ритуалы на сон в год
Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает?
Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает?
Детские ритуалы в жизни ребенка очень важны. Они дарят ему предсказуемость и комфорт. Ритуал приема пищи, прощания с утра с папой, возвращения с прогулки домой и т.п. Рутина ограждает малыша от дополнительного стресса. В этой статье мы поговорим о важности вечерних ритуалов перед сном.
Ритуал перед сном — это рутинные действия, которые повторяются изо дня в день в определенной последовательности. Они призваны обозначить малышу границы и рамки укладывания. Поскольку дети не определяют время по часам, подобные действия являются для них лучшей подготовкой ко сну.
Ритуал необходимо проводить, как перед ночным, так и перед дневным сном. Но обычно дневной ритуал короче по времени и не включает в себя некоторые действия. Ритуал становится наиболее важен для деток к 4 месяцам, а знакомить малыша с ним стоит заранее. Но вводить в вашу жизнь ритуалы никогда не поздно = ) Возможно, вы уже сделали это.
Кстати, стоит различать ритуал укладывания и спокойное времяпровождение перед сном – это разные вещи. Мы предлагаем вам 15(. ) вариантов, из которых вы можете скомбинировать свой ритуал
Важные моменты детского ритуала перед сном:
Какие действия вы можете включать в ритуал:
Массаж. Его не обязательно делать профессионалу. Просто убедитесь, что в комнате комфортная температура, ваши руки чистые и теплые, ногти короткие. Используйте детское масло, можно с запахом лаванды. Поглаживайте малыша нежными движениями. Руки и ножки – сверху вниз, а животик по часовой стрелке.
Переодевание в пижаму. Это важная часть любого ритуала. Специальная одежда важна для ребенка, потому что она ассоциируется с процессом сна. Если малыш постарше капризничает, то одевание пижамы можно сделать особенным образом. Пусть он сам ее выберет из предложенных, или пусть сегодня это будет не пижама, а например, игрушечный «скафандр», одевая который, он отправится на кровати-ракете на Луну!
Выключение света. Темнота очень помогает выработке мелатонина, именно поэтому лучший вариант это полная темнота. При необходимости используйте слабый светильник красно-оранжевого цвета. Дети постарше могут выключать свет самостоятельно.
Включение белого шума. Белый шум – это монотонный звук, который позволит заглушить все бытовые шумы и увлечет малыша обратно в сон при кратковременном пробуждении. Многие малыши сами просят включить им: шшшш или жужуку. Звук белого шума важен еще и потому, что начинает ассоциироваться у малыша со сном.
Разговор с малышом. Отличное время перед сном, чтобы поговорить с ребенком о самом важном. Но не касайтесь в это время сильно эмоциональных тем, ведь наша задача не перевозбудить малыша.
Отличный пример ритуала. Игрушки нуждаются в отдыхе, и мы тоже. Можно помахать им ручкой, пожелать спокойной ночи или даже уложить в свои игрушечные кроватки. Вы можете выбрать игрушку для сна, только обязательно убедитесь в ее безопасности. Она должна быть мягкой и на ней не должно быть никаких мелких деталей, которые малыш может оторвать и взять в рот.
Рассказать малышу, что сейчас ночь и даже солнышко легло спать, все птички отдыхают до утра и т.д. Подобный ритуал не подойдет при раннем укладывании, например, что стоит учитывать, выбирая действия.
Очень нравится малышам просто полежать на маме живот-к-животу и обниматься. Дополнительные минуты нежности, если их не хватило днем, помогут малышу не звать для этих целей маму ночью.
Когда вы поете малышу колыбельную вы не только успокаиваете его, но и сосредоточены на нем, что не маловажно при проведении ритуала и успокоении ребенка. Если петь не хочется совсем, то используйте стишки-засыпалки, их можно рассказывать, например, одевая малышу пижаму.
Вечерние ритуалы для малышей
Эксперты сайта «Я – Родитель» уже делились способами укладывания ребенка, а также советами, когда это лучше делать. В этот раз мы более подробно рассмотрим разнообразные ритуалы перед сном для малышей разного возраста.
О том, что ритуал перед сном облегчает укладывание, знают многие. Однако не всегда понятно, какие именно действия выбрать в зависимости от возраста ребенка. Ведь купание, которое хорошо вписывается в ритуал в первые месяцы жизни ребенка, по мере взросления, перестает расслаблять малыша. Чтение книги – выбор для уже подросших детей, да и то не всегда, некоторые малыши не любят, когда им читают. В этом материале Я – Родитель расскажет о том, как можно сформировать индивидуальный ритуал перед сном, который полюбят и малыш, и родители.
Все ритуалы перед сном должны быть завершенными. То есть после финальной точки уже не должно быть игр и активных действий. Удовлетворите все нужды малыша заранее, и после завершения ритуала не идите на общение. Иначе ритуал не выполнит свою главную функцию – маркировку сна.
Будьте настойчивы и последовательны, и тогда через несколько дней ребенок примет эти правила, и уже сам с удовольствием будет ложиться спать после ваших совместных действий.
Ритуалы перед сном для детей от 0 до 4 месяцев
Начинать приучать малыша к вечернему ритуалу стоит с рождения, чтобы впоследствии ребенок не испытывал сложности с засыпанием или – тем более – его не тревожили ночные кошмары.
Начните ритуал с купания
Вечерний ритуал для младенца нужно начинать почти сразу после последнего дневного сна, чтобы ребенок не успел перегулять и возбудиться. Хорошо подойдет спокойное, расслабляющее купание. Если вы практикуете активное плавание и ныряние, то такие тренировки лучше проводить днем, а вечером, незадолго до ночного сна, либо вовсе отказаться от купания, либо проводить его в спокойной обстановке и стараться не «разыгрывать» и не перегружать ребенка.
Кормите ребенка в затемненной комнате
После купания самое время подкрепиться. Не важно, какой тип вскармливания вы выбрали. Кормление пред ночным сном лучше всего проводить в затемненной комнате, под негромкий, не превышающий 50 децибел, белый шум или спокойную привычную музыку. Можно спеть песню или рассказать стихотворение про сон. Часто в этом возрасте детки засыпают на груди или с бутылочкой. По возможности старайтесь класть в кроватку еще не спящего ребенка, тогда у него постепенно сформируется навык самостоятельного засыпания. Но пока настаивать не стоит: получилось – замечательно, уснул на груди или с бутылочкой – тоже хорошо.
Комментируйте действия ребенка по подготовке ко сну
Ребенка перед ночным сном успокаивает монотонное повторение мамой того, что происходит и будет происходить. Вы можете обозначать свои действия спокойным тихим голосом: «Сейчас я надену на тебя пижаму, потом ты покушаешь и будешь сладко спать. Вот ты уже в пижамке, сейчас покушаешь и крепко уснешь».
Соблюдайте последовательность действий
Важно помнить о последовательности действий. Она всегда должна быть одинаковой: вы вечер за вечером в одном и том же порядке вытираете ребенка после купания, надеваете подгузник, пижаму, пеленаете, кормите. Вы можете выбрать те действия, которые подходят в вашей ситуации, но очень важно соблюдать один раз выбранную последовательность.
Если повторять такие действия каждый вечер и стараться самой расслабляться во время ритуала, то малыш будет охотнее засыпать и крепче спать ночью.
Ритуалы перед сном для детей в возрасте 4–10 месяцев
В возрасте около четырех месяцев у детей меняется паттерн сна. И зачастую даже хорошо спящие малыши начинают чаще пробуждаться и с трудом засыпать.
Начните отказываться от кормления и купания как части ритуала
Кормление и купание уже можно и нужно выносить за рамки ритуала. Водные процедуры могут оказывать обратное действие на подрастающего малыша. Кроме того, во время купания очень просто пропустить признаки усталости, и малышу потом будет трудно уснуть из-за переутомления. Если же вы непременно хотите оставить традиционное купание как часть вечерних рутин, то разделите его и ритуал пред сном кормлением вне спальни. И уже после ужина отправляйтесь в спальню. По-прежнему хорошо использовать тихий белый шум или привычную спокойную музыку.
Вводите в ритуал дополнительные действия, сопровождающие отход ко сну
В возрасте от четырех до десяти месяцев можно и нужно вводить дополнительные действия с участием ребенка: вместе закрывать шторы и выключать большой свет, смотреться в зеркало и говорить «спокойной ночи» своему отражению, начинать рассматривать книжки с картинками, где все спят. По-прежнему прекрасной частью ритуала будет мамина песня или стихотворение про сон.
Выберите игрушку для засыпания
На роль такой игрушки подойдет проектор со звездным небом или меняющимися картинками и тихой музыкой. Игрушка поможет ребенку спокойно оставаться в кроватке, а через некоторое время сама выключится.
Ритуалы перед сном для детей в возрасте 10 месяцев – 1,5 года
В этом возрасте ребенок может и хочет все более активно принимать участие в ритуале.
Начните читать ребенку «сонные» книжки
Для многих детей именно сейчас наступает время музыкальных «сонных» книг, где все животные и малыши ложатся спать. Пока ребенку не важен текст, а вот картинки – то, что может заинтересовать и настроить на спокойный лад. Но не переживайте, если малыш еще не проявил интереса к книгам.
Разговаривайте с ребенком перед сном
Не менее хорошей составляющей ритуала будет общение мамы или любого заботливого близкого взрослого с ребенком. Вы можете носить малыша на руках, рассказывать о том, как прошел день.
Выберите мягкую игрушку, связанную с отходом ко сну
Именно в этом возрасте ребенок скорее всего с радостью примет собственного друга по сну. Выберите или купите максимально безопасную, без мелких и твердых деталей, мягкую игрушку, познакомьте с ней малыша, расскажите, что теперь этот друг будет охранять сон малыша и сам нуждается в том, чтобы малыш его укладывал. Важно, чтобы игрушка жила в кроватке и не участвовала в повседневных играх.
Ритуалы перед сном для детей в возрасте от 1,5 лет и старше
С полутора лет дети уже готовы к длительным ритуалам и чтению пред сном.
Начинайте читать ребенку сказки
Сложность и продолжительность сказок можно увеличивать постепенно. И вначале хорошо, если это по-прежнему будут истории про сон. Сейчас довольно большой выбор книг именно для вечернего ритуала.
Очень важно заранее обозначать продолжительность чтения. Например, это могут быть две сказки или 15 минут. Важно предупредить малыша об этом и не менять свое решение. Впрочем, вы можете пойти на небольшую хитрость: изначально предложить только одну историю или пять минут чтения, а когда ребенок будет просить больше, то согласиться на еще одну сказку или еще пять минут. Вы будете знать, что чтение будет дольше, но своим согласием поможете ребенку почувствовать его значимость и то, что его пожелания учитывают.
Выберите спокойные игры, которые понравятся малышу
Если малыш не хочет читать, можно предложить другие спокойные виды деятельности перед сном. Нежелательно, чтобы это были мультфильмы и активные действия. Вот несколько неплохих вариантов: складывание простого пазла, укладывание спать игрушек, рассказ о прошедшем дне и планирование следующего, одна или две партии спокойной карточной игры по типу «лото».
Вы можете придумать какой-то уникальный ритуал. Попробуйте сочинять сказки про игрушки вместе с малышом или заранее прятать под подушкой какой-то предмет и предлагать ребенку угадать, что это, а затем сочинить историю про этот предмет. Подойдите к созданию ритуала творчески, и ребенок это обязательно оценит!
Необходимая составляющая любого ритуала – расслабленное состояние родителей. Постарайтесь не спешить и провести это время в максимальном внимании к малышу. Следите за тем, чтобы выбранные действия приносили удовольствие и вам. Так, если мама не любит петь, то лучше обойтись без колыбельных. Ведь ритуал перед сном – это то, что предстоит делать каждый вечер на протяжении нескольких лет.
О том, что делать, если ребенок боится спать один, рассказывает эксперт сайта «Я – Родитель» детский психолог Николай Лукин:
Какая в мама? Узнайте, пройдя тест на сайте «Я – Родитель»!
Возрастные аспекты навязчивых состояний
Навязчивые состояния у детей
Одним из первых навязчивые состояния у детей описал P. Janet (1903), представив типичные симптомы этого расстройства у ребенка 5 лет и при этом отметив, что при навязчивостях у детей имеет место определенная особенность когнитивных процессов, как бы «парализующая» те функциональные способности мозга, которые препятствуют возникновению обсессий. L. Kanner в 1935 г., в Германии выступил с сообщением, в котором обрисовал классические симптомы обсессивно-компульсивного расстройства и сформулировал его основные диагностические критерии. Он также предложил психологическую теории происхождения навязчивых состояний, подчеркнув, что последние являются следствием или «сверхдозой перфекционизма родителей», которые стремятся воспитать «правильных детей» и защитить их от воображаемых опасностей жизни. L. Kanner отметил «героические усилия» детей противостоять навязчивостям, попытки обнаружить и объяснить причину их появления, сделать что-либо как можно лучше и совершеннее. L. Berman (1942) подробно описал четыре случая обсессивно-компульсивного расстройства у детей, при этом обнаружив клиническое сходство содержания навязчивых состояний у детей и взрослых, в частности, касающихся сексуальных перверсий, боязни смерти родителей и навязчивого счета.
L. Despert в 1955 г. опубликовала статью, посвященную дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного невроза и шизофрении. Среди 400 больных, отметивших у себя признаки навязчивых состояний, она в в 70 случаях выявила обсессивно-компульсивный невроз. Автор обнаружила, что мальчиков с навязчивыми состояниями было в 3 раза больше, чем девочек. Кроме того, в исследовании была доказана эффективность психотерапии, способствующей более быстрой редукции тревоги и депрессии.
S. Freud (1909-1913) неоднократно описывал детский «обсессивный невроз», придерживаясь своей теории «прегенитальной сексуальной организации», он отмечал важную роль в генезе навязчивых состояний у детей «конституциональное» влияние наследственности и перенесенного стресса. A. Freud (1965), исследуя клинические проявления навязчивых состояний, высказала точку зрения, согласно которой симптомы этой патологии часто выступают изолированно, а обсессии, связанные с ритуалом «отхода ко сну» и компульсии счета, встречаются у детей, отличающихся импульсивным поведением.
A. Kaufman (1979) выявил у детей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством когнитивную ригидность, относительно слабую способность к интеграции внешних стимулов.
Для детей в возрасте от 4 до 10 лет достаточно характерны повторяющиеся варианты или стереотипы поведения, например, такие, как периодически, возникающая потребность в счете, мелкие движения рук, собирание и коллекционирование. Иногда дети часто прикасаются к одним и тем же вещам, обходят трещины на асфальте, перешагивают через ступеньку, наступают на клетки кафельной плитки в определенной последовательности.
Все это, конечно, нельзя назвать ритуалами, поскольку данные действия не предназначены для защиты от какой-либо опасности, сравнительно кратвовременны, слабо выражены и не сопровождаются сильным аффектом, тревогой.
Некоторую склонность или предрасположенность к навязчивым состояниях у детей можно заметить в навязчивых повторениях одних и тех же слов или поступков, сомнениях относительно правильности или неправильности собственных действий, повторяющихся вопросах, в магическом представлении об окружающем мире, боязни наказаний и, склонности к антитезам, обрядам и играм, отличающимся сложными церемониями, приверженностью ко всякому роду табу.
При отсутствие тревожно-мнительных и боязливых черт характера, дети сравнительно легко преодолевают все эти навязчивости, напротив, при неуверенности в себе, повышенной тревожности и ранимости, легко формирующимся чувстве вины и угрызениях совести развиваются более стойкие навязчивые состояния. По большей частью тревожно-мнительные черты характера, отчасти передаются по наследству, отчасти воспитываются, в условиях гиперопеки со стороны тревожной матери или бабушки, придерживающейся строгих правил.
Навязчивые состояния у детей обычно выражаются или в форме навязчивых фобий или ритуалов, но чаще всего встречаются смешанные состояния.
Детские обсессии
Детские компульсии
Сравнительно редко навязчивые состояния у детей начинают проявляться навязчивым счетом.
У детей дошкольного возраста фобии возникают реже чем навязчивые действия (повторение движений, выкрики слов и пр.), так как ребенку трудно осознать характерный для навязчивого состояния компонент чуждости переживаний собственному «Я».
При невротических фобиях обычно выявляются хронобиологические и содержательные связи со стрессовой ситуацией. Детские фобии, вообще, в большинстве случаев носят навязчивый, а не сверхценный характер. Защитные действия как бы «спаяны» со страхами и составляют с ними единое целое. При шизотипическом расстройстве фобии, напротив, в большинстве случаев носят сверхценный характер и характеризуются беспредметностью, быстрой генерализацией, «обрастанием» идеаторными навязчивостями, близкими по своим проявлениям к психическим автоматизмам и ритуалами (Гордеева Е.А., Казанцева Э.Л., 2010).
Патологические страхи у дошкольников отличаются скудным интеллектуальным содержанием, отсутствием критики к ним, ограничиваются специфическими и ипохондрическими фобиями, паническими расстройствами. С увеличением возраста возрастает сложность, полиморфизм и степень завершенности фобических расстройств. Клинически более очерченный фобический синдром формируется, начиная с младшего школьного возраста: появляются социальные фобии, элементы критики к патологическим страхам.
В пубертатном периоде доминируют нозофобии, социальные фобии. В подростковом возрасте может развиться и агорафобия (Казанцева Э.Л., 2010).
Фобии у подростков отличаются определенной специфичностью. Изолированные фобии абстрактного содержания (глубины, высоты, темноты) носят архаический характер, наследственно детерменированы, воспринимаются пациентом как часть его сущности и не приводят к дезадаптации, требующей терапевтической коррекции. К подобным фобиям примыкают фобии природных катаклизмов и техногенных катастроф, не затрагивающих подростка. Эти фобии имеют социогенный генез, воспринимаются как абстрактные, не соотносятся с душевными болезнями, наследственной предрасположенностью, изменчивы по фабуле и редко сопровождаются избегающим поведением. Обычно они также не требуют особого терапевтичсекого вмешательства. Фобии, формирующиеся по механизму реактивного образования определяются значимой для подростка стрессорной ситуацией и личностной структурой с выраженным сензитивным радикалом, впечатлительностью, неуверенностью в себе.
Такие фобии нозологически специфичны, отличаются склонностью к пролонгированному ундулирующему течению и часто коморбидны с расстройствами аффективного спектра. Лечение данных фобий аналогично терапии протрагированных реактивных и невротических расстройств. Фобии в структуре шизотипического расстрйоства обычно представляют собой сложный синдром, с тенденцией к трансформации, отражающей прогредиентность вялого шизофренического процесса. Они редко определяют картину острых жпизодов шизофрении (Мазаева Н.А., Головина А.Г., 2010).
У мальчиков навязчивые состояния проявляются более ярко, чем у девочек, у первых также чаще, чем у вторых навязчивости сопровождаются различными тиками (Leonard H., et.al., 1992).
У детей раннего и дошкольного возраста одно из наиболее распространенных навязчивых действий — сосание пальца, нередко оно носит компенсаторный характер, снимая чувство тревоги. В стрессовых ситуациях или перед засыпанием ребенок, чаще воспитывающийся в условиях депривации, для успокоения совершает это навязчивое действие.
Навязчивые состояния у детей обычно возникают в позднем периоде детства, но, как отмечалось раньше, могут появиться и раньше, например, в возрасте 2-5 лет. Отчасти время возникновения навязчивых состояний зависит не только от возраста ребенка, но и от его интеллекта, достижения определенного уровня самосознания, необходимого для особого отношения формирующийся личности к навязчивым явлениям. Нередко в процессе формирования навязчивых состояний у детей можно проследить два этапа, первый проявляющий себя отдельными невротическими реакциями и второй — представляющий из себя уже достаточно стойкое невротическое расстройство.
Наиболее распространенный вариант ритуалов у детей повторяющееся мытье рук, наиболее частые навязчивости — боязнь загрязнения или заражения какой-либо болезнью от знакомых и родных, затем следует стремление к порядку, проявления агрессии и стремление располагать предметы симметрично (Franklin M. et. al. 1998). Нередко ключевыми стимулами или триггерами для боязни загрязнения становятся грязные предметы.
Одна из частых навязчивых фобий младшего детского возраста — страх мелких острых предметов (иголки, спицы и пр.).
У детей также отмечены случаи клаустрофобии, а также навязчивые состояния, касающиеся ритуала одевания и еды.
У детей 5-7 лет простые фобии обычно касаются страха темноты, школы, смерти животных, насекомых, острых предметов.
Почти в 90% случаев эти фобии возникают на сравнительно короткий отрезок времени, проходят самостоятельно и не нуждаются в терапии (Last C.et.al., 1997).
В большинстве случаев дети обычно скрывают от родителей свои ритуалы. Однако, при выполнении домашней работы, заданных на дом уроках, обнаруживается, что дети работают непродуктивно и много времени тратят на ненужные ритуалы, например, тщательно выводят буквы или цифры, повторяют одни и те же фразы, долгое время не ложатся спать, тщательно расскладывают вещи в определенном порядке, повторяют одни и те же движения при ходьбе, однотипно вздыхают, неоправданно медленно добираются из школы домой.
У детей мы чаще встречаемся с ритуалами (по большей частью тактильными), чем с навязчивыми мыслями или влечениями. Вероятно, это связано с тем, что у детей недостаточно сформирована когнитивная сфера и они не всегда могут правильно интерпретировать, точно выразить словами свои переживания. Справедливо предположение, что если это качество имеет место у некоторых взрослых, то в этом случае с большей вероятностью мы можем ожидать появление ритуалов.
По мнению Ю.Ф. Антропова (2010) навязчивые идеи в детском возрасте в изолированном виде встречаются относительно редко и обычно выступают в атипичной рудиментарной форме без достаточно выраженного переживания их чуждости и без полной критики. К рудиментарным идеаторным навязчивостям у детей старшего дошкольного возраста можно отнести стремление многократно задавать однотипные вопросы, не имеющие познавательной цели или даже бессмысленные: «Почему бумага белая?», «Зачем вода капает? И т.п. ». При этом дети даже не дожидаются ответа, стереотипно повторяя один и тот же вопрос. В.М. Башина (1980) встречала эти навязчивости при детской шизофрении у детей 3-6 лет, причем нередко рудиментарные навязчивые опасения здесь сочетались с повторяющимися бесцельными движениями — рудиментарными моторными навязчивостями. Такие опасения рассматривались как рудименты навязчивых феноменов, так как при них отсутствовало переживание ребенком их чуждости и стремление к преодолению.
В.В. Ковалев (1985) отмечал однообразные вопросы при пограничных состояниях, полагая, что эти навязчивости занимают промежуточное место между рудиментарными моторными (речедвигательными) и идеаторными навязчивостями.
Навязчивые действия детей чаще всего проявляются изолированными элементарными движениями и действиями (наморщивание лба, облизывание губ и т.п.). Они могут быть и более сложными, представляя из себя последовательность нескольких элементарных навязчивых действия или мнококомпонентные сложные ритуалы отвлеченного или заклинательного характера, направленными на борьбу с фобиями или сомнениями.
В этиологии навязчмвых состояний у детей генетический фактор играет большую роль, чем у взрослых пациентов. В то же время частые случаи регистрации навязчивостей в одной и той же семье могут свидетельствовать о своего рода обучении одним членом семьи другого.
В генезе навязчивых состояний просматривается роль инфекционного заболевания, в первую очередь, стрептококковой (бета-гемолитический стрептококк) инфекции носоглотки.
Обычно пациенты, страдающие от стрептококковой инфекции начинают демонстрировать навязчивые состояния на 3-4 года раньше, чем другие дети, страдающие от навязчивостей, например, возникших на фоне органического поражения мозга в следствии неблагополучных родов. Кроме того, на роль инфекционного фактора указывает обострение симптоматики в вечернее время суток и явно рецидивирующий характер течения болезни (Swedo S., et. al., 1989). Врачу также следует учитывать тот факт, что при навязчивостях, возникающих в результате нейроинфекционного процесса, отмечается выраженная эмоциональная лабильность, выраженная реакция тревоги в случае отделения от родителей, моторная гиперактивность, импульсивность и рассеянность по времени соотносимая с обострением стрептококковой инфекции (Swedo S., et. al., 1998).
Почти в 90% случаев у ребенка, страдающего навязчивыми состояниями можно обнаружить проблемы, касающиеся учебы, ситуации в семье или трудности общения со сверстниками (Piacentini J. et. Al., 2003).
В патогенезе навязчивостей у детей наиболее важное место занимают изменения со стороны серотонинергической системы, дисфункция в базальных ганглиях и аутоиммунные нарушения. В качестве примера можно привести навязчивые состояния при синдроме Туретта или хореи Сиденхама. В последнем случае наряду с инфекционным возбудителем — бета-гемолитический стрептококком группы А, прослеживаются и аутоиммунные изменения.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста, особенно при слабости интеллекта навязчивости могут возникать под воздействием острых психических травм, сопровождающихся испугом. «Невроз испуга» (Сухарева Г.Е., 1959), первоначально проявляющий себя как бы сверхценными образованиями в дальнейшем приобретает характер навязчивых страхов (Сканави Е.Е., 1962).
Навязчивые действиия имеют неоднозначный патогенез на разных этапах течения заболевания. При шизофрении они сначала носят защитный характер ритуалов, а в дальнейшем, когда эмоциональный компонент исчезает, превращаются в двигательные и речевые автоматизмы (Сухарева Г.Е., 1974).
Дети с навязчивостями стараются уклониться от домашней работы и выполнения домашних обязанностей, причем чем интенсивнее проявляют себя навязчивые состояния, тем больше семейных проблем, не зависимо от пола и возраста ребенка.
Навязчивые состояния у детей нередко сочетаются с расстройствами депрессивного и тревожного спектра. У подростков, обычно под влиянием сильных переживаний, может появиться навязчивое влечение к самоубийству.
Также сравнительно часто, по-видимому, не менее чем в трети случаев навязчивости сопровождаются различными тиками.
Тики, как и навязчивые действия, у детей особенно ярко проявляют себя на фоне эмоционального напряжения, которое как бы снимается двигательным разрядом или усиливается при задержке навязчивого движения.
Течение невротического варианта навязчивых состояний различно, от быстрого нарастания симптоматики, до медленно прогрессирующего, волнообразно светлые промежутки могут сменяться периодами обострения болезни
Первое время дети могут скрывать свои навязчивости, пытаясь бороться с ними за пределами дома, но затем активно привлекают родителей к участию и выполнению ритуалов, совместно с кем-то из родителей, обычно матерью, копаются в возможных причинах возникновения навязчивых состояний, нередко просят утешить или поддержать их в борьбе с ними.
Обычно у детей младшего возраста критическое отношение к навязчивым состояниям может отсутствовать. На первый план здесь выступает эмоциональный компонент переживаний (слезы, крики) и психомоторное возбуждение.
Замечено, что, вероятно, в силу недостаточной развитости критических способностей, для детей характерным признаком навязчивостей является чувство облегчения, возникающее после выполнения всякого рода ритуалов (Булахова Л.А., Саган О.М., 1985).
Нейропсихологические исследования детей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством показали большой разброс полученных результатов и отсутствие отчетливой корреляции между выраженностью навязчивых состояний и нейропсихологических нарушений (Bechar D., et. Al., 1984).
В психолингвистическом исследовании C. Ludlow et., el. (1989) было продемонстрировано, что тесты на краткосрочную память при анализе показателей вербальной памяти путем предъявления слов визуально или аудиально, не обнаруживают отклонение от нормативных показателей, однако, при предъявлении изолированных зрительных стимулов дети, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, начинают испытывать затруднения в их запоминании.
У подростков преобладают фобии, связанные с сознанием своего физического «Я», навязчивые страхи болезни или смерти (от удушья или остановки сердца), страх подавиться во время приема пищи, боязнь покраснеть. Страх за собственное здоровье нередко переносится на близких и выступает в форме страха за здоровье родителей (Ковалев В.В., 1979).
Хульные и кощунственные мысли, противоречащие нравственным установкам подростка, могут возникать в тех случаях, когда воспитание носит достаточно требовательный характер и осуществляется не родителями подростка, а представителями более старшего поколения.
У заикающихся подростков может сформироваться навязчивый страх речи.
E. Kraepelin (1915) в свое время описал, возникающий у подростков «невроз ожидания», проявляющий себя тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия, а также нарушением последнего при попытке его выполнения (Свядощ А.М., 1971). В.В. Ковалев (1979) относит к «неврозу ожидания» страх устных ответов в классе, возникающий у ребенка хорошо подготовленного к уроку. По мнению автора, явления невроза ожидания нередко присоединяются в качестве вторичных расстройств к другим невротическим нарушениям, например, к невротическому заиканию и энурезу, невротической бессоннице, что усугубляет первичные невротические расстройства.
Содержание навязчивых мыслей может меняться по мере взросления ребенка. В подростковом возрасте встречаются навязчивые состояния содержание которых носит сексуальный или религиозный характер.
Навязчивые состояния у детей могут фиксироваться как в структуре обсессивно-компульсивного расстройства, так и при других расстройствах тревожного спектра («тревога сепарации», социальная фобия, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство) и депрессии.
Вообще, навязчивые состояния не имеющие отношения к обсессивно-компульсивному расстройству регистрируются почти у трети пациентов детского возраста.
Книга «Навязчивые состояния»