на последние деньги, закладывая определенные средства на ремонт и смену обстановки. Плюс работы ремонтным бригадам добавляет текущий ремонт, в котором раз в 7-10 лет нуждается каждая квартира», — рассуждает Анискин.

Сейчас, в зависимости от качества, ремонт одного квадратного метра в среднем стоит в Москве и области 6,5 тысяч рублей без учета стоимости материалов. Таким образом, если сложить и перемножить все эти цифры, получается, что ежегодный оборот столичного рынка ремонтно-строительных услуг превышает 100 миллиардов рублей.

Кто делает ремонт

Ремонтные услуги на российском рынке оказывают три вида компаний. Первые — это частные лица или незарегистрированные бригады «шабашников», говорит Анискин. В крупных городах в подобных организациях обычно задействуются гости из Молдавии, Узбекистана, Таджикистана и Украины. Чаще всего они работают без договора.

Стоимость их услуг, как правило, ниже, чем у зарегистрированных бригад.

Лицензированные компании «средней руки» обычно содержат в штате от пяти до десяти человек. При необходимости они приглашают специалистов со стороны по договору подряда. Правда, очень часто такие контракты не подкреплены официально.

Наиболее «законопослушными» на российском рынке ремонтных работ считаются крупные организации, специализирующиеся на элитных и дорогих объектах. В этих компаниях трудятся исключительно высококвалифицированные профессионалы, выполнение проекта обычно контролирует архитектор. В данном сегменте наименьшее количество игроков.

рынок услуг ремонта квартир. Смотреть фото рынок услуг ремонта квартир. Смотреть картинку рынок услуг ремонта квартир. Картинка про рынок услуг ремонта квартир. Фото рынок услуг ремонта квартир

В целом, по данным участников рынка, опрошенных РИА Новости, между легальными ремонтными бригадами и их клиентами договора оформляются примерно в 90% случаев.

«Несколько лет назад среди всех наших тысяч специалистов был только один мастер, про которого мы точно знали, что он всегда приезжает к клиентам с договором, актами и шаблонами расписок. Сейчас у нас более 90% заказов — с договорами, заключенными между мастером и заказчиком. А вот в проблемных заказах более половины как раз без договора», — отмечает представитель PROFI.RU.

Труд рабочих оплачивается достойно даже в кризис — в среднем рабочий на московском рынке может заработать от 50 до 100 тысяч рублей в месяц, рассказывает Анискин. Здесь все зависит от сложности ремонта, сезонных факторов и еще ряда условий.

По данным результатов опроса ВЦИОМ, использование труда мигрантов в коммунальном хозяйстве и сфере услуг стало уже привычным для россиян. Если в 2006 году только 39% позитивно относились к использованию труда мигрантов в коммунальном хозяйстве, и 42% одобряли найм иностранной рабочей силы для работы в сфере услуг, то в марте 2016 года эти показатели выросли до 53% и 50%, соответственно. Наиболее лояльное отношение к найму приезжих наблюдается среди молодежи и жителей средних городов.

Сколько на рынке присутствует мигрантов, определить практически невозможно. Как рассказал РИА Новости председатель профсоюза трудящихся-мигрантов Ринат Каримов, сейчас почти у 90% мигрантов в России есть патенты на работу. Стоимость патента составляет 4 тысячи рублей в месяц. Однако далеко не все компании заключают с иностранными гражданами трудовые договора. А среди работников — «шабашников» доля тех, кто заключает с клиентами договора, очень мала. «Почти никто не заключает с клиентами договора», — посетовал Каримов.

Основные претензии

Коммерческий директор УК «Фонд Юг» Ольга Гусева рассказывает, что ее компании, заказывающей отделку у подрядчиков, приходилось предъявлять претензии к качеству работ.

«Чаще всего низкое качество вызвано стремлением сделать как большой объем работы за короткий срок. А в случаях, когда приходится кардинально что-то переделывать за ремонтником, скорее всего, виноваты обе стороны: одна неправильно сформулировала, чего хочет, а другая — неправильно поняла и выполнила в силу своего понимания», — продолжает Гусева.

Руководитель студии дизайна «Уютная квартира» Наталья Преображенская отмечает, что одна из типичных ошибок, которую совершают горе-ремонтники — это нежелание наносить на потолок грунтовку, необходимую для лучшего сцепления со следующим слоем покрытия. Также бывает, что отслаивается шпатлевка из-за неправильного выбора конкретного вида или марки.

Дмитрий Анискин добавляет, что часто рабочие не соблюдают время высыхания черновых материалов, и в итоге потом отваливается плитка или вздувается паркет.

рынок услуг ремонта квартир. Смотреть фото рынок услуг ремонта квартир. Смотреть картинку рынок услуг ремонта квартир. Картинка про рынок услуг ремонта квартир. Фото рынок услуг ремонта квартир

Зачастую бюджет ремонта часто пересматривается по ходу работ в сторону увеличения. В «Cделано» это объясняют тем, что горе-ремонтники решают все проблемы по ходу работ. «Они видят первые траты, и им кажется, что ремонт — это не очень дорого. А уже войдя глубоко в процесс, когда обратной дороги нет, осознают масштаб работ и необходимый бюджет», — отмечают эксперты.

Как правило, если заказчик не удовлетворен произведенной работой или требует переделать некачественно выполненный ремонт, рабочие сами переделывают. Если у них нет определенного навыка, то работы выполняются другими специалистами за счет нерадивых ремонтников.

Участники рынка, опрошенные РИА Новости, в один голос утверждают, что качество работ не зависит от национальности рабочих. Промахи бывают как у уроженцев стран Центральной Азии, так и у выходцев из Украины и Белоруссии.

Основная проблема, по мнению коммерческого директор УК «Фонд Юг», заключается в том, как выстроены отношения между прорабом и его группой ремонтников. Большую роль здесь может сыграть недостаточное знание языка.

«Если даже у высококвалифицированного специалиста есть языковой барьер, то не исключено, что проблема коммуникаций может отразиться на качестве работ. И еще есть проблема корректной постановки технического задания со стороны заказчика», — отмечает Гусева.

Влияние кризиса

Кризис сделал рынок ремонтных работ более прозрачным, утверждают в «АнискинЪ и К».

«Цена вопроса, вопреки ожиданиям, в сложной экономической ситуации снижается. Судите сами: спрос на услуги строителей-«шабашников» упал на 30-50%. Люди предпочли либо отложить ремонт до лучших времен, либо сделать его своими силами. А значит, конкуренция на рынке отделочных работ существенно выросла. Благодаря этому отделочники-непрофессионалы отсеиваются с рынка быстрее, чем в «мирное время», и уступают место специалистам, которые делают качественный ремонт за адекватную цену», — говорит Анискин.

По его словам, мигранты также вытесняются с этого рынка из-за ужесточения контроля со стороны государственных органов и нежелании заказчиков нести ответственность за их присутствие в своих помещениях.

Положительные изменения отмечают и в «Cделано». Если раньше компании предпочитали заниматься только крупными коммерческими проектами, то сейчас не пренебрегают и небольшими заказами, где они начинают конкурировать с менее квалифицированными мелкими бригадами. «Это позволяет нам привлечь к своим работам специалистов, которые ранее не занимались доступными по цене ремонтами квартир», — указывает Михич-Ефтич.

Источник

Бизнес: сервис по ремонту квартир в Воронеже

Как зарабатывать на преображении квартир

Три подруги из Воронежа вложили 1,7 миллиона рублей в сервис по ремонту квартир.

Бизнес 9 месяцев работал в минус, но потом дела наладились.

За полтора года сервис завершил 18 ремонтов и разработал 23 дизайн-проекта. Сейчас его среднемесячная прибыль — 300 тысяч рублей.

Из найма — в никуда

Анна и Галина — родные сестры. Валерия — их подруга.

Анна работала операционным директором в дизайн-студии, Галина — директором по продажам в столичной ИТ-компании по подбору персонала. Валерия была топ-менеджером в ювелирной фирме.

Весной 2017 года Галина поняла, что устала и хочет сменить сферу деятельности. Анна и Валерия оказались в похожей ситуации. Втроем они начали искать идею для общего бизнеса.

Перебирая сферы, девушки поняли, что у каждой за плечами по несколько ремонтов квартир. Они не понаслышке знали, насколько это нервный процесс: рабочие их обкрадывали, срывали сроки, грубили, выполняли задачи некачественно и не хотели ничего исправлять.

Подруги выбрали сферу дизайнерских ремонтов. К маю 2017 года никто из них уже не работал по найму. Уходить в никуда было страшно, но им хотелось доказать себе, что они с нуля смогут построить прибыльный бизнес.

Капитальный ремонт с готовым дизайном

Девушки решили, что возьмут на себя весь процесс ремонта. Концепцию Галина с Анной подсмотрели в США, где когда-то работали, и у московских компаний. Клиент выбирает один из заранее разработанных стилей интерьера, подписывает договор, отдает ключи от квартиры и ни о чем больше не беспокоится, а через 90 дней заезжает в обновленное жилье. За это время компания ищет и закупает материалы, нанимает бригаду ремонтников, контролирует их работу и решает возникающие вопросы.

В мае 2017 года предпринимательницы привлекли 3Д-визуализатора на аутсорсе для разработки основных стилей интерьера. За 60 тысяч рублей и 3 месяца он разработал 6 вариантов с полной комплектацией материалов: скандинавский стиль, лофт брутальный, лофт нежный, современная классика, минимализм и прованс. Такой выбор не случаен: на них приходился топ запросов в поисковиках по Воронежу.

Для каждого стиля выбрали несколько базовых цветов стен, полов, вариантов отделки и материалов. Типовые решения позволяли девушкам заранее знать объем и стоимость работ, а также сроки поставки всего необходимого. Клиентам они могли сразу назвать итоговую стоимость ремонта, так как все используемые материалы известны заранее.

Офиса нет, зато есть первый клиент

После ухода Анны из дизайн-студии, один из ее клиентов захотел продолжить сотрудничество и стал первым клиентом будущей компании. Специально для работы с ним в мае 2017 года на Алексея зарегистрировали ИП, а в июне подписали с клиентом первый договор. Ни сотрудников, ни офиса у Room to me — так девушки назвали свой сервис — тогда еще не было.

Подруги понимали, что только опыта в маркетинге, продажах и управлении им не хватит. Нужны были люди, которые разбираются в ремонте, дизайне и строительстве. Тогда они решили привлечь общую знакомую — Елену, инженера-строителя с 22-летним опытом. Она разработала техническую составляющую первого проекта — требования к рабочим по выполнению ремонта. Например, как класть плитку или плинтус и как избегать стыковочных порожков между напольными покрытиями.

Такие техкарты помогают выполнять работы одинаково в разных квартирах, даже если придется менять исполнителей. Если четко не прописать требования, рабочие сделают как умеют. После девушки привлекли к работе над первым проектом дизайнера-архитектора и наняли бригаду ремонтников, которую Анна знала по прежней работе.

У клиента была брежневка на 60 м² со старым советским ремонтом. Подруги выбрали для нее цвет стен, материалы и договорились о концепции проекта — скандинавском стиле. Подсчитали, что себестоимость работ с материалами, сантехникой и дверями выйдет в миллион рублей. Клиенту назвали цену в 1,2 миллиона. Заказчик оплатил половину, и компания приступила к ремонту.

В квартире выровняли пол, стены и потолок, переделали электрику и сантехнику. Точный срок окончания ремонта не назначили: на первом проекте предпринимательницы хотели разобраться, что к чему. В итоге уложились в три месяца.

А вот не выйти за границы бюджета не получилось: стоимость работ оказалась выше, чем рассчитывали. Подруги надеялись получить оптовую скидку на материалы, но для этого не хватало объемов. Материалов для одной квартиры требовалось мало, поэтому поставщикам снижать цены было не интересно: «Приходите, когда будут заказы хотя бы на 200 м² в месяц». Ремонт уже начался, поэтому времени торговаться не было. Анна, Галина и Валерия приехали в «Леруа Мерлен» и купили материалы по розничным ценам.

Из-за высоких расходов на материалы вместо 200 тысяч рублей прибыль наших героинь составила всего 20 тысяч.

Подготовка к запуску

Девушки хотели успеть к сезону ремонтов и запуститься хотя бы до середины осени. Так они бы привлекли клиентов, которые хотят закончить ремонт до Нового года. Поэтому сделали все обстоятельно и на разработке фирменного стиля, фотографиях, рекламе, продвижении и сотрудниках экономить не стали.

В июле Алексей нанял фрилансеров и сделал с ними сайт за 477 тысяч рублей. Через месяц он был готов.

Расходы на создание сайта, 2017 год — 477 000 Р

В июле создали и начали продвигать аккаунты компании во Вконтакте, на Фейсбуке и в Инстаграме. Чтобы привлечь подписчиков, устраивали конкурсы и розыгрыши призов — например, кресел из Икеи. Рекламу заказывали на «Авито», у местных блогеров, в городских группах и лайфстайл-журналах. Даже поставили баннер на Дне города в конце сентября.

Девушки знали, что соцсети работают вдолгую — они не приведут клиентов, которые сразу готовы сделать заказ. «Горящие» клиенты приходили по контекстной рекламе и с «Авито». Розыгрыши и массовые подписки нужны были для количества подписчиков. Если у компании нет подписчиков, клиенты ей не доверяют.

Расходы на маркетинг и продвижение с конца июля до конца декабря, 2017 год — 315 000 Р

Офис как визитная карточка

Помещение искали в центре города — с панорамным видом и недорогой арендой. Подходящий вариант на 45 м² нашли в 20-этажном бизнес-центре на площади Заставы. Аренда стоила 45 тысяч рублей в месяц.

Внутри был стандартный офисный ремонт с розовыми обоями и серым линолеумом. Наши героини поняли, что так клиентов не впечатлишь — помещение должно быть запоминающимся и показать, на что способна компания.

За 300 тысяч рублей предпринимательницы постелили ламинат, облицевали колонны декоративным кирпичом, покрасили потолок и стены, закупили мебель.

На арендные каникулы договориться не получилось, зачесть расходы на ремонт в счет аренды тоже. Зато с ремонтом уложились всего за 5 недель и в середине сентября смотрели на салют в честь Дня города из окон свежеотремонтированного офиса.

Расходы на ремонт офиса, 2017 год — 304 200 Р

Затраты на мебель и оргтехнику, 2017 год — 413 110 Р

9 месяцев работали в минус

В октябре 2017 года пошли первые заказы. Через общих знакомых пришли два клиента с ремонтом квартир, а потом до Нового года еще три: с двумя двушками и однушкой.

Предпринимательницы шли на поводу у клиентов, желающих сэкономить, и подбирали более дешевые материалы, чем те, что изначально планировались. Например, вместо дюропропиленового плинтуса под покраску заказывали пластиковый — на двухкомнатную квартиру так экономится 14 тысяч рублей, — а вместо покраски стен клеили обои под покраску и ставили недорогие белорусские двери за 8 тысяч.

Ремонт квадратного метра в квартирах стоил около 15 тысяч рублей вместо запланированных 23 тысяч, но результат не радовал. Дешевые плинтусы портили впечатление, а недорогие двери и обои легко царапались, когда заносили мебель. Наши героини хотели предоставлять долгосрочную гарантию на свою работу и быть уверенными в ее качестве, поэтому решили заказывать только качественные материалы.

первый взнос клиента для начала ремонта

Предпринимательницы начали договариваться с поставщиками об оптовых скидках, но даже с объемами в 2—4 квартиры в месяц это оказалось не просто. Поставщики плохо понимали формат бизнеса. Они предлагали либо накрутить ценник для клиента и отдать разницу предпринимательницам, либо заплатить процент с продаж. Приходилось долго объяснять, что компания сама закупает материалы.

Первые три месяца девушки работали без выходных и мало спали. Они вели переговоры с клиентами, постоянно звонили поставщикам и ремонтникам, нанимали сотрудников, сами ездили за материалами и отвозили их в квартиры.

На первых порах клиенты часто отказывались от ремонта после первой встречи: им казалось, что ремонт слишком дорогой, они не верили, что в цену включены все работы и материалы. Треть из них потом вернулись, посчитав все расходы и так и не найдя исполнителей.

Сотрудники-архитекторы сначала тоже не верили в бизнес девушек. Они просиживали без особой нагрузки, поэтому уходили через месяц или два.

Первые 9 месяцев компания работала в минус — от 20 до 100 тысяч рублей. Продержаться на плаву помогали накопления, а Галине — собственный консалтинговый бизнес.

С ростом числа проектов привлекали новых сотрудников. Сначала их брали в штат, но потом поняли, что так получается слишком дорого. Поэтому больше половины сотрудников перевели на аутсорс.

Сейчас в компании пять штатных сотрудников: директор, бизнес-ассистент, менеджер проектов, архитектор и главный инженер. Два архитектора, два визуализатора и два маркетолога работают на аутсорсе — их привлекают под конкретные проекты.

Расходы на запуск студии ремонта в 2017 году — 1 749 310 Р

Как зарабатывать на оптовых скидках

С июля 2018 года Room to me работает в стабильный плюс. В течение следующих семи месяцев получилось вернуть первоначальные вложения.

Когда ремонтники тебя не знают, они называют самую высокую цену. Если ты плохо разбираешься в ремонте и тебе не с чем сравнить, то ты просто соглашаешься. Сейчас предпринимательницы понимают, на чем можно сэкономить, а на чем нет. Да и сами ремонтники убедились, что компания постоянно дает крупные заказы, поэтому делают скидку в 10—20% за объемы. Сегодня костяк рабочих, сотрудничающих с нашими героинями, — 20 человек, еще 150 ремонтников девушки привлекают под конкретные работы.

Сначала предпринимательницы договорились заказывать ламинат у одного и того же поставщика и получили хорошую скидку. Но появился клиент, которому понадобился паркет. У первого поставщика его не оказалось, поэтому пришлось искать еще одного, который про предпринимательниц еще не слышал. Другому клиенту понадобился кварц-виниловый пол — потребовался третий поставщик.

Все поставщики из Воронежа. Заказывать в Москве было бы дешевле, но это не всегда удобно. Если что-то не так, например светильник оказался бракованным, или нужно срочно докупить какой-то материал, местные решают проблемы оперативнее. Сейчас поставщики знают предпринимательниц и некоторые из них доставляют им материалы по городу бесплатно.

Room to me работает только с материалами от известных производителей: например, с краской «Тиккурила» и дверьми «Волховец». Их не надо дополнительно продавать: клиенты уже их знают и доверяют этим брендам.

Как устроен процесс

Клиент выбирает один из готовых стилей интерьера для своего ремонта и рассчитывает стоимость на онлайн-калькуляторе. Потом он несколько раз встречается с командой проекта, чтобы обсудить все детали, оплачивает работу и через три месяца заезжает в готовую квартиру. На все работы есть гарантия — 12 месяцев.

делали максимальный по срокам ремонт

Бюджетный ремонт в Воронеже с материалами и работой стоит 10—15 тысяч рублей за квадратный метр, дизайнерский — от 35 тысяч. Цены у Room to me где-то посередине — от 15 до 35 тысяч за метр, в среднем 23 тысячи рублей. В сметах клиенту указывают розничные цены на материалы. Благодаря скидкам от ремонтников и поставщиков для клиента ремонт часто обходится дешевле, чем если бы он руководил им самостоятельно.

Цена включает все работы, архитектурный проект с полным комплектом строительных чертежей, материалы, двери, сантехнику и электрику, а также закупку, доставку и подъем материалов, вывоз мусора, комплектацию, авторский и технический надзор, контроль за рабочими и уборку после ремонта. Дополнительно могут собрать кухню — компания сотрудничает с воронежским производителем.

В стоимость не входит мебель и техника — их клиент покупает сам. Это дополнительная услуга, которая увеличивает срок ремонта и плохо окупается по деньгам. Несколько раз компания приобретала мебель для клиентов не из Воронежа. В результате те оказывались недовольны: то диван слишком мягкий, то у стола не тот оттенок.

Перед подписанием договора с клиентом проводят в среднем от 3 до 5 встреч: обсуждают проект в офисе, смотрят квартиру с инженером и дизайнером, согласовывают материалы и смету. Так много встреч нужно, чтобы лучше объяснить клиенту, что входит в услуги компании, и максимально точно рассчитать смету. Если клиент хочет, его отвозят на похожий объект, в котором сейчас делают ремонт, и он может посмотреть, как проходят работы.

Смету составляют 3—5 дней. Стоимость работ берут с запасом, чтобы перестраховаться от неожиданных расходов. Итоговую цену утверждают с клиентом и не меняют в процессе ремонта. Исключения прописаны в договоре: например, если застройщик выполнил работы некачественно. Пока такое было лишь раз: новостройка дала настолько сильную усадку, что по стенам и стеклам пошли трещины.

Клиент вносит деньги только после подписания договора и обычно частями: 50% сразу — они идут на закупку материалов, 30% после завершения черновой отделки и 20% за 2 недели до конца ремонта. Если заказчик может оплатить всю сумму сразу, ему делают скидку в 5%.

Мечту воплотили в жизнь, но пришлось поднять и утеплить пол в ванной и обустроить уклон, чтобы вода могла стекать к сливу

После уплаты первого взноса клиент может не появляться в квартире все 3 месяца. За ним закрепляют менеджера, который еженедельно отчитывается о ходе работ: посылает смс и фотографии. Первые недели клиенты обычно волнуются и приходят на объект каждый день. Но постепенно они начинают доверять и в итоге не заглядывают до окончания ремонта.

Сначала необходимое количество материалов и сроки работ рассчитывали вручную в экселе, что отнимало много сил и времени. К концу осени 2017 года появились график закупок, порядок работ и алгоритм общения с клиентом. Постепенно многие процессы автоматизировали: подключили системы по взаимодействию с клиентами (ЦРМ), по управлению ресурсами компании (ЕРП) и по учету данных. Для этого использовали программы « Битрикс-24 », «Мой склад» и собственные разработки компании.

Стоимость ремонта двушки на 76 м², 2019 год — 1 534 000 Р

Расходы студии на ремонт — 1 228 452 Р

Дизайн-проекты на заказ

Изначально компания не хотела разрабатывать индивидуальные дизайн-проекты. Но когда несколько клиентов пришли с таким запросом, предпринимательницы решили совместить это направление с ремонтом.

С несколькими крупными проектами для бизнеса так и было — они принесли от 200 тысяч до миллиона рублей, хоть и отняли много сил и времени. Заказчики хотели запустить бизнес как можно скорее, поэтому ничего не затягивали и не срывали сроки. Например, девушки сделали дизайн-проекты для двухэтажного бара в центре города площадью 750 м², а еще для спа-центра в спальном районе, фотостудии, хостела и салона дизайнерской мебели.

Но с большинством дизайн-проектов вышло иначе. На деле сроки для проведения ремонта оказалось предсказать проще, чем для разработки дизайн-проекта. С ремонтом достаточно закупить материалы, доставить их и составить график работ с запасом на случай форс-мажоров. А в дизайн-проектах клиенты часто не могут найти время, чтобы обсудить задачу и определиться со стилем. Еще они часто выбирают материалы, которых нет на складе, или просто отказываются от заказа. Спрогнозировать это нельзя.

В результате на один дизайн-проект может уходить до 5 месяцев. В течение этого срока нужно платить дизайнеру, а тот отвлекается от основной деятельности по ремонтам. Деньги вроде зарабатываются, но прибыль от проектов размывается на зарплаты другим сотрудникам.

К концу 2018 года предпринимательницы поняли, что разработка дизайн-проектов уводит компанию в сторону и отказались от этого направления. Из-за этого, а также из-за сезонности в начале 2019 года прибыль упала на 30%. Но освободившись от дизайн-проектов, компания смогла взять больше ремонтов, и с началом весны прибыль вернулась к прежним показателям.

Клиенты и продвижение

Клиенты Room to me — это люди, которые не готовы тратиться на дизайн-проект, но хотят красивую и стильную квартиру без вычурных излишеств вроде фресок или люстр за сотни тысяч. В основном к предпринимательницам обращаются частные заказчики, которые делают ремонт не первый раз в жизни.

Человеку, который никогда с этим не сталкивался, кажется, что всё просто и он справится сам. Но на самом деле в процессе ремонта приходится неделями обдумывать, какие обои выбрать, каких рабочих нанять, десятки раз отпрашиваться с работы и постоянно что-то докупать. Потом человек обычно понимает, что выгоднее заплатить одному подрядчику и наблюдать за процессом со стороны.

Room to me повезло — они не сталкивались с неадекватными или капризными клиентами. Такие отсеиваются еще на этапе переговоров: во время встреч в офисе, обсуждений проекта и сметы.

Заказчиков привлекают через контекстную и таргетированную рекламу, еще для этого оптимизировали сайт под ключевые слова для поисковиков. У компании есть инстаграм с 20 тысячами подписчиков и блог на сайте. Статьи в блог сотрудники компании и предпринимательницы пишут сами — например, предлагают идеи для ремонта в конкретных жилых комплексах.

Целевая аудитория их рекламы и контента — это женщины в возрасте 25—35 лет с доходом выше среднего. Как правило, именно они принимают решение о ремонте и находят исполнителей. Мужчины подключаются лишь в момент согласования сметы. Еще такой ремонт часто заказывают менеджеры и предприниматели, уже знакомые с принципом работы на аутсорсе, а также родители для своих детей.

Подводные камни

Стройка всегда приносит неожиданности: то строитель не вышел на работу, и надо искать нового, то пришло время ставить двери, а их еще не привезли.

Задача компании — сделать так, чтобы клиент не сталкивался с этими сложностями. Например, если приходится переделывать плитку в ванной за нерадивым мастером, заказчик об этом не узнает, а расходы понесет компания. А вот если проблема серьезная, клиента обязательно предупредят.

Однажды во время работы с потолком из него потекла вода — оказалось, что застройщик строил в дождь и нарушил правила строительства. Клиенту об этом сообщили — был повод для разбирательств с застройщиком.

Неожиданной проблемой стал поиск квалифицированных дизайнеров и проектировщиков. У большинства не хватает технических знаний: они не знают, как правильно развести сантехнику, сделать перепланировку или выбрать правильный угол наклона канализационного слива.

Однажды неопытный дизайнер ошибся в расчетах на чертежах по возведению стен-перегородок в новостройке. В результате одна из стен сместилась на 40 см. Пришлось всё разбирать и возводить заново. Клиенту это ничего не стоило, но компания потеряла 20 тысяч рублей.

За два года компания дважды полностью сменила кадровый состав. Сначала думали, что диплом вуза подтверждает квалификацию, но на деле вышло не так. Главному инженеру приходится всё перепроверять и контролировать — эту часть работ делегировать не получается. Сейчас при приеме на работу больше смотрят на то, готов человек учиться или нет.

Помимо офисных сотрудников, к работе над проектом привлекают и рабочих. Сложившийся костяк — 20 человек. Еще у компании есть база из 150 мастеров, которых привлекают в случае отсутствия кого-то из основного состава.

Первые несколько заказов предпринимательницы сотрудничали с уже сработавшимися бригадами ремонтников. Думали, так проще — не придется искать рабочих, а прораб будет сам их контролировать. Но добросовестных прорабов оказалось не так много: кто-то просил аванс и не готов был доделывать работы, а кто-то получал от предпринимательниц деньги, но своим рабочим недоплачивал. Бригадир всегда прикрывал своих: если какой-то ремонтник не вышел на объект, предпринимательницам об этом никто не говорил, если кто-то плохо работал — тоже. Бригадам был некомфортен формат работы компании с фиксированными сроками и стоимостью работ — они постоянно просили за что-то доплатить и затягивали сроки.

Летом 2018 года бригаде ремонтников было лень спускать строительный мусор на лифте, и они выбросили его с балкона квартиры на 23 этаже. Наверное, рабочие подумали, что пыль просто растворится в воздухе, но вместо этого она осела на балконах ниже и добралась даже до свежевымытой Ауди, припаркованной у дома. Предпринимательницам позвонила перепуганная консьержка и попросила «вернуть пыль на место». Девушкам пришлось ехать на объект, вызывать клининговую службу и промышленных альпинистов, просить соседей позволить им убрать мусор с их балконов и отмывать машину. Так они потеряли целый день и 12 тысяч рублей. После этого случая предпринимательницы решили, что с бригадами они больше не работают.

Сейчас девушки сотрудничают с отдельными мастерами, которых контролирует главный инженер, и с одной бригадой. Но все равно за рабочими приходится следить и исправлять их ошибки.

Вообще, профессиональных рабочих, умеющих работать с дорогими материалами, на рынке немного. А еще ремонтники-мужчины тяжело воспринимают женщин-руководителей.

Наконец, наши героини поняли, что рынок плохо готов к партнерству. Компания разработала несколько моделей сотрудничества: например, ремонтникам и дизайнерам они могут отдавать за процент нецелевых клиентов — с небольшим бюджетом, тех, кому нужен ремонт лишь одной комнаты или просто дизайн-проект. Но большинство партнеров относятся к подобным предложениям с опаской, видя в Room to me только конкурентов.

Результаты и планы

В октябре 2018 года компания сменила статус ИП на ООО. Новое юрлицо было необходимо для участия в тендере, условием которого была работа с ООО. Тендер, правда, не выиграли, но ООО осталось.

Сейчас ежемесячный оборот составляет 3—4 миллиона рублей, средняя прибыль — 300 тысяч на троих.

средняя прибыль компании в месяц

К июню 2019 года компания разработала 23 дизайн-проекта и закончила 18 ремонтов в квартирах и таунхаусах. В 9 квартирах работы идут прямо сейчас.

Сначала популярностью пользовались скандинавский стиль и лофт. Сейчас спрос на лофт уменьшился, зато все больше заказывают минимализм или смесь из разных стилей.

Ближайшая цель — выход на рынок B2B. Компания ведет переговоры с застройщиками, которые сдают квартиры с качественным дорогим ремонтом. Параллельно договорились о партнерстве с банком, чтобы предоставлять своим клиентам льготный кредит от 9,9% годовых на ремонт.

Выводы

Чтобы сэкономить, сначала можно не нанимать штатных сотрудников, работая по договору подряда.

Ремонтировать вторичку сложнее. Из 18 проектов в 4 случаях предпринимательницы уходили в минус — от 20 до 100 тысяч рублей. Это были квартиры со вторичного рынка: там сложно оценить точную стоимость ремонта до начала работ. В новостройке под отделку сразу видно состояние пола, стен и сантехники. Во вторичке под старыми обоями и линолеумом может быть что угодно.

Важно грамотно распределять обязанности. Предпринимательницы видят, что у конкурентов бригадир может заниматься закупками, а дизайнер — сметой. При таком подходе сложно соблюсти сроки, уложиться в бюджет и отвечать за качество. В Room to me ремонтники — на объектах, менеджеры и архитекторы — с клиентами.

Сложно конкурировать с прорабами и мастерами по цене. То, что они ничем не подкрепляют первоначально озвученные цены и постоянно превышают бюджет, клиентов обычно не смущает: они часто идут туда, где дешевле. Большинство людей по-прежнему думают, что это вполне нормально, когда, заплатив ремонтникам, тебе потом приходится самому поднимать мешки со смесью на этаж, докупать затирку и постоянно за всем следить. Заказчикам сложно поверить, что можно просто отдать всё в руки одного подрядчика и через несколько месяцев получить готовую квартиру.

Рынок быстро развивается. Эпоха частников, произвольно назначающих цены и не соблюдающих обязательства, уходит в прошлое. Их место займут компании, готовые взять всё на себя, что уменьшит стоимость и сократит время ремонта. Меняются и сами клиенты, они становятся более требовательными, больше ценят собственное время.

Средняя прибыль в месяц — 300 000 Р

Операционные расходы в мае 2019 года — 588 000 Р

Затраты на материалы и рабочих не включены в операционные расходы, потому что они зависят от конкретного проекта, а покрываются за счет первоначального взноса

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *