русское поле экспериментов смысл
Статья про Русское поле экспериментов Игоря Летова
*а если с меньшей долей пессимизма,то это мой маленький вклад в память о творчестве поэта
Последние четверти 20 века в русской культуре ознаменовались появлением нового направления в поэзии,якобы связанного больше с музыкой и общественным состоянием,нежели с литературой. Речь идет о так называемой «рок-поэзии». Сейчас становится очевидным,что это направление является естественным компилятором и продолжателем традиций русской культуры и литературы, оно сформировало специфическую поэтику, создало единую знаковую систему, все так же берет на себя роль в первую очередь воспитательно-эстетическую, и, наконец, это направление находится в постоянном развитии, осваивая новые формы и методы работы.
Все вышеперечисленное, несомненно, относится к поэзии омского художника и музыканта И.Ф.Летова («Гражданская Оборона»). Причисляемый к гаражной панк-культуре (чему немало способствовало обилие нецензурных выражений в стихотворениях и отсутствие глубокого прочтения текста), Летов стал новатором в своей области, как когда-то новаторами стали уважаемые им Маяковский,Крученых,Введенский. Его поэтический стиль неповторим, и легко отличим в ряде других рок-текстов,даже если мы берем близких по духу и времени авторов.
Вводя в текст огромное количество интертекстуальных связей: литературных, фольклорных, библейских, кинотекст, используя стилистические неоднородности и играя со словом, автор каждую деталь облекает смыслом, и все это в конечном итоге работает на единый смысл всего произведения. Сложная семантическая структура, органично складываемая в мозаику,подчинена более глобальному и важному смыслу-смыслу всего творчества поэта. Его сокровенной теме. Нам эта тема представляется как извечная борьба эстетики с пошлой обыденностью, на фоне гнетущей социальной обстановки дошедшая до крайних пределов и ведущая к ненахождению себя в живом пространстве. Вот из этих крайних пределов добавляется и образ солдата,который обязательно умрет, но не продастся за «бумажные цветы,резиновые мячики». Потому что он поэт и солдат одновременно, не может допустить замены живого-неживым, леса-асфальтовым заводом,а души-телом, проще говоря-порабощения системой.
Если делить творчество И.Ф. Летова на периоды, учитывая изменения в подходе к слову и, соответственно, к миру, то программным стихотворением периода начала 80х-начала 90х можно признать стихотворение «Русское поле экспериментов», написанное в 88 году, где перед нами в свойственном «летовском» стиле разворачивается особое видение мира, о котором сказано чуть выше.
В нашей статье на примере данного стихотворения мы рассмотрим,как поэт лингвистически формирует это видение, используя подобную технику в большинстве своих произведений.
Для начала выделим ключевые мотивы стихотворения.
1)Мотив отчуждения.
2)Мотив военных действий
3)Мотив нелюбви
4)Урбанистический мотив
5)Мотив смерти
И ключевым образом данного стихотворения следует признать «русское поле».
В кладбищенской конторе выпекали гроб
В общественной столовой пожирали хлеб
В трамвае пробивали проездной талон
В подъезде экономили электросвет
На стройку успевали завозить раствор
В больнице успевали принимать больных
Ну а после успевали покупать товар.
(«В кладбищенской конторе выпекали гроб»)
3.Мотив нелюбви связан с двумя местами текста:
Трогательным ножичком пытать свою плоть-самое начало.
Новейшее средство-это и есть «русское поле экспериментов». Это советская реальность, которая подрезает серпами воинов, это неживое непаханное еще поле, которое даже не удобряется иными, которых «хоронили в упаковке газет».
Мертвый машинный мир, мимикрирующий под реальность, скрыться от которого можно или в земле, или в небе-забывая тело, но лелея душу. И становится ясно, почему «вечность пахнет нефтью»-нефть рождается в земле, а земля, из которой растет семя (образ плодородной здоровой земли у поэта также встречается) и земля, в которую потом уходят мертвые-это вечный круговорот, вечность.
Так на примере одного стихотворения мы увидели, что представляет из себя поэзия И.Ф.Летова в ее советский период. Конечно, мы не коснулись многих важных элементов этого стихотворения-не исследовали досконально интертекст, ритмическую организацию, ту самую словесную игру, но в общем виде познакомились с этим сложным интересным поэтическим миром.
Смысл песни, Русское поле экспериментов, часть 3 (финал)
На улице «вечная весна», а это значит, что мы продолжаем анализ текста песни » русское поле экспериментов «, сегодня берëм оставшийся кусок :
А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились — не замарались
Называли вещи своими именами
Всё посеяли,всё назвали
Кушать подано — честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе — кровавые мальчики
Орденоносный господь победоносного мира
Заслуженный господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев
Яма как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь нет
Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки,кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы
Так кто погиб в генеральном сраженьи
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной землицы
А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил ее пряником
Подманил ее пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке,словно ребёнок
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
Общий посыл обозначен в первой части, переходим сразу к куплетам:
«А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились — не замарались
Называли вещи своими именами
Всё посеяли,всё назвали
Кушать подано — честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе — кровавые мальчики»
Далее эта мысль ещё будет прослеживаться, так же в подтверждение моих слов можно привести цитату из другой известной песни Егора Летова : «. Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь, а все другие остальные такое дерьмо, а все другие враги и такие дураки. «
«Орденоносный господь победоносного мира
Заслуженный господь краснознамённого
Лично для себя я тут вижу идеи пацифизма, автор как бы склоняет нас задуматься: Зачем нам такая мощная» военная машина «
«Праведный праздник для правильных
Отточенный серп для созревших колосьев»
«Яма как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь нет»
Продолжает мысль, что благие намерения неизбежно приводят в » Ад».
«Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки,кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы»
Летов представляет детей и девочек ( по сути тоже дети, просто чтобы не повторяться использованы разные слова) не в самом лучшем свете, даже кукушка плачет, что наталкивает на мысль о том, что наши дети будут расплачиваться за наши грехи / последствия наших действий или нашего бездействия
«Так кто погиб в генеральном сраженьи
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?»
Снова затронуты идеи пацифизма, только тут Летов уже как бы обращается к нам с вопросами : зачем все это было нужно? Кто выиграл от этого? Те кто командовал разве являются героями? И т.д.
«Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной землицы»
«А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил ее пряником
Подманил ее пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке,словно ребёнок
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ»
Мораль и аллюзии на реальность каждый найдет для себя сам.
Также не забываем ставить плюсы, комментировать и скидывать свои песни, может именно они попадут в следующий выпуск
Все тоже самое и немного больше, а так же песни, можно найти тут:
2) Телега: @RekviemPOmuzyke
Найдены дубликаты
Игорь Фёдорыч ухохатывается на том свете.
— Чего злой такой? (Лукич ржёт) Новое «поле» сочиняешь?
А Егор ему: Да, блин, чего только по температуре не напишешь.
Лукич тактично смолчал в ответ и лишь буркнул:
Крупатин: Гражданская оборона- Всё идёт по плану
Джаред Летов
Ирина Салтыкова отдыхает на сочинском пляже.
Сергей Бодров на съёмках фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Москва, 1999 год.
Парни развлекаются в игровом клубе.
Девушка позирует на фоне ковра, 1999 год.
Владислав Листьев в Сочи на «Кинотавре», за полгода до убийства.
Женщина выбирает себе на рынке шубу. Россия, 1990-е годы.
Лика Стар и Алёна Свиридова на одной из вечеринок, 1990-е годы.
Малиновый пиджак, спортивное трико и шестисотый мерседес, 1990-е годы.
(Кадр из оперативной съёмки).
Бездомные с картонными президентами, Москва, 1990-е.
Девочка впервые попробовала кока колу, 1990-е годы.
«Выражение лица говорит само за себя»
Группа Иванушки Интернешнл во время съёмок клипа «Снегири», 1999 год.
Песня «Снегири» стала одной из самых популярных в репертуаре «Иванушек» времён второго состава Олег-Андрей-Кирилл. Во многом она запомнилась благодаря фразе «Снегири не гири», вследствие чего на нее одно время пошло огромное количество пародий типа «Снегири не гири, барсуки не суки». Мало кто вспомнит, что на эту песню был снят клип. Его эксклюзивная премьера состоялась на российском МТВ, после чего его подхватили другие каналы. В эфире он не задержался, так как его выход совпал с началом второй чеченской кампании, а «Иванушек» в роли солдат сочли насмешкой над российской армией в такой непростой период. Главную роль в клипе сыграл Олег, хотя в армии он не был ни разу как и Андрей. Единственным из всей троицы кто прошел армию был Кирилл.
Молодые люди довольные покупкой музыкального центра «Panasonic». Россия, 1990-е годы.
Представители субкультуры 90-х.
Парнишка в центре фанат Егора Летова и группы «Гражданская оборона», 1998 год.
Проверка документов у торговцев на рынке в рамках масштабной милицейской операции после взрывов в жилых домах в Москве, 14 сентября 1999 года.
Отработка ударов в подъезде, под довольные взгляды соседок, Москва. 1992 год.
Андрей Губин с сотрудницами бильярдной. Россия, 1990 е годы.
Девушки из 90-х передают привет.
Мои предыдущие посты про 90-е годы:
Больше постов про 90-е годы, а также подборки про знаменитостей в моём профиле.
На железнодорожном вокзале в Симферополе
Пластмассовый мир победил.
This is the way
Аж в горле засопели комья воспоминаний
И всё идёт по плану
«Батюшка Ленин», 27х21 см
Вязание крючком, бисер, акварель
Автор: Надежда Глебовская
Летов о пребывании в психушке
Я находился на «усиленном обеспечении», на нейролептиках. До психушки я боялся того, что есть некоторые вещи, которых человек может не выдержать. На чисто физиологическом уровне не может. Я полагал, что это будет самое страшное. В психушке, когда меня стали накапливать сверхсильными дозами нейролептиков, неолептилом — после огромной дозы неолептила в один момент я даже временно ослеп — я впервые столкнулся со смертью или с тем, что хуже смерти. Это «лечение» нейролептиками везде одинаково, что у нас, что в Америке. Все начинается с «неусидчивости». После введения чрезмерной дозы этих лекарств типа галаперидола человеку приходится мобилизовать все свои силы, чтобы контролировать тело, иначе начинается истерика, корчи и так далее. Если человек ломается, наступает шок; он превращается в животное, кричащее, вопящее, кусающееся. Дальше следовала по правилам «привязка». Такого человека привязывали к кровати, и продолжали колоть, пока у него не перегорало, «по полной». Пока у него не наступало необратимого изменения психики. Это подавляющие препараты, которые делают из человека дебила. Эффект подобен лоботомии. Человек становится после этого «мягким», «покладистым» и сломанным на всю жизнь. Как в романе «Полет над гнездом кукушки».
В какой-то момент я понял, чтобы не сойти с ума я должен творить. Я целый день ходил и сочинял; писал рассказы и стихи. Каждый день ко мне приходил «Манагер» Олег Судаков, которому я передавал через решетку все, что написал.
В один прекрасный день я понял, что-либо сейчас сойду с ума, сломаюсь, либо мне надо бежать отсюда. Например, когда выносят бачки, мусор, приоткрывают двери. Но бежать только для того, чтобы добраться до девятиэтажки, которая стояла поблизости и броситься оттуда вниз. В основном так поступали пациентки из женского отделения, которые повторяли этот суицидальный маршрут почти ежедневно. Они ускользали из отделения, добегали до девятиэтажки и бросались. Дальше убежать было невозможно. Сибирь, Омск, морозы страшные.
После этого я начал писать новые песни. Выйдя из психушки я начал работать, получив твердое основание для всей дальнейшей деятельности. Возник цикл Лед Под Ногами Майора, Тоталитаризм, Некрофилия.
В отношении моего опыта в психушке я бы исполыовал афоризм Ницше: «То, что меня не убивает, делает меня сильнее». Если это меня не убило, оно сделало меня сильнее. На невиданное количество каких-то единиц измерения «силы души».
«Русское поле экспериментов», или главный философский трактат двадцатого века
Доброго времени суток, философы-разговорники, не занимающиеся лабудой, сегодня мы рассмотрим песню Егора Летова «Русское поле экспериментов», но не музыкальной стороны, а со стороны того, чем она на самом деле является — философским произведением, которое отражает огромное количество разных точек зрения в философии. По сути данное произведение можно считать небольшим учебником по философии, и вот почему:
Трогательным ножичком пытать свою плоть
Трогательным ножичком пытать свою плоть
До крови прищемить добровольные пальцы
Отважно смакуя леденцы на палочке
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами, живыми хуями
Шоколадными конфетами
И нерукотворными пиздюлями
На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов
Покончив с собою, уничтожить весь мир
ПОКОНЧИВ С СОБОЮ-УНИЧТОЖИТЬ ВЕСЬ МИР!!
Такими строчками начинается песня. Слушатель может подумать что это бессвязный бред, однако опытный философ заметит здесь сразу несколько отсылок к философским теориям:
Словно иней, сердобольный смех
Словно иней, сердобольный смех
Словно иней, сердобольный смех
Славно валится на.
на.
на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
А здесь мы видим мало того, что отсылку к Бертрану Расселу в первых строчках, так еще и очередную отсылку к иррационализму в словах «сердобольный смех», которые показывают, что лирический герой с жалостью относится к реальности и тем, кто ещё не осознал абсурдность бытия
География подлости
Орфография ненависти
Апология невежества
Мифология оптимизма
Законы гаубицы благонравия
Знатное пиршество благоразумия
Устами ребенка глаголет яма
Устами ребенка глаголет пуля
В этих строчках куда больше антивоенных настроений, чем философии, однако пацифизм и противодействие войне также можно считать философским течением, а потому это достойно упоминания.
. вечность пахнет нефтью
. вечность пахнет нефтью
Мастерство быть излишним, подобно мне
Мастерство быть любимым, подобно петле
Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним
Искусство быть посторонним
Новейшее средство для очистки духовок
От задохнувшихся по собственной воле
Новейшее средство для очистки верёвок
От скверного запаха немытых шей
Новейшее средство находить виновных
Новейшее средство находить виновных
Кроме очередной отсылки к Расселу здесь также есть и намек на бессмысленность любви, отречения от реальности, то есть искусство быть посторонним — отречение от реальности.
За открывшейся дверью — пустота
Это значит, что кто-то пришёл за тобой
Это значит, что теперь ты кому-то
Понадобился
В этих строчках есть очевидная отсылка к Хайдеггеру — «За открывшейся дверью — пустота», не напоминает «В светлой ночи ужасающего Ничто впервые происходит простейшее раскрытие сущего как такового: раскрывается, что оно есть сущее, а не Ничто»? Здесь Летов отрицает идею Мартина Хайдггера, как бы говоря, что сущее всё таки является Ничем.
А снег всё идёт, а снег всё идёт
Русское поле источает снег
Иных хоронили в упаковке глазёнок
Иных хоронили в упаковке газет
А то, что на бойне умертвили бычка
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля да всеобщая старость
Очевидна отсылка к индивидуализму, кто-то радуется умертвлению бычка, кто-то отрицательно к этому относится, но в целом всех объединяет одно, люди не остаются равнодушными.
Набить до отказа собой могилу
Это значит наследовать землю
Что же такое наследовать землю
Это значит исчерпать терпение
Что и требовалось доказать
Что и требовалось доказать
Наследство является одним из наиболее важных вопросов в марксисткой философии, в глазах последователей Карла Маркса наследство — грабеж, а потому Летов ставит вопрос о том, что же такое наследование земли. Но он не называет это грабежом, как бы это сделали марксисты, он считает что землю можно наследовать лишь умерев и тем самым забрав её себе навсегда.
В дверной глазок — в замочную щель
Гениальные мыслишки — мировые войнушки
Неофициальные пупы земли
Эмалированные части головных систем
Инстинктивные добровольцы
Во имя вселенной и хлебной корочки
Люди с большой буквы
Слово «люди» пишется с большой буквы
Здесь мы видим отсылку к религиозной философии — всё уже предопределено инстинктами, заложенными в нас высшими силами, а потому любое действие людей идёт во имя вселенной, в то время как сами люди считают, что делают это ради чего-либо материального, в данном конкретно варианте — хлебной корочки.
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах
Исторически оправданный метод
Пожирания сырой земли
Это ли не то, что нам надо?!
Это ли не то, что нам надо?!
А поутру они неизбежно проснулись
Не простудились — не замарались
Называли вещи своими именами
Сеяли доброе, разумное, вечное
Всё посеяли, всё назвали
Кушать подано — честь по чести
На первое были плоды просвещения
А на второе — кровавые мальчики
Эти строчки полны отсылок к Платону:
Орденоносный господь победоносного мира
Заслуженный господь краснознамённого страха
Праведный праздник для правильных граждан
Отточенный серп для созревших колосьев
И здесь мы видим отслыку к предопределённости, всё уже решено, каждый создан для своего, праведный праздник для праведных граждан, отточенный серп для созревших колосьев.
Яма как принцип движения к Солнцу
Кашу слезами не испортишь нет
И здесь очередная отслыка к абсурдности бытия. Яма — движение вниз, однако ты все равно идешь вверх — к Солнцу.
Полные сани девичьим срамом
Полные простыни ребячьим смрадом
Девичьи глазки, кукушкины слёзки
А так же всякие иные предметы
Так кто погиб в генеральном сраженьи
Кто погиб в гениальном поражении
За полную чашку жалости
В Сталинградской битве озверевшей похоти?
Здесь Летов показывает, что война, как и прочие действия не ведут за собой какого-либо смысла, важны лишь сиюминутные желания личности, а не какие-либо действия направленные на «общее благо», это конечно же отслыка у индивидуализму Смита и Рэнд.
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной земли
Самолёт усмехнулся вдребезги
В бугорок обетованной землицы
А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил ее пряником
Подманил ее пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке, словно ребёнок
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
СВОЮ НЕЛЮБИМУЮ КУКЛУ
Словно иней, сердобольный смех
Словно иней, сердобольный смех
Словно иней, сердобольный смех
Словно иней, сердобольный смех
Славно валиться на.
на.
на РУССКОЕ ПОЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Вечность пахнет нефтью
Про эти строчки уже было сказано, а потому повторяться нет смысла.
А на этом разбор главного философского трактата будет закончен, спасибо за внимание и помните, порой простой рокер может оказаться самым настоящим философским гением.