ритуалы которые связаны с приобщением верующих к священному миру носят название
Исследование религии в работах Эмиля Дюркгейма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:49, курсовая работа
Краткое описание
Тему религии затрагивали в своих социологических теориях многие классики социологии. Макс Вебер рассматривал религию в тесной связи с функционированием капиталистического общества, отношениями в нем и хозяйственной деятельностью. В его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной, прежде всего экономической организацией жизни людей. В социологии религии Вебера четко выражена соотнесенность духа капитализма и духа протестантизма.
проба.docx
Дюркгейм разработал теорию ритуалов, выявил их разные типы и общие функции. Основными типами ритуалов являются следующие:
— мемориальные (заключаются в воспроизведении эпизодов из жизни мифического предка или группы как напоминании о связи с прошлым и будущим.
Из этих обрядов произошли позднее драматические представления и игры);
— искупительные (такие обряды вводят в сознание индивидов элементы страха, печали, озабоченности, как бы очищая таким образом человека от его грехов).
Среди основных функций, свойственных обрядам разного типа, Дюркгейм называет:
— дисциплинарную или подготовите льную (ритуальная церемония подготавливает индивида к социальной жизни, культовая практика помогает тренироваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества);
— цементирующую или сплачивающую (совершая ритуалы, группа периодически заново утверждает себя, обряд восстанавливает социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни);
— воспроизводящую, транслирующую (обряд способствует поддержанию традиций, обновлению веры, передаче и укреплению ценностей);
— эйфорическую или воодушевляющую (состоит в создании условий для социальной эйфории, т.е. радостного чувства социального благополучия. Эта функция особенно важна, когда группа переживает состояние социального неблагополучия).
Интересно в этой связи, что жизнь австралийских племен в зависимости от времени года делится на два периода. На протяжении первого периода они живут, разбившись на небольшие изолированные друг от друга группы, занимаясь рыбной ловлей и охотой, добыванием средств к существованию, иногда весьма трудному и скучному. Второй период, наступающий после дождей, характеризуется тем, что рассеянные кланы собираются вместе и обычная монотонная жизнь сменяется “праздником жизни”. Пища запасена, и теперь временно можно не трудиться. Одного факта соединения тут уже достаточно, чтобы нарушить обычное течение жизни и повысить ее тонус и темп.
Солидарность, которая определяется тем, что большая часть общественной жизни управляется социальными императивами и запретами, которые подчиняют и регулируют поведение индивидов как стоящая над ним сила, Дюркгейм и называл “механической”. Коллективное сознание здесь не просто покрывает большую часть индивидуального существования, но выражается в общих переживаниях и установках, в строгости наказания, налагаемого на нарушителя запретов. Строго и подробно регламентируется, что и как следует делать и во что верить. Элементарные формы религиозной жизни присущи исторически раннему типу коллективистского общества, где единство реализуется как единообразие, где индивид стремится быть частью целого, где добродетель заключается в том, чтобы быть как все.
Итак, действительно, самой крупной работой всего немалого социологического творчества Э.Дюркгейма выступает его книга “Элементарные формы религиозной жизни”. Социолог отстаивал особый характер социальной реальности и ее первостепенное значение в формировании и регуляции сознания и поведения человека. Исходя из этого, он провозгласил религию социальным явлением. Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, а которые прививаются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь свои формы.
РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Религия является объектом исследования целого комплекса общественных наук, получившего название «религиоведение». Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов, основными среди которых являются философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии. В целом религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены (как они представали в истории общества), взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.
В некоторой степени их взгляды дополняют друг друга.
1.1 Теория Карла Маркса
1.2. Теория Эмиля Дюркгейма.
• мемориальные(воспроизведение эпизодов из жизни мифического предка или группы как напоминание о связи с прошлым и будущим;
из этих обрядов произошли позднее драматические представления и игры);
• искупительные(вводят в сознание индивидов элементы страха, печали, озабоченности, «очищая» таким образом человека от его грехов).
Среди основных функций,свойственных обрядам разного типа, Дюркгейм называет:
• дисциплинарную, или подготовительную (ритуальная церемония подготавливает индивида к социальной жизни; культовая практика помогает тренироваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества);
• цементирующую(совершая ритуалы, группа периодически заново утверждает себя; обряд восстанавливает социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни);
• воспроизводящую(обряд способствует поддержанию традиций, обновлению веры, передаче и укреплению ценностей);
• эйфорическую(состоит в создании условий для социальной эйфории, т.е. радостного чувства социального благополучия; эта функция особенно важна, когда группа переживает состояние социального неблагополучия).
Все функции служат поддержанию и укреплению социальной солидарности членов социальных групп. По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает: обряды и ритуалы занимают все меньшую часть человеческой жизни, традиционная религия находится на грани исчезновения («старые боги умерли»). Вместе с тем он заявлял, что в определенном смысле можно говорить о сохранении религии в измененной форме. Даже общества современного типа испытывают потребность в ритуалах, которые бы подтверждали их ценности и обеспечивали бы прочность их положения. Следовательно, возможно появление новых обрядов и ритуалов, которые, как следует ожидать, заменят устаревшие и отжившие.
1.3 Теория Макса Вебера.
Вебер предпринял масштабное исследование мировых религий (т.е. тех, которые имели и имеют наибольшее число последователей, оказывали и оказывают наибольшее влияние на ход мировой истории). Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В «Протестантской этике и духе капитализма», впервые опубликованной в 1904-1905 гг., и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада. Веберу удалось органически связать конкретно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни социологического исследования.
Христианство Вебер характеризует как «религию спасения», подразумевая веру в возможность спасения тех, кто придерживается христианства и соблюдает его заповеди. Крайне важным для христианства является понятие о греховности и его преодолении через милость господню. Эти представления вызывают в среде верующих напряженность и эмоциональную динамику, которая совершенно отсутствует в восточных религиях. Религии спасения имеют революционный аспект. В отличие от восточных религий, которые воспитывают у верующих пассивное, созерцательное отношение к существующему порядку вещей, христианство стимулирует непрестанную борьбу с греховностью. Это, в свою очередь, поощряет борьбу с существующим порядком вещей. Появляются религиозные вожди (подобные Иисусу), которые истолковывают установившиеся догматы таким образом, что бросают вызов сложившейся структуре власти.
Конспект урока, презентация урока ОРКСЭ по теме «Религиозные ритуалы».
Выбранный для просмотра документ Урок.docx
Урок № 20 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: Формирование толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур.
-Познакомить учащихся с понятиями «обряд», «ритуал», «таинства».
-Воспитание чувства уважения к людям различной национальной и религиозной принадлежности.
-Развитие у учащихся способностей общения, выстраивания отношений с окружающими их людьми.
Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с пособием.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
Средства наглядности: презентация Microsoft Offiсe Power Point изображением религиозных ритуалов и обрядов.
Основные термины и понятия: Обряды. Ритуалы. Таинства.
1. (слайд № 1) Выступление учителя: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы. Вы узнаете, какие религиозные ритуалы и обряды существовали в древние времена, как они возникли, а также какие ритуалы и таинства существуют сейчас в христианской религии. Но вначале мы с вами вспомним, как на Руси было принято христианство.
— ( слайд № 2) При каком князе в Киевской Руси было принята христианская религия? (ответ – Киевский князь Владимир)
— Что предшествовало этому событию? Может, князю Владимиру предлагались и другие религии?
— В каком году это произошло? (ответ – 988 г.)
— Мы говорили о том, что церковь внесла большой вклад в культуру и процветание России. Какие культурные изменения произошли на Руси с принятием христианства? (ответ – создание первых школ, алфавит Кирилла и Мефодия, строительство храмов, появление иконописи)
-Вспомните , в каком веке и на какие церкви разделилось Христианство (ответ – в XI веке на Православную и Католическую церкви) (Демонстрация слайда № 6 с изображением католического и православного храмов)
— Скажите, какой из этих храмов католический, а какой православный?
2 .Запись в тетради темы урока :
Запишите в тетради число и тему урока: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». (слайд № 7)
— А сейчас я предлагаю посмотреть видео об открытии одного из выдающихся памятников первобытного искусства – пещеры Альтамира. (Начать рассказ можно об открытии одного из выдающихся памятников первобытного искусства – пещеры Альтамира (http://www.abc-people.com/typework/art/doc-1.htm). Это даст прекрасную возможность захватить внимание учащихся).
— Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд? (ответы учащихся)
-Ответьте на вопрос, как древний человек добывал себе пропитание? (ответ – занимался охотой). (Слайд№ 10)
Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. (слайд № 11) Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.
Так же первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды. (Слайд № 12)
— Ребята , как вы понимаете словосочетание «религиозные обряды»?
Запись в тетради: Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром.
-Ребята, как называют людей, которые руководили обрядами? (ответ – колдуны, маги, жрецы)
-Откройте учебники на стр. 52 и прочитайте 4 – й абзац.
слайд №13 стр. 53 в учебнике. «Это интересно». (читаю со слайда)
— Никита, продолжи читать.
Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.
— Давайте с вами прочитаем в учебнике на стр. 53 2 абзац, какие бывают обряды.
— Какие обряды бывают?
— Что значит коллективные? Индивидуальные? Ежедневными? Еженедельными? Календарные? Событийные?
Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. (слайд № 13) Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).
Запись в тетради: Молитва – это обращение верующего к Богу.
4.- Прочитайте в учебнике на стр. 54 обряды, которые относятся к христианству.
5. Практическое задание. Соберите весь материал о ритуалах христианства в таблицу. Проверка.
6. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. Вопросы к учащимся:
-Что вы можете рассказать своим родителям или друзьям о возникновении ритуалов или обрядов?
-Что вам запомнилось из услышанного на сегодняшнем уроке?
7.Закрепление основных понятий урока.
-Что такое обряды (ритуалы), и как они возникли?
-Как назывались люди, которые руководили обрядами?
-Что является главным ежедневным обрядом во всех религиях?
-О каких христианских таинствах вы узнали?
На следующем уроке мы продолжим изучение этой темы. Вы узнаете о религиозных ритуалах и обрядах других религий (иудаизма, ислама, буддизма).
8. Задание на дом: Расскажите членам семьи или друзьям о том, что вы узнали сегодня на уроке.
Конспект урока №11 «Человек в религиозных традициях мира»
«Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс»
А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е. С. Токарева.
Урок №11 «Человек в религиозных традициях мира»
Васильева Ольга Алексеевна
Урок №11 «Человек в религиозных традициях мира»
Цель урока: освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей; обогащение имеющихся знаний.
Задачи (относящиеся к деятельности учителя) обучающие:
— дать определения основным понятиям религиозной культуры (молитва, таинство, намаз, мантра),
— дать понятие о том, что делают верующие люди для общения с Богом;
— воспитывать уважительное отношение к людям разных вероисповеданий и их традициям;
развивающие:
— развивать умение устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей,
-сравнить различные религиозные традиции: определять схожесть и различие.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
предметные : знать содержание понятий молитва, таинство, намаз, мантра; рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама, иудаизма;
метапредметные : понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять учебные задачи на последующие уроки; читать и осмысливать содержание прочитанного текста, соотносить его с личным опытом;
личностные : с уважением относиться к религиозным ритуалам; понимать важную роль религиозных таинств для верующего человека.
Пусть пойдет он вам впрок,
— Сегодня наш урок я хотела бы начать с одной притчи. Послушайте ее внимательно.
-Какова главная мысль этой притчи? (Общение – это редкое богатство!)
— Дети, подберите, пожалуйста, к слову «общение» однокоренные слова. (община, общий, общительный, сообщник, сообща, общежитие. ).
-А как человек общается с Богом? Что человеку помогает в этом общении? (молитва)
Введение темы урока. Постановка цели и задач урока.
— Дети, прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока. (Человек в религиозных традициях мира).
— Цель нашего урока поставлю я – узнать, что делают люди, принадлежащие к разным религиозным традициям, для общения с Богом, а вот задачи попробуйте поставить вы. В этом вам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, его на странице 28.
Изучение нового материала.
— Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.
— Дети, предлагаю вам поработать по учебнику и заполнить таблицу. Она есть у каждого из вас на парте. А кто-то будет выходить и заполнять ее на доске.
Тест № 12-13 «Священные сооружения» (к уроку № 12, 13) 2015
Религиозные обряды (действия, ритуалы) способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.
Какие сооружения верующие считают священными:
а) это постройки, в которые ходят люди
б) это сооружения, в которых верующие совершают ритуальные действия
в) это сооружения, к которых люди объединяются для каких-либо целей
Каково назначение священных сооружений верующих:
а) для совместного участия в ритуалах
б) для совместного проведения досугов
в) для совместного празднования значимых событий
а) здание у древних племен для проведения ритуальных обрядов
б) место у древних индусов для общения с Буддой
в) переносной шатер у древних евреев для молитв богам и принесения жертв богам
а) самое крупное древнее сооружение из камней для молитв
б) самое крупное сооружение для молитв в Англии
в) собранные вместе и поставленные в определенном порядке сооружения из камней
Как называется знаменитое сооружение, которое построили древние иудеи в Иерусалиме?______________________________________
а) «дома свиданий» для совместного чтения книг
б) «дома собраний» для совместных молитв и чтение Священного писания
в) «сооружения древних иудеев для молитв
Различаются синагоги по своему внутреннему устройству:
8. Сколько фитилей всегда должно быть в миноре:
а) каменные коридоры
б) подземные гробницы
в) захоронения древних иудеев
Как называются христианские храмы?__________________
Что венчает кровлю почти всех христианских храмов?_______________
Какое сооружение часто примыкает к храму?_______________________
Ниша (михраб) — это__________________________________________
Кто руководит молитвой в мечети?_______________________________
Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ?
Какие условия должен соблюдать верующий мусульманин, когда заходит в мечеть для молитвы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как был похоронен Будда?
б) захоронен в земле
в) сожжен на погребальном костре
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-132772
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.