рисунки египтян на стенах
Рисунки египтян на стенах
В Древнем Египте живопись наносилась на любую основу при строгом соблюдении установленных канонов, будь то для украшения стен храмов, гробниц или любого предмета погребального назначения. Справа — стела (расписанное дерево, 23 х 18 см), которая хранится в Столичном музее Нью-Йорка и была найдена в гробнице писца Афенмута, должностного лица времен XXII династии, в Фивах. Декоративной темой данной части является культ Солнца. Б лю-кете солнечный диск пересекает небо на своей лодке, в то время как внизу Ра-Горахте, Владыка Неба с головой сокола, принимает угощение и восхваления от Афенмута
астенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи была стена с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносятся непосредственно на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Различие между живописью и рельефом почти отсутствует, потому как правила изображения идентичны в обоих случаях, а обе эти техники настолько связаны между собою, что могут изучаться вместе.
Размещение росписей и рельефов (внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен) подчиняется строгим нормам, диктовавшимся жрецами. Для египтян изображение выступало как бы двойником действительности. Благодаря изображенным в гробницах сценам усопшим гарантировалось то, что и в загробной жизни они будут располагать теми же благами, которыми пользовались также в жизни земной.
В Древнем Египте цель живописи и рельефа состояла в том, чтобы увековечить жизнь усопшего в потустороннем мире. Поэтому художественный интерес как таковой отсутствовал. По этой причине египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств или эмоций. Как в живописи, так и в рельефе имеются два основополагающих принципа, которые воплощены во всех изображениях: правильность геометрических форм и созерцание природы. В процессе работы художник следует образцу, методу с жесткими правилами. Темы же всегда одни и те же.
С другой стороны, магические достоинства изображения и живописи в значительной степени зависели от качества росписи, и отсюда та тщательность, с которой они выполнены, притом, что качество графики имеет такое же важное значение, как и заключенное в их формах содержание. В живописи образ и слово сосуществуют, и сцены всегда сопровождаются иероглифами, поясняющими смысл изображения. Сочетание форм живописи и надписи являет собой совершенство. Графика придает силу до такой степени, что живопись и рельеф кажутся одним большим иероглифом, в котором гармонично сосуществуют пиктограммы и фигуры. Это впечатление усиливается применением дополнительных надписей, наподобие повествовательных полос на нейтральном фоне.
1. Правила в изображении человеческой фигуры
Сцена на одном из папирусов ‘Книги мертвых’, которая хранится в Египетском музее Турина (Италия). Эта знаменитая книга, нарисованная и написанная во времена XVIII династии, являет собой великолепный пример высокого уровня развития и совершенства, которого достигла живопись в Древнем Египте. Воспроизведенная здесь сцена позволяет оценить нормы, установленные для того, чтобы различать при помощи цвета кожи или размера и расположения персонажей один пол от другого н разные социальные ранги
Самое главное при изображении фигуры человека — это то, чтобы можно было прекрасно различить каждую из частей тела. Так, чтобы изобразить глаз, его следует представить таким образом, чтобы он был узнаваем. Нарисованный в профиль, глаз получился бы перекошенным, поэтому его надо изображать анфас. Однако голова вполне различима в профиль, так как, помимо прочего, она в ясной и отчетливой форме включает в себя изображение носа и рта. Таким образом, человеческая фигура изображается посредством сочетания различных точек зрения. Как результат, фигура в одинаковой степени включает в себя черты в профиль и в фас: голова изображается в профиль с глазом в фас; верхняя часть туловища (плечи и грудная клетка) в фас, но с грудью и руками в профиль; таз повернут на три четверти; ноги и ступни в профиль.
Кроме того, обе ступни позволяют разглядеть на первом плане большой палец, и большой же палец всегда виден на обеих руках. То, что придает фигуре согласованность и соединяет в единое целое различные точки зрения, — это протяженность силуэта благодаря контуру. Нормативным, наиболее употребимым является правый профиль; но используется также и левый.
Для установления пропорции нарисованных сцен древние египтяне чертили на стене сетку и уже по ней размещали фигуры с соответствующими их размерами.
Исходным пунктом была стоящая человеческая фигура, которая обычно изображалась при соблюдении установленных размеров идеального образца. Единицей измерения служила какая-нибудь часть руки или ладони (как правило, речь идет о кулаке или локте), размеры которых выверялись по квадратам сетки в четкой пропорции эквивалентности.
Древний образец фигуры состоял из 18 квадратов (четырех больших локтей), между тем как новый образец начиная с саисского периода стал насчитывать 21 квадрат, отчего фигура стилизовалась.
2. Иерархия символов
Сцены из крестьянской жизни (Париж, Лувр) орнаментировали стены погребальной часовни писца Ун-Су, управляющего зерновыми амбарами Амона во времена XVIII династии. Выстроенные во фризы, эти сцены показывают повторяющееся изображение выполняющих различные сельскохозяйственные работы крестьян, с телами цвета красноватой охры, облаченных в белые набедренные повязки. Передано с исчерпывающим описательным стилем и условностями, которые не исключают созерцания природы
Изображение фигуры является вневременным, что означает, что не передаются ни чувства, ни действия. Поэтому картину следует рассматривать как заклинание, обращенное к вечности. Идеализация фигур прямо пропорциональна их социальному положению. Царь изображается с соответствующими его статусу атрибутами. Его тело воплощает вечную молодость. Неподвижность и вневременная невозмутимость пропорциональны рангу изображаемого. Так, например, чем выше социальный ранг, тем больше неподвижности. Речь не идет об условном портрете; то, что изображается, в действительности является социальной функцией персонажа, для чего необходимо также воспроизводить элементы, символизирующие его атрибуты. Изображаемые фигуры должны, таким образом, быть безошибочно узнаваемыми. Именно таким путем они превращаются в архетипы: фараона, писца, ремесленника и т.д. Поэтому изображение обобщается в нескольких типичных категориях, которые повторяются на протяжении всей истории египетского искусства. Ранг воспроизводимых фигур обусловливает масштаб, так что размер тем больше, чем выше положение в социальной иерархии. Так, в сцене битвы фараон может казаться гигантом рядом с изображениями рядовых воинов или врагов. Размеры фигур зависят от важности персонажа и не имеют никакого отношения к пространственной глубине. На самом деле, речь идет об «иерархическом взгляде».
Эти правила применяются с большей строгостью в случаях, относящихся к персонажам с высоким социальным статусом. Низшие социальные слои (ремесленники, крестьяне, прислуга) изображаются со всевозможными деталями в процессе выполнения работы. Тогда наблюдается большая легкость в линиях и большая степень свободы в формах и композиции. Такие фигуры, следовательно, отражают больший реализм не только своим взглядом, но также своими динамичными жестами и позами. Тем самым исчезает почтение, привносимое священным.
3. Изображение животных
В отличие от изображения человека, в воспроизведении животных применяются все имеющиеся средства выражения с целью добиться максимального натурализма. Животные получаются с превосходно выписанными деталями, их тело наделено живостью, которая контрастирует со скованностью человеческих тел. Художник несколько отходит от условностей и наносит легкие штрихи. Применение цвета сопровождается массой оттенков. Этот контраст между изображениями людей и животных сохраняется на протяжении всей истории египетского искусства.
4. Понимание пространства и композиции
В египетской живописи отсутствуют пространственные возможности, фигуры выглядят плоскими и помещаются в пространство, которое никак не скрывает подобную внешность форм. Тем не менее должны присутствовать все элементы, необходимые для того, чтобы объемный характер изображения мог быть разгадан. Трехмерная действительность, с другой стороны, выражена в ряде необходимых условностей, которые сохранялись в течение 30 столетий истории этой цивилизации. Когда имеет место попытка представить фигуры вглубь, то они накладываются друг на друга. На одной из картин из гробницы Небамуна (Лондон, Британский музей) стадо быков расставлено в горизонтальный ряд, что следует интерпретировать в объемном ключе. Для придания такого ощущения изображение животного воспроизводится ступенчато, в горизонтальном направлении, — в формуле, которая дает понять, что фигуры расположены одна за другой. В других случаях направление ступенчатого расположения является вертикальным, как это можно увидеть на стеле Ментуесера (V династия, гробница в Абидосе), на которой яства на столе жертвоприношений изображены в виде большой горы.
5. Горизонтальные полосы и рисунки
В живописи и рельефах изображения распределяются горизонтальными полосами, разделенными линиями. Такие композиции, составленные из наслоения рисунков, обычно оставляли место в центре для более важной сцены. Изображение напластованными слоями отражает навыки, свойственные аграрной культуре. Поэтому так скрупулезно рисуются земельные участки, огороженные под культуры.
Это получает очевидное отражение в художественных композициях, которые практически всегда располагаются в строгом порядке посредством разделения поверхности изображения на горизонтальные полосы, на которые помещаются рисунки.
Пространство сводится к двум схематическим геометрическим измерениям. Внутри каждой из полос различные фигуры и элементы также размещаются последовательно, хотя они и не связаны между собой.
Фон обычно не является образным, то есть не существует воспроизведения сценической декорации, в которой развивается действие. Не передается также и время. Единственным исключением является символическая сцена путешествия души, сцена болот, в которой изображается пейзаж с птичками, цветами лотоса и тростниковыми зарослями.
6. Символическое применение цвета
Цветовая палитра, использовавшаяся египетскими художниками, была, как правило, не очень широкой, поскольку ее применение не было точной проекцией действительности, а отвечала строгим нормативам, установленным канонами. Эти нормативы применялись даже в сценах более свободного по форме исполнения, в которых самые простые слуги выполняли всевозможные крестьянские и ремесленные работы. На рисунке из погребения писца Нахта (Фивы) изображена выжимка винограда
В египетском искусстве цвета применялись в соответствии с архитектурой, настенными рельефами, скульптурой, саркофагами, папирусами и декоративными дополнениями. Снаружи помещений в цветовой гамме преобладали ясные тона, которые оживлялись солнечным светом, между тем как внутри помещений применялись средние цвета, хотя и без тональных градаций в одном и том же изображении. В обоих случаях роспись наносилась в плоской форме.
Применение цвета отвечало заранее установленной программе. Каждый из цветов обладал конкретной символикой. То есть цвета выступают носителями ценностей, представляющими суть вещей, выходящими за рамки внешней видимости и потом — за рамки своей декоративной функции. Аналогичным образом широкое использование драгоценных камней и таких металлов, как золото, всегда преследовало такую символическую цель, которая не имеет никакого отношения к меновой стоимости. Их применение отвечало, таким образом, способности камня вызывать духов, а также качествам и достоинствам, связанным с его цветом и яркостью отблеска. Феномен ежегодного наводнения в Египте вызывался, как уже говорилось, дождями в Центральной Африке, которые питали оба рукава реки: Белый Нил, бравший свое начало в озере Альберт (на границе Заира и Уганды), Голубой Нил, истоки которого находились в Абиссинии (Эфиопия). Оба рукава сливались на уровне Хартума (Судан) и текли вместе до самого устья.
В середине июля воды выходили из берегов. Этому явлению предшествовал паводок на Белом Ниле, окрашенный в зеленый цвет из-за ила, который увлекала с собою вода, пересекая обширные топкие пространства. На этой стадии за ним следовало другое половодье, в котором вода окрашивалась в красный цвет благодаря железистым наносам. После спада воды земля оказывалась удобренной скоплением отложений иловатой глины. Вероятно, именно созерцание этих цветовых переливов вод реки позволило установить изначальные значения цвета в египетской живописи
Так, зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.
Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.
Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.
Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.
Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.
Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет.
Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.
В разные времена тон фона был различным. От сероватого, характерного для Древнего Царства, осуществляется переход к бледно-желтому при Новом Царстве и цвету охры впоследствии.
Рисунки египтян на стенах
Колористика Древнего Египта и ее применение в современных интерьерах
Тисленко Анастасия Андреевна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Шаповалова Наталья Михайловна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Белова Екатерина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры
«Дизайн и монументально-декоративное искусство»
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ
Роспись в Древнем Египте
Для своих работ древнеегипетские художники использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей, маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки для разведения красок. Темпера являлась той самой красой, которой выполнялись все росписи в Древнем Египте.
Живопись в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее на рисунках.
Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления (рис. 2).
Основными сюжетами чаще всего были жизнь и царствование фараона, жизнь вельмож, религиозные сюжеты. Однако часто встречались и сцены труда (рис. 3).
Некоторые изображения не отображали реальных фактов, а отображали жизнь человека в загробном мире или желаемые события.
Композиционные элементы росписей всегда являлись плоскими и располагались по горизонтальной оси поверхности. Для изображения не характерна перспектива, художники располагали фигуры друг за другом, не изменяя их пропорций. При этом ни один предмет не перекрывал другой. Яркой чертой в изображении фигур людей и богов было их одновременное расположение тела в фас, а головы и ног в профиль. Так же стоит отметить, что большие пальцы были видны на обеих руках и ногах, выходя на передний план.
Людей рисовали в идеализированном виде в расцвете лет. Женщины изображались с розовым или желтым цветом кожи, а мужчины – с темно-красным. Для показа статуса человека, фигуры имели разные размеры. Самыми большими и идеализированными были тела богов и фараонов. Им была свойственна неподвижность и невозмутимость. Низшие социальные слои изображались небольшими и динамичными. Для их фигур свойственна большая свобода движений и реализм.
В противовес изображениям людей, рисунки животных отличались натуральностью и легкостью (рис. 4). Художники использовали все доступные им средства выразительности, отходили от людской скованности и наделяли животных живостью и реалистичностью. Цвета использовались в различных вариациях.
стены гробницы Небамона [6]
За исключением сцен на болотах и символической сценой путешествия души, фон не имел изображений окружающей среды и выполнялся однотонным.
Цвета в древнеегипетской цивилизации
· Белый цвет являлся знаком чистоты, святости и символизировал душу человека.
· Черный для египтян не был противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых земными средствами.
· Зеленый являлся символом мира, добра и блага, созданного Богом на земле.
· Красный цвет означал как жизненную энергию и силу, так и разрушение с опасностью.
· Желтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звезд и вечностью.
· С голубым цветом ассоциировался воздух и вода, это символ небесного благословения, причастия.
· Бирюзовый был любимым цветом египтян и говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви.
Примеры использования цвета в архитектуре
Ярким примером использования цвета в архитектуре являются величественные храмы Карнака и Луксора, соединенные знаменитой аллеей сфинксов (рис. 5). Несколько столетий фараоны и зодчие вносили свой вклад в строительство этих сооружений. Оба храма были воздвигнуты в честь Амона – всемогущего бога солнца.
Потолок гипостильного зала в Карнакском храме был выкрашен в глубокий синий цвет. Его украшали золотые росписи в виде птиц и звезд, что символизировало небесный свод. Характерный золотой цвет повторялся так же на колоннах и стенах. Цветные барельефы, украшающие зал, описывали восхождение фараона к богам.
· Тело Рамзеса окрашено в красно-кирпичный цвет – символ жизненной силы.
· Корона, излучающая свет, окрашена позолотой.
· Бело-золотые одежды показывают значимость и величие фараона
Современное применение древнеегипетской росписи и колористики в тематических интерьерах
В современном мире изучение Египта приобрело широкое распространение благодаря множеству находок археологов. Но не только открытия древних гробниц привлекли внимание людей к стране Бога Солнца. Именно уникальный стиль архитектуры и росписи впечатлили ученых, архитекторов и дизайнеров по всему миру. Сейчас интерьер в древнеегипетском стиле находится на пике популярности уже ни одно десятилетие.
Для исторического и современного египетских интерьеров характерны расписные колонны с цветочным или геометричным узором, как в древнеегипетских храмах. На стенах использован камень, цвета преимущественно светлые: белые, бежевые, песочные, оттенки слоновой кости. Росписи повторяют фрески из древних храмов и выполнены в характерных для Египта цветах: множество оранжево-красных цветов и позолоты с синими и черными вкраплениями (рис. 8). Арки стрельчатой формы или ниши в стенах добавляют интерьеру атмосферы и так же могут быть расписаны фресками и растительным орнаментом.
Натуральные материалы, свойственные роскошным и историческим интерьерам, такие как дерево, камень, папирус – так же являются отличительной чертой дизайна помещений в данном стиле. Темно-коричневые, шоколадные, черные, синие и зеленые цвета оттеняют яркие золотые и оранжевые оттенки и подчеркивают натуральность используемых материалов (рис. 9).
Рис. 9. Пример интерьера в египетском стиле [2]
Яркости и акцентов интерьеру добавляет обилие разноцветного текстиля и небольшие настенные и потолочные росписи (рис. 11).
Аксессуары чаще всего имитируют памятники архитектуры и символику Древнего Египта, чаще всего расписаны позолотой, синим и бирюзой.
Изучая историческое наследие Древнего Египта, его влияние на развитие искусства и технологии, а также современное восприятие этой цивилизации можно сделать вывод, что древнеегипетский стиль до сих пор является актуальным, притягательным, необычным и современным.
Композиционные приемы и каноны служат наглядным пособием о укладе жизни и мышлении людей того времени, их ценностях и вере. Благодаря этим знаниям существуют многие современные концепции и технологии. Многие изобретения древних египтян до сих пор применяются в различных видах искусств, как например, с помощью модульной сетки современные художники и дизайнеры расписывают стены, создают проекты и веб сайты.
Росписи в храмах и гробницах продолжают поражать воображение своей красотой и размахом. Многие дошли до наших дней в исключительном состоянии и изучаются учеными, художниками и архитекторами. Цвет росписей выступает не только как отражение окружающей древнего египтянина природой, но и носит в себе духовный символизм. Его использование в современных интерьерах может быть переосмыслено, однако значения и сакральный смысл остаются неизменны.
Значение Древнеегипетского искусства росписи и колористки невероятно огромно. Оно развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий и открыло перед последующими поколениями огромные возможности в различных сферах науки и творчества.
Список использованной литературы:
Рисунки Древнего Египта: особенности
Важнейшим средством выражения египетского искусства была настенная живопись. Чаще всего египтяне делали свои «рисунки» на стене с барельефами. Размещение таких рисунков и рельефов подчинялось строгим нормам и канонам, которые диктовали жрецы. Рисунки Древнего Египта служили для его жителей ни чем иным как «двойником действительности» – отображением их жизни.
Древний Египет: значение рисунков
Почему египтяне делали свои рисунки такими детальными, вкладывали в них огромное количество времени и лучшие ресурсы? Ответ есть. В Древнем Египте основной целью живописи было увековечивание жизни умершего в загробном мире. Поэтому египетское искусство не воспроизводит никаких эмоций и пейзажей.
Египтяне наносили живопись в основном на стены усыпальниц, гробниц, храмов и различных предметов, которые имели погребальное или сакральное значение.
Древний Египет: правила нанесения живописи
Сцены, которые изображены на стенах всегда соответствуют прилагающим к ним иероглифам, они как-бы объясняют суть всего изображения.
Самое главное правило художников Древнего Египта – правильно изобразить каждую из частей тела, чтобы она была легко различима и совершенна. Следует отметить, что египтяне рисовали исключительно в профиль, однако глаз всегда делали в анфас, все по той же причине – чтобы он был правильным, поскольку если он нарисован в профиль его изображение искажается, что являлось недопустимым.
Чтобы все пропорции тела человека были соблюдены, художники сначала рисовали сетку, а потом уже фигуры с правильными размерами.
Идеализация фигур прямо пропорциональна социальному положению человека, который изображен на рисунке. Так, например, фараон изображается вечно молодым, сам он неподвижен и невозмутим (у египтян было правило: чем сильнее изображенный неподвижен, тем выше его социальный статус). Также характерным для живописи является фактор размера – чем выше стоял человек в обществе, тем он больше на рисунке, пример – фараон на поле битвы кажется гигантом если сравнивать его с солдатами.
Животных же изображали наоборот – живыми, быстро движущимися.
Каждый цвет, который наносился на стену имел свою конкретную символику. В основном наносились ярки цвета, особенно в местах куда попадал дневной свет, но и темные гробницы могли похвастаться яркими изображениями.
Зеленый цвет обозначал жизненную силу, черный – черноземы, белый – признак радости и победы, желтый – вечную силу богов, голубой – море и вечную жизнь.